Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА'

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
38
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Р.М. Хвастунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА»

© В. Л. ГЛАЗОВСКИЙ, Л. Н. ПЕКАРЬ, 1991 УДК 613:364.464]-053.5:371.3

В. А. Глазовский, Л. Н. Пекарь

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Бобруйская городская санэпидстанция

Забота об укреплении здоровья учащихся, создании санитарно-гигиенических условий для их учебы составляет одну из основных задач работников здравоохранения и просвещения. Только коллективная работа педагогов, врачей, родителей может дать ощутимые результаты. Чтобы достичь этой цели, надо вооружить их специальными знаниями в области санитарно-гигиенического воспитания, которым следует заниматься с первых дней пребывания ребенка в школе.

Повышенное внимание, которое должно уделяться вопросам гигиенического воспитания учащихся начальных классов, связано с тем, что они чаще страдают кишечными инфекционными заболеваниями из-за нарушений правил личной гигиены. Особую тревогу вызывает показатель заболеваемости вирусным гепатитом А. В 1985 г. он был равен 7,4 случая на 1000 школьников.

Однако работа по формированию здоровья детей ведется не на должном уровне. Одна из трудностей в ее организации связана с отсутствием руководства по гигиеническому воспитанию учащихся, привитию им навыков, привычек личной гигиены.

В целях воспитания санитарной культуры, грамотности в вопросах охраны здоровья школьников санитарной службой Бобруйска совместно с гороно реализуется комплекс мероприятий по гигиеническому обучению школьников. По нашему мнению, школа должна стать центром гигиенического воспитания подрастающего поколения.

Анализ санитарно-эпидемиологического состояния общеобразовательных школ города, школьных столовых и буфетов, работы технического персонала, гигиенических навыков школьников начальных классов позволил установить основные причины заболеваемости кишечными инфекциями и наметить пути их предупреждения.

Эта работа осуществляется с 1986 г. в несколько этапов.

На I этапе было проведено совещание с заведующими и инспекторами гороно, районо, директорами и завучами школ города о роли школы в привитии гигиенических навыков учащимся. Подготовлена памятка по гигиеническому обучению учителей, родителей, детей. Закреплены врачи санитарного

© Р. М. ХВАСТУНОВ. 1991 УДК 613.632-07:519.22/.25

Синдромный анализ (Б-анализ) представляет собой статистический метод исследования многомерного материала, т. е. данных измерения и описания совокупности объектов, в каждом из которых зарегистрированы значения нескольких показателей. Таковы данные обследования группы больных тем или иным заболеванием, профилактического осмотра работников некоторого предприятия, измерения концентрации ряда загрязняющих веществ в нескольких точках в воздухе,

и эпидемиологического отделов горСЭС за общеобразовательными школами для проведения в них целенаправленной работы, организован их инструктаж.

На II этапе силами врачей горСЭС и медработников школ созваны совещания учителей и завучей начальных классов всех школ города. Технический персонал школ обучен по программе санитарного технического минимума. Директорам школ предъявлены предписания по созданию в них необходимых санитарно-гигиенических условий.

На III этапе гигиеническое воспитание школьников проводилось косвенно — через воздействие на них родителей. На родительских собраниях с нашим участием родители учащихся начальных классов были ознакомлены с путями распространения кишечных инфекций, гельминтозов и рекомендациями по их предупреждению и ликвидации.

На IV этапе, который продолжается и в настоящее время, сотрудники горСЭС, медработники школ осуществляют контроль за систематическим привитием навыков личной гигиены учащимся, исправностью умывальников, питьевых фонтанчиков, электрополотенец, туалетов, наличием мыла, индивидуальных полотенец у детей начальных классов, качеством генеральной и текущей уборки классов, рекреаций, спортивных залов, туалетов, медицинских пунктов, столовых и буфетов, соблюдением карантинных мероприятий.

При проверке школ проводятся проверка знаний санитарных правил техническим персоналом, кухонными работниками, осмотр внешнего вида детей, их рук, ногтей, волос. Контролируется мытье рук перед приемом пищи, после посещения туалета.

Комплекс проведенных мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению учащихся начальных классов в общеобразовательных школах Бобруйска позволил снизить заболеваемость школьников вирусным гепатитом А, уменьшить пора-женность школьников геогельминтозами.

