Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батюшева Е.П.

Данная статья посвящена исследованию, которое позволяет, выделить психологическое содержание отношения приемных матерей к детям в приемной семье. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмпирически выявлены достоверные различия индивидуально- психологических особенностей приемных матерей с различной степенью успешности в родительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ»

УДК 159.9

Е.П. Батюшева

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ

Данная статья посвящена исследованию, которое позволяет, выделить психологическое содержание отношения приемных матерей к детям в приемной семье. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмпирически выявлены достоверные различия индивидуально- психологических особенностей приемных матерей с различной степенью успешности в родительстве.

Ключевые слова: приемные родители, приемный ребенок, индивидуально-психологические особенности приемной матери.

Одним из путей оказания социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности воспитываться в родных семьях, является развитие института приемных семей, в которых приемные родители способны достаточно эффективно отстаивать права детей и патронировать их. Ребёнок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками.

Цель эмпирического исследования: выделить психологическое содержание отношения приемных матерей к детям в приемной семье.

Мы исходили из следующих предположений:

Мотивационный профиль успешных приемных матерей и их мотивация к созданию приемной семьи отличаются от мотивационного профиля и мотивации неуспешных приемных матерей.

Эмоциональное отношение приемной матери к ребенку детерминируется восприятием «свой-чу-жой», наличием психологических защит, родительскими установками.

Когнитивная составляющая отношения приемной матери к ребенку в приемной семье выражается в самооценке себя как приемной матери, осознании специфики образа приемной матери и требований, предъявляемых к нему обществом. Адекватная самооценка и учет специфики образа приемной матери обеспечивают оптимальную модель отношения.

Поведенческая составляющая отношения приемных матерей (как успешных, так и неуспешных) проявляется в использовании ими в процессе взаимодействия с детьми разных копинг-стратегий и уровней субъективного контроля.

На первом этапе исследования нами была сформирована выборка из 20 приемных матерей. Из них 4 с опытом приемного материнства не менее одного года. С высшим образованием - 3. Остальные респонденты имели среднее специальное образование. Педагогическое образование имела 1 женщина.

Группа экспертов, состоявшая из школьных педагогов и социальных работников, разделила выборку приемных матерей на успешных и неуспешных по следующим критериям: соответствие поведения ребенка социальным ожиданиям общества; изменение поведения ребенка в условиях меняющейся ситуации; способности ребенка к достижению своих целей социально приемлемыми способами.

В результате нами были выделены две группы женщин: приемные матери с успешным опытом воспитания детей и приемные матери с неуспешным опытом их воспитания. Выборка приемных матерей согласно экспертным оценкам социальных работников была разделена на две группы: 62% приемных матерей, имеющих успешный опыт воспитания детей и 38% приемных матерей, испытывающих затруднения в их воспитании.

Эмпирическую базу исследования составили следующие методы:

- структурированное интервью со всеми респондентами выборки;

- метод экспертных оценок для определения внешних показателей успешности семейного воспитания приемных детей;

- методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси); анкета «Потрет приемной матери» - для выявления образа хорошей приемной матери в когнитивной составляющей отношения;

- методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потреб-ностной сфере (О.Ф. Потемкина) - для исследования мотивационной составляющей отношения; опросник «Мотивация к созданию приемной семьи» - для выявления мотивации к созданию приемной семьи;

© Батюшева Е.П., 2019.

- методика УСК (Дж. Роттер) - для выявления уровня субъективного контроля; методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хейм) в адаптации Л.И. Вассермана - для определения поведенческой составляющей;

- проективные методики «Человек. Человек под дождем» (Е.В.Романова и Т.И. Сытько) и «Семья в образах животных» (модификация теста Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Ерабенко), методика диагностики типологий психологической защиты Плутчик-Келлерман в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Еры-шева, Е.Б. Клубовой - для определения эго-защит приемной матери; методика РАШ (Е. Шеффер и Р. Белл) в адаптации Т.В. Нещерет - для выявления родительских установок - для исследования эмоциональной составляющей отношения приемной матери.

