Научная статья на тему 'Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования'

Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / CARE WORKER / MAGADAN REGION / SOCIAL PEDAGOGUE / EDUCATION SYSTEM / PROFESSION / PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / PROFESSIONAL IDENTITY / THE EMOTIONAL BURNOUT / THE SEMANTIC DIFFERENTIAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарчук Наталья Васильевна, Быкова Елизавета Андреевна

Цель. Данная статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования города Магадана и Магаданской области. Методология. Для сбора первичных эмпирических данных использовались: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко; методика определения удовлетворённости трудом А. В. Батаршева; методика специализированного семантического дифференциала (объекты оценивания понятия «профессия» и «профессионал») В. П. Серкина; методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер; методика «Незаконченные предложения» в авторском варианте; самостоятельно разработанная анкета. Выборку исследования составили 25 социальных педагогов, работающих в системе образования г. Магадана и Магаданской области, а именно: в учреждениях среднего общего образования; в учреждениях для обучающихся по адаптированным образовательным программам; в учреждениях профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования. Описана процедура проведенного авторами исследования, дана развернутая интерпретация полученных результатов. Результаты . В итоге приведено описание профессиональной Я-концепции социального педагога в системе образования. Полученные данные обосновывают сформированность хорошо осознаваемых, позитивных, адекватных требованиям профессиональной деятельности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования. Ценность результатов . Результаты исследования позволяют дополнить и расширить представление о профессиональном самосознании социальных педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при профессиональной подготовке студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Социальная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бондарчук Наталья Васильевна, Быкова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-concept of a care worker: research among the social pedagogue in the Magadan region

Purpose . This article is devoted to the description of the results of an empirical study of the professional self-concept of social pedagogue in the education system of the city of Magadan city and the Magadan Region. Methodology . The study has an exploratory design. The carried out research includes a technique of diagnostics of level of emotional burning out by V. V. Boyko, the study of determining satisfaction with work by A. V. Batarshev, the technique of specialized semantic differentials for the evaluation of the concepts of “profession” and “professional” by V. P. Serkin, the method of studying professional identity by L. B. Schneider, an special developed questionnaire, the author's version of the technique “Unfinished sentences”. The sample of the study was made up of 25 social pedagogues working in the education system of Magadan city and Magadan Region: institutions of secondary general education, institutions for students on adapted educational programs, vocational education institutions, and additional education institutions. The procedure of the research conducted by the authors is described, a detailed interpretation of the results is given, and as a result, a description of the professional self-concept of the social pedagogue in the education system is given. Finding . The obtained data justify the formation of well-understood, positive, cognitive, emotional and behavioral components of the professional self-conception of social pedagogues of the education system that are adequate to the requirements of professional activity. The value of results . The results make it possible to supplement and broaden the idea of the professional self-awareness of social pedagogues. The results also can be used in the professional preparation of students in the field of training “Psychological and pedagogical education” profile “Social Pedagogy”.

Текст научной работы на тему «Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования

БОНДАРЧУК Наталья Васильевна БЫКОВА Елизавета Андреевна

Северо-Восточный государственный университет, Магадан, Россия

Аннотация. Цель. Данная статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования города Магадана и Магаданской области. Методология. Для сбора первичных эмпирических данных использовались: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; методика определения удовлетворённости трудом А. В. Батаршева; методика специализированного семантического дифференциала (объекты оценивания — понятия «профессия» и «профессионал») В. П. Серкина; методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер; методика «Незаконченные предложения» в авторском варианте; самостоятельно разработанная анкета. Выборку исследования составили 25 социальных педагогов, работающих в системе образования г. Магадана и Магаданской области, а именно: в учреждениях среднего общего образования; в учреждениях для обучающихся по адаптированным образовательным программам; в учреждениях профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования. Описана процедура проведенного авторами исследования, дана развернутая интерпретация полученных результатов. Результаты. В итоге приведено описание профессиональной Я-концепции социального педагога в системе образования. Полученные данные обосновывают сформированность хорошо осознаваемых, позитивных, адекватных требованиям профессиональной деятельности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования. Ценность результатов. Результаты исследования позволяют дополнить и расширить представление о профессиональном самосознании социальных педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при профессиональной подготовке студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Социальная педагогика».

Ключевые слова: социальный педагог системы образования; профессия; профессиональная идентичность; профессиональная Я-концепция; эмоциональное выгорание.

Введение

Деятельность социального педагога в системе образования является одной из самых основных в организации помощи учащимся. Социальный педагог помогает наладить взаимоотношения между детьми, родителями и учителями. Основная задача деятельности социального педагога в системе образования заключается в работе с детьми, входящими в группу риска, детьми-сиротами, опекаемыми детьми и детьми-инвалидами. Социальный педагог,

Адрес: 685000, Магадан, ул. Портовая,13 E-mail: nata128080@mail.ru

взаимодействуя с различными организациями, реализует себя в качестве посредника между государственными структурами, защитника интересов детей, наставника для родителей, помощника для педагога, общественного деятеля для образовательной организации.

Качественная реализация социальным педагогом его профессиональной деятельности связана не только с профессиональной компетентностью, но и с психологическими характеристиками, определяющими её эффективность и направленность. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость исследования профессиональной Я-концепции социального педагога, его профессиональной идентичности и самоопределения себя как профессионала. Изучение профессиональной Я-концепции остаётся одним из важных регистров поведения и деятельности профессионала. От уровня сформированности профессиональной Я-концепции зависит процесс формирования профессионала, успешность освоения профессиональной деятельности, вступление в профессиональную общность (Деркач, 2004).

Изучение профессиональной Я-концепции социального педагога системы образования г. Магадана и Магаданской обл. позволит дополнить ряд исследований профессиональной деятельности социального педагога и выявить основные особенности профессионального самосознания данных специалистов в региональном образовательном пространстве. Кроме того, на сегодняшний день профиль подготовки «Социальная педагогика» направления «Психолого-педагогическое образование» не является популярным и востребованным среди абитуриентов г. Магадана и Магаданской обл. Так, например, уже третий год в СевероВосточном государственном университете не ведётся набор на данный профиль подготовки. Из бесед со старшеклассниками в рамках профориентационных встреч в 2017 — 2019 гг. стало ясно, что ребята считают профессию социального педагога невостребованной, непопулярной, непрестижной, низкостатусной, низкооплачиваемой, неперспективной. Очевидно, что данная оценка является негативной и отражает отчасти общественное мнение о профессии социального педагога. Наблюдается большое количество переводов студентов, ещё обучающихся на данном профиле подготовки, на другие профили и направления. Соответственно, становится важным исследование уже работающих социальных педагогов, а именно, их представлений о профессиональной деятельности, их отношения к своей профессии и себе как профессионалу, профессионального поведения и сопоставления их оценки профессии с представлением абитуриентов и студентов.

Теоретические основы исследования

Исследованием профессионального самосознания, общей и профессиональной Я-концепции, профессиональной идентичности, профессионального самоопределения занимались такие авторы, как Р. Бернс (1986), С. Т. Джанерьян (2015), Е. П. Ермолаева (2008), Э. Ф. Зеер (2003), Е. А. Климов (1995), А. К. Маркова (1996), Н. С . Пряжников (2003), А. А. Реан (2002), В. П. Серкин (2008), Ю. К. Стрелков (2001), Л. Б. Шнейдер (2001), J. C. Turner (1999), R. S. Onorato (1999) и другие.

Функции, формы и структура Я-концепции человека

Определение понятия «Я-концепция» в психологической литературе в первую очередь связано с работами Р. Бернса, который, опираясь на труды У Джеймса, Э. Эриксона и К. Роджерса, определил Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе; как сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида, как самостоятельную фигуру или фон и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые

оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем. Согласно Р. Бернсу, Я-концепция играет троякую роль: во-первых, она способствует достижению внутренней согласованности личности, во-вторых, она определяет интерпретацию опыта, и в-третьих, она является источником ожиданий (Бернс, 1986).

