Научная статья на тему 'Моделирование воздействия информационной среды на уровень профессионализма педагога высшей школы'

Моделирование воздействия информационной среды на уровень профессионализма педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / МОДЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / INFORMATION ENVIRONMENT / HIGH SCHOOL TEACHER / PROFESSIONALISM OF TEACHER OF HIGH EDUCATION INSTITUTION / MODEL OF INFORMATION ENVIRONMENT INFLUENCE / INFORMATION POTENTIAL / PROFESSIONALISM VECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Сергей Анатольевич, Голушко Татьяна Константиновна

Проанализированы особенности влияния информационной среды на учебно-методический, научно-исследовательский и организационно-управленческий компоненты профессиональной деятельности педагога вуза. Построена обобщенная модель, иллюстрирующая динамику уровня профессионализма педагога высшей школы под воздействием получаемых информационных сообщений, выделены основные проблемы построения указанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Сергей Анатольевич, Голушко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MODELING OF INFORMATION ENVIRONMENT ON PROFESSIONALISM LEVEL OF HIGH SCHOOL TEACHER

The features of influence of the information environment on educational methodical, research and organizational administrative components of professional activity of teacher of high education institution are analyzed. The generalized model illustrating dynamics of professionalism level of the teacher of the high school under the influence of received information messages is constructed; the main problems of creation of the specified model are allocated.

Текст научной работы на тему «Моделирование воздействия информационной среды на уровень профессионализма педагога высшей школы»

УДК 378:303.09

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© С.А. Голушко, Т.К. Голушко

Ключевые слова: информационная среда; педагог высшей школы; профессионализм преподавателя вуза; модель воздействия информационной среды; информационный потенциал; вектор профессионализма. Проанализированы особенности влияния информационной среды на учебно-методический, научно-исследовательский и организационно-управленческий компоненты профессиональной деятельности педагога вуза. Построена обобщенная модель, иллюстрирующая динамику уровня профессионализма педагога высшей школы под воздействием получаемых информационных сообщений, выделены основные проблемы построения указанной модели.

XX век нынешнего тысячелетия ознаменовался свершением очередной научно-технической революции, в результате которой общество вышло на новую стадию своего развития, получившую название «информационной». Происходящие изменения, заключающиеся в построении и развитии телекоммуникационной инфраструктуры, существенным образом трансформировали материальную и духовную жизнь социума, преобразовали общественные взаимосвязи, внесли коррективы в нормы и правила поведения людей.

В той или иной мере изменения коснулись всех сфер человеческой жизнедеятельности, затронув и политику, и экономику, и культуру, однако в первую очередь, на наш взгляд, информатизация общества отразилась на функционировании системы высшего профессионального образования (далее - ВПО). В самом деле, именно система высшей школы должна была оперативно среагировать на происходящие изменения, т. к. возникла острая необходимость в подготовке конкурентоспособного специалиста, владеющего не только узкопрофессиональными знаниями, но и новейшими технологиями их получения, обработки, а также умениями и навыками использования компьютерной и офисной техники, соответствующих средств связи при решении профессиональных и личных задач.

Следует отметить также, что на первоначальном этапе информатизации и компьютеризации сложилась парадоксальная ситуация: вести подготовку будущих специалистов, отвечающих новым требованиям, приходилось тому профессорско-преподавательскому составу, который в большинстве своем сам нуждался в пополнении соответствующих знаний, умений и навыков. Поставленная перед высшей школой задача усложнилась еще и определенной инертностью системы образования, не успевающей за экспоненциальным обновлением информации и требующей постоянной коррекции учебных планов и, прежде всего, их вариативной части, регулярного изменения содержания преподаваемых дисциплин и методов их преподавания [1], в связи с чем требования к личности педагога, его профессиональным качествам возросли многократно.

Несомненно, определению места и роли педагога высшей школы всегда уделялось достаточно внимания в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: были рассмотрены особенности профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений различного профиля (военного, аграрного, инженерного, гуманитарного и др.), исследована специфика педагогического взаимодействия в системе ВПО (субъ-ект-субъектное, интерактивное, диалогическое, личностное взаимодействие и др.), проанализированы условия формирования и развития профессиональной культуры педагога высшей школы (обновление содержания профессионального образования, особенности личностной готовности, методологические ориентиры и т. д.), а также направления модернизации системы высшего профессионального образования в части ее кадрового состава (развитие научного потенциала, становление системы менеджмента качества, движение интеллектуальных ресурсов вуза и т. п.) [2, 3].

