Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Мария Владимировна, Фадеев Владислав Иванович

В статье представлен анализ понятия «профессиональная Я-концепция», представлены ее функции, изучены особенности субъективных критериев профессиональной успешности в структуре Я-концепции руководителей. На основе проведенного анализа, авторы описывают содержание когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих субъективного компонента профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадеева Мария Владимировна, Фадеев Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF SUBJECTIVE CRITERIA OF PROFESSIONAL SUCCESS IN THE STRUCTURE OF THE SELF-CONCEPT OF MANAGERS

The article presents an analysis of the concept of “professional Self-concept”, its functions are presented, the features of subjective criteria of professional success in the structure of the Self-concept of managers are studied. Based on the analysis, the authors describe the content of cognitive, emotional and behavioral components of the subjective component of professional success.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Мотивационная готовность к школе у большинства детей находится на среднем уровне, что проявляется в ситуативном желании учиться, при возникающих трудностях в выполнении заданий они теряют интерес к его выполнению, данная группа детей может в дальнейшем длительно адаптироваться к обучению в начальной школе.

Большинство детей показали средний уровень волевой готовности к обучению в начальной школе. Старшие дошкольники в случае выполнения интересного задания, не способны средством волевого усилия его выполнить, поэтому они не всегда выполняют задания в соответствие с правилами и образцом.

Дети показали слабую готовность к общению со сверстниками, хотя обучение в школе предполагает общение в школьном коллективе. Причиной не успешности в обучении может стать низкий уровень социализации.

Большинство матерей по отношению к старшим дошкольникам проявляют авторитетный стиль семейного воспитания и не большой их процент авторитарный стиль. Матери по отношению к старшим дошкольникам чаще всего склонны проявлять требовательность, эмоциональное принятие, контроль и повышенную тревожность.

Проведенное эмпирическое исследование с помощью метода математического моделирования множественного регрессионного анализа позволило нам сделать вывод о том, что стили материнского воспитания влияют на психологическую готовность старшего дошкольника к обучению в школе, а именно: авторитетный стиль материнского воспитания, проявляющийся в эмоциональной близости, сотрудничестве с ребёнком, поддержке его автономности и последовательности предъявления требований, создаёт благоприятное условие для развития психологической готовности к обучению в школе и развитию интеллектуального, волевого, мотивационного и личностного компонентов. Авторитарный стиль материнского воспитания, проявляющийся в отсутствии сотрудничества, конфликтности и воспитательной конфронтации с ребёнком, оказывает неблагоприятное влияние на основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Полученный результат может быть использован психологами для создания тренинга «Авторитетное материнство» в рамках которого с помощью психологического просвещения, осознания «слабых» мест во взаимоотношениях с ребенком, через проговаривание и проигрывание психологических техник, можно развить у матерей воспитательную уверенность, родительскую ответственность и таким образом выстроить благоприятные отношения, что повлияет на психологическую готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе.

Литература:

1. Архипова, Е.Г. Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе / Е.Г. Архипова, С.Н. Вахтель // Проблемы педагогики. - 2019. - № 5 (44). - С. 64-66. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41217550

2. Семенова, Т.С. Психологическая готовность к школе как основа благополучия первоклассников в начале обучения / Т.С. Семенова // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 115-123. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44827809

3. Степанова, Л.Н. Стиль семейного воспитания и психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 2-1. - С. 226-230. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405036

4. Ткаченко, Н.С. Влияние стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников / Н.С. Ткаченко // Актуальные проблемы психологического здоровья и развития субъектов учебной и профессиональной деятельности: материалы международной научно-практич. онлайн конф. (г. Белгород, 13 апреля 2020г.) / отв. ред. Н.С. Ткаченко - Белгород: ИД «БелГУ», 2020. - 144 с.

