Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербезопасность / кибербезопасное поведение / культура кибербезопасного поведения / колледж / обучающиеся / будущие программисты / профессиональная подготовка / структура культуры кибербезопасного поведения / профилактика киберугроз / cybersecurity / cybersafe behavior / culture of cybersecurity behavior / college / students / future programmers / professional training / structure of a culture of cybersecurity behavior / prevention of cyber threats

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Анна Александровна

В статье обосновывается сущность культуры кибербезопасного поведения будущих программистов в образовательной системе колледжа. Дается определение понятия «культура кибербезопасного поведения». Осуществлён анализ научной литературы по проблеме формирования культуры кибербезопасного поведения обучающихся колледжа. Определены сущность и смысл культуры кибербезопасного поведения будущих программистов. Выделена структура культуры кибербезопасного поведения: знания об общих принципах кибербезопасности, классических сценариях виртуальных атак и методах их предотвращения, навыки и умение применять полученные знания на практике. Предлагаются мероприятия по подготовке студентов к предотвращению киберугроз в образовательном процессе колледжа. Отмечена практическая значимость формирования культуры кибербезопасного поведения будущих программистов. Сделан вывод о том, что процесс формирования культуры кибербезопасного поведения эффективен при внедрении всех её структурных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the essence of the culture of cybersecurity behavior of future programmers in the educational system of the college. The definition of the concept of "culture of cybersecurity behavior" is given. The analysis of scientific literature on the problem of forming the culture of cybersecurity behavior of college students is carried out. The essence and meaning of the culture of cybersecure behavior of future programmers are defined. The structure of cybersecurity behavior culture is highlighted: knowledge about general principles of cybersecurity, classic scenarios of virtual attacks and methods of their prevention, skills and ability to apply the acquired knowledge in practice. Activities to prepare students to prevent cyber threats in the educational process of the college are proposed. The practical significance of forming the culture of cybersecurity behavior of future programmers is noted. It is concluded that the process of formation of cybersecurity behavior culture is effective when all its structural elements are implemented.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ»

Педагогика

УДК 377

аспирант Тарасова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ

ПРОГРАММИСТОВ

Аннотация. В статье обосновывается сущность культуры кибербезопасного поведения будущих программистов в образовательной системе колледжа. Дается определение понятия «культура кибербезопасного поведения». Осуществлён анализ научной литературы по проблеме формирования культуры кибербезопасного поведения обучающихся колледжа. Определены сущность и смысл культуры кибербезопасного поведения будущих программистов. Выделена структура культуры кибербезопасного поведения: знания об общих принципах кибербезопасности, классических сценариях виртуальных атак и методах их предотвращения, навыки и умение применять полученные знания на практике. Предлагаются мероприятия по подготовке студентов к предотвращению киберугроз в образовательном процессе колледжа. Отмечена практическая значимость формирования культуры кибербезопасного поведения будущих программистов. Сделан вывод о том, что процесс формирования культуры кибербезопасного поведения эффективен при внедрении всех её структурных элементов.

Ключевые слова: кибербезопасность, кибербезопасное поведение, культура кибербезопасного поведения, колледж, обучающиеся, будущие программисты, профессиональная подготовка, структура культуры кибербезопасного поведения, профилактика киберугроз.

Annotation. The article substantiates the essence of the culture of cybersecurity behavior of future programmers in the educational system of the college. The definition of the concept of "culture of cybersecurity behavior" is given. The analysis of scientific literature on the problem of forming the culture of cybersecurity behavior of college students is carried out. The essence and meaning of the culture of cybersecure behavior of future programmers are defined. The structure of cybersecurity behavior culture is highlighted: knowledge about general principles of cybersecurity, classic scenarios of virtual attacks and methods of their prevention, skills and ability to apply the acquired knowledge in practice. Activities to prepare students to prevent cyber threats in the educational process of the college are proposed. The practical significance of forming the culture of cybersecurity behavior of future programmers is noted. It is concluded that the process of formation of cybersecurity behavior culture is effective when all its structural elements are implemented.

Key words: cybersecurity, cybersafe behavior, culture of cybersecurity behavior, college, students, future programmers, professional training, structure of a culture of cybersecurity behavior, prevention of cyber threats.

Введение. В современном информационном обществе, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности людей, растет и угроза виртуальных преступлений и нарушения информационной безопасности. Один из основных аспектов борьбы с такими преступлениями - совершенствование культуры кибербезопасного поведения.

