Научная статья на тему 'Сущность и структура понятия «Педагогическое мастерство учителя в поствузовский период» и педагогические условия его формирования'

Сущность и структура понятия «Педагогическое мастерство учителя в поствузовский период» и педагогические условия его формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2719
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ПОСТВУЗОВСКИЙ ПЕРИОД / СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ПОСТВУЗОВСКИЙ ПЕРИОД / PEDAGOGICAL SKILL / FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER DURING THE POSTHIGH SCHOOL PERIOD / STRUCTURE OF PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER DURING THE POSTHIGH SCHOOL PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отс Марина Владимировна

В статье на основе анализа различных взглядов на понятие «педагогическое мастерство» уточняется понятие «педагогическое мастерство учителя в поствузовский период», раскрывается его содержание и структура, а также педагогические условия его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Structure of the Notion Pedagogical Skill of the Teacher During the Posthigh School Period and its Pedagogical Conditions

The article carries the various sights at the definition of pedagogical skill, definition of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period is defined as a part of the general training, structure of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period and its pedagogical conditions are allocated.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура понятия «Педагогическое мастерство учителя в поствузовский период» и педагогические условия его формирования»

УДК 371.13 ББК 74.204

Отс Марина Владимировна

аспирант г. Сургут Ots Marina Vladimirovna

Post-graduate

Surgut

Сущность и структура понятия «педагогическое мастерство учителя в поствузовский период» и педагогические условия его формирования Essence and Structure of the Notion “Pedagogical Skill of the Teacher During the Posthigh School Period” and its Pedagogical Conditions

В статье на основе анализа различных взглядов на понятие «педагогическое мастерство» уточняется понятие «педагогическое мастерство учителя в поствузовский период», раскрывается его содержание и структура, а также педагогические условия его формирования.

The article carries the various sights at the definition of “pedagogical skill”, definition of “pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period” is defined as a part of the general training, structure of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period and its pedagogical conditions are allocated.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, формирование педагогического мастерства учителя в поствузовский период, структура формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Key words: pedagogical skill, formation of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period, structure of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period.

Сегодня обществу необходима опережающая педагогика, обеспечивающая становление и развитие творческой личности, готовой к осуществлению любых технологических операций на любых участках функционирования общества. Отличительные особенности такой личности - способность видения целостной картины мира, наличие собственной иерархии ценностей, умение анализировать любые ситуации, устанавливать системные связи, выявлять и обозначать проблемы, находить их решение на уровне идеального, прогнозировать возможные

варианты развития найденных решений и т.д. Вот почему школа, и общество нуждаются в современном педагоге, способном качественно решать новые задачи образования. Компетентность, ответственность, способность осуществлять профессиональную деятельность на уровне мировых стандартов и быть готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности - характерные черты современного педагога. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период, обеспечивающая переход учителя к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. В центре концепции современного школьного образования находится личность учителя и ученика и, в связи с этим, исследования педагогического мастерства учителя в поствузовский период. Приобретают особую значимость вопросы: "Что вкладывается в понятие "педагогическое мастерство?" В чем заключаются особенности педагогического мастерства в поствузовский период? В силу каких закономерностей и конкретных влияний происходит формирование и совершенствование педагогического мастерства учителя в поствузовский период?"

Анализ школьной практики и научных публикаций свидетельствует о том, что многие учителя недовольны результатами своей работы, ощущают недостаточный уровень своего педагогического мастерства и необходимость его совершенствования, но не могут избрать правильный путь для этого.

Вот почему сегодня, как никогда остро, стоит проблема формирования педагогического мастерства учителей именно в поствузовский период.

В педагогике понятие «формирование» определяется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов (Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин). Формирование подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [3].

Прежде чем говорить о формировании педагогического мастерства современного учителя именно в поствузовский период, необходимо выяснить какой смысл ученые вкладывают в содержание этого понятия.

Изучению сущности педагогического мастерства учителя, его структуры, путей формирования и развития посвящены работы многих ученых. Так, И.А.Зязюн рассматривает педагогическое мастерство как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». Ряд авторов (И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич) подходит к раскрытию сущности педагогического мастерства с позиций личностно-деятельностного подхода, в котором мастерство понимается «как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности». К важнейшим свойствам личности педагога ученые относят гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся в работах свойства личности учителя, способствующие продуктивности педагогической деятельности: вежливость, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гуманность, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, инициативность, искренность, сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность и т.д. [5].

Известно, что важнейшим фактором овладения деятельностью являются способности. Ученые считают педагогические способности «важнейшим фактором достижения высокого мастерства в развитии личности ребенка» [3].

