Уроки математики строились по программе, авторами которой являются М.И. Башмаков и М.П Нефёдова. Казалось бы, как такая точная наука, как математика, способна формировать у младших школьников экологическую культуру. Оказывается, при правильном подходе и подборе материала возможно развитие экологических знаний о своем родном крае, что, в свою очередь, заставляет задуматься его природной среде. Так, при изучении раздела «Числа и величины» использовались следующие задачи: «Представлены реки Башкортостана и их длина в километрах. Вырази длину рек в метрах: Белая (Агидель) - 1 430 км; Уфа (Караидель) - 918 км; Ай - 571 км». Логические задачи краеведческого характера: «Расположи озёра по порядку от самого мелкого до самого глубокого: Асы-лыкуль - 8 м; Кандрыкуль - 15,6 м; Банное (Яктыкуль) - 28 м; Белое (Аккуль) -11 м; Чебаркуль - 3,5 м».
Математические задачи краеведческого характера становятся интересным и познавательным средством обучения предмету и в то же время помогают формировать экологическую культуру младших школьников.
Уроки русского языка также включали в себя элементы краеведения и строились по программе авторов Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Так, по теме «Падежные формы склоняемых частей речи» использовались следующие задания: «Вставь окончания и определи падеж: «Был в Уф.., жил в Ишимба.., плыл по Юрюзан.., музей в Стерлитамак.., санаторий в Красноусольск.., Вечный огонь в Салават...».
Уроки литературного чтения в 4 «А» классе строились по программе Э.Э. Кац. При работе с учебником Э.Э. Кац с учащимися были рассмотрены и экологические проблемы. Например, в продолжение обсуждения темы вырубки деревьев мы предложили к прослушиванию стихотворение башкирского поэта Абдулхака Игебаева «Отчего березка плачет?». Здесь уместно обсудить содержание стихотворения и сказать о месте рождения автора, его достижениях и отношении к родному краю. Уроки литературного чтения могут стать основой для развития ценностного отношения к природе при правильном подборе литературных материалов.
Уроки технологии также строились на основе краеведческого принципа по программе О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой. Цель данного курса технологии -формирование у младших школьников знаний о том, как взаимодействуют человек и природа, как влияет его деятельность на окружающий мир и общественный
Библиографический список
прогресс. Предмет «Технология» имеет интегрированную направленность, что позволяет знакомить учеников с природным миром и материалами через практическую деятельность. Мы проводили уроки с использованием природного материала, чтобы учащиеся 4 «А» класса смогли познакомиться с ними и применить свои знания на практике. Один из таких уроков - изготовление мешочков для хранения лекарственных трав. Таким образом, краеведческая работа в начальных классах может проводиться и в процессе обучения по всем предметам начальной школы. Итогом работы на формирующем этапе исследования стали результаты, отраженные в табл. 2.
Таблица 2
Сводная таблица уровней сформированности компонентов экологической культурыу учащихся 4 «А» класса на контрольном этапе исследования
Компонент экологической Уровень Количество Количество
культуры сформированности учащихся учащихся, %
Высокий уровень 8 38
I. Экологические знания Средний уровень 9 43
Низкий уровень 4 19
II. Ценность природы и отношение к природе Высокий уровень 8 38
Средний уровень 10 48
Низкий уровень 3 14
III. Экологическая деятельность Высокий уровень 7 33
Средний уровень 10 48
Низкий уровень 4 19
Повышение уровня сформированности экологической культуры и ее компонентов у учащихся 4 «А» класса на контрольном этапе позволяет нам сделать вывод о том, что проведенная работа на формирующем этапе исследования по развитию экологической культуры посредством краеведческого принципа является эффективной.
1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
2. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Товбина В.Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления. Ученые записки РГГМУ. 2006; № 2: 255 - 264.
4. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. Москва: Педагогика, 2001.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Москва: Логос, 2009.
6. Гайворонская Н.И. Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника. Начальная школа. 2009; № 6: 90 - 95. References
1. Ob ohrane okruzhayuschej sredy. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 31.07.2020). Stat'ya 71. Vseobschnost' i kompleksnost' 'ekologicheskogo obrazovaniya. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
2. Sitarov V.A., Pustovojtov V.V. Social'naya 'ekologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
3. Tovbina V.L. 'Ekologicheskaya kul'tura: ponyatie i problemy stanovleniya. UchenyezapiskiRGGMU. 2006; № 2: 255 - 264.
4. Zahlebnyj A.N., Zverev I.D., Kudryavceva E.M. 'Ekologicheskoe obrazovanie Shkolnikov. Moskva: Pedagogika, 2001.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik. Moskva: Logos, 2009.
