Научная статья на тему 'Предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам'

Предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ключевые показатели эффективности / менеджер по закупкам / снабжение / предпосылки KPI / KPI / purchasing manager / supply / KPI prerequisites

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т Ю. Синюк, М Т. Белов, Д И. Кудрявцев

В статье рассматриваются предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджеров по закупкам/снабжению. Приводится мнемоническая модель учета требований заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам для производственных компаний. Представлено авторское видение о количестве показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам. Рассматриваются подходы к структурированию системы показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению с позиции функционала, механизмов персональной и групповой ответственности. Авторами исследуются вопросы периодизации обновления системы показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению. Уделено внимание определению количества показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению. Результаты проведенного исследования позволили в качестве предпосылок при формировании показателей эффективности менеджера по закупкам определить непосредственный функционал менеджера по закупкам/снабжению, его зону ответственности, учет требований заинтересованных сторон, возможность влияния на закупочный результат, вероятность манипулирования, возможность мониторинга и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т Ю. Синюк, М Т. Белов, Д И. Кудрявцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF FORMING KEY INDICATORS OF EFFICIENCY OF PURCHASING MANAGEMENT ACTIVITY

The article discusses the prerequisites for the formation of key performance indicators for purchasing / supply managers. A mnemonic model of accounting for stakeholder requirements for the activities of a procurement manager for manufacturing companies is presented. The author's vision on the number of performance indicators of the procurement manager is presented. We consider approaches to structuring the KPI scorecard of the procurement / supply manager from the perspective of functionality, personal and group responsibility mechanisms. The authors study the issues of periodization of updating the KPI scorecard of the procurement / supply manager. Attention is paid to determining the number of KPI indicators of the procurement / supply manager. The results of the study allowed as a prerequisite in the formation of the performance indicators of the procurement manager to determine the direct functionality of the procurement / supply manager, his area of responsibility, taking into account the requirements of interested parties, the possibility of influencing the procurement result, the likelihood of manipulation, the possibility of monitoring and control.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам»

References:

1. Hagel J. III, Brown J. S., Kulasooriya D., Giffi C., Chen M. The future of manufacturing: Making things in a changing world, Deloitte University Press, March 31, 2015. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/za/Documents/manufactur-ing/ZA_Future_of_Manufacturing_2015.pdf (date of access: 29.04.2020).

2. Raynor E. M., Cotteleer M. J. The more things change: Value creation, value capture, and the Internet of Things, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/value-creation-value-capture-internet-of-things/DUP1199_DR17_TheMoreThingsChange.pdf (date of access: 29.04.2020).

3. Mariani J., Quasney E., Raynor M. Forging links into loops: The Internet of Things' potential to recast supply chain management, Deloitte University Press, July 27, 2015// https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/internet-of-things-supply-chain-management/DUP1159_DR17_ForgingLinksIntoLoops.pdf (date of access: 29.04.2020).

4. Gartner, Inc. "Gartner Says 6.4 Billion Connected "Things" Will Be in Use in 2016, Up 30 Percent From 2015", Inc. press release, November 10, 2015// https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2015-11-10-gartner-says-6-billion-con-nected-things-will-be-in-use-in-2016-up-30-percent-from-2015 (date of access: 29.04.2020).

5. Gupta R., Mejia C., Kajikawa Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing. Technological Forecasting & Social Change. October 2019. 100-109.

6. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology. Harvard Business Review 82.3. March 2004// https://hbr.org/2004/03/strategy-as-ecology (date of access: 29.04.2020).

7. Jacobides M. Designing Digital Ecosystems. In Jacobides M. et.al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum. 2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosys-tems_2019.pdf (date of access: 28.04.2020).

8. Van Alstyne M. The Opportunity and Challenge of Platforms. In Jacobides M. et. al. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy, Briefing Paper, World Economic Forum.2019// http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Plat-forms_and_Ecosystems_2019.pdf (date of access: 28.04.2020).

9. Van Alstyne M. W., Parker G. G. & Choudary S. P. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4): 54-62. April 2016// https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (date of access: 28.04.2020).

10. Gawer A., Cusumano M. A. Industry Platforms and Ecosystem Innovation. Journal of Product Innovation Management, 31(3): 417-433. May 2014// https://www.researchgate.net/publication/261330796_Industry_Platforms_and_Ecosys-tem_Innovation (date of access: 28.04.2020).

