5. Hubiev K. neo-industrial modernization and alternative approaches to it //the Economist. - 2013. - №4. - P. 27-32
6. Kondratev N. D. Problems of economic dynamics. - Moscow, 1989. - 412 p.
7. Mantatov V. V. Ethics of sustainable parasitism in the information age. - Ulan-Ude: publishing house "Buryatia", 2002. - 180 p.
8. Marx K., Engels F. Essays. - 2nd ed. Vol. 12. Moscow: State publishing house of political literature, 1955. - P. 713
9. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
10. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
11. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
12. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
13. Nanotechnology as a key factor of the new technological order in the economy /ed. by S. Yu. Glazyev. - Moscow: "Trovant", 2009. - 304 p.
14. Popov A. I. Neoindustrialization of the Russian economy as a condition for sustainable development / / proceedings of the Saint Petersburg state University of Economics. - 2014. - №3. - P. 7-12
15. Production relations: a Political and economic model. - Rostov-on-don: Phoenix, 1997. - 283 p.
16. Riazanov V. T. Time for new industrialization: prospects of Russia / / Economist. - 2013. - №8. - P. 3-32
17. Uyanaev B. B., Misakov V. S. New model of rural development and food security //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences. - No.3 (65). - Pp.135-140.
18. Buzurtanova L.V. Economic and spatial features of the development of municipal areas / L.V. Bu-zurtanova, R.S. Gair-bekova // Natural-humanitarian studies. - 2019 .-- No. 26 (4). - S. 41-45.
19. Revyakin A.S. A study of the content and main directions of modernization of the industrial-production policy of the Russian Federation / A.S. Revyakin // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018.- No. 6 (29). - S. 231-235.
20. Feshina E.V. The economic need for the production of spectrometers as a factor in the development of scientific and technological progress / E.V. Feshin, E.E. Ostrozhnaya, D.A. Omelchenko, P.E. Fige // Natural-humanitarian research. - 2019 .-No. 25 (3). - S. 162-167.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10277
Р.Д. Сердюков - аспирант экономического факультета, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), [email protected],
R.D. Serdyukov - graduate student of the Faculty of Economics, Southern Federal University (FSAEI HE SFU).
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ THE ESSENCE AND STRUCTURAL COMPONENTS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE DIGITAL ECOSYSTEM
Аннотация. В работе рассматривается сущность и структурные компоненты цифровой экосистемы промышленного предприятия. В исследовании рассмотрены предпосылки перехода к цифровым экосистемам, среди которых выделяется переход аддитивного производства в новую эру физического производства, а также переход к экономике, основанной на информации и развитие технологий Индустрии 4.0. Определяется содержание понятия «цифровая экосистема», и его связь с понятием бизнес-экосистем. В качестве факторов, обуславливающих рост важности цифровых экосистем, определены: увеличение общей созданной стоимости; снижение операционных издержек предприятия; возможность идти в ногу с уровнем инноваций; рост доходов предприятия. В работе представлены четыре критических экосистемных уровня, формирующих цифровую экосистему промышленного предприятия и дана их характеристика. По результатам проведенного исследования определены ключевые преимущества применения цифровых экосистем промышленными предприятиями.
Abstract. The paper considers the essence and structural components of the industrial enterprise digital ecosystem. The prerequisites of transition to digital ecosystems are considered in the research, among which the transition of additive production to a new era of physical production, as well as the transition to an economy based on information and the development of technologies of Industry 4.0 is highlighted. The content of the concept of "digital ecosystem" and its connection with the concept of business eco-systems are determined. The factors that determine the growing importance of digital ecosystems are: an increase in the total value created; reduction of operating costs of the enterprise; the ability to keep up with the level of innovation; growth of enterprise income. The article presents four critical ecosystem levels that form and characterize the digital ecosystem of an industrial enterprise. According to the results of the research identified the key benefits of the application of digital ecosystems by industrial enterprises.
Ключевые слова: цифровые экосистемы промышленности, развитие промышленного предприятия, цифровые производственные технологии, цепочка создания стоимости, промышленный Интернет вещей.
Keywords: digital ecosystems of industry, industrial enterprise development, digital production technologies, value chain, Industrial Internet of Things.
