Научная статья на тему 'К постановке проблемы культуры общения обучающихся в информационном пространстве'

К постановке проблемы культуры общения обучающихся в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / КИБЕРАТАКИ / ИНФОРМАТИКА / PEDAGOGICAL INTERACTION / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / CYBERSECURITY / THE FORMATION OF A CULTURE OF CYBERSECURITY / CYBER ATTACKS / COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Гарипов Марсель Айратович

В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействие и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR THE STATEMENT OF THE PROBLEM OF CULTURE OF COMMUNICATION OF TEACHERS IN THE INFORMATION SPACE

The article substantiates the relevance of the problem of pedagogical interaction and cyber security in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of professional training.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы культуры общения обучающихся в информационном пространстве»

Выводы. Само по себе время решения учебных задач в образовательном процессе вуза не может служить критерием для определения типологического воспреемствования мотивационно-ценностных установок обучающимися. Ценностные характеристики этого процесса имеют вневременные рамки, но структуры ассоциативных рядов аудиовизуальных решений вскрывают свойства мыслительных задач по качеству их нравственно-смыслового содержимого. Безошибочная проверка ценностных характеристик режиссёра и его творения - это качество зрительского внимания.

Дифференцированный научно-педагогический подход, обнаруживающий тесную взаимосвязь проявления усвоенных профессиональных компетенций в сочетании с ростом уровня мотивационно-ценностных значений зрительского внимания, является показателем усвоения студентом учебной программы и синхронизируется с ментальным ростом субъекта, обучаемого на основе индивидуального тематического задания преподавателя.

Наблюдение показывает, что студенты, принадлежащие инертному типу высшей нервной деятельности, способны решать алгоритмические задачи по построению аудиовизуальных композиционных решений так же быстро, как и обучаемые с подвижными нервными процессами, и ускоряться в конвейерном производстве аудиовизуальных продуктов ещё быстрее, если им обеспечивается положительный зрительский отклик высокого качества внимания. Значительная разница в скорости и качестве исполнения профессиональных задач основывается на способности преподавателя поддерживать атмосферу алгоритмического действия мотивационно-ценностных установок мудрости комплиментарного свойства. Это условие эффективно ранжирует профессиональные навыки студентов, выполняющих задание внутри группы, если они умеют воспринять информационно-рецептивные и проблемно-творческие этапы коммуникации без искажения семантических смыслов внутрикультурного и межкультурного взаимодействия, общения и сотворчества исключая их методом анализа инцидента. Данное наблюдение подтверждает вышеизложенные выводы и указывает на необходимость установления ментальной связи учителя и ученика для ранжирования уровней переноса художественных мотивационно-ценностных значений профессиональной культуры. Форму и содержание этого субъект-субъектного процесса переноса эстетики (в диалогической манере) определяет роль эзотерического общения, обусловленного чертами характера, мнемическими свойствами памяти, темпераментом и потенциалом природной одарённости саморазвивающейся личности.

Литература:

1. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. - №1(78). - С. 253-259.

2. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Феноменология экранной педагогики через призму философских аспектов культуры. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. -№2(79). - С. 269-273.

3. Пахомова С.В. Применение средств аудиовизуальной композиции в педагогических технологиях вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского - Орёл: Издательство «Картуш», 2019. - 180 с. - С. 98-101.

4. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1984. - 413 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); аспирант Гарипов Марсель Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействие и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные связи, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, информатика.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of pedagogical interaction and cyber security in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of professional training.

Keywords: pedagogical interaction, subject-subject relations, cybersecurity, the formation of a culture of cybersecurity, cyber attacks, computer science.

Введение. Педагогического взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, ее развития, приобретения социального опыта, взаимного обогащения как преподавателя, так и студента. В то же время существует основной признак, опираясь на который, можно четко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между целями и задачами, которые ставят в вузе, и целями и задачами, которые преследуют студенты в данный конкретный момент.

Мы придерживаемся позиции В.Г. Маралова [4], который считает, что педагогическое взаимодействие такое взаимное воздействие педагогов и обучающихся друг на друга, в результате чего осуществляется

процесс их личностного роста и изменения.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на взаимодействии, базирующиеся на субъект-субъектных связях, где осуществляется принцип паритета - равенство.

