Научная статья на тему 'Проблемы учетно-контрольного обеспечения стимулирования инновационной деятельности в условиях финансовой стабильности'

Проблемы учетно-контрольного обеспечения стимулирования инновационной деятельности в условиях финансовой стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC SUSTAINABILITY / INNOVATIVE ACTIVITY / FORMS AND WAYS OF ENCOURAGING INNOVATION / INNOVATION COSTS / COST ACCOUNTING AND COST CONTROL ON INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Светлана Евгеньевна, Дубков Денис Алексеевич

Важной особенностью инновационной деятельности в России является низкий уровень ее инновационной активности, несмотря на то, что одним из приоритетных направлений экономического развития нашей страны определено формирование благоприятного инновационного климата и повышение инновационной активности бизнеса. Однако научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют колоссальных затрат и сопряжены с высоким уровнем риска. В результате, несмотря на признание неизбежности инновационного пути развития для обеспечения экономической устойчивости в условиях финансовой нестабильности, к инновационной деятельности в России относятся настороженно. Главной причиной сложившегося уровня инновационной активности организаций является недостаток эффективных мер государственного стимулирования инновационной деятельности и, как следствие, отсутствие интереса частных инвесторов (в том числе иностранных) к вложению средств в отечественные инновационные проекты. Для эффективного стимулирования инновационной деятельности необходимо наличие соответствующего его уровню контрольного обеспечения, направленного на сохранность вложенных средств и эффективное управление ими. Уточнено содержание информационного обеспечения инновационной деятельности. Предложено выделение обособленного учета затрат на инновационную деятельность, ориентированного не только на обеспечение информацией внешних пользователей (для внешнего мониторинга и анализа), но и внутренних (руководителей организаций) для своевременной оценки эффективности инновационной деятельности, организации внутреннего контроля и принятия управленческих решений. В зависимости от финансовых возможностей хозяйствующих субъектов определены формы интеграции организационных структур и в соответствии с ними выделены способы ведения и учета инновационной деятельности. Обоснована целесообразность использования индивидуальной системы управленческого учета и внутрихозяйственной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of accounting control to ensure innovation in the conditions of financial instability

An important feature of innovation activity in Russia is the low level of inno-vative activity, despite the fact that one of the priorities of the economic develop-ment of our country defined the formation of favorable innovation climate and in-crease of innovation activity of the business. However, scientific-research and ex-perimental-design works require enormous costs and carry a high level of risk. As a result, despite the recognition of the inevitability of the innovation way of devel-opment in order to ensure economic stability in the conditions of financial instabil-ity, to innovate in Russia are sufficiently wary. The main reason for the current level of innovation activity of organizations is the lack of effective measures to en-courage innovation, and as a result, the lack of interest of private investors (includ-ing foreign) in investing in domestic innovation projects. For effective innovation requires appropriate his level of control aimed at ensuring the safety of investments and effective management. Accordingly, it was clarified the content of the infor-mation management innovation. Proposed allocation of separate cost accounting on innovation, oriented not only to provide information to external users (for external monitoring and analysis), but also internal (executives) for timely assessment of the efficiency of the innovation, internal controls and management decisions. Depending on the financial capacity of the economic entities defined forms of integration of organizational structures and allocated in accordance with the methods of accounting and innovation. Expedience of the use-case of managerial accounting system and the economic reporting.

Текст научной работы на тему «Проблемы учетно-контрольного обеспечения стимулирования инновационной деятельности в условиях финансовой стабильности»