6. Gajvoronskaya N.I. Kraevedcheskij kruzhok kak sredstvo razvitiya lichnosti mladshego shkol'nika. Nachal'naya shkola. 2009; № 6: 90 - 95.
Статья поступила в редакцию 06.07.21
УДК 378
Saigushev N.Ya., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Vedeneeva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Garipov M.A., postgraduate, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
UPDATE OF INFORMATION LITERACY OF STUDENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS. The article substantiates the actualization of information literacy of students in the process of professional training. The training process requires students acquire the competence to analyze possible threats in cyberspace in the incoming information and objectively assess it. In the situation of social development, today absolutely new concepts appear in society associated with the prefix "cyber": these are cybercrime, cyber fraud, cyber terrorism, cyber security, etc. While online learning provides so many positive opportunities for both educators and students, the latter must give the knowledge to protect their devices and personal information by fostering a culture of cybersecurity. The growing role of information in the life of a modern person is becoming unsafe for children and young people. In this regard, in the vocational training of students, the actualization of information literacy of students in the process of vocational training should take its rightful place.
Key words: cybersecurity culture, cybersecurity, cybersecurity culture formation, cyberattacks, regulatory documents.
Н.Я. Сайгушев, д-р пед. наук, проф., Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
О.А. Веденеева, канд. пед. наук, доц., Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
М.А. Гарипов, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье обосновывается актуализация информационной грамотности студентов в процессе профессиональной подготовки, в ходе которой требуется, чтобы обучающиеся приобрели компетентность по анализу возможных угроз поступающей информации в киберпространстве и объективной ее оценке. В ситуации социального развития на сегодняшний день появляются абсолютно новые понятия в обществе, связанные с приставкой «кибер»: это киберпре-ступность, кибермошенничество, кибертерроризм, кибербезопасность и др. Хотя онлайн-обучение предоставляет так много положительных возможностей как для преподавателей, так и для студентов, последние должны вооружиться знаниями для защиты своих устройств и личной информации благодаря формированию культуры кибербезопасности. Возрастающая роль информации в жизни современного человека становится небезопасной для детей и молодежи. В связи с этим в профессиональной подготовке обучающихся актуализация информационной грамотности студентов в процессе профессиональной подготовки должна занять достойное место.
Ключевые слова: культура кибербезопасности, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, нормативно-правовые документы.
В последние годы, как мы можем убедиться, довольно резко обостряется проблема безопасности в информационной среде. Это касается не только компьютеров, но и смартфонов, других устройств, являющихся объектами использования в интернет-пространстве.
Симптомы информационной войны в мировом сообществе все более нарастают по мере развития информационных технологий. Мы не можем рассматривать это как случайные, и в то же время взаимосвязанные события. Это можно объяснить тем, что с каждыми годом увеличивается число пользователей сети. В свою очередь, это провоцирует усиление различных уязвимостей у начинающих членов сети Интернет
В результате мы получаем, что злоумышленникам дается уникальный шанс для получения у них необходимой конфиденциальной информации. В большинстве своем это не заканчивается банальным нанесением морального вреда, а приводит к более тяжелым последствиям. По вышеизложенным причинам на сегодняшний день появляются абсолютно новые понятия в обществе, связанные с приставкой «кибер»: это киберпреступность, кибермошенничество, кибертерро-ризм, кибербезопасность и др.
Из доводов, приведенных нами выше, мы можем сделать вывод: в связи с новым потоком угроз в киберсреде каждому начинающему пользователю, для того чтобы, чтобы успешно противостоять им, необходимо минимальное количество знаний, соответствующих умений и навыков. Это означает, что необходимо внедрять понятие «культура кибербезопасности» в школах, колледжах, вузах и т.д., ведь именно школьники и студенты в большинстве своем и считаются начинающими пользователями. Безусловно, мы должны их приучать к борьбе с преступниками в Интернете.
Также мы можем подтвердить этот факт множеством социологических исследований [1], которые показывают очевидную тенденцию: чем быстрее растет количество пользователей сети, тем ниже становится уровень их киберграмот-ности, не говоря уже о том, что с каждым годом появляются новые уловки мошенников.
