Научная статья на тему 'Особенности управления развитием региональной инновационной инфраструктуры в России'

Особенности управления развитием региональной инновационной инфраструктуры в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуненкова Е.Н., Бухарова М.М.

В статье анализируются факторы, сдерживающие экономическое развитие региональной инновационной инфраструктуры в России. На основе международного опыта обосновано содержание мероприятий по формированию региональных кластеров, осуществление которых позволит ускорить экономический рост регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления развитием региональной инновационной инфраструктуры в России»

Е.Н. Дуненкова М.М. Бухарова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются факторы, сдерживающие экономическое развитие региональной инновационной инфраструктуры в России. На основе международного опыта обосновано содержание мероприятий по формированию региональных кластеров, осуществление которых позволит ускорить экономический рост регионов.

Ключевые слова: национальная инновационная система, регион, региональная инновационная система, инновационная политика, инновационная инфраструктура, кластерный подход.

Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры позволяет говорить о национальной инновационной системе (НИС), региональной инновационной системе (РИС) как о системах, в которых результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполненных за счет бюджетных средств, приобретают потребительскую стоимость для населения, и которые поставляют на мировой рынок в виде основного товара и услуг новое знание.

Следствием эффективного функционирования региональной инновационной инфраструктуры должно стать предложение рынку инновационных продуктов и услуг на основе создания, импорта, модификации и распространения новых технологий, т. е. трансфера знаний. Механизм передачи знаний играет существенную роль в инновационной системе (рис. 1). В структуру данного механизма включены инновационная политика и инновационная инфраструктура, которые являются важными элементами инновационной системы наряду с ее базовыми элементами -предпринимательской средой и средой, производящей знания. По мере развития инновационных систем потоки информационного обмена по поводу передачи знаний трансформируются в общенациональные механизмы трансфера технологий, а передача прав на интеллектуальную собственность становится одной из его доминирующих форм. От выбора конкретного типа трансфера знаний зависит разработка инновационной политики и инфраструктуры (рис. 1).

Для решения указанных проблем, связанных с неэффективностью механизма передачи знаний, должна разрабатываться комплексная инновационная политика и определяемая ею инфраструктура инновационной системы. Растущее разнообразие целей и инструментов, а также участников инновационной системы (регионы, специализированные учреждения, государственно-частные партнерства и т. д.) требует новых способов координации инновационной политики для обеспечения связности разработки и осуществления политики, а также для сохранения государственного контроля [8].

Анализ международного опыта разработки мер рыночного регулирования при формировании инновационной инфраструктуры (США, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Ирландии, Словакии, Турции, Бразилии, Чили, Китая, Японии, Южной Кореи) позволил выявить следующие тенденции, сложившиеся в последние годы:

- назначение специализированных, частично автономных учреждений ответственными за выполнение разных заданий (например, распределение финансирования между государственными исследовательскими институтами и университетами);

© Е.Н. Дуненкова, М.М. Бухарова, 2013

Результат функционирования системы: инновационные продукты и услуги на основе создания, импорта, модификации и распространения новых технологий _[= трансфер знаний]_

ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА ЗНАНИЙ

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

7

Среда, производящая знания

Инициати вное взаимодействие

\

Предпринимательская среда

Рис. 1. Роль и место механизма трансфера знаний в инновационной системе

- возникновение региональных политических мер, дополняющих национальные политические меры и, как правило, укрепляющих межрегиональную конкуренцию;

- акцентирование внимания государств на ключевых областях исследований и перспективных технологиях, например, биотехнологиях, нанотехнологиях, информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), новых материалах и передовых методах обработки. Вместе с этим продолжают возрастать усилия, направленные на поддержку инновационной стоимостной цепочки на различных этапах (например, за счет стимулирования НИОКР с помощью грантов или налоговых кредитов, создания специальных технологических кластеров или развития венчурных фондов), чтобы расширить возможности компаний по капитализации государственных и частных инвестиций в эти развивающиеся технологии [5];

- предоставление правительствами более чем 20 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) финансовых льгот для стимулирования НИОКР в сфере предпринимательства. Те страны, которые пока не предоставляют такие возможности, например, Германия и Финляндия, в настоящее время обсуждают вопрос об их введении. Страны, которые не являются членами ОЭСР, в частности, Бразилия, Китай, Индия, Сингапур и Южная Африка, также предоставляют конкурентоспособные налоговые льготы для инвестирования в НИОКР. Китай предоставляет (общие) налоговые вычеты компаниям, расположенным в зонах развития новых технологий или инвестирующим в такие ключевые области, как биотехнология, ИКТ и другие высокотехнологичные направления. Тем не менее, прямое государственное финансирование с помощью грантов, субсидий и займов остается самой часто используемой формой поддержки НИОКР в сфере бизнеса [5].

