Научная статья на тему 'К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / КИБЕРАТАКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Гарипов Марсель Айратович

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки. В процессе профессиональной подготовки требуется, чтобы обучающиеся приобрели компетентность по анализу возможных угроз в киберпространстве в поступающей информации и объективной ее оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Гарипов Марсель Айратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE DEVELOPMENT OF A CULTURE OF CYBERSECURITY OF TRAINEES IN THE PROCESS OF TRAINING

The article substantiates the urgency of the problem of forming a culture of cybersecurity of students in the process of professional training. The training process requires that students acquire the competence in analyzing possible threats in cyberspace in the incoming information and objectively assessing it.

Текст научной работы на тему «К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

особого внимания к выбору логических программ дисциплины, которые будут учитывать ее положение и роль в формировании профессионального сознания.

Цель и назначение современных университетских учебников - развивать у студентов творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, научно-аналитические навыки, основанные на предвидении и понимании будущего.

Эта цель может и должна быть достигнута с помощью специального типа ученика - учебника, учитывающего общее направление развития современного образования, все возможности повышения эффективности и качества, все факторы позитивных и негативных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии.

Предлагаемое видение перспективы внедрения стандартов ISO и принципов TQM в области редактирования и публикации может вызвать интерес руководителя издательства к формированию системы менеджмента качества. Принимая во внимание организацию работы по обеспечению качества для конкретного издания в данном направлении, редакторам может быть полезно координировать все основные рабочие процессы по подготовке образовательных публикаций [6].

Выводы. Таким образом, исследование реализации принципов управления качеством в области редакционно-издательской деятельности показывает, что необходимо не только реализовать комплекс организационных мероприятий, но создать условия для нормативной базы, согласования потребностей заинтересованных сторон, использования экономических ресурсов.

В рамках единого международного подхода можно объединить усилия всех участников образовательных изданий по многим направлениям редакционно-издательской деятельности и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями стандартов серии ISO9000 и методами, предложенными Россией в концепции национальной политики в области качества продукции и услуг, для решения проблем качества на данном этапе.

Литература:

1. Антонова С.Г. Проблемы совершенствования учебно-методического обеспечения профессионального образования. // Университетская книга. - 2018. - № 1. - С. 21

2. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга: Создание учебной литературы нового поколения: Учебное пособие. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2017. - С. 92-93.

3. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. - М., 1986. - С. 225

4. Казакова В.И., Зайцева Е.А. Издательская деятельность вузов: моменты инерции // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2018. -№ 4. - С. 45-52.

5. Климова О.В. Редактирование: общий курс: учебно-методическое пособие / О.В. Климова, Е.А. Березовская. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 120 с.

6. Петров А.В. Профессиональные услуги в области издания учебной литературы: вопрос о новых направлениях деятельности редакционно-издательского отдела // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2015. -№ 2(4). - С. 92-99.

7. Подкорытова Ю.В. О необходимости маркетингового подхода к организации деятельности вузовского издательства: постановка проблемы // Вестник ЮУрГу. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014.

- Т. 8. - № 1. - С. 170-172.

8. Сухоруков К.М. Книгоиздание России в 2018 г. // Библиография и книговедение. - 2018. - № 1 (402).

- С. 19-30.

9. Тулякова Е.И. Корректура: учебно-метод. пособие. В 2 ч. - Ч. 1 / Е.И. Тулякова, А.И. Миляков. -Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 84 с.

10. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2019. - 528 с. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); аспирант Гарипов Марсель Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки. В процессе профессиональной подготовки требуется, чтобы обучающиеся приобрели компетентность по анализу возможных угроз в киберпространстве в поступающей информации и объективной ее оценке.

Ключевые слова: культура кибербезопасности, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, нормативно-правовые документы.

Annotation. The article substantiates the urgency of the problem of forming a culture of cybersecurity of students in the process of professional training. The training process requires that students acquire the competence in analyzing possible threats in cyberspace in the incoming information and objectively assessing it.

Keywords: cybersecurity culture, cybersecurity, cybersecurity culture formation, cyber attacks, regulatory documents.

Введение. В последние годы, как мы можем убедиться, довольно резко обостряется проблема безопасности в информационной среде. Это касается не только компьютеров, но и смартфонов, других устройств, являющихся объектами использования в Интернет-пространстве.