В Большом психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова Я-концепция определяется как развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая в себя осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств, самооценку и субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов (Зинченко, Мещеряков, 2009). В психологическом словаре Р. С. Немова Я-концепция определяется как представление человека о себе, настолько полное и глубокое, насколько это доступно человеку в его самопознании (Немов, 2007). А. А. Деркач в своих трудах определяет Я-концепцию как систему представлений индивида о самом себе и выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания, как более широкое понятие и является наиболее полным представлением личности о себе, чем образ Я, который обладает целостным, но не полным представлением об объекте (Деркач, 2004).

А.А.Реан описывает Я-концепцию как обобщённое представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности или «теорию самого себя». Он считает Я-концепцию не статичным, а динамичным психологическим образованием. Любые изменения, которые претерпевает Я-концепция, обусловлены влиянием разных внутренних и внешних факторов. Автор отмечает, что наибольшее влияние на формирование Я-концепции оказывает социальный фактор (семья, школа, разные формальные и неформальные группы, в которые включена личность). В этом социальном аспекте наиболее важными влияниями являются контакты с другими индивидами, которые в дальнейшем определяют представления индивида о самом себе (Реан, 2000; 2002). А. А. Реан выделяет две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Понятие «реальная» не предполагает, что эта концепция является реалистичной. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию (Реан, 2000; 2002).

В отличие от А. А. Реана, Р. Бернс различает в структуре Я-концепции три её основные составляющие: реальное Я (установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле); зеркальное, или социальное, Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие); идеальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать). Кроме того, своих исследованиях Р. Бернс также выделяет в структуре Я-концепции три её компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент (образ Я) — это представления индивида о самом себе, которые кажутся ему убедительными, независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными (Бернс, 1986).

По мнению Е. П. Белинской, одни из таких представлений являются более важными и более тесно связаны с поведением, чем другие. Некоторые являются позитивными, некоторые же — негативными; одни имеют отношение к актуальному опыту индивида, другие, напротив, связаны с прошлым опытом (Белинская, Тихомандрицкая, 2003).

Эмоционально-оценочный компонент (самооценка) связан с отношением к себе или к отдельным своим качествам, с принятием себя, самоуважением, ощущением собственной ценности (Бернс, 1986). Поведенческий компонент — это потенциальные поведенческие реакции, конкретные самопроявления и действия, которые могут вызываться когнитивным (образом Я) и эмоционально-оценочным компонентами (самооценкой). Поведенческий компонент Я-концепции, как правило, выражается понятием «самопрезентация», которая служит целям проверки и подтверждения когнитивной и аффективной структур Я-концепции. Однако целей самопрезентации может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социального поведения, им соответствующих (Бернс, 1986; Белинская, 2003).

Таким образом, Я-концепция представляет собой целостностную совокупность всех суждений индивида о себе и включает в себя позиции и оценки поведения индивида. Я-концепцию можно рассматривать как присущий каждому индивиду набор предписаний, направленных на самого себя. Я-концепция представляет собой суждения человека о себе в разных контекстах (физическом, индивидуальном, гендерном, возрастном, профессиональном, статусном, психологическом и пр.).

Профессиональная Я-концепция, её содержание и структура

Профессиональная Я-концепция, согласно А. М. Рикелю, является подвидом общей Я-концепции и наследует у неё её основное смысловое и функциональное назначение (Рикель, 2011). По мнению А. А. Реана, профессиональная Я-концепция — это представление личности о себе как о профессионале. В профессиональной Я-концепции автор также выделяет реальную и идеальную формы. Реальная профессиональная концепция себя — это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам. Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и её стремления к развитию (Реан, 2002).

С. Т. Джанерьян определяет профессиональную Я-концепцию как динамическую систему сопряжённых с оценками представлений о себе, объединяющую взаимодействие различных образов себя, отражающих различные свойства человека как субъекта профессиональной деятельности и как личности, соотнесённых с особенностями деятельности, взаимоотношений с профессиональным сообществом, собственного становления человека в его профессиональной карьере. В своей статье «Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции» С. Т. Джанерьян выделяет следующие функции профессиональной Я-концепции: регуляция деятельности; обеспечение взаимоотношений с профессиональным сообществом; развитие личности в её профессиональной деятельности (Джанерьян, 2005).

По мнению С. А. Лысуенко, профессиональная Я-концепция — это совокупность представлений человека о себе как о профессионале, формирование которых будет обеспечиваться наличием эталонной модели профессионала (образ профессионала), а степень отождествления / дифференциации с ней позволит не только обрести профессиональную идентичность и сформировать систему профессиональных самооценок, но и будет являться основой регуляции поведения человека в профессиональной деятельности (Лысуенко, 2013).

В структуре профессиональной Я-концепции А. М. Рикель предлагает выделить три компонента и даёт их описание: когнитивный компонент (представления о профессионально-важных качествах, профессиональная самоэффективность, представления о карьерных ориентациях, представления о профессиональной востребованности); эмоциональный компонент (профессиональная самооценка, ощущение профессиональной востребованности); поведенческий компонент (реальное профессиональное поведение человека, его активные действия, направленные на самореализацию в профессиональной деятельности, как результат взаимодействия первых двух компонентов) (Рикель, 2001). С. А. Лысуенко выделает ещё один компонент профессиональной Я-концепции, помимо описанных выше трёх: компонент профессиональной идентичности — степень отождествления / дифференциации образов «Я-реальное» и «Образ профессионала» (Лысуенко, 2013).

Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность

Рассматривая феномен профессиональной идентичности, можно увидеть различные мнения о месте профессиональной идентичности по отношению к профессиональной Я-концепции. Профессиональная идентичность, по мнению Е. П. Ермолаевой, — это сущностная психосоциальная структура, в которой сфокусированы основные отношения профессионала в этой системе. Понятие «профессиональная идентичность», с точки зрения автора, шире, чем понятие «профессиональная Я-концепция», так как профессиональная идентичность в профессиональной сфере выходит за пределы личности и несёт одновременно с внутренней функцией личностного самоопределения внешнюю функцию соответствия на двух уровнях: соответствия профессиональным требованиям и соответствия социальным запросам (Ермолаева, 2008).

Л. Б. Шнейдер, в свою очередь, определила профессиональную идентичность как психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность детерминирована профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется посредством речевых средств через образ Я (Шнейдер, 2001; 2003; 2007). Для Л. Б. Шнейдер понятие «профессиональная идентичность» уже понятия «профессиональной Я-концепции». Отправной точкой для анализа профессиональной идентичности она считает именно профессиональную Я-концепцию, которая формирует образ профессии и конкретные профессиональные цели, где построение образа профессии движет индивида к профессиональному мастерству и достижению профессиональной идентичности. Другими словами, профессиональная идентичность рассматривается как результат процессов, которые происходят в профессиональной Я-концепции (Рикель, 2011). Таким образом, Л. Б. Шнейдер предлагает построить структуру профессиональной идентичности через три составляющие Я-концепции: когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные убеждения); эмоционально-оценочная составляющая (эмоциональное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям); поведенческая составляющая (соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении) (Шнейдер, 2001).

Необходимо подчеркнуть, что Е. П. Ермолаева и Л. Б. Шнейдер сходятся во мнении, что изучение профессиональной идентичности должно осуществляться в рамках «качественной» методологии, то есть глубинного интервью, проективных методик и других. Качественный подход позволяет выявить не только уровень сформированности идентичности, но и провести анализ причин возникновения того или иного статуса с помощью биографических самоописательных ретроспективных методов, проследить профессиональную специфику

идентификации с той или иной профессией, описать отношение испытуемого к своему делу сквозь призму профессиональной идентичности (Рикель, 2011).