- консолидация Правительствами рамок оценки осуществимости инновационных проектов, подрядчиков (опыт Норвегии, Ирландии), рационализация процедуры оценки, подчас путем создания единого специального агентства или путем укрепления координации между оценочными подразделениями [8].

Рис. 2. Современные проблемы механизма передачи знаний в России в части трансфера технологий

В 2008 г. был разработан Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года, в рамках которого определено: особенность перехода к инновационному сценарию развития страны состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи резкого сокращения разрыва в уровне технологического развития экономики в целом и создания условий для обеспечения опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют ее будущую специализацию в мировом хозяйстве [1]. В рамках управления развитием региональной инновационной инфраструктуры необходимо решать следующие задачи:

- установление устойчивого экономического и политического климата в регионе, в том числе создание условий для функционирования региональных рынков новшеств;

- снижение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития посредством стимулирования реиндустриализации, занятости в регионах (опыт государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки), содействия развитию отсталых регионов (опыт Германии, Китая);

- обеспечение целостности экономического пространства страны посредством поддержки проектов развития местной промышленности;

- создание объектов инфраструктуры для эффективного и динамичного функционирования рынков и ликвидация "провалов рынка";

- стимулирование взаимодействия в процессе создания и обмена знаниями между различными субъектами инновационной деятельности;

- информационное обеспечение участников инновационных процессов;

- устранение несоответствий в рамках инновационной системы, например, несоответствий между инфраструктурой знания, общественными потребностями и частными потребностями на рынке;

- отказ от прямого субсидирования отраслей промышленности или организаций, ограничения рыночной конкуренции.

Такой подход в большинстве развитых стран потребовал пересмотра государственной и региональной инновационной политики и тактики при формировании инфраструктур поддержки, таких как сети и системы взаимодействия и обмена знаниями. В некоторых странах (Дания, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Соединенные Штаты) [7] акцент в инновационной политике сместился от прямого вмешательства к косвенному стимулированию; главной задачей стало осуществление регулирования, которое обеспечивает стимулы для формирования кластеров, востребуемых рынком.

В результате, на основании критерия «особенности и направления воздействия» классифицированы используемые в мире инструменты управления формированием и развитием составляющих инновационной инфраструктуры: организационных, финансово-экономических, нормативно-правовых. Зарубежный опыт доказывает, что только разработка и применение управленческих воздействий в комплексе позволяет добиться мультипликационного эффекта и сформировать фактически самоорганизующуюся среду для эффективной инфраструктуры. К числу основных инструментов формирования и развития инновационной инфраструктуры относятся:

1. Инновационная промышленная политика. Она включает, прежде всего, научно-техническую и частично промышленную политики. Ее методы обеспечивают работу рыночных конкурентных механизмов, прежде всего это косвенные методы регулирования и стимулирования: устранение барьеров для бизнеса, инвестиции в инфраструктуру, образование, создание рабочих мест; целенаправленное формирование новых высокотехнологичных производств гражданской продукции мирового уровня (выращивание «национальных чемпионов»); регулирование процессов концентрации в экономике в привязке к решению вопросов технологического развития; поощрение временных эффективных монополий, а также допуск транснациональных компаний на условиях локализации, определяющих требования к передаче технологий, лицензий, созданию производственных и исследовательских центров.

Можно выделить основные группы методов, обеспечивающих развитие регионов в отраслевом, территориальном и социальном аспектах [3]:

- метод формирования и эффективной региональной системы передачи и распространений инноваций;

- метод управления реализацией «открытых инноваций» (опыт Южной Кореи);

- метод комплексного управления цепочками ценности при создании инновационной продукции (опыт Южной Кореи);

- метод выделения и отбора эффективных социально-экономических инноваций.

Для России импортозамещающая промышленная политика может стать переходной ступенью к использованию инновационной промышленной политики.

2. Федеральные целевые программы, важнейшие инновационные проекты государственного значения, субсидии, направленные на стимулирование технического перевооружения и увеличение объемов высокотехнологичного экспорта. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, инновационное развитие российских регионов ориентировано на:

- развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

- формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

- создание территориально-производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

В России в настоящее время идея о необходимости кластерного подхода распространилась достаточно широко. Однако теоретические взгляды и попытки практического использования данного подхода весьма фрагментарны и не дают прогнозируемого результата. Во многом это объясняется стремлением использовать отдельные, несистемные фрагменты подхода для решения важных, но достаточно локальных задач. В частности, государственные органы склонны к максимально расширительной трактовке кластера, приближая его к административным границам регионов с определенной специализацией. Результатом явилась идея отраслевых кластеров, таких как металлургический, туристический, хотя предприятия в данных регионах не связаны единой цепочкой ценности.

