Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION / THE NATURE OF SOCIALIZATION / STRUCTURE OF SOCIALIZATION / TECHNOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIALIZATION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Лилия Ахматьяновна, Юсупова Юлия Мухаматовна

В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, и показали, что одной из задач образовательного процесса в школе является рассмотрение проблемы социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями в инклюзии.Раскрывается проблема определения социализации, анализируются сущность понятию социализация, и его структура в процессе инклюзивного обучения. В научной работе нашли отражение фундаментальные исследования по проблемам социализации в образованииЛ.С. Выготского, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьева и других. Авторы также проанализировали научные работы по проблеме социализации среди молодых исследователей, таких какС.В. Алехина, Н.И. Хохлова, показывая разностороннее отношение к данному понятию.Новая государственная политика периода становления гражданского общества в России, тенденции демократизации и гуманизации образования привели к смене парадигмы педагогической науки.Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация образовательного процесса на самого ребенка, поиск новых толкований смыслов и результатов образования обусловили необходимость разработки новых педагогических стратегий, которые нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В существующих международных и федеральных нормативных документах инклюзия рассматривается в качестве одной из задач в развитие образования. Данный факт подкрепляется в таких документах как: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948), Декларация прав ребенка (ООН, 1959), Саламанкская декларация, а так же федеральные нормативные документы - законе «об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2009 г.,№ 273-ФЗ)», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Лилия Ахматьяновна, Юсупова Юлия Мухаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND STRUCTURE OF PRIMARY SCHOOL-AGEDCHILDREN SOCIALIZATION IN THE INCLUSIVE EDUCATION PROCESS

The article presents the theoretical analysis results carried out within the dissertation research scope and showed that one of the educational process tasks at school is to consider the socialization problem of younger students with special educational needs in inclusion.The definition problem of socialization is revealed, the socialization concept's nature and its structure in the inclusive education process are analyzed. The scientific work reflects the fundamental research on the socialization problems in education L.S. Vygotsky, A.V. Mudrik, A.N. Leontiev, and others. The authors also analyzed scientific works on the socialization problem among young researchers such as S.V. Alekhina, N.I. Khokhlova, showing a versatile attitude to this concept.The new national policy of the civil society formation period in Russia, the democratization tendencies, and the humanization of education led to a change in the pedagogical science paradigm.The uniqueness and intrinsic value recognition of the human personality, educational process reorientation to the child itself, the search for new education meanings and results interpretations made it necessary to develop new pedagogical strategies, which are reflected in the Federal State Educational Standards of the new generation. In the existing international and federal regulations, inclusion is considered as one of the tasks in education development. This fact is supported by such documents as the Universal Declaration of Human Rights (UN, 1948), the Declaration of the Rights of the Child (UN, 1959), the Salamanca Declaration, as well as federal normative documents - the law "on education in the Russian Federation (dated December 29, 2009, No. 273-ФЗ)", the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2018-2025, "Development of education in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2018-2025 and for the period up to 2030".

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ибрагимова Л. А., Юсупова Ю.М. Сущность и структура социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ibragimova L.A., Yusupova Yu.M. (2020). The nature and structure of primary school-aged children socialization in the inclusive education process. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN520.pdf (in Russian)

УДК 376 ГРНТИ 14.07.07

Ибрагимова Лилия Ахматьяновна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Профессор Доктор педагогических наук E-mail: laibra@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=329165

Юсупова Юлия Мухаматовна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия Аспирант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»

E-mail: Catlin89@mail.ru

Сущность и структура социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, и показали, что одной из задач образовательного процесса в школе является рассмотрение проблемы социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями в инклюзии.

Раскрывается проблема определения социализации, анализируются сущность понятию социализация, и его структура в процессе инклюзивного обучения. В научной работе нашли отражение фундаментальные исследования по проблемам социализации в образовании Л.С. Выготского, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьева и других. Авторы также проанализировали научные работы по проблеме социализации среди молодых исследователей, таких как С.В. Алехина, Н.И. Хохлова, показывая разностороннее отношение к данному понятию.

Новая государственная политика периода становления гражданского общества в России, тенденции демократизации и гуманизации образования привели к смене парадигмы педагогической науки.

Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация образовательного процесса на самого ребенка, поиск новых толкований смыслов и результатов образования обусловили необходимость разработки новых педагогических стратегий, которые нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В существующих международных и федеральных нормативных документах инклюзия рассматривается в качестве одной из задач в развитие образования. Данный факт подкрепляется в таких документах как: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948),

https:// mir-nauki. com

Декларация прав ребенка (ООН, 1959), Саламанкская декларация, а так же федеральные нормативные документы - законе «об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2009 г., № 273-ФЗ)», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

Ключевые слова: социализация; сущность социализации; структура социализации; технологическая структура социализации; инклюзивное образование

Быстроразвивающееся общество диктует изменения в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Сегодня перед современной системой образования выдвинут очень серьезный социальный заказ. Отличительной чертой стандартов нового поколения является ориентация не только на достижение предметных образовательных ресурсов, но и на формирование личности обучающихся - личности, владеющей компетенциями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования [1]. Наиболее значимые изменения, связанные с тем, что необходимы новые организационные формы, технологии, методы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые будут направлены на развитие, не только личности ребенка, но и на создание условий, которые будут способствовать его социализации и включению в общество.

Термин «социализация» выходит далеко за рамки психолого-педагогического знания и охватывает еще и другие сферы. С одной стороны, все прекрасно понимают значение социализации в бытовом смысле, с другой стороны, очень сложно дать определение данному термину, так как существует огромное количество трактовок понятия «социализация», например с точки зрения педагогики, психологии, философии и других отраслей наук.

Раскрыть сущность понятия социализация, выявить критерии и показатели социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения: методологии и теории педагогических исследований (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Рю Лурия); формировании и развитии личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн); воспитании, социализации личности (В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнина, Е.Н. Шиянова).

В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ; конкретизация; обобщение, прогнозирование.

Термин «социализация» берет свое начало от латинского слова <«оаа^», то есть в переводе означает «общественный» и понимается как, процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением [2].

Страница 2 из 8

Введение

Постановка задачи

Методология и методика исследования

Результаты

75PDMN520

Впервые данный термин упоминается и встречается в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов и социологов Р. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, М. Уолтера [3-6]. В своих работах Н.Ф. Голованов дает уточнение, о том, что общепринятое научное понятие «социализация» начало активно употребляться в западной, особенно в англоязычной, философской и психологической, литературе только в конце 50-х гг. XX в. [7].

Философы XIX века трактовали данный термин как процесс превращения и производства просоциальных установок. Я. Щепанский считал, что социализация трактуется следующим образом, «.. .влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». Н. Смелзер утверждал, что социализация представляет собой «.процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [8]. Ученые Д.Г. Мид, И. Гофман основной акцент делали на межличностное взаимодействие. «.В его процессе человек воспринимает ожидания конкретных других и обобщенного другого (общество, социальная группа) и создает свою собственную субъективную реальность», - писали они в своих работах [9; 10].

Теоретическим исследованиям общенаучных, методологических основ понятия социализации посвящено большое количество исследований отечественных ученых.

Известные педагоги и философы: В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, рассматривали сущность социализации, как необходимость в ранней социальной адаптации ребенка, поскольку те качества, которые заложены в раннем возрасте являются самыми прочными, важными и сопровождают его в процессе дальнейшего развития как личности.

Вопросы сущности и структуры социализации младших школьников нашли отражение в трудах ведущих отечественных педагогов и психологов М.М. Безруких, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.А. Ибрагимовой, А.Д. Кошелевой, Д.Б. Эльконина [11].

Особенно важным для современной педагогики является утверждение Л.С. Выготского, смысл которого заключается в том, что развитие «аномального» ребенка - это социальная проблема и задача педагогики заключается в «вправлении ребенка в нормальную колею развития [12]. Под «аномальным» ребенком понимается ребенок с особенностями в развитии.

Обращаясь к работам современных авторов, например, С.В. Алехиной, можно отметить, технологическую структуру социализации, которая связана с доступностью получения образования при помощи специально подобранных форм и методов педагогической работы, которые направлены на удовлетворение потребностей детей с особыми образовательными потребностями [13].

Так, вопросом сущности социализации задавалась и Г.М. Андреева. В своих трудах она особенно подчеркивает сложность структурных связей и отмечает, что социализация -«.двусторонний процесс: усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальное окружение, систему социальных связей; процесс активного воспроизведения системы социальных связей индивидом с помощью его активной коммуникации, работы и активного включения в социальную среду» [14]. В.И. Ильясова, Н.А. Хохлова занимались изучением проблемы социализации детей младшего школьного возраста, у которых существуют особые образовательные потребности, количество которых с каждым годом возрастает [15; 16].

К середине XX века, социализация стала самостоятельной областью исследований, поскольку данная тема была достаточно актуальной и масштабной. В настоящее время, одним из направлений таких исследований являются процессы формирования социально-адаптированной личности средствами образования, когда практически главным и

востребованным умением в настоящее время, становится умение самостоятельно овладевать информацией и адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. В исследовании Г.Р. Линкер говорится, что в современном, быстроменяющимся обществе возрастают требования к адаптивным качествам личности с особыми образовательными потребностями. В данной ситуации, основной задачей является поиск подходов, механизмов адаптации, принципов, которые отвечают за развитие личности [17].

