Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батюшева Е.П.

Данная статья посвящена теоретико-методологическому анализу психологической проблематики приемных семей и приемных матерей в частности, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что успешность приемного родителя - это совокупность когнитивных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих компонентов отношения приемного родителя, которая проявляется во взаимодействии с приемным ребенком и определяет успешность или неуспешность этого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ»

УДК 159.9

Е.П. Батюшева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ

Данная статья посвящена теоретико-методологическому анализу психологической проблематики приемных семей и приемных матерей в частности, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что успешность приемного родителя - это совокупность когнитивных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих компонентов отношения приемного родителя, которая проявляется во взаимодействии с приемным ребенком и определяет успешность или неуспешность этого взаимодействия.

Ключевые слова: приемные родители, приемный ребенок, индивидуально-психологические особенности приемной матери

Одним из путей оказания социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности воспитываться в родных семьях, является развитие института приемных семей, в которых приемные родители способны достаточно эффективно отстаивать права детей и патронировать их. Ребёнок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками

Анализ научной литературы дает основания полагать, что в настоящее время проблема подготовки родителей к созданию приемной семьи недостаточно разработана. В психологической литературе значительное внимание уделяется: специфике психического и личностного развития детей, находящихся в условиях депривации (Я.А. Гошовский, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др.); социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Ф.Б. Березин, Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); механизмам психологической защиты ребенка, оставленного родителями (А. Фрейд). При этом не столь значительно число научных работ, посвященных индивидуально-психологическим особенностям приемных родителей. Еще меньше работ, направленных на исследование психологического содержания отношения приемной матери, определяющего ключевую успешность воспитания ребенка. Исследования как отечественной (О. Кись, Т.Л. Шишова, Г.Г. Филиппова, Т.Г. Киселева и др.), так и западноевропейской (К.Г. Юнг, Б. Хеллингер, М. Кляйн, К. Хорни, М. Мид и др.) культурных традиций показали противоречивость и трансформацию образа матери на протяжении столетий, его зависимость от изменений требований и социальных норм: от идеальной матери, ориентированной как на процесс воспитания, так и на его результат, к образу достаточно хорошей матери данной эпохи (В.Д. Винникот), ориентированной на результат, но упускающей детали процесса воспитания.

При осуществлении теоретико-методологического анализа психологической проблематики приемных семей и приемных родителей в частности, необходимо в первую очередь определить понятие «семья» как психологическую категорию в современном обществе. Следует отметить, что в Семейном кодексе Российской Федерации [17] отсутствует определение семьи, что и вызывает различное ее толкование. Ретроспективный научный анализ исследований по данной проблеме позволил проследить тенденции формирования научных представлений о семье и основные их направления, представители которых применяли различные подходы при описании семейной проблематики: теологический, психоаналитический, эволю-ционно-биологический, культурологический, социологический, институциональный, социально -психологический.

Так, представители теологического подхода (Г.М. Мэн, Э. Вестермарк, Э. Тейлор, Э. Гроссе, Г. Спенсер, Б. Малиновский) [3] делают акцент прежде всего на исторической предпочтительности именно моногамных отношений между полами в браке, что соответствует многим религиозным догматам. Семья, по мнению представителей указанного подхода, моногамна и патриархальна.

Патриархальность является главной характеристикой семьи и в психоаналитическом подходе. З. Фрейд обратил внимание на причинно-следственные связи табуирования убийства: отец изгоняет подрастающих сыновей из-за желания обладать всеми самками [19]. При этом роль матери, равно как и остальных женщин, признается скорее объектной, чем субъектной.

© Батюшева Е.П., 2019.

С позиции представителей эволюционного направления отношения в семье укладываются в логику биологических законов. Беря за основу эволюционную теорию Ч. Дарвина, И. Баховен считал, что эволюция семьи происходит от неупорядоченных половых отношений к матриархату и далее к моногамной семье [2]. Идеи, сформировавшиеся на основе этого подхода, несмотря на непреходящий к ним интерес, не имеют четкой объяснительной базы для полного понимания механизмов формирования, динамики, фазо-вости развития группового брака, эволюции семьи, семейных ролей и их распределения. Но и в рамках этого подхода нет однозначного определения семьи.

