Научная статья на тему 'Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи'

Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕНТАЛИТЕТА / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПРОФЕССИЯ "СОЦИАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ" / PROFESSIONAL MENTALITY / PROFESSIONALISM / STRUCTURAL COMPONENTS OF MENTALITY / FOSTER FAMILY / PROFESSION "SOCIAL EDUCATOR"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алдашева Айгуль Абдулхаевна, Зеленова Марина Евгеньевна

Исследование направлено на решение одной из традиционных проблем психологии труда, имеющей высокую степень актуальности и практической значимости выделение критериев профессиональной пригодности и готовности к трудовой деятельности специалистов социономических профессий. Исследуются особенности труда профессиональных приемных родителей («социальных воспитателей»). Дан анализ работ, посвященных изучению факторов благополучия и устойчивости профессиональных приемных семей. Показано, что жизнестойкость приемной семьи во многом определяется степенью сформированности у социальных воспитателей когнитивного компонента профессионального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алдашева Айгуль Абдулхаевна, Зеленова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MENTALITY OF FOSTER PARENTS AS A SUCCESS FACTOR OF THE FOSTER FAMILY

The research is aimed at solving one of the traditional problems of labor psychology, which has a high degree of relevance and practical importance the selection of criteria for professional suitability and readiness for work of specialists in socionic professions. It examines the peculiarities of professional foster parents' («social educators») work. The authors give the analysis of works devoted to the study of factors of well-being and stability of professional foster families. They showed that the viability of the foster family is largely determined by the degree of the cognitive component formation of social educators' professional mentality.

Текст научной работы на тему «Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи»

12. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Психологический журнал. 1991. Т. 12. №1. С. 3-11.

13. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография. М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.

14. Теплов Б.М. Способности и одаренность / В сб.: Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.

15. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. 734 с.

психология

Алдашева А.А., Зеленова М.Е.

профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи1

введение

Законодательное закрепление новой профессии «социальный воспитатель» и установка государства на передачу детей-сирот из социальных учреждений в приемные семьи сделали особо актуальной проблему подготовки и отбора специалистов для работы в данной сфере. Возникла необходимость решения задач, связанных с профессиографическим описанием этого вида профессиональной деятельности и выделением четких критериев профессиональной пригодности.

Профессиональные приемные родители (социальные воспитатели), заключившие договор о предоставлении государству социальной услуги по воспитанию детей, оставшихся без попечения взрослых, несут ответственность за их жизнь, безопасность, здоровье и развитие. Специфика работы приемного родителя заключается в том, что среди других факторов, инструментом профессиональной деятельности в данном случае является его личность. Таким образом, успеш-

1 Государственное задание ФАНО РФ №0159-2017-0010

ность приемных семей тесно связана с социально-психологической зрелостью приемных родителей, их готовностью нести ответственность за детей-сирот, способностью обеспечить психосоматическое благополучие, обучить приемам социально-психологического взаимодействия с социальным окружением и государственными структурами.

Подход к профессиональной приемной семье с позиций психологии труда рассматривает пространство ее жизнедеятельности в контексте профессиональных обязанностей и профессионализма приемных родителей («социальных воспитателей»), в задачи которых входит не только удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, но и создание благоприятной семейной атмосферы, в которой дети должны чувствовать свою защищенность. Профессионализм, в свою очередь, предполагает сформированность профессионального менталитета, в содержание которого входят конкретные знания, позволяющие осуществлять воспитание и помогающее поведение. Он также включает актуализацию осознаваемых профессиональных установок, принадлежности к определенной группе специалистов, формирование профессиональной идентичности и наличие у подписавшего трудовой договор социального воспитателя, в числе других составляющих Я-концепции, образа «Я профессионал» [ 2] .

Компоненты профессионального менталитета и успешность приемного родительства

Традиционно аналитическое описание профессии в психологии, включает многообразие внешних, внутренних и специфических условий, характерных для конкретного вида труда и осуществляется на базе профессиографического подхода посредством разработки профессиограммы данного вида деятельности. Профессиограмма позволяет системно представить конкретную профессию и фактически содержит эталон успешного специалиста, выделяя те характеристики профессиональной Я-концепции, которые должны быть сформированы у субъекта труда [ 5, 8].