Далее проанализируем результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей приемных матерей дадим их интерпретацию.

Мотивационная составляющая. Проведение статистического межгруппового анализа (Ц-крите-рий Манна-Уитни) позволило сделать выводы о некоторых достоверных различиях в мотивационно-по-требностной сфере в группах. Непараметрический критерий был применен для межгруппового сравнения в связи с тем, что эмпирическое распределение показателей по некоторым шкалам используемых опросников отличалось от нормального распределения.

Группы успешных и неуспешных приемных матерей достоверно различались практически по всем шкалам опросника (Ц = 146,5-233,5 при р<0,001), кроме шкал «эгоизм» и «труд» (таблица 1).

Следует отметить, что 65% неуспешных приемных матерей направлены на процесс, а не на результат воспитания ребенка. Направленность женщин на процесс воспитания, а не на его результат имеет смысл при воспитании детей раннего возраста, когда в первую очередь требуется обеспечение именно процесса: кормление, смена пеленок, прогулки и т.п. В дальнейшем становится необходимой направленность на результат, так как ребенок уже научился ходить, говорить, неконфликтно взаимодействовать с окружением.

Таблица 1

Показатели опросника О.Ф. Потемкиной в группах_

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение

Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Альтруизм 5,79 ±2,10 8,75 ± 1,34

Эгоизм 1,22 ± 1,17 1,19 ± 1,35

Процесс 2,50 ± 1,34 8,58 ± 0,65

Результат 7,82 ±2,10 3,55 ± 1,90

Свобода 5,34 ± 1,87 1,67 ± 1,17

Власть 5,10 ±2,06 9,00 ± 1,01

Труд 8,00 ± 1,91 8,55 ± 1,27

Деньги 5,43 ± 1,14 2,11 ± 1,85

Высокий уровень ориентации на власть имеют 30% неуспешных приемных матерей. Относительно высокий уровень мотивации на труд присущ практически всем респондентам выборки, однако наибольшее число респондентов с высоким уровнем данной мотивации (50%) принадлежит группе неуспешных приемных матерей. Интересно, что мотивация «ориентация на деньги» более выражена у и 24% успешных приемных матерей. Высокий уровень данной мотивации демонстрируют только 11% неуспешных приемных матерей.

Исследование мотивации к созданию приемной семьи с помощью опросника «Мотивация к созданию приемной семьи» выявило, что у успешных приемных матерей по сравнению с неуспешными достоверно преобладают материальные мотивы (Ц = 795,5 при р<0,05), (таблица 2).

Таблица 2

Показатели опросника «Мотивация к созданию приемной семьи» в группах_

Шкалы/ Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение

Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Эгоцентричные 6,34 ± 0,95 6,02 ± 1,06

Культураьные 6,14 ± 1,05 6,61 ± 1,05

Альтруистичные 6,46 ± 1,63 7,08 ± 1,13

Материальные 9,29 ± 2,05 8,50 ± 1,58

Дополнительное исследование показало, что 25% успешных приемных матерей относится к приемному материнству как к важному труду, считают эту деятельность почетной, но при этом требующей достойной «оплаты». Интересно описание проблем в воспитании детей этой группой матерей: «...лечить детей дорого. Дети хорошие, но денег мало».

Материальные мотивы в группе неуспешных приемных матерей выражены слабее. Возможно, женщины данной группы стыдятся признать, что «работают мамами» за деньги, им, по сравнению с успешными приемными матерями, больше свойственны культуральные (Ц = 787,5 при р<0,05) и альтруистичные мотивы (Ц = 779,5 при р<0,05)

Также выявлено достоверное различие в выраженности эгоцентричных мотивов у групп успешных и неуспешных приемных Ц = 1702,0 при р<0,01.