УДК 657.47 DOI: 10.5862/JE.245.13

С.Е. Егорова, Д. А. Дубков

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

S.E. Egorova, D.A. Dubkov

PROBLEMS OF ACCOUNTING CONTROL TO ENSURE INNOVATION IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL INSTABILITY

Важной особенностью инновационной деятельности в России является низкий уровень ее инновационной активности, несмотря на то, что одним из приоритетных направлений экономического развития нашей страны определено формирование благоприятного инновационного климата и повышение инновационной активности бизнеса. Однако научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют колоссальных затрат и сопряжены с высоким уровнем риска. В результате, несмотря на признание неизбежности инновационного пути развития для обеспечения экономической устойчивости в условиях финансовой нестабильности, к инновационной деятельности в России относятся настороженно. Главной причиной сложившегося уровня инновационной активности организаций является недостаток эффективных мер государственного стимулирования инновационной деятельности и, как следствие, отсутствие интереса частных инвесторов (в том числе иностранных) к вложению средств в отечественные инновационные проекты. Для эффективного стимулирования инновационной деятельности необходимо наличие соответствующего его уровню контрольного обеспечения, направленного на сохранность вложенных средств и эффективное управление ими. Уточнено содержание информационного обеспечения инновационной деятельности. Предложено выделение обособленного учета затрат на инновационную деятельность, ориентированного не только на обеспечение информацией внешних пользователей (для внешнего мониторинга и анализа), но и внутренних (руководителей организаций) для своевременной оценки эффективности инновационной деятельности, организации внутреннего контроля и принятия управленческих решений. В зависимости от финансовых возможностей хозяйствующих субъектов определены формы интеграции организационных структур и в соответствии с ними выделены способы ведения и учета инновационной деятельности. Обоснована целесообразность использования индивидуальной системы управленческого учета и внутрихозяйственной отчетности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ; ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ; ФОРМЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

An important feature of innovation activity in Russia is the low level of inno-vative activity, despite the fact that one of the priorities of the economic develop-ment of our country defined the formation of favorable innovation climate and in-crease of innovation activity of the business. However, scientific-research and experimental-design works require enormous costs and carry a high level of risk. As a result, despite the recognition of the inevitability of the innovation way of devel-opment in order to ensure economic stability in the conditions of financial instabil-ity, to innovate in Russia are sufficiently wary. The main reason for the current level of innovation activity of organizations is the lack of effective measures to en-courage innovation, and as a result, the lack of interest of private investors (includ-ing foreign) in investing in domestic innovation projects. For effective innovation requires appropriate his level of control aimed at ensuring the safety of investments and effective management. Accordingly, it was clarified the content of the infor-mation management innovation. Proposed allocation of separate cost accounting on innovation, oriented not only to provide information to external users (for external monitoring and analysis), but also internal (executives) for timely assessment of the efficiency of the innovation, internal controls and management decisions. Depending on the financial capacity of the economic entities defined forms of integration of organizational structures and allocated in accordance with the methods of accounting and innovation. Expedience of the use-case of managerial accounting system and the economic reporting.

ECONOMIC SUSTAINABILITY; INNOVATIVE ACTIVITY; FORMS AND WAYS OF ENCOURAGING INNOVATION; INNOVATION COSTS; COST ACCOUNTING AND COST CONTROL ON INNOVATION.

Введение. Инновационная деятельность остается важным фактором экономического развития и повышения конкурентоспособности организаций, регионов и страны в целом. Согласно Стратегии инновационного развития России до 2020 года, приоритетными направлениями страны являются формирование благоприятного инновационного климата и повышение инновационной активности бизнеса. Однако научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют колоссальных затрат и сопряжены с высоким уровнем риска. В связи с этим возникает проблема: с одной стороны, для обеспечения и поддержания конкурентоспособности субъекты бизнеса должны иметь инновационный потенциал как таковой, с другой — возможности его реализации.

В настоящее время отечественные организации имеют достаточно низкий уровень инновационной активности, по сравнению с другими странами. Из табл. 1 видно, что в 2013 г. совокупный уровень инновационной активности отечественных организаций равен 10,1 %. Этот уровень значительно ниже, чем в таких странах, как Чили, Польша, Болгария, Латвия, а у лидеров инновационной активности, таких как Израиль, ЮАР, Германия, Люксембург, Канада, этот показатель более 65 %1.

Изучение статистических показателей за 2013 г. свидетельствует, что удельный вес хозяйствующих субъектов, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций равен 8,9 %. Значение этого показателя незначительно изменялось в рассматриваемые годы: 2010 г. — 7,9 %, 2011 г. — 8,9 %, 2012 г. — 9,1 %. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в анализируемом периоде сохранялся на уровне 6,3—9,2 %. Причем, по

мнению экспертов, какие-либо предпосыл-

^ 2 ки к росту этих показателей отсутствуют2.

1 Индикаторы инновационной деятельности: 2015: стат. сб. / НИИ ВШЭ. URL: http://www.hse. ru/primarydata/ii2015

2 Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: возмож-

ности и ограничения. URL: http://ecsocman.hse.ru /hsedata/2013/ 06/05/1285045297/3-Simachev-18-42.pdf

В то же время возрос удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в 2013 г. их доля составляла 2,9 % (в 2010 г. — 1,6 %)3. Данная ситуация свидетельствует о росте уровня предпринимательского риска и заставляет задуматься об эффективности использовании средств, вкладываемых частным и государственным секторами в инновационные проекты, так как несмотря на рост затрат на технологические инновации, о росте удельного веса инновационных продуктов говорить не приходится. Свидетельством тому являются периодические громкие скандалы о нецелевом использовании или хищении средств в инновационном центре «Сколково» и госкорпорации «Рос-нанотехнологии».