Психология

УДК 808.5

кандидат психологических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Фадеева Мария Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Фадеев Владислав Иванович

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В

СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «профессиональная Я-концепция», представлены ее функции, изучены особенности субъективных критериев профессиональной успешности в структуре Я-концепции руководителей. На основе проведенного анализа, авторы описывают содержание когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих субъективного компонента профессиональной успешности.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, профессиональная успешность, субъективные критерии профессиональной успешности.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "professional Self-concept", its functions are presented, the features of subjective criteria of professional success in the structure of the Self-concept of managers are studied. Based on the analysis, the authors describe the content of cognitive, emotional and behavioral components of the subjective component of professional success.

Key words: professional Self-concept, professional success, subjective criteria of professional success.

Введение. В условиях современного развития общества, многие руководители различных отраслей деятельности сталкиваются с множеством различных вызовов. Я-концепция руководителя определяет оценку деятельности подчиненных, методы и стиль руководства организацией, собственный управленческий потенциал и, как конечный результат деятельности руководителя - благополучие организации. Каждый руководитель может реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, определить свою карьерную стратегию только через осознание себя, своей мотивации, ценностей и стиля своего руководства.

Цель статьи - изучить сущность понятия «профессиональная Я-концепция», выделить ее функции, рассмотреть субъективные критерии профессиональной успешности, выявить ее компоненты, описать их содержание и функции.

Изложение основного материала статьи. Критерии успеха представляют собой оценочные суждения, распространённые в обществе. Одной из важных потребностей человека является потребность в успехе Фундаментом выступает стремление к признанию и к самосовершенствованию, желание к достижениям, потребность в самоактуализации, амбиции и прочее.

Представления об успешности состоят из субъективных критериев оценки собственной успешности - индивидуальной шкалы оценок и суждений. Эти суждения являются и осознаваемыми, и неосознаваемыми, и способы их определения должны позволять проникнуть и в глубинные представления о себе, и в осознаваемые области. Это могут быть различные психодиагностические методики в разрезе организационной психологии, психологии труда, психологии управления, консультировании в области управления с целью психодиагностики и для дальнейшей экспертной оценки позиции руководителя в пространстве управленческой работы.

Профессиональная Я-концепция, как считает С.А. Лысуенко, это совокупность представлений и суждений личности о себе, как о профессионале. Их развитие будет обуславливаться присутствием образца, модели или образа профессионала. Сформировать профессиональную идентичность может помочь степень идентификации с таким образцом, что позволит также сформировать структуру профессиональных самооценок, и будет являться детерминантой поведения человека в ходе профессиональной реализации [6].

Выделим функции профессиональной Я-концепции, которые были определены в ходе анализа научных исследований:

Функция осознания личностью самого себя в собственной профессиональной деятельности. А.М. Рикель отмечает, что профессиональная Я-концепция, влияет на отсутствие внутриличностных конфликтов, ощущение своей успешности в профессиональной деятельности и карьере. Исследования доказывают прямую корреляцию между уровнем развития профессиональной Я-концепции и успешностью управленческой деятельности [9].

Функция структурирования и обработки поступающей информации. С помощью Я-концепции, обеспечивается индивидуальный взгляд на специфическое понимание, оценку профессионалом предметной области, трудовых функций, целей, результата, достижений, успеха.

Функция организации коммуникаций с внешним миром обеспечивает взаимоотношения в рамках профессионального сообщества.

Функция интерпретации опыта определяет течение индивидуального осмысления опыта, полученного в процессе трудовой деятельности.

Функция совокупности ожиданий отвечает за прогнозирование личности в рамках того, что может произойти в ближайшем или отдалённом будущем в области его профессиональных интересов.

Функции жизнестроительства. Данная функция конкретизируется в намерениях профессионального пути, становления личности как профессионала, его адаптации в профессиональной деятельности, смене профессии.

Функция обеспечения профессиональной идентичности. Развитие и становление самой личности в рамках выбранной профессии и процессе реализации карьеры.