Таким образом, проведённое исследование позволило сделать вывод, что неуспешные приемные матери имеют высокий уровень альтруизма, в большей степени направлены на процесс, а не на результат деятельности, имеют выраженные культуральные и альтруистичные мотивы.

Эмоциональная составляющая. Исследование неосознаваемого способа поведения женщин в стрессовых ситуациях по проективной методике «Человек. Человек под дождем» выявило существенные различия в реагировании на стресс. В ходе исследования нами было установлено, что на способ реагирования в трудных ситуациях оказывает влияние самооценка женщины.

Представляет интерес межгрупповой анализ показателей по проективной методике «Семья в образах животных». Следует отметить, что 76% успешных приемных изображали себя и детей как животных одного вида: семейство ежей, зайцев и т.д. 24 % успешных приемных матерей выделяли в группе детей другой вид, но того же класса (травоядное, млекопитающее, парнокопытное и т.д.). В то же время неуспешные приемные матери в 100% случаев рисовали приемных детей в виде животных отличного от себя вида, а иногда даже другого класса.

С целью выявления ведущих психологических механизмов респондентам была предложена методика Р.Плутчика «Диагностика типологий психологической защиты». Результаты исследования по группам приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели опросника Плутчика в группах_

Шкалы / Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение

Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Отрицание 6,19 ±2,76 6,36 ± 2,24

Вытеснение 3,48 ±2,35 3,52 ± 2,22

Регрессия 3,64 ± 2,24 3,94 ±2,30

Компенсация 3,43 ± 1,63 3,15 ± 1,65

Проекция 4,53 ± 1,53 7,97 ± 2,67

Замещение 3,07 ± 1,67 6,32 ± 1,94

Интеллектуализация 6,45 ± 1,96 3,17 ± 1,51

Реактивное образование 4,69 ± 2,08 4,36 ± 2,27

Межгрупповое сравнение результатов показало, что существуют значимые различия между выделенными группами по типам психологической защиты (для уровня значимости р<0,001). Так успешные и неуспешные приемные матери достоверно различались по показателям «проекции» (U = 289,0), «замещения» (U = 227,0) и «интеллектуализации» (U = 197,5). Неуспешные значительно чаще, чем успешные используют проекцию и замещение, находя объект для перенесения на него ответственности за собственную некомпетентность. Успешные приемные матери значительно чаще используют интеллектуализацию в стрессовой ситуации, стараясь рационализировать происходящее.

Качественный анализ показал, что все группы практически не различаются количеством женщин, использующих такие типы психологической защиты как отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, реактивное образование.

Анализ результатов исследования эмоциональных родительских установок по методике PARI позволил установить статистически значимые отличия по отдельным шкалам между группами.

Выявлены статистически значимые различия по большинству признаков шкалы «отношение к семейной роли» (кроме признаков «семейные конфликты» и «несамостоятельность матери»). У неуспешных приемных достоверно более высокие показатели по признакам этой шкалы, чем у успешных приемных матерей (U = 339,0-614,0 при р<0,001). Они в большей степени полагают, что ради детей следует идти на любые жертвы, ограждать их от всего негативного. При этом проявляют амбивалентность в восприятии семейной роли (высокий балл по критерию «самопожертвование» и «неудовлетворённость ролью хозяйки дома»).

Неуспешные приемные матери в большей степени склонны к позициям «сверхавторитета» и «доминирования матери». Мы считаем, что это связано с нежеланием делегировать ответственность ребенку, что ведет к его несамостоятельности. Респонденты этой группы отмечают безучастность мужа в семейной жизни. Неуспешные приемные матери считают, что «муж уделяет гораздо меньше внимания совместному воспитанию детей, чем должен», «свалил все на мои плечи».