Поступила 31.10.88

воде и т. п. Б-анализ — это способ выделения из данной совокупности тех объектов, которые имеют сходные аномальные значения ряда показателей, присущие индивидуально этим объектам. Сходные аномальные значения образуют формальные синдромы (ФС), которые могут оказаться вызванными причиной, существенной с точки зрения решений, принимаемых в отношении этих объектов.

Б-анализ неоднократно был применен для изучения меди-

Методы исследования

Р. М. Хвастунов СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

цинского материала (3, 4] и в настоящее время получил официальное оформление [2]. Цель настоящей статьи состоит в ознакомлении специалистов, связанных в своей практической деятельности со статистическим анализом многомерного медицинского материала, с возможностями Б-аналнза и сущностью выполняемых в ходе его вычислительных операций. Подробное изложение метода в пределах статьи невозможно, поэтому при практическом применении 5-ана-лнза необходимо обращаться к работе [2],

Синдром в медицине — это совокупность нескольких симптомов (симптомокомплекс) с единым патогенезом, устойчивая в некотором интервале времени. Понятие «синдром» используют в двух смысловых значениях [1]. Во-первых, синдром может характеризовать клиническую картину всего заболевания, и в этом случае его название употребляют как синоним болезни (тетрада Фалло, синдром Корсакова и др.). Во-вторых, синдром может быть проявлением патологии одной системы или органа, которая может встречаться лишь в некоторых случаях данного заболевания, являясь по существу его осложнением. Таковы, например, гипертензионный синдром при инсульте, почечный синдром при гломерулонефрите и др. Б-анализ направлен на выявление снмптомокомплексов, соответствующих второму значению термнна «синдром». С помощью Б-анализа находят комплекс градаций статистически связанных показателей, т. е. ФС, который рассматривается как внешнее проявление общей особенности состояния (в частности, но не обязательно, общей особенности патологии), присущей некоторым из объектов исследуемой совокупности. Выявление ФС позволяет поставить вопрос о причине, вызвавшей его возникновение. Если эту причину удается установить, то тем самым улучшается понимание индивидуальных особенностей состояния тех объектов (например, больных определенным заболеванием), в которых ФС имеет место, а следовательно, по отношению к ним могут быть приняты иные решения, чем в отношении тех объектов, где этот ФС отсутствует.

Существует ряд методов получения ФС, которые основаны на использовании корреляционных связей между показателями. ФС, находимые с применением этих методов, отличаются от находимых методом Б-анализа. В первом' случае ФС составляют те показатели, между которыми обнаружены наиболее сильные корреляционные связи. Однако наличие корреляционной связи между показателями означает, что во всей анализируемой совокупности объектов нарастание уровня одного показателя сопровождается нарастанием (убыванием) среднего уровня другого показателя. Таким образом, ФС, найденный на основе корреляционных связей, отражает совместное изменение показателей во всех объектах анализируемой совокупности, а не особенности состояния некоторых объектов, вскрываемые Э-анализом.

Как и любой метод статистического анализа, Б-анализ не дает безусловной гарантии того, что обнаруженный с его помощью ФС не обусловлен чисто случайным совпадением некоторых аномалий в некоторых объектах. Более того, практика показывает, что примерно для 10—30% обнаруживаемых ФС не удается указать причину, вызвавшую их появление. Возможно, что здесь и имеют место чисто случайные совпадения аномалий, например вызванные несовершенством методики регистрации показателей. Еще 40— 60 % обнаруживаемых ФС (речь идет о материале клинических исследований) оказываются известными врачам или тривиальными. Таким образом, лишь 10—40 % обнаруживаемых ФС позволяют получить новую полезную информацию. Однако часто встречаются задачи, когда требуется убедиться в отсутствии нетипичных, аномальных объектов в анализируемой совокупности. В этом случае отрицательный результат ¿-анализа также оказывается полезным.

Для выполнения Б-анализа необходимо составить таблицу исходных данных и выполнить два этапа их преобразований. Таблица исходных данных должна быть составлена так, чтобы в ней было удобно отмечать (подчеркивать) выявленные аномальные значения отдельных показателей и осуществлять перестановку строк, относящихся к отдельным объектам (т. е. выделять группы объектов, в которых можно подозревать наличие ФС).