Перейдем к анализу понятия «профессиональная успешность». А.М. Маркова, исследуя профессиональную успешность, обращает внимание на смысловые ориентации, ресурсы и ценности личности при рассмотрении данного феномена. По ее мнению, профессиональная успешность формируется в нескольких формах. Во-первых, это признание человека в том или ином профессиональном сообществе. В данной случае формируется признание возможностей работника, усилий и таланта. Данная форма мотивации на успех свойственна конкурентной личности. Второе - признание «значимыми» другими. Осознание успеха и признания важно для самой личности, что порождает мощную мотивацию к действию [7].

Под успешностью профессиональной деятельности Н.И. Бережная понимает психологические и психофизиологические особенности, необходимые человеку для того, чтобы достичь результативности, продуктивности и эффективности в деятельности, при наличии необходимых знаний, умений и навыков [2].

Обобщив многочисленный материал, который исследует феномен успешности в психологии, мы выделили общую канву успешного поведения руководителя. Профессиональная стратегия является принципом поведения и имеет несколько составляющих:

1) стремление личности развивать профессионализм и компетентность и в своей сфере до уровня мастерства;

2) понимание целей и задач, которые ведут к достижению профессиональных и личностных результатов;

3) развитие самодисциплины, самоорганизованность;

4) совершенствование качеств руководителя таких как, коммуникативные навыки, организационно-административные умения, компетентности и профессиональная подготовка руководителя, морально-этические и волевые качества руководителя;

5) психоэмоциональное удовлетворение, получаемое личностью от самого процесса и результатов профессиональной деятельности и от жизни в целом.

Изучив сущность и структуру профессиональной Я-концепции, перейдем к детальному изучению субъективных критериев успешности.

К субъективным компонентам профессиональной успешности относятся когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. А.М. Рикель, исследуя социально-психологическую проблематику успеха, пишет о динамичности образа успешности как об индивидуальной субъективной составляющей Я-концепции. По его мнению, эта составляющая может меняться и модифицироваться на протяжении всей жизни, в зависимости от ситуации, в которой находится человек [9].

Когнитивный компонент субъективного компонента профессиональной успешности - это совокупность суждений, убеждений человека о собственных профессиональных успехах и результатах труда. Следующие представления содержит в себе когнитивный компонент:

1) профессионально-релевантных качествах, а именно таких качествах личности, которые главным образом будут определять продуктивность (результативность, качество и проч.) профессиональной деятельности, которая направлена на достижение успеха;

2) профессиональной самоэффективности, то есть способности личности реализовывать поведение, которое позволит достигнуть профессионального успеха;

3) представления личности о карьере, о своих способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслов, потребностей, которые имеют отношение к профессиональной деятельности;

4) своей профессиональной востребованности, где уровень притязаний релевантен фактически достигнутому результату.

Эмоциональный компонент субъективного компонента профессиональной успешности представляет собой систему профессиональных самооценок, вызывающих определённый приятный эмоциональный фон, ощущение принадлежности к профессии.

По мнению Р. Бернса, эмоциональная составляющая зависит от контекста мыслей и убеждений и обуславливает эмоции, интенсивность которых зависит от самого когнитивного содержания [3].

По словам В.С. Агапова и А.В. Иващенко, она служит для «выражения субъективного отношения к себе и внешнему миру и многообразно проявляется в переживании и оценке удовлетворенности собой, уважении и симпатии к себе», а также для «возникновения эмоциональных явлений, непосредственно связанных с опережающим отражением возможных потребностных отношений». Ученый указывает на важность данного компонента при субъективной оценке профессиональной успешности [1].

Эмоциональный компонент содержит:

1) профессиональную самооценку, где профессионал оценивает свою компетентность и профессионализм, а также сопоставляет Я-реальное и Я-профессиональное в структуре профессиональной Я-концепции;

2) ощущение профессиональной востребованности, то есть удовлетворенностью работой и карьерой, верой в свою профессиональную компетентность, стабильным эмоциональным состоянием, отсутствием переживания нереализованности;

3) самоценность - о щущение своей ценности и важности как профессионала;

4) самопринятие - согласие с собой, доброжелательное отношение к себе, одобрение своего профессионального пути [1].

