Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение подбора кандидатов в приемные родители'

Психологическое обеспечение подбора кандидатов в приемные родители Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
778
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ РОДИТЕЛИ / ДЕВИАНТНЫЕ РОДИТЕЛИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / REPLACING FAMILY / RECEPTION PARENTS / EFFECTIVE PARENTS / THE PARENTAL RELATION / PARENTAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохова И. В., Бонкало Т. И.

В статье содержатся результаты психологического исследования, нацеленного на выявление личностных и социально-психологических характеристик эффективных приемных родителей и родителей, отказавшихся от приемных детей. Автором определены критерии эффективности воспитательной деятельности приемного родителя и условия ее организации. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения замещающей семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF ADOPTING PARENT CANDIDATE SELECTION

The article contains the results of the psychological research aimed at revealing of personal and socially-psychological characteristics of effective adopting parents and parents who refused to adopt children. The author defines criteria of educational activity efficiency for an adopting parent and conditions of its organisation. The results of the research can be practically used in psychological support of a replacing family.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение подбора кандидатов в приемные родители»

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДБОРА КАНДИДАТОВ

В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

© 2009 И.В.Горохова, Т.И.Бонкало

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Статья поступила в редакцию 11.11.2009

В статье содержатся результаты психологического исследования, нацеленного на выявление личностных и социально-психологических характеристик эффективных приемных родителей и родителей, отказавшихся от приемных детей. Автором определены критерии эффективности воспитательной деятельности приемного родителя и условия ее организации. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения замещающей семьи.

Ключевые слова: замещающая семья, приемные родители, эффективные родители, девиантные родители, родительское отношение, родительские установки.

В настоящее время актуализировались проблемы психологического сопровождения замещающей семьи. Известно, что из двух законодательно оформленных подходов к устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее предпочтительным является передача ребенка в семью, которая сможет заменить ему родительский дом и обеспечить необходимые условия для его нормального физического, психического и социального развития. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации личности ребенка, его полоролевой идентификации, возможность наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеского взаимодействия, возможность формирования и развития у ребенка чувства защищенности и поддержки в самостоятельной жизни. Вот почему в п. 1 ст. 123 Семейного Кодекса РФ определено, что передача ребенка на воспитание в учреждение осуществляется только при отсутствии возможности устроить его в одну из семейных форм: передать под опеку, на усыновление или в приемную семью. Вместе с тем институт замещающей семьи остается на сегодняшний день наименее изученным. Юридическая и правовая отработка процессов передачи ребенка в замещающую семью не может гарантировать его психологическое здоровье и психологическое благополучие в ней. Статистика отказов от приемных детей, серьезно травмирующих их психику, жестокого обращения с ними, рост случаев насилия над приемными детьми в замещающих семьях, ненадлежащего исполнения приемными родите-

Горохова Ирина Венедиктовна, старший преподаватель кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: BonKaL oSerG@yandex. ru

Бонкало Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: BonKaLoSerG@yandex. ru

лями своих обязанностей диктуют необходимость разработки целостной системы психологического сопровождения замещающей семьи на всех этапах ее функционирования.

Первым, и во многом решающим этапом формирования замещающей семьи, является подбор кандидатов в приемные родители. Воспитание ребенка в семье относится к одному из видов непрофессиональной педагогической деятельности, успешное и продуктивное выполнение которой требует от субъекта этой деятельности определенных личностных качеств и свойств. С целью выявления предпочтительных личностных и социально-психологических характеристик кандидатов в приемные родители было проведено комплексное исследование, в котором приняли участие 168 родителей, осуществляющих свою непрофессиональную педагогическую деятельность, и 78 родителей, отказавшихся от приемных детей.

В первую группу родители отбирались с учетом следующих факторов: 1) стаж совместной жизнедеятельности замещающей семьи - более трех лет; 2) приемные родители не состоят в кровном родстве с приемными детьми; 3) наличие в семье родных детей. Были выделены следующие критерии эффективности деятельности приемных родителей: 1) нормальное эмоциональное состояние ребенка в семье; 2) адекватное позитивное восприятие ребенком отношения к нему приемных родителей; 3) наличие позитивных изменений в его психическом и социальном развитии; 4) отсутствие отклонений в функционировании сиблинговой подсистемы семьи. Выявление данных критериев осуществлялось с помощью наблюдения, опросных методов, в частности анкетирования и интервьюирования как членов замещающей семьи, так и работников органов опеки и попечительства, экспертной оценки, метода изучения продуктов

деятельности ребенка, а также с помощью известных и апробированных психодиагностических методик и проективных методов исследования. В результате комплексного изучения продуктивности выполнения замещающей семьей своей воспитательной функции первая группа родителей, которую составили 86 мам, была условно названа группой эффективных родителей.

Ко второй группе были отнесены 82 мамы, осуществляющие свою деятельность более трех лет, но имеющие определенные отклонения в детско-родительском взаимодействии (в частности, наличие показателей негативного восприятия ребенком отношения к себе со стороны приемных родителей: излишняя строгость, эмоциональное отвержение, дистанция и пр. - или показателей нарушения функционирования сиблинговой подсистемы замещающей семьи). Эта группа была условно названа группой де-виантных родителей.

