Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / кибербезопасность / система сопровождения / запреты / функциональная грамотность / профессиональные дефициты / образовательная среда / виртуальная среда / information technologies / cybersecurity / support system / prohibitions / functional literacy / professional deficits / educational environment / virtual environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Елена Анатольевна, Яковлева Наталья Николаевна

В статье актуализируется проблема создания кибербезопасной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В тексте представлен анализ исследования дефицитов в области кибербезопасности у родителей, педагогов и обучающихся, указывающий на ряд проблем, требующих комплексного подхода к их решению. Авторами предлагаются направления деятельности по обеспечению кибербезопасной образовательной среды учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Елена Анатольевна, Яковлева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of a cybersecurity environment in school implementing an adapted basic general education program for students with special health needs

The article actualizes the problem of creating a cybersecure environment for students with disabilities. The text presents an analysis of the study of deficits in the field of cybersecurity in parents, teachers, and students, indicating a number of problems that require a comprehensive approach to their solution. The authors propose areas of activity to ensure the cybersecurity of the educational environment of the institution.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

Ц

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01

ОРГАНИЗАЦИЯ КИБЕРБЕЗО-ПАСНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Авдатпа

Мацалада денсаульщ мYмкiндiктерi шектеут бшм алушылар Yшiн киберца-yinci3 орта Ц¥РУ проблемасынын, кекейте-CTi т^стары керсетшген. Мэтщде ата-ана-лар, педагогтер мен бшм алушылардыц киберцаушшздт саласындагы бiрцатар проблемалардын, шешiмiн кешендi тYрде жYзеге асыруга тиiстi зерттеулерге талдау жасалган. Авторлар оцу мекемесшщ ки-берцаушшздтн цамтамасыз ету жетнде-ri цызмет багыттары ^сынылган.

Аннотация

В статье актуализируется проблема создания кибербезопасной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В тексте представлен анализ исследования дефицитов в области кибербезопасности у родителей, педагогов и обучающихся, указывающий на ряд проблем, требующих комплексного подхода к их решению. Авторами предлагаются направления деятельности по обеспечению кибербезопасной образовательной среды учреждения.

Annotation

The article actualizes the problem of creating a cybersecure environment for students with disabilities. The text presents an analysis of the study of deficits in the field of cybersecurity in parents, teachers, and

Александрова Е.А.,

к.п.н., директор ГБОУ школы №432 Колпинского района, г. Санкт-Петербург, Россия,

Яковлева Н.Н., к.п.н., заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики ГБУДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия

Нег1зг1 свздер: ацпараттыц техноло-гиялар, киберцаутЫздщ цолдау кврсету ЖYйесi, тыйымдар, функционалдъщ са-уаттылыц, кэсттж жет^пеушшктер, бшм беру ортасы, виртуалды орта.

Ключевые слова: информационные технологии, кибербезопасность, система сопровождения, запреты, функциональная грамотность, профессиональные дефициты, образовательная среда, виртуальная среда.

Keywords: information technologies, cybersecurity, support system, prohibitions, functional literacy, professional deficits, educational environment, virtual environment.

t* S

I

<c m о

го

£ w

О *

S L

0 §

1 X ш t-

к *

s

рц

о

ш t-

и

students, indicating a number of problems that require a comprehensive approach to their solution. The authors propose areas of activity to ensure the cybersecurity of the educational environment of the institution.

В последние годы информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, виртуальное пространство проникло в личную, профессиональную, учебную деятельность, другие сферы жизнедеятельности человека, что является необходимым значимым шагом в школу будущего, школу без границ. И сегодня, примеряя на себе новую роль полноценного участника современной образовательной среды, важно руководителям, педагогам, специалистам, родителям ответить на два вопроса: 1) что необходимо сделать для того, чтобы информационные технологии, цифровые ресурсы, которые насыщают школьную образовательную среду, делали её интересной, мобильной и гибкой, способствовали успешному образованию и воспитанию детей; 2) как предотвратить негативные последствия виртуальной среды, контакты с представителями различных субкультур, действующих разрушительно на подрастающее поколение, наносящих вред их психическому и физическому здоровью, нравственности, иными словами, как обеспечить кибербезопасность.

Последствия информационной без® опасности плачевны для ребенка, это и

о аутизация детей, утрата анонимности,

р£ которая влечет за собой стресс, зависима

о мость от криминальных неблаговидных

^

К целей «контактеров» и многое другое.

\—I

о Обстоятельства, о которых идёт речь, § требуют создания специальной системы

и сопровождения учащихся, родителей и

н

Е педагогов, суть которой сводится к тому,

§ чтобы создать условия для формирова-

о ния у детей умений критически отно-

^ ситься к тем образам, к той информации, которую они могут найти в Интернете.

