Научная статья на тему 'Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды'

Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ / УРОВНИ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ / PEDAGOGICAL CULTURE / FUNCTIONS / LEVELS / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL SKILLS / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Александровна

В статье представлен анализ педагогической культуры, ее функций, уровней, компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CULTURE AS A PHENOMENON OF SOCIAL & PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

The paper provides an analysis of pedagogical culture, its functions, levels, components.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды»

включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у выпускников профессиональных учебных заведений готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимают укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Для повышения качества учебного процесса необходимо включение всех учебных заведений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети.

Исходя из изложенного, среди приоритетных направлений регионализации профессионального образования следует выделить следующие:

— изучение профильно-квалификационной структуры занятости населения в республике и динамики ее развития;

— обеспечение вариативности содержания образования, усиление направленно-

сти образовательных программ на изучение современных и перспективных технологий;

— расширение пространства социального партнерства, создание условий для установления долгосрочных партнерских связей с производством;

— разноуровневая интеграция в системе регионального образования, создание многопрофильных, многофункциональных региональных образовательных комплексов.

Усиление ориентации учреждений профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации образования в направлении многопрофильности, много-уровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли профессионального образования в удовлетворении запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы региона.

УДК/ UDC: 37.015 и. А. Горбунова,

педагог-психолог ГОУ СПО “Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва”, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, gorbunovasport@rambler.ru

Irina Gorbunova,

educator-psychologist at Novokuznetsk College of Olympic Reserve, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, gorbunovasport@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ PEDAGOGICAL CULTURE AS A PHENOMENON OF SOCIAL & PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

В статье представлен анализ педагогической культуры, ее функций, уровней, компонентов.

The paper provides an analysis of pedagogical culture, its functions, levels, components.

Ключевые слова: педагогическая культура, функции, уровни, компоненты педагогической культуры, педагогическое мастер-

ство, профессионализм учителя.

Keywords: pedagogical culture, functions, levels, components of pedagogical culture, pedagogical skills, professionalism of the teacher.

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была поставлена А. В. Ба-

рабанщиковым. Понимая педагогическую культуру преподавателя как определенную степень овладения им педагогическим опытом, степень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности, автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессиональнопедагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании. В данном подходе определены перспективные направления изучения педагогической культуры как сложного системного образования [1].

В свою очередь мы считаем, что содержательный анализ педагогической культуры предполагает выявление функций, уровней, компонентов педагогической культуры.

По мнению В. Л. Бенина, в функциях культуры скрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Он рассмотрел следующие функции педагогической культуры.

Первой функцией педагогической культуры, как отмечает автор, выступает функция трансляции социального опыта. Характер усвоения социального опыта исторически изменчив, его традиции с высокой степенью эффективности «срабатывают» только в условиях общественной стабильности. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.

Проблема трансляции социального опыта наиболее явно просматривается в сфере образования. Образование, особенно общее среднее, значительно отстает от потребностей современного производства. Уже неоднократно отмечалось, что самые «производственные» из естественных наук -физика и математика - изучаются в школе в основном на уровне научных знаний XVI, XVIII вв., а более поздние достижения лишь упоминаются, но не изучаются содержательно [4].

Несомненно, все перечисленное делает невозможными традиционные формы

трансляции социального опыта. Это ставит педагогическую науку перед необходимостью выработки новых подходов.

Вторая функция педагогической культуры регулятивная. В ней В. Л. Бенин выделяет две стороны: 1) регуляция поведения обучающего в процессе трансляции социального опыта; 2) регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования. Первая сторона предполагает определенные ограничения деятельности педагога при выборе им средств и границ допустимого педагогического воздействия. Вторая сторона регулятивной функции педагогической культуры связана с управлением процессом формирования у воспитуемого определенного набора личностных качеств, аналогичного нормативному в данном обществе.

Третьей функцией педагогической культуры автор называет семиотическую, или знаковую функцию. Мир культуры

- это мир символов и знаков, несущих информацию. По мере усвоения системы подобных знаков каждый человек приобщается к культуре своего времени.

Следующей функцией педагогической культуры является аксиологическая, или ценностная функция. Для стабильности функционирования любое педагогическое воздействие нуждается в системе ценностей, лежащей в его основании, определяющей основные направления этого воздействия.