Педагогика, построенная на системе субъект-субъектных связей, получила название педагогики сотрудничества, полисубъектного подхода, личностно ориентированной модели взаимодействия, педагогики ненасилия. Здесь и преподаватель, и студент в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой построении своей деятельности, характерными признаками которой являются возможности осуществлять выбор, строить через это свою личность. Основное противоречие преодолевается не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту, способность строить отношения на основе взаимоприятия и взаимопонимания, активность и инициативность как форма ее выражения. Тем самым и преподаватель, и студент приобретают право на индивидуальность.

Специальные исследования и практика работы на основе осуществления субъект-субъектных связей показали, что преобладающим стилем руководства здесь является демократический, ведущим типом отношений - устойчиво-положительный.

Способы общения - понимание, признание и принятие личности, основанное на формирующейся у преподавателя способности стать на позицию обучаемого, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество.

Примером такого сотрудничества является положительный опыт использования ИКТ технологий в процессе профессиональной подготовки студентов.

Применение компьютера и информационных технологий на занятиях может решить такие задачи как:

- образовательную - изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебно-профессиональной деятельности;

- педагогическую - быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные траектории обучения студентов;

- организационную - проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

Формирование гуманизации отношений, как показала опытная работа со студентами, будет

эффективным, если использование компьютерных технологий в процессе взаимодействия профессиональной подготовки будет субъект-субъектным.

Таким образом, вышесказанное свидетельствует о модели, построенной на системе субъект-субъектных связей и создает благоприятные условия для преодоления основного противоречия между целями и задачами, которые ставит преподаватель, и целями и задачами, который ставит студент.

Как показывает опыт работы со студентами большой потенциал гуманизации отношений содержат использование компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов в:

- изучении информационного блока дисциплины "Информатика и ИКТ";

- компьютерном сопровождении занятий по дисциплине;

- компьютерном тестировании;

- подготовке творческих, научно-исследовательских работ;

- обращении к ресурсам информационного центра учебного заведения;

- посещении сайта учебного заведения;

- обращении к сети Интернет;

- организации и проведение внеаудиторных мероприятий;

- выпуске тематических бюллетеней;

- выпуске стенгазет, оформлении стендов;

- управлении (ведение электронного журнала);

- оформлении документации.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебно-профессиональной деятельностью. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к занятии, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает студентам в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. В рамках такой модели формируются личностные особенности и студента, и преподавателя, деятельность приобретает характер свободной самодеятельности, обогащается собственным личностным опытом.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение студентов в режиме онлайн посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие студента с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение студентов в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве средства воссоздания условий ситуации общения.

Но в тоже время не следует забывать, что в ситуации социального развития все мы являемся свидетелями того, как в последние годы обостряется проблема безопасности компьютеров, мобильных телефонов и других различных устройств, которые являются объектами, наиболее часто подвергающимися нападению. Без преувеличения мы можем констатировать, что интенсивное расширение числа абонентов глобальной сети Интернет несет с собой увеличение атак из Интернета - «кибератак», а использование современного персонального компьютера дает в руки злоумышленникам уникальный по своим возможностям инструмент разведки и различного рода деструктивной деятельности. В настоящее время появились новые, связанные с этим термины: киберпреступность, кибертерроризм, кибербезопасность.

Кибератаки представляют собой непреднамеренный или несанкционированный доступ, использование, манипулирование, прерывание или уничтожение с помощью электронных средств информации или электронных устройств, процессов, физической инфраструктуры, используемой для обработки информации [2]. Исходя из этого, мы видим, что кибератаки могут нанести серьезный, а иногда и непоправимый ущерб обществу в информационном пространстве.

Чтобы успешно противостоять новому виду атак, каждому члену информационного общества необходимо обладать определенным минимумом знаний, соответствующей «культурой кибербезопасности» и быть готовым к активной борьбе за чистоту информационно-коммуникативных технологий от различного рода кибермошенников, киберпреступников и т.п.

Определение термина «кибербезопасность» гласит, что это условия защищенности от физических, духовных, финансовых, политических, эмоциональных, профессиональных, психологических, образовательных или других типов воздействий в киберпространстве, которые могли бы считаться не желательными [1]. Иными словами, кибербезопасность - это защита от намеренных и целенаправленных кибератак.

Если рассматривать общее определения термина «культура» - то это набор знаний, верований и поведений, основанный на символическом мышлении и социальном обучении [5].

Таким образом, под понятием «культура кибербезопасности» мы понимаем специализированный набор знаний и поведений, направленных на защиту от намеренных и целенаправленных кибератак в информационном пространстве.