11. Bughin J., Catlin T., Dietz M. The Right Digital-Platform Strategy, McKinsey Quarterly. May 2019// https://www.mckm-sey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/the-right-digital-platform-strategy (date of access: 28.04.2020).

12. PwC strategy&. Global Digital Operations Survey 2018 «Digital champions» division PwC strategy&. 2018// https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (date of access: 28.04.2020).

13. PwC's 2015 and 2016 Disruptive Manufacturing Technology Surveys; Manufacturing's next big act: Building an industrial digital ecosystem. PWC. https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/assets/pwc-industrial-digital-ecosystem.pdf (date of access: 28.04.2020).

14. PwC's Industrial Manufacturing Trends 2018-2019. https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/trends/industrial-manufactur-ing-trends-2018-19.pdf (date of access: 28.04.2020).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10278

Т.Ю. Синюк - доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления, к.э.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

T.Yu. Sinyuk - Associate Professor of the Department of Crisis and Corporate Governance, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected];

М.Т. Белов - заведующий кафедрой управления персоналом и социологии, доцент кафедры управления персоналом и социологии, к.с.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

M. T. Belov - Head of the Department of Personnel Management and Sociology, Associate Professor of the Department of Personnel Management and Sociology, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected];

Д.И. Кудрявцев - доцент кафедры управления персоналом и социологии, к.с.н., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

D.I. Kudryavtsev - Associate Professor of the Department of Personnel Management and Sociology, Ph.D., Rostov State University of Economics, [email protected].

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ЗАКУПКАМ BACKGROUND OF FORMING KEY INDICATORS OF EFFICIENCY OF PURCHASING MANAGEMENT ACTIVITY

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки формирования ключевых показателей эффективности деятельности менеджеров по закупкам/снабжению. Приводится мнемоническая модель учета требований заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам для производственных компаний. Представлено авторское видение о количестве показателей эффективности деятельности менеджера по закупкам. Рассматриваются подходы к структурированию системы показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению с позиции

функционала, механизмов персональной и групповой ответственности. Авторами исследуются вопросы периодизации обновления системы показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению. Уделено внимание определению количества показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению. Результаты проведенного исследования позволили в качестве предпосылок при формировании показателей эффективности менеджера по закупкам определить непосредственный функционал менеджера по закупкам/снабжению, его зону ответственности, учет требований заинтересованных сторон, возможность влияния на закупочный результат, вероятность манипулирования, возможность мониторинга и контроля.

Abstract. The article discusses the prerequisites for the formation of key performance indicators for purchasing / supply managers. A mnemonic model of accounting for stakeholder requirements for the activities of a procurement manager for manufacturing companies is presented. The author's vision on the number of performance indicators of the procurement manager is presented. We consider approaches to structuring the KPI scorecard of the procurement / supply manager from the perspective of functionality, personal and group responsibility mechanisms. The authors study the issues of periodization of updating the KPI scorecard of the procurement / supply manager. Attention is paid to determining the number of KPI indicators of the procurement / supply manager. The results of the study allowed as a prerequisite in the formation of the performance indicators of the procurement manager to determine the direct functionality of the procurement / supply manager, his area of responsibility, taking into account the requirements of interested parties, the possibility of influencing the procurement result, the likelihood of manipulation, the possibility of monitoring and control.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, менеджер по закупкам, снабжение, предпосылки KPI

Keywords: KPI, purchasing manager, supply, KPI prerequisites

Субъекты малого и среднего бизнеса постепенно развиваясь по этапам жизненного цикла организации приходят к тому, что необходимо вводить или изменять действующую систему мотивации и стимулирования персонала. Тогда возникает вопрос: «Какой из механизмов выбрать? Кто и как должен разрабатывать систему мотивации? Как в последующем оценить ее эффективность?» Одним из инструментов, позволяющим решить два из трех поставленных вопроса является KPI. В рамках настоящего исследования будет представлена авторская точка зрения относительно формирования системы мотивации на основе KPI для менеджера по закупкам/снабжению.