Также выявлены статистически значимые различия по показателям, характеризующим отношение родителей к ребенку в шкалах «оптимальный эмоциональный контакт» и «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком». У успешных приемных матерей достоверно выше показатели «вербализация» и «развитие активности ребенка» (и = 258,5-311,5 при р<0,001). У неуспешных приемных матерей достоверно выше показатели «раздражительности» и «излишней строгости» (и = 363,5-703,0 при р<0,001).

По шкале «излишняя концентрация на ребенке» у неуспешных приемных показатели «чрезмерной заботы» и «чрезвычайного вмешательства в мир ребенка» (и = 319, 0-641,5 при р<0,001) выше, чем у успешных приемных матерей. Также у неуспешных приемных матерей достоверно выше, чем у успешных, показатели «подавление воли» и «подавление сексуальности» (и = 310,0-414,5 при р<0,001). Это свидетельствует о гиперопеке, навязывании неуспешными приемными матерями детям своего стиля поведения и мышления.

Таким образом неуспешные приемные матери в меньшей степени, чем педагоги, успешные приемные матери признают партнерство в отношениях с детьми, эмоционально дистанцированы от них, более раздражительны и строги, склонны к гиперопеке и подавлению воли детей. Беседы подтверждают: неуспешная приемная мать относится к своим обязанностям как к тяжелой ноше, жертве, которая приносится ею во имя спасения детей. Однако за свою жертву женщина ждет платы в виде послушания и хорошего поведения. В случае, если дети не осознают и не ценят ее жертвы, наступает разочарование и ощущение напрасного труда.

Когнитивная составляющая. Проявляется в знаниях и представлениях о способах и формах взаимодействия с ребенком и о целевом аспекте этого взаимодействия.

На этом этапе нами были исследованы самооценка и образ Я хорошей приемной матери. Результаты исследования самооценки показали, что наибольшее ее значение было в группе успешных приемных матерей (среднее значение ± стандартное отклонение 0,58 ± 0,32), а наименьшее - в группе неуспешных приемных матерей (0,50 ± 0,31). Достоверных различий в показателях самооценки между исследуемыми группами выявлено не было (критерий и-Манна-Уитни), поэтому проводился качественный анализ.

Таблица 4

Исследование самооценки личности женщин выборки_

Группа Уровни самооценки

Заниженная Адекватная Завышенная Конфликтная

Успешные приемные матери 25% 45% 16% 14%

Неуспешные приемные матери 31% 28% 19% 22%

Следует отметить, что в 78% бланков на первом месте в идеальном ряду наиболее важных характеристик приемной матери указана доброта. В целом по выборке идеальный ряд не содержал негативных психологических характеристик. Анализ идеальных рядов обеих групп приемных матерей показал, что на первое место в иерархии качеств успешные приемные матери в 27% случаев ставят аккуратность. Успешные приемные матери по мере предпочтения указывают также: трудолюбие (19%), справедливость (14%), искренность (11%), доброту (9%), а неуспешные в 28% случаев на первое место также ставят аккуратность. Мы полагаем, что такое отношение женщин к аккуратности объясняется требованиями социальных служб, для которых одними из основных критериев благополучия ребенка в приемной семье являются содержание в чистоте и порядке его рабочего и спального места, одежды. Кроме того, неуспешные приёмные матери на первых позициях указывают: заботливость (18%), отзывчивость (15%), жизнерадостность (14%), доброту (13%). Следовательно, образ идеальной матери в сознании женщин, воспитывающих приемных детей, соответствует позитивному полюсу архетипа матери.

Анализ образа хорошей приемной матери по анкете «Портрет приемной матери» показал: женщины с успешным опытом воспитания приемных детей считают, что несут за них ответственность и что детей нужно не только поощрять, но и наказывать. Женщины этой группы склонны к личностному росту.

Неуспешные приемные матери в основном акцентируют внимание на обеспечении биологических потребностей детей. Их больше волнует, накормлены ли дети, как они соблюдают режимные моменты (сон, прогулка, соблюдение личной гигиены, уроки).