Эта таблица может быть рукописной, и тогда весь Б-ана-

лиз можно провести вручную. Но более удобно, особенно при больших объемах материала, хранить таблицу в памяти ЭВМ и там же выполнять все необходимые преобразования материала.

На I этапе проводят поиск аномалий. Аномалиями в Б-анализе называют значения показателей, зарегистрированные в одних объектах (как правило, составляющих небольшую часть от общего числа объектов), отличные в чем-то от значений этого показателя в других объектах, свидетельствующие о каком-то особом состоянии органа или организма в целом. Аномалии выделяют не только с помощью статистических критериев (как «выпадающие» данные при обычном статистическом исследовании), но и по содержательным основаниям. При этом содержание, вкладываемое в понятие «аномальность», зависит от характера исследуемого материала. Например, если группу обследованных составляют работники аппарата той или иной управленческой организации, то гиперемированная окраска кожи лица некоторых из них должна рассматриваться как аномальная, свндетельствую-

Таблица 1 Исходные данные для проведения Б-анализа

О и О га а о 3 о •о о. X о 1С о О и X о СО ¥ а - X \0 04 X о 5 ' О < О га* га га = га га с. о ^ н ^ £ Ж X о £ Г х Ч 5 х 30 и X га X X X а г к" га

с» о о « о н о о 3? X Г- >1 X >» о .а л <3 ы га У щ X ■5 О с г X I У! н о = Г. ~ ^ га га О. го ге и ^ Ь- и а: < а._ §2

1 Б —3 2 5,3 7,9 8 3,2 2 40 22

2 В -6 3 5,2 8,3 36 5,1 3 39 25

3 А —1 1 3,2 8,8 35 3,1 2 56 35

4 Б -9 4 5,4 8,9 38 3,2 3 26 17

5 В >9 2 5,2 8,6 29 5,0 2 25 19

6 А — 1 1 3,7 7,0 12 3,2 1 57 33

7 Б —3 3 4,9 7,3 52 3,6 2 35 20

8 Г —3 2 5,1 7,7 42 1,3 1 25 21

9 Б —6 1 4,8 8,0 50 3,7 1 34 18

10 В —9 1 4,6 8,4 54 1,5 2 76 24

11 В — 1 3 4,7 9,0 45 4,9 3 27 14

12 А — 1 3 3,8 7,5 14 2,3 3 55 36

13 Б -3 4 4,3 8,0 28 1,7 4 ' 27 13'

14 Г —6 2 4,1 7,4 22 3,7 ..... 20 16

15 Б — 1 1 5,5 8,4 18 1,8 1 34 22

16 В —3 3 5,2 9,4 13 4,7 1 28 16

17 А >9 4 5,5 8,4 49 1,9 4 33 20

18 Б —9 4 4,7 7,4 16 2,7 4 80 39

19 В —9 4 5,0 8,7 41 3,9 3 30 20

20 Г —3 3 3,6 8,2 32 2,3 2 32 24

21 Г —3 4 3,9 7,8 24 4,0 4 45 34

22 Б — 1 2 3,1 7,2 46 2,4 2 60 35

23 А — 1 3 3,3 7,9 54 2,5 3 30 21

24 Г —3 3 4,2 7,4 50 4,0 3 43 28

25 А —3 4 ..... 4,4 8,6 12 2,6 4 30 18

26 Г >9 5,2 7,2 38 4,2 4 35 23

27 А -3 3 4,6 8,4 53 2,6 3 32 22

28 В -3 3 5,3 7,3 19 4,5 3 30 19

29 Г —9 4 ..... 4,7 7,8 34 2,8 4 42 14

30 В >9 5,3 8,0 24 4,3 3 37 27

Примечание. Здесь и в табл. 2: А, Б, В, Г — условное обозначение цеха.

14 —(—

20

28 26 8 16 25 27 15 5 13 23 20 9 4 11 19 17 7 30 -1-

2 29 I 24 21 Ч-

12 3

40

22

10

18

Ч-

60

80

Распределение значений показателя «Время выполнения теста на внимание* у обследованных рабочих.

По эси абсцисс — время выполнения теста (в с). Числа в столбиках диаграммы — номера обследованных.

