Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1135
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демакина А.А., Богомолова И.Д.

Реформирование государственной системы здравоохранения идет почти 20 лет, но, по мнению многих авторов, несоответствие управленческих и экономических механизмов его функционирования, недоучет традиций в организации отрасли до сих пор поддерживает кризисное состояние в ней. Это снижает эффективность работы системы и ведет к развитию негативных процессов в состоянии здоровья населения.Reforming the public health system is almost 20 years, but according to many authors, the discrepancy of management and economic mechanisms of its functioning, the underestimation of the traditions in the organization of the industry still supports the critical state in it. This reduces the efficiency of the system and leads to the development of negative processes in the health status of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ»

Демакина А.А. студент 2 курса специальность «Таможенные платежи и валютное регулирование» Богомолова И.Д. студент 2 курса специальность «Таможенные платежи и валютное регулирование» Поволжский государственный университет сервиса.

Россия, г. Тольятти СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

РОССИИ

Реформирование государственной системы здравоохранения идет почти 20 лет, но, по мнению многих авторов, несоответствие управленческих и экономических механизмов его функционирования, недоучет традиций в организации отрасли до сих пор поддерживает кризисное состояние в ней. Это снижает эффективность работы системы и ведет к развитию негативных процессов в состоянии здоровья населения.

Ключевые слова: здоровье, здравоохранение, система здравоохранения, качество жизни, здравоохранительная политика

Reforming the public health system is almost 20 years, but according to many authors, the discrepancy of management and economic mechanisms of its functioning, the underestimation of the traditions in the organization of the industry still supports the critical state in it. This reduces the efficiency of the system and leads to the development of negative processes in the health status of the population.

Key words: health, health, health, quality of life, health policy

Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Система здравоохранения - это совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.

Также к государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских аппаратов и медицинской техники.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства РФ.

Управление и контроль над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.

Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.

Система здравоохранения имеет определенную структуру, где каждый уровень имеет свои цели и задачи. Так главными задачами организации

здравоохранения на федеральном уровне следует считать:

• определение стратегии развития здравоохранения в стране;

• разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;

• разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;

• координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

• разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

• На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть:

• развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

• разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.

Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены:

• показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;

• объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

• общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

• мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

• основные направления профилактической деятельности.

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения (табл. 1).

Таблица 1

Классификация учреждений здравоохранения по выполняемым ими _функциям_

Профиль учреждений здравоохранения Выполняемые функции в сфере здравоохранения

1. Лечебно-профилактические • Оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению. • Внедрение в практику обслуживания населения современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний. • Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы. • Привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию населения.

2. Охраны материнства и детства • Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода. • Оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством об охране материнства и детства. • Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с акушерско-гинекологическими стационарами и другими ЛПУ.

3. Санитарно-эпидемиологической службы • Осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора. • Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения. • Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека. • Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых инфекционных заболеваний и отравлений. • Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

4. Санаторно-курортные. • Квалифицированное обследование и лечение больных в соответствии с принятыми стандартами комплексной терапии с преимущественным использованием природных лечебных факторов. • Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и целенаправленной санитарно-просветительской работы среди больных и обслуживающего персонала. • Научно-практическая работа с целью дальнейшего развития теории и практики курортного дела.

5. Патологоанатомической, судебно-медицинской экспертизы. • повышения профессионального уровня врачей (на основе клинических разборов летальных исходов и клинико-анатомического сопоставления). • статистической разработки структуры смертности населения. • проведение судебно-медицинского обследования потерпевших либо обвиняемых для определения характера и механизмов нанесения увечий.

6. Аптечные • Реализация населению готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов врача, а также учреждениям здравоохранения. • Изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией. • Отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики • Разработка и стандартизация с учетом потребности системы здравоохранения требований к эксплуатационным и функциональным характеристикам разрабатываемой продукции с учетом передовых зарубежных технологий. • Развитие опытной и научной базы отечественных предприятий. • Развитие производственных мощностей отечественных предприятий и организация серийного выпуска конкурентоспособной продукции.

8. Образовательные и научно-исследовательские • Проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, развитие здравоохранения и медицинской науки, подготовка высококвалифицированных научных и медицинских кадров. • Развитие и координация новых направлений фундаментальных исследований во всех научных учреждениях медицинского и медико-биологического профиля.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание

уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Система здравоохранения становится органическим элементом существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

Современное состояние здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и окружающей среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения.

Сегодня более 30 отраслей общественного хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль - экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

— формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;

— необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

— особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

— повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Реформируемая, а тем более в перспективе окончательно сформированная, система здравоохранение в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия, как с общими конституционными основами государства, так и с конституционными гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При возникновении и вскрытии таких возможных противоречий необходимо привести систему здравоохранения и, в частности, внешние и внутренние формы и отношения ее субъектов, в соответствие с основополагающими условиями общественной среды. В этом смысле, построение потребной модели здравоохранения является процессом в высокой степени активным, а свободное развитие такой системы становится в определенной степени

регулируемым процессом.

Использованные источники:

1. Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А.И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением. - 2002. - №1.

2. Григорьева Н. С. Что было...что есть...что будет (некоторые размышления по поводу реформы здравоохранения Российской Федерации) // Управление здравоохранением. - 2003, №1.

3. Организация медицинской помощи в Российской Федерации // Поликлиника. - 2001. - №34. Федорченко, Б.Н. Каким будет "кит", на котором стоит ОМС?: [Беседа с исполнительным директором тульского территориального фонда ОМС Б. Федорченко] / Беседу вела О. Глебова // Мед. вестник. - 2002. - №12. - С.4-5. 5. Шевченко Ю. Российское здравоохранение: итоги и планы / Ю. Шевченко // Мед. вестник. - 2002. - №9

УДК 338.432:330.1

Дементьева Н.В. студент магистратуры Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Россия, г. Великие Луки РЫНОК ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРОДУКЦИИ В РОССИИ КАК РЫНОК «ЛИМОНОВ» В статье рассматриваются вопросы развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в России. Определено, что отсутствие сертификации органической продукции в России делает данный рынок «рынком лимонов».

Экономика сельского хозяйства, органическая и химизированная продукция, рынок органической сельскохозяйственной продукции, асимметрия рыночной информации

Development of organic food market in Russia is discussed. The article argues that lack of (proper) certification turns the organic food market into The market for "Lemons".

Key words: Agrialtural economics, organic andinorganic food, organic market, information asymmetry

Выражение «органические продукты» пришло к нам из-за рубежа[1]. Оно образовалось от английского слова organic, что означает «органический, принадлежащий к растительному или животному миру». В России эквивалентом органической продукции является словосочетание «экологически чистые продукты». Термин «экологически чистый продукт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.