В рамках теоретического подхода делаются попытки рассматривать кластер как географический элемент, имеющий определенные параметры концентрации занятости и производства, коэффициенты локализации, значимость для региональной (национальной) экономики и пр. Это формирует "мозаику" кластеров, но не позволяет обеспечить управление разнородными кластерами на одной территории. Популярным подходом является и подход М. Портера, основанный на модели "национальный ромб".

В России есть только единичные примеры формирования кластеров с учетом территориальных и социальных особенностей. В частности, в Ульяновской области создается ядерно-инновационный кластер "как высокотехнологичный экоценоз -единство образа жизни и среды обитания, сконструированных вокруг атомных станций, Государственного научного центра - Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР)" [4]. Важным элементом создания кластера является строительство в Димитровграде Федерального центра медицинской радиологии. Необходимо строительство технопарков для коммерциализации имеющихся разработок, Центра обучения и переподготовки кадров по ядерным технологиям и медицине с целью обеспечения профессиональными кадрами предприятий инновационного сектора региона, реализация программ переподготовки кадров. В целях поддержки ядерно-инновационного кластера разработана программа "Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010-2012 гг.", принят новый Генеральный план города [4].

3. Поддержка процессов интеграции:

- развитие интеграционных процессов и устойчивых межрегиональных, международных связей;

- поддержка межрегиональных, международных научных и промышленных проектов;

- поддержка и регулирование рабочей силы с учетом межрегиональной, международной мобильности.

После 2012 года существенный вклад в развитие регионов России будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся:

- агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;

- города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, а также порты Севера и Дальнего Востока (гг. Томск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск).

Критерием успешного развития региона, выделившегося на основе наукоемких технологий, является его способность плавно перейти от одной технологической парадигмы к какой-либо другой. Экосистема, благоприятствующая инновациям и созданию предприятий, становится движущей силой, способной создавать новые технологии и бизнес-концепции, овладевать ими и реализовывать их в регионе [2]. Условием такого развития является базовая инфраструктура, в первую очередь энергетика. Энергетическая отрасль играет ключевую роль в экономике любой страны в силу того, что экономический рост невозможен без соответствующих темпов роста установленных энергетических мощностей. Реальная инновационная активность невозможна без наличия развитой базовой инфраструктуры, и основной проблемой в отечественной энергетической отрасли является нарастающий дисбаланс между ростом потребления и объемом производимой электрической и тепловой энергии.

4. Мероприятия по развитию образования:

- совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и внедрений инноваций во всех сферах хозяйства;

- создание системы сбора, обработки и распространения информации о потребности ключевых секторов экономики в рабочей силе и квалификационных требованиях к ней с учетом национальных и региональных приоритетов;

- стимулирование вузов к оперативной поддержке областей потенциального экономического роста.

5. Инструменты развития информационной составляющей инфраструктуры :

- организация ярмарок инноваций в регионах для распространения и взаимообмена передовыми знаниями и идеями, становления инновационной культуры и эффективной деловой практики;

- усиление инновационного потенциала регионов путем укрепления конкурентоспособности региональных вузов как источника кадровой базы промышленности, эффективного использования и содействия занятости выпускников вузов в регионах;

- формирование интегрированных информационных баз региональных НИОКР, содержащих сведения об имеющихся квалифицированных кадрах, технологиях и основных производственных фондах, осуществляемых исследовательских проектах и их результатах;

- содействие научно-технической и информационной кооперации между предприятиями разного масштаба, а также между различными сферами экономики и инновационной деятельности (наука - производство -образование);

- технологические коридоры, включающие перечень обязательных государственных требований (ограничений) к техническим параметрам применяемых технологий, потребительской продукции и услугам, с разбивкой по годам и нарастанием их жесткости со временем [6];

- условия выдачи сертификатов и лицензий, определяющих требования к применяемым технологиям или технологическому уровню;

- директивное установление заданий государственным компаниям по достижению технологических ориентиров;

- прямое и косвенное политическое воздействие на руководителей компаний с целью добиться совершения определенных действий в требуемом направлении;

- создание сети инноваций на основе межрегиональной Ассоциации инновационных регионов России.