По данным зарубежных исследователей, к основным причинам роста количества атак можно отнести следующие основные факторы:
- с каждым годом увеличивается количество пользователей общедоступных сетей связи, таких, как Интернет, при этом сами пользователи могут быть некомпетентны в области кибербезопасности;
- увеличивается количество уязвимостей, ежедневно обнаруживаемых в существующем общесистемном и прикладном программном обеспечении;
- возрастает число возможных объектов и видов кибератаки;
- упрощение методов реализации информационных атак, в сети Интернет можно без труда найти программные реализации атак, направленных на активизацию различных уязвимостей [1].
Необходимо также отметить, что уровень сложности кибератак также постоянно растет. Данное утверждение можно проиллюстрировать на примере эволюции компьютерных вирусов. В момент своего первого появления в 1980-х гг. вирусы представляли собой достаточно простые программы, которые самостоятельно распространялись в автоматизированных системах, и их основной задачей было нарушение работоспособности системы. На современном же этапе развития компьютерные вирусы представляют собой существенно более сложные программные средства, способные распространяться практически в любой среде передачи информации, а также маскироваться под работу штатного программного обеспечения. Кроме того, современные модификации компьютерных вирусов в основном используются для кражи конфиденциальной информации, а также для получения несанкционированного доступа к компьютерам пользователей. Аналогичная тенденция характерна и для других видов угроз безопасности, для реализации которых постоянно придумываются более изощренные методы и средства проведения кибератак.
Только с июля по август 2020 года приложение Microsoft Global Threat Activity Tracker обнаружило более 8 миллионов инцидентов, связанных с вредоносным ПО, из которых больше всего пострадала сфера образования во всем мире [2]. В результате недавнего стремления внедрить электронное обучение в этой области увеличилось количество кибератак - киберпреступники находят возможности для обмана школ, колледжей, вузов с помощью кражи конфиденци-
альной информации, использования программ для вымогательства денег и т.д. Фактически злоумышленники активно пользовались преимуществом перехода к онлайн-обучению из-за COVID-19 за счет усиления таргетинга на виртуальные среды, в том числе используемые школами, колледжами, вузами.
Хотя онлайн-обучение предоставляет так много положительных возможностей как для студентов, так и для преподавателей, сейчас как никогда важно укреплять средства защиты кибербезопасности для борьбы с новыми и возникающими атаками. Поскольку кибератаки продолжают использовать бреши и вводить новые угрозы и уязвимости, учащиеся должны вооружиться знаниями для защиты своих устройств и личной информации благодаря формированию культуры кибербезопасности.
Проблема низкой культуры кибербезопасности - одна из самых серьезных в обществе, а многие считают ее основным фактором при просчете рисков информационной безопасности. Новости об очередных кибератаках прочно заняли свое место в заголовках средств массовой информации. Существует множество различных исследований, которые доказывают проблему низкой культуры кибер-безопасности в стране.
Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, глобальное распространение кибератак говорит о том, что нужно учиться на ошибках и формировать культуру кибербезопасности общества [3].
Возрастающая роль информации в жизни современного человека становится не безопасной для детей и молодежи. В связи с этим в профессиональной подготовке обучающихся формирование культуры кибербезопасности должно занять достойное место. В процессе профессиональной подготовки требуется, чтобы обучающиеся приобрели компетентность по анализу возможных угроз в киберпространстве в поступающей информации и объективной ее оценке.
Если мы обратимся к социально-педагогическим аспектам актуальности, то столкнемся с множеством как международных, так и отечественных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН обеспечения международной информационной безопасности [4];
- Резолюция ООН о создании глобальной культуры кибербезопасности [5];
- Резолюция ООН о кибербезопасности и защите важных информационных структур [6];
- Резолюция ООН о культуре кибербезопасности и оценке усилий по защите инфраструктур [7];
- Закон РФ об образовании [8];
- Доктрина информационной безопасности РФ [9];
- Концепция информационной безопасности детей в РФ [10];
- Концепция стратегии кибербезопасности РФ [11];
- Закон РФ о безопасности [12];
- Закон РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [13];
- Закон РФ о персональных данных [14];
- Закон РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации [15];
- Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка [16];
- План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы [17].
Как отмечено в Доктрине информационной безопасности, под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности для физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность [9].