Применительно к профессии «социальный воспитатель» профессиографиче-ский анализ предполагает: 1. выделение принципов социально-психологической гармонизации детско-родительских отношений в замещающей семье, принявшей детей-сирот; 2. создание реабилитационной и воспитательной семейной среды; 3. определение системы требований к компетентности замещающих родителей («социальных воспитателей»); 4. структуризацию признаков, способствующих сохранению семьи и её уникальности. Помимо этого, при разработке професси-ограммы приемного родителя-профессионала, должны быть проанализированы и учтены: 1. прототип профессионально готовой семьи к выполнению своих родительских обязанностей; 2. прототип отношения к особенностям ребенка сироты, его безопасности и воспитанию, одобряемые обществом; 3. государственные институты поддержки и сопровождения приемной семьи [1].

Говоря об особенностях профессионального менталитета, Е.А. Климов

не только акцентирует тот факт, что профессиональный менталитет имеет свою специфику у представителей разных профессий, но и указывает на негативные последствия, к которым приводят несформированность и некоторые особенности профессионального менталитета, имея в виду профессиональные деформации, конфликты, недопонимание в ситуациях рабочего взаимодействия и т.д. [9]. То есть, от содержания и структуры профессионального менталитета во многом зависит успешность трудовой деятельности субъекта труда.

Обзор и анализ исследований по проблеме менталитета, проведенный A.B. Юревичем, показал, что в его структуре можно выделить следующие компоненты: 1) когнитивный, включающий «социальные представления, сознательные и бессознательные установки, умонастроения, образы, картина мира, воображение, склад ума и т.п.»; 2) аффективный и нормативно-ценностный компонент, «придающий когнитивным составляющим эмоциональную окраску и закрепление»; 3) поведенческий компонент, включающий «модели поведения, стереотипные реакции, традиции, жизненный уклад и т.д.» [16].

Следует также отметить, что понятие «менталитет» раскрывает прежде всего когнитивную сферу личности - представления, оценки, нормы взаимодействия, иерархию ценностей и т.д., характерные для определенных социальных групп и общностей, которые проявляются в поведении. То есть, профессиональный менталитет, соответственно, можно определить как систему представлений и ценностно-смысловых установок группы профессионалов относительно своей профессиональной деятельности.

Основные проблемы, связанные с формированием приемных семей и возникающие в процессе их жизнедеятельности трудности, рассмотрены в работах Ж.А.Захаровой, О.В. Заводилкиной, Е.В. Жуйковой, Е.В. Куфтяк, Е.И.Николаевой, Р.В. Овчаровой, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги и других авторов. Следует отметить, что изучение данной проблемы характеризуется с одной стороны, многообразием авторских позиций, с другой - большинство имеющихся исследований затрагивает лишь отдельные стороны приемного родитель-ства и направлено на решение конкретных практических задач. Анализ показал, что основной массив имеющихся исследований посвящен отбору кандидатов и значительно меньше внимания уделяется вопросам обучения приемных родителей и сопровождению приемных семей. Как отмечают Е.Б. Жуйкова и Т.Б. Панюш-ева, подготовка профессиональных приемных родителей в настоящее время не отличается от подготовки обычных усыновителей, а многие профессиональные приемные семьи «закрыты» от сотрудничества со специалистами служб сопровождения, держатся обособлено и не хотят включаться в сообщества приемных родителей [6].

Исследование, проведенное в 2013 году по заказу Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко Независимым институтом социальной политики, позволило выделить ряд критериев, учет которых является обязательным при формировании профессиональных приемных семей. B их число входят следующие пункты: 1. наличие базовой подготовки и регулярное повышение квалификации;

2. наличие необходимых материально-бытовых условий для воспитания детей; 3. доступность надлежащего социального, профессионального и психологического сопровождения; 4. наличие юридически оформленного контракта с органами опеки или иными специальными агентствами. При этом было подчеркнуто, что важным фактором, определяющим успешность адаптации детей в замещающих семьях, могут выступить «особые профессиональные качества замещающих родителей» [14].

