Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ, ЗАМОРОЖЕННОЙ ВО ФРЕОНЕ-12 КОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ, ЗАМОРОЖЕННОЙ ВО ФРЕОНЕ-12 КОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ, ЗАМОРОЖЕННОЙ ВО ФРЕОНЕ-12 КОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ»

нервной системы по отношению к возбуждению, четко выраженное взаимодействие коры головного мозга с подкорковыми образованиями.

Следующим этапом нашего исследования было выявление тех физиологических механизмов, которые определяют устойчивость работницы к действию монотонии, которая, по-видимому, является одним из факторов труда в изучаемых нами профессиях. Эту гипотезу подтверждают материалы анкетирования. Почти две трети (61,29%) обследованных жаловались на однообразие труда. Современные данные свидетельствуют о большой роли типологических особенностей высшей нервной деятельности как одного из факторов, определяющих устойчивость к действию монотонии (В. И. Рождественская и соавт.; Н. А. Аминов). Нами установлено, что среди работниц, предъявлявших жалобы на однообразие труда, оказалось 57% лиц с сильной нервной системой, а среди работниц, не жаловавшихся на монотонию, таких было только 16%; различия статистически значимы (Р=0,001).

Для определения прогностичности полученных данных мы подвергли аналогичному обследованию кадровых производственниц с длительным стажем работы в изучаемых нами профессиях. Выяснилось, что в группе работниц с низкими производственными показателями преобладают лица с сильной нервной системой — 85% среди мотальщиц и 74% среди прядильщиц. В группе работниц с высокими производственными показателями лица с сильной нервной системой составляют только 10%.

Полученный материал позволяет предполагать, что в физиологических механизмах адаптации к монотонному труду ведущее значение имеет слабость нервной системы по отношению к возбуждению. Преобладание среди работниц с большим профессиональным стажем, имеющих высокие производственные показатели, лиц со слабой нервной системой можно объяснить действием естественного профессионального отбора.

Четко определившиеся различия между лицами, освоившими и не освоившими профессию, указывают на то, что выделенный нами комплекс физиологических показателей определяет возможность освоения профессий прядильщицы, ленточницы и мотальщицы.

Учитывая генетическую природу свойств высшей нервной деятельности, их консервативность и низкую тренируемость (В. А. Трошихин и Л. Н. Козлова; Т. В. Василец), можно утверждать, что полученные нами данные обладают высокой прогностичностью.

С учетом индивидуальных особенностей физиологических функций девушек можно прогнозировать успешность освоения ими профессий мотальщицы, ленточницы и прядильщицы и их адаптацию к длительной работе в условиях производства.

ЛИТЕРАТУРА. Аминов Н. А. — сВопр. психол.», 1974, № 2, с. 77— 83. — В а с и л е ц Т. В. — Там же, 1974, №5, с. 136—140. — К а р ц е в И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — Рабинович Р. Л. — «Ж- высш. нервн. деят.», 1961, № 5, с. 961—965. — Рождественская В. И. — «Вопр. психол.>, 1973, № 5, с. 49—57. —Трошихин В. А.,Козлов а Л. Н. — »Ж. высш. нервн. деят.», 1961, № 5, с. 878—883.

Поступила 27/XII 1975

УДК 613.281:664.051.037.5

В. В. Конева, канд. мед. наук В. Е. Артамонова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ, ЗАМОРОЖЕННОЙ ВО ФРЕОНЕ-12 КОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ

Кафедра гигиены питания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Учитывая перспективность и экономичность замораживания во фреоне, а также отсутствие санитарно-гигиенической и токсикологической оценки рыбы, замороженной этшм способом, мы провели соответствующие исследования. Процесс замораживания осуществлялся так. Рыбу, уложенную целиком в формы размером 800X 250X 60 мм при веса блока 10—11 кг, подавали в морозильную камеру и погружали в жидкий фреон-12. При контакте рыбы с фреоном в результате высокого коэффициента теплоотдачи происходило быстрое замораживание. Продолжительность контакта с жидким фреоном составляла около 40 мин, причем в центре блока температура достигала —18°. Контрольную рыбу также замораживали в блоках в морозильной камере путем воздушного охлаждения через систему труб, в которых находился хладагент. Контроль за уровнем температуры внутри блока при замораживании производили термопарой. Так как теплопроводность рыбы зависит от ее химического состава, в частности содержания в ней жира, мы в опытах и контроле исследовали рыбу тощих и жирных пород — треску н скумбрию.