щая о каких-то отклонениях в состоянии здоровья. Напротив, если группу обследованных составляют больные с некоторой формой инсульта, то аномальной должна считаться обычная, светлая окраска кожи.

Для формального выявления аномалий рассматривают распределения данных по отдельным показателям и парные связи между показателями. Аномальными считают данные, отклоняющиеся в ту и^и иную сторону от основной согласованной группы или не укладывающиеся в обычную картину парной статистической связи. При этом в зависимости от типа связи применяют тот или иной критерий выявления аномалий. Обнаруженные аномалии отмечают в таблице исходных данных.

Примечательно, что, как показывает дальнейшая проверка, не все выявляемые аномалии оказываются объединенными в группы, образующие искомые синдромы. Многие аномалии, находимые в реальном материале медико-гигиенических исследований, изолированы, затрагивают значения только 1—2 показателей в 1—2 объектах. Они могут быть вызваны несовершенством методики регистрации показателей или ошибками замеров. Поэтому далее, на II этапе, каждую выделенную аномалию проверяют с точки зрения того, действительно ли она входит в состав ФС или является артефактом.

На II этапе Б-анализа проводят проверку каждого из объектов, предположительно имеющих ФС, на наличие этого ФС и одновременно оценку возможности вхождения в состав ФС тех или иных значений каждого из зарегистрированных показателей независимо от того, было это вхождение обнаружено на I этапе или нет. Для этого в таблице исходных данных находят и выделяют в отдельную группу (Б-группу) те объекты, где имеются отмеченные на I этапе аномальные значения показателей. Остальные объекты обозначают как Т-группу.

Проверяют достоверность различия частот появления аномальных значений показателей в Б- и Т-группах и одновременно достоверность различия частот всех значений показателей, которые встречаются в Б-группе. Проверку проводят с использованием критерия х2. Те значения показателей, для которых обнаружено достоверное различие частот предварительно считают составляющими ФС. Однако этот набор значений не является окончательным — он может измениться после исключения из Б-группы некоторых объектов.

Далее из Б-группы исключают поочередно каждый объект, и, включая его в Т-группу, проверяют, при каком составе объектов в Б-группе ФС приобретает наибольшую вероятность. Именно эти объекты, следовательно, содержат искомый ФС. После этого расчеты прекращают, так как цель 5-анали-за достигнута.

В исследуемом материале может оказаться более одного ФС, и тогда задачей II этапа является отыскание каждой группы объектов, имеющих свой ФС.

Пример выполнения Б-анализа*. Имелись данные обследования 30 мужчин — работников предприятия химической промышленности, поступивших в клинику с признаками интоксикации, возникшей в условиях длительной работы с вредными аэрозолями. При обследовании регистрацкн подлежало более 40 показателей: сведения, касающиеся работы по специальности, данные об условиях проживания, объективные данные клинического и параклинического обследо-

вания. Было проведено исследование некоторых психофизиологических функций. Полученные данные проанализированы методом Б-анализа с целью проверки однородности картины изменений в организме при интоксикации.

В табл. 1 в связи с необходимостью сокращения объема приведены данные лишь по 10 показателям из числа зарегистрированных. Показатели выбраны так, что в их числе имеются почти все в реальности составляющие ФС. При выполнении I этапа Б-анализа (анализ распределений и парных связей) были выявлены аномальные данные, подчеркнутые в табл. I соответственно сплошной чертой и пунктиром. Проиллюстрируем выявление аномалий при анализе распределения данных по отдельному показателю.

На рисунке приведено распределение результатов по показателю 9 «Время выполнения теста на внимание*. Видно, что основную группу составляют результаты, расположенные в интервале от 20 до 45 с. Их следует считать нормой для данного контингента обследованных. Следующая группа результатов расположена в интервале 55—60 с (№ 3, 6, 12, 22). Эти результаты уже нельзя отнести к оптимальным, которые характерны для большинства, их следует рассматривать как аномалии. Наконец, два результата с очень большим временем (№ 10 и 18) безусловно, аномальны, но, возможно, что причина этой аномальности иная, чем в группе со значениями показателя 55—60 с. Поэтому можно допустить, что эти группы аномалий относятся к разным ФС.

Проверять достоверность аномальности данных с помощью формального критерия на I этапе не следует, так как она будет проверена на II этапе.

