12. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Психологический журнал. 1991. Т. 12. №1. С. 3-11.
13. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография. М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
14. Теплов Б.М. Способности и одаренность / В сб.: Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.
15. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. 734 с.
психология
Алдашева А.А., Зеленова М.Е.
профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи1
введение
Законодательное закрепление новой профессии «социальный воспитатель» и установка государства на передачу детей-сирот из социальных учреждений в приемные семьи сделали особо актуальной проблему подготовки и отбора специалистов для работы в данной сфере. Возникла необходимость решения задач, связанных с профессиографическим описанием этого вида профессиональной деятельности и выделением четких критериев профессиональной пригодности.
Профессиональные приемные родители (социальные воспитатели), заключившие договор о предоставлении государству социальной услуги по воспитанию детей, оставшихся без попечения взрослых, несут ответственность за их жизнь, безопасность, здоровье и развитие. Специфика работы приемного родителя заключается в том, что среди других факторов, инструментом профессиональной деятельности в данном случае является его личность. Таким образом, успеш-
1 Государственное задание ФАНО РФ №0159-2017-0010
ность приемных семей тесно связана с социально-психологической зрелостью приемных родителей, их готовностью нести ответственность за детей-сирот, способностью обеспечить психосоматическое благополучие, обучить приемам социально-психологического взаимодействия с социальным окружением и государственными структурами.
Подход к профессиональной приемной семье с позиций психологии труда рассматривает пространство ее жизнедеятельности в контексте профессиональных обязанностей и профессионализма приемных родителей («социальных воспитателей»), в задачи которых входит не только удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, но и создание благоприятной семейной атмосферы, в которой дети должны чувствовать свою защищенность. Профессионализм, в свою очередь, предполагает сформированность профессионального менталитета, в содержание которого входят конкретные знания, позволяющие осуществлять воспитание и помогающее поведение. Он также включает актуализацию осознаваемых профессиональных установок, принадлежности к определенной группе специалистов, формирование профессиональной идентичности и наличие у подписавшего трудовой договор социального воспитателя, в числе других составляющих Я-концепции, образа «Я профессионал» [ 2] .
Компоненты профессионального менталитета и успешность приемного родительства
Традиционно аналитическое описание профессии в психологии, включает многообразие внешних, внутренних и специфических условий, характерных для конкретного вида труда и осуществляется на базе профессиографического подхода посредством разработки профессиограммы данного вида деятельности. Профессиограмма позволяет системно представить конкретную профессию и фактически содержит эталон успешного специалиста, выделяя те характеристики профессиональной Я-концепции, которые должны быть сформированы у субъекта труда [ 5, 8].
Применительно к профессии «социальный воспитатель» профессиографиче-ский анализ предполагает: 1. выделение принципов социально-психологической гармонизации детско-родительских отношений в замещающей семье, принявшей детей-сирот; 2. создание реабилитационной и воспитательной семейной среды; 3. определение системы требований к компетентности замещающих родителей («социальных воспитателей»); 4. структуризацию признаков, способствующих сохранению семьи и её уникальности. Помимо этого, при разработке професси-ограммы приемного родителя-профессионала, должны быть проанализированы и учтены: 1. прототип профессионально готовой семьи к выполнению своих родительских обязанностей; 2. прототип отношения к особенностям ребенка сироты, его безопасности и воспитанию, одобряемые обществом; 3. государственные институты поддержки и сопровождения приемной семьи [1].
Говоря об особенностях профессионального менталитета, Е.А. Климов
не только акцентирует тот факт, что профессиональный менталитет имеет свою специфику у представителей разных профессий, но и указывает на негативные последствия, к которым приводят несформированность и некоторые особенности профессионального менталитета, имея в виду профессиональные деформации, конфликты, недопонимание в ситуациях рабочего взаимодействия и т.д. [9]. То есть, от содержания и структуры профессионального менталитета во многом зависит успешность трудовой деятельности субъекта труда.
Обзор и анализ исследований по проблеме менталитета, проведенный A.B. Юревичем, показал, что в его структуре можно выделить следующие компоненты: 1) когнитивный, включающий «социальные представления, сознательные и бессознательные установки, умонастроения, образы, картина мира, воображение, склад ума и т.п.»; 2) аффективный и нормативно-ценностный компонент, «придающий когнитивным составляющим эмоциональную окраску и закрепление»; 3) поведенческий компонент, включающий «модели поведения, стереотипные реакции, традиции, жизненный уклад и т.д.» [16].
Следует также отметить, что понятие «менталитет» раскрывает прежде всего когнитивную сферу личности - представления, оценки, нормы взаимодействия, иерархию ценностей и т.д., характерные для определенных социальных групп и общностей, которые проявляются в поведении. То есть, профессиональный менталитет, соответственно, можно определить как систему представлений и ценностно-смысловых установок группы профессионалов относительно своей профессиональной деятельности.