Исследование образа хорошей приемной матери у приемных матерей выявило следующие особенности (Таблица 5).

Таблица 5

Результаты по шкалам анкеты «Портрет приемной матери»_

Параметры самооценивания Среднее значение ± стандартное отклонение t-критерий Стьюдента эмп.

Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Отношение к воспитанию 18,57 ±2,41 9,39 ± 1,53 4,88*

Отношение к биологическим потребностям 12,49 ± 1,84 15,13 ±2,01 1,46

Отношение к наказанию 17,23 ±2,34 9,37 ± 1,67 4,34*

Отношение к ответственности 17,30 ±2,29 10,42 ±2,39 3,80*

Отношение к личностном у росту 16,47 ±2,62 6,04 ± 1,31 5,42*

Как видно из таблицы 5, достоверные различия в образе успешной приемной матери наблюдаются по всем шкалам кроме биологических потребностей (р<0,05). Женщины с успешным опытом воспитания более склонны к личностному росту, не только поощряют, но и наказывают детей. Они заключают своеобразный договор с ребенком, в результате которого он может получать бонусы или терять их. Определенное матерью количество бонусов ребенок может обменять на что-то для него значимое (также оговаривается заранее).

По результатам интервью выявлена наиболее характерная для этой группы стратегия: «На все должна быть реакция: помощь, совет, поддержка, направление». Женщины, имеющие проблемы в воспитании приемных детей, считают, что хорошая мать не должна огорчать ребенка, что ставит под сомнение сам процесс воспитания. В то же время 67% этих женщин навешивают детям ярлыки: «воровка», «трус», «умственно отсталый».

Успешные приемные матери предъявляют требования к своим педагогическим знаниям, умениям и навыкам, что стимулирует их личностный рост («тот, кто мало знает, малому может и научить; должна быть тем, кого хочу сделать из ребенка»).

Отношение к личной ответственности выражается в группах по-разному, при этом успешные приемные матери чаще берут ответственность на себя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в группе успешных приемных матерей у 87% наблюдается реалистичное восприятие себя как хорошей приемной матери. В то же время в группе неуспешных приемных матерей реалистично воспринимают себя всего 23% (различия достоверны фэмп = 6,53 при р<0,01).

Поведенческая составляющая. Поведенческая составляющая - это формы и способы поддержания контакта с ребенком, его контроля, воспитания, взаимоотношений через определение дистанции общения.

Интервью с успешными приемными матерями показало, что им свойственно поведение педагогов: они стремятся к системности в процессе воспитания, стараются быть справедливыми и беспристрастными, сдерживают себя в проявлении эмоций. В то же время неуспешные приемные матери пытаются играть роль биологических родителей, при этом сетуя, что хотя они приняли детей как родных, заботятся о них, те все равно остаются трудными и практически неуправляемыми.

Мы предположили, что между всеми группами существуют достоверные отличия в направленности локуса контроля. Средние значения локуса контроля в группах приведены в таблице 6.

Таблица 6

Показатели локуса контроля (в баллах)_

Шкала / группа Среднее значение ± стандартное отклонение

Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Общая интервальность 37,19 ±3,07 32,28 ± 3,09

Интернальности достижений 7,91 ± 1,55 5,67 ± 1,25

Интернальность неудач 10,56 ± 1,51 5,56 ± 1,20

Интернальность семейных отношений 6,41 ± 1,44 9,71 ±0,95

Интернальность производственных отношений 9,57 ±0,92 6,31 ± 1,09

Интернальность межличностных отношений 2,81 ± 1,10 2,81 ± 1,12

Интернальность здоровья 2,31 ±0,80 2,31 ±0,82

Как видно из таблицы 6, больший интегральный показатель локуса контроля имеют группа успешных приемных матерей. Эти респонденты, как правило, могут управлять процессами в своей повседневной жизни, берут на себя ответственность в целом. В группе неуспешных приемных матерей более низкий уровень субъективного контроля: «общая интернальность» достоверно меньше, чем в группе успешных приемных матерей (И = 285,0 при р<0,001).