Поведенческий компонент субъективного компонента профессиональной успешности непосредственно формируется на основе когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов.

Функции поведенческого компонента:

1) реализация на практике мотивов, устремлений, ожиданий личности, ведущих ее к успешной профессиональной деятельности;

2) продуктивные действия, направленные на реализацию в практической плоскости целей личности [6].

Е.А. Родионовой были описаны основные субъективные критерии успешности:

1) личные качества, такие как коммуникативность и ответственность. Первое позволяет устанавливать и налаживать связь в коллективе для эффективной деятельности и достижения трудовых целей. От наличия ответственности зависит четкость, результативность и аккуратность выполняемой работы;

2) умение достигать поставленные цели. Это качество позволяет зволяет руководителям получать удовлетворение от работы, как следствие, самооценка становится выше, появляется чувство радости и успешности;

3) стиль руководства. Посредством грамотного руководства, руководители могут напрямую влиять на свой профессиональный успех;

4) высокая заработная плата. Данный критерий является показателем востребованности, значимости, высоком статусе, тем самым определяя успешность личности;

5) признание и поддержка коллектива. Критерий характеризует благоприятную атмосферу, где присутствует поддержка, уважение, что может влиять на качество работы и находить отражении в ощущении успешности;

6) условия труда. Критерий отражает влияние на работоспособность, и как следствие, результативность, таких переменных как среда и трудовые условия. которые будут влиять на возможность достижении профессиональных успехов;

7) знания. Критерий может влиять на возможность развиваться как профессионал, что добавляет уверенности в себе и своих профессиональных компетенциях. Это влияет на чувство успешности в профессиональном плане;

8) развитие. Данный критерий связан с реализацией своего карьерного пути через выполнение различных профессиональных задач, решение сложных профессиональных вызовов, продвижение по карьерной лестнице;

9) интерес к работе или удовольствие от ее выполнения. Критерий показывает удовлетворенность не только от результата работы, но и получение удовольствие от самого процесса. Сопровождается позитивным переживанием процесса, чувством удовлетворенности, приверженности карьере [11].

Выводы. Таким образом, теоретический анализ литературы по изучаемой теме показал, что в конструкт субъективных критериев профессиональной успешности Я-концепции входит устойчивое представление о себе как о профессионале, где может существовать реальная и идеальная формы представления о себе как о профессионале («Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное» - то, каким меня видят другие, «Я-должное» - то, каким меня хотели бы видеть в идеале другие или то, каким я «должен» быть «для других»). Степень дифференциации с компонентами профессиональной Я-концепции, позволяет формировать определенное самоотношение к себе, а затем реализовать себя посредствам конкретного поведения в профессии.

На субъективные критерии профессиональной успешность влияют неразрывное взаимодействие компонентов Я-концепции (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) где они взаимообуславливают друг друга и влияют на возможность достигать успеха. К непосредственным критериям успешности, на основе которой выносятся субъективные суждения, в значительной степени влияют свойства субъекта, его способность достигать поставленные цели, ценностно-смысловые ориентации личности в актуальный период, признание от окружающих и личная эмоциональной удовлетворенность процессом и результатами жизнедеятельности.

Литература:

1. Агапов, В.С. Функции Я-концепции в деятельности руководителя [Текст] / В.С. Агапов, А.В. Иващенко // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. - 2003. - №. 1. - С. 73-89

2. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов [Текст] / Н.И. Бережная // Ежегодник Рос. психол. об-ва: материалы 3-го Всерос. съезда психологов (г. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.): В 8 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 2003. - С. 453-457

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с анг.; вступит. ст. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

4. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ / С.Т. Джанерьян. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - 480 с.