В качестве примера рассмотрим Концепцию стратегии кибербезопасности РФ, где:
- предусматривается постепенное повышение уровня основных компетенций граждан РФ в сфере кибербезопасности через расширение уже суще-
ствующих образовательных программ, а также разработку новых программ и организацию информационных кампаний по просветительской деятельности;
- предполагается существенная доработка или разработка новых образовательных стандартов с последующим введением в действие для подготовки и переподготовки специалистов в сфере кибербезопасности;
- ставится задача по внедрению в учебные планы образовательных учреждений разных уровней специальных курсов по кибербезопасности, которые, в свою очередь, включает модули по профессиональным основам кибербезопас-ности либо дополнение имеющихся курсов соответствующими модулями;
- предполагается подготовка необходимых мер по стимулированию партнерства между частными и государственными учреждениями в среднем профессиональном и высшем образовании в сфере кибербезопасности [11].
Нельзя сказать, что проблемой формирования культуры кибербезопасности обучающихся не занимались. В исследованиях ученых анализируется правовой, социологический, технический, психологический аспекты кибербезопасности.
Одна из опасностей в сети Интернет - вовлечение неосведомленных в ки-берэкстремистскую деятельность.
Мы признаем актуальность исследования, касающиеся необходимости представления процесса профессиональной подготовки по формированию самой культуры кибербезопасности на научно-теоретическом уровне, выявления организационно-педагогических условий, обоснования модели формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки.
По нашему убеждению, сегодня рассматриваются лишь отдельные аспекты формирования культуры кибербезопасности, а проблема формирования культуры кибербезопасности студентов не исследовалась. Важную роль в формировании культуры безопасного поведения в киберпространстве играет профессиональная подготовка обучающихся, которая имеет большой потенциал и может формировать целый комплекс информационных компетенций.
Библиографический список
Таким образом, обновление информационной грамотности студентов подтверждается многими проблемами, среди которых:
- ежегодное увеличение количества пользователей сети Интернет, при этом сами пользователи могут быть некомпетентны в области кибербезопасно-сти, что подтверждают различные исследования;
- увеличение количества уязвимостей, ежедневно обнаруживаемых в различном программном обеспечении;
- возрастание количества возможных объектов и видов кибератак в мире;
- упрощение методов реализации информационных атак.
Анализ процесса профессиональной деятельности и будущей профессиональной деятельности обучающихся, материально-технических ресурсов учебного заведения выявил противоречия, которые актуализировали исследуемую нами проблему:
- социального уровня: выражаются между уровнем требований, предъявляемых к молодежи в информационном обществе и недостаточной динамичностью и гибкостью системы профессионального образования в формировании уровня культуры кибербезопасности студентов;
- научно-педагогического уровня: выражены между современной потребностью студентов в целостном формировании культуры кибербезопасности и крайне недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов по формированию у студентов культуры кибербезопасности;
- практико-педагогического уровня: противоречие между потребностью профессионального образования в самой реализации потенциала формирования культуры кибербезопасности студентов и недостаточной разработанностью педагогических средств по формированию культуры кибербезопасности в педагогической науке.
Разрешение вышеуказанных противоречий связано с формированием культуры кибербезопасности обучающихся в системе образования страны с учетом требований информационной безопасности.
1. Farrukh A., Sadwick R., Villasenor J. Youth Internet Safety: Risks, Responses, and Research Recommendations. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/06/Youth-Internet-Safety_v07.pdf
2. Диогенес Ю., Озкайя Э. Кибербезопасность. Стратегии атак и обороны. Москва: ДМК-Пресс, 2020.
3. Шалин П. Взлом. Приемы, трюки и секреты хакеров. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2020.
4. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). Принята Генеральной Ассамблеей ООН: по состоянию на 8 декабря 2010 г.]. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html
5. Создание глобальной культуры кибербезопасности. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН: утверждена 31 января 2003 г. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/ un/57239.pdf
6. Создание глобальной культуры кибербезопасности и защиты важнейших информационных инфраструктур. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН: утверждена 30 января 2004 г Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/un/58199.pdf
7. Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН: утверждена 21 декабря 2000 г Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N09/474/51/PDF/N0947451.pdf70penElement
8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон: по состоянию на 29 декабря 2012 г. Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71456224
10. Концепция информационной безопасности детей. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71167034=
11. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации. Проект, по состоянию на 10 янв. 2014 г. Available at: http://council.gov.ru/media/ files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf
12. О безопасности. Федеральный закон: по состоянию на 09 ноября 2020 г Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546
13. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный закон: по состоянию на 05 апр. 2021 г. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_108808
14. О персональных данных. Федеральный закон: по состоянию на 30 декабря 2020 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801
15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон: по состоянию на 9 марта 2021 г Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798
16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон: по состоянию на 05 апреля 2021 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19558
17. План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы. Приказ Министерства связи и массовой коммуникации от 27 фев. 2018 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296719/abe6d4058ed1c7909aff74168df80b8dcfd74f48
References
1. Farrukh A., Sadwick R., Villasenor J. Youth Internet Safety: Risks, Responses, and Research Recommendations. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/06/Youth-Internet-Safety_v07.pdf