Введение. Современное общество вступило в новую эру цифровой взаимосвязи субъектов и объектов промышленности, когда, например, подъемник в Англии с помощью специальных систем и датчиков чувствует
перегрузку или шаткое торможение и предупреждает об этом производителя в Германии, который удаленно решает сложившуюся ситуацию, либо, если требуется обслуживание локально, связывается с техником на месте. Данный пример наглядно демонстрирует, что такое постоянно растущая и развивающаяся индустриальная цифровая экосистема. На протяжении всей современной индустриальной эпохи отрасли промышленности были организованы в виде линейных цепочек создания стоимости. Это привело к формированию вертикально интегрированных производственно-сбытовых систем, организованных таким образом, чтобы контролировать все цепочку создания стоимости и достигать экономии от масштаба для создания значительных конкурентных преимуществ. Однако в настоящее время общество шагнуло в новую, неоиндустриальную эпоху. Рост и массовое распространение цифровых технологий, в частности технологий Индустрии 4.0, дал импульс к созданию новых способов организации процесса создания стоимости. Однако для практической реализации таких импульсов требуется теоретическое осмысление, определение структурных компонентов и функционального назначения цифровых экосистем в промышленности.
Цель исследования. Изучение сущности и структурных компонентов цифровой экосистемы промышленного предприятия.
Исследование проведено с использованием методов категориального анализа и ретроспективного анализа концептуализации понятия «цифровая экосистема».
Полученные результаты. Как показывает анализ современной мировой практики функционирования промышленных предприятий в контексте новой индустриализации, в настоящее время производители сталкиваются с серьезными изменениями по направлениям:
1. Передовое производство, в виде аддитивного производства, передовых материалов, интеллектуальных, автоматизированных станков и других технологий - вступает в новую эру физического производства [1].
2. Переход к экономике, основанной на информации, за счет расширения коммуникационных возможностей и все более сложных возможностей сбора и анализа больших данных, обеспечиваемых Интернетом вещей (Internet of Things) и промышленным Интернетом вещей. Именно с помощью Интернета вещей данные выходят на первый план и, в дополнение к физическим объектам, являются источником ценности, а возможности подключения позволяют создавать более интеллектуальные цепочки поставок, производственные процессы и даже сквозные экосистемы [2,3]. В мире насчитывается около 5 миллиардов подключенных к Интернету устройств, которые собирают и обмениваются данными по всему миру (и в 2020 году прогнозируется их увеличение в четыре раза) - со смартфонов и планшетов локально, камер или датчиков давления на нефтяных вышках или оптических датчиков на сталелитейных заводах [4].
Представленные изменения свидетельствуют о смене парадигмы функционирования промышленных систем, когда на место традиционно сложившихся цепочек создания стоимости приходят цифровые экосистемы, и, соответственно, усовершенствованные цифровые цепочки создания стоимости (рисунок 1).
Создание стоимости
Д о полненный цифровой проигрыватель продуктов. Ориентация на продукты с цифровыми фикциями: такие каж датчики или коммуникац и онные устройства. Комплексное решение / поставщик услуг. Сосредоточение внимания на цифровых продуктах и услуг ах: основанных на данных: которые обеспечивают полноденное решение для клиента Аналитика данных, контент н платформенный интегратор. Сосредоточение внимания на анализе данных и сервисах, основанных на данных; доступ к клиентам через специальною (онлайн) платформу. Поставщик интегрированных цифровых экосистем. Интеграция продуктов сторонних партнеров или конкурентов и систем управления в полную экосистему заказчика.
Основной продукт — — — — —___ Интенсивность данных Интенсивность активов — — — —
Рисунок 1 - Создание цифровой стоимости
В результате подобной трансформации, появляются новые промышленные гиганты, которые полагаются на силу своих цифровых экосистем для достижения доминирующего положения на рынке. Однако, для успешного выстраивания цифровой экосистемы, экономическим субъектам необходимо иметь представление о ее сущности, особенностях функционирования и построения.