Краткий итог

Рассмотрев разные подходы к пониманию профессиональной Я-концепции, можно определить сходство многих авторов во мнении, что профессиональная Я-концепция представляет собой сложное многослойное явление, включающее в себя представление личности о своей профессиональной деятельности, о себе, как о профессионале, и формирующееся в течение всей его трудовой деятельности. Изучение феномена профессиональной Я-концепции возможно через разные её составляющие компоненты, например, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Профессиональная Я-концепция связана с профессиональной идентичностью. Но эти понятия не являются тождественными, скорее, профессиональная идентичность является результатом процессов, происходящих в профессиональной Я-концепции. Исследование профессиональной идентичности вполне может дополнить представление об основных компонентах Я-концепции профессионала. На данный момент не существует определённого единого психодиагностического инструмента, направленного на изучение профессиональной Я-концепции.

Процедура исследования и его результаты

Для исследования профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования г. Магадана и Магаданской обл. нами была разработана схема исследования и сформирована выборка. Наше исследование является «разведывательным» и на данном этапе не содержит гипотезы, подвергающейся проверке. Цель исследования — на основе собранных данных дать развёрнутое описание основных компонентов профессиональной Я-концепции социальных педагогов, а именно: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Данные компоненты были выбраны нами как максимально раскрывающие содержание Я-концепции, исходя из теоретического анализа психологических исследований, посвящённых изучению профессионального самосознания.

Данное исследование проводилось в течение декабря 2017 г. и января 2018 г. среди социальных педагогов, работающих в учреждениях среднего общего образования, таких как: учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам, учреждения профессионального образования, учреждения дополнительного образования г. Магадана и Магаданской обл. (г. Сусуман, пос. Ола, пос. Палатка, пос. Омчак). Следует отметить, что в исследовании приняли участие практически все социальные педагоги системы образования г. Магадана и Магаданской обл., что позволяет считать данную выборку фактически совпадающую с генеральной совокупностью. Общий объём выборки составил 25 человек в возрасте от 24 до 67 лет. Из них имеют стаж работы менее одного года (три человека), от одного до пяти лет (12 человек), от пяти до 10 лет (три человека), более 10 лет (семь человек). В выборку вошли 24 женщин и один мужчина, это позволяет сразу же сделать вывод о том, что профессия социального педагога является статистически «женской». При проведении исследования обратила на себя внимание заинтересованность социальных педагогов в обследовании. Они все охотно шли на контакт, не было ни одного человека, который бы отказался от исследования. Все бланки методик были полностью заполнены, не было отбракованных бланков (незаполненный или испорченный бланк по причине невнимательности, занятости или нежелания), что нередкое явление для любого психологического исследования. Следует подчеркнуть, что социальные педагоги давали честные, подробные и развёрнутые ответы

на открытые вопросы анкеты. Всё это свидетельствует о неравнодушном отношении к своей профессиональной деятельности и своей профессии.

В схему исследования вошли методики, позволяющие получить информацию о когнитивном, эмоциональном и отчасти поведенческом компонентах профессиональной Я-концепции испытуемых. Каждому респонденту был предложен пакет методик, включающий в себя: самостоятельно разработанную анкету, авторский вариант методики «Незаконченные предложения», методику диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (Фетискин, 2002), методику определения уровня удовлетворённости трудом А. В. Батаршева (Сунцова, 2012), методику специализированного семантического дифференциала для оценки понятий «профессия» и «профессионал» (Серкин, 2008), методику изучения профессиональной идентичности (Шнейдер, 2001). По нашему мнению, данный набор методик, пусть и не в полной мере, позволяет получить данные о профессиональных знаниях и профессиональных убеждениях испытуемых, их мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, об их сильных и слабых сторонах в профессии, профессиональной востребованности, удовлетворённости профессиональными достижениями и трудовыми отношениями, об осознании их принадлежности к профессии, профессиональном поведении (или отдельных реакциях на профессиональные ситуации).

Отношение к своей профессиональной деятельности и условиям её реализации

Авторская анкета была направлена на исследование субъективного отношения социальных педагогов к их профессиональной деятельности и условиям её осуществления, состояла из 42 вопросов, включающих в себя закрытые (с вариантом выбора ответа) и открытые (ответ можно указать в произвольной форме) вопросы. Анкета также включала в себя модифицированный вариант метода «Незаконченные предложения». Предложения позволили диагностировать отношение испытуемых к различным параметрам их профессиональной деятельности. Проведённое анкетирование позволило получить следующие результаты.

Большинство опрошенных (23 человека), отвечая на вопрос о причине выбора профессии социального педагога, указали: «желание помогать людям, детям»; «любовь к детям»; «интерес к содержанию профессиональной деятельности». Качествами, которыми должен обладать социальный педагог, по мнению испытуемых, являются: активность, коммуникабельность, доброжелательность, ответственность, любовь к детям, компетентность, гуманность, доброта, отзывчивость, терпение, эмпатия, альтруизм. Согласно результатам методики «Незаконченные предложения», респонденты оценивают понятие «социальный педагог» следующим образом: «это призвание»; «это гордо звучит»; «наставник (друг, опора, посредник, защитник) ребёнка»; «доброе сердце»; «открытый и готовый к общению человек»; «педагог-вдохновитель»; «призван помогать ученику». А работу социального педагога они оценивают как сложную, очень нужную обществу, интересную, ответственную, очень актуальную в наше время, заключающуюся в помощи трудным семьям.

Образ идеального социального педагога опрошенные охарактеризовали такими словами, как: доброжелательный, коммуникабельный, обладающий высоким уровнем культуры, добрый, отзывчивый, мобильный, справедливый, желающий помочь, образованный, любящий детей. 16 опрошенных (64%) считают, что соответствуют описанному идеальному образу; пять человек (20%) полагают, что они соответствуют описанному образу не полностью, отчасти; два человека (8%) считают, что не соответствуют описанному образу; два человека (8%) затрудняются ответить на данный вопрос. Это может свидетельствовать о том, что большинство испытуемых имеют положительный образ себя как социального педагога, приближенный к идеальному образу, что является показателем позитивного само-

восприятия. Однако требует дополнительной проверки адекватность данного представления реальному и то, что именно стоит за данным образом (социально желательный образ, защитная самооценка или что-то подобное).

Все опрошенные (25 человек) считают, что успешно справляются со своей профессиональной деятельностью, потому что любят свою работу, видят положительные результаты своей деятельности, выполняют всё вовремя, видят отклик детей. Все опрошенные чётко ориентируется в своих должностных обязанностях, профессионально-важных качествах, хорошо ориентированы в своей профессии. Согласно результатам методики «Незаконченные предложения», респонденты считают, что их профессиональная деятельность в организации связана с детьми, родителями, помощью семьям, выбором оптимальных методов в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, патронатом детей и их семей. При этом результатом своей деятельности считают: «становление ребёнка как личности», «снижение количества детей, состоящих на учёте», «оказание помощи детям», «рост ребёнка как личности», «сохранение ребенка в семье», «благодарность детей, их успехи», «счастье ребёнка».

Все опрошенные (25 человек) считают, что эффективность их деятельности зависит от их взаимодействия со специалистами из других структурных подразделений и организаций. При этом испытуемые в полном объёме перечисляют организации, с которыми взаимодействуют при решении профессиональных задач (органы социальной защиты, отдел опеки и попечительства, УМВД, приют «Тихая обитель», департамент образования, школы, библиотеки, музеи, клубы по месту жительства, центр занятости населения, наркологический диспансер, психоневрологический диспансер, ГИБДД, городская и областная Дума).

Работа по профессии социального педагога привлекает 22 опрошенных (88%). Среди причин они указали: «благородная и нужная профессия», «необычная профессия», «нравится работа», «нравится помогать детям», «интересная и разнообразная работа», «творческая работа». Не привлекает работа социальным педагогом двух опрошенных (8%) по причине низкой заработной платы. Различия между частотами встречаемости ответов (работа привлекает: «да» и «нет») статистически значимы (использован критерий х2 Пирсона; X2эмп (16,66) > Х2кр (6,635) при р < 0,01).