Однако новые условия, условия информатизации общества, вносят серьезные коррективы в уже устоявшуюся научную теорию, заставляют заново решать вопросы оценки деятельности преподавателя вуза, перераспределения ее функциональных составляющих, оптимизации методов и средств обучения в ситуации информационного насыщения и перенасыщения, поэтому проблема развития профессионализма педагога высшей школы и выявления факторов, способствующих его повышению, по-прежнему сохраняет свою актуальность. Не ставя целью настоящего исследования всестороннее рассмотрение сущности и критериев оценивания профессионализма педагога высшей школы, мы принимаем в качестве базового его определение как устойчивых свойств субъекта, обеспечивающих высокую продуктивность научно-педагогической деятельности, и выделяем в его содержании три базовых компонента профессиональной деятельности современного преподавателя: учебно-методический, научноисследовательский и организационно-управленческий. Охарактеризуем каждый из них более подробно.

1. Учебно-методический компонент. В ходе учебно-методической деятельности преподаватель вуза

3393

готовит материалы лекций, заданий для практических и лабораторных работ, разрабатывает учебно-методические комплексы дисциплин, подкрепляя их учебными и наглядными пособиями, проектирует и реализует различные формы учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов и т. д.

2. Научно-исследовательский компонент. С целью реализации научных идей и планов преподаватель вуза готовит и защищает диссертации, публикует статьи и монографии, руководит исследовательской деятельностью студентов и аспирантов, редактирует научные работы, принимает участие в научных и научнопрактических конференциях различного уровня, научных программах и конкурсах.

3. Организационно-управленческий компонент. Планирование различного рода мероприятий, заключающееся в объединении ресурсов, руководство коллегами, студентами, диагностика их возможностей и координация их действий, решение организационных проблем, а также ориентация собственной учебной и научной деятельности на получение результатов, обладающих свойством потенциальной коммерциализуемо-сти [4], определяют сущность и наполнение организационно-управленческой деятельности современного педагога высшей школы.

Будем считать, что наивысшим показателем профессионализма преподавателя вуза является не только гармоничное сочетание всех трех основных компонентов, но и высокий уровень развития по каждому из названных направлений, что может быть представлено упрощенной пространственной моделью (рис. 1).

В данном случае вектор, иллюстрирующий оптимальное сочетание учебно-методического (УМК), научно-исследовательского (НИК) и организационноуправленческого (ОУК) компонентов, расположен строго по центру первого октанта (назовем его зоной профессионального комфорта) и скалярно представляет собой один из уровней профессионализма деятельности и зрелости личности педагога (I - овладение профессией, II - педагогическое мастерство, III - педагогическое творчество; IV - самоактуализация педагога в профессии). Однако в реальной жизни, в силу ряда причин, преподаватель вуза отдает предпочтение какому-либо одному из видов профессиональной педагоги-

ческой деятельности, тем самым происходит отклонение вектора от центра (идеального положения) к одной из осей, например, в сторону учебно-методической работы (рис. 2а) или научно-исследовательской (рис. 2б).

Каким же образом информационная среда воздействует на уровень профессионализма педагога высшей школы? Как изменится направление и величина вектора его профессионализма под влиянием информационного воздействия? Можно ли вообще количественно оценить происходящие изменения? Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо определить сущность информационной среды и проанализировать ее значение в деятельности преподавателя вуза.

Определим информационную среду как часть информационного пространства, отождествляемую с деятельностью людей, в определенной степени познаваемую и управляемую ими. Учитывая изоморфность родового и анализируемого понятий, можно выделить две группы свойств, определяющих особенности данного вида среды: атрибутивные, обусловливающие структуру описываемого явления как такового, и характеристические свойства, позволяющие отличить информационную среду от любой другой, отображающие ее

ОІ'К

_|_____________________УМК

1 /

I /

I /

_1/

Рис. 1. Пространственная модель профессионализма преподавателя вуза

Рис. 2. Пространственная модель изменений уровня профессионализма преподавателя вуза в случае предпочтения им учебно -методической (а) и научно-исследовательской (б) работы

3394

внутреннюю природу [5]. К первой группе относятся такие свойства, как структурированность и многомерность, характеризующие наличие многоуровневой и разнонаправленной структуры, объединяющей в себе бесконечное число элементов информационной среды (в структуру включены объекты, субъекты и комплекс связующих их методов и средств), каждый из которых одновременно может взаимодействовать с несколькими другими элементами. К характеристическим свойствам следует отнести следующие основные отличительные признаки: целостность, коммуникативность, динамичность, непрерывное расширение границ информационной среды и неравномерность ее плотности (неоднородность).

Но, как бы не описывали рассматриваемое явление, бесспорным является тот факт, что доминантной фигурой, определяющей функционирование информационной среды и испытывающей ее ответные действия, является человек, а в контексте пересечения «система высшего профессионального образования ^ информационная среда» лидирующую позицию занимает личность педагога высшей школы. Тогда, учитывая, что реализация всех профессиональных функций современного педагога (ориентационной, мотивационно-стимулирующей, образовательно-развивающей, воспитывающей, проектировочно-конструктивной, коммуникативной, организационной, гностической, прогностической, аналитической, коррекционной и т. д.) заключается в осуществлении получения, создания, обработки, поиска, распространения и использования информации, мы полагаем, что состояние эмоциональной и операциональной сфер профессионализма есть результат подчинения/противодействия влиянию информационной среды.