Основные проблемы, связанные с формированием приемных семей и возникающие в процессе их жизнедеятельности трудности, рассмотрены в работах Ж.А.Захаровой, О.В. Заводилкиной, Е.В. Жуйковой, Е.В. Куфтяк, Е.И.Николаевой, Р.В. Овчаровой, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги и других авторов. Следует отметить, что изучение данной проблемы характеризуется с одной стороны, многообразием авторских позиций, с другой - большинство имеющихся исследований затрагивает лишь отдельные стороны приемного родитель-ства и направлено на решение конкретных практических задач. Анализ показал, что основной массив имеющихся исследований посвящен отбору кандидатов и значительно меньше внимания уделяется вопросам обучения приемных родителей и сопровождению приемных семей. Как отмечают Е.Б. Жуйкова и Т.Б. Панюш-ева, подготовка профессиональных приемных родителей в настоящее время не отличается от подготовки обычных усыновителей, а многие профессиональные приемные семьи «закрыты» от сотрудничества со специалистами служб сопровождения, держатся обособлено и не хотят включаться в сообщества приемных родителей [6].
Исследование, проведенное в 2013 году по заказу Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко Независимым институтом социальной политики, позволило выделить ряд критериев, учет которых является обязательным при формировании профессиональных приемных семей. B их число входят следующие пункты: 1. наличие базовой подготовки и регулярное повышение квалификации;
2. наличие необходимых материально-бытовых условий для воспитания детей; 3. доступность надлежащего социального, профессионального и психологического сопровождения; 4. наличие юридически оформленного контракта с органами опеки или иными специальными агентствами. При этом было подчеркнуто, что важным фактором, определяющим успешность адаптации детей в замещающих семьях, могут выступить «особые профессиональные качества замещающих родителей» [14].
Проведенный обзор психологических эмпирических исследований, направленных на подтверждение эффективности выделенных критериев успешности и благополучия приемных семей, обнаружил, что их количество не очень велико.
Значение уровня материального благосостояния в сохранении жизнестойкости замещающей семьи подтверждена в работе В.Г. Красновой и Т.С. Палкиной, показавших связь уровня экономического благополучия со статистикой «вторичного сиротства» [11].
Роль профессиональной подготовки в снижении возврата детей в социальные учреждения показана с позиций компетентностного подхода в эмпирическом исследовании О.Г. Япаровой и Е.И. Николаевой [17].
Ряд исследований убедительно свидетельствует о том, что вторичный возврат детей-сирот в социальные учреждения тесно связан с возрастом и количеством неврологических и психофизиологических проблем у детей, принятых в семью на воспитание, и что отказ от детей часто является следствием отсутствия у приемных родителей знаний об особенностях взаимодействия с больными и «проблемными» детьми, а также детьми-инвалидами [7, 12, 13 и др.].
важные факты, характеризующие приемных родителей как профессиональную группу, получены Т.Е. Котовой, которая установила, что у приемных родителей по сравнению с обычными родителями, отмечается более низкий уровень субъективной удовлетворенности различными сторонами жизни и, что большинству профессиональных приемных родителей требуется психологическая помощь и поддержка. Тем не менее, как отмечает автор, приемные родители редко обращаются со своими проблемами к специалистам службы сопровождения, а источником реальной помощи для них более чем в 70% случаев выступают близкие (супруги) [10].
Имеющиеся эмпирические данные также подтверждают связь эффективности приемных родителей с особенностями их ценностно-мотивационных установок. Показано, что успешные приемные родители более альтруистичны, социально ориентированы, а в центре их внимания и планов на будущее находятся заботы, связанные с потребностями приемных детей и обеспечение их благополучия. Неэффективные приемные родители в основном озабочены своими личными переживаниями и проблемами [15].
Об особенностях профессионального менталитета замещающих родителей свидетельствуют факты, полученные нами в ходе сравнительного эмпирического исследования, направленного на сопоставление структуры и иерархии ценностей у профессиональных приемных родителей и обычных родителей [3, 4].
Установлено, что структура терминальных ценностей в двух группах («обычных родителей» и «приемных родителей») практически совпадает: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «здоровье» занимают в сравниваемых структурах приоритетные позиции, а «творчество», «красота природы, искусство», «развлечения» - находятся на последних местах в иерархических списках. Однако приемные родители в меньшей степени по сравнению с обычными родителями ориентированы на инструментальные ценности, предполагающие «эффективность в делах», «самоконтроль», «самодисциплину», «самостоятельность», необходимые для организации жизни большой семьи со сложными родственными связями и включающей детей, имеющих серьезные заболевания и психологические проблемы. Можно предположить, что либо приемные родители в слабой степени осознают и соотносят конечные цели своей деятельности и способы их достижения, либо они не очень ответственно относятся к своим родительским обязанностям и задачам. Исследование также показало, что в отличие от обычных родителей для профессиональных приемных родителей незначимы «ценности профессиональной самореализации». Возможно, в их менталитете обязанности «профессионального приемного родителя» представлены не четко и не осознаются как особый вид профессиональной деятельности, направленной на воспитание и подготовку к самостоятельной жизни в социуме детей-сирот. Образы «Я родитель» и «Я профессионал» во многом совпадают и их не всегда можно разграничить. Реально осуществляя заботу о детях-сиротах, приемные родители часто не воспринимают эту деятельность как профессию, несмотря на подписание соответствующего договора о возмездном предоставлении данного вида социальной услуги государству.
