Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО / РЕСУРСНОСТЬ СЕМЬИ / РОДИТЕЛЬСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ялчикаева Гуллярия Рафкатовна, Шаяхметов Рустам Винерович, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

В работе изучалась готовность потенциальных родителей к приему на воспитание ребенка-сироту. Было выявлено, что женщины оценивают свои родительские компетенции выше, чем мужчины. Родители, имеющие опыт воспитания детей, оценивают стабильность своей семьи выше, чем супруги без подобного опыта. Респонденты, имеющие личный детский опыт, выше оценивают «качество жизни, собственные родительские компетенции» и «возможные риски семьи», чем родители, не имеющие подобного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF READINESS FOR SUBSTITUTE PARENTING

The work studied the readiness of potential parents to accept an orphan child for upbringing. It was revealed that women rate their parental competencies higher than men. Parents with experience in raising children rate the stability of their family higher than spouses without such experience. Respondents with personal childhood experience rate "quality of life, their own parental competencies" and "possible family risks" higher than parents without such experience.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ»

7. Лысуенко, С.А. Индивидуальная траектория профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки / С.А. Лысуенко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №. 3. -С. 6-10

8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 88 с.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

10. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности [Электронный ресурс]: Ч. 1 / А.М. Рикель // Психол. исслед.: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2 (16). - Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2011n2—16/457

11. Родионова, Е.А. Субьектный подход к определению профессиональной успешности [Электронный ресурс] / Е.А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления. - 2013. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63215.shtml

12. Самоукина, Н.В. Настольная книга менеджера по персоналу: полное практическое руководство / Н.В. Самоукина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015 - 331 c.

Психология

УДК 159. 922

соискатель Ялчикаева Гуллярия Рафкатовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа); аспирант Шаяхметов Рустам Винерович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа);

доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

Аннотация. В работе изучалась готовность потенциальных родителей к приему на воспитание ребенка-сироту. Было выявлено, что женщины оценивают свои родительские компетенции выше, чем мужчины. Родители, имеющие опыт воспитания детей, оценивают стабильность своей семьи выше, чем супруги без подобного опыта. Респонденты, имеющие личный детский опыт, выше оценивают «качество жизни, собственные родительские компетенции» и «возможные риски семьи», чем родители, не имеющие подобного опыта.

Ключевые слова: замещающее родительство, ресурсность семьи, родительскими компетенциями.

Annotation. The work studied the readiness of potential parents to accept an orphan child for upbringing. It was revealed that women rate their parental competencies higher than men. Parents with experience in raising children rate the stability of their family higher than spouses without such experience. Respondents with personal childhood experience rate "quality of life, their own parental competencies" and "possible family risks" higher than parents without such experience.

Key words: substitute parenting, family resource capacity, parental competencies

Введение. Проблема родительства в современной России является одной из наиболее острых [5]. Несмотря на федеральную и региональную поддержку приемных родителей открытыми остаются ряд вопросов: качество подготовки кандидатов в замещающие родители, нехватка надежного инструментария для диагностики рисков и ресурсности будущих приемных родителей, отсутствие централизованной службы сопровождения замещающих семей.

Ранее система социальной адаптации детей-сирот в нашей стране в основном была представлена детским домами, домами ребенка, интернатами и социальными приютами [2]. Перевод ребенка в новую семью - это достаточно новая практика для нашего общества.

Замещающая семья - форма жизнеустройства детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребёнка. Такая форма устройства ребенка является наиболее подходящей для удовлетворения потребностей ребенка и позволяет реализовать родительский потенциал супружеской пары. Основная функция такой семьи - обеспечить условия для позитивного развития и самоощущения в соответствии с его возможностями и потребностями [3, 5].

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, возможные негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений [1]. Процесс принятия ребенка в семью, адаптация семейной системы, ее трансформация являются стрессогенными для всех членов семьи. От способности замещающих родителей противостоять воздействию социальных стресс-факторов и успешности в преодолении трудных жизненных ситуаций, возникающих в пространстве профессиональной замещающей семьи зависит психическое здоровье и развитие приемного ребенка [3].

На ряду с такими важными аспектами исследования феномена замещающее родительства как мотивы приема ребенка в семью [1], социальный статус [3], уровень сформированности родительских компетенций [6], большую роль играют особенности личности кандидатов, выраженность тех или иных качеств.

