УДК 371.13
ББК 74.204
Отс Марина Владимировна аспирант г. Сургут Ots Marina Vladimirovna
Post-graduate
Surgut
Условия формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период Pedagogical Skill of the Teacher During the Posthigh School Period and its Pedagogical Conditions
В статье на основе анализа условий формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период определены критерии и показатели процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
The article carries the conditions of formation ofpedagogical skill of the teacher during the posthigh school period, defines the criterions and parameters ofprocess of formation ofpedagogical skill of the teacher during the posthigh school period.
Ключевые слова: формирование педагогического мастерства учителя в поствузовский период, условия формирования педагогического мастерства, критерии и показатели.
Key words: formation of pedagogical skill of the teacher during the posthigh school period, pedagogical conditions, the criterions and the parameters.
Необходимость формирования и совершенствования педагогического мастерства учителя в поствузовский период вытекает из основной задачи российской образовательной политики - достижения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сегодня, в условиях финансово-экономического дефицита, эффективными средствами улучшения качества образования являются мобилизация внутренних ресурсов
121 Вестник ЧГПУ 01’2009
регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения. Очевидно, что результат качества образования связан с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. Результатом профессионального становления педагога является его педагогическое мастерство.
В настоящее время понятие «педагогическое мастерство» учителя в по-ствузовский период переживает процессы интенсивного самосознания: дифференцируются области научного знания, структуры в общих системах педагогического мастерства, уточняются его философские основания, стратегии развития, понятийный аппарат.
В ходе нашего исследования нами было дано уточненное понятие педагогического мастерства учителя в поствузовский период, а в структуру педагогического мастерства учителя в поствузовский период были введены три взаимодействующих компонента.
Мы считаем, что педагогическое мастерство учителя в поствузовский период - это интегративное качество личности, предусматривающее овладение профессиональными знаниями и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению педагогических задач.
Профессиональная подготовка - это совокупность знаний, умений и навыков педагогического мастерства, т. е. гносеологический и праксиологический компоненты. А личностная подготовленность - это формирование мотивов, качеств личности, психологической готовности, т. е. аксиологический компонент.
Следовательно, мы вводим в структуру педагогического мастерства учителя в поствузовский период следующие взаимодействующие компоненты: гносеологический (профессиональные знания методики и дидактики преподавания), праксиологический (профессиональные умения и навыки), аксиологический (мотивы профессиональной деятельности).
Уровень сформированности названных компонентов определяет формирование педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
Понимая развитие как естественный процесс самодвижения объекта, ис-
точник которого заключен в нем самом, мы считаем необходимым остановиться на выделении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
Мы определили три педагогических условия, соблюдение которых в большей степени влияет на эффективность процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период:
- участие педагога в профильном обучении, требующее постоянного повышения уровня первичной квалификации, полученной в педагогическом вузе;
- создание и реализация технологического обеспечения профильного обучения учащихся;
- формирование положительной мотивации, направленной на самообразование и самовоспитание.
Первое педагогическое условие - участие педагога в профильном обучении учащихся.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Концепция модернизации российского образования ставит в первую очередь следующие задачи перед учителем профильной школы:
1. Обеспечить «вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса» через участие в проектировании индивидуальных образовательных траекторий школьников.
2. Создать условия для «практической ориентации образовательного процесса введением интерактивных, деятельностных компонентов», освоением проектно-исследовательских и коммуникативных методов.
3. Завершать профильное самоопределение старшеклассников.
4. Формировать их способности и компетентности, необходимые для выбора будущей профессии.
Мы видим, что научно обоснованная деятельность учителя в условиях профильной школы предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности. В международной практике образования выделяют следующие группы ключевых компетентностей:
- политическая и социальная компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни;
- компетентность жизни в многокультурном обществе, связанная с уважением друг друга, умением жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетентность, определяющая владение устным и письменным общением; владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни;
- компетентность, связанная с владением новыми технологиями, пониманием их применения, их силы и слабости.
Таким образом, мы видим, что деятельность учителя в рамках профильного обучения требует от него более глубоких знаний не только по своему предмету, но и по смежным дисциплинам, что соответствует гносеологическому компоненту формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
Первое педагогическое условие мы рассматриваем в непосредственной связи со вторым.
Второе педагогическое условие - создание и реализация технологического процесса обучения учащихся. Понятие «технология» является достаточно новым для педагогической лексики. Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, си-
стематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, в том числе с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков в формировании социально ценных форм и привычек поведения.
Мы считаем, что наиболее перспективной на сегодняшний день является классификация технологий профильного обучения, разработанная на основе тенденций развития общего и высшего образования (важным выступает обеспечение преемственности старшей и высшей школы) и приоритетных задачах, которые необходимо решать профильной школе.
С нашей точки зрения, в условиях профильного обучения наиболее востребованными являются технологии, которые, во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания профильного образования, поскольку требуются новые формы его организационного освоения (приоритетными выступают технологии модульного обучения и балльнорейтинговой оценки учебных достижений старшеклассников).
Во-вторых, технологии, включающие учащихся в различные виды деятельности (здесь приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности).
В-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения (информационные технологии, технология развития критического мышления посредством чтения и письма).