В понятие педагогическое мастерство должны быть включены профессиональные умения и навыки (Ю.П.Азаров, Н.В.Кузьмина, В.П.Симонов). Они выступают определяющими элементами педагогического мастерства, придающими глубину, основательность, осмысленность действиям учителя. В профессио-

грамме, представленной В.А.Сластениным насчитывается около 107 таких умений (умения выдвигать проблемные задачи; умения находить оригинальные решения; умения предвидеть; и т.д.).

В работах многих отечественных ученых понятие «педагогическое мастерство» тесно связывается с понятием «педагогическое творчество». Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творчество педагога проявляется в стремлении применить и усовершенствовать чей-то опыт, в умении развить чью-либо идею и применить ее на практике. Рассматривая различные аспекты педагогического мастерства учителя, его способность к творчеству, ученые отмечают, что творчество - это всегда создание чего-то нового, более прогрессивного. Практика показывает, что в стремлении создать это новое, педагог приходит к выводу, что начинать создание нового необходимо с себя; педагог начинает осознавать необходимость своего самообразования, саморазвития, самосовершенствования.

Мы видим, что развитие понятия «педагогическое мастерство» шло и продолжает идти по линии наращивания (увеличения) количества факторов (элементов, параметров, характеризующих свойства, качества, способности и т.п.), от которых зависит его формирование.

Для решения проблемы нашего исследования, исходя из ее актуальности, необходимо уточнить понятие «педагогическое мастерство учителя в поствузовский период», теоретически обосновав его структуру и содержание.

Опираясь на имеющиеся в психолого-педагогической литературе определения понятий «педагогического мастерства» мы считаем, что педагогическое мастерство учителя в поствузовский период - это интегративное качество личности, предусматривающее овладение профессиональными знаниями в процессе обучения специальным дисциплинам и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению педагогических задач.

Под интеграцией понимается сторона процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов [3].

Профессиональная подготовка учителя - это психическое образование личности, считающей себя способной и подготовленной к осуществлению педагогической деятельности на основе совокупности знаний, умений, навыков и стремящейся ее выполнять.

Личностная подготовленность учителя в поствузовский период - это его внутренняя настроенность на решение педагогических задач, ориентированность на активные и целесообразные действия в профессиональной деятельности.

Формулировки понятия в исследованиях последних лет представляют собой разнообразные сочетания двух, трех и более элементов, характеризующие чаще всего различные виды процессов.

Большинство авторов различных концепций готовности едины в том, что выделяют в ее структуре три основных компонента. Называются они каждым автором по-разному, но суть у них одна. По мнению одних - сочетание когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов. По мнению других (О.В. Каткова и др.) - когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты. По мнению третьих (К.В.Локшин и др.) - сочетание гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов.

В современных условиях формирование педагогического мастерства учителя в поствузовский период является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной готовности и обусловлено синтезом знаний (гносеологический компонент), умений (праксиологический компонент) и ценностных отношений (аксиологический компонент). Профессиональная подготовка - это совокупность знаний, умений и навыков педагогического мастерства, т.е. гносеологический и праксиологический компоненты. А личностная подготовленность - это формирование ценностных отношений, мотивов, качеств личности, психологической готовности, т.е. аксиологический компонент.

Следовательно, мы вводим в структуру педагогического мастерства учителя в поствузовский период, следующие взаимодействующие компоненты: гносеологический, праксиологический и аксиологический. При этом их содержание определяется так:

1. Гносеологический компонент - знание содержания профессиональной деятельности, содержания решаемых профессиональных задач; знания методики и дидактики преподавания.

2. Праксиологический компонент - профессиональные умения, навыки, опыт.

3. Аксиологический компонент - ценности и ценностные ориентации; мотивы профессиональной деятельности; способность к самообразованию и самовоспитанию с целью развития и совершенствования в себе личностных качеств и способностей, которые необходимы в профессии.

Эффективность процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период может быть существенна повышена, если соблюдаются педагогические условия.

С позиции педагогической науки «условия» определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса.

Первое педагогическое условие - участие педагога в профильном обучении учащихся.

Концепция модернизации российского образования ставит в первую очередь следующие задачи перед учителем профильной школы:

1. Обеспечить «вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса» через участие в проектировании индивидуальных образовательных траекторий школьников.

2. Создать условия для «практической ориентации образовательного процесса введением интерактивных, деятельностных компонентов», освоением проектно-исследовательских и коммуникативных методов.

3. Завершать профильное самоопределение старшеклассников.

4. Формировать их способности и компетентности, необходимые для выбора будущей профессии.