Проведенный обзор психологических эмпирических исследований, направленных на подтверждение эффективности выделенных критериев успешности и благополучия приемных семей, обнаружил, что их количество не очень велико.

Значение уровня материального благосостояния в сохранении жизнестойкости замещающей семьи подтверждена в работе В.Г. Красновой и Т.С. Палкиной, показавших связь уровня экономического благополучия со статистикой «вторичного сиротства» [11].

Роль профессиональной подготовки в снижении возврата детей в социальные учреждения показана с позиций компетентностного подхода в эмпирическом исследовании О.Г. Япаровой и Е.И. Николаевой [17].

Ряд исследований убедительно свидетельствует о том, что вторичный возврат детей-сирот в социальные учреждения тесно связан с возрастом и количеством неврологических и психофизиологических проблем у детей, принятых в семью на воспитание, и что отказ от детей часто является следствием отсутствия у приемных родителей знаний об особенностях взаимодействия с больными и «проблемными» детьми, а также детьми-инвалидами [7, 12, 13 и др.].

важные факты, характеризующие приемных родителей как профессиональную группу, получены Т.Е. Котовой, которая установила, что у приемных родителей по сравнению с обычными родителями, отмечается более низкий уровень субъективной удовлетворенности различными сторонами жизни и, что большинству профессиональных приемных родителей требуется психологическая помощь и поддержка. Тем не менее, как отмечает автор, приемные родители редко обращаются со своими проблемами к специалистам службы сопровождения, а источником реальной помощи для них более чем в 70% случаев выступают близкие (супруги) [10].

Имеющиеся эмпирические данные также подтверждают связь эффективности приемных родителей с особенностями их ценностно-мотивационных установок. Показано, что успешные приемные родители более альтруистичны, социально ориентированы, а в центре их внимания и планов на будущее находятся заботы, связанные с потребностями приемных детей и обеспечение их благополучия. Неэффективные приемные родители в основном озабочены своими личными переживаниями и проблемами [15].

Об особенностях профессионального менталитета замещающих родителей свидетельствуют факты, полученные нами в ходе сравнительного эмпирического исследования, направленного на сопоставление структуры и иерархии ценностей у профессиональных приемных родителей и обычных родителей [3, 4].

Установлено, что структура терминальных ценностей в двух группах («обычных родителей» и «приемных родителей») практически совпадает: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «здоровье» занимают в сравниваемых структурах приоритетные позиции, а «творчество», «красота природы, искусство», «развлечения» - находятся на последних местах в иерархических списках. Однако приемные родители в меньшей степени по сравнению с обычными родителями ориентированы на инструментальные ценности, предполагающие «эффективность в делах», «самоконтроль», «самодисциплину», «самостоятельность», необходимые для организации жизни большой семьи со сложными родственными связями и включающей детей, имеющих серьезные заболевания и психологические проблемы. Можно предположить, что либо приемные родители в слабой степени осознают и соотносят конечные цели своей деятельности и способы их достижения, либо они не очень ответственно относятся к своим родительским обязанностям и задачам. Исследование также показало, что в отличие от обычных родителей для профессиональных приемных родителей незначимы «ценности профессиональной самореализации». Возможно, в их менталитете обязанности «профессионального приемного родителя» представлены не четко и не осознаются как особый вид профессиональной деятельности, направленной на воспитание и подготовку к самостоятельной жизни в социуме детей-сирот. Образы «Я родитель» и «Я профессионал» во многом совпадают и их не всегда можно разграничить. Реально осуществляя заботу о детях-сиротах, приемные родители часто не воспринимают эту деятельность как профессию, несмотря на подписание соответствующего договора о возмездном предоставлении данного вида социальной услуги государству.