Еще одной важной функцией педагогической культуры выступает функция креативная, или творческая. Ее проявление двояко. Во-первых, она предполагает развитие творческих способностей у тех, с кем работает педагог. Во-вторых, ею определяется творческий характер работы самого педагога.

На основе вышесказанного автор приходит к выводу, что все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и не могут быть «закрыты» только в школьных стенах [2].

Анализируя понятие «педагогическая культура», М. В. Богусловский описывает ее как систему, состоящую из трех уровней [3].

Реликтовый уровень включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызван-

ные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных педагогов (например, родителей и других членов семьи).

Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения.

Потенциальный уровень содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой - подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня.

В свою очередь В. С. Кукушин различает следующие уровни педагогической культуры: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим.

Средний уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным.

Низкий уровень педагогической куль-

туры характеризует учителя, который не имеет множества профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень может быть назван репродуктивным, непрофессиональным.

В. С. Кукушин отмечает, что уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов:

а) педагогических позиций;

б) профессиональных знаний и педагогического мышления;

в) профессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятельности;

г) саморегуляции личности и культуры профессионального поведения педагога [7].

В то же время М. В. Богуславский, анализируя сущность и уровни педагогической культуры, выделяет две группы ее компонентов.

1. Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.

2. Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целепола-гание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.

Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего содержания педагогической культуры, а лишь составляют ее ядро. Однако для этого необходимо четко знать и понимать характеристику представленных структурных компонентов педагогической культуры.

Можно сделать вывод, что в настоящее время в понятии педагогическая культура выделяют такие компоненты, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, педагогическое общение и поведение, профессионализм учителя и другие компоненты.

В своей работе мы остановимся на неко-

торых из них.

В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие «педагогическое мастерство». Рассмотрим содержание некоторых определений педагогического мастерства, представленных в советской и современной отечественной научно-методической литературе.

Упоминание о требованиях, которым должен соответствовать педагог, мы находим уже в статьях и материалах публичных выступлений народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, в которых он особо отмечал ту высокую ответственность, которая возлагается на педагога.

Н. К. Крупская в статье «Об учителе», вышедшей в свет еще в 1932 году, в качестве «мерил» «хорошего образцового учителя» определила следующие критерии: должен знать свой предмет, каждого ученика, основы научной организации труда, владеть методикой обучения, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, пользоваться авторитетом, будить самодеятельность учащихся.

Высказывания по вопросам педагогического мастерства имеются и у А. С. Макаренко. По его утверждению, мастерство

- это «действительное знание воспитательного процесса, наличие воспитательных умений», «...искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота., как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как улыбнуться, посмотреть - в этом есть и должно быть большое мастерство» [цит. по 9].

Следовательно, сущность педагогического мастерства корифеи советской педагогики усматривали в знаниях и широком перечне поведенческих умений, в то время как В. Л. Бенин считает, что мастерство учителя проявляется не в том, «как ведет себя педагог», а в том, как им решаются основные содержательные задачи процесса обучения и воспитания. Понятие «педагогическое мастерство» как раз и выражает эту внутреннюю, содержательную характеристику деятельности педагога. Педагогическое мастерство лишь один из моментов

педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, момент, конечно же, необходимый, но педагогическую культуру не исчерпывающий [2].

В. А. Сластенин с соавторами в своем определении педагогического мастерства указывают на то, что оно взаимосвязано с педагогической технологией. При этом педагогическое мастерство им представляется как высший уровень владения педагогической технологией, однако при этом оно не должно ограничиваться только операционным компонентом, а должно быть синтезом личностно-деловых качеств и свойств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса [9].

Н. В. Кузьмина определяет мастерство как владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи и успешно их решать в соответствии с целями [6]. По мнению Н. В. Кузьминой, профессиональное мастерство педагога предполагает высокий уровень мотивации к практической деятельности и владение умением решать учебные задачи. Это в свою очередь возможно при достаточно высоком уровне сформированности общетрудовых и общеинтеллектуальных умений (в области анализа, синтеза, обобщения, переноса, конкретизации).