Испытуемые описывают такие положительные стороны в работе социального педагога, как: постоянное развитие, результаты деятельности, возможность изменить ребенка, чувство своей нужности, оказание помощи, мобильность и активность, интересная работа. Согласно результатам методики «Незаконченные предложения», социальных педагогов привлекает в их работе развитие, работа с детьми, поиск нового, открытость, разноплановая деятельность, возможность оказывать помощь детям в трудной жизненной ситуации, общение с людьми, творческая деятельность.

Отрицательными сторонами опрошенные считают: постоянный стресс, суету, нежелание детей и родителей принимать помощь, эмоциональную усталость, невысокую заработную плату, безразличие и нежелание идти на контакт родителей, скованность рамками закона (отсутствие полномочий), оформление огромного количества бумажной отчётности. Согласно результатам методики «Незаконченные предложения», респондентам не нравится в их работе суета, некомпетентность некоторых коллег, заполнение документации, посещение семей в нерабочее время, оплата труда, неадекватные родители.

Опрошенные указали и на трудности, с которыми сталкиваются в своей работе. Среди них указаны: оформление документации, безучастность родителей и нежелание идти на контакт, нехватка времени, равнодушие и отсутствие взаимодействия с другими педагогами. Так, согласно, методике «Незаконченные предложения», испытуемым сложнее всего удается

делать много дел одновременно, организовывать массовые мероприятия, подготавливать отчёты, все успевать, мириться с бездействием различных служб и ведомств, устанавливать контакт с родителями. У семи человек (28%) возникают конфликты на рабочем месте. Согласно методике «Незаконченные предложения», чаще всего разногласия с коллегами по работе возникают у испытуемых из-за: усталости, разного подхода к детям, некомпетентности, нежелания коллег работать, принципиальности позиций, недопонимания.

Все опрошенные описывают существующий «риск» в своей работе, такой как: профессиональное «выгорание», большая ответственность за детей, посещение неблагополучных семей по месту жительства. Чувствуют усталость или напряжение в своей работе все 25 испытуемых. У 11 опрошенных (44%) возникали мысли оставить данное место работы, в основном из-за того, что не устраивает оплата труда. Согласно методике «Незаконченные предложения», респонденты оценивают их оплату труда как небольшую, удовлетворительную, низкую, недостаточно оплачиваемую, нормальную, очень низкую, не дающую стимула к работе, недостойную, незаслуженную. У 14 опрошенных (56%) мысли оставить данное место работы не возникали. У 10 опрошенных (40%) возникали мысли сменить профессию, потому что их не устраивает оплата труда и часто возникает усталость. Однако у 15 опрошенных (60%) не возникала мысль сменить профессию.

Из причин, по которым опрошенные не меняют работу и/или профессию, указали, что им нравится коллектив, в котором они работают, и интересна сама работа. Опрошенные положительно оценивают их руководство (администрацию организации) и характеризуют как замечательное, хорошее, справедливое, удовлетворительное, отзывчивое, уважительное, доброжелательное, ценящее, устраивающее. Престиж профессии социального педагога испытуемые охарактеризовали следующим образом: «на достаточно невысоком уровне»; «недостаточен»; «находится на низком уровне»; «поднимается»; «низкий»; «многие даже не знают, кто такие социальные педагоги и для чего они нужны»; «нужно поднимать, как и статус педагога, учителя в обществе». Несмотря на это, 20 опрошенных (83,3%) считают, что профессия «социальный педагог» на данный момент считается востребованной, потому что: растёт количество детей из «группы риска», неблагополучных семей, всегда есть нуждающиеся в помощи люди. Четыре человека (16,7%) ответили, что считают профессию социального педагога невостребованной, потому что нет соответствующих ставок в учреждениях, работа является низкооплачиваемой. Различия между частотами встречаемости ответов (профессия востребована: «да» и «нет») статистически значимы (использован критерий X2Пирсона;х2эмп (10,66) >х2кр (6,635) при р < 0,01).

В анкете опрошенные указывают на изменения, которые они хотели бы внести в организацию деятельности социальных педагогов, если бы имели такую возможность: «увеличить права социального педагога в работе с родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию и обучению детей»; «ввести курсы повышения квалификации в области юридических знаний»; «ввести больше ставок социальных педагогов в школы и детские сады»; «повысить оплату труда»; «иметь в общеобразовательном учреждении двух специалистов-психологов и двух социальных педагогов (чтобы разделить начальное и среднее звено)».

Семантический анализ отношения к профессии и к себе-профессионалу

Методика специализированного семантического дифференциала (Серкин, 2008) направлена на изучение представлений социальных педагогов об их профессии и о себе как о профессионале. Для построения групповых семантических универсалий оценки предложенных испытуемым стимулов нами был выбран 90%-ый интервал диапазона оценок. В результате обработки данных были получены групповые семантические универсалии для

каждого предложенного понятия (стимула). Факторный анализ первичных данных исследования проводился с помощью программы SPSS Statistics 21.0 (for Windows, русскоязычная версия). Матрица первичных данных была подвергнута процедуре факторного анализа по методу главных компонент (Principal components), с вращением факторов по методу прямоугольного (ортогонального) вращения Varimax. Полученные факторные модели объясняют не менее 69% общей дисперсии данных. На этапе качественного анализа факторной структуры оценок стимулов (определения обобщённых названий факторов) нами были привлечены эксперты (три психолога, один социолог).

В групповую семантическую универсалию оценки социальными педагогами понятия «Профессия социального педагога» вошли следующие дескрипторы: квалифицированная, сложная, широкая, многогранная, активная, помогающая, интересная, одобряемая, многообразная, развивающая, эмоциональная, осмысленная, личностно значимая, коммуникабельная, связанная с людьми, человечная. Результаты оценивания испытуемыми понятия «Профессия социального педагога» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Семантическая универсалия оценки понятия «Профессия социального педагога» (по 90% интервалу)

Признак Вес признака

Связанная с людьми 3

Широкая 2.8

Активная 2.8

Многообразная 2.76

Коммуникаб ельная 2.76

Интересная 2.72

Эмоциональная 2.72

Помогающая 2.56

Развивающая 2.56

Осмысленная 2.52

Многогранная 2.48

Одобряемая 2.48

Квалифицированная 2.44

Человечная 2.44

Личностно значимая 2.36

Сложная 2.28

По итогам факторного анализа были выделены следующие факторы.

1. Первый фактор (24,69% объяснённой дисперсии) включает шкалы: квалифицированная - неквалифицированная, сложная - простая, активная - пассивная, нетворческая - творческая, однообразная - многообразная, развивающая - не развивающая, неэмоциональная

- эмоциональная, коммуникабельная - некоммуникабельная. Название фактора: «простая

- сложная профессия».

2. Второй фактор (15,53% дисперсии) включает шкалы: высоко ответственная - низко ответственная, высоко оплачиваемая - низко оплачиваемая, непрестижная - престижная, перспективная - бесперспективная, малозначимая - значимая, выгодная - невыгодная, не техническая - техническая, человечная - бюрократичная. Название фактора: «престижная -непрестижная профессия».

3. Третий фактор (8,2% дисперсии) включает шкалы: интересная - неинтересная, вредная для здоровья - благоприятная, спокойная - нервная, обыденная - романтичная. Название фактора: «комфортная - дискомфортная профессия».

4. Четвёртый фактор (6,75% дисперсии) включает шкалы: тяжелая - лёгкая, коллективная - индивидуальная, экологичная - неэкологичная. Название фактора: «тяжелая - лёгкая профессия».

5. Пятый фактор (5,61%) включает шкалу: освоенная - неосвоенная. Название фактора: «освоенная - неосвоенная профессия».

6. Шестой фактор (5,31%) включает шкалу: современная - несовременная. Название фактора: «современная - несовременная профессия».

