Научная статья на тему 'Сущность и структура профессионализма педагога высшей школы'

Сущность и структура профессионализма педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONALISM OF A HIGH SCHOOL TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / COMPONENTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аапшова А. В.

В статье рассматривается сущность понятия «профессионализм педагога высшей школы», его специфика и основные направления; определены компоненты, механизмы и условия развития профессионализма педагога высшей школы. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substance and structure of professionalism of a higher school teacher

The article reveals the conception of the higher school teacher professionalism, its specifics and the main directions, its components, mechanisms and development. The author makes conclusions important for the development of research methodology.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура профессионализма педагога высшей школы»

Результаты эксперимента позволяют констатировать определённые изменения в структуре психофизической подготовленности у участников опытной группы.

Таким образом, широкое внедрение средств физической подготовки в учебно-воспитательный процесс ввуза является одной из основных задач по физическому совершенствованию, укреплению здоровья, повышению работоспособности и учебной активности курсантов во всем периоде обучения.

Примечания

1. Физическое воспитание студентов и учащихся: учеб. пособие / под ред. Н. Я. Петрова, В. А. Соколова. Минск: Полымя, 1998. 256 с.

2. Петрушевский И. И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1993. 21 с.

3. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооружённых силах СССР / под ред. Л. А. Вайднер-Дубровина, Т. Т. Джамгарова, А. В. Коробкова. Л.: ВКФФК и С при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1964. 468 с.

4. Волков К. В. Адаптация энергетического метаболизма у человека к воздействию физических нагрузок при систематическом занятии спортом // Физиологические проблемы адаптации: тез. докл. II Всесо-юз. симп. по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 22-24 мая 1994. С. 93-94.

5. Виленский М. Я., Русанов В. П. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов // Физ. культура в научной организации труда студентов пед. института. М., 2001. С. 8-14.

6. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1998. 223 с.

7. Вавилов Б. И. Новое понимание здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1998.

8. Наставление по Физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации, 2001 года (НФП-2001).

УДК 378.126

А. В. Лапшова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается сущность понятия «профессионализм педагога высшей школы», его специфика и основные направления; определены компоненты, механизмы и условия развития профессионализма педагога высшей школы. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

The article reveals the conception of the higher school teacher professionalism, its specifics and the main directions, its components, mechanisms and development. The author makes conclusions important for the development of research methodology.

Ключевые слова: профессионализм, профессионализм педагога высшей школы, профессиональное развитие, компоненты развития профессионализма педагога высшей школы.

Keywords: professionalism, professionalism of a high school teacher, profession al development, components of professional development.

Целостное развитие высшего образовательного учреждения как сложной педагогической системы невозможно без развития педагогов, их профессионализма. Требования к профессионализму педагогов всегда были высокими, а в настоящее время, в период модернизации образования, они многократно возрастают. В связи с этим возникает необходимость более тщательного исследования проблемы повышения профессионализма педагогических кадров. В последние годы проблеме развития профессионализма уделяется достаточно большое внимание, но несмотря на это задача поиска новых научно-педагогических подходов к ее решению остается актуальной.

Проблема развития педагогов и совершенствование их профессионального уровня является социальной проблемой и выходит за рамки педагогического сообщества. Она отражает отношения личности педагога и коллег, педагога и студента, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Ведущим феноменом человеческой деятельности, формирования личности педагога-профессионала является категория «профессионализм» как главное качество человека, обеспечивающее удовлетворение трудом и его результатом. Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности, требующей постоянного систематического совершенствования.