Противоречие между высокой социальной значимостью принятия ребенка-сироты в семью и недостаточной разработанностью психологического аспекта готовности к замещающему родительству определило проблему нашего исследования.

Цель исследования - изучить психологическую готовность потенциальных кандидатов в замещающие родители.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» в «Школе приемных родителей». В исследования приняли участие кандидаты в замещающие родители в количестве 100 человек. Вся выборка была разделена на группы по 3 критериям:

1) по полу испытуемых (мужчин - щ=36 и женщин - п2=64);

2) по наличию опыта воспитания детей (имеющих опыт воспитания детей - п3=47 и не имеющих опыта воспитания -п4=53);

3) по наличию личного детского опыта (наличие личного детского опыта - п5=30 и отсутствие - п6=70). Характеристика участников обследования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Характеристика выборки мужчины женщины

кол-во (П=36) % кол-во (П=64) %

имеющие опыт воспитания детей 16 44,4 31 48,4

имеющие личный детский опыт 13 36,0 17 26,6

Для оценки рисков и ресурсов кандидатов в замещающие родители нами применялось Стандартизированное интервью В.Н. Ослон. Подсчет баллов по опроснику В.Н. Ослон осуществлялся следующим образом:

- высокий уровень ресурсности семьи - до 1,4;

- средний уровень ресурсности семьи - до 2,4;

- низкий уровень ресурсности семьи - от 2,5.

Математико-статистическая обработка полученных результатов была осуществлена на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 10.0». Для проверки гипотез использован и-критерий Манна-Уитни. Достоверными были выбраны результаты на уровне значимости р<0,05.

В рамках стандартизированного интервью были исследованы такие показатели как стабильность семьи, материально-экономическая стабильность, адекватность ожиданий кандидатов от приема ребенка в семью, возможные риски семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение, удовлетворенность качеством жизни и собственными родительскими компетенциями, общая ресурсность семьи.

Результаты исследования показателей готовности к родительству и ресурсности семьи для мужчин и женщин представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты статистической оценки различий в показателях готовности к родительству у мужчин и женщин

Показатели готовности к родительству Средние значения ^критерий Манна-Уитни

Мужчины (П=36) Женщины (П=64) Uэмп P

Оценка стабильности семьи 1,60 1,46 395,5 0,418

Оценка материально-экономической стабильности семьи 1,65 1,71 420,5 0,661

Оценка адекватности ожиданий кандидатов от приема ребенка в семью 1,81 1,80 438,0 0,859

Оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение 1,77 1,51 387,0 0,351

Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями 1,71 1,51 330,0 0,075

Общая оценка по интервью ресурсности семьи 1,75 1,58 340,0 0,103

Примечание: жирным выделены различия, достигшие уровня статистической значимости

Анализ полученных результатов показал, что достоверные различия в уровне готовности к родительству по половому признаку не обнаружены. При этом выявлена тенденция достоверных различий между мужчинами и женщинами по показателю «Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями» (иэмп=330; р=0,075). Это позволяет предполагать, что женщины, в отличие от мужчин, в большей степени склонны оценивать качество своей жизни и собственные родительские компетенции как удовлетворительные.

Следует также отметить, что в соответствии со шкалой В.Н. Ослон, полученные результаты у женщин в показателях «оценка стабильности семьи», «оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение», «оценка ресурсности семьи» в большинстве своем приближаются к высокому уровню готовности к родительству. В целом же, все респонденты продемонстрировали средний уровень готовности быть замещающими родителями.

Далее были рассмотрены показатели готовности к родительству и ресурсности семьи для лиц имеющих опыт воспитания детей и не имеющих опыта родительства. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты статистической оценки различий в показателях готовности к родительству в зависимости от

имеющегося опыта воспитания детей

Показатели готовности к родительству Средние значения ^критерий Манна-Уитни

Нет опыта воспитания (П=53) Есть опыт воспитания (П=47) Uэмп P

Оценка стабильности семьи 1,67 1,42 276 0,011

Оценка материально-экономической стабильности семьи 1,61 1,74 353 0,169

Оценка адекватности ожиданий кандидатов от приема ребенка в семью 1,86 1,77 415 0,649

Оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение 1,71 1,51 330 0,075

Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями 1,85 1,59 358 0,193

Общая оценка по интервью ресурсности семьи 1,74 1,60 399 0,489

Примечание: жирным выделены различия, достигшие уровня статистической значимости

Статистически достоверные различия в уровне готовности к родительству в зависимости от имеющегося опыта воспитания детей выявлены по показателю «Оценка стабильности семьи» (иэмп=276; р=0,011). Респонденты, имеющие опыт воспитания детей, оценивают стабильность своей семьи выше, чем родители не имеющие подобного опыта. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что респонденты, имеющие детей и опыт их воспитания, оценивают свою семью более реалистично, и они понимают, что дети являются связующим звеном и источником радости, поскольку в данном случае удовлетворяется одна из базовых потребностей человека - защита и забота о близком.