Анализ источников финансирования затрат на технологические инновации (рис. 1) показывает, что преобладающий удельный вес занимают собственные средства организаций. В 2013 г. их доля составляла 63,4 %, в 2010 г. — 69,1 %. Доля иностранных инвестиций снизилась и составила в 2013 г. 0,5 %, в то время как в 2010 г. их удельный вес был равен 2,7 %. Прочие источники финансирования выросли и составили в 2013 г. 29,5 %, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных субъектов составляли незначительный удельный вес: в 2013 г. — 6,5 %, в 2010 г. — 5 %3.

По нашему мнению, главной причиной низкого уровня инновационной активности организаций является недостаток эффективных мер государственного стимулирования инновационной деятельности и, как следствие, отсутствие интереса частных инвесторов (в том числе иностранных) к вложению средств в отечественные инновационные проекты. Например, удельный вес организаций, получавших финансирование из средств бюджета в 2013 году в Мексике составлял 54,8 %, во Франции — 49,4 %, в Нидерландах — 46,9 %, в Венгрии — 45,6 %, в то время как в России — 22,9 %1.

3 Официальный сайт Росстата. URL: www. gks.ru

Таблица 1

Совокупный уровень инновационной активности организаций1

Страна % Страна % Страна %

Россия 10,1 Финляндия 52,6 Чехия 43,9

Израиль 75,2 Греция 52,3 Австралия 42,2

ЮАР 73,9 Нидерланды 51,4 Кипр 42,1

Германия 66,9 Дания 51,1 Корея 38,3

Люксембург 66,1 Мальта 51,1 Хорватия 37,9

Канада 63,5 Великобритания 50,3 Словения 34,0

Ирландия 58,7 Турция 48,5 Испания 33,6

Италия 56,1 Япония 48,5 Литва 32,9

Швеция 55,9 Эстония 47,6 Венгрия 32,5

Бельгия 55,6 Сербия 47,5 Латвия 30,4

Португалия 54,6 Словения 46,5 Болгария 27,4

Австрия 54,4 Новая Зеландия 46,1 Польша 23,0

Франция 53,4 Норвегия 44,7 Чили 19.2

2,7%

0,01%

2010 год

2013 год

Рис. 1. Источники финансирования затрат на технологические инновации (^^Н) — собственные средства организации; ( средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ

и местных бюджетов;

I) — внебюджетные фонды; I

— иностранные инвестиции; ( I

прочие средства.

Отмеченное позволяет обозначить проблему стимулирования инновационной деятельности в России, понимая при этом под стимулированием инновационной деятельности организации совокупность форм и

методов поддержки хозяйствующего субъекта при его стремлении к созданию и (или) внедрению инноваций с целью формирования конкурентоспособного продукта ( услуги).

Методика и результаты исследования. Анализ нормативной базы позволил выделить три существующие формы стимулирования инновационной деятельности (по степени участия государства) с целью повышения инновационной активности. Первая форма — государственное стимулирование реализуется органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также государственными фондами, бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями со 100%-м государственным участием. Наряду с первой формой стимулирование инновационной деятельности осуществляется негосударственным сектором в лице коммерческих организаций, научно -исследовательских организаций, физических лиц, частных научных и научно-технических фонов, международных компаний. И наконец, смешанная форма стимулирования инновационной деятельности включает такие субъекты, как фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, научно-исследовательские организации и прочие субъекты инновационной инфраструктуры с частичным участием государства. И именно последняя форма является наиболее эффективной, так как способствует снижению риска для каждого участника инвестиционного проекта.

В настоящее время используется два метода стимулирования инновационной деятельности государством [14]: прямое финансирование из бюджета в рамках федеральных целевых программ и косвенный способ (налоговая политика).

К инструментам первого метода относятся: субсидии и субвенции на поддержку научных мероприятий, дотации, гранты, бюджетные инвестиции в уставный капитал инновационной организации, бюджетный кредит, федеральные целевые программы в области инноваций, льготы по аренде недвижимого имущества, субсидии на возмещение части затрат.

Политика в области налогового стимулирования заключается в предоставлении инновационным организациям льгот по отдельным налогам, налоговых изъятий, инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул.