Позиционирование данного фактора как определяющего ни в коем случае не отрицает иных условий становления и развития профессионализма преподавателя вуза (индивидуально-психологических, физиологических), но любой внешний, социальный фактор (в частности, общественно-экономическая формация, образовательное пространство, профессиональные и личные контакты) и даже часть внутренних (например, мотивация, потребность в достижениях) напрямую или опосредованно формируются благодаря информационной среде, зависят от поступающей извне информации. Следовательно, взаимодействие с информационной средой является необходимым (но не достаточным) условием для формирования совершенного владения педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, хорошего знания содержания предмета, понимания педагогических целей и их достижения, условием, создающим определенный информационный потенциал личности. Здесь под информационным потенциалом личности понимается либо человеческий потенциал (совокупность знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа) в условиях информатизации общества, либо уровень ответа «личностной системы (варианты способов принятия решений) с использованием или внутреннего, или внешнего управления на поступающую информацию» [6, с. 231].

Причем вся поступающая информация проецируется и на профессионализм в целом, и на каждое из вышеназванных направлений в отдельности, однако по своему семантическому наполнению информационное сообщение может быть отнесено только к одному из

вышеназванных компонентов. Таким образом, в аспекте представленной ранее модели вектор, иллюстрирующий уровень профессионализма, после воздействия информационной среды получает, с одной стороны, некоторое скалярное приращение, с другой - определенным образом меняет свое направление в сторону оси, тождественной содержательному значению полученной информации, например, в сторону организационно-управленческого компонента (рис. 3).

Причем необходимо остановиться на следующих моментах.

1. Изменение вектора профессионализма преподавателя вуза происходит по правилу суммирования векторов (исходного вектора профессионализма и вектора информационного сообщения), но указанные векторы все-таки не могут быть стандартизированы в одной системе. Это означает, что единицы приращения по различным осям не равны, и единица приращения по любой оси не совпадает с единицей приращения по результирующему вектору, поэтому предложенная графическая интерпретация носит гипотетический характер.

2. Воздействия информационной среды обладают свойством аккумуляции: движение по любой оси происходит по результату накопления, суммирования некоторого числа информационных сообщений. Причем достижение определенного предела осуществляется не по количественному, а по качественному, содержательному критерию, вместе с тем возникает серьезная проблема в оценке силы информационного воздействия. Действительно, если оценить уровень педагогического профессионализма вполне возможно (выделены многочисленные критерии и методики определения сформированности соответствующих групп профессионально важных качеств, разработаны технологии экспертного определения уровня квалификации педагогических работников) [7], то рассчитать эффективность информационного воздействия затруднительно.

Рис. 3. Изменение вектора профессионализма преподавателя вуза после воздействия информационного сообщения (организационно-управленческого содержания):

- исходное состояние вектора профессионализма;

' ■ ■ ► - вектор воздействия информационной среды (информационного сообщения);

- новое состояние вектора профессионализма

3395

Несомненно, в науке делались подобные попытки, но они решали отдельные, специфические задачи, например, вопросы определения степени информационного влияния различных форм распространения массовой информации (справочного издания, информационного буклета, конкретного СМИ) или установления экономических потерь предприятия в условиях информационных войн. Однако оценка воздействия информационного потока, совокупности информационных сообщений, часть из которых не представлена в знаковосимвольной форме, практически осталась без внимания.

3. Как уже отмечалось выше, взаимодействие с информационной средой является необходимым (но не достаточным) условием для становления и развития профессионализма преподавателя вуза, а информационное воздействие осуществляется посредством потока информации. Однако это вовсе не означает, что любое информационное сообщение будет принято, усвоено и скажется на уровне профессионализма, дав определенный импульс учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-управленческой работе преподавателя вуза. Так, например, анализируя структуру информационного пространства, частью которого и является информационная среда, выделяют следующие единицы:

- суперноваторы/новаторы (генераторы информации и быстро воспринимающие новое) ~ 18 %;

- центр (умеренные новаторы/умеренные консерваторы) ~ 30 %;

- суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое) ~ 15 % [8].

С некоторой долей погрешности полагаем, что и профессорско-преподавательский состав системы ВПО можно условно поделить на эти три группы. В этом случае можно предположить следующее:

- в группе педагогов-новаторов взаимодействие с информационной средой наиболее активно, поэтому вполне логично предположить максимальный уровень информационного потенциала и наибольшую вероятность роста профессионализма;

- группа «центр» также может быть охарактеризована наличием и реализацией собственного инфор-

мационного потенциала, но рост профессионализма будет не столь заметным по сравнению с предыдущей группой;

- суперконсерваторы, выстроив информационные барьеры, с течением времени могут утратить уже завоеванные профессиональные позиции, перейдя из фазы интенсивного развития в фазу профессиональной стагнации.