Процесс социализации происходит при интеграции большого количества разных условий, которые не зависят от самой личности. Именно на этот факт указывают работы исследователей в области социальной педагогики. К примеру, А.В. Мудрик [18] выделил четыре группы факторов, которые имеют влияние на процесс социализации личности:

• 1 группа - это мегафакторы, к которым относится планета, мир, космос. То есть те факторы, которые так или иначе влияют на социализацию всех жителей Земли;

• 2 группа - макрофакторы, к ним относится этнос, общество и государство. Они влияют на социализацию живущих людей в определенной местности или стране;

• 3 группа - мезофакторы, это условия социализации больших групп людей, они определяются по месту их проживания, по средствам массовой информации, по принадлежности к каким-либо группам или субкультурам;

• 4 группа - микрофакторы, к которым относятся семья или соседи, группы людей, с которыми взаимодействуют, общественные, образовательные, воспитательные организации, работа, так называемое окружающее общество.

Таким образом, вышеуказанное, дает нам возможность сделать вывод о том, что эффективность социализации не всегда зависит только от самой личности или агентов социализации, а зависит от тех условий, в которых воспитывался ребенок и которые не подвластны лично ему для изменений.

Иными словами, сущность социализации является и процессом, и результатом усвоения, а также активным воспроизведением индивидом образцов поведения, тех социальных норм и ценностей, которые необходимы ему для дальнейшего, успешного нахождения в данном обществе. Процесс социализации охватывает обучение и воспитание, также приобщение к культуре, то есть, все то, с помощью чего индивид может принимать участие в социальной жизни. Структура социализации состоит из многих аспектов, которые находятся во взаимосвязи и определяют результат. В процессе социализации участвует не только сам индивид, но и его семья, соседи, одноклассники или одногруппники, СМИ, то есть все то, что его окружает и с кем он взаимодействует.

Основной процесс социализации проходит в стенах образовательного учреждения, а именно школы. Во-первых, потому что школа это вторичный агент социализации, то есть она входит в микрофактор. Школа, как будто является проводником личности в те сферы жизнедеятельности, которые до этого были труднодоступными. Пространство школы обучает новым ценностям, правилам и нормам поведения, которые в последствии будут использованы индивидом в различных сферах.

На наш взгляд, особое внимание нужно уделять именно начальной школе, поскольку именно там, формируются все необходимые нормы, ценности и понятия, которые необходимы для дальнейшего развития личности и его существования в обществе. Ребенок получает отличную возможность продемонстрировать свои творческие, интеллектуальные и личностные способности.

https:// mir-nauki. com

Обсуждение

Современный мир и те, социальные вызовы, которые связаны с социализацией молодого поколения, требуют принципиально новых методов и разработок как теоретических, так практических, то есть новый подход к рассмотрению данного вопроса. Как раз, практическая реализация разработки проблем социализации находится в рамках организации инклюзивного образования.

Возвращаясь в прошлое, вначале инклюзивное образование, было определено как совместное обучение детей с ограниченными возможностями и нормальными детьми и впервые, на законодательном уровне было рассмотрено и официально зафиксировано в 1994 году, в Саламанской декларации. Именно в этом документе дано определение «инклюзии», как реформе, которая поддерживает и приветствуют различия и особенности каждого человека.

Данный факт также прописан в следующих документах: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.).

Инклюзивное образование трактуется и понимается, как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные и другие особенности, позволяющее избежать социальной сегрегации детей с ОВЗ, обеспечение их участия в жизни коллектива образовательных учреждений.

В своей работе С.В. Алехина отмечает, что, учитывая все многообразие особых образовательных потребностей, создаваемая система должна состоять из многих компонентов, должна быть гибкой, адаптивной, а требует определенных и даже существенных изменений учебного процесса, содержания образования и подготовка, повышение квалификации педагогов [13].

Сегодня, в системе Российского образования проявляется практическая реализация принципов инклюзивного образования. Уже в правовой сфере, в федеральных, нормативно-правовых документах инклюзия рассматривается как одна из приоритетных задач всей системы образования.

За последнее время, были приняты федеральные и региональные законодательные и нормативные документы, такие как Федеральная целевая программа развития образования на 2018-2025 годы, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 2014 года, в котором указаны требования для реализации адаптированных программ, необходимых для обучения детей с ОВЗ. Далее, Постановление «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

Проанализировав эти документы, мы действительно находим подтверждение, что одной важной задачей в системе образования является создание, а также модернизация образовательных систем, где ребенок с особыми образовательными потребностями, ребенок с ОВЗ, сможет получить необходимые знания, умения, правила поведения, социальные нормы, которые важны для адаптации в современном мире и необходимы для того, чтобы быть готовым к условиям, меняющимся в обществе.