В рамках социологического и близкого к нему антропо-культурологического направления наиболее часто рассматривается вопрос семейной социализации, степени ее нормальности в связи с культурной соотнесенностью семьи. М. Мид, придерживаясь патриархальной модели семьи, разводит социальное и биологическое в ней [11]. Если отец несет социальное начало, то материнская забота и привязанность к ребенку естественны и заложены изначально в биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью. Подавить эти инстинкты по мнению М. Мид могут только сложные социальные установки личности.

Взаимосвязь развития либо деградации общества и цивилизации в целом с семейными установками отслеживали Ф. Ле Пле, К. Циммерман, П.А. Сорокин, Р. Нисбет. Ф. Ле Пле, проанализировав развитие различных цивилизаций, показал, что если семья приходит в упадок, то деградирует и само общество, а истоки всех разновидностей тоталитаризма следует искать в упадке семьи. Таким образом, семья, с точки зрения представителей этого подхода, это культурная ячейка общества, его структурная единица. Социальный порядок и подлинная свобода, по мнению этих исследователей, зависят от роли семьи в обществе. [10]

С позиций группового подхода семья рассматривается как малая группа (Ю.Е. Алешина, А.А. Бо-далев, М. Боуэн, Г. Навайтис), что предполагает анализ многообразия связей и отношений между ее членами, которые должны рассматриваться одновременно как субъекты совместной деятельности, так и субъекты общения и межличностных отношений (А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев).

По мнению большинства исследователей, семья является малой социальной группой, члены которой связаны определенными отношениями - брачными или родственными (Г.К. Матвеев, А.Г. Харчев, М.Г. Мацковский), бытом (А.М. Нечаева), взаимной моральной ответственностью и юридическими признаками (В.А. Рясенцев). Аналогичное пояснение роли семьи обозначено в ст. 1 Семейного кодекса РФ. Основная функция семьи обусловлена потребностью общества в рождении и воспитании потомства. Отдельным пунктом в данной статье отмечается факт создания семьи на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным основам общества.

Семья как институт социализации рассматривается в работах Т.В. Андреевой, Ю.А. Клейберга, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна. Другие авторы акцентируют внимание на следующем: личностные особенности детей, формируемые в результате семейной социализации; роли детско-родительских отношений (А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Е.С. Иванов, А.С. Спиваковская, В.В. Столин); типы семей в успешном освоении социального пространства детьми, особенности проявлений отцовства (И.С. Кон) и материнства как психологического феномена (О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл, В.И. Брутман, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина, Г.Г. Филлиппова); семья как травмирующий фактор для индивида (Е. Эйде-миллер, В. Юстицкис); параметры здорового функционирования семейной системы (К. Витакер, В. Сатир); структура, коммуникации, стадии развития жизненного цикла семьи, семейная история и функции в ней проблемного поведения (А. Харчев).

Мы считаем, что институциональный подход близок исследуемой нами проблеме приемных семей, поскольку позволяет вывести на первый план отношения в семейной системе. Однако глубокий анализ семейных отношений в рамках этого подхода не проводился. В исследованиях И.В. Дубровиной, А.Е. Рузской, Е.О. Смирновой показана проблематичность институционального воспитания детей вследствие отсутствия постоянно значимого лица и безусловного принятия ребенка [6; 7; 18].

Анализ научной литературы позволил выделить ряд отличий приемной семьи от традиционной:

1. Приемная семья может иметь большую степень неустойчивости, чем традиционная семья с устоявшимися отношениями. Прием в семью нового члена всегда сопровождается изменениями в самой системе. Таким образом, периоды нестабильности могут увеличиваться.