Анализ научной литературы показал, что цифровые экосистемы различны, их тип и особенности зависят от среды, в которой они выстраиваются, и задач, которым они служат. Цифровые экосистемы могут быть маленькими и большими, некоторые небольшие экосистемы являются частью более крупных, а некоторые - частично совпадают. Такие экосистемы могут быть глобальными и локальными, функционирующими на конкретных рынках или носят нишевый характер.
Существует несколько подходов к определению понятия «цифровая экосистема». В рамках данного исследования понятие цифровой экосистемы рассматривается в контексте эволюции понятия бизнес-экосистемы. По мере того, как бизнес переносит большую часть своей деятельности в цифровое пространство, понятие бизнес-экосистемы приобретает все более цифровой характер.
В последние годы появляется много научных работ по бизнес-экосистемам, возросший интерес к которым обусловлен их связью с достижениями в области цифровых технологий. На сегодняшний день различия между бизнес-экосистемами и семантически связанными понятиями (цифровые экосистемы, инновационные экосистемы, цифровые инновационные экосистемы, экосистемы открытых инноваций и др.) четко не определены. «Цифровые экосистемы можно семантически и интуитивно даже интерпретировать как контекст или приложение, или способ технологического воплощения как инновационных, так и бизнес-экосистем. Такая двусмысленность препятствует эффективному доступу и соответствующему использованию этих концепций» [5].
Профессор Гарвардской школы бизнеса Марко Янсити и Рой Левиен, известный ученый и изобретатель, лауреат премии Microsoft, в своей работе «Strategy as Ecology», определяют бизнес-экосистемы как «свободные сети поставщиков, дистрибьюторов, аутсорсинговых компаний, производителей сопутствующих продуктов и услуг, поставщиков технологий и множества других организаций, которые влияют на создание и реализацию собственных предложений компании» [6].
Майкл Дж. Якобидес определяет цифровые экосистемы как "взаимодействующие организации, которые подключены к цифровым сетям, имеют модульную архитектуру и не управляются иерархическими структурами" [7].
Цифровая экосистема представляет собой свободные сети взаимодействующих организаций, которые имеют цифровую связь и поддерживаются модульностью, и которые влияют и зависят от предложений друг друга. Результатом такого взаимодействия является то, что стоимость взаимно создается как для конечного потребителя, так и для владельца платформы и участников экосистемы. Под платформой понимается ключевой строительный блок экосистемы, на котором участники экосистемы могут создавать свои продукты и услуги. Каждый участник экосистемы получает выгоду от взаимодействия внутри экосистемы, а значит, имеет стимул оставаться внутри неё.
Таким образом, происходит переход от создания стоимости одной фирмой к созданию стоимости многими фирмами, задействованными и организованными на одной платформе. Это помогает увеличить общую созданную стоимость и носит название «перевернутая фирма» [8]. В основе концепции перевернутой фирмы лежит сдвиг локуса создания стоимости изнутри компании наружу. Применение цифровых технологий может снизить операционные издержки предприятия, что приводит к снижению стоимости привлечения третьих лиц для поставки товаров или услуг и делает более практичным и экономически выгодным сотрудничество с внешними партнерами, вместо того чтобы пытаться делать все своими силами. Происходит смещение парадигмы организации производственной деятельности в сторону участия третьих сторон, распределенных цифровых экосистем и более прочного цифрового партнерства. Важнее всего то, что это выгодно и со стратегической точки зрения, т.к. позволяет не отставать от уровня инноваций, обеспечиваемых цифровыми технологиями и быстрым изменением целых отраслей [9,10].
Согласно исследованиям международной консалтинговой компании McKinsey, компании, которые применяют экосистемный подход, получают более высокие доходы, чем те, которые его не применяют [11]. Вышеперечисленные эффекты применения цифровых технологий свидетельствуют о возрастающей важности цифровых экосистем (рисунок 2).
Согласно исследованию международной сети компаний в области консалтинга и аудита PwC (PricewaterhouseCoopers) существуют 4 критических экосистемных уровня, которые вместе формируют цифровую экосистему промышленного предприятия: экосистема Решений для клиентов, операционная экосистема, технологическая экосистема, кадровая экосистема [12]. Для понимания специфики каждого из вышеперечисленных уровней ниже представлены их краткие характеристики.