Таким путем, анализируя распределения данных по

Таблица 2

Показатели обследованных Б-групп, у которых можно подозревать наличие ФС, сводные данные по Т-группе и результаты проверки достоверности различий частот

Показатель

№ обследованного 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Значения, выделенные как аномальные

А — 1 4 3.0— 3,5 7.0-7,5 2.3-3,2 4 более 55 более 30

3 А 1 3,2 8,8 35 3.1 2 56 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 А -1 1 3,7 7,0 12 3,2 1 57 33

12 А -1 3 3,8 7,5 14 2,3 3 55 36

18 Б -9 4 4,7 7,4 16 2,7 4 1,20 39

22 Б 2 3,1 7,2 46 2,4 2 1,30 35

23 Г —1 3 3,3 7,9 54 2,5 3 30 21

29 А -9 4 4,7 7,8 34 2,8 4 42 14

В Б-группе 4 5 2 3 4 7

В Т-группе X 3 2 6 0 4 5

4,7 9,4 9,9 4,5 8,2

* Пример приведен с сокращениями. В полном виде он содержится в [2].

Число случаев, в которых наблюдались аномальные значения

2 5 5 6 1 1 12,1 12,1

То же после перенесении обследованного № 29 в Т-группу

В Б-группе В Т-группе Г

3 5 1 5 4 6 1 5 5

4 2 7 1 4 6 7 1 1

2,3 11,5 15,0 4,5 6,8 15,0 15,0

1 ы и VI П Ц й О

Градации показателей, вошедшие в сформированный ФС

Показатель

Б-группа

Т-группа"

(2) Давностьконтакта с вредным фактором, мес До 1 2 и более

(4) Уровень альбуминов, г% 3,0—4,0 4,1—5,6

(5) Общий белок, г% 7,0—7,5 7,2—9,4 (7) Холинэстераза, ммоль 2,3—3,2 1,0—5,0 (9) Время выполнения теста на внимание, с Более 55 Менее 30

отдельным показателям и в поле сопряженности каждой пары показателей (примеры см. в [2]) найдены аномальные значения, подчеркнутые в табл. 1 соответственно сплошной и пунктирной линиями.

Переходим ко II этапу Б-анализа — выделению группы случаев, в которых ФС имеет место, и определению состава показателей, составляющих ФС, и их градаций.

Выделяем из табл. 1 в отдельную группу (Б-группу) обследованных, у которых обнаружены сходные аномалии более чем двух показателей. Это № 3, 6, 12, 18, 22, 23, 29. В табл. 2 полностью приведены данные по Б-группе, р по остальным обследованным (Т-группа) —для краткости лишь сводные данные о числе случаев, в которых отмечены аномальные значения.

Как видно из табл. 2, аномальные значения отмечены для всех показателей, кроме 1 и 6. Но, рассматривая значения показателя 1, можно видеть, что градация А встречается в Б-группе 4 раза, в то время как в значительно большей по объему Т-группе — только 3 раза. Поэтому градацию А тоже следует заподозрить в принадлежности к формируемому ФС. В значениях показателя 6 никакого: различия между Б- и Т-группами не обнаруживается. Итак, следует выполнить проверку на достоверность различия частот соответствующих значений в Б- и Т-группах для всех показателей, кроме 6. Результаты этой проверки, проведенной по критерию X 2, представлены в 4-й снизу строке табл. 2, Видно, что достоверные различия частот (Х2>3,84) обнаружены для градаций показателей 1, 2, 4, 7, 9 и 10.

Теперь для каждого обследованного, входящего в Б-груп-пу, подсчитываем число показателей, для градаций которых обнаружено достоверное различие частот между Б- и Т-группами, т. е. показателей, предположительно составляющих ФС. Минимальное число таких показателей имеет обследованный № 29, поэтому переносим все данные по этому обследованному в Т-группу. Вновь определяем в Б- и Т-группах число случаев, в которых имеются аномальные значения показателей (нижние строки табл. 2), и рассчитываем X2.