Симптомы информационной войны в мировом сообществе все более нарастают по мере развития информационных технологий. Мы не можем объяснять это случайными, и в то же время взаимосвязанными событиями. Это можно объяснить тем, что с каждыми годом увеличивается число пользователей сети. В свою очередь, это провоцирует увеличение различных уязвимостей у начинающих членов сети Интернет.

В результате мы получаем, что злоумышленникам дается уникальный шанс для получения у них необходимой конфиденциальной информации. В большинстве своем, это не заканчивается банальным нанесением морального вреда, а приводит к более тяжелым последствиям. По вышеизложенным причинам, на сегодняшний день появляются абсолютно новые понятия в обществе, связанные с приставкой «кибер»: это киберпреступность, кибермошенничество, кибертерроризм, кибербезопасность и др.

Из доводов, приведенных нами выше, мы можем сказать, что каждому начинающему пользователю, в связи с новым потоком угроз в кибер-среде, необходимо минимальное количество знаний, соответствующих умений и владений для того, чтобы успешно противостоять им. Это означает, что необходимо внедрять понятие культуры кибербезопасности в школах, колледжах, вузах и т.д., ведь именно школьники и студенты в большинстве своем и считаются начинающими пользователями. Безусловно, мы должны их приучать к борьбе с преступниками в Интернете.

Так же мы можем подтвердить этот факт множеством социологических исследований [17], которые показывают очевидную тенденцию: чем быстрее растет количество пользователей сети, тем ниже становится уровень их киберграмотности, не говоря уже о том, что с каждым годом появляются новые уловки мошенников.

Только июля по август 2020 года приложение Microsoft Global Threat Activity Tracker обнаружило более 8 миллионов инцидентов, связанных с вредоносным ПО, из которых больше всего пострадала сфера образования во всем мире [1]. В результате недавнего стремления внедрить электронное обучение в этой области увеличилось количество кибератак - киберпреступники находят возможности для обмана школ, колледжей, вузов с помощью кражи конфиденциальной информации, использования программ-вымогателей для вымогательства денег и т.д. Фактически, злоумышленники активно пользовались преимуществом перехода к онлайн-обучению из-за COVID-19 за счет усиления таргетинга на виртуальные среды, в том числе используемые школами, колледжами, вузами.

Изложение основного материала статьи. Хотя онлайн-обучение предоставляет так много положительных возможностей как для студентов, так и для преподавателей, сейчас как никогда важно укреплять средства защиты кибербезопасности для борьбы с новыми и возникающими атаками. Поскольку кибератаки продолжают использовать бреши и вводить новые угрозы и уязвимости, учащиеся должны вооружиться знаниями для защиты своих устройств и личной информации, благодаря формированию культуры кибербезопасности.

Проблема низкой культуры кибербезопасности - одна из самых серьезных в обществе, а многие считают ее основным фактором при просчете рисков информационной безопасности. Новости об очередных кибератаках прочно заняли свое место в заголовках средств массовой информации. Существует множество различных исследований, которые доказывают проблему низкой культуры кибербезопасности в стране.

Согласно министерству связи и массовых коммуникаций РФ, глобальное распространение кибератак говорит о том, что нужно учиться на ошибках и формировать культуру кибербезопасности общества [16].

Возрастающая роль информации в жизни современного человека становится не безопасной для детей и молодежи. В связи с этим в профессиональной подготовке обучающихся формирование культуры кибербезопасности должно занять достойное место. В процессе профессиональной подготовки требуется, чтобы обучающиеся приобрели компетентность по анализу возможных угроз в киберпространстве в поступающей информации и объективной ее оценке.

Если мы обратимся в социально-педагогические аспекты актуальности, то столкнемся с множеством как международных, так и отечественных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН обеспечения международной информационной безопасности [3];

- Резолюция ООН о создании глобальной культуры кибербезопасности [13];

- Резолюция ООН о кибербезопасности и защите важных информационных структур [14];

- Резолюция ООН о культуре кибербезопасности и оценке усилий по защите инфраструктур [15];

- Закон РФ об образовании [10];

- Доктрина информационной безопасности РФ [2];

- Концепция информационной безопасности детей в РФ [4];

- Концепция стратегии кибербезопасности РФ [5];

- Закон РФ о безопасности [6];

- Закон РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [7];

- Закон РФ о персональных данных [8];

- Закон РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации [9];

- Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка [11];

- План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы [12].