6. Мероприятия по поддержке бизнеса:

- поддержка малого, среднего и крупного инновационного бизнеса, в том числе на ранней стадии их развития, поощрение конкуренции;

- создание климата, благоприятного для малого инновационного предпринимательства;

- упрощение процедуры создания новых предприятий, процедур отчетности;

- стимулирование конкуренции на основе неценовых факторов и нематериальных инвестиций (инновации, продвижение товаров на рынке, дизайн, развитие марок);

- распространение наилучшего опыта, в частности, методик "бережливого производства" и т.п.;

- облегчение малому и среднему предпринимательству доступа к научным и финансовым ресурсам (в т.ч. к венчурному финансированию);

- включение малого бизнеса в экспортную деятельность;

- разработка программ, нацеленных на содействие предпринимательству для целевых групп: молодёжи (отдельно для школьников и студентов), иммигрантов, женщин-предпринимателей. Программы для школьников могут реализовываться в рамках школьных программ, что позволит также облегчить профориентацию школьников. Программы для студентов могут осуществляться через семинары, участие в круглых столах, форумах, конференциях, а также через существующие при учебных заведениях инкубаторы бизнеса, технопарки и другие предприятия, созданные в рамках федерального закона № ФЗ-217 от 02.08.2009 г.

Задачи развития бизнеса, формирования государственно-частного партнерства ставятся в ряде российских федеральных целевых программ и в отраслевых стратегиях развития. Наиболее важными с точки зрения инновационного развития экономики являются Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, "Федеральная космическая программа", "Развитие технологий для гражданской авиации", "Национальная технологическая база", Стратегия развития российской химической и нефтехимической отраслей на период до 2015 года и другие.

В современных условиях нарастающей неравномерности экономического развития меняется роль и место инновационной инфраструктуры. Инновационное развитие региона - процесс достаточно сложный и требует мобилизации многих ресурсов для коммерциализации результатов научных исследований и разработок и продвижения инновационной продукции на рынок. В связи с этим для достижения синергетических свойств инновационная инфраструктура, как связующее звено между инновациями и рынком, нуждается в эффективном управлении с помощью комплекса следующих инструментов: инновационная промышленная политика, государственные целевые

программы, мероприятия по межрегиональной и международной интеграции, поддержке бизнеса, образования, информационного развития.

Литература

1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Проект от 11 ноября 2008 г.

2. Ицкович, Г. Тройная спираль: инновационное развитие регионов // http://www.unova.ru/article/5877

3. Какатунова, Т.В. Механизм и методы формирования инновационной инфраструктуры региональных промышленных комплексов с использованием инструментов электронной экономики. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.э.н. : 08.00.05. - М., 2011.

4. Морозов, С.И. Формирование региональной инновационной стратегии: проблемы и решения // Проблемы современной экономики, № 2(38), 2011 // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3621.

5. Обзор науки, технологии и промышленности ОЭСР в 2010 г. / OECD Science, Technology and Industry, 2010 // www.oecd.org/rights/

6. Оганесян, Т., Розмирович, С., Медовников, Д. Рождение национальной инновационной системы // Эксперт № 36(720), 13.09.2010 // http://expert.ru/expert/ 2010/36/rozhdenie_innovacionoi_sistemy/

7. den Hertog P., Leyten J., Limpens I., Whalley J. Chapter 5. Approaches to cluster analysis and its rationale as a basis of policy // RISE literature review. - 2001.

8. OECD SCIENCE, TECHNOLOGY AND INDUSTRY OUTLOOK 2012 - ISBN 978-92-64-170391 // 10.1787/sti_outlook-2012-en.

В.И. Звонников В.А. Нефедов

ИННОВАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ СМК ОБРАЗОВАНИЯ В ГУУ

Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения инновационных разработок в систему управления качеством образования в ГУУ, недостаточности получения сертификата на СМК, как гарантии создания качественного образования. Приведены рекомендации по шагам руководства университета на пути к созданию СМК подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, система менеджмента качества, инновационность.

Многолетний опыт научно- исследовательских и консалтинговых работ в области разработки и практической реализации моделей совершенствования и оценки систем менеджмента качества (СМК) организаций позволил определить, что принципы построения, совершенствования и оценки СМК организаций, базируются на следующих основных документах и моделях систем качества:

1) Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000)

2) Модель премии правительства РФ в области качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)

4) Модель оценки CAF (Common Assessment Framtwork) -Совершенствование через самооценку менеджмента в организациях, финансируемых из государственного или муниципального бюджета.

© В.И. Звонников, В.А. Нефедов, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.