© Лапшова А. В., 2009

Технологии профессионального образования в вузе

В педагогической науке и практике уделяется достаточное внимание рассмотрению сущности понятия «профессионализм». Профессионализм рассматривается:

- как хорошее овладение своей профессией, предполагающее наличие профессионализма личности (личностный аспект), профессионализма деятельности (функциональный аспект), профессиональную компетентность (предметный аспект), мастерство (технологический аспект) (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) [1];

- возможность достижения высоких профессиональных результатов производительности труда, наличие психологических компонентов внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств (А. К. Маркова) [2];

- определенная системная организация сознания и психики человека, включающая следующие компоненты: свойства личности человека как субъекта деятельности: его мотивация; отношение к себе, к людям, к деятельности; эмоциональность, креативность, представление о сочетании личных и профессиональных качеств; его достижения, приемы, действия, умения, навыки, операции, система операций, система комплексных работ; информированность о профессии; профессионально-теоретические знания; психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены), психологические трудности и нагрузки в данной профессиональной области (Е. А. Климов) [3];

- совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные предметы, технологические и социальные особенности профессии, при этом личностный аспект нацеливает на развитие свойств личности, создает ориентацию на саморазвитие личности специалиста, перестройку его мышления; функциональный аспект раскрывает продуктивность его деятельности и позволяет рассматривать степень сложности выполняемых функций, успешность (продуктивность) выполнения этих функций, анализировать профессиональную деятельность педагога (Н. В. Кузьмина) [4];

- способность педагога к компетентностно-му выполнению трудовых функций, приобретенную в ходе учебной и практической деятельности; уровень мастерства и искусности в определенном виде занятий, соответствующих уровню сложности выполняемых работ (Л. М. Митина)

[5];

- главное качество человека, обеспечивающее удовлетворение трудом, его результатом как генетическую потребность личности понимать и преумножать красоту труда, исходящую от внутренней духовной потребности личности. Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности и ос-

новывается на взаимодействии личностных способностей, мотивов, социально-профессиональных ориентаций, определяющих отношение к труду (А. П. Беляева) [6].

Сущность проблемы развития профессионализма педагога высшей школы связывается с постановкой и решением следующих вопросов:

- исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем;

- поиск адекватных форм развития профессионализма педагогов высшей школы;

- создание системы организационно-педагогических условий, способствующих процессу развития профессионализма педагога высшей школы.

Развитие профессионализма происходит через выполнение педагогом все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целый комплекс профессиональных знаний и функций, а также путем расширения видов деятельности [7].

Профессионализм педагога проявляется в свободном апеллировании понятиями, умении анализировать свою профессиональную деятельность, находить причины, давать им объяснение, способности выполнения любых операций на разнообразном оборудовании определенной профессиональной группы. Способности решать профессиональные задачи определенной сложности характеризуют уровень профессионализма.

В результате исследования взаимоотношений различных характеристик деятельности педагога установлено, что понятие «профессионализм» является видовым по отношению к понятию «профессионализм педагога высшей школы», находится в функциональных связях с такими понятиями, как «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие», «профессиональное мастерство», «профессиональный потенциал», «готовность к профессиональной деятельности».

Для обозначения динамики процесса движения профессионализма, по нашему мнению, в наибольшей мере подходит термин «профессиональное развитие». Рассмотрение профессионального развития с точки зрения деятельностного подхода позволило определить его как деятельность педагога по увеличению своего профессионального потенциала, являющегося объективным, интегративным показателем, характеризующим одновременно продуктивность деятельности педагога, профессиональное мастерство и профессиональную компетентность, его личностные качества и мотивацию профессиональной деятельности.

Как показало исследование, формирование и развитие профессионализма педагога высшей

школы включает в себя личностный, функциональный, предметный, технологический и социальный компоненты. Профессиональный рост педагога происходит в каждом из них. В личностном аспекте профессиональный рост представляет собой развитие качеств личности, необходимых для педагога высшей школы; в функциональном - повышение уровня продуктивности его деятельности; в предметном - актуализацию знаний, умений и навыков по предмету, специальности; в технологическом - освоение прогрессивных специальных технологий; в социальном -овладение искусством осуществления коммуникативной деятельности, подготовки его к жизни и деятельности в социальной сфере [8].

Исходя из сказанного, развитие профессионализма педагога высшей школы следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, функциональном, предметном, технологическом и социальном компонентах профессиональной деятельности педагога. Анализ уровня развития того или иного аспекта профессионализма педагога дает возможность определить направления его саморазвития, соответствующие ориентиры на развитие определенных способностей. Одновременно самоанализ, выполненный с помощью соответствующих тестов, формирует у педагога определенные установки на собственное развитие.