Цель исследования определена как определение исходных условий для формирования системы ключевых показателей эффективности менеджера по закупкам. Цель исследования предопределяет необходимость решения следующих задач:

- изучить эмпирический опыт формирования показателей KPI для менеджера по закупкам;

- проанализировать требования заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам;

- определить предпосылки формирования показателей KPI для менеджера по закупкам.

Цель и задачи исследования направлены на проверку гипотезы исследования.

В рамках настоящего исследования проверяется гипотеза о том, что большинство показателей, используемых для системы KPI менеджера по снабжению/закупкам не жизнеспособны, так как сложно контролируемые и необходим именно персональный подход к выработке показателей KPI менеджера по закупкам/снабжению с учетом специфики деятельности и масштабов организации.

Теоретическая часть исследования была проведена методом кабинетного анализа.

Abdul Rahman, Normala [1] в своем исследовании отмечает, что система KPI ориентирована на количественные измерения и является негибкой по отношению к достижению цели, при этом многие значимые параметры являются качественными и не могут быть достоверно измерены. Автор утверждает, что внедрение системы KPI зачастую вызывает стрессовые состояния, приводит к мошенничеству, носит субъективную оценку и является основой для зарождения конфликтов между сотрудником и работодателем. Тем не менее Abdul Rahman, Normala [1] указывает на то, что система KPI может быть эффективна, в тех случаях если состоит из «хороших» показателей, которые должны отвечать таким требованиям как легкость в понимании, четкость в толковании, отражать возможность влияния сотрудника на показатель, соответствовать стратегически значимым направлениям деятельности организации, обеспечивать возможность проверки данных, носить экономичный характер внедрения.

Chiang-nan Chao [2] отмечает, что для формирования эффективной системы оценки деятельности менеджера по закупка/снабжению необходимо учитывать в качестве заинтересованных сторон требования самих менеджеров по закупкам/снабжению, покупателей и внутренних клиентов организации.

Rana Tassabehji, Andrew Moorhouse [3] в своем исследовании отмечают, что степень организационной поддержки и внутреннего признания важности роли менеджера по закупкам/снабжению [4] являются серьезным препятствием для понимания и оценки профессиональных навыков и эффективности деятельности сотрудников.

Mohammad Hassan Abolbashari, Elizabeth Chang, Omar Khadeer Hussain, Morteza Saberi [5] исследуя проблематику улучшения показателей закупок в организациях также приходят к выводу о целесообразности внедрения KPI менеджеров по закупкам/снабжению, но при этом авторы уделяют особое внимание проблематике интеграции показателей KPI, с учетом отражения различных определенных аспектов деятельности организации. Для решения данной проблемы авторы предлагают внедрение платформы Smart Buyer.

В рамках настоящего исследования менеджер по закупкам и менеджер по снабжению используются как слова синонимы, так как зачастую в организациях малого и среднего бизнеса эти обязанности возлагаются на

одного-двух человек, которые и представляют собой отдел закупок или отдел снабжения. Кроме того отметим, что наименование данной позиции как менеджер по закупкам характерно для торговых компаний, а в качестве менеджера по снабжению - для производственных.

Когда мы говорим ключевые показатели эффективности в деятельности закупщика (менеджера по закупкам) возникает следующий ряд вопросов:

- Что это за показатели?

- Какие они?

- Как выстроить систему контроля и отследить его результаты деятельности?

- Кто будет осуществлять контроль и расчет показателей КР1 менеджера по закупкам?

- Как оценивать в стоимостном выражении результаты достижения КР1 менеджера по закупкам/снабжению?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо определить, на что именно сотрудник, занимающий должность менеджера по закупкам (снабжению) может оказать влияние и какова система требований заинтересованных сторон (с позиции внутренней среды организации) к его деятельности.

На рисунке 1 представлена система требований заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам/снабжению (с позиции внутренней среды организации).

Полагается, что именно система требований заинтересованных сторон (с позиции внутренней среды организации) должна быть положена в критериальную основу выработки показателей КР1 менеджера по снабжению.