Примечательно, что обнаружилась тенденция достоверных различий по показателю «Оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение» у респондентов имеющих и не имеющих опыта воспитания детей (иэмп=330; р=0,075). Причем, родители имеющие детей оценивают данные риски наиболее адекватно, они понимают с какими сложностями они могут столкнуться в период нормативных возрастных кризисов детей. Различий по другим показателям готовности к родительству в зависимости от имеющегося опыта воспитания детей выявлено не было.

Анализ результатов готовности к родительству и ресурсности семьи для лиц имеющих личный детский опыт и не имеющих подобного опыта представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты статистической оценки различий в показателях готовности к родительству в зависимости от

имеющегося личного детского опыта

Показатели готовности к родительству Средние значения ^критерий Манна-Уитни

Нет личного детского опыта (П=70) Есть личный детский опыт (П=30) Uэмп P

Оценка стабильности семьи 1,85 1,59 358 0,193

Оценка материально-экономической стабильности семьи 1,61 1,74 353,5 0,169

Оценка адекватности ожиданий кандидатов от приема ребенка в семью 1,86 1,77 415 0,649

Оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение 1,71 1,41 320 0,038

Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями 1,68 1,40 310 0,037

Общая оценка по интервью ресурсности семьи 1,74 1,60 399 0,489

Примечание: жирным выделены различия, достигшие уровня статистической значимости

Статистически достоверные различия в уровне готовности к родительству в зависимости от имеющегося личного детского опыта выявлены по показателю «Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями» (иэмп=310; р=0,037). Респонденты, имеющие личный детский опыт, выше оценивают качество жизни и собственные родительские компетенции, чем родители не имеющие подобного опыта.

Согласно интерпретации автора-разработчика стандартизованного интервью, - В.Н. Ослон, показатель до 1,4 баллов, следует рассматривать как проявление высокого уровня ресурсности семьи. Следовательно, мы можем предположить, что в семьях, где один из супругов имел личный детский опыт «Оценка возможных рисков семьи, которые могут привести к

нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение» выше чем у родителей без личного детского опыта (иэмп=320; p=0,038). Лица, которые имели личный детский опыт проявляют высокую индивидуальную ресурность, что облегчает им взаимодействие с приемным ребенком и другими членами семьи, помогает выстраивать семейные и социальные взаимоотношения.

Выводы:

1) готовность к приему в семью ребенка-сироты не зависит от пола потенциальных родителей;

2) женщины-усыновители склонны оценивать качество своей жизни и собственные родительские компетенции более высоко, чем мужчины;

3) испытуемые, имеющие опыта воспитания детей, оценивают стабильность своей семьи выше, чем родители, не имеющие подобного опыта;

4) наличие личного детского опыта влияет на некоторые показатели готовности к родительству. Респонденты, имеющие личный детский опыт, выше оценивают «качество жизни и собственные родительские компетенции» и «возможные риски семьи», чем родители, не имеющие подобного опыта.

Литература:

1. Долгова, В.И. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье: монография / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Н.А. Меркулова. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.

2. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России /

B.Н. Ослон // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 29-37

3. Психологическая готовность кандидатов в замещающие родители к приему на воспитание ребенка-сироты: монография / О.Н. Хахлова, Ю.А. Федорова, М.В. Нухова, Э.Ш. Шаяхметова. - Уфа: БГПУ, 2020. - 130 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи / Д.С. Занин, Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - 211 с.

5. Успешное замещающее родительство: монография / Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. - М.: РГНФ, 2018. - 208 с.

6. Япарова, О.Г. Психологические социальные особенности семей, берущих на воспитание приемных детей / О.Г. Япарова // Процессы модернизации отечественного образования: материалы XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2007. -

C. 405-408

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.