Заключение

Таким образом, анализ эмпирических исследований, посвященных изучению факторов успешности и устойчивости профессиональной приемной семьи, показал, что ее жизнестойкость и внутреннее благополучие всех членов семьи определяются, наряду с другими переменными, степенью сформированности у приемных родителей («социальных воспитателей») структурных компонентов профессионального менталитета. При этом полученные разными учеными факты свидетельствует о том, что профессиональный менталитет у приемных родителей сформирован в слабой степени. Это касается в первую очередь содержания когнитивного компонента менталитета - особенностей ценностно-смысловых установок по отношению к своей профессиональной деятельности, а также наличия специальных профессиональных знаний из области медицины и детской психологии, необходимых для успешного воспитания и развития «проблемных» детей, прогнозирования и предотвращения трудных ситуаций и внутрисемейных конфликтов. По нашему мнению, проблема устойчивости приемных семей и задачи формирования профессионального менталитета, могут быть решены через разработку профессиограммы профессии «социальный воспитатель» и создания на ее базе единого стандарта для отбора и профессиональной подготовки специ-

алистов этой новой социально-ответственной профессии помогающего типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональная замещающая семья: подход к проблеме с позиций социальной психологии труда //Семья, брак и роди-тельство в современной России. Выпуск 2 / Под ред. А. В. Махнача, К. Б. Зуева.

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С.17-25.

2. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы специалиста «замещающий родитель»// Вестник Московского государственного областного университета, серия 'Психологические науки' , 2016. №1. С.99-114.

3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Индивидуальный стиль саморегуляции как ресурс стрессоустойчивости у замещающих родителей // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 75-92. doi:10.17759/sps.2017080105

4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е, Рунец О.В. Ценностные ориентации у профессиональных приемных родителей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т. А. Поповой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/ (дата обращения: 12.11.2017).

5. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-кон-цепции // Вестник Оренбургского университета. 2005. № 4. С. 162-169.

6. Жуйкова В.Б., Панюшина Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия, 2015. №4. С. 83-101.

7. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье - Кострома: Авантитул, 2009. 265с.

8. Зеленова М.Е., Кабаева В.М., Барабанова В.В. Уровень жизнестойкости, Я-концепция и профессиональное здоровье учителей // Социальная психология и общество. 2011. №3. С. 40-53.

9. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность. 1995. №6. С.140-149.

10. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -Ярославль, 2011. 27 с.

11. Краснова В.Г., Палкина Т.С. Материальное благополучие замещающей семьи как один из показателей ее жизнестойкости // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер.7. Философия. 2012. №3 (18). С.221-225.

12. Куфтяк Е. В., Тихонова И.В. Приемная семья: особенности подбора и адаптации: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи.

- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. 120с.

13. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 219 с.

14. Место профессиональной приемной семьи в системе замещающего ро-дительства в России: итоги исследования. [Электронный ресурс] // Независимый институт социальной политики по заказу и при поддержке Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко. URL: http://fondkluch.ru/wp-content/uploads/ Rezyume-issledovaniya-po-formam-ustroystva-detey-sirot.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

15. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2013. 336 с.

16. Юревич A.B. Структурные элементы национального менталитета. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2013. Т.6 N29. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2017)

17. Япарова О.Г., Николаева Е.И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. - 2007. № 6. С. 37-43.

Каплин С.Н., Тихомирова С.В.

ценностные ориентации и стратегии жизни участников в структуре мировоззренческих чувств участников групп интернет-активистов помогающей направленности

В социальной психологии и в целом в психологической науке растет интерес и, соответственно, количество исследований и научных публикаций, связанных с новыми феноменами, появившимися с развитием интернет и новых информационных технологий. В психолингвистике активно изучается дискурс разного вида интернет-общения, в психологии личности рассматриваются влияния на человека, проводящего значительную часть времени в интернет, организационная психология, эргономика и психология труда много тоже обозначила множество психологических проблем при взаимодействии человека с новыми интернет-инструментами, изменяющими способы организации труда, а также появление новых профессий и трансформацию старых. Однако, практически нет работ, посвященных новым типам групп, которые образовались и осуществляют совместную целенаправленную деятельность в интернет или с помощью интернет-технологий. Мы называем такие группы интернет-активистами. Для них интернет является не просто инструментом, опосредующим взаимодействие участников таких групп, а еще и социальной средой, в которой можно представить свою деятельность широкой общественности, оказать психологическое влияние на людей и другие группы, найти новых участников для своей группы, взаимодействовать с органами власти, силовыми структурами и теми, кто нуждается, например, в помощи групп интернет-активистов. Роль интернет в процессе формирования и деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.