Обзор научной литературы показывает, что в настоящее время не существует едино -

го подхода по поводу того, какой метод стимулирования лучше. Анализ статистических данных по инновационной деятельности выявил, что прямое финансирование не всегда является эффективным, поскольку иногда наблюдаются коррупция и хищение бюджетных средств4. Однако независимо от того, кто является субъектом стимулирования инновационной деятельности, будь то частные инвесторы или органы, представляющие интересы государства, они заинтересованы в рациональном использовании вложенных средств, в защите их от необоснованных трат и в получении положительного эффекта [15].

Поэтому важной особенностью стимулирования инновационной деятельности является наличие соответствующего его уровню контрольного обеспечения. Роль контроля в хозяйственной деятельности с точки зрения управления хорошо раскрыта в работах по менеджменту. Так, Анри Файоль писал: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия» [1]. Фабио Беста отмечал: «...контроль должен принудить каждого работающего на предприятии быть честным, хотя бы и против желания» [2].

Применительно к инновационной деятельности под контролем понимается не только обеспечение сохранности вложенных средств, но и эффективное управление ими.

Для практической реализации контроля необходима информация. Основным источником информации о деятельности хозяйствующего субъекта для внешних пользователей являются данные публичной бухгалтерской отчетности. Состав данной отчетности регламентируется Приказом Минфина России № 66н от 02.07.2010 г.5. Перечень данных, который должен быть раскрыт иннова-

4 Рост через инновации. Российский и международный опыт. URL: https://www.pwc.ru/ru/innov ationsurvey/assets/innovation-through-growth.pdf.

5 Приказ Минфина России № 66н от

02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности

организации».

ционными организациями в бухгалтерской отчетности, представлен в Информационном письме Минфина России ПЗ-8/20116. Эта информация отражается в Пояснении к годовому бухгалтерскому отчету.

Сведения, которые должны быть раскрыты в статистической отчетности (по форме 4-инновации), утверждены Приказом Росстата № 580 от 24.09.2014 г.7

Однако информации, раскрываемой в содержании данной отчетности, бывает не всегда достаточно для анализа и контроля вложенных средств. Кроме того, в последнее время, инновационная деятельность осуществляется группой взаимосвязанных лиц, представленной отдельными субъектами малого бизнеса. Например, количество субъектов малого предпринимательства (без микропредприятий) в промышленном производстве в 2011 и 2013 гг. (отчетность составляется 1 раз в 2 года) было, соответственно, 25 и 26,8 тыс., а крупных и средних — 24,5 и 24,6 тыс.3 Также следует отметить, что в последние годы Правительство РФ связывает большие надежды с малыми инновационными предприятиями при вузах и НИИ, считая их двигателями страны в инновационное русло развития. Согласно действующему законодательству малые предприятия могут формировать упрощенные формы отчетности, информативность которых, с точки зрения оценки эффективности использования средств для осуществления инновационной деятельности, является весьма незначительной.

Таким образом, одной из проблем в современной экономике является необходимость уточнения информационного обеспечения инновационной деятельности для контроля средств, вложенных в инновационный проект.

6 Информационное письмо Минфина России «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства» ПЗ-8/2011.

7 Приказ Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» № 580 от 24.09.2014 г.

Учитывая, что основным источником информации о деятельности хозяйствующего субъекта был и остается бухгалтерский учет, для получения полного и корректного отражения сведений о направлениях использования средств инновационно-активными организациями представляется целесообразным выделение обособленного учета затрат на инновационную деятельность, ориентированного не только на обеспечение информацией внешних пользователей (для внешнего мониторинга и анализа), но и внутренних (руководителей организаций) для своевременной оценки эффективности инновационной деятельности, организации внутреннего контроля и принятия управленческих решений.

Под затратами на инновационную деятельность (инновации) понимаются выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, в масштабах организации (отрасли, региона, страны) [3, с. 83].

Порядок учета расходов на НИОКР в России регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/2002). Настоящее Положение используется организациями, которые выполняют НИОКР собственными силами и (или) является по договору заказчиками указанных работ [4, п. 1]. Положение применяется только в отношении работ8, по которым: во-первых, получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформлены документально в установленном законодательством порядке, во-вторых, получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации9. В состав расходов на НИОКР включается [4, п. 9]: стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций, затраты на оплату труда работников, занятых выполне-

8 К научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в целях ПБУ 17/2002 относят работы, определенные Федеральным законом РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. [5].

9 В ст.1225 ГК РФ представлен перечень результатов НИОКР, подлежащих правовой охране.