Экосистема Решений для клиентов. В рамках данного уровня, на рынок производителями выпускаются только особые продукты и услуги, которые позиционируются как их лучшее предложение для клиентов и потребителей. Персонализация, кастомизация, улучшение и расширение функционала, усовершенствование логистики, креативные модели получения дохода, инновационный дизайн и приложения способствуют достижению высокого уровня предоставляемых товаров и услуг. Этот уровень включает внешние элементы, которые компания интегрирует в свое решение для создания дополнительной стоимости.
Рисунок 2 - Представление цифровой экосистемы
Операционная экосистема. В данный уровень входит физическая деятельность предприятия и потоки, поддерживающие экосистему Решений для клиентов. Это может быть разработка продукта, планирование, сор-синг, производство, хранение, логистика и обслуживание. К тому же, частью этой экосистемы будут являться и любые внешние партнеры, участвующие в операционной деятельности предприятия.
Технологическая экосистема. Это экосистема, которая обеспечивает остальные три уровня экосистем, обусловливает или поддерживает внедрение улучшений и важные достижения в них. Она охватывает ИТ-архитектуру, интерфейсы и цифровые технологии. Технологическая экосистема включает в себя технологии Индустрии 4.0, среди которых выделяются цифровые двойники (digital twin), искусственный интеллект (artificial intelligence), киберфизические и виртуальные системы, сенсоры, 3D-печать, Интернет вещей (Internet of Things), в частности, промышленный Интернет вещей (Industrial Internet of Things).
Кадровая экосистема. Как и технологическая экосистема, является обеспечивающим уровнем для трех других. Кадровая экосистема охватывает навыки, тип мышления и поведение, отношения и источники профессиональных знаний, а также карьерный рост для поддержания процесса цифровой трансформации.
Однако не каждая компания преуспеет в организации полноценных экосистем по всем четырем уровням, так как они могут быть запредельно сложными и дорогостоящими. Но большинство компаний будут дифференцировать себя, вкладывая значительные средства и обеспечивая превосходство, по крайней мере, в одной экоси-стемной области. Для того чтобы быть более гибкими, организации будут максимально упрощать работу в нестратегических областях своих экосистем, поскольку большая часть их бизнеса не будет настолько уникальной.
Цифровая экосистема дает ряд ключевых преимуществ для промышленного предприятия:
1. Изучение бизнес-ценности данных. Сегодня каждая компания генерирует огромные объемы данных, и многие уже превращают эти знания в бизнес-идеи, которые повышают эффективность, снижают затраты и открывают возможности для инноваций. Однако большая часть этих данных остается неиспользованной, а разрозненные данные часто препятствуют бизнес-ориентированному анализу этих данных. Сотрудничество (как внутри организации, так и в рамках расширенного предприятия) может обеспечить более качественный анализ этих данных и помочь использовать их в полной мере. Вот почему цифровые экосистемы набирают все большую популярность. Цифровые экосистемы создаются путем объединения сети межотраслевых профессионалов, включая специалистов в области данных, инвесторов, предпринимателей и экспертов в области технологий, имеющих опыт работы в различных отраслях. Участие в такой сети может дать компании возможность создавать и масштабировать цифровые решения и решения и Интернета вещей, чтобы воспользоваться ранее неиспользованными возможностями для создания добавленной стоимости и инноваций.
2. Инновации и масштабирование бизнеса. Цифровые экосистемы дают преимущества как традиционным производителям, так и стартапам. Для традиционных производителей цифровые экосистемы предлагают возможности взаимодействия со стартапами, услуги которых помогают им дополнить существующие возможности и заполнить пробелы, образовавшиеся в результате цифровой революции. В свою очередь, стартапы имеют возможность напрямую взаимодействовать с широким кругом потенциальных клиентов.
3. Повышение эффективности и экологичности. Устойчивое развитие больше не является инициативой, основанной на корпоративной социальной ответственности - оно стало приоритетным направлением бизнес-стратегии почти каждой компании. Технологические инновации и предложения, особенно Интернет вещей и прогнозная аналитика, вооружают компании инструментами, необходимыми для лучшего отслеживания их воздействия на окружающую среду, определения возможностей для улучшения и внедрения решений, поддерживающих устойчивое развитие без снижения эффективности.