Существуют достоверные отличия по отдельным шкалам. По шкале «интернальность неудач» показатель достоверно больше у успешных приемных матерей, чем у неуспешных приемных (И = 25,0-43,0 при р<0,001). Это свидетельствует о достаточно высоком уровне субъективного контроля над негативными ситуациями, склонности обвинять в первую очередь себя в неприятностях и неудачах.

У неуспешных приемных матерей в 67% случаев отмечается высокий показатель по шкале «интер-нальность семейных отношениий». Они считают себя ответственными за происходящее в семейной жизни и искренне уверены, что «делают все возможное для достижения любви и счастья детей». У них этот показатель достоверно больше, чем в группах успешных приемных матерей ^ = 61,0-73,5 при р<0,001).

Группа успешных приемных матерей имеет высокие показатели по шкале «интернальность производственных отношений». Респонденты этой группы считают воспитание приемных детей «производственной деятельностью». Данный показатель у них был достоверно больше, чем в группах неуспешных приемных ^ = 45,0-59,5 при р<0,001).

Исследование копинг-стратегий показало, что успешные приемные матери в 76% случаев используют продуктивные копинг-стратегии: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество. Из относительно продуктивных стратегий этой группой женщин используются: сохранение самообладания, диссимиляция (таблица 7).

Таблица 7

Распределение копинг-стратегий в выборке_

Стратегия / группа Успешные приемные матери Неуспешные приемные матери

Продуктивные 76% 0%

Относительно продуктивные 24% 11%

Непродуктивные 0% 89%

В группе неуспешных приемных матерей 89% используют непродуктивные стратегии (растерянность, смирение). Среди относительно продуктивных стратегий преобладает игнорирование.

В результате исследования выявлено, что при выборе продуктивных копинг-стратегий существуют статистически достоверные различия между успешными приемными матерями и неуспешными приемными матерями.

Корреляционный анализ показателей шкал психологических характеристик приемных матерей позволил выявить следующие корреляции.

В группе успешных приемных матерей выявлены:

- значимые положительные корреляции показателей шкалы «эгоцентричный мотив» с «интерналь-ностью в производственных отношениях» (г = 0,473), «интернальностью в области неудач» (г = 0,410), «компенсацией» (г = 0,284), «интеллектуализацией» (г = 0,344), «партнерскими отношениями» (г = 0,274) и «уравненными отношениями» (г = 0,316). Эти взаимосвязи указывают на ответственность успешных приемных матерей в воспитании детей, отношение к нему как к профессиональной деятельности. Женщины придерживаются принципов равенства и партнерства с детьми, склонны обвинять себя в неудачах, способны с помощью логических установок и манипуляций избавляться от неприятных мыслей в сложных ситуациях;

- положительные корреляции показателей шкалы «материальный мотив» с оценками шкал «мотивация на результат» (г = 0,491), «мотивация на труд» (г = 0,412), «интернальность достижений» (г = 0,474), «вербализация» (г = 0,266) указывают на то, что женщины мотивированы на добросовестный труд по воспитанию приемных детей, достижение результата.

В группе неуспешных приемных матерей выявлены:

- достоверные положительные корреляции между показателями шкал «альтруистичный мотив» и «альтруизм» (г = 0,509), «доминирование матери» (г = 0,338), «раздражительность» (г = 0,340), «подавление воли» (г = 0,398).