Схема исследований включала проверку органолептических показателей рыбы в 3 состояниях (замороженном, дефростированном и вареном), определение сухого остатка, количества жира, кислотных и перекисных чисел. Всего в этом аспекте проведено свыше 300 анализов с оценкой органолептических показателей методом парных сопоставлений. Как установлено, наилучшие показатели имела рыба, замороженная во фреоне-12 и использованная в дальнейшем в вареном состоянии: мясо такой рыбы отличалось нежностью и более высокими вкусовыми качествами, бульон был более прозрачным, ароматным, чем в контроле, т. е. после замораживания в камере с воздушным охлаждением.

Определение жира проводили в 68 образцах рыбы методом Сокслета. Установлено, что замораживание во фреоне-12 ведет к снижению содержания жира в тощей и жирной рыбе. Это подтверждают данные литературы о способности фреона-12 растворять жиры (И. С. Бадылькес). В тощей рыбе количество жира снизилось по сравнению с контролем с 0,37 до 0,26 г, а в жирной — с 11,9 до 7,9 г. Сухой остаток определяли методом высушивания до постоянного веса в 80 образцах. Сухой остаток был достоверно ниже в тощей (Я<0,05) и жирной рыбе (Р<0,001), замороженной во фреоне-12, что коррелирует с данными о меньшем содержании жира в соответствующих образцах рыбы. Различий в показателях свежести жира рыбы, замороженной во фреоне-12, и в контрольных пробах не выявлено. Кислотные числа видов рыбы, замороженной во фреоне-12, и в контроле близки между собой; то же самое можно сказать и в отношении перекисных чисел.

Метод замораживания не оказал влияния на влагоудерживающую способность ткани рыбы.

Ввиду того что при замораживании во фреоне-12 продукт непосредственно контактирует с хладагентом и с целью исключить возможность перехода фтор-иона в продукт мы определяем содержание в мышцах рыбы фтор-иона по методу А. А. Корнаковой. Как оказалось, содержание фтор-иона в 116 образцах составило в треске 1 мг/кг, в скумбрии 1,95 мг/кг; при этом, однако, различий, обусловленных способом замораживания, не выявлено.

Фторорганические летучие соединения определяли в тощей и жирной рыбе, замороженной в камере и во фреоне-12. Исследования проводили групповым методом (Е. А. Перегуд и Е. В. Гернет), адаптированным для биосубстратов А. Д. Фроловой. Чувствительность определения по фтору составляет 0,002 мг в 5 мл водного раствора. Всего изучено 136 экземпляров рыбы (68 замороженных во фреоне-12 и 68 контрольных). Из 68 об» разцов тощей и жирной рыбы, замороженной во фреоне-12, путем ее проверки в мороженом состоянии фторорганические соединения обнаружены в 14 случаях — в 7 образцах жирной рыбы в количестве от 0,04 до 0,08 мг% и в 7 образцах тощей — от 0,04 до 0,09 мг%. Образцы рыбы, содержащие остаточное количество фторорганических соединений, подвергались дефростации и варке и вновь были исследованы. При этом в дефростированной и вареной рыбе, а также в бульоне, где она варилась, фторорганических летучих соединений не обнаружено.

Санитарно-токсикологические исследования проведены на 150 белых беспородных крысах, в рацион которых в течение 11 мес включали опытные, замороженные во фреоне-12, и контрольные образцы трески и скумбрии. Все животные были разделены на 4 группы соответственно тому, какой вид рыбы включался в их рацион. Животные находились на обычном виварном рационе, химический состав которого зависел от соответствующего вида рыбы (треска, скумбрия) и метода ее замораживания. Рыбу в рацион животных вводили в вареном виде в количестве 20 г и скармливали им вместе с бульоном групповым методом. Включение в рацион 20 г рыбы было обусловлено тем, что этот продукт должен составлять, по рекомендуемым физиологическим нормам, не менее 5% общей калорийности рациона человека. Учитывая, что при токсикологических исследованиях принято усугублять действие токсического вещества, количество рыбы, вводимое в рацион животных, составляло соответственно около 15%.

На всем протяжении эксперимента мы проводили наблюдения за динамикой веса, активностью ряда ферментов сыворотки крови (щелочной и кислой фосфатазы, глютами-нощавелевоуксусной и глютаминопировиноградной трансаминаз, холинэстеразы) и пиро-внноградной кислоты крови; кроме этого, проведен ряд патоморфологических исследований. Состояние и поведение животных на протяжении всего опыта было одинаково активным во всех группах. Как видно из таблицы, все крысы прибавляли в весе (взвешивание производили 3 раза в месяц). Существенной разницы в динамике веса групп животных, получавших тощую рыбу (треску), замороженную во фреоне-12, и в контрольной группе не установлено (Я>0,05).

Иная картина наблюдалась у животных, которым скармливалась жирная рыба. Вес животных опытной группы к концу наблюдений был достоверно ниже (Р<0,001), чем в контрольной группе,что, по всей вероятности, связано с меньшим количеством жира в опытной рыбе, а не с содержанием остаточных количеств фторорганических летучих соединений, которые в вареной рыбе не были обнаружены.