Третью группу составили 78 мам, отказавшихся от приемных детей в течение первых трех лет функционирования замещающей семьи. Во всех трех группах было проведено психодиагностическое исследование личностного профиля родителей и степени развития у них профессионально значимых качеств. Личностный профиль родителей определялся с помощью 16-факторного опросника Кеттелла (форма С), методики определения локализации контроля и теста самооценки психических состояний Г.Айзенка. Результаты изучения личностного профиля приемных родителей позволяют говорить о существовании достоверно значимых различий между эффективными родителями и родителями - отказниками по факторам А ^ = 2,22; р < 0,05), С а = 2,52; р < 0,05), G а = 2,12; р < 0,05), О = 4,06; р < 0,001), 01 а = 2,68; р < 0,01), 03 а = 2,52; р < 0,05), 04 а = 2,24; р < 0,05). Для эффективных родителей в целом характерно богатство эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству. Они не боятся сложных ситуаций, осознают принятые решения. Достаточно ответственны и обязательны, они вместе с тем готовы к переменам, к самостоятельному решению возникших проблем. Родители же отказники в большинстве своем формальны в контактах, больше предпочитают иметь дело с вещами, хозяйством, домом, чем с людьми. Они негибки, достаточно внушаемы, во многом зависят от чужого мнения. Большинство из них характеризуются низким уровнем самоконтроля. Достоверно значимые различия между группами эффективных и девиантных родителей зафиксированы только по фактору О ^ = 2,82; р < 0,01). Данный факт свидетельствует о том,

что матери, осуществляющие свою непрофессиональную педагогическую деятельность не столь успешно, как эффективные родители, излишне тревожны, мнительны, беспокойны и неуверенны в себе. Частые волнения делают их сверхчувствительными к мнению о себе. Повышенная тревожность, постоянное ощущение опасности обусловливают преувеличение сложности возникшей ситуации, стремление ее предотвратить или изменить любой ценой, желание найти сочувствие у других людей, что определяет их неупорядочное поведение.

Результаты изучения локуса контроля во всех трех группах испытуемых свидетельствуют об отсутствии достоверно значимых различий между эффективными и девиантными родителями. Вместе с тем, при средних значениях выраженности локуса контроля во всех трех выборках, было обнаружено, что эффективные родители в большей степени, чем девиантные родители и родители - отказники, тяготеют к интернальным альтернативам поведения. Они более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны и независимы.

Результаты определения уровня развития таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность, также свидетельствуют о наличии определенных различий во всех трех группах испытуемых. Между эффективными и девиантными родителями различия выявлены по показателям самооценки тревожности ^ = 2,76; р < 0,01) и фрустрации ^ = 4,03; р < 0,001); между эффективными родителями и родителями - отказниками - по всем показателям; между девиантными родителями и родителями - отказниками - по показателям агрессивности ^ = 2,75; р < 0,01).

Поскольку профессиональная деятельность приемных родителей связана, прежде всего, с исполнением роли воспитателя и роли родителя, то были изучены те социально-психологические характеристики личности, которые необходимы для выполнения этих двух ролей, а именно: способность родителей к эмпатии, уровень развития общительности и коммуникативных способностей, уровень их самооценки, а также родительские установки и родительское отношение к детям.

С помощью методики И.М.Юсупова была исследована способность приемных родителей к эмпатии, их умение поставить себя на место другого человека, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Результаты такого исследования свидетельствуют о том, что эффективные родители имеют достаточно высокую, но не чрез-

мерную эмпатийность. В целом они характеризуются чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих их людей, великодушием и склонностью многое им прощать. Они эмоционально отзывчивы, общительны, с неподдельным интересом относятся к людям, быстро устанавливают с ними контакты. Необходимо отметить при этом, что средние значения показателей способности к эмпатии в группах эффективных и девиантных родителей не имеют достоверно значимых различий = 0,98; р > 0,05). Однако в группе девиантных родителей 35,36 % матерей характеризуются очень высоким, чрезмерным уровнем эмпатийности, обусловливающим их глубокую впечатлительность и потребность в эмоциональной поддержке со стороны других людей. Постоянное беспокойство за своих родных и близких нередко приводит их к невротическим срывам, разрушающим их психическое здоровье. 42,68% родителей второй группы, напротив, характеризуются низким уровнем эмпатийности, свидетельствующим об их предпочтении уединенных занятий, а не работе с людьми. Их центрированность на себе обусловливает трудности в установлении контактов с другими людьми, и особенно с детьми. Только 13,41% девиантных родителей характеризуются нормальным уровнем эмпатийности. В группе же эффективных родителей 44,19 % характеризуются высоким уровнем развития способности к эмпатии, а 37, 21 % - нормальным, или оптимальным; 11,63% -очень высоким, чрезмерным, и 6,98 % - низким. Достоверно значимые различия в средних значениях показателей способности к эмпатии зафиксированы между первыми двумя группами и группой родителей-отказников (^ = 2,97, р < 0,01; ^ = 2,54, р < 0,05). Отсутствие у большинства родителей, отказавшихся от приемных детей, способности понимать и ощущать эмоциональное состояние других людей, ставить себя на место другого обусловило, по-видимому, невозможность самооценки собственных поступков и собственной воспитательной деятельности. Столь же различными оказались и показатели общего уровня общительности родителей всех трех групп. Большинство эффективных родителей достаточно любознательны, терпеливы в общении с другими, они умеют слушать и слышать, тогда как в группах девиантных родителей и родителей-отказников показатели общительности находятся в пределах либо очень низких, либо чрезмерно высоких баллов.

Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются результаты изучения родительского отношения и родительских установок. Представления испытуемых о воспитании ребенка в семье,

о своей роли родителя изучались с помощью методики PARI (Е.Шеффер), «Теста - опросника родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варги и В.В.Столина и методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйде-миллера, модифицированных в соответствии с целями нашего исследования (относительно приемных, а не родных детей). Если в ходе изучения личностного профиля родителей были выявлены в основном различия между действующими (эффективными и девиантными) родителями и родителями - отказниками, то исследования их представлений о должном воспитании ребенка в семье, их мнений по поводу приоритетных методов педагогического воздействия на ребенка выявили достоверно значимые различия между группами эффективных и де-виантных родителей. Девиантные родители, равно как и родители-отказники, предпочитают авторитарную форму контроля над детьми. Для них естественно требовать безоговорочное послушание и дисциплину, тогда как успешные, или эффективные, родители в меньшей степени стремятся жестко приучать детей к порядку, навязывать им свою волю. Они в большей степени ориентированы на партнерские отношения с ребенком, развитие его активности. Они представляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, стараются общаться с ним на равных, участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы. Девиантные же родители и родители-отказники больше ориентированы на проявление строгости в воспитании детей. Они считают, что именно строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка. В этом случае они изначально предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить, что обусловливает возникновение раздражительности в контактах с детьми и чувства обременительности своими родительскими обязанностями. Уровень различий в показателях по шкале «Оптимальный эмоциональный контакт с ребенком» между эффективными и девиантными родителями - 5,27, что соответствует p < 0,001; между девиантными родителями и родителями-отказниками - 1,14, при P > 0,05. Еще более показательными являются результаты изучения родительского отношения к приемным детям. Выявлены различия между эффективными и девиантными родителями по шкалам «Принятие - отвержение» (t = 5,57; p < 0,001), «Кооперация» (t = 4,38; p < 0,001), «Авторитарная гиперсоциализация» (t = 2,61; p < 0,05); между девиантными родителями и родителями-отказниками - по шкалам «Маленький неудачник» (t = 2,48; p < 0,05) и «Симбиоз» (t = 2,17; p < 0,05).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1) При подборе кандидатов в приемные родители необходимо использовать специально разработанную карту личности приемного родителя, содержащую перечень предпочтительных характеристик ее психологической, социально-психологической и профессиональной подструктур. 2) Наиболее предпочтительными психологическими характеристиками кандидата в приемные родители должны стать готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, внимательность к людям, доброта, уживчивость, стабильность в поведении и эмоциях, реалистичность, спокойствие, ответственность, обязательность, интернальность и адекватная самокритичность, требовательность к себе. 3) Кандидаты в приемные родители должны обла-

дать развитыми, но не чрезмерными, способностями к эмпатии, к установлению контактов с людьми, иметь адекватную самооценку и уровень притязаний. 4) Подготовка кандидатов в приемные родители должна включать в себя не только психолого-педагогическое просвещение, нацеленное на вооружение их определенными знаниями в области психологии ребенка-сироты, но и коррекцию родительских установок, взглядов и представлений о приоритетах семейного воспитания, отработку навыков взаимодействия с чужим ребенком, установления с ним оптимальных отношений. Специализированные профилактические и коррекционные индивидуальные и групповые занятия разрабатываются с учетом конкретно выявленных нарушений в родительских установках и позициях.

PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF ADOPTING PARENT CANDIDATE SELECTION

© 2009 I.V.Gorohova, T.I.Bonkalo°

Moscow State Regional Institute of Social Sciences and Humanities

The article contains the results of the psychological research aimed at revealing of personal and socially-psychological characteristics of effective adopting parents and parents who refused to adopt children. The author defines criteria of educational activity efficiency for an adopting parent and conditions of its organisation. The results of the research can be practically used in psychological support of a replacing family.

Key words: Replacing family, reception parents, effective parents, the parental relation, parental installations.

o

Gorokhova Irina Venediktovna, Senior Lecturer of Social Psychology and Pedagogics Department. E-mail: BonKaLoSerG@yandex. ru Bonkalo Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Social Psychology and Pedagogics Department. E-mail: BonKaLoSerG@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.