Научная статья на тему 'Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования'

Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИМИДЖ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна

В статье подробно анализируется педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме профессионализма педагога в высших учебных заведениях. Рассматриваются различные точки зрения о сущностных характеристиках профессионализма педагога, также исследуются условия повышения эффективности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT DEFINITION OF THE PROFESSIONALISM OF TEACHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION

The paper analyzes in detail the pedagogical and psycho-pedagogical literature on the issue of professionalism of the teacher in higher education. Various points of view about the essential characteristics of the professionalism of the teacher, are also investigated conditions increase the efficiency of education.

Текст научной работы на тему «Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования»

УДК 378

А.В.ЛАПШОВА, к.пед.н., доцент НГПУ им. К.Минина, e-mail: any 19.10@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A.V.Lapshova

CURRENT DEFINITION OF THE PROFESSIONALISM OF TEACHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION

В статье подробно анализируется педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме профессионализма педагога в высших учебных заведениях. Рассматриваются различные точки зрения о сущностных характеристиках профессионализма педагога, также исследуются условия повышения эффективности образования.

Ключевые слова: профессионализм, педагогический профессионализм, имидж педагога, профессиональное мастерство, профессиональная компетентность.

The paper analyzes in detail the pedagogical and psycho-pedagogical literature on the issue of professionalism of the teacher in higher education. Various points of view about the essential characteristics of the professionalism of the teacher, are also investigated conditions increase the efficiency of education.

Keywords: professionalism, teaching professionalism and image of the teacher, professional skills, professional competence.

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Только квалифицированный профессионал - педагог оказывает позитивное влияние на формирование творческих студентов, добивается лучших результатов в свой деятельности, постоянно обогащает свой интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, творческий потенциал. Педагог является основным субъектом, призванным решать задачи развития образования, выдвигаемые современными условиями, занимает ключевую позицию в педагогическом процессе. Современная образовательная ситуация требует успешного разрешения многих проблем, среди которых остро стоит проблема развития профессионализма педагога как фактора повышения качества образования.

Специфика теоретико-познавательной ситуации, связанной с исследованием профессионализма, заключается в том, что, с одной стороны, профессионализм представляет собой сложный и многофункциональный феномен, что обуславливается сложностью и многоаспектностью самого феномена профессии, в том числе педагогической; с другой -предметной спецификой тех научных дисциплин, в рамках которых происходит изучение профессионализма. Поэтому сам термин «профессионализм» для одних сфер деятельности является достаточно устоявшимся (например, для рабочих профессий), а для других -спорным как в понятийном смысле, так и в содержательном. В рамках педагогической науки термин «профессионализм» является относительно новым, а потому не устоявшимся. Так, анализ учебных пособий по теории и истории педагогики 1960-70-х гг. показывает, что термин «профессионализм» не упоминается. Это свидетельствует о том, что данное понятие не было общепринятым. Доминирующими были понятия, связанные с раскрытием профессиональных знаний и умений педагога, качеств его личности, выполнением профессиональных функций, как самостоятельное стало рассматриваться понятие «профессиональное мастерство». В 1980-х гг. вводятся «профессиональная направленность», «профессиональная компетентность», «профессиональные качества», «профессиональные ценности».

Анализ учебных пособий по педагогике 1990-х гг. (Б.Т. Лихачева (1993 г.),

П.И. Пидкасистого (1995 г.)) показывает, что в них используется термин

«профессионализм», но его определение не дается. В учебном пособии «Педагогика» под редакцией В.А. Сластенина (1997 г.) понятие «педагогический профессионализм» становится основополагающим, и рассматриваются такие компоненты профессионализма как профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональное творчество, профессиональные умения, профессиональное мастерство [3].

Анализ вышеуказанных источников показывает, что, видимо, этимология понятия «профессионализм» не нашла своего объяснения в педагогической науке. В словарях и справочно-энциклопедических изданиях, в том числе и педагогических, понятие

«профессионализм» отсутствует. Как правило, используются такие близкие по смыслу термины, как «профессия», «профессиональный», «профессионал». Только в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается определение «профессионализма» как «хорошее владение своей профессией», что, конечно, не дает полного представления о сути данного понятия [2].