Деятельность учителя в условиях профильной школы предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности. Уровень первичной квалификации, приобретенной в педагогическом вузе, необходимо посто-

янно повышать, так как деятельность учителя в рамках профильного обучения требует от педагогов глубоких научных знаний не только по своему предмету, но и по смежным дисциплинам, умения разрабатывать собственные программы, использовать интерактивные методики и современные образовательные технологии, что соответствует гносеологическому компоненту формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Второе педагогическое условие - создание и реализация технологического процесса обучения, в основе которого следует понимать конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, стандартизации способов и приемов обучения, в том числе с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценностных форм и привычек поведения.

С нашей точки зрения, в условиях профильного обучения наиболее востребованными являются технологии модульного обучения, информационные технологии, технологии критического мышления, кейс-технологии.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы, способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, что соответствует праксиологическому компоненту формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период и показывает умение использовать полученные знания на практике.

Третье педагогическое условие - готовность педагога к самосовершенствованию.

На формирование и рост педагогического мастерства учителя профильной школы в поствузовский период положительное влияние оказывает мотивация.

Без мотивационной направленности субъекта на овладение избранной профессией, эффективность профессиональной деятельности будет минимальной даже в том случае, если специалист имеет в достаточной степени развитой

интеллект и склонность к творческой деятельности. Изначальная личностная позиция влияет на организацию и продуктивность педагогической деятельности. В условиях изменения структуры образования, требующей способностей педагогов к инициативной, творческой, поисковой деятельности, особую значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация их профессионального самосовершенствования.

Мотивация профессионального самосовершенствования педагога в поствузовский период по своему развитию представляет собой сложную функциональную систему интегрированных и динамических процессов, в которых отражаются основные ее функции: побуждения, направленности, регуляции и контроля выполнения. Данные функции логически взаимосвязаны с основными ее этапами: мотивация самовоспитания, мотивация самообразования, мотивация реализации программы самосовершенствования и самоконтроля.

Только последовательное и полное выполнение задач всех этих этапов приводит к искомому результату - совершенствованию педагогического мастерства учителя в поствузовский период, развитию его профессионально значимых качеств и отражает аксиологический компонент формирования педагогического мастерства учителя в поствузвский период.

Итак, к педагогическим условиям эффективного формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период мы относим условия, способствующие формированию трех взаимосвязанных компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического. Уровень сформированности названных компонентов определяет формирование педагогического мастерства учителя в поствузовский период.

Библиографический список

1. Василенко, И.С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе. Дисс. ... канд. пед. наук: 22.00.06 / Василенко Ирина Сергеевна. - Ростов н/Д. - 2003. - 190 с.

2. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязин-ский . - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

3. Локшин, К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Локшин Кирилл Владимирович. - Сургут. - 2008. - 175 с.

4. Макарова, Е.Н. Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности // Профильная школа. - 2005. - № 5. - С. 17-22.

5. Маштакова, Г.Ю. Развитие саморегуляции деятельности учителя как определяющее условие повышения его педагогического мастерства. Дисс. ... канд. пед. наук: 19.00.01 / Маштакова Галина Юрьевна. - Казань, 1998. - 180 с.

6. Пан, С.Н. Подготовка педагога профильной школы // Народное образование. - 2004. - № 1. - С. 133-140.

7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В.А.Сластенин, В.П.Каширин. - М., 2001. - 473 с.

Bibliography

1. Vasilenko, I.S. Dynamics of motivation of professional self-improvement in innovative process. Cand. Degree: 22.00.06 / Vasilenko Irina Sergeevna. - Rostov on/D. - 2003. - 190 p.

2. Zagvyazinski, V.I. Pedagogical creativity of the teacher / V.I. Zagvyazinski. -M.: Pedagogics, 1987. - 160 p.

3. Lokshin, K.V. Formation of administrative readness of the future manager of physical training at training to special disciplines. Cand. Degree: 13.00.08 / Lokshin Kirill Vladimirovich. - Surgut. - 2008. - 175 p.

4. Makarova, E.N. Profile training of educational process as a way of construction of an educational reality // Profile school. - 2005. - № 5. - P. 17-22.

5. Mashtakova, G.Y. Development of self-control of activity of the teacher as a defining condition of increase of its pedagogical skill. Cand. Degree: 19.00.01 / Mashtakova Galina Yur’evna. - Kazan. - 1998. - 180 p.

6. Pan, S.N. Preparation of the teacher of profile school // People’s education. -2004. - № 1. - P. 133-140.

7. Slastenin, V.A. Psychology and Pedagogics / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. -M., 2001. - 473 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.