Научная статья на тему 'Социальная детерминация психолого - педагогических характеристик приёмных родителей: вопросы теоретико - методологического анализа'

Социальная детерминация психолого - педагогических характеристик приёмных родителей: вопросы теоретико - методологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
THEORY / METHODOLOGY / SOCIAL DETERMINATION / SOCIAL WORK / CASE MANAGEMENT FOR FAMILIES / FOSTER PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бармакова Алсу Гаязовна

В статье рассматриваются вопросы теоретического и методологического обоснования социальной детерминации сопровождения семей с приёмными родителями как направления практической социальной работы, применения технологий формирования психологических и педагогических характеристик приёмных родителей в деятельности учреждений социальной защиты населения. Обосновывается идея создания условий для социальной детерминации сопровождения приёмных родителей в учреждениях социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бармакова Алсу Гаязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная детерминация психолого - педагогических характеристик приёмных родителей: вопросы теоретико - методологического анализа»

УДК 364.01

Социологические науки

Бармакова Алсу Гаязовна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

e-mail: fssr@bk.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХОЛОГО -

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического и методологического обоснования социальной детерминации сопровождения семей с приёмными родителями как направления практической социальной работы, применения технологий формирования психологических и педагогических характеристик приёмных родителей в деятельности учреждений социальной защиты населения. Обосновывается идея создания условий для социальной детерминации сопровождения приёмных родителей в учреждениях социальной защиты.

Ключевые слова: теория, методология, социальная детерминация, социальная работа, социальное сопровождение семей, приёмные родители.

Abstract: The article deals with issues of theoretical and methodological substantiation of the social determination of a case management for families with foster parents as an area of practical social work; technologies of psychological and pedagogical characteristics' formation of foster parents application in the activities of social care of the population' institutions. The idea of creating the conditions for the social determination of a case management for families with foster parents in social protection institutions is substantiated.

Keywords: theory, methodology, social determination, social work, case management for families, foster parents.

В современной теории социальной работы в России сформировалось понимание того, что проблемы практической социальной работы с семьёй и детьми, практики и технологии оказания им различных видов социально-педагогической и психологической помощи могут быть результативно изучены на основе синтеза научного знания в психолого-педагогическом исследовании, синтеза социологии, психологии, социальной педагогики и социальной философии [ 6, с. 126-127; 7, с. 93-94].

Различные области научного знания отражают единую точку зрения, заключающуюся в том, что в настоящее время в системе жизнеустройства детей-сирот существует острая практическая необходимость создания системы профессиональной замещающей семейной заботы. Решение такой задачи основано на признании того обстоятельства, что психолого-педагогические характеристики приёмных родителей в значительной мере социально детерминированы факторами и условиями их жизни.

В свою очередь, содержание такой социальной детерминации предполагает соответствующее теоретико-методологическое обоснование. О. Г. Платуха считает принципиальным моментом то, что «замещающая семейная забота» относится к категории деятельности, которая по своему содержанию связана с активным взаимодействием приёмных (замещающих) родителей с наиболее сложной категорией детей-сирот. Для построения эффективного взаимодействия на пути преодоления различных проблем необходимы специфические знания, умения, навыки и определённые личностные свойства у приёмного родителя, который становится законным представителем ребёнка-сироты [5, с. 64].

Исследователи данной проблемы проявляют интерес к изучению институциального аспекта социализации и адаптации детей-сирот. Теоретико-методологическая постановка вопроса заключается в утверждении, что существенные преобразования основных социальных институтов, с одной стороны, влияют на механизмы социальной регуляции, с другой стороны,

негативно отражаются на представителях «слабо ресурсных социальных групп», в том числе на группах детей-сирот.

В этой связи, считают сторонники данного подхода, возникает практическая необходимость создания условий успешной социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проявляется функциональная важность для этих процессов механизмов социальной регуляции.

В свою очередь, логика подобных рассуждений приводит к выводу о том, что социализация детей в приёмных семьях должна осуществляться в процессе профессиональной деятельности приёмных родителей, основу которой должна составлять их психолого-педагогическая компетентность [5, с. 65-66].

В. Н. Ослон формулирует ключевые положения концепции сопровождения замещающей семьи, которые методологически основаны на идее поддержания баланса в такой семье между зависимостью и автономией как важного условия интеграции приёмного ребёнка. Такая идея даёт основание считать принципиальным моментом психолого-педагогического сопровождения специфические родительские характеристики-компетенции у приёмных родителей.

К таким характеристикам-компетенциям данный автор относит «умения обсуждать с приёмным ребёнком сложные ситуации его социального анамнеза, реагировать на его трудное поведение, не игнорируя и не отвергая его чувства, поддерживать баланс между потребностями биологических и приёмных членов семьи, находить поддержку для себя и семьи в трудных ситуациях приёма, умение вербализовать чувства приёмных детей [3, с. 47].

Важным фактором социальной детерминации психолого-педагогических характеристик приёмных родителей В. Н. Ослон считает «показатели ресурсности семьи». К этим показателям следует отнести, прежде всего, социально-демографические характеристики: возраст замещающих родителей (36-45 лет), дети «некризисного возраста», при наличии полной семьи стабильность брака не менее пяти лет.

Другим «показателем ресурсности семьи» становятся материально-экономические условия: удовлетворённость материальным положением семьи, экономическая мобильность, наличие в доме пространства для приёмного ребенка. Кроме того, заметную роль призваны играть индивидуальные особенности членов семьи, их личное самочувствие и связи с социумом [3, с. 49].