Результаты новой проверки на достоверность показывают, что состав показателей, формирующих ФС, изменился: градация А показателя 1 утратила достоверность, но градация 7,0—7,5 показателя 5, напротив, вошла в состав формируемого ФС. В новом варианте состава значение X2 уменьшилось у показателей 1 и 7, но зато резко возросло у показателей 2, 4, 9 и 10. Исключение следующего обследованного, имеющего наименьшее число признаков ФС, а именно № 23, как можно убедиться, уже приведет к снижению значений X2 у большинства показателей. Поэтому дальнейшее исключение объектов не проводим.

Итак, наиболее вероятно, что в состав сформированного ФС входят градации показателей, приведенные в табл. 3 (для сравнения справа приведены диапазоны значений этих показателей в Т-группе).

Эти значения зафиксированы у обследованных № 3, 6, 12, 18, 22, 23, у которых, следовательно, и имеет место найденный ФС.

Расчетные операции Б-анализа выполнены. Следует попытаться выяснить причину, приведшую к возникновению

иинаруженного ото треоует проведения содержатель-

ного анализа*?

В данном случае ФС свидетельствует о наличии нерезкой дисфункции ледени, заключающейся, по-видимому, в поражении" печеночных клеток, в которых происходит синтез альбуминов. При общей интоксикации организма происходит возбуждение ретикулоэндотелиальной системы, приводящее к 'усиленному синтезу глобулинов. По этой причине общее содержание белков сыворотки крови остается на уровне нормы (7-8 г%). ^

Учитывая небольшую длительность случаев заболевания, * в которых проявляется ФС, можно отметить, что, несмотря на поражение части клеток печени, ее функция в целом нарушена незначительно (так как пока не нарушена функция печени, содержание белков остается в пределах нормы). Напротив, у сбследованных, входящих в Т-группу, поражение печени, видимо, более значительное, но не имеет столь отчетливого проявления в первый месяц контакта с вредным фактором.

Относительно небольшой разброс значений активности холинэстеразы у обследованных ¿-группы по сравнению с Т-группой, видимо, свидетельствует о том, что функция паренхимы печени не нарушена. Именно в начальной стадии поражения паренхимы печени может наблюдаться резкое снижение или повышение уровня холинэстеразы, так как в этой ткани осуществляется синтез фермента.

Нервная система больных, имеющих обнаруженный ФС, видимо, сильнее реагирует на интоксикацию, чем у прочих обследованных, поскольку у них наблюдаются заметные нарушения нервно-психических функций. На это же указывает и относительно быстрая реакция организма на воздействующий вредный фактор 3 из 6 больных, имеющих обнаруженный ФС, работали в цехе А. Хотя связь заболевания с работой в цехе А недостоверна, но, возможно, условия работы в этом цехе в чем-то более вредные, чем в других цехах, и это предположение следует проверить в дальнейшей работе.

Что касается обследованного № 29, то из отмеченных признаков ФС у него имеются лишь сохранившийся в норме уровень холинэстеразы и «выпадающее» сочетание значений психофизиологических показателей 9 и 10, но в этом состоит его индивидуальная особенность, не связанная с* обнаруженным ФС. Процесс у этого больного, видимо, идет по типу, общему для Т-группы.

Таким образом, содержательный анализ позволяет понять происхождение ФС, решить вопрос о ФС в неясном случае № 29, а также выдвинуть предположение о двух вариантах развития патологического процесса, вызванного интоксикацией. Этот анализ, конечно, нельзя считать исчерпывающим. Он приведен здесь лишь для иллюстрации заключительной фазы Б-анализа и призван показать возможную интерпретацию его результатов.

Возможности, раскрываемые Б-анализом, и положительный опыт его применения позволяют надеяться на то, что он займет надлежащее место в ряду математико-статисти-ческих методов.

Литература

1. БМЭ. «Синдром»,—3-е изд.—М., 1984.—Т. 23.—С. 266.

2. Синдромный анализ данных медико-гигиенических исследований: Метод, рекомендации.—М., 1989.

3. Шаблинская Е. М. Роль нарушений промежуточного обмена в патогенезе актиномикоза челюстно-лицевой области и шеи.—М., 1977.

4. Экспертно-статистические методы оценки данных в клинической электроэнцефалографии: Метод, рекомендации.— М„ 1982.

Поступила 22.05.90

* Содержательный анализ и интерпретация результатов Б-анализа выполнены Е. М. Шаблннской и Е. А. Гельтище-вой, которым автор выражает благодарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.