В течение 11 мес наблюдения не установлено достоверных изменений в показателях щелочной фосфатазы сыворотки крови животных (Е. Щеклик). Активность трансаминаз определяли по методу Райтмана и Френкеля (Й. Тодоров). Отмечено отсутствие статистически достоверных изменений активности глютаминощавелевоуксусной трансамнназы во всех группах. У крыс, получавших жирную рыбу, активность глютаминопироЕШноград-ной трансамнназы была неодинакова. Скармливание жирной рыбы, замороженной во

лиянне метода замораживания рыбы на динамику веса и некоторые бнохим ические показатели животных

Пока затель Время наблюдений (в мес) Крысы, получавшие тощую рыбу (тресху) Крысы, получавшие жирную рыбу (скумбрию)

замороженную во фреоне-] 2 замороженную в обычной камере Р замороженную во фреоне-1 2 замороженную в обычной камере Р

М±т М±т

Вес (в г) 2 206,72: 1,7 210,0:22,1 >0,05 220,62:1,6 225,92:3,2 >0,05

11 284,52:2,9 286,92:5,6 >0,05 279,3^4,5 312,72:4,8 <0,001

Кислая фос-

фатаза

(в ед.

Кинг—

Армстрон-

га) 2 33,4— 1,8 29,62:2,3 >0,05 33,52:2,8 33,92:3,9 >0,05

11 11,&±1.7 12,12:2,3 >0,05 12,12:2,7 11,22:1,8 >0,05

Щелочная

фосфатаза

(в ед.

Кинг—

Армстрон-

га) 2 23,4^2,6 25,3—2,9 >0,05 28,32:3,9 30,42:4,5 >0,05

11 24,32:3,7 28,4—3,5 >0,05 31,72:4,4 29,12:4,0 >0,05

Глютамино-

щавелево-

уксусная

трансами-

наза

(Ф. Е.) 2 190,6—3,4 171,72:7,7 <0,05 162,82:6,1 176,3— 18,0 >0,05

11 175,72:14,5 168,3^:7,2 >0,05 174,12:19,2 188,02:10,8 >0,05

Глютамино-

пировино-

градная

трансами-

наза

(Ф. Е.) 2 39,7^:2,2 48,3—5,4 >0,05 42,02:3,5 62,32:3,1 <0,001

11 59,8— 1,2 56,32:4,7 >0,05 44,7—4,7 62,22:6,0 <0,05

Холинэсте-

раза (в мг/ >0,05

АХ) 2 32,7—4,7 39,92:6,5 >0,05 34,32:7,1 32,2=25,9

11 40,8—6,9 37,62:4,0 >0,05 39,12:6,3 57,72:6,1 >0,05

Пировино-

градная

кислота

(в мг%) 2 0,76—0,06 0,722:0,05 >0,05 0,78±0,05 0,82-Ю,02 >0,05

11 1,07—0,06 1,032:0,05 >0,05 1,09+0,04 1,08±0,04 >0,05

фреоне-12, приводило к статистически достоверному уменьшению активности глютамино-пировиноградной трансаминазы. Активность холинэстеразы, определявшаяся по методу Вен-сана и Сегонзака (Е. Щеклик), у животных, в рационе которых была жирная рыба, замороженная во фреоне-12, к 11-му месяцу наблюдений оказалась достоверно ниже по сравнению с контролем. Можно полагать, что различие в активности этих ферментов в какой-то степени взаимосвязано с большим содержанием жира в контрольной рыбе.

При гистологическом исследовании ряда органов и тканей животных (печени, поджелудочной железы, тонкого кишечника, почек, надпочечников, костного и головного мозга, костей) изменений в опытной группе по сравнению с контрольной не выявлено.

Таким образом, совокупность данных, полученных при исследовании рыбы, замороженной во фреоне-12 контактным способом, н анализ материалов физиологического, гистологического и морфологического исследования животных, питавшихся такой рыбой, позволяют считать, что ее потребление не влечет за собой каких-либо патологических сдвигов в состоянии организма животных.

Вместе с тем в связи с полученными нами данными о потерях жира в рыбе, подвергнутой замораживанию во фреоне-12 разового применения, следует изучить возможность изменений в технологии замораживая без ущерба для гигиенических интересов.

ЛИТЕРАТУРА. Бадылькес И. С. —В кн.: Холодильная техника. Т. 2. М., 1960, е..90. — Корнакова А. А. — В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии, промышленной токсикологии и санитарной химии. Горьки^, 1961, с. 78—81. — Перегуд Е. А., Г е р н е т Е. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. М. — Л., 1965, с. 95. — Фролова А. Д. — «Гиг. труда», 1969, № 4, с. 48. — Щ е к л и к Е. (ред.) (Б г с ъ е к I ! к Е.). Клиническая ферментология. Варшава, 1966, с. 236—241, 251. — Т о д о р о в Й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1961, с. 869.