2. Diogenes Yu., Ozkajya 'E. Kiberbezopasnost'. Strategiiatakioborony. Moskva: DMK-Press, 2020.
3. Shalin P. Vzlom. Priemy, tryuki i sekrety hakerov. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2020.
4. Konvenciya ob obespechenii mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti (koncepciya). Prinyata General'noj Assambleej OON: po sostoyaniyu na 8 dekabrya 2010 g.]. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html
5. Sozdanie global'nojkul'tury kiberbezopasnosti. Rezolyuciya General'noj Assamblei OON: utverzhdena 31 yanvarya 2003 g. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/un/57239.pdf
6. Sozdanie global'noj kul'tury kiberbezopasnosti i zaschity vazhnejshih informacionnyh infrastruktur. Rezolyuciya General'noj Assamblei OON: utverzhdena 30 yanvarya 2004 g. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/un/58199.pdf
7. Sozdanie global'noj kul'tury kiberbezopasnosti i ocenka nacional'nyh usilij po zaschite vazhnejshih informacionnyh infrastruktur. Rezolyuciya General'noj Assamblei OON: utverzhdena 21 dekabrya 2000 g. Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/474/51/PDF/N0947451.pdf7OpenElement
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 29 dekabrya 2012 g. Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
9. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71456224
10. Koncepciya informacionnoj bezopasnosti detej. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrya 2015 g. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034=
11. Koncepciya strategii kiberbezopasnosti Rossijskoj Federacii. Proekt, po sostoyaniyu na 10 yanv. 2014 g. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25 cea8a73.pdf
12. O bezopasnosti. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 09 noyabrya 2020 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546
13. O zaschite detej ot informacii, prichinyayuschej vred ih zdorov'yu i razvitiyu. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 05 apr. 2021 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108808
14. O personal'nyh dannyh. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 30 dekabrya 2020 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801
15. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah io zaschite informacii. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 9 marta 2021 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_61798
16. Ob osnovnyh garantiyahpravrebenka vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 05 aprelya 2021 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAWJ9558
17. Plan meropriyatij po realizacii Koncepcii informacionnoj bezopasnosti detej na 2018 - 2020 gody. Prikaz Ministerstva svyazi i massovoj kommunikacii ot 27 fev. 2018 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296719/abe6d4058ed1c7909aff74168df80b8dcfd74f48
Статья поступила в редакцию 26.06.21
УДК 37
Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural
University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION IN AN AGRARIAN UNIVERSITY. As a result of the collapse of the Soviet Union, Russia faced a number of serious economic, political and social problems. Due to a sharp reduction in funding, the state has stopped any participation in the implementation of measures for education, including patriotic education. The first attempts to revive patriotic education began in 2000. At the moment, four state programs of patriotic education have already been implemented in Russia. At the same time, each subsequent program adds something new to the already implemented areas and activities, more relevant and in demand in constantly changing social conditions. At the moment, Russia has launched the implementation of the federal project "Patriotic education of Russian citizens for the period 2021-2024", which involves the return of educational work to the field of education. The purpose of the research is to generalize the experience of patriotic education in a higher educational institution - the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals and to highlight features of its organization, especially in conditions of anti-patriotic attitudes among young people. The university implements various forms of patriotic education of young people. The author pays special attention to the generalization of the contribution to the patriotic education of general education departments. The scientific novelty of the research lies in the interdisciplinary consideration of the issue under study using an activity-based approach. In the classes on history, philosophy, and sociology, special attention is paid to the consideration of issues of historical memory and patriotic education, since the humanities are able not only to objectively illuminate our historical past, but also can form a sense of belonging to the heritage of the people.
Key words: patriotic education, educational activity, educational work of university, programs of patriotic education, features of adolescence, forms of patriotic education.