Проблему низкой культурной безопасности считают основным фактором при просчете рисков информационной безопасности [8, С. 323]. Так, проводимый в 2021-2022 годах анализ, связанный с количеством кибератак, позволил выяснить, что их количество в области науки и образования за один год выросло на более чем на 9% [11]. Вред, наносимый информационными угрозами студенту колледжа, его психологическому развитию и состоянию, а так же возможность деформирования его духовно-нравственного воспитания, устанавливают потребность противодействия его проявлениям.

Существуют различные факторы риска, которым подвергается деятельность в Интернет-пространстве, что может повлечь за собой деструктивность развития познавательных или когнитивных компонентов личности [10]. Данный аспект актуализирует проблему формирования кибербезопасного поведения студентов в образовательном процессе. В этой связи цель статьи - определение сущности и структуры культуры кибербезопасного поведения обучающихся. Для её достижения использовались такие методы, как анализ и обобщение научной литературы.

Изложение основного материала статьи. Осуществлённый анализ показал, что в России проблема кибербезопасности получила исследование с начала 2000-х годов в связи с развитием информационных технологий, интернет-пространства и информационных сетей. А.Г. Жестовский, Д.Я. Околот, И.Д. Рудинский характеризуют данный временной период развития общества как этап с кардинальными изменениями в области взаимодействия человека с информацией, в ходе которого все труднее становится ориентироваться в ее потоках [3].

В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению кибербезопасности обучающихся, в связи с чем проводится разработка стратегий развития, которые в основном носят рекомендательный характер, а также проводятся исследования, выявляющие более значимые стороны проблемы.

Так, например, в своих исследованиях К.С. Итинсон и В.М. Чиркова выделяют основные угрозы кибербезопасности, которым могут подвергаться образовательные учреждения [4]. Н.А. Кошкина, Н.В. Канеева и Е.О. Тетерин описывают ситуации, в которых жертвами взлома компьютерных систем, хакерских атак и других киберпреступлений наиболее часто становятся подростки [5]. А. Расулев раскрывает причины и условия киберпреступлений, а Е.Ю. Огурцова и Р.Н. Фадеев обозначили проблемы при подготовке педагогических кадров, способных помочь обучающимся освоить основы кибербезопасного поведения [7; 6]. О.А. Чераева, А.Р. Хаиуллин и Д.Р. Ахметшин отмечают, что в связи с резким переходом на дистанционную форму обучения, образовательные учреждения не были готовы к кардинальной перестройке учебного процесса, что повлекло за собой значительный рост количества информационных угроз за счет активного использования сети Интернет в образовательном процессе [9].

Существует множество определений понятия «кибербезопасное поведение». В научной литературе термин не является закрепленным, однако многие авторы в своих исследованиях раскрывают данное понятия и трактуют его в различных ситуациях.

В современных исследованиях кибербезопасное поведение определяется как состояние защищенности обучающихся, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [1, С. 91].

Сформировать кибербезопасное поведение будущих программистов можно только при постоянном применении целенаправленных мер по профилактике киберугроз и предупреждении их проявлений как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни студентов. Важно понимать, что система знаний будущих программистов должна основываться на идеях формирования информационной культуры обучаемых, которая включает в себя информационную безопасность в

виде обязательного системообразующего компонента, позволяющего увеличить уровень их информационной культуры и удовлетворить квалификационным требованиям.

Можно сказать, что безопасность в сфере киберпространства для студентов является основополагающим фактором для концепции развития информационной грамотности, которая включает в себя безопасность информации как важный составляющий элемент. Это помогает повысить уровень киберграмотности обучающихся и соответствовать требованиям их профессиональной подготовки.

В тех образовательных учреждениях, в которых формирование культуры кибербезопасного поведения будущих программистов является не просто одноразовым мероприятием (например, в виде мастер-класса или краткосрочных курсов), а систематическим процессом, который интегрируется в учебную программу студентов колледжа, уровень кибербезопасности студентов будет значительно выше, чем в других. Основы кибербезопасности должны закладываться еще в начальных общеобразовательных учреждениях с первых лет обучения и постепенно углубляться, и расширяться с учетом современных изменений в сфере информационных технологий и угроз в интернете.

Важным является то, что вне зависимости от формы работы, вопросы, выносимые на обсуждение со студентами, не носили абстрактный характер, а соответствовали встречающимся в реальной жизни обучающихся ситуациям, органически вписывались в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов [2].