Анализ психолого-педагогической литературы, исследований по проблеме профессионализма показал:

1. Ученые выделяют два понятия: педагогический профессионализм и

профессионализм учителя (Л.К. Гребенкина, В.Я. Синенко), но основная масса исследователей чаще всего не различают этих двух понятий, что отражается на определении сущностных характеристик профессионализма [1];

2. Cуществуют различные точки зрения на вопрос о компонентах профессионализма,

что в свою очередь, позволяет нам выделить три подхода: психологический,

технологический (процессуальный), комплексный (интегрированный).

Психологическая концепция профессионализма - модели, структуры, компоненты профессионализма, в основу которых положены психологические основания деятельности педагога, обеспечивающие ее эффективность и оптимальность.

Технологический (деятельностный, процессуальный) подход - основу профессионализма составляют такие аспекты педагогической деятельности, как уровень владения профессиональными знаниями, умениями, навыками, квалификация, профессиональное мастерство, владение техниками и технологиями, где личностные характеристики, качества, в свою очередь, играют роль сопровождения деятельности.

Комплексный (интегративный) подход - объединяет элементы деятельности и личности педагога как равнозначные компоненты профессионализма.

3. Доминирование акмеологического подхода к определению профессионализма, включающего профессионализм деятельности и профессионализм личности, находящиеся в диалектическом единстве.

4. Рассмотрение профессионализма как динамической структуры и выделение различных уровней профессионализма (допрофессионализм, профессионализм и суперпрофессионализм и т.д.)

5. Неоднозначны подходы к определению критериев и показателей профессионализма.

6. Использование как равнозначных, синонимичных понятий «профессионализм», «компетентность», «мастерство», «квалификация».

В современных условиях развития образования и общества в целом особое значение для педагога приобретает профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к решению профессиональных задач в новых условиях. Одним из условий повышения эффективности образования многие ученные рассматривают личность профессионала - педагога. Усложнение задач образования придает особую значимость изучению роли имиджа как одного из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов

диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект-субъектных отношений в рамках реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений.

Анализ психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность вопроса формирования позитивного отношения к имиджу педагога.

В.Н. Черепанова определяет индивидуальный имидж как целенаправленно сформированный, интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием, взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой [4].

Исходя из проведенного анализа литературы по проблеме, выделяются следующие компоненты имиджа:

• вербальный имидж;

• габитарный имидж;

• кинетический имидж.

Многие исследователи педагогического мастерства и педагогической компетентности выделяют в качестве их составляющей личностные качества педагогов.

Под профессионально-значимыми качествами рассмотрим их интегрирующую функцию, то, что, по сути, составляет «ядро» и мастерства, и компетентности, и имиджа педагога. Профессионально-значимыми качествами личности педагога являются качества, обеспечивающие успешность реализации личности в профессии.

Выделяются три группы качеств:

• природные качества (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность);

• качества как следствие образования и воспитания (толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм);

• качества как следствие профессиональной деятельности (требовательность, справедливость, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, саморегуляция).

Таким образом, по нашему мнению, профессионализм педагога необходимо рассматривать как системную интегральную характеристику личности, представляющую взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих неповторимую индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.

Составляющие профессионализма включают в себя:

• педагогическую компетентность - единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей уровень овладения предметными, методическими (технологическими) и психолого-педагогическими знаниями и умениями;

• педагогическое мастерство - владение современными методиками, техниками и технологиями передачи знаний, умение формировать развивающую среду, создавать комфортные условия для взаимодействия субъектов образовательной среды, техника и культура невербального общения, техника и культура вербального общения (вербальная выразительность), эмоционально-волевая саморегуляция;

• профессионально-значимые качества личности педагога (ядро имиджа и профессионализма в целом) - качества, обеспечивающие успешность реализации личности в профессии;

• индивидуальный имидж педагога как интегрированное понятие, определяющее единство психологических, вербальных и невербальных характеристик, позволяющих наиболее компетентно реализовать свою профессиональную деятельность через формирование позитивного мнения (вербальный имидж, габитарный имидж, кинетический имидж).

Такой подход к определению сущности профессионализма педагога обеспечивает целостность представлений о труде педагога и о результатах его деятельности и в свою очередь, может стать основой совершенствования профессионализма педагога, как одной из задач современного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного

педагогического образования: дис. докт. пед. наук / Л.К. Гребенкина. - М., 2000. - 441 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1997.

3. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст /

В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2000. - №4. - С. 4-9.

4. Черепанова, В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство

реализации гуманистической концепции образования: дис. канд. пед. наук / В.Н. Черепанова. - Тобольск, 1998. - 195 с.

© Лапшова А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.