Выводы. Проведенное исследование позволяет заключить, что в современных условиях наступает гонка производителей за оцифровку производства и переход к цифровым экосистемам. По данным опросов PwC, темпы внедрения цифровых производственных технологий, таких как 3D-печать, дополненная реальность, Интернет вещей и усовершенствованная робототехника (а также поддерживающие их сети передачи данных и программное обеспечение), среди американских производителей уже перешагнули порог от ранней стадии внедрения до ранней стадии основного производства [13]. Большинство компаний знают, что цифровое преобразование имеет решающее значение для их выживания. Однако, на основе данных доклада PwC «Тенденции промышленного производства 2018-19», можно сделать вывод о том, что лишь 33% относятся к продвинутым в цифровом отношении фирмам [14]. Таким образом, развитие цифровых экосистем представляет собой следующий шаг в постоянных усилиях, направленных на то, чтобы оставаться впереди постоянно меняющихся условий «игры», является одним из важных приоритетов развития современных промышленных предприятий. Действительно, цифровые экосистемы - это форма конкурентного сотрудничества, позволяющая компаниям и профессионалам отрасли создавать, сотрудничать и масштабировать решения, которые являются инновационными, экономичными, эффективными и еще более устойчивыми.
Источники:
1. Hagel J. III, Brown J. S., Kulasooriya D., Giffi C., Chen M. The future of manufacturing: Making things in a changing world, Deloitte University Press, March 31, 2015. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/za/Documents/manufactur-ing/ZA_Future_of_Manufacturing_2015.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
2. Raynor E. M., Cotteleer M. J. The more things change: Value creation, value capture, and the Internet of Things, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/value-creation-value-capture-internet-of-things/DUP1199_DR17_TheMoreThingsChange.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
3. Mariani J., Quasney E., Raynor M. Forging links into loops: The Internet of Things' potential to recast supply chain management, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/internet-of-things-supply-chain-management/DUP1159_DR17_ForgingLinksIntoLoops.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
4. Gartner, Inc. "Gartner Says 6.4 Billion Connected "Things" Will Be in Use in 2016, Up 30 Percent From 2015", Inc. press release, November 10, 2015// https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2015-11-10-gartner-says-6-billion-con-nected-things-will-be-in-use-in-2016-up-30-percent-from-2015 (дата обращения: 29.04.2020).
5. Gupta R., Mejia C., Kajikawa Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing. Technological Forecasting & Social Change. October 2019. 100-109.
6. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology. Harvard Business Review 82.3. March 2004// https://hbr.org/2004/03/strategy-as-ecology (дата обращения: 29.04.2020).
7. Jacobides M. Designing Digital Ecosystems. In Jacobides M. et.al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum. 2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosys-tems_2019.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
8. Van Alstyne M. The Opportunity and Challenge of Platforms. In Jacobides M. et. al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum.2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Plat-forms_and_Ecosystems_2019.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
9. Van Alstyne M. W., Parker G. G. & Choudary S. P. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4): 54-62. April 2016// https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (дата обращения: 28.04.2020).
10. Gawer A., Cusumano M. A. Industry Platforms and Ecosystem Innovation. Journal of Product Innovation Management, 31(3): 417-433. May 2014// https://www.researchgate.net/publication/261330796_Industry_Platforms_and_Ecosys-tem_Innovation (дата обращения: 28.04.2020).
11. Bughin J., Catlin T., Dietz M. The Right Digital-Platform Strategy, McKinsey Quarterly. May 2019// https://www.mckm-sey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/the-right-digital-platform-strategy (дата обращения: 28.04.2020).
12. PwC strategy&. Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. «Цифровые чемпионы» подразделения PwC strategy&. 2018// https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
13. PwC's 2015 and 2016 Disruptive Manufacturing Technology Surveys; Manufacturing's next big act: Building an industrial digital ecosystem. PWC. https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/assets/pwc-industrial-digital-ecosystem.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
14. PwC's Industrial Manufacturing Trends 2018-2019. https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/trends/industrial-manufactur-ing-trends-2018-19.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
References:
1. Hagel J. III, Brown J. S., Kulasooriya D., Giffi C., Chen M. The future of manufacturing: Making things in a changing world, Deloitte University Press, March 31, 2015. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/za/Documents/manufactur-ing/ZA_Future_of_Manufacturing_2015.pdf (date of access: 29.04.2020).