7. Седьмой фактор (4,7%) включает шкалы: односторонняя - многосторонняя, теоретическая - практическая. Название фактора: «односторонняя - многосторонняя профессия».

Анализ дескрипторов, вошедших в групповую семантическую универсалию оценки понятия, и его факторной структуры свидетельствует о преобладании, с одной стороны, оценок, отражающих содержательные характеристики деятельности социального педагога и требования к профессионально важным качествам работника: коммуникабельная, сложная, осмысленная, квалифицированная, многообразная, многосторонняя. С другой стороны, наблюдается оценка личностной значимости профессии (комфортная - дискомфортная, интересная, развивающая, личностно значимая) и социальной значимости (помогающая, человечная, связанная с людьми). Кроме того, отчётливо проявляется оценка профессии с точки зрения общественного признания и места в современном мире профессий (одобряемая, престижная - непрестижная, современная - несовременная, освоенная - неосвоенная).

Таблица 2. Семантическая универсалия оценки понятия «Я - социальный педагог» (по 90%-му интервалу)

Признак Вес признака

Образованный 2.80

Ответственный 2.80

Неравнодушный 2.76

Гуманный 2.76

Выполняющий 2.68

Работо спо со бный 2.68

Развивающийся 2.64

Решающий проблемы 2.64

Компетентный 2.60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полезный 2.60

Развивающийся 2.60

Активный 2.52

Помогающий 2.52

Целеустремлённый 2.52

Заинтересованный 2.52

Способный 2.48

Добросовестный 2.48

Подготовленный 2.48

Умелый 2.44

Творческий 2.44

Практик 2.44

Уважаемый 2.44

Квалифицированный 2.40

Знающий 2.40

Исполнитель 2.32

Внимательный 2.28

Умный 2.28

В групповую семантическую универсалию оценки социальными педагогами понятия «Я — социальный педагог» вошли следующие дескрипторы: квалифицированный, способный, компетентный, образованный, активный, знающий, ответственный, умелый, выполняющий, творческий, помогающий, целеустремлённый, неравнодушный, добросовестный, внимательный, заинтересованный, практик, развивающийся, уважаемый, исполнитель, работоспособный, подготовленный, решающий проблемы, полезный, гуманный, развивающийся, умный. Результаты оценивания испытуемыми понятия «Я — социальный педагог» представлены в таблице 2.

По итогам факторного анализа были выделены следующие факторы.

В первый фактор (22,86% объясняемой дисперсии) вошли шкалы: пассивный - активный, знающий - не знающий, неумелый - умелый, востребованный - невостребованный, не выполняющий - выполняющий, эффективный - неэффективный, высоко оплачиваемый -низко оплачиваемый, бескорыстный - корыстный, непризнанный - признанный. Название фактора: «высоко квалифицированный - низко квалифицированный профессионал».

Во второй фактор (11,79% дисперсии) вошли шкалы: помогающий - не помогающий, внимательный - невнимательный, уверенный - неуверенный, неуважаемый - уважаемый, исполнитель - руководитель, «выскочка» - заслуженный, умный - глупый. Название фактора: «авторитетный - неавторитетный профессионал».

В третий фактор (10,18%) вошли шкалы: квалифицированный - неквалифицированный, неопытный - опытный, жестокий - гуманный, опытный - новичок. Название фактора: «опытный - неопытный профессионал».

В четвёртый фактор (7,34%) вошли шкалы: решающий проблемы - не решающий проблемы, полезный - бесполезный, развивающийся - закостеневший. Название фактора: «помогающий - не помогающий профессионал».

В пятый фактор (6,62%) вошли шкалы: неравнодушный - равнодушный, безынициативный - инициативный. Название фактора: «участный - безучастный профессионал».

В шестой фактор (5,31%) вошли шкалы: незаинтересованный - заинтересованный, не развивающийся - развивающийся. Название фактора: «не развивающийся - развивающийся профессионал».

В седьмой фактор (4,87%) вошли шкалы: умеющий «подать себя» - «рабочая лошадка», неудачник - удачливый. Название фактора: «успешный - неуспешный профессионал».

Анализ дескрипторов, вошедших в групповую семантическую универсалию оценки понятия «Я — социальный педагог», и его факторной структуры свидетельствует о наличии оценок, отражающих требования к профессионально важным качествам социального педагога как профессионала и уровню его подготовленности: образованный, развивающийся, компетентный, подготовленный, умелый, квалифицированный, знающий, опытный - неопытный, высоко квалифицированный - низко квалифицированный. Наблюдается оценка таких качеств социального педагога, которые подчёркивают направленность его деятельности на людей, содержание деятельности и отнесённость данной профессии к типу «человек - человек»: помогающий, неравнодушный, гуманный, внимательный, решающий проблемы, помогающий - не помогающий, участный -безучастный, выполняющий, исполнитель, практик, полезный. Наблюдаются оценочные характеристики, также указывающие на социальный статус социального педагога в обществе: успешный, авторитетный, уважаемый. В оценке понятия «Я — социальный педагог» представлены универсальные почти для любой профессии, на наш взгляд, требования к личным качествам социального педагога: добросовестность, целеустремлённость, работоспособность, активность, заинтересованность, ответственность.

Обращает на себя внимание большее количество дескрипторов в оценке понятия «Я — социальный педагог» (27 шкал), нежели в оценке понятия «Профессия социального педагога» (16 шкал). Возможно, оценивать себя как профессионала легче, чем профессию в целом.

Эмоциональное выгорание социальных педагогов

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко состоит из 35 утверждений, дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания» и позволяет обратить внимание на отдельно взятые симптомы, такие как: симптом «Неудовлетворённости собой», симптом «Загнанности в клетку», симптом «Редукции профессиональных обязанностей», симптом «Эмоциональной отстранённости», симптом «Личностной отстранённости (деперсонализация)» (Бойко, 1996). Анализ результатов по отдельным шкалам-симптомам представлен в таблице 3.

Таблица 3. Уровень эмоционального выгорания у социальных педагогов

Симптомы Несложившийся симптом Складывающийся Сложившийся симптом

(9 и менее баллов) симптом (10-15 баллов) (16 и более баллов)

«Неудовлетворённость собой» 22 чел. (88%) 3 чел. (12%) отсутствует

«Загнанность в клетку» 22 чел. (88%) 2 чел. (8%) 1 чел. (4%)

«Редукция профессиональных обязанностей» 15 чел. (60%) 6 чел. (24%) 4 чел. (16%)

«Эмоциональная отстранённость» 16 чел. (64%) 5 чел. (20%) 4 чел. (16%)

«Личностная отстранённость (деперсонализация)» 21 чел. (84%) 3 чел. (12%) 1 чел. (4%)

Сумма баллов по всем симптомам (45 баллов и менее) (50-75 баллов) (76 бвллов и более)

20 чел. (80%) 5 чел. (20%) отсутствует

В целом по выборке у 20 человек (80%) отсутствует эмоциональное выгорание, у пяти человек (20%) выявлен начинающийся уровень эмоционального выгорания. Различия между частотами встречаемости ответов (есть выгорание: «да» и «нет») статистически значимы (использован критерий х2 Пирсона; х2эмп (8,2944) > х2кр (6,635) при р < 0,01). Это сопряжено с непростой работой, связанной с людьми, не всегда желающими получать помощь, то есть с так называемыми «немотивированными клиентами». Социальные педагоги находятся в постоянном интенсивном контакте с разными людьми (детьми, взрослыми). Нередко имеют место безучастность со стороны родителей и нежелание идти на контакт, нехватка времени, равнодушие и отсутствие необходимого для эффективной деятельности взаимодействия с другими специалистами. Кроме того, социальные педагоги работают в условиях высокой моральной ответственности за жизнь, качество отношений детей и их семей. Все эти причины могут приводить к формированию симптомов эмоционального выгорания.