5. Жданович, А.А. Профессиональная Я-концепция в структуре целостной Я-концепции личности [Текст] / А.А. Жданович // Психологические проблемы профессионализации молодежи: сб. науч. ст. / УО «Мозырский гос. пед. ун-т»; под ред. / М.А Дыгуна. - Мозырь, 2006. - С. 45-50

6. Лощакова, А.Б. Психологическая структура личностной успешности / А.Б. Лощакова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - М., 2017. - С. 182-184

7. Лысуенко, С.А. Индивидуальная траектория профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки / С.А. Лысуенко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №. 3. -С. 6-10

8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 88 с.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

10. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности [Электронный ресурс]: Ч. 1 / А.М. Рикель // Психол. исслед.: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2 (16). - Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2011n2—16/457

11. Родионова, Е.А. Субьектный подход к определению профессиональной успешности [Электронный ресурс] / Е.А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления. - 2013. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63215.shtml

12. Самоукина, Н.В. Настольная книга менеджера по персоналу: полное практическое руководство / Н.В. Самоукина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015 - 331 c.

Психология

УДК 159. 922

соискатель Ялчикаева Гуллярия Рафкатовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа); аспирант Шаяхметов Рустам Винерович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа);

доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

Аннотация. В работе изучалась готовность потенциальных родителей к приему на воспитание ребенка-сироту. Было выявлено, что женщины оценивают свои родительские компетенции выше, чем мужчины. Родители, имеющие опыт воспитания детей, оценивают стабильность своей семьи выше, чем супруги без подобного опыта. Респонденты, имеющие личный детский опыт, выше оценивают «качество жизни, собственные родительские компетенции» и «возможные риски семьи», чем родители, не имеющие подобного опыта.

Ключевые слова: замещающее родительство, ресурсность семьи, родительскими компетенциями.

Annotation. The work studied the readiness of potential parents to accept an orphan child for upbringing. It was revealed that women rate their parental competencies higher than men. Parents with experience in raising children rate the stability of their family higher than spouses without such experience. Respondents with personal childhood experience rate "quality of life, their own parental competencies" and "possible family risks" higher than parents without such experience.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: substitute parenting, family resource capacity, parental competencies

Введение. Проблема родительства в современной России является одной из наиболее острых [5]. Несмотря на федеральную и региональную поддержку приемных родителей открытыми остаются ряд вопросов: качество подготовки кандидатов в замещающие родители, нехватка надежного инструментария для диагностики рисков и ресурсности будущих приемных родителей, отсутствие централизованной службы сопровождения замещающих семей.

Ранее система социальной адаптации детей-сирот в нашей стране в основном была представлена детским домами, домами ребенка, интернатами и социальными приютами [2]. Перевод ребенка в новую семью - это достаточно новая практика для нашего общества.

Замещающая семья - форма жизнеустройства детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребёнка. Такая форма устройства ребенка является наиболее подходящей для удовлетворения потребностей ребенка и позволяет реализовать родительский потенциал супружеской пары. Основная функция такой семьи - обеспечить условия для позитивного развития и самоощущения в соответствии с его возможностями и потребностями [3, 5].

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, возможные негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений [1]. Процесс принятия ребенка в семью, адаптация семейной системы, ее трансформация являются стрессогенными для всех членов семьи. От способности замещающих родителей противостоять воздействию социальных стресс-факторов и успешности в преодолении трудных жизненных ситуаций, возникающих в пространстве профессиональной замещающей семьи зависит психическое здоровье и развитие приемного ребенка [3].

На ряду с такими важными аспектами исследования феномена замещающее родительства как мотивы приема ребенка в семью [1], социальный статус [3], уровень сформированности родительских компетенций [6], большую роль играют особенности личности кандидатов, выраженность тех или иных качеств.

Противоречие между высокой социальной значимостью принятия ребенка-сироты в семью и недостаточной разработанностью психологического аспекта готовности к замещающему родительству определило проблему нашего исследования.

Цель исследования - изучить психологическую готовность потенциальных кандидатов в замещающие родители.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» в «Школе приемных родителей». В исследования приняли участие кандидаты в замещающие родители в количестве 100 человек. Вся выборка была разделена на группы по 3 критериям:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.