И в-четвертых, это технологии контекстного обучения, или кейс-технологии, позволяющие решать допрофессиональные задачи (технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных игр и др.).
На наш взгляд, технология модульного обучения, исследовательская технология, технология анализа конкретных ситуаций выступают ведущими на этапе профильного обучения в старшей школе.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы, способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, что соответствует праксиологическому компоненту формирования педагогического мастерства учителя профильной школы в поствузовский период и показывает умение педагога использовать полученные знания на практике.
Второе условие мы рассматриваем в непосредственной связи с третьим.
Третье педагогическое условие - готовность педагога профильного обучения к самосовершенствованию. На формирование и рост педагогического мастерства учителя в поствузовский период положительное влияние оказывает мотивация.
В условиях изменения структуры образования, требующей способностей педагогов к инициативной, творческой, поисковой деятельности, особую значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация их профессионального самосовершенствования. Согласно концепции, предложенной К. А. Абульхановой, мотивация профессионального самосовершенствования педагога - это совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования педагога в поствузовский период [1]. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как «самонаучение») и как «самосозидание» (в широком - «как создание себя», «самостроительство»).
Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
Эффективность формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период во многом зависит от умения работать над собой, т. е. от самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.
Самовоспитание (англ. self-development) означает формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями.
Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, то и самовоспитание - «дело всей жизни человека». Испытываемая учителем неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит учителя к поиску их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над совершенствованием своего педагогического мастерства.
В ходе исследования мы определили критерии и показатели уровня сфор-мированности педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
Проанализировав различные точки зрения (В. И. Зазвязинский, И. Ф. Исаев, А. М. Новиков, Ф. Д. Рассказов), мы остановились на следующих определениях: критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение [4]; показатели - данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь [4].
Анализ подходов к проблеме определения критериев и показателей педагогического мастерства учителя в поствузовский период показал, что эти критерии в той или иной мере отражают структурные компоненты профессиональной готовности педагога. Так как структура формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период состоит из трех взаимосвязанных компонентов, мы считаем, что в качестве критериев данной готовности можно выделить следующие:
- когнитивный критерий (овладение теоретическими знаниями), что соответствует праксиологическому компоненту;
- деятельностный критерий (формирование умений и навыков), что соответствует праксиологическому компоненту;
- мотивационный критерий (направленность мотивации педагога на совершенствование своего педагогического мастерства), что соответствует аксиологическому компоненту.
Названные критерии рассматриваются как признаки сформированности педагогического мастерства учителя в поствузовский период.
В ходе бесед с представителями управления образования, с администрациями школ города, с педагогами были выявлены уровни готовности педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в поствузовский период:
- низкий (адаптивный) уровень;
- средний (репродуктивный) уровень;
- выше среднего (продуктивно-преобразующий) уровень;
- высокий (творческий) уровень.
Таким образом, выявленные критериальные показатели позволяют наиболее полно оценить и наметить пути коррекции процесса формирования педагогического мастерства учителя в поствузовский период, что предполагает внедрение в практику поствузовской подготовки педагога основной группы организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 302 с.
2. Василенко, И. С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 22.00.06 / Василенко Ирина Сергеевна. - Ростов н/Д. - 2003. - 190 с.
3. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии : учебнометодическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова. - СПб., 2006. - 167 с.
4. Локшин, К. В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Локшин Кирилл Владимирович. - Сургут.
- 2008. - 175 с.
5. Маштакова, Г. Ю. Развитие саморегуляции деятельности учителя как определяющее условие повышения его педагогического мастерства : Дис. ... канд. пед. наук : 19.00.01 / Маштакова Галина Юрьевна. - Казань. - 1998.
- 180 с.
6. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева. - М., 2004. - 207 с.
7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селев-ко // Школьные технологии. - 1998. - № 2. - С. 39-47.
Bibliography
1. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. Strategy of life / K. A. Abulkhanova-Slavskaya. - M. : Mind, 1991. - 302 p.
2. Vasilenko, I. S. Dynamics of motivation of professional self-improvement in innovative process. Cand. Degree : 22.00.06 / Vasilenko Irina Sergeevna. -Rostov on/D. - 2003. - 190 p.
3. Dautova, O. B. Modern pedagogical technologies : educational and methodical aid for teachers / O. B. Dautova, O. N. Krylova. - SPb., 2006. - 167 p.
4. Lokshin, K. V. Formation of administrative readness of the future manager of physical training at training to special disciplines. Cand. Degree : 13.00.08 / Lokshin Kirill Vladimirovich. - Surgut. - 2008. - 175 p.
5. Mashtakova, G. Y. Development of self-control of activity of the teacher as a defining condition of increase of its pedagogical skill. Cand. Degree : 19.00.01 / Mashtakova Galina Yur’evna. - Kazan. - 1998. - 180 p.
6. Robotova, A. S. Introduction in pedagogical activity : educational aid / A. S. Robotova, T. V. Leont’eva. - M., 2004. - 207 p.
7. Selevko, G. K. Modern educational technologies / G. K. Selevko // School technologies. - 1998. - № 2. - P. 39-47.