Удовлетворённость социальных педагогов своим трудом

Методика определения удовлетворённости трудом А. В. Батаршева состоит из 32 вопросов с возможностью выбора ответа и направлена на выявление удовлетворённости трудом и выявление основных факторов удовлетворённости трудом по следующим составляющим: интерес к работе, удовлетворённость достижениями в работе, удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворённость взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворённость условиями труда, профессиональная ответственность (Сунцова, 2012).

Средний показатель удовлетворённости трудом в группе испытуемых составляет 69,3%, что означает высокий уровень удовлетворённости трудом в целом. При этом для 11 человек

(44%) опрошенных характерен высокий уровень удовлетворённости трудом, для 14 (56%) опрошенных — средний. Низкий уровень удовлетворённости трудом в данной выборке не выявлен. Анализ отдельных составляющих общей удовлетворённости трудом представлен в таблице 4.

Таблица 4. Удовлетворённости трудом социальных педагогов

Факторы удовлетворённости трудом % Результат Уровень

Интерес к работе 73.0 Высокий

Удовлетворённость достижениями в работе 78.5 Высокий

Удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками 84.5 Высокий

Удовлетворённость взаимоотношениями с руководством 77.5 Высокий

Притязания в профессиональной деятельности 56.0 Средний

Предпочтения выполняемой работы высокому заработку 44.5 Средний

Удовлетворённость условиями труда 79.0 Высокий

Профессиональная ответственность 61.5 Средний

Профессиональная идентичность социальных педагогов

Методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер (2007) предназначена для изучения профессиональной идентичности, отношения испытуемых к своей профессии и определения статуса профессиональной идентичности испытуемых. Статусы профессиональной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий идентичности, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность. Результаты заполнения методики профессиональной идентичности показали следующее.

«Преждевременная идентичность» в данной выборке социальных педагогов отсутствует. В статусе «Диффузной идентичности» оказалось четыре респондента (16%). Можно предположить, что данный показатель объясняется тем, что один из опрошенных, находящихся в данном статусе, имеет другую профессию (режиссер) и, видимо, идентифицирует себя именно с той профессией, а не с профессией социального педагога. Кроме того, этот участник неохотно шел на контакт, демонстрировал недовольство при заполнении бланков методик. Трое других участников, находящихся в данном статусе, имеют самый непродолжительный стаж работы по профессии социального педагога (менее одного года), тем самым, они мало находились в профессии, и прошло недостаточно много времени для формирования положительного статуса профессиональной идентичности.

В статусе «Мораторий идентичности» находятся девять человек (36%). Это может быть связано с тем, что эти участники уже имеют опыт в профессии (от одного года до пяти лет), применили на практике свои знания, прочувствовали все реалии профессии и понимают профессию «изнутри». Вероятно, они активно пытаются разрешить кризис идентичности, задаваясь вопросом о принадлежности к данной профессии и дальнейшем пути своего развитии в профессии или вне её.

Статус «Достигнутая идентичность» обнаружен у восьми человек (32%). Этот статус идентичности характеризуется сформировавшейся совокупностью у человека личностно и профессионально значимых целей, ценностей, убеждений, обеспечивающих ему чувство направленности и осмысленности профессиональной деятельности. Такая идентичность проявляется в позитивном самоотношении и положительном оценивании собственных качеств. У четырёх из восьми опрошенных, находящихся в данном статусе профессиональной идентичности, стаж работы составляет более 10 лет, у двоих — стаж работы от пяти до

10 лет, ещё у двоих — от года до пяти лет. Скорее всего, данный статус идентичности объясняется тем, что респонденты прошли через кризис идентичности в связи с длительностью пребывания в профессии и достигли профессиональной идентичности в ней.

В статусе «Псевдопозитивная идентичность» находятся четыре испытуемых (16%). Такой уровень идентичности характеризуется амбициозным подчёркиванием своей идентичности с переходом в стереотипию, ригидностью Я-концепции, болезненным неприятием критики в свой адрес как профессионала. Можно предположить, что данный показатель статуса идентичности объясняется тем, что опрошенные имеют большой стаж работы в профессии социального педагога (более 10 лет) и достигли гипер-идентичности вследствие тотального поглощения статусом профессии и работой, высоко и положительно оценивают собственные качества как профессионала.

Обсуждение результатов

Проведённое исследование позволило выявить представления социальных педагогов о профессионально-важных качествах, своих должностных и функциональных обязанностях, целях, задачах, результатах своего труда. Все эти представления соответствуют должностным обязанностям и требованиям к квалификации социального педагога, описанным в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (2010): осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности; своевременно оказывает социальную поддержку и помощь нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации; выступает посредником между обучающимися и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб и т.д.;участвует в подготовке родительских собраний и консультативной помощи родителям и т.д.

Согласно результатам нашего исследования испытуемые считают, что их профессиональная деятельность в организации связана с детьми, родителями, помощью семьям, выбором оптимальных методов в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, патронатом детей и их семей. При этом, результатом своей деятельности они считают становление ребёнка как личности, снижение количества детей, состоящих на учёте, оказание помощи детям, благоприятный рост ребёнка как личности, сохранение ребенка в семье, благодарность детей, их успехи, счастье ребёнка. Социального педагога называют наставником (другом, опорой, посредником, защитником) ребёнка.

Полученные нами данные во многом сходны с описанием специфики профессиональной деятельности социального педагога, предложенным Н. В. Абрамовских (2009). В частности, она указывает следующие особенности социально-педагогической деятельности: отражает отношения в системе «человек-человек», многосторонность и многомерность, множество задач и направлений их реализации, необходимость межведомственного взаимодействия для эффективной реализации этой деятельности, необходимость постоянного саморазвития профессионала, сформированность у профессионала базовых общечеловеческих ценностей, творческий подход к решению ряда задач. Социальные педагоги в нашем исследовании приводят такие же характеристики их профессии: коммуникабельная, сложная, осмысленная, квалифицированная, многообразная, многосторонняя, развивающая, помогающая, человечная, связанная с людьми. «Профессионала» характеризуют как: помогающего, неравнодуш-

ного, гуманного, внимательного, решающего проблемы и пр. Качества, которыми должен обладать социальный педагог, по мнению респондентов, являются: активность, коммуникабельность, доброжелательность, ответственность, любовь к детям, компетентность, гуманность, доброта, отзывчивость, терпение, эмпатия, альтруизм.

Обращает на себя внимание тщательное и подробное описание социальными педагогами основных направлений их работы, особенностей клиентов, трудностей, проблем в их деятельности и способов её оптимизации. Все это свидетельствует о понимании профессии «изнутри», хорошей ориентировке в ней, осознанном и адекватном реальности представлении о профессиональной деятельности. Так, например, по результатам опроса социальных педагогов образования по Нижегородской области, проведённом в 2010 г. в Нижегородском институте развития образования, опрошенные указывают на такие трудности в их работе: большое количество бумажной работы («бумаготворчество») и, как следствие, нехватку времени для реальной работы с детьми, необходимость подготавливать большое количество отчётов в разные инстанции, отсутствие времени заниматься инновационной деятельностью, участвовать в конкурсах; отсутствие реальных возможностей помочь семьям в трудной жизненной ситуации (нет действенных методов воздействия на семью, нормативно-правовых механизмов); собственную безопасность и безопасность семьи при работе с такими клиентами (Петрова, Сироткина, 2012). Социальные педагоги в нашем исследовании наряду с вышеизложенными проблемами (оформление огромного количества бумажной отчётности и несовершенство нормативно-правовой базы) указали такие трудности как: постоянный стресс, эмоциональная усталость, суета, нежелание детей и родителей принимать помощь и идти на контакт, низкая заработная плата, некомпетентность и равнодушие коллег, отсутствие взаимодействия с другими педагогами, посещение семей в нерабочее время.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о сформированном когнитивном компоненте профессиональной Я-концепции социального педагога, детерминированном профессиональной теоретической подготовкой специалистов, опытом работы по профессии и характеризующимся осознанностью, адекватностью и дифференцированностью представлений о своей профессии и себе как профессионале.