В самом деле, если человек игнорирует поступающую актуальную информацию об изменяющихся состояниях профессиональной среды и информационной среды, то возможны два варианта: либо, выполняя действия в соответствии с уже сложившимися, но неадекватными представлениями, он перестает соответствовать профессиональным критериям, либо, пытаясь изменить окружение в соответствии со своими представлениями, затрачивает впустую невероятные усилия [9]. Последнее можно проиллюстрировать следующим образом: оставленное без внимания воздействие информационной среды представляет собой вектор соответствующей оси, но противоположного направления. До некоторого момента это незначительно сказывается на уровне профессионализма (вектор отдаляется от оси и уменьшается в скалярном эквиваленте) (рис. 4а), но аккумулированная индифферентность приводит к тому, что результирующий вектор выходит из зоны профессионального комфорта (рис. 4б).

Подобная картина будет наблюдаться и случае «нефильтрованного» восприятия поступающих извне информационных потоков, т. к. стремительный рост объема информации, увеличение информационной неопределенности, невозможность установления соответствия между объемом информации и количеством ее источников приводит к тому, что потребление зачастую ненужной, бесполезной или неоднократно повторяющейся информации (информационного шума) существенным образом увеличивает информационную нагрузку преподавателя вуза и снижает его информационный потенциал.

4. Реакция на информационное воздействие сугубо индивидуальна. Действительно, существование вышеуказанных групп («суперноваторы/новаторы», «центр», «суперконсерваторы») объясняет различные уровни

Рис. 4. Пространственная модель изменений уровня профессионализма преподавателя вуза в случае эпизодического (а) и регулярного (б) игнорирования им информации по организационно-управленческому направлению

3396

восприимчивости информации и различную реакцию на одно и то же информационное сообщение, однако аналогичное наблюдается и внутри одной группы. Подобное есть проявление пересечения ряда особенностей: психотипизации личности, субъективного опыта, локализации в пространственно-временном континууме, неоднородностью самой информационной среды и т. д.

Все вышеперечисленное в конечном итоге порождает существенные проблемы при конкретизации обобщенной модели изменений уровня профессионализма преподавателя вуза, т. к. для объективной оценки происходящего следует учесть значительное число факторов, часть из которых достаточно трудно формализуема. Тем не менее, построенная модель уже позволяет предложить некоторые рекомендации по созданию условий для комфортного существования личности в информационной среде, а именно:

1) активизировать взаимодействие с информационной средой, осваивая новые методы и средства связи, тем самым повышая собственный уровень информационной и компьютерной культуры;

2) постоянно расширять границы личностного информационного сегмента за счет преодоления географических, социальных, возрастных барьеров;

3) выработать механизм выборочного восприятия поступающих извне информационных потоков, а также дозированной отдачи результатов информационной деятельности личности, т. е. своего рода двухстороннего фильтра внешней информационной среды.

Предложенные рекомендации позволят не только увеличить информационный потенциал личности, но и, как следствие, повысить уровень профессионализма педагога высшей школы на разных этапах его профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голушко Т.К. Проблемные аспекты взаимодействия преподавателя

высшей школы и внешней информационной среды // Педагогическая информатика. 2012. № 4. С. 7-15.

2. Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы в условиях модернизации российского образования // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 7 (19). С. 56-61.

3. Акутина С.П., Бобырев А.В. Стратегии профессионального развития педагога высшей школы в условиях модернизации образования // Педагогика и современность. 2013. № 2. С. 11 -16.

4. Паштаев Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2013. 37 с.

5. Талова В.В. Библиотечное образовательное пространство в контексте свойств информационного пространства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 84-89.

6. Осипова-Дербас Л.В. Формирование информационного потенциала личностной и социальной системы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 71. С. 228-234.

7. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 146-148.

8. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. 388 с.

9. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах. Новокузнецк, 2005. № 8. С. 26-44.

Поступила в редакцию 5 ноября 2013 г.

Golushko S.A., Golushko T.K. INFLUENCE MODELING OF INFORMATION ENVIRONMENT ON PROFESSIONALISM LEVEL OF HIGH SCHOOL TEACHER

The features of influence of the information environment on educational methodical, research and organizational administrative components of professional activity of teacher of high education institution are analyzed. The generalized model illustrating dynamics of professionalism level of the teacher of the high school under the influence of received information messages is constructed; the main problems of creation of the specified model are allocated.

Key words: information environment; high school teacher; professionalism of teacher of high education institution; model of information environment influence; information potential; professionalism vector.

3397

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.