В отечественной социологии, социальной психологии и теории социальной работы в настоящее время прослеживается исследовательский интерес к теоретико-методологическому обоснованию различных аспектов социокультурной детерминации психолого-педагогических характеристик приёмных родителей.

Одни исследователи обращают внимание на то, что по статистическим данным около 10 процентов детей, устроенных в замещающие семьи, возвращаются обратно в социальные учреждения. Они считают, что основными причинами возврата детей являются неготовность или неспособность приёмных родителей воспитывать ребёнка, пережившего трудную жизненную ситуацию.

В результате, научную актуальность, теоретико-методологическую значимость и практическую ценность приобретает психолого-педагогическое изучение личностных особенностей, родительского отношения и родительских установок приёмных родителей [2, с. 71].

Перспективным в теоретико-методологическом плане оказывается предположение, что, с одной стороны, имеются конкретные психологические и педагогические особенности личности «успешных и неуспешных» замещающих родителей, влияющие на эффективность воспитания приёмного ребёнка, с другой стороны, «успешные и неуспешные» замещающие родители используют разные стратегии взаимодействия с детьми, обусловленные родительскими установками и родительским отношением [2, с. 72].

Названный теоретико-методологический подход позволяет на основании сравнительного и факторного анализа выделить как психолого-педагогические, так и социокультурные детерминанты успешного замещающего родительства,

которые можно объединить в три группы: личностные особенности замещающих родителей, особенности родительского отношения и особенности функционирования семьи как социального института [2, с. 73].

По мнению других исследователей в современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие (приёмные) семьи. Главная задача, которая ставится для приёмной семьи, заключается в том, чтобы обеспечить успешную социализацию ребёнка в обществе, а также профессионально содействовать его оптимальному развитию в семье.

Готовность приёмной семьи стать успешной заключается, с одной стороны, в необходимости осмысления данного понятия как отражения явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, так и в определении его места в системе социально-гуманитарных знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психолого-педагогических и социокультурных факторов, формирующих готовность к реализации «успешной родительской позиции в воспитании приёмного ребёнка, а также снижении числа вторичных отказов от детей» [4, с. 31].

Так, Е. М. Паламарчук считает, что к первой категории мотивов принятия ребёнка в семью относится «реализация потребности в смысле жизни»; ко второй категории относится «реализация определённой системы семейных отношений». Данное разделение мотивов в замещающей семье, конечно же, представляется условным. В повседневной жизни приёмной семьи различные мотивы, которыми руководствуются приёмные родители, тесно связаны между собой и могут дополняться или видоизменяться при общении и взаимодействии с приёмным ребёнком [4, с. 33-34].

Л. А. Асламазова и А. А. Юрина анализируют результаты мониторингового социологического исследования социокультурных условий и психолого-педагогических особенностей семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты мониторинга позволили выделить ряд проблем. В качестве варианта решения

проблемы авторы предлагают организацию системы специальной психологической подготовки будущих родителей [1, с. 235].

Результаты таких исследований дают возможность сформулировать некоторые выводы. Итак, в группе респондентов-приёмных родителей можно говорить о существовании таких проблем, как несоразмерность физических и психологических вложений и получаемой материальной выгоды, следствием которых являются воспитательная усталость и неуверенность; отсутствие одобрения и положительного отношения к приёмной семье со стороны ближайшего окружения.

Таким образом, несмотря на общий положительный характер отношений в приёмных семьях, существует немало проблем, требующих детальной проработки и поиска путей эффективных решений. В качестве возможных вариантов решения обозначенных проблем социальной детерминации психолого-педагогических характеристик приёмных родителей исследователи предлагают рекомендации, адресованные, прежде всего, специалистам служб социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей и представителям органов опеки.

Теоретико-методологический анализ проблем определения факторов, влияющих на содержание и качество психолого-педагогических характеристик приёмных родителей, позволяет утверждать, что на всех этапах функционирования приёмной семьи (начиная с подготовки кандидатов в приёмные родители) практическим социальным работникам необходимо уделять должное внимание вопросам качества детско-родительских отношений [1, с. 236].

Библиографический список:

1. Асламазова, Л. А. Социально - психологический портрет современной приемной семьи / Л. А. Асламазова, А. А. Юрина. // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 235-237.

2. Курочкина, И. А. Психологические особенности замещающего родительства / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова, С. В. Ушакова.// Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-4. С. 69-74.

3. Ослон, В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьии / В. Н. Ослон // Психологическая наука и образование. 2009. №3. С. 44-53.

4. Паламарчук, Е. М. Мотивация принятия ребенка в семью как фактор успешности замещающего родительства / Е. М. Паламарчук. // Научно-педагогическое обозрение. 2016, № 2(12). С. 31-37.

5. Плахута, О. Г. Теоретико - методологический анализ исследований проблем замещающей семейной заботы / О. Г. Платуха. // Человеческий капитал. 2017. № 3(99). С. 64 - 67.

6. Тугаров, А. Б. Травматические практики внутрисемейного воспитания детей: синтез педагогики и социальной философии / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина, Э. А. Шевцова. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 1(37). С. 124134.

7. Тугаров, А. Б. Философские основания синтеза знания в психолого-педагогическом исследовании / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова, Е. В. Еремина. // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Артёмовские чтения» / под общ. ред. М. А. Родионова. Пенза: Изд-во ПГУ. 2017. С. 93-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.