Исследование профессиональной идентичности «как результата процессов, происходящих в профессиональной Я-концепции» (Шнейдер, 2001) позволило определить профессиональную идентичность социальных педагогов в различных статусах, интерпретировать данные статусы в зависимости от их стажа работы. В нашем исследовании большинство испытуемых разделились на две группы в зависимости от статуса идентичности. В первой группе те, чей стаж работы составляет от одного года до пяти лет, то есть уже имеют опыт в профессии, применили на практике свои знания, прочувствовали все реалии профессии и понимают профессию «изнутри», также активно пытаются разрешить кризис идентичности, задаваясь вопросом о своей принадлежности к данной профессии и дальнейшем пути развития в профессии или вне её. Вторую группу составили социальные педагоги с опытом работы от пяти до десяти и более лет. Их статус идентичности характеризуется сформировавшейся совокупностью личностно и профессионально значимых целей, ценностей, убеждений, обеспечивающих чувство направленности и осмысленности профессиональной деятельности. По всей видимости, эти респонденты уже прошли через кризис идентичности в связи с длительностью пребывания в профессии. Как отмечает З. В. Ермакова (2007), на когнитивном уровне профессиональная идентичность может быть выражена через совпадение представлений о себе как о профессионале в системе «субъект — объект труда» с представлениями о том, каким должен быть профессионал, что и как он должен делать, какой результат должен получить в контексте сложившегося образа профессии.

В нашем исследовании участники охарактеризовали идеальный образ социального педагога как: доброжелательный, коммуникабельный, обладающий высоким уровнем культуры, добрый, отзывчивый, мобильный, справедливый, желающий помочь, образованный, любящий детей. Большая часть опрошенных считает, что соответствуют описанному идеальному образу. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых сформирована профессиональная идентичность, она является достигнутой и проявляется в позитивном самоотношении и положительном оценивании собственных качеств. Согласно Л. Б. Шнейдер, профессиональная идентичность рассматривается как результат процессов, которые происходят в профессиональной Я-концепции; именно она формирует образ профессии, движет индивида к мастерству и достижению профессиональной идентичности (Шнейдер, 2003). Соответственно, сформированная профессиональная идентичность социальных педагогов свидетельствует об их сформированной профессиональной Я-концепции, которая характеризуется достаточно положительно.

И здесь уместно перейти к характеристике эмоционального компонента профессиональной Я-концепции социальных педагогов. В целом, наши респонденты положительно оценивают профессию социального педагога и себя как профессионала, несмотря на имеющиеся и описанные выше трудности, усталость, напряжение, риск эмоционального выгорания в их профессиональной деятельности, низкую заработную плату и низкий престиж профессии. Они отмечают, что работа им нравится, являясь интересной, творческой, разнообразной, развивающей, активной, полезной, нужной обществу. Большинству опрошенных нравятся коллектив, отношения с руководством, с детьми и условия труда в организации. Эти данные подтверждаются результатами методики измерения удовлетворённость трудом, которая является высокой в среднем по группе и составляет 69,3%. При этом высокий уровень удовлетворённости характерен для таких факторов, как: интерес в работе, удовлетворённость достижениями в работе, удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворённость взаимоотношениями с руководством, удовлетворённость условиями труда. По сравнению с упомянутым выше исследованием (Петрова, Сироткина, 2012), в нашем случае удовлетворённость трудом по группе выше. Это свидетельствует о сформированности эмоционального компонента профессиональной Я-концепции социальных педагогов, который характеризуется позитивным восприятием себя как профессионала, своей профессии и условий труда.

В нашем исследовании поведенческий компонент профессиональной Я-концепции был изучен в наименьшей степени, что было указано нами выше. И здесь важно отметить, что испытуемые хорошо ориентируются в своей профессиональной деятельности, адекватно оценивают сильные и слабые стороны себя как профессионала, организации работы и условий труда. Несмотря на обозначенные трудности и проблемы, они продолжают оставаться в профессии, не меняя её, и не меняя место работы. Анкетирование показало, что большая часть испытуемых не планирует менять место работы и профессию, так как им интересно само содержание работы. Кроме того, обращает на себя внимание заинтересованность и доброжелательность испытуемых в исследовании (все охотно шли на контакт, не было ни одного человека, который бы отказался от исследования). Все бланки методик были заполнены, испытуемые давали подробные и развернутые ответы на открытые вопросы анкеты. Все это свидетельствует о неравнодушном отношении к своей профессиональной деятельности и своей профессии. На данном этапе исследования, существенным индикатором поведенческого компонента профессиональной Я-концепции социальных педагогов, на наш взгляд, является их намерение оставаться в профессии, что соответствует когнитивному и эмоциональному компонентам: позитивное восприятие себя как профессионала и своей

профессиональной деятельности, удовлетворённость трудом, отсутствие эмоционального выгорания способствуют желанию оставаться в профессии и на данном рабочем месте.

В целом для социальных педагогов при оценивании своей профессии и себя как профессионала характерна групповая сплочённость и согласованность в оценках, положительное описание своей профессии и себя как профессионала. Почти все опрошенные понимают важность работы социального педагога, считают выбранную профессию востребованной обществом и остаются в ней. Эти данные обосновывают сформированность позитивных, адекватных профессиональным требованиям и осознанных компонентов профессиональной Я-концепции социальных педагогов системы образования.

Ограничения исследования

При интерпретации статусов профессиональной идентичности мы исходили из представления Л. Б. Шнейдер о детерминированности профессиональной идентичности профессиональным общением и профессиональным опытом (Шнейдер, 2003). На данном этапе исследования мы ограничились интерпретацией статусов идентичности в соответствии (в связи) с длительностью нахождения испытуемых в профессии, то есть со стажем работы. При этом мы понимаем, что при интерпретации профессионального опыта необходимо помимо длительности нахождения в профессии учитывать и качество опыта (содержание работы, особенности профессионального общения, интенсивность труда и др.), что требует дополнительных исследований.

Для полноценного рассмотрения данного компонента, который проявляется, прежде всего, в реальном профессиональном поведении и активных действиях специалиста, необходимы дополнительные исследования, например, наблюдение за социальными педагогами в рабочих ситуациях, в ролевых играх семинаров и тренингов, в процессе моделирования и решения проблемных ситуаций. Данные нашего исследования позволили получить подробное описание социальными педагогами их функциональных обязанностей, контингента, с которым приходится работать, алгоритма работы, проводимых мероприятий, результатов работы, проблем и трудностей профессиональной деятельности, причин сбоев в работе, способов оптимизации труда.

Литература

Абрамовских, Н. В. (2009). Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

Омский научный вестник, 6(82), 126-129. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. (2003). Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс.

Бернс, Р. (1986). РазвитиеЯ-концепции и воспитание. М.: Прогресс. Бойко, В. В. (1996). Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ. Деркач, А. А. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ. Джанерьян, С. Т. (2005). Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции.

Вестник ОГУ. Гуманитарные науки, 4, 162-169. Ермакова, З. В. (2007). Профессиональная идентичность социального педагога: Дис. ...канд.

психол. наук, Владивосток. Ермолаева, Е. П. (2008). Психология социальной реализации профессионала. М.: ИП РАН. Зеер, Э. Ф. (2003). Психология профессий. М.: Академический Проект.

Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. (Ред.) (2009). Большой психологический словарь. М.: АСТ, Прайм-Еврознак.

Климов, Е. А. (1995). Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Лысуенко, Л. А. (2013). Способность самоуправления как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов колледжа. Вестник БГУ, 5, 55-60.

Маркова, А. К. (1996). Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание.

Немов, Р. С. (2007). Психологический словарь. М.: ВЛАДОС.

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздрав и соцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. (2010). Российская Федерация, Министерство здравоохранения и социального развития. Вестник образования России, 22, 37-78.

Петрова, И. Э., Сироткина, Е. С. (2012). Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 4(28), 130-135.