Менеджер по закупкам, компании в рассматриваемой компании, занимается как внутристрановыми, так и международными закупками материалов и комплектующих. Специфика деятельности компании обуславливает и специфику закупок. Деятельность менеджера усложняется тем, что по многим номенклатурным позициям не представляется возможным найти более 2-х альтернативных поставщиков, по некоторым номенклатурным группам период доставки груза длится более 2-х месяцев. Кроме того к его основному функционалу относится и претензионная работа. Отметим, что в разных организациях функционал менеджера по закупкам разный и возможно, что претензионную работу с поставщиками выполняет отдельно взятый сотрудник. В таком случае показатели КР1 для менеджеров по закупкам, содержательный функционал которых различается, также будут различны и потребуют тщательной проработки. Также необходимо четкое представление о том разделена ли логистическая и закупочная деятельность, так как в одних организациях данный процесс объединен, а в других это два разных процесса.

Обозначим также, что во многих организациях на сотрудников отдела закупок возлагается такой функционал как управление запасами, бюджетирование, разработка новых брендов, запуск новых продуктов, анализ привлекательности новых брендов, анализ цен конкурентов, планирование продаж [6], что с нашей точки зрения не совсем эффективно, так как часть данного функционала относится к специалистам в области маркетинга, а часть к функционалу коммерческого директора.

Руководство

Склад

Склад: зав. складом, сотрудники склада Система требований:

предварительное информирование о сроках и объемах плановых поставок, плановое поступление материалов и комплектующих, средними объемами, с понедельника по пятницу в первую половину рабочего дня, в упаковке обеспечивающей надлежащее качество товаров и с полным комплектом документов

Руководство: учредитель, директор, коммерческий директор, начальник отдела снабжение Система требований: предварительное информирование о сделках, своевременное предоставление комплекта документов на согласование, проведение анализа поставщиков, выбор наилучшей альтернативы, соблюдение уровня минимального запаса материалов и комплектующих, соблюдение сроков сделки, обеспечение оборачиваемости запасов, обеспечение качества поставляемых товаров и ~

материалов, минимизация стоимости и т.д.

Отдел продаж

Менеджер по закупкам и его деятельность

ии

Логистика

Отдел логистики: логист, водители

Система требований:

предварительное информирование о сроках и объемах плановых поставок

Бухгалтерия, юр. отдел:

главный бухгалтер, бухгалтер, юрист Система требований:

предварительное информирование о сделках, своевременное предоставление комплекта документов на согласование, утверждение и оплату

Отдел продаж: менеджеры по продажам Система требований:

постоянное наличие в необходимом количестве материалов и комплектующих, либо доставка отсутствующих материалов и комплектующих в минимальные сроки

та

Производство

Производство:начальник производства, сотрудники производства Система требований:

постоянное наличие в необходимом количестве материалов и комплектующих, либо доставка отсутствующих материалов и комплектующих в минимальные сроки, закупкам материалов и комплектующих надлежащего качества

Бухгалтерия

Юридичеокий отдел

Рисунок 1 Система требований заинтересованных сторон к деятельности менеджера по закупкам на примере

компании ООО «Эльпласт-Жалюзи» (составлено авторами)

К одной из проблем также относится и количество показателей для включения в систему оценки. В современных источниках встречаются рекомендации о внедрении от 5 до 30 показателей КР1.

Следует отметить, что система расчета показателей может представлять собой как набора параметров для сравнительной оценки, так и расчет некоторого единого интегрированного показателя оценки [7,8].

Кириллова Н. [7] в своей работе предлагает смешанную систему оценки эффективности деятельности менеджера по закупкам/снабжению, что проявляется в том, что часть показателей отражают индивидуальные результаты сотрудника, а часть показателей отражают общие результаты отдела в целом. Отметим, что наша точка зрения заключается в том, что индивидуальные показатели KPI более эффективны, чем общие показатели группы или отдела. Мы полагаем, что при достижении целевых значений KPI закреплённых за группой или отделом часть сотрудников может неэффективно выполнять свои обязанности, руководствуюсь либо таким моти-вационными посылами как «мне и так уже достаточной», либо тем, что другие члены группы/отдела в большей степени мотивированы на достижение целевых показателей и они обеспечат их выполнение. В таком случае справедливо ожидать возникновение внутригрупповых конфликтов.

В качестве еще одной проблемы следует отметить периодичность обновления системы KPI для менеджера по закупкам/снабжению. Как правило наиболее часто встречается рекомендация обновлять систему KPI один раз в квартал. Отметим, что мы не являемся сторонниками данной идеи и полагаем, что систему KPI необходимо менять не чаще чем 1 раз в год. Нашу позицию подтверждает и мнение Кирилловой Н. [7], которая утверждает, что внедрение показателей занимает примерно 12-18 месяцев.