Как показывают статистика и социологические исследования, при быстро возрастающем уровне использования глобальных информационно-коммуникационных сетей (к примеру, на 2017 год, в России число пользователей сети Интернет достигает 70 миллионов человек [7]) сформированность культуры кибербезопасности оказывается чрезвычайно низким (в России только около 10 процентов пользователей Интернета имеют хотя бы минимальное представление об угрозах, которым они подвергаются сами или подвергают других, работая в сети Интернет).

В современном мире растет количество различных угроз в сети Интернет, в то же время не уменьшаются «атакованные», в число которых входят подростки, в том числе студенты и обучающиеся школ.

В связи с нарастающей необходимостью создания условий для формирования культуры кибербезопасности, разработан проект Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации, которая:

- предусматривает повышение уровня компетенций граждан Российской Федерации в части обеспечения кибербезопасности через разработку новых и расширение существующих образовательных программ, а также организацию просветительских информационных кампаний;

- предполагает доработку, согласование и введение в действие образовательных стандартов подготовки и переподготовки специалистов в области кибербезопасности;

- обеспечивает задачи разработки и внедрения в учебный процесс образовательных организаций разного уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов упомянутыми модулями;

- обеспечивает подготовку мер стимулирования частно-государственного партнерства в области дополнительного профессионального образования по направлению кибербезопасности [3].

Из вышеперечисленного мы видим, что государство, безусловно, заинтересовано в формировании культуры кибербезопасности общества в целом, обучающихся школ и студентов в частности.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева в сентябре 2018 года предложила ввести в школах страны курсы по основам кибербезопасности для обучающихся школ и учителей. Целью изучения курса обозначено: дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности.

В 2018 году в пятый раз во всех школах РФ проводился «Единый урок безопасности», в котором предполагается общее ознакомление обучающихся с основными киберугрозами в сети Интернет. В 2018 году впервые прошёл проект «Урок цифры», в котором знакомили обучающихся с типичными правилами, как правильно вести себя в сети Интернет. К сожалению, данные проекты направлены на общее теоретическое ознакомление с существующими кибератаками за короткий промежуток времени - один урок.

Необходимо отметить, что в настоящее время требования ФГОС для уровней начального, общего и полного среднего образования не содержат предметной области по изучению основ кибербезопасности, однако в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы по формированию информационной безопасности обозначены:

- требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

- умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т. п. [8]

Если рассмотреть содержание учебной дисциплины «Информатика», мы можем констатировать, что на формирование культуры кибербезопасности уделяется крайне недостаточное количество часов [6].

Выводы. Итак, на сегодняшний день предпринимаются попытки обучать данной культуре в как общеобразовательных школах, так и в вузах, но однако, как показывает опыт работы, это лишь малая часть того, что необходимо для формирования культуры кибербезопасности информационного общества. У обучающихся недостаточно сформированы представления о кибербезопасности, так как в образовательной среде обучающихся отсутствует целенаправленные, систематизированные меры для формирование культуры кибербезопасности обучающихся.

Таким образом, для решения данной проблемы можно предложить ряд направлений:

- решать профессионально-педагогические задачи, способствующие формированию у обучающихся навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;

- разработать специализированный, практико-ориентированный курс для обучающихся, который не только подробно знакомит обучающихся с каждым видом киберугроз, но и предполагает выработку правильных действий при столкновении с кибератаками различного вида.

Литература:

1. Алпеев А. С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность // Вопросы кибербезопасности №5 (8) - 2014. - С. 39-42

2. Гришин С.Е. Формирование культуры кибербезопасности в обществе - актуальная задача современности / С.Е. Гришин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - №4. - С. 170-173

3. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации. режим доступа: 41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf

4. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми: Монография. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. - 80 с.

5. Мельникова О.В. Проблема соотношения понятий «культура» и «цивилизация» / О.В. Мельникова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

6. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. - Москва: Просвещение, 2011. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

7. Регулирование интернет-отношений в отраслях российского публичного и частного права: учебное пособие / отв. ред. Ж.И. Овсепян. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. - 226 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

Педагогика

УДК:378.2

кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна

Казанский федеральный университет (г. Казань);

кандидат исторических наук, доцент Фролова Елена Валерьевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ - КАК КЛЮЧЕВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются сложившиеся в последние десятилетия в системе образования, ранее не существовавшие, стратегии и тенденции связанные с внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Внедрения информационных технологий произвели значительные изменения в жизни деятельности людей и привели человечество в