нием НИОКР, отчисления на социальные нужды, стоимость спецоборудования и специальной оснастки, амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, общехозяйственные расходы и прочие затраты, связанные с выполнением НИОКР.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета расходы на НИОКР учитываются по дебету активного счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-

конструкторских и технологических работ» (табл. 2). После завершения НИОКР расходы, собранные на данном счете отражаются в учете одним из трех способов (табл. 2) в качестве результатов НИОКР, нематериальных активов, прочих расходов.

Незапатентованные результаты расходов на научно-исследовательскую деятельность учитываются в составе имущества организации на активном счете 04 «Нематериальные активы», на отдельном субсчете «Результаты исследований и разработок» (табл. 2).

Порядок учета расходов на приобретение и (или) создание НМА организуется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (14/2007). Расходами на приобретение нематериальных активов являются [6, п. 8]: суммы, уплаченные в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, таможенные сборы и пошлины, невозмещаемые налоги, государственные, патентные и иные пошлины, суммы, уплаченные посредническим, информационным и консультационным организациям и прочие расходы, связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для его использования.

При создании нематериальных активов, кроме перечисленных, относятся следующие расходы [6, п. 9]: суммы, уплаченные сторонним организациям за научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), расходы на оплату труда работников, занятых созданием нематериальных активов или выполнением НИОКР по трудовому договору, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию исследовательского обо-

рудования, установок и сооружений, амортизация основных средств и нематериальных активов, прочие расходы, связанные с созданием НМА и обеспечением условий для его использования.

Перечисленные расходы учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчета 08 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» (при создании НМА), субсчета 05 «Приобретение нематериальных активов» (при покупке НМА). Результаты создания (приобретения) нематериальных активов учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» (табл. 2).

Таким образом, в России порядок принятия объекта к учету в качестве НМА регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), а в качестве результатов исследований и разработок — Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно -исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/2002). Причем, учет и нормативное регулирование расходов на инновационную деятельность зависят от цели и планируемого результата (рис. 2).

В международной практике учет и признание расходов на инновационную деятельность регламентируется стандартом МСФО (IOS) 38 «Нематериальные активы». Несмотря на то, что российские нормативные документы были приняты во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, между отечественными и международными стандартами остались различия. Это ведет к признанию НМА в одном учете и непризнанию в другом, что, соответственно, искажает финансовую отчетность [7, с. 41].

Как уже отмечалось, инновационная деятельность требует значительных ресурсов, кроме того, данный вид деятельности имеет высокую степень риска [8]. Поэтому в зависимости от финансовых возможностей определяется форма интеграции организационных структур и в соответствии с нею выделяется один из двух способов ведения инновационной деятельности (рис. 3): внутрихозяйственная инновационная деятельность или инновационный аутсорсинг.

Таблица 2

Учет затрат на инновационную деятельность

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

1.Учет капитальных затрат

Учтены затраты на приобретение НМА 08-5 60, 76

Учтены расходы на НИОКР (затраты на создание НМА) 08-8 10, 70, 69, 02, 05, 76, 71

2.Учет результатов вложений в НИОКР

Приняты к учету созданные (приобретенные) НМА 04 08-8 (08-5)

Приняты к учету незапатентованные результаты НИОКР 04-«Результаты НИОКР» 08-8

Учтен отрицательный результат НИОКР 91-2 08-8

3.Учет текущих затрат в научно-исследовательской организации

Учтены прямые затраты 20 10, 70, 69, 02, 05, 76, 71

Учтены косвенные затраты 25, 26, 44 10, 70, 69, 02, 05, 76, 71

Распределены косвенные расходы 20 25, 26, 44

Списаны косвенные расходы на расходы периода 90-6 (90-7) 26, 44

Приобретение или создание НМА

Усовершенствование действующих технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируемый результат

Форма результата Порядок учета результата Нормативный документ

Объект НМА Дебет 04 «Нематериальные активы». Кредит 08-5 (08-8) ПБУ 14/2007

Результаты НИОКР Дебет 04, субсчет «Результаты НИОКР». Кредит 08-8 ПБУ 17/2002

Рис. 2. Учет и нормативное регулирование результатов НИОКР

Внешний инновационный аутсорсинг подразумевает сотрудничество со сторонними самостоятельными хозяйствующими субъектами, у которых компания приобретает результаты инновационной деятельности. Как правило, такие организации осуществляют инновационную деятельность либо для накопления научных знаний, расширения инновационного потенциала, либо для реализации полученных инноваций и получения прибыли.