Полагается, что именно годовой период обновления позволит с одной стороны адаптироваться сотрудникам к предлагаемой системе мотивации, с другой стороны- в динамике отследить эффективность действующей системы KPI, с третей стороны -промониторить жизнеспособность показателей системы KPI с учетом сезонности.

Кроме того, при изменении реализуемой системы показателей KPI мы полагаем целесообразным менять не более 30-40% показателей, сохраняя наиболее значимые для достижения стратегической цели организации.

Авторская позиция заключается в том, что показателей эффективности деятельности сотрудника не должно быть более десяти, они должны быть простыми и понятными, измеримыми и достижимыми. В противном случае «сопротивление изменениям» со стороны сотрудников будет настолько велико, что приведет к неэффективности внедрения разработанной системы мотивации.

Таким образом при формировании показателей эффективности менеджера по закупкам необходимо учитывать:

- непосредственный функционал менеджера по закупкам/снабжению;

- определение зоны ответственности менеджера по закупкам/снабжению;

- требования заинтересованных сторон к результатам деятельности менеджера по закупкам/снабжению;

- возможность влияния менеджера по закупкам на результаты закупочной деятельности;

- возможность контроля и мониторинга показателей эффективности деятельности менеджера о закупкам;

- вероятность манипулирования/искажения результатов оценки со стороны менеджера по закупкам. Безусловным фактом является и то, что «тональность» разрабатываемых ключевых показателей эффективности задается руководством. Отметим, что под «тональностью» нами понимается то, какой характер в большей степени будет носить система KPI, т.е. ориентирована на поощрение или депремирование.

Источники:

1. Abdul Rahman, Noimala. (2020). CIRI-CIRI KPI YANG BAIK (The Characteristics of Good KPIs). -URL:https://www.re-searchgate.net/publication/340338896_CIRI-CIRI_KPI_YANG_BAIK_The_Characteristics_of_Good_KPIs

2. Chiang-nan Chao, Purchasing performance measurements—Views of purchasing managers, buyers and internal customers from different industries, Journal of Operations Management, Volume 9, Issue 3, 1990, Pages 435-436, ISSN 0272-6963, https: //doi. org/10.1016/0272-6963(90)90184-F.

3. Rana Tassabehji, Andrew Moorhouse, The changing role of procurement: Developing professional effectiveness, Journal of Purchasing and Supply Management, Volume 14, Issue 1, 2008, Pages 55-68, ISSN 1478-4092, https://doi.org/10.1016/j.pur-sup.2008.01.005.

4. Озерова Л.В., Поседько Н.А. Совершенствование закупочной работы в торговом предприятии // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 6 (58). С. 42-47.

5. Mohammad Hassan Abolbashari, Elizabeth Chang, Omar Khadeer Hussain, Morteza Saberi, Smart Buyer: A Bayesian Network modelling approach for measuring and improving procurement performance in organisations, Knowledge-Based Systems, Volume 142, 2018, Pages 127-148, ISSN 0950-7051, https://doi.org/10.1016/j.knosys.2017.11.032.

6. Стыгарь А. Как разработать систему мотивации для отдела закупок - URL: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1780694-kak-razrabotat-sistemu-motivatsii-dlya-otdela-zakupok

7. Кириллова Н. Ключевые показатели эффективности для системы снабжения. - URL: https://www.cfin.ru/management/manufact/procurement_kpi.shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Полякова И.А. Особенности мотивации сотрудников предприятий торговой сферы на основе показателей эффективности работы // Теория и практика современной науки. 2015. № 5. С.340-347

References:

1. Abdul Rahman, Normala. (2020). CIRI-CIRI KPI YANG BAIK (The Characteristics of Good KPIs). -URL:https://www.re-searchgate.net/publication/340338896_CIRI-CIRI_KPI_YANG_BAIK_The_Characteristics_of_Good_KPIs

2. Chiang-nan Chao, Purchasing performance measurements—Views of purchasing managers, buyers and internal customers from different industries, Journal of Operations Management, Volume 9, Issue 3, 1990, Pages 435-436, ISSN 0272-6963, https: //doi. org/10.1016/0272-6963(90)90184-F.