Развитие профессионализма педагога высшей школы рассматривается не только как производство и присвоение новых знаний, идей, ценностей, личностных смыслов, но и как раскрытие сущностных сил, деятельностных способностей обучающихся, их возможностей компетентност-ного и ответственного решения профессиональных задач, создание предпосылок для непрерывного профессионального развития личности педагога [9].

Мы провели теоретический анализ процесса профессионального развития как социального явления, установили факторы и условия, способствующие этому процессу. Выяснили, что существует механизм профессионального развития, который состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, общих для всех индивидуальных процессов профессионального развития и обеспечивающих его самоорганизацию. К этим элементам относятся: условия и стимулы профессионального развития, личностные качества педагога, формы и характер профессионального развития, механизм оценки результатов профессионального развития.

Исследование теоретических вопросов формирования и развития профессионализма педагога высшей школы позволило сформулировать

ряд выводов, имеющих важное значение для разработки методологии исследования и управления указанными процессами.

1. Формирование и развитие профессионализма педагогов высшей школы следует рассматривать как комплексный процесс, происходящий в личностном, функциональном, предметном, технологическом и социальном компонентах профессиональной деятельности.

2. Формирование мотивации является основным условием: управление профессиональным развитием отдельных специалистов или профессиональных коллективов в целом невозможно осуществить иначе, как путем создания условий и формирования мотивации развития профессионализма.

3. Уровень развития профессионализма определяется величиной потенциала. Профессиональный потенциал является объективным, интегра-тивным показателем, характеризующим одновременно продуктивность деятельности педагога и его профессиональную компетентность, профессиональное мастерство и профессиональную культуру, личностные качества и мотивацию профессиональной деятельности.

4. Помимо создания условий и формирования мотивации развития профессионализма среда также выполняет и другие функции по отношению к профессиональному развитию. Эти функции заключаются в обеспечении реализации профессионального потенциала индивида, а также установлении связи между уровнем профессионального развития (потенциала) и аттестацией на определенную должностную категорию.

Инновационные тенденции в процессе развития профессионализма педагога высшей школы являются следствием усложняющегося синтеза научных знаний.

Процесс развития профессионализма педагога высшей школы требует расширения, а существующая система развития профессионализма не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности педагога высшей школы; нерешенной остается проблема моделирования структуры развития профессионализма, поиска инновационных форм и методов технологической реализации обучения. Доказано, что инновации в профессиональном образовании обеспечивают развитие личности профессионализма педагога, формирование его профессиональных качеств, удовлетворение профессионально-образовательных потребностей.

Нами определены социально-профессиональные и субъективные функции профессионализма. Социально-профессиональные функции универсальны для всех этапов развития профессионализма и представлены аксиологической, инфор-

Технологии профессионального образования 6 вузе

мационной, нормативной, коммуникативной, ин-тегративной, социальной функциями. Субъективные функции профессионализма рассматриваются относительно субъектов образовательного процесса для каждого этапа непрерывной профессиональной подготовки.

На основе анализа теории и практики профессиональной деятельности определены основные направления деятельности и функциональные особенности педагога высшей школы, обозначены профессионально значимые компоненты структуры личности педагога (способности, знания, умения, профессионально-личностные качества), которые послужили основополагающими характеристиками для построения модели развития профессионализма педагога в системе непрерывной профессиональной подготовки.

Несмотря на имеющийся опыт развития профессионализма педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки, в педагогической теории не рассматривается целостный процесс развития профессионализма педагога высшей школы. Таким образом, в профессиональной педагогике развитие профессионализма педагога высшей школы становится актуальной проблемой, которая требует создания новой научной модели развития профессионализма педа-

гога высшей школы, опирающейся на основные тенденции развития общества и профессионального образования.

Примечания

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская АН. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М., 1992. 960 с.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма / Международный гуманитарный фонд «Знание». М., 1998. 309 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, 1996. 150 с.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1980. 119 с.

5. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 5. С. 48-58.

6. Беляева А. П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях // Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. С. 628.

7. Маркова А. К. Указ. соч.

8. Кузьмина Н. В. Указ. соч.

9. Климов Е. А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.