2. В случае возобновления родительских прав биологических родителей дети могут быть изъяты из приёмной семьи. Из обычной же семьи дети не могут изыматься за исключением случаев, установленных законом.

3. Родители не являются биологическими.

4. Отношения в семье могут носить кратковременный характер.

5. Наличие братьев и сестер носит условный характер.

Приемная семья как психологический феномен имеет ряд характеристик:

1. Является открытой семейной системой в отличие от традиционной семьи.

2. Имеет большую степень неустойчивости (периоды нестабильности).

3. Является малой группой с присущей ей динамикой развития и особенностями кризисных периодов.

4. Наличие проблем эмоциональной близости между родителями и приемными детьми, принятия детей в семейный круг;

5. Несоответствие родительским установкам личностных особенностей приемных детей;

6. Выраженный педагогический компонент;

7. Повышенный родительский контроль и доминирование;

8. Преобладание мотивов принятия ребенка-сироты.

Модель диагностики приемной семьи была представлена В.Н. Ослон. Она основывается на мульти-модальном подходе и позволяет диагностировать проблемы семьи в различных её контекстах: в контексте социальных связей, проблемы в семье, индивидуальные проблемы членов семьи. Данная модель используется как на этапе подбора семьи и ребенка, так и на этапе мониторинга. Она включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы, которые позволяют определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность её функционирования в процессе приема, динамику изменений состояния ребенка.

[14]

Основные принципы организации диагностических процедур включают выявление представлений каждого члена семьи о состоянии и развитии как семьи в целом, так и отдельных ее членов. С этой целью опрашиваются все члены семьи, достигшие трех лет, как проживающие с семьей, так и принимающие активное участие в ее жизнедеятельности (взрослые кровные дети, прародители). Диагностические процедуры проводятся в процессе наблюдения, жизнь семьи исследуется в привычных домашних условиях во время посещений семьи.

Исследования осуществляются с помощью разного набора наиболее распространенных психодиагностических методик. Показатель «структура личности родителей» является единственным, который рассматривается как константный и оценивается только один раз. Остальные показатели являются переменными и относятся к основным системным семейным показателям, таким как структура и микродинамика семьи, аспекты семейной идеологии, когнитивное, эмоциональное и поведенческое состояние членов семьи. Диагностика состояния семьи и ее членов также проводится в процессе групповой и индивидуальной работы с семьей (психологические консультации, тренинги подготовки к приему детей-сирот, занятия группы психологической поддержки приемной семьи).

Эта модель эффективно работает на этапе выявления проблем приемной семьи. Однако на этапе подбора кандидатов на роль приемных родителей данная модель не исследует критерии успешного приемного родительства.

В целом, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют научно обоснованные методы, позволяющие однозначно предопределить успешность родительского поведения у данной пары кандидатов в приемные родители. Однако, результаты анализа научных публикаций по проблемам функционирования приемных семей позволили сформулировать основные положения подхода к пониманию психологических детерминант успешного приемного родительства.

Показано, что родительство может быть исследовано с разных сторон, каждая из которых представляет лишь один аспект его сложной структуры: с точки зрения индивидуально-личностных особенностей конкретного родителя; как единство ценностных представлений, отношений к собственному родительству и чувств по отношению к членам семьи в рамках семейной системы; как родство представлений о роди-тельстве с подобными представлениями, полученными в собственной родительской семье каждым из родителей, с точки зрения отношения родителей к культуре и обществу, в которое погружена семья.

Все это предполагает необходимость именно психологического подхода при оценке успешного ро-дительства, учитывающего психологические факторы, способствующие формированию успешной приемной семьи.

Существует множество параметров, влияющих на успешность приемной семьи. При анализе приемного родительства необходимо учитывать, такие характеристики семьи, как система взаимоотношений: членов базисной семьи, модели взаимодействия между членами семьи, истории семей, их микросоциальные связи, а также индивидуальные проблемы детей-сирот и членов базисной семьи, которые оказывают большое влияние как на процесс включения в неё ребенка-сироты, так и на. то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне в качестве приемной (В.Н. Ослон А.Б. Холмогорова) [15].