3. Rana Tassabehji, Andrew Moorhouse, The changing role of procurement: Developing professional effectiveness, Journal of Purchasing and Supply Management, Volume 14, Issue 1, 2008, Pages 55-68, ISSN 1478-4092, https://doi.org/10.1016/j.pur-sup.2008.01.005.

4. Ozerova L.V., Posedko N.A. Improving procurement work in a trade enterprise // Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy. 2016. No. 6 (58). S. 42-47.

5. Mohammad Hassan Abolbashari, Elizabeth Chang, Omar Khadeer Hussain, Morteza Saberi, Smart Buyer: A Bayesian Network modelling approach for measuring and improving procurement performance in organisations, Knowledge-Based Systems, Volume 142, 2018,Pages 127-148,ISSN 0950-7051, https://doi.org/10.1016/j.knosys.2017.11.032.

6. Stygar A. How to develop a motivation system for the procurement department - URL: https://www.e-xecutive.ru/manage-ment/practices/1780694-kak-razrabotat-sistemu-motivatsii-dlya-otdela-zakupok

7. Kirillova N. Key performance indicators for the supply system. - URL: https://www.cfin.ru/management/manufact/procure-ment_kpi.shtml

8. Polyakova I.A. Features of motivation of employees of enterprises in the trading sector based on performance indicators // Theory and Practice of Modern Science. 2015. No 5. P.340-347

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10279

Л.Ю. Сиренко - специалитет, 5-й год обучения, специальность 38.05.01 - «Экономическая безопасность», Амурский государственный университет, г. Благовещенск, [email protected], L.Yu. Sirenko - specialty, 5th year of study, specialty 38.05.01 - «Economic security», Amur state University, Blagoveshchensk;

Е.С. Рычкова - канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности и экспертизы, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, [email protected],

E.S. Rychkova - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of Cathedra of Economic Security and Expertise, Amur state University, Blagoveshchensk.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА CLUSTER ANALYSIS IN ASSESSING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В настоящее время каждый субъект Российской Федерации имеет собственный потенциал социально-экономического развития. Одним из главных факторов развития собственного потенциала субъектов Российской Федерации является формирование и развитие кластеров. Кластерный подход содействует росту обеспечения экономической безопасности, а также положительно влияет на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность региона в целом. На сегодняшний день в Российской Федерации одной из приоритетных и общенациональных задач является социально-экономическое развитие Дальнего Востока, исходя из этого, в статье представлен результат кластерного анализа оценки экономической безопасности Дальневосточного федерального округа. На основе проведенной кластеризации, дана оценка уровня обеспечения экономической безопасности и социально-экономического потенциала каждого субъекта, предложены основные направления государственной поддержки социально-экономического развития представленных кластеров.

Abstract. Currently, each subject of the Russian Federation has its own potential for socio-economic development. The formation and development of clusters is one of the main factors in the development of the Russian regions own potential. The cluster approach contributes to the growth of economic security, as well as positively affects the socioeconomic development and competitiveness of the region as a whole. Today in the Russian Federation, one of the priority and national tasks is the socio-economic development of the Far East, based on this, the article presents the result of a cluster analysis of the economic security assessment of the far Eastern Federal district. Based on the clustering, the assessment of the level of economic security and socio-economic potential of each subject is given, and the main directions of support for the socio-economic development of the presented clusters are proposed.

Ключевые слова: кластерный анализ, кластер, экономическая безопасность, социально-экономическое развитие, субъекты Дальневосточного федерального округа.

Key words: cluster analysis, cluster, economic security, socio-economic development, subjects of the far Eastern Federal District.

В настоящее время перед каждым регионом России стоит задача развития и повышения конкурентоспособности региона, а также повышения уровня его экономической безопасности. В зависимости от того, что каждому региону присущи отдельные субъекты, которые обладают собственным потенциалом развития, то для анализа целесообразно применение кластерного подхода.

Использование кластерного подхода на региональном уровне является актуальным, так как данный подход имеет необходимость взаимодействия между участниками кластера. Особое внимание приобретает он в контексте конкурентоспособности и экономической безопасности региона, поскольку кластерный подход позволяет выявить приоритетные преимущественные отрасли, а также сделать анализ показателей экономической безопасности в сравнении с другими регионами страны.

Цель исследования заключается в оценке экономической безопасности субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) с использованием кластерного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.