Из всего сказанного следует вывод, что педагогическое мастерство - это высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство

— выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно,

творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

Следующий компонент педагогической культуры, который мы рассмотрим, - профессионализм преподавателя, учителя, по сущности и содержанию которого и сегодня нет единого мнения и по поводу которого ведутся споры. Так, например, С. Н. Климов рассматривает профессионализм преподавателя как системное свойство личности, интегративное качество, включающее не только характеристики высококвалифицированного труда, но и особое мировоззрение, а также особую организацию психики. По мнению автора, структурно профессионализм включает в себя своего рода пирамиду, в основании которой лежат: профессиональные знания; на них «надстраивается» профессиональный опыт; профессиональная компетентность; профессиональная пригодность [5].

Иначе трактует профессионализм В. А. Сластенин. Профессионализм учителя, утверждает автор, качественная характеристика его как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач.

Как интегральное личностное образование, профессионализм учителя, продолжает автор, соединяет в своей структуре мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяет избирательную направленность на профессионально-педагогическую деятельность, отражая нравственно-психологическое содержание профессионализма учителя. По мнению автора, этот компонент несет в себе потребность учителя в творчестве, в самостоятельной постановке и достижении целей профессиональнотворческой деятельности, стремление к волевому напряжению при достижении этих целей, комплекс представлений о себе как профессионале (профессиональная «Я-концепция»). Когнитивный компонент в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до

определенного уровня знания. Операционально-деятельностный компонент содержит в себе совокупность эффективных профессиональных умений и навыков, владение совершенными алгоритмами и способами достижения высоких результатов педагогической деятельности. Автор делает вывод, что профессионализм учителя представляет собой феномен педагогической культуры, одну из сущностных ее характеристик. Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, учитель не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность [8].

Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что педагогическая культура, являясь специфическим приложением общей культуры, представляет собой осознанную систему, которая включает в себя профессионально значимые личностные качества педагога, профессионально-необходимые знания, умения и навыки, педагогический опыт, творческий подход к решению задач обучения и воспитания. Педагогическая культура - это целостная система, которая имеет собственную организацию, избирательно взаимодействует с окружающей средой и обладает интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей.

1. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения. Вып. 1. - М.: Военное дело, 1980.

2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. - Уфа: изд-во БГПИ, 1994. - 190 с.

3. Богуславский М. В. Аксиологические приоритеты культурно-антропологической парадигмы в отечественной педагогике первой трети XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itiprao.ru/boguslav.htm.

4. Видт И. Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1995.

5. Климов С. Н. Образование как фактор формирования профессиональной культуры // Педагогиче-

ское образование и наука. - 2010. - № 10. - С. 4-6.

6. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.

7. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2010. - 256 с.

8. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры //Управление со-

временной школы. Завуч. - 2009. - № 6. - С. 79.

9. Сластенин В. А. Педагогика: уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шия-нов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

УДК/ UDC: 371.31 О. Ю. Ужан,

преподаватель ГОУ НПО “ПЛ № 70”, г. Новокузнецк, аспирант Кузбасской педагогической академии, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, profi70.70@mail.ru

Olga Uzhan,

teacher at the Primary Vocational College № 70 of Novokuznetsk, postgraduate student of Kuzbass Pedagogical Academy, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, profi70.70@mail.ru

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ INTEGRATED EDUCATION AS A RESULT OF MODERNIZATION OF EDUCATION

Модернизация образования предполагает не только обновление его содержания, но и активное использование инновационных технологий. Развитие познавательных творческих способностей обучающихся - традиционный объект педагогического исследования. В этом спектре инноваций выделяется интегрированное обучение. В результате реализации образовательных возможностей интегрированных уроков достигается целостное восприятие действительности, что способствует формированию научной картины мира.

Modernization of education involves not only updating its content, but also active use of innovative technologies. Cognitive development of creative abilities of students, is a traditional object of pedagogical research. In this spectrum of innovation stands out integrated education. As a result of realizing educational opportunities for integrated lessons a holistic perception of reality is achieved, which contributes to the scientific world picture.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интегрированное обучение, интегративный подход, творчество, творческая познавательная деятельность, творческие способности, разностороннее развитие

личности, целостная картина мира.

Keywords: integration, integrated lesson, integrated education, integrated approach, creativity, creative cognitive activity, creative abilities, versatile personality development, a complete picture of the world.

Происходящие в обществе социальноэкономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии подготовки кадров в общеобразовательных учреждениях. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических нововведений, выступает средством обновления образовательной политики в системе начального профессионального образования.

Усиление интеграции содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и введение новых учебных предметов требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.