Поступила 15/XII 1975 г.

УДК 616.995.132.8-036.21-084.443

Канд. биол. наук Л. Н. Краснонос, доктор мед. наук А. Н. Брудастов, А. Т. Таджибаев

ВЗАИМОСВЯЗЬ САНИТАРНО-ГЕЛЬМИНТОЛОГИЧЕСКИХ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В МИКРООЧАГАХ АСКАРИДОЗА

Узбекский научно-исследовательский институт медицинской паразитологии им. Л. М. Исаева, Самарканд

В нашу задачу входило установить степень загрязненности почвы яйцами аскарид в микроочагах аскаридоза в зависимости от числа инвазированных лиц в семьях, от площади, обводненности и затененности усадеб, а также составить общую схему, отражающую влияние гигиенических и ряда других факторов на функционирование микроочагов аскаридоза. Для изучения было выбрано 28 типичных микроочагов аскаридоза в 3 населенных пунктах Наманганской области Узбекской ССР: 8 — в с. Чадак, 8 — в пос. Алтынкан и 10 — вс. Ханабад. Учитывали долю проб почвы, содержавших яйца аскарид, среднее количество яиц в 1 г почвы, затем число лиц в семьях, переболевших за 2 года, затененность усадеб (оценку производили путем грубого измерения затененных и открытых площадок с 12 до 15 ч местного времени) и их обводненность (по наличию оросительного арыка с регулярно протекающей водой по данным наблюдений в апреле, мае и июле); измеряли также площадь усадеб.

Пробы почвы брали 15—16-го числа каждого месяца на протяжении 1972 г. с одних и тех же участков при помощи металлической трубки (диаметром 30 мм) до глубины 5 см; пробы в каждом микроочаге брали в 3 местах — у входа в дом, во дворе и в огороде.

Исследования почвы на загрязненность яйцами аскарид проводили по методике Л. Н. Красноноса и соавт. Всего исследовали 851 пробу почвы по 20 г каждая, обнаружено 5222 яйца аскарид и определены их стадии развития. Обследование жителей микроочагов на пораженность аскаридозом проводилось по методу Е. В. Калантарян.

Зависимость экстенсивности и интенсивности загрязненности почвы от числа зараженных аскаридозом членов семей свидетельствует о том, что процент положительных проб почвы увеличивается при возрастании переболеваемости (за 2 года) членов семей до 5— 6 человек; после этого показатель не изменяется; установлено также, что интенсивность загрязненности почвы повышается при увеличении числа зараженных аскаридами членов семей. Зависимость между степенью затененности усадеб и долей погибших в почве яиц аскарид (из числа всех найденных яиц паразита) отражает обратный характер ее и также просматривается довольно четко, несмотря на большой, разброс точек. Между площадью усадеб к показателями загрязненности почвы (доля положительных проб, среднее количество яиц в 1 г) определена обратная зависимость. Интенсивность загрязненности особенно велика при небольшом размере усадьбы (100—200 м2), но она резко падает по мере дальнейшего возрастания площади ее.

Среднее количество яиц аскарид, обнаруженных в 1 пробе почвы, было в 2 раза больше при анализах почвы, взятой из сильно затененных усадеб (затенено более 50% их площади), по сравнению с пробами из менее затененных усадеб (8,9 и 4,2 экземпляра в 20 г); оно было почти в 3 раза больше в почве хорошо обводненных усадеб, чем в почве хуже или плохо обводненных (12,1 и 4,1 экземпляра в 20 г). Согласованность влияния этих 2 факторов вполне понятна, так как лучшее увлажнение почвы в усадьбах-микроочагах оказывает на выживаемость (и накопление) яиц паразита не только непосредственное, но и опосредованное воздействие (через разрастание — тенистых деревьев и травяного покрова).

Известно, что большую роль в фекальном загрязнении территорий сельских очагов аскаридоза играют дети, подвергающиеся к тому же более частым заражениям аскаридозом при играх на земле. В наблюдаемых нами 28 семьях дети до 14 лет составляли 51,6% (111 из 215 человек), причем 62,2% из них были заражены аскаридами, тогда как пораженность взрослых — составляла лишь 35,6%. Обращает на себя внимание большое соответствие 3 градаций пораженности аскаридозом: очаговой (63,3% — с. Чадак, 20,9% — пос. Алтынкан и 8% — с. Ханабад), затем микроочаговой в 8—10 семьях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.