С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета
Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
В результате распада Советского Союза Россия столкнулась с рядом серьезных экономических, политических и социальных проблем. Государство из-за резкого сокращения финансирования прекратило любое свое участие в реализации мероприятий по воспитанию, в том числе и патриотическому. Первые попытки возрождения патриотического воспитания стали предприниматься в 2000 году. На данный момент в России уже реализованы четыре государственные программы патриотического воспитания. При этом каждая последующая программа к уже реализуемым направлениям и мероприятиям добавляет что-то новое, более актуальное и востребованное в постоянно меняющихся социальных условиях. На данный момент в России реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2021 - 2024 годов», который предполагает возвращение воспитательной работы в сферу образования. Цель представленного нами исследования заключается в обобщении опыта патриотического воспитания в высшем учебном заведении -Государственном аграрном университете Северного Зауралья - и выделении специфики его организации, особенно в условиях насаждения среди молодежи антипатриотических установок. В университете реализуются различные формы патриотического воспитания молодежи. Особое внимание автор уделяет обобщению вклада в патриотическое воспитание общеобразовательных кафедр. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном рассмотрении изучаемого вопроса с применением деятельностного подхода. На занятиях по истории, философии, социологии особое внимание уделяется рассмотрению вопросов исторической памяти и патриотического воспитания, так как гуманитарные науки способны не только объективно освещать наше историческое прошлое, но и формировать чувство сопричастности к наследию нашего народа.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитательная деятельность, воспитательная работа вуза, программы патриотического воспитания, особенности подросткового возраста, формы патриотического воспитания.
Распад Советского Союза привел к достаточно серьезным экономическим, политическим и социальным последствиям для современной России. Обучение было переведено в сферу услуг, а воспитание полностью возложено на семью. В условиях перехода к рыночной экономике, ликвидации предприятий, невыплат заработной платы, свертывания финансирования программ дополнительного образования и как итог закрытия секций и кружков семья оказалась не готова к осуществлению в полном объеме воспитательной деятельности. В сочетании с навязыванием в обществе массовой универсальной западной культуры произошел рост проявлений «асоциального поведения, упадок моральных и нравственных норм, деградация внутрисемейных отношений и межличностного доверия» [1, с. 500]. В обществе появилось явление, называемое скрытым социальным сиротством. В 90-е годы социальными сиротами считались не только дети, родители которых были лишены родительских прав либо ограничены в них, но и дети, проживавшие в семье, однако по факту лишенные какой-либо родительской заботы и внимания. Россия оказалась перед выбором: либо утратить свою государственность и суверенитет, став «страной-бензоколонкой с разорванной в клочья экономикой», либо вновь возрождать свою государственность, постепенно отвоевывая утраченные на мировой арене позиции. Однако, как только наша страна стала предпринимать первые робкие попытки своего возрождения и укрепления, мы столкнулись с проявлениями оголтелой русофобии и распространением, в основном среди молодежи, антипатриотических настроений, которые заключаются в формировании «ненависти к стране., в принижении и отрицании значимости Отечества, в возвышении всего зарубежного, особенно западного» [2, с. 154]. Для внедрения либеральных общественно-политических идей подрастающее поколение было выбрано неслучайно. Дело в том, что нестабильность развития личностных качеств, самооценки и мотивации подростков на фоне сме-
щения «центра физической и духовной жизни ребёнка из дома во внешний мир» [3, с. 94], а также проявление чувства взрослости и максимальная вовлеченность «в виртуальное взаимодействие в киберпространстве» [3, с. 95] могут способствовать возникновению у подрастающего поколения трудностей в процессе социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям, проблемам с формированием качественного социального опыта, инфантилизму и как итог позднему формированию критического мышления. В результате дети и подростки становятся достаточно удобными мишенями для внедрения либеральных общественно-политических идей и продвижения антипатриотических установок. В связи с этим особую актуальность, наряду с экономическими и политическими преобразованиями в обществе, приобретают вопросы возвращения воспитательной деятельности в сферу образования и, соответственно, активизации развивающей и воспитывающей функций образовательного процесса. Ведь «от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит и то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя.» [4]. Предотвращению навязывания антипатриотических установок может помочь и реализация целенаправленного патриотического воспитания на всех ступенях российского образования.
В последнее время в научной литературе появился ряд статей и тезисов конференций, посвященных рассмотрению патриотического воспитания. В работах Борисенко Ю.А. [5], Вовк М.Ю. [6], Кусмарцева М.Б. [7], Томилиной С.Н. [6], Томилина А.Н. [8], Быкова А.К. [9] рассматриваются концептуальные основы и основные стратегии развития патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Маврина И.А., Кузнецов А.С. [10] изучают патриотизм как педагогическую категорию. Ярош Н.Н. [11] уделяет внимание изучению проблем патриотического воспитания. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. [12] приводят анализ патриотизма и антипатриотизма как диалектических противоположностей. Ис-