Если организация является дочерней по отношению к заказчику, то никаких внутри-

фирменных расчетов в области учета затрат между ними не возникает. В таких организациях научно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в соответствии с ОКВЭД, и прямые затраты учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», а косвенные — на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». В конце учетного периода косвенные затраты включаются в себестоимость путем распределения на отдельный продукт (заказ) или списываются в расходы периода.

1 Головная компании осуществляет управление Компания осуществляет координацию

и контроль за инновационным центром деятельности дочерних организаций

ответственности ■ в пределах своей компетенции

Рис. 3. Схема учета расчетов, связанных с инновационной деятельностью в зависимости от формы интеграции организационных структур

Внутрихозяйственная инновационная деятельность предполагает наличие в компании собственного исследовательского подразделения. Для осуществления текущих расчетов и операций по учету затрат между подразделением и головной компанией используют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Порядок учета зависит от того, кто является заказчиком (головная компания или другое подразделение) и где используются результаты НИОКР (табл. 3).

Отметим зависимость между качеством информации о затратах на инновационную деятельность и выбором способа их классификации: традиционно в зависимости от способа включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты на инновационную деятельность подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету 10/1999 «Расходы организации» затраты группируются в пять экономических элементов: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие затраты [9, п. 8]. Данная классификация используется инновационными организациями для составления финансовой отчетности.

В управленческих целях инновационные организации могут использовать классификацию затрат по отношению к изменению объема производства (постоянные и переменные), по отношению к эффективности (производительные и непроизводительные), по отношению к принимаемому решению (релевантные и нерелевантные), по отношению к регулированию и планированию (регулируемы и нерегулируемые, планируемые и непланируемые) и др. (табл. 4).

В зависимости от информационных потребностей руководители выбирают необходимые классификационные критерии затрат, которые будут положены в основу формирования управленческого учета и внутренней отчетности.

В небольших организациях управленческий учет может вестись без применения бухгалтерских счетов, используя аналитические возможности пакета Microsoft Excel. В крупных компаниях управленческий учет осуществляется в специально разработанной системе счетов. Могут использоваться традиционные счета бухгалтерского учета, свободные счета, забалансовые счета [12].

Таблица 3

Общий подход к учету затрат на инновационную деятельность с использованием внутрихозяйственных расчетов

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

1. Учет затрат на создание НМА в научно-исследовательском подразделении

Научно-исследовательское подразделение

Учтены затраты на создание НМА 08-8 10, 70, 69

Приняты к учету нематериальные активы 04 08-8

Если НМА остался на учете в научно-исследовательском подразделении

Начислена амортизация по НМА 20 05

Если НМА передается головной организации или другому структурному подразделению

Внутрихозяйственное перемещение НМА 79 04

Передача накопленной амортизации (если НМА предварительно использовался в структурном подразделении) 05 79

Головная организация или другое структурное подразделение

Приняты к учету НМА, созданный научно-исследовательским подразделением 04 79

Принята к учету накопленная амортизация 79 05

Начислена амортизация (в последующем использовании) 20, 25, 26 05

2. Учет затрат на выполнение НИОКР в научно-исследовательском подразделении

Научно-исследовательское подразделение

Учтены затраты, связанные с осуществлением НИОКР 08-8 10, 70, 69

Переданы расходы заказчику 79 08-8

Головная организация или другое структурное подразделение

Отражены расходы на НИОКР, выполненные научно-исследовательским подразделением 08-8 79

3. Учет текущих затрат в научно-исследовательском подразделении

Учтены прямые и косвенные затраты 20, 23, 25 10, 70, 69

Переданы данные о затратах головной организации или подразделению (в зависимости от учетной политики) 79 20, 23, 25

4. Учет текущих затрат, понесенных головной организацией в интересах подразделения и подлежащих включению в себестоимость этого подразделения

Научно-исследовательское подразделение

Учтены расходы, понесенные головным отделением и относящиеся к деятельности другого подразделения 20, 23, 25 79

Головная организация

Расходы головной организации переданы подразделению 79 20, 23, 25

Таблица 4

Классификация затрат на инновационную деятельность

Признаки Вид затрат на инновационную деятельность

В зависимости от субъекта деятельности [10, с. 318] Внутренние. Внешние

По видам инновационной деятельности [3, с. 84] Связанные с внедрением инновационных продуктов и технологических процессов. Связанные с приобретением неовеществленных технологий. На производственное проектирование. На инструментальную подготовку, организацию и запуск производства. На приобретение машин и оборудования. На маркетинговые исследования

В статистической отчетности (4-инновации)7 На технологические инновации. На маркетинговые инновации. На организационные инновации