Пряжников, Н. С. (2003). Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия.

Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. (2000). Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер.

Реан, А. А. (ред.). (2002). Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Питер.

Рикель, А. М. (2011а). Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2(16). URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/457-rikel16.html (дата обращения: 25.12.2017)

Рикель, А. М. (2011б). Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Психологические исследования: электрон. науч. журн. 3(17). URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html (дата обращения: 25.12.2017).

Серкин, В. П. (2008). Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела.

Стрелков, Ю. К. (2001). Инженерная и профессиональная психология. М.: Высшая школа.

Сунцова, Я. С., Кожевникова, О. В. (2012). Диагностика профессионального становления личности. Ижевск: Удмуртский университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шнейдер, Л. Б. (2001). Профессиональная идентичность. М.: МОСУ

Шнейдер, Л. Б. (2003). Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89.

Шнейдер, Л. Б. (2007). Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во МПСИ.

Turner, J. C., Onorato, R. S. (Eds.) (1999). Social identity, personality and the self-conception (67-102). N. Y.

Поступила 16.08.2018

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Professional self-concept of a care worker: research among the social pedagogue in the Magadan region

Natalya BONDARCHUK Elizaveta BYKOVA

North-Eastern State University, Magadan, Russian Federation

Abstract. Purpose. This article is devoted to the description of the results of an empirical study of the professional self-concept of social pedagogue in the education system of the city of Magadan city and the Magadan Region. Methodology. The study has an exploratory design. The carried out research includes a technique of diagnostics of level of emotional burning out by V. V. Boyko, the study of determining satisfaction with work by A. V Batarshev, the technique of specialized semantic differentials for the evaluation of the concepts of "profession" and "professional" by V. P. Serkin, the method of studying professional identity by L. B. Schneider, an special developed questionnaire, the author's version of the technique "Unfinished sentences". The sample of the study was made up of 25 social pedagogues working in the education system of Magadan city and Magadan Region: institutions of secondary general education, institutions for students on adapted educational programs, vocational education institutions, and additional education institutions. The procedure of the research conducted by the authors is described, a detailed interpretation of the results is given, and as a result, a description of the professional self-concept of the social pedagogue in the education system is given. Finding. The obtained data justify the formation of well-understood, positive, cognitive, emotional and behavioral components of the professional self-conception of social pedagogues of the education system that are adequate to the requirements of professional activity. The value of results. The results make it possible to supplement and broaden the idea of the professional self-awareness of social pedagogues. The results also can be used in the professional preparation of students in the field of training "Psychological and pedagogical education" profile "Social Pedagogy".

Key words: care worker, Magadan region, social pedagogue, education system, profession, professional self-concept, professional identity, the emotional burnout, the semantic differential technique.

Abramovskih, N. V. (2009). Specifika professionalnoj deyatelnosti socialnogo pedagoga [Specificity of the professional activity of the social teache]. Omskij nauchnyj vestnik, 6(82), 126-129.

Belinskaya, E. P., Tihomandritskaya, O. A. (2003). Social'naya psihologiya lichnosti [Social psychology of personality]. M.: Aspekt Press.

Boyko, V. V. (1996). Energia emotsij v obschenii: vzglyad na sebya i na drugikh [Emotion energy in communication: a look at samselves and at others people]. M.: Filin'.

Burns, R. (1986). Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie [Development of self-conception and education]. M.: Progress.

Address: 13, Portovaya St., Magadan 685000, Russian Federation E-mail: nata128080@mail.ru

References

Derkach, A. A. (2004). Akmeologicheskie osnovy razvitiya professional [Acmeological basis of professional development]. M.: Izdatelstvo Moskovskogo psihologo-socialnogo institute.

Ermakova, Z. V. (2007). Professionalnaya identichnostsocialnogo pedagoga [The professional identity of a social educator]: Dis. ... kand. psihol. nauk, Vladivostok.

Ermolaeva, E. P. (2008). Psihologiya socialnoj realizacii professional [Psychology of social realization of a professional]. M.: Institut psihologii RAN.

Janeryan, S. T. (2005). Sistemnyj podhod k izucheniyu professionalnoj Ya-koncepcii [A systematic approach to the study of the professional self-conception]. Vestnik OGU. Gumanitarnye nauki, 4, 162-169.

Klimov, E. A. (1995). Obraz mira v raznotipnyh professiyah [The image of the world in various professions]. M.: Izd-vo MGU.

Lysuenko, L. A. (2013). Sposobnost' samoupravleniya kak faktor razvitiya professional'noj Ya-koncepcii studentov kolledzha [The ability of self-government as a factor in the development of professional self-conception of college students]. VestnikBGU, 5, 55-60.

Markova, A. K. (1996). Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond Znanie.

Nemov, R. S. (2007). Psihologicheskijslovar' [Psychological dictionary]. M.: VLADOS.

Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya»: prikaz Minzdrav i socrazvitiya RF ot 26 avgusta 2010 g. 761n (2010). [On approval of the Unified Qualification Reference Book for posts of managers, specialists and employees, the section "Qualification Characteristics of the Positions of Educators"]. Rossijskaya Federaciya Ministerstvo zdravoohraneniya i socialnogo razvitiya. Vestnik obrazovaniya Rossii, 22, 37-78.

Petrova, I. E., Sirotkina, E. S. (2012). Aktualnye problemy socialnyh pedagogov v obrazovatelnom uchrezhdenii [Actual problems of social educators in an educational institution]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im N. I. Lobachevskogo, 4(28), 130-135.

Pryazhnikov, N. S. (2003). Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. M.: Akademiya.

Rean, A. A. (red.). (2002). Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human psychology from birth to death]. SPb.: Piter.

Rean, A. A., Kolominskij, Ya. L. (2000). Social'naya pedagogicheskaya psihologiya [Social pedagogical psychology]. SPb.: Piter.

Rikel, A. M. (2011a). Professional'naya Ya-koncepciya i professional'naya identichnost' v strukture samosoznaniya lichnosti [Professional Self-conception and professional identity in the structure of self-identity]. Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn., 2(16). URL:http://psystudy. ru/index. php/num/2011n2-16/457-rikel16.html (data obrashcheniya: 25.12.2017).

Rikel, A. M. (2011b). Professional'naya Ya-koncepciya i professional'naya identichnost' v strukture samosoznaniya lichnosti [Professional Self-conception and professional identity in the structure of self-identity]. Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn., 3(17). URL: http://psystudy. ru/index. php/num/2011n3-17/ 486-rikel17.html (data obrashcheniya: 25.12.2017).

Serkin, V. P. (2008). Metody psihologiisubektivnojsemantiki i psihosemantiki [Methods of psychology of subjective semantics and psychosemantics]. M.: Pchela.

Shneider, L. B. (2001). Professionalnaya identichnost [Professional Identity]. M.: MOSU.

Shneider, L. B. (2003). Posobie po psihologicheskomu konsul'tirovaniyu [Psychological counseling manual: a training manual]. M.: Os'-89.

Shneider, L. B. (2007). Lichnostnaya gendernaya i professionalnaya identichnost teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis]. M.: Moskovskij psihologo-socialnyj institute.

Strelkov, Yu. K. (2001). Inzhenernaya i professionalnaya psihologiya [Engineering and Professional Psychology]. M.: Vysshaya shkola.

Suncova, Ya. S., Kozhevnikova, O. V. (2012). Diagnostika professionalnogo stanovleniya lichnosti [Diagnosis of professional development of personality]. Izhevsk: Udmurtskij universitet.

Turner, J. C., Onorato, R. S. (Eds.) (1999). Social identity, personality and the self-conception (67-102). N. Y

Zeer, E. F. (2003). Psihologiya professij [Psychology of professions]. M.: Akademicheskij Proekt.

Zinchenko, V. P., Meshcheryakov, B. G. (Eds.). (2009). Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Great psychological dictionary]. M.: AST, Prajm-Evroznak.

Received 16.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.