В качестве примера рассмотрим Концепцию стратегии кибербезопасности РФ, где:

- предусматривается постепенное повышение уровня основных компетенций граждан РФ в сфере кибербезопасности через расширение уже существующих образовательных программ, а также разработку новых программ и организацию информационных кампаний по просветительской деятельности;

- предполагается существенная доработка или разработка новых образовательных стандартов с последующим введением в действие для подготовки и переподготовки специалистов в сфере кибербезопасности;

- ставится задача по внедрению в учебные планы образовательных учреждений разных уровней специальных курсов по кибербезопасности, который, в свою очередь, включает модули по профессиональным основам кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов соответствующими модулями;

- предполагается подготовка необходимых мер по стимулированию партнерства между частными и государственными учреждениями в среднем профессиональном и высшем образовании в сфере кибербезопасности [5].

Нельзя сказать, что проблемой формирования культуры кибербезопасности обучающихся не занимались. В исследованиях ученых анализируется правовой, социологический, технический, психологический аспекты кибербезопасности.

Одна из опасностей в сети Интернет - вовлечение неосведомленных в киберэкстремистскую деятельность.

Мы признаем актуальность исследования о необходимости представления процесса профессиональной подготовки по формированию самой культуры кибербезопасности - на научно-теоретическом уровне, выявить организационно-педагогические условия, обосновать модель формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

По нашему убеждению, по поставленной проблеме рассматриваются лишь отдельные аспекты формирования культуры кибербезопасности, но в целом проблема формирования культуры кибербезопасности студентов не рассматривалась. Важную роль и большой потенциал в формировании культуры безопасного поведения в киберпространстве играет профессиональная подготовка обучающихся, которая может формировать целый комплекс информационных компетенций.

Выводы. Анализ процесса профессиональной деятельности и будущей профессиональной деятельности обучающихся, материально-технических ресурсов учебного заведения выявил противоречия, которые актуализировали исследуемую нами проблему:

- социального уровня: которое выражается между уровнем требований, предъявляемых к молодежи в информационном обществе и недостаточной динамичностью и гибкостью системы профессионального образования в формировании уровня культуры кибербезопасности студентов;

- научно-педагогического уровня: выражено между современной потребностью студентов в целостном формировании культуры кибербезопасности и крайне недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов по формированию у студентов культуры кибербезопасности;

- практико-педагогическогоуровня: противоречие между потребностью профессионального образования в самой реализации потенциала формирования культуры кибербезопасности студентов и недостаточной разработанностью педагогических средств по формированию культуры кибербезопасности в педагогической науке.

Разрешение вышеуказанных противоречий связано с формированием культуры кибербезопасности обучающихся в системе образования страны с учетом требований информационной безопасности.

Литература:

1. Диогенес, Ю. Кибербезопасность. Стратегии атак и обороны / Ю. Диогенес, Э. Озкайя. - М.: ДМК-Пресс, 2020. - 326 с.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [утв. Указом Президента РФ от 5 дек. 2016 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224.

3. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) [прин. Ген. Ассамблеей ООН: по состоянию на 8 дек. 2010 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.rU/documents/6/112.html.

4. Концепция информационной безопасности детей [утв. расп. Правительства РФ от 2 дек. 2015 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034.

5. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации [проект, по состоянию на 10 янв. 2014 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf.

6. О безопасности [федер. закон: принят Гос. Думой 7 дек. 2010 г.: по состоянию на 09 нояб. 2020 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546.

7. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2010 г.: по состоянию на 05 апр. 2021 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808.

8. О персональных данных [федер. закон: принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: по состоянию на 30 дек. 2020 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801.

9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [федер. закон: принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: по состоянию на 9 марта 2021 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798.

10. Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 29 дек. 2012 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: по состоянию на 05 апр. 2021 г.] [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558.

12. План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы [утв. приказом Мин. связи и масс. коммун. от 27 фев. 2018 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296719/abe6d4058ed1c7909aff74168df80b8dcfd74f48.

14. Создание глобальной культуры кибербезопасности [резол. Ген. Ассамблеи ООН: утв. 31 янв. 2003 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://www.ifap.ru/ofdocs/un/57239.pdf.