В основе культуры кибербезопасного поведения будущих программистов лежит совокупность знаний, навыков, убеждений, ценностей и стандартов, которые позволяют обучающимся осознанно, ответственно и безопасно взаимодействовать с цифровой средой, в том числе и в дальнейшей профессиональной деятельности. Она включает в себя не только технические аспекты, но и этические, правовые и социальные факторы.

Технический аспект культуры кибербезопасного поведения будущих программистов заключается в работе с техническими средствами информационно-коммуникационной среды, используемых при работе в Интернет-пространстве, с программным обеспечением и применении навыков по работе с ними.

Этический фактор представляет собой нормы и правила поведения в сети, а также развитые навыки коммуникации. К ним можно отнести вежливое поведение на форумах при обсуждении, отсутствие распространения своих персональных данных и другое.

Правовой фактор заключается в правах и свободах, а также ответственности, которую несет обучающийся при работе в сети. Данные аспекты зафиксированы в различных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок обращения с информацией и информационными технологиями.

Социальный фактор культуры кибербезопасного поведения представляет собой влияние общества на обучающегося, на его поведение и самочувствие.

Смысл воспитания культуры кибербезопасного поведения играет важную роль в процессе обучении будущих программистов. Профессиональные навыки, получаемые студентами в ходе обучения, часто связаны с работой с информацией и использованием средств Интернет-пространства. В этом контексте, развитие культуры кибербезопасного поведения помогает студентам стать ответственными и проактивными участниками цифрового сообщества. В дополнение к этому, полученные навыки защиты персональных данных и личной информации будут способствовать предотвратить попадание данных в руки злоумышленников, что в дальнейшем может помочь снижению количества кибератак и уменьшить рост количества киберпреступлений.

Структуру культуры кибербезопасного поведения можно представить из нескольких элементов. Первый элемент - это знания обучающегося об общих принципах кибербезопасности, классических сценариях виртуальных атак и методах их предотвращения, сформированные в процессе обучения. Примером таких знаний может служить осведомленность о защите паролями, шифровании данных, мошенничестве и фишинговых атаках, телефонном мошенничестве, лже-ссылках в мессенджерах и других угрозах.

Вторым элементом являются установленные убеждения и ценности, которые выражаются в понимании важности кибербезопасности как безопасности личности, а таже осознание возможных последствий небрежного поведения в сети, в том числе и ответственности за правонарушения в информационных и социальных сетях, и оставления за собой чистого «цифрового следа».

Третий элемент структуры представляет собой приобретенные навыки и умения по применению приобретенных знаний в своей практической деятельности. Это может выражаться в использовании средств защит от киберпреступлений (например, сильных паролей для учетных записей), своевременного обновления программного обеспечения технических средств.

Кибербезопасность является динамической областью, где угрозы и технологии постоянно развиваются. Поэтому обучение студентов должно быть гибким и способным адаптироваться к новым вызовам. Приоритетным направлением при подготовке будущих специалистов в современном профессиональном образовании является соответствие возрастающим требованиям информационного общества в таких различных планах как личная кибербезопасность, самосовершенствование в своей профессиональной деятельности со своевременной актуализацией знаний, и другим требованиям.

Большую роль при подготовке будущих программистов играет практическая значимость культуры кибербезопасного поведения, так как в их профессиональной деятельности особое внимание уделяется информационной безопасности, как личной, так и материальной.

Выводы. Таким образом, эффективность формирования культуры кибербезопасного поведения обуславливается присутствием всех её структурных элементов. Само формирование культуры кибербезопасного поведения является длительным процессом, который продолжается в дальнейшей профессиональной деятельности студентов, поскольку одним из случаев реализации киберугроз является человеческий фактор. Предотвращение таких последствий возможно только при помощи сформированных навыков и опыта информационной грамотности и безопасности.

Литература:

1. Брагин, И.А. Педагогический аспект информационной безопасности / И.А. Брагин, НА. Чесноков, А.Ю. Асеев // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 89-92

2. Воскрекасенко, O.A. Формирование культуры кибербезопасности в системе профессиональной подготовки обучающихся колледжа как педагогическая проблема / O.A. Воскрекасенко, A.A. Киреева, Т.Т. Щелина // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 10 (часть 1). - С. 125-129

3. Жестовский, А.Г. Культура информационной безопасности морского специалиста и условия ее формирования / А.Г. Жестовский, Д.Я. Околот, И.Д. Рудинский // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Том 7. - № 1. -С. 100-107

4. Итинсон, К.С. Обеспечение кибербезопасности в образовательных учреждениях: осведомленность, правила, стратегия / К.С. Итинсон, В.М. Чиркова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Том 10. - № 3,- С. 99-102