Для нормальной и безопасной социализации сирот в приемной семье особенно значимой становится личность приемного родителя. Гарантии позитивного развития ребенка в приемной семье, его интеграции

в семью связаны с чуткостью и уверенностью в собственном лидерстве приемных родителей, позволяющими преодолеть труднейшую ситуацию взаимной адаптации, которая часто ломает родителей с меньшей уверенностью в себе и одновременно с большей чувствительностью к другим.

Мы говорили о том, что родительство включает в себя и материнство и отцовство. Объективно невозможно привлечь обоих родителей приемной семьи, имеющей работу, хозяйство, быт, которые нельзя оставить без присмотра. Это означает, что обследовать возможно только одного из них, чаще всего мать. При этом обзор литературы однозначно свидетельствует о том, что успешная семья возможна лишь в том случае, если оба родителя имеют одинаковое представление о родительстве. Это означает, что в обследовании необходимо учитывать обоюдное решение родителей принять ребенка и исключить тех испытуемых, которые говорят о разногласии в семье относительно методов воспитания.

Детско-родительские отношения между приемным ребенком и матерью, приемным ребенком и отцом имеют значительные отличия. На это в своих работах указывают А.Я. Варга, Г.С. Абрамова, Е.Н. Спиревой, А.И. Захаров и другие исследователи. В рамках предлагаемого подхода мы сузим круг изучения всего комплекса детско-родительских отношений в приемной семье и ограничимся социально-психологическими особенностями приемных матерей. Это позволит более глубоко и качественно раскрыть вопрос и сформировать предпосылки для дальнейших научных изысканий в данном направлении.

Исследователями уделяется значительное внимание психологическим характеристикам матери, а также готовности женщины к материнству. В исследованиях Н.В. Дармостук отмечается, что психологическая готовность к материнству коррелирует с личностной зрелостью, ответственностью, готовностью устанавливать отношения психологической интимности, альтруизмом, зрелостью психологических защит

[5].

С учетом сказанного обратимся к психологии отношений В.Н. Мясищева [12], выделившего в структуре отношения «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны.

Отношение приемной матери к ребенку в приемной семье - это совокупность когнитивных (самооценка, образ приемной матери), мотивационных (мотивация к созданию приемной семьи), эмоциональных (родительские установки, неосознанные механизмы психологической защиты) и поведенческих (ко-пинг-стратегии, уровень субъективного контроля) компонентов, проявляющаяся во взаимодействии с приемным ребенком и определяющая успешность или неуспешность деятельности приемной матери по его воспитанию.

Когнитивный аспект отношения приемной матери к ребенку по нашему мнению включает знания и представления о приемной матери, приемном ребенке и приемной семьи в целом. Так в исследованиях В.В. Бойко показано, что когнитивный элемент установки касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает в себя реальный и идеальный образы ребенка [4]. Родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях: «мы -родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком; «мы - родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания; «это - наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Опираясь на основные положения личностно-деятельностного подхода В.Л. Зобкова, отдельным пунктом мы предлагаем выделить мотивационный аспект отношения приемной матери к ребенку [8]. Мотивация создания приемной семьи исследовалась О.В. Бессчетновой, Т.И. Шульгой, Н.А. Палиевой, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатиной, Л.С. Печниковой, Е.Б. Жуйковой. Самыми распространенными мотивами воспитания приемных детей, по мнению О.В. Бессчетновой, являются следующие: желание усыновить ребенка в случае невозможности иметь собственного по физиологическим причинам; любовь к детям, в то время как собственные дети уже выросли; чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите; смерть собственного ребенка; гибель близких родственников; чувство одиночества; религиозные мотивы; укрепление распадающейся семьи с помощью ребенка; желание дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве [3].