14. Создание глобальной культуры кибербезопасности и защиты важнейших информационных инфраструктур [резол. Ген. Ассамблеи ООН: утв. 30 янв. 2004 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/un/58199.pdf.

15. Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур [резол. Ген. Ассамблеи ООН: утв. 21 дек. 2000 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/474/51/PDF/N0947451.pdf?OpenElement.

16. Шалин, П. Взлом. Приемы, трюки и секреты хакеров / П. Шалин / СПб.: БХВ-Петербург, 2020. - 192 с.

17. Farrukh, A. Youth Internet Safety: Risks, Responses, and Research Recommendations [Электронный ресурс] / A.Farrukh, R. Sadwick, J. Villasenor.

Педагогика

УДК 376.3

директор ЦКП РУМЦ, старший преподаватель кафедры дефектологии Сальникова Олеся Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант, ассистент кафедры дефектологии Бугаева Елена Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы реализации образовательного процесса для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, с применением ассистивных технологий в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, ассистивные технологии, дистанционное обучение.

Annotation. The article deals with the main problems of implementing the educational process for people with disabilities using assistive technologies during distance learning.

Keywords: limited health opportunities, special educational needs, assistive technologies, distance learning.

Введение. Ежегодные статистические исследования показывают неуклонный рост количества лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья [2]. Однако среди них сравнительно небольшой удельный вес принадлежит контингенту, вовлеченному в процесс получения образования, особенно, когда речь идет об обучении в вузах. В качестве основной причины такой статистики чаще всего выделяется устоявшийся стереотип о недоступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью (отсутствие материально-технических, методических, кадровых ресурсов и пр.) среди потенциальных абитуриентов и их родителей.

Наличие особых образовательных потребностей, трудности социальной адаптации до сих пор выступают в качестве ключевых критериев при отказе старшеклассников или их родителей от продолжения обучения в вузе. При этом, важно отметить, что большинство образовательных организаций высшего образования уже не первый год обладают необходимыми ресурсами для инклюзивного обучения, имеют наработанный опыт в этой области и продолжают совершенствовать безбарьерную среду [6].

Изложение основного материала статьи. Модернизация образовательного пространства университетов стремится отвечать всем современным общественным требованиям, учитывая тенденции и перспективы социального развития, глобализации и цифровизации мировых ресурсов.

Использования цифровых и сетевых технологий и платформ стало наиболее актуально в период пандемии COVID-19, когда формат обучения приобрел исключительно дистанционный формат. Условия ограничения контактной работы и досуга вызвали ряд противоречий и трудностей, однако, параллельно, определили позитивный вектор в развитии навыков работы с сетевыми и цифровыми ресурсами и платформами как среди преподавательского состава, так и среди студентов, что вывело процесс обучения на качественно новый уровень.

При этом дистанционный формат обучения довольно удобен для маломобильной категории населения, однако для обучающихся с нарушениями слуха и зрения в силу особенностей их восприятия, следует отметить ряд сложностей при участии в онлайн-лекциях, вебинарах и пр. Восприятие материала данной категории обучающихся отлично от традиционного, что подразумевает трансформацию образовательного процесса в режиме онлайн таким образом, чтобы поступающая информация была доступна, соотносима с особенностями, образовательными потребностями каждого студента. Также выполнение заданий в онлайн формате является не всегда доступным и удобным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с чем, необходимо отметить ряд организационно-технологических условий, способных учесть психофизические особенности и возможности, обучающихся с ОВЗ и удовлетворить их особые образовательные потребности в условиях дистанта:

- организация рабочего (учебного) места, оснащенного необходимым компьютерно-программным комплексом с сетевым обеспечением, ассистивным оборудованием, специальной мебелью и пр.;

- методическое обеспечение в адаптированных под нозологические особенности вариациях;

- представление (дублирование) информации (лекции, семинара, практического задания и пр.) в доступном формате;

- предоставление заданий заблаговременно, учитывая временные особенности восприятия и возможности выполнения их студентами с ОВЗ;

- учет особенностей речеведения педагогами при проведении онлайн-занятия;

- обязательным является сопровождение онлайн-занятия посредством чата.

I. Организация рабочего (учебного) места включает [5]:

- наличие специальной мебели (рабочий стол и стул), учитывающей рост и физиологические особенности обучающегося. Современная мебель предполагает возможность регулирования по высоте, что особенно удобно для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.