Плаксина Н.А., считает, что одно из основных и важных условий успешной социализации детей с ОВЗ, то есть с особыми образовательными потребностями, является включение детей этой категории в коллектив, где есть дети с нормально развивающимися потребностями. По ее мнению, таким образом, в результате совместного обучения и воспитания, дети учатся принимать свои собственные особенности, принимать чужие

особенности, не зацикливаться на том, что у кого-то есть различия внешние или психические, толерантно относится друг к другу, общаться и взаимодействовать друг с другом [19].

Выводы

Таким образом, подводя итог исследовательской работы, можно утверждать о том, что создание образовательной среды, в качестве составляющей процесса социализации, по мнению вышеуказанных авторов, является одним из главных принципов организации инклюзивного обучения. После проведенного теоретического анализа, проведенного исследования, мы также согласны с мнениями известных педагогов и психологов. Считаем, что структура условий состоит из: материальной, нормативной и педагогической составляющей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагимова Л.А., Ганиева Э.А. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. С. 128134.

2. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕРСЭ, 2007.

3. Парк, Р.Э. (1998) Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. № 2. С. 172-175.

4. Miller, N.E., and Dollard, J. Social Learning and Imitation. New Haven: Yale University Press, 1941.

5. James S. Coleman Social Capital in the Creation of Human Capital, 1988.

6. Walter Mischel Personality and Assessment. New York, 1968.

7. Голованов Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

8. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. издания на рус. яз. В.А. Ядов. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; пер. с англ. А Д. Ковалева. М.: КАНОН-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. - 304 с.

10. Мид Дж. Аз и Я II Американская социологическая мысль: Тексты пер. А. Гараджи / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 237 с.

11. Ибрагимова Л.А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: дис. ... канд.пед.наук. - Москва, 1995.

12. Выготский. Л.С. Педагогическая психология. - М., 1985. - 480 с.

13. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1. - С. 83-92.

https:// mir-nauki. com

14.

15.

16.

17.

18. 19.

Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 335 c.

Хохлова Н.И. Педагогические условия социальной адаптации детей дошкольного возраста в процессе интегрированного образования: дис. ... канд.пед.наук. -Чебоксары, 2012. - 176 с.

Ильясова В.И. Социальная ситуация (специфика) образования детей дошкольного возраста // Фундаментальная и прикладная наука. - 2016. - №4. - С. 60-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30470494 (дата обращения: 22.11.2020).

Линкер Г.Р., Юсупова Ю.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 79-89.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т практич. психологии, 1997. - 364 с.

Плаксина Н.А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект // Известия ВГПУ. - 2015. - № 1(96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-mladshih-shkolnikov-po-otnosheniyu-k-detyam-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostyami-diagnosticheskiy-aspekt (дата обращения: 28.08.2020).

75PDMN520

Ibragimova Liliia Ahmatyanovna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: laibra@yandex.ru

PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=329165

Yusupova Yulia Muhamatovna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: Catlin89@mail.ru

The nature and structure of primary school-aged children socialization in the inclusive education process

Abstract. The article presents the theoretical analysis results carried out within the dissertation research scope and showed that one of the educational process tasks at school is to consider the socialization problem of younger students with special educational needs in inclusion.

The definition problem of socialization is revealed, the socialization concept's nature and its structure in the inclusive education process are analyzed. The scientific work reflects the fundamental research on the socialization problems in education L.S. Vygotsky, A.V. Mudrik, A.N. Leontiev, and others. The authors also analyzed scientific works on the socialization problem among young researchers such as S.V. Alekhina, N.I. Khokhlova, showing a versatile attitude to this concept.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The new national policy of the civil society formation period in Russia, the democratization tendencies, and the humanization of education led to a change in the pedagogical science paradigm.

The uniqueness and intrinsic value recognition of the human personality, educational process reorientation to the child itself, the search for new education meanings and results interpretations made it necessary to develop new pedagogical strategies, which are reflected in the Federal State Educational Standards of the new generation. In the existing international and federal regulations, inclusion is considered as one of the tasks in education development. This fact is supported by such documents as the Universal Declaration of Human Rights (UN, 1948), the Declaration of the Rights of the Child (UN, 1959), the Salamanca Declaration, as well as federal normative documents - the law "on education in the Russian Federation (dated December 29, 2009, No. 273-03)", the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2018-2025, "Development of education in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2018-2025 and for the period up to 2030".

Keywords: socialization; the nature of socialization; structure of socialization; technological structure of socialization; inclusive education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.