Взаимосвязь таких характеристик у приемных матерей свидетельствует об их неуспешности в воспитательной деятельности. Значимые положительные корреляции между показателями таких шкал как «альтруистичный мотив» и «проекция» (г = 0,511), «интернальность семейных отношений» (г = 0,325). Наличие этих показателей свидетельствует о проявлении идеализма в подходе неуспешных приемных матерей к процессу воспитания детей, неосознаваемые и неприемлемые для себя чувства и мысли они локализуют вовне, приписывая их детям; значимые положительные корреляции между показателями шкал

«культуральный мотив» и «мотивация на процесс» (г = 0,374), «мотивация на власть» (Я = 0,391), «замещение» (г = 0,682), «зависимость от семьи» (г = 0,319), «ощущение самопожертвования» (г = 0,299). Эти показатели указывают на то, что женщины руководствуются гуманистическими принципами и высокими идеалами, далекими от реалий повседневного воспитания детей, при ориентации на процесс воспитания и власть. Такая связь находит свое отражение в чувстве самопожертвования и внутриличностном конфликте, связанном с выбором ребенка в качестве объекта для перенесения на него ответственности за собственную некомпетентность; достоверные отрицательные корреляции между показателями шкал «культуральный мотив» и «неудовлетворенность ролью хозяйки» (г = -0,322), «излишняя строгость» (г = -0,358). Эта связь находит свое отражение в том, что женщины видят себя спасителями «бедных сирот, которых нужно вырвать из государственной системы воспитания». При этом они не удовлетворены ролью матери и хозяйки дома.

Эмпирически выявлены достоверные различия во всех составляющих отношения женщин всех

групп:

- в мотивационной составляющей успешные приемные матери имеют выраженные материальные и эгоцентричные мотивы, ориентированы на результат воспитания, а неуспешные - высокий уровень альтруистической и культуральной мотивации на фоне низкого уровня материальной. Ориентированы на власть и процесс воспитания, а не на его результат;

- в когнитивной составляющей с адекватной самооценкой больше успешных приемных матерей, они более склонны к личностному росту, ответственны, детей как поощряют, так и наказывают. Неуспешные приемные матери больше акцентируют внимание на биологических потребностях детей;

- в поведенческой составляющей в группах успешных приемных матерей и педагогов высокие показатели по шкалам «общая интернальность», «интернальность в области неудач» и «интернальность производственных отношений» свидетельствуют о развитом чувстве субъективного контроля, склонности обвинять себя в неудачах и отношении к воспитанию детей как к «производственной деятельности». У неуспешных приемных матерей высокий показатель «интернальность семейных отношений», что свидетельствует о чувстве ответственности за все происходящее в семье. Та же специфика выявлена в группе биологических матерей. Успешные приемные матери и успешные педагоги чаще используют продуктивные копинг-стратегии. Неуспешные приемные матери в большинстве случаев используют непродуктивные ко-пинг-стратегии;

- в эмоциональной составляющей неуспешные приемные матери значительно чаще используют проекцию и замещение, находя объект для перенесения ответственности за собственную некомпетентность, а успешные - интеллектуализацию.

Библиографический список

1. Бессчетнова, О.В., Юмашева, Т.А. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография [Текст] / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов: Наука, 2007. - 32 с.

2. Бойко, В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: социально-психологическое изучение рождаемости: дне. ... д-ра психол. наук [Текст] / В.В. Бойко. - Л., 1981. - 632 с.

3. Дармостук, Н.В. Исследование гендерных и полоролевых особенностей личности девушек с разными типами психологической готовности к материнству [Текст] / Н.В. Дармостук // Медицинская психология. - 2010. - №1. - С. 3-10.

4. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 355 с.

5. Киселева, Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в приемных семьях [Текст] / Н.А. Киселева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки.- 2014. - №4. - С 67-78.

6. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев // Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2005. - 356 с.

7. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

8. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон -М.: Генезис, 2015. - 368 с.

9. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России [Текст] / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2015. - №3. - С. 79-89.

10. Руфо, М. Братья и сестры: болезнь любви [Текст] / М. Руфо. - М.: У- Фактория, 2015. - 341 с.

БАТЮШЕВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.