По стадиям жизненного цикла [3, с. 84] На научные исследования и разработки. На технологическую подготовку производства. На организацию производства новшеств. На практическое внедрение новшеств

По видам исследований и разработок [3, с. 85] На фундаментальные исследования. На прикладные исследования. На экспериментальные разработки

По источникам финансирования7 Финансируемые за счет: собственных средств организации средств Федерального бюджета средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств внебюджетных фондов иностранных инвестиций прочих средств

По типам технологических инноваций [11] На продуктовые инновации. На процессные инновации

По статьям калькуляции [7, с. 82] Основное сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов). Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций производственного назначения. Топливо и энергия на технологические цели. Основная заработная плата основных производственных рабочих. Дополнительная зарплата основных производственных рабочих. Отчисления на социальные нужды. Затраты на подготовку и освоение производства. Стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для испытаний и исследований. Затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, других объектов основных средств и иного имущества. Прочие расходы на обычные виды деятельности, связанные с выполнением НИОКР, включая общецеховые затраты. Общезаводские затраты. Потери от брака. Прочие производственные затраты. Расходы на продажу

По стадиям реализации инновационного проекта [3, с. 86] Первоначальные затраты. Текущие затраты. Ликвидационные затраты

Существует два варианта организации управленческого учета: автономная и интегрированная модели. При автономной модели каждая система учета (финансового и управленческого) обособлена. Для учета затрат используются свободные коды счетов 30, 31, 32 и т. д. (счета-экраны, транзитные или зеркальные счета). Такой способ организации учета затрат обеспечивает пользователей необходимой информацией, создает условия для сохранения коммерческой тайны, однако является трудоемким.

Интегрированная модель предполагает использование единой системы счетов и бухгалтерских проводок, но с максимальной степенью детализации информации. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно и к управленческому, и к финансовому учету. Для того чтобы сохранить коммерческую тайну, на счетах финансового учета регистрируют лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражают в системе управленческого учета [12]. Такой способ позволяет накапливать данные, необходимые для управленческого анализа, избежать ошибок, возникающих при автономном варианте из-за дублирования информации.

Создать универсальную модель управленческого учета (автономную или интегрированную), применимую всеми инновационными организациями, скорее всего, невозможно [13]. Так как, с одной стороны, каждая инновационная организация и научно-

исследовательский проект требуют индивидуального подхода, с другой стороны, модель управленческого учета зависит от информационных потребностей пользователей и финансовых возможностей организации.

Выводы. Инновационные организации, проанализировав все внутренние и внешние факторы, могут выстроить индивидуальную систему управленческого учета и внутрихозяйственной отчетности, обеспечивающую пользователей информацией, необходимой как для формирования внешней отчетности, так и для проведения управленческого анализа и принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Причем, организация управленческого учета в компании должна быть выстроена так, чтобы затраты на постановку управленческого учета были экономически оправданы.

В то же время повышение качества учет-но-контрольного обеспечения стимулирования инновационной деятельности невозможно без параллельного рассмотрения стратегического учета и управленческого учета, доведенного, в конечном итоге, до мониторинга. Это позволит составлять баланс инвестиционных проектов не в годовом разрезе, а на весь период инновационно-инвестиционного проекта. Отсутствие методики составления такого баланса по проекту в целом дезинформирует об эффективности вложений, которые осуществляет субъект бизнеса, и существенно снижает инвестиционную привлекательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. Б.В. Бабина-Кореня. М., 1923.

2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник для вузов. 4-изд. — СПб.: Питер, 2003. 491 с.

3. Анисимов Ю.П., Солнцева Е.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. Воронеж: ВГТУ, 2007. 208 с.

4. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы : Положение по бухгалтерскому учету 17/2002.

5. Неелова Н.В. Представление информации об инновационной деятельности организации в бухгалтерской и статистической отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 43—54.

6. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов».

7. Антонец В.А., Мизиковский И.Е., Нечаева Н.В., Абубакирова К.Н., Суркова А.С., Алексеева Р.А.

Основы бухгалтерского учета в научно-технической сфере: учебно-методич. комплекс для подготовки аспирантов. Нижний Новгород: ННГУ, 2014. 150 с. URL: http://www.unn.ru/pages /ranking/

8. Егорова С.Е., Кулакова Н.Г. Анализ инновационного потенциала организации в системе инновационного развития экономики региона // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 3. С. 109—122.

9. Положение по бухгалтерскому учету 10/1999 «Расходы организации».

10. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2007. 335 с.

11. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд. М.: ЦИСН, 2010.

12. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12-23.

13. Егорова С.Е., Кулакова Н.Г., Юданова Л.А.

Бухгалтерский учет и анализ. Ч. 3. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2015. 148 с.

14. Бабкин А.В. Разработка методов ценообразования на научную и инновационную продукцию в системе государственного заказа // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности: тр. науч.-практ. конф. с зарубежным участием / под ред. А.В. Бабкина. СПб., 2016. С. 351-356.

15. Окороков В.Р., Кальченко О.А. Концепция устойчивого развития как механизм обеспечения глобальной экономической безопасности // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» / Ивановский гос. химико-технологический ун-т. 2015. С. 99—105.

REFERENCES

1. Faiol' A. Obshchee i promyshlennoe upravlenie: per. B.V. Babina-Korenia. M., 1923. (rus)

2. Fatkhutdinov R.A Proizvodstvennyi menedzhment: uchebnik dlia vuzov. 4-izd. - SPb.: Piter, 2003. 491 s. (rus)

3. Anisimov Iu.P., Solntseva E.V. Innovatsionnyi menedzhment: ucheb. posobie; pod obshch. red. Iu.P. Anisimova. Voronezh: VGTU, 2007. 208 s. (rus)

4. Uchet raskhodov na nauchno-issledovatel'skie, opytno-konstruktorskie i tekhnologicheskie raboty : Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu 17/2002. (rus)

5. Neelova N.V. Predstavlenie informatsii ob innovatsionnoi deiatel'nosti organizatsii v bukhgalterskoi i statisticheskoi otchetnosti. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. 2014. № 33. S. 43-54. (rus)

6. Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu 14/2007 «Uchet nematerial'nykh aktivov». (rus)

7. Antonets V.A., Mizikovskii I.E., Nechaeva N.V., Abubakirova K.N., Surkova A.S., Alekseeva R.A.

Osnovy bukhgalterskogo ucheta v nauchno-tekhnicheskoi sfere: uchebno-metodich. kompleks dlia podgotovki aspirantov. Nizhnii Novgorod: NNGU, 2014. 150 s. URL: http://www.unn.ru/pages/ranking/ (rus)

8. Egorova S.E., Kulakova N.G. Analiz innovatsionnogo potentsiala organizatsii v sisteme innovatsionnogo razvitiia ekonomiki regiona. Audit i finansovyi analiz. 2012. № 3. S. 109-122. (rus)

9. Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu

10/1999 «Raskhody organizatsii». (rus)

10. Il'enkova S.D. Innovatsionnyi menedzhment: uchebnik. 3-e izd. M.: Iuniti-Dana, 2007. 335 s. (rus)

11. Rukovodstvo Oslo: rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiiam. Sovmestnaia publikatsiia OESR i Evrostata. 3-e izd. M.: TslSN, 2010. (rus)

12. Vakhrushina M.A. Problemy i perspektivy razvitiia rossiiskogo upravlencheskogo ucheta. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. 2014. № 33. S. 12-23. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Egorova S.E., Kulakova N.G., Iudanova L.A.

Bukhgalterskii uchet i analiz. Ch. 3. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet: ucheb. posobie. Pskov: Izd-vo PskovGU, 2015. 148 s. (rus)

14. Babkin A.V. Razrabotka metodov tsenoobrazovaniia na nauchnuiu i innovatsionnuiu produktsiiu v sisteme gosudarstvennogo zakaza. Global'nye vyzovy v ekonomike i razvitie promyshlennosti: tr. nauch.-prakt. konf. s zarubezhnym uchastiem / pod red. A.V. Babkina. SPb., 2016. S. 351-356. (rus)

15. Okorokov V.R., Kal'chenko O.A. Kontseptsiia ustoichivogo razvitiia kak mekhanizm obespecheniia global'noi ekonomicheskoi bezopasnosti. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Seriia «Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom». Ivanovskii gos. khimiko-tekhnologicheskii un-t. 2015. S. 99—105. (rus)

ЕГОРОВА Светлана Евгеньевна — заведующий кафедрой Псковского государственного университета, доктор экономических наук.

180000, пл. Ленина, д. 2, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected]

EGOROVA Svetlana E. — Pskov State University. 180000. Lenin sq. 2. Pskov. Russia. E-mail: [email protected]

ДУБКОВ Денис Алексеевич — ассистент кафедры Псковского государственного университета. 180000, пл. Ленина, д. 2, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected]

DUBKOV Denis A. — Pskov State University.

180000. Lenin sq. 2. Pskov. Russia. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.