Заключение
Таким образом, анализ эмпирических исследований, посвященных изучению факторов успешности и устойчивости профессиональной приемной семьи, показал, что ее жизнестойкость и внутреннее благополучие всех членов семьи определяются, наряду с другими переменными, степенью сформированности у приемных родителей («социальных воспитателей») структурных компонентов профессионального менталитета. При этом полученные разными учеными факты свидетельствует о том, что профессиональный менталитет у приемных родителей сформирован в слабой степени. Это касается в первую очередь содержания когнитивного компонента менталитета - особенностей ценностно-смысловых установок по отношению к своей профессиональной деятельности, а также наличия специальных профессиональных знаний из области медицины и детской психологии, необходимых для успешного воспитания и развития «проблемных» детей, прогнозирования и предотвращения трудных ситуаций и внутрисемейных конфликтов. По нашему мнению, проблема устойчивости приемных семей и задачи формирования профессионального менталитета, могут быть решены через разработку профессиограммы профессии «социальный воспитатель» и создания на ее базе единого стандарта для отбора и профессиональной подготовки специ-
алистов этой новой социально-ответственной профессии помогающего типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональная замещающая семья: подход к проблеме с позиций социальной психологии труда //Семья, брак и роди-тельство в современной России. Выпуск 2 / Под ред. А. В. Махнача, К. Б. Зуева.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С.17-25.
2. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы специалиста «замещающий родитель»// Вестник Московского государственного областного университета, серия 'Психологические науки' , 2016. №1. С.99-114.
3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Индивидуальный стиль саморегуляции как ресурс стрессоустойчивости у замещающих родителей // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 75-92. doi:10.17759/sps.2017080105
4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е, Рунец О.В. Ценностные ориентации у профессиональных приемных родителей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т. А. Поповой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/ (дата обращения: 12.11.2017).
5. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-кон-цепции // Вестник Оренбургского университета. 2005. № 4. С. 162-169.
6. Жуйкова В.Б., Панюшина Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия, 2015. №4. С. 83-101.
7. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье - Кострома: Авантитул, 2009. 265с.
8. Зеленова М.Е., Кабаева В.М., Барабанова В.В. Уровень жизнестойкости, Я-концепция и профессиональное здоровье учителей // Социальная психология и общество. 2011. №3. С. 40-53.
9. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность. 1995. №6. С.140-149.
10. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -Ярославль, 2011. 27 с.
11. Краснова В.Г., Палкина Т.С. Материальное благополучие замещающей семьи как один из показателей ее жизнестойкости // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер.7. Философия. 2012. №3 (18). С.221-225.
12. Куфтяк Е. В., Тихонова И.В. Приемная семья: особенности подбора и адаптации: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи.
- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. 120с.
13. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 219 с.
14. Место профессиональной приемной семьи в системе замещающего ро-дительства в России: итоги исследования. [Электронный ресурс] // Независимый институт социальной политики по заказу и при поддержке Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко. URL: http://fondkluch.ru/wp-content/uploads/ Rezyume-issledovaniya-po-formam-ustroystva-detey-sirot.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
15. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2013. 336 с.
16. Юревич A.B. Структурные элементы национального менталитета. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2013. Т.6 N29. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2017)
17. Япарова О.Г., Николаева Е.И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. - 2007. № 6. С. 37-43.
Каплин С.Н., Тихомирова С.В.
ценностные ориентации и стратегии жизни участников в структуре мировоззренческих чувств участников групп интернет-активистов помогающей направленности
В социальной психологии и в целом в психологической науке растет интерес и, соответственно, количество исследований и научных публикаций, связанных с новыми феноменами, появившимися с развитием интернет и новых информационных технологий. В психолингвистике активно изучается дискурс разного вида интернет-общения, в психологии личности рассматриваются влияния на человека, проводящего значительную часть времени в интернет, организационная психология, эргономика и психология труда много тоже обозначила множество психологических проблем при взаимодействии человека с новыми интернет-инструментами, изменяющими способы организации труда, а также появление новых профессий и трансформацию старых. Однако, практически нет работ, посвященных новым типам групп, которые образовались и осуществляют совместную целенаправленную деятельность в интернет или с помощью интернет-технологий. Мы называем такие группы интернет-активистами. Для них интернет является не просто инструментом, опосредующим взаимодействие участников таких групп, а еще и социальной средой, в которой можно представить свою деятельность широкой общественности, оказать психологическое влияние на людей и другие группы, найти новых участников для своей группы, взаимодействовать с органами власти, силовыми структурами и теми, кто нуждается, например, в помощи групп интернет-активистов. Роль интернет в процессе формирования и деятельности