2. Raynor E. M., Cotteleer M. J. The more things change: Value creation, value capture, and the Internet of Things, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/value-creation-value-capture-internet-of-things/DUP1199_DR17_TheMoreThingsChange.pdf (date of access: 29.04.2020).
3. Mariani J., Quasney E., Raynor M. Forging links into loops: The Internet of Things' potential to recast supply chain management, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/internet-of-things-supply-chain-management/DUP1159_DR17_ForgingLinksIntoLoops.pdf (date of access: 29.04.2020).
4. Gartner, Inc. "Gartner Says 6.4 Billion Connected "Things" Will Be in Use in 2016, Up 30 Percent From 2015", Inc. press release, November 10, 2015// https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2015-11-10-gartner-says-6-billion-con-nected-things-will-be-in-use-in-2016-up-30-percent-from-2015 (date of access: 29.04.2020).
5. Gupta R., Mejia C., Kajikawa Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing. Technological Forecasting & Social Change. October 2019. 100-109.
6. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology. Harvard Business Review 82.3. March 2004// https://hbr.org/2004/03/strategy-as-ecology (date of access: 29.04.2020).
7. Jacobides M. Designing Digital Ecosystems. In Jacobides M. et.al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum. 2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosys-tems_2019.pdf (date of access: 28.04.2020).
8. Van Alstyne M. The Opportunity and Challenge of Platforms. In Jacobides M. et. al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum.2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Plat-forms_and_Ecosystems_2019.pdf (date of access: 28.04.2020).
9. Van Alstyne M. W., Parker G. G. & Choudary S. P. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4): 54-62. April 2016// https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (date of access: 28.04.2020).
10. Gawer A., Cusumano M. A. Industry Platforms and Ecosystem Innovation. Journal of Product Innovation Management, 31(3): 417-433. May 2014// https://www.researchgate.net/publication/261330796_Industry_Platforms_and_Ecosys-tem_Innovation (date of access: 28.04.2020).
11. Bughin J., Catlin T., Dietz M. The Right Digital-Platform Strategy, McKinsey Quarterly. May 2019// https://www.mckm-sey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/the-right-digital-platform-strategy (date of access: 28.04.2020).
12. PwC strategy&. Global Digital Operations Survey 2018 «Digital champions» division PwC strategy&. 2018// https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (date of access: 28.04.2020).
13. PwC's 2015 and 2016 Disruptive Manufacturing Technology Surveys; Manufacturing's next big act: Building an industrial digital ecosystem. PWC. https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/assets/pwc-industrial-digital-ecosystem.pdf (date of access: 28.04.2020).
14. PwC's Industrial Manufacturing Trends 2018-2019. https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/trends/industrial-manufactur-ing-trends-2018-19.pdf (date of access: 28.04.2020).
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10278
Т.Ю. Синюк - доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления, к.э.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],
T.Yu. Sinyuk - Associate Professor of the Department of Crisis and Corporate Governance, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected];
М.Т. Белов - заведующий кафедрой управления персоналом и социологии, доцент кафедры управления персоналом и социологии, к.с.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],
M. T. Belov - Head of the Department of Personnel Management and Sociology, Associate Professor of the Department of Personnel Management and Sociology, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected];
Д.И. Кудрявцев - доцент кафедры управления персоналом и социологии, к.с.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],
D.I. Kudryavtsev - Associate Professor of the Department of Personnel Management and Sociology, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected].
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ЗАКУПКАМ BACKGROUND OF FORMING KEY INDICATORS OF EFFICIENCY OF PURCHASING MANAGEMENT ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджеров по закупкам/снабжению. Приводится мнемоническая модель учета требований заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам для производственных компаний. Представлено авторское видение о количестве показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам. Рассматриваются подходы к структурированию системы показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению с позиции