Эмоциональный аспект выражается в привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувствах - неприязни, вражды, антипатии. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику родительско-дет-ских отношений, указывает, что, во-первых, они характеризуются эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя; во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка; в-третьих, особенности родительского отношения изменяются в зависимости от возраста ребенка [18].

Поведенческий аспект отношения приемной матери проявляется во взаимодействии родителей с детьми. В исследованиях П. Котли, М.Ю. Лобанова, Е.И. Николаевой, О.Е. Япаровой показана нестабиль-

ность отношений в приемной семье, неустойчивость структуры родительства в силу возможного несоответствия родительских установок супругов личностным особенностям детей. Э.Д. Бредли, Р.Д. Петерс анализируют поведение матерей, совершающих физическое насилие над детьми. Они гиперреактивно реагируют на неправильное поведение детей. Эти женщины склонны минимизировать свою негативную и детскую позитивную роли в детско-родительских отношениях [98, 455]. Анализируя родительство, Р.В. Ов-чарова связывает с ним родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания [20]. Каждый из названных компонентов проявляется и реализуется в конкретном поведении, где и происходит их взаимодействие. Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина, Н.А. Киселева указывают, что необходимым условием успешной адаптации ребенка в новой семье является его идентификация с приемными родителями и взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей [9].

Таким образом, наиболее индивидуально-психологические особенности приемных родителей в целом и матерей в частности раскрываются через отношения к приемному ребенку. Отношение приемного родителя - это совокупность когнитивных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих компонентов отношения приемного родителя, которая проявляется во взаимодействии с приемным ребенком и определяет успешность или неуспешность этого взаимодействия.

Библиографический список

1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2014. - № 8. - С. 79-84.

2. Баховен, И. Материнское право [Текст] / И. Баховен // Классики мирового религиоведения: [Антология] / Отв. ред. Л.С. Чибисенков. - М.: «Канон +». - 2006. - 309 с.

3. Бессчетнова, О.В., Юмашева, Т.А. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография [Текст] / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов: Наука, 2007. - 32 с.

4. Бойко, В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: социально-психологическое изучение рождаемости: дне. ... д-ра психол. наук [Текст] / В.В. Бойко. - Л., 1981. - 632 с.

5. Дармостук, Н.В. Исследование гендерных и полоролевых особенностей личности девушек с разными типами психологической готовности к материнству [Текст] / Н.В. Дармостук // Медицинская психология. - 2010. - №1.

- С. 3-10.

6. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 355 с.

7. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская.

- М.: Педагогика, 2014. - 265 с.

8. Зобков, В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика [Текст] : монография / В.А. Зобков. - Владимир: ВлЕУ, 2011. - 263 с.

9. Киселева, Н.А. проблема адаптации приемных детей и родителей в приемных семьях [Текст] / Н.А. Киселева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально--гуманитарные науки.- 2014. - №4. - С 6778.

10. Ле-Пле, П. Основная конституция человеческого рода [Текст] / П. Ле- Пле. - М.: Изд- во Синодальная типография, 1897. - 277 с.

11. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. - М. : Педагогика, 1980. - 376 с.

12. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев // Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2005. - 356 с.

13. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

14. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон -М.: Генезис, 2015. - 368 с.

15. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России [Текст] / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2015. - №3. - С. 79-89.

16. Руфо, М. Братья и сестры: болезнь любви [Текст] / М. Руфо. - М.: У- Фактория, 2015. - 341 с.

17. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №. 1. - Ст. 16.

18. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 139-150.

19. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд / Пер. с нем. - М., 2016. - 286 с. /

20. Bradley, E.J., Peters, R.D. Physically abusive and nonabusive mothers perceptions of parenting and child behaviour // American Journal of Orthopsychiatry. - 2016. - V. 61. - P. 455-600.

БАТЮШЕВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.