Родители чаще всего прибегают к запретам. В классификации Л.А Сурженко было выделено четыре группы действий, на которые накладываются запреты: 1) действия, которые ребенок имеет право совершать самостоятельно (например, разобрать игрушку, чтобы понять, почему она выполняет какие-то действия); 2) действия, которые можно совершать, но с условиями (например, можешь пойти гулять после того, как сделаешь домашнее задание); 3) нельзя, но существуют исключения (например, в школу вставать надо в семь часов, но в выходной день можно спать подольше); 4) категорическое нельзя (например, нельзя обижать беззащитных, перебегать дорогу на красных сигнал светофора и др.)[2]. Достаточно сложно решить, к какой же группе отнести запрет на увлечение опасными играми, нежелательными информационными ресурсами, вредоносными коммуникациями. На наш взгляд, к четвертой, но без мотивации, без понимания, почему школьник обязан прекратить играть, общаться, долго «зависать» на различных неблагополучных сайтах, эту проблему не решить.

Исходя из понимания того, что немотивированные запреты редко дают положительный результат, необходимо обеспечить психолого-педагогическую работу так, чтобы все участники образовательного процесса (дети, педагоги, родители) стали его активными участниками. Для этого необходимо обеспечить их функциональную грамотность в области кибербезопасности. Предварительно нами была проведена диагностика функциональной грамотности педагогов, специалистов, родителей детей по

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

кибербезопасности для того, чтобы была возможность сформировать запрос для выстраивания целенаправленной работы со всеми участниками взаимодействия. Были выявлены следующие дефициты.

Родители недостаточно вникают в те интернет-ресурсы, которыми пользуются дети. Если в начальной школе контроль за деятельностью ребенка более жесткий (до 80% родителей отслеживают процесс использования интернет-ресурса, в большей степени это касается времени, затрачиваемого на его использование, и около 48% вникают в содержание деятельности ребенка в интернете), то в старшей школе до 70 % случаев ребенок самостоятельно бесконтрольно пользуется интернетом; лишь 21% родителей контролируют данный процесс, объясняют суть вредоносных программ, групп, 9% родителей не имеют представления «чем он там занимается». Второе, на что мы обратили свое внимание при опросе, - какие вредоносные программы, интернет-ресурсы знают родители, и какие программы позволяют поставить запрет на использование ресурсов, наносящих вред ребенку. Лишь 13,5% родителей (причем большая часть из них имеют непосредственное профессиональное отношение к информационным технологиям) знают некоторые программы, остальные, кроме «кнопки «родительский контроль» ничего не назвали.

Педагоги, несмотря на некоторый запас знаний в данной области, испытывают профессиональные дефициты в знаниях программ и интернет-ресурсов, как наносящих вред ребенку, так и безопасных для него, таких педагогов около 80%, на вопросы, связанные с данной проблемой, без труда отвечают лишь педагоги, которые преподают учебный предмет «Информатика». 10 % учителей считают, что это знание для них не является обязательным, так как их пред-

_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

мет «не имеет к информатизации никакого отношения». Самыми мотивированными в получении знаний в области кибербезопас-ности являются классные руководители, так как большой пласт воспитательной работы в классе ложится на их плечи.

Дети неоднозначно отвечали на вопросы, связанные с кибербезопасностью. На вопросы о том, какие сайты ты посещаешь, дети практически не ответили, но сразу назвали игры, в которые играют. Лишь 9% детей на вопросы, для чего ты играешь, что ценного в данной игре, ответили, что развиваются логика, скорость, реакция («соображать надо быстро»). Около 60% школьников говорили о том, что им нравится играть «прикольно», «с друзьями общаюсь», «это не уроки» и др. Конкретных ответов о пользе для саморазвития дети не назвали. На вопрос «сможешь ли сам, без напоминания взрослого прекратить игру?» всего 7 из 70 опрошенных человек дали утвердительный ответ, 12 школьников честно ответили, что прекратят, если разрядится телефон или планшет, остальные не ответили на вопрос. Следует отметить, что анкетирование проводилось среди детей с задержкой психического развития, а особенности их психофизического развития свидетельствуют о том, что эта категория

ребят более уязвима в плане приобретения к

К

разного рода зависимостей и подчинения <

влиянию окружающей среды [1]. о

На сегодняшний день необходимость он

планомерной целенаправленной работы ^

по организации кибербезопасной обра- к

зовательной среды должна быть создана §

в каждом образовательном учреждении. §

Кроме того, это направление деятельно- м

сти должно быть обязательно внесено в к

рабочую программу воспитания. к

Нашей школой разработан проект, по- о

зволяющий создать систему работы по н кибербезопасности, в которую включе-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

ны те участники образовательного процесса, которые являются трансляторами знаний в образовательный процесс (педагоги, специалисты, родители). Проект будет реализован по четырем направлениям (рисунок 1), обеспечивающим повышение компетентности педагогов и родителей и работу с обучающимися.