5. Кошкина, H.A. Киберпреступность в подростковой среде: формы и способы профилактики / H.A. Кошкина, Н.В. Канева, Е.О. Тетерин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 8-1. - С. 46-50

6. Огурцова, Е.Ю. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности / Е.Ю. Огурцова, Р.Н. Фадеев // Ноосферные исследования. - 2021. - Вып. 3. - С. 88-97

7. Расулев, А. Киберпреступность: причины и условия, личность преступника / А. Расулев // Review of law sciences. -2020.-№4.-C. 108-115

8. Сайгушев, Н.Я. К постановке проблемы формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки / Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева, М.А. Гарипов // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 322-324

9. Чераева, O.A. Обеспечение кибербезопасности в условиях дистанционного обучения на примере ГБПОУ «Южноуральский государственный колледж» / O.A. Чераева, А.Р. Халиуллин, Д.Р. Ахметшин // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 103-107

10. Яламов, Г.Ю. Формирование информационно-обучающей среды среднего профессионального образования с использованием информационных систем поддержки самообразования / Г.Ю. Яламов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 3. - С. 123-127

11. Positive Technologies: сайт. - 2022. - URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2022 / (дата обращения: 25.10.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Тельнова Жанна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Ожогова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ

НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности у начинающих воспитателей ДОО. Эмпирическое пилотажное исследование, результаты которого представлены в статье, направлены на поиск ответов на следующие вопросы современного практического образования: «Все ли современные начинающие педагоги готовы к реализации образовательной деятельности в дошкольном учреждении? Могут ли сделать профессиональный выбор необходимых форм, методов и приемов для осуществления образовательной деятельности?» В исследовании приняли участи 85 начинающих педагогов г. Омска и Омской области. В качестве диагностического инструментария применялись: метод анкетирования, тестирования и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне готовности к реализации педагогической деятельности. Испытуемые находятся на стадии профессионального становления и отмечают дефицит профессиональных знаний в области дошкольного образования. Основные затруднения в деятельности связаны с организацией и проведением занятий, направленных на познавательное развитие, художественно-эстетическое, а в режимных моментах оздоровительные мероприятия в режиме дня, индивидуальная работа и самостоятельная деятельность

Ключевые слова: педагог, воспитатель, профессиональная деятельность, профессиональные интересы, профессиональное мастерство.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of pedagogical activity among beginning preschool teachers. The empirical pilot study, the results of which are presented in the article, are aimed at finding answers to the following questions of modern practical education: "Are all modern novice teachers ready to implement educational activities in a preschool institution? Can they make a professional choice of the necessary forms, methods and techniques for the implementation of educational activities?" 85 novice teachers from Omsk and the Omsk region took part in the study. As diagnostic tools were used: the method of questioning, testing and conversation. The results obtained indicate an average level of readiness for the implementation of pedagogical activity. The subjects are at the stage of professional development and note a lack of professional knowledge in the field of preschool education. The main difficulties in the activity are associated with the organization and conduct of classes aimed at cognitive development, artistic and aesthetic, and in regime moments recreational activities during the day, individual work and independent activity of children.

Key words: teacher, educator, professional activity, professional interests, professional skills.

Введение. Первым общественным учреждением, которое направлено на оказание помощи родителям в воспитании и обучении, является детский сад. В детском саду работают разные специалисты, педагоги дополнительного образования, но большую часть времени, находясь в дошкольной группе, ребенок взаимодействует с воспитателем. Деятельность воспитателя имеет свои особенности, включает личностную самоорганизацию и саморазвитие, формирование определенного уровня профессионального мастерства, общую культуру педагога, эмпатийность, саморефлексию и др [1; 2]. Е.А. Климов относил профессию воспитателя к гностико-преобразующим, т.к. видел в ней элементы присущие этим видам деятельностей. О личностных качествах, которые важны в педагогической деятельности писали многие зарубежные и отечественные педагоги прошлого: П. Кергомар, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и др. В результате были определены функции, качества личности, требования к воспитателю. Становится очевидным, что и на современном этапе, несмотря на глобальные изменения в сфере дошкольного образования «непременными составляющими успешной деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего «Я» к другим людям, любовь к детям», - отмечала Е.А. Панько [5, С. 7].

В нормативных и правовых документах (Профессиональный стандарт «Педагог», Федеральная образовательная программа дошкольного образования) [3; 4], в которых определены функции педагога, содержание его профессиональной деятельности, умения, которые должны быть присущи педагогу, но остаются вопросы: «Все ли современные педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.