Важной задачей данного проекта является донесение до каждого ребенка, какая информация способна ввести его в заблуждение, причинить вред, а какая опасности не несёт. Только такой подход способен защитить ребёнка в образовательном учреждении и за его пределами. Перед педагогами и родителями стоит задача — создать условия для минимизации риска вовлечения детей в «недозволенную» информационную среду и быть достаточно подготовленными, чтобы ответить грамотно, обоснованно на вопросы, связанные с интересом обучающегося к данной проблеме.

Следует отметить, что формирование социально значимых жизненных установок школьников с ОВЗ, особенно в подростковом и юношеском возрасте, по вопросам кибербезопасности необходимо осуществлять междисциплинарной командой специалистов и педагогов (педагогов-психологов, владеющих специальным инструментарием коррекции и развития, социальных педагогов, классных руководителей, учителей, других специалистов), психологов без психологического инструментария. Нельзя обойти стороной значимость семейного воспитания, поэтому важными участниками являются родители и близкие родственники обучающегося.

Создание информационного портала «Центр поддержки родителей»

Рисунок 1 - Направления работы по созданию кибербезопасной образовательной среды

Основная идея проекта заключается в повышении качества работы по формированию устойчивости обучающихся к деструктивному влиянию сети Интернет. Опираясь на наш опыт, мы можем с уверенностью говорить о том, что психолого-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса, повышение квалификации педагогов, прицельная методическая работа с ними, а также концентрация ресурсов учрежде-ний-«последователей» позволит претворить идею в жизнь.

Первое направление деятельности в рамках проекта «Создание информационного портала «Центр поддержки родителей». В его рамках предполагается создание сайт-агрегатора, где будет размещаться вся необходимая информация для педагогов, родителей, социальных партнеров, которая будет представлена конкретными информационными и методическими материалами, обеспечивающими целенаправленную деятельность по кибербезопасности.

Второе направление «Создание информационного портала «Центр под-

держки родителей» предполагает создание консультационного центра для родителей, где будет осуществляться просвещение родителей по вопросам кибербезопасности в реальном и виртуальном взаимодействии. Такая деятельность будет способствовать повышению функциональной грамотности родителей, кроме того, родители смогут не только получить квалифицированную консультацию специалистов, но и составить план планомерной совместной работы как по профилактике, так и коррекции появившейся проблемы, связанной с информационной безопасностью.

Третье направление деятельности Проекта «Реализация программ внутрифирменного повышения квалификации». С этой целью разработаны программы повышения квалификации совместно с информационно-методическим центром, которые позволят повысить компетентность педагогов в области информационной безопасности. Обучающие лекции, дискуссии, круглые столы, мастер-классы ведущих специалистов и опытных педагогов позволят обогатить информацией о данной проблеме, познакомиться с практическими материалами, овладеть приемами коррекции нежелательного поведения в виртуальном пространстве у школьников. Диссеминация опыта, презентация собственной деятельности будет осуществляться как очно, так и дистанционно в виде семинаров, круглых столов, отчетов о деятельности творческих групп. Кроме того, это публикация исследовательских и методических материалов в специальных журналах и на сайте.

Четвертое направление представлено программой для детей «Я могу сказать

«нет». Работа по данной программе будет осуществляться в рамках рабочей программы воспитания, во внеурочной деятельности и интегрирована в уроки ОБЖ и уроки информатики. Сроки реализации программы - 2-9 классы. Реализация программы позволит сформировать у школьников навыки безопасного использования Интернета, познакомиться с механизмами и приемами собственной защиты, правовыми документами, расширяющими представление о законности или незаконности использования информации, размещенной в сети Интернет и др.

Подводя итоги хочется отметить, что мы живём в эпоху нескончаемого информационного потока. Интернет, виртуальная среда меняют наш мир, наши дети становятся частью этой среды, которая оказывает огромное влияние на их поведение, образование и социальную адаптивность. Но каждый второй ребёнок в возрасте от 10 до 17 лет очень мало знает об опасностях в сети. Уже это обстоятельство делает наш проект актуальным и позволяет надеяться, что мы достигнем поставленных целей. Во всяком случае, если ребёнок сможет ответить на вопрос, какие риски несёт в себе нахождение в интернете, и как их свести к минимуму, мы сможем считать свою задачу выполненной.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дети с временными задержками в развитии / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971. - 264 с.

2.Сурженко Л.А. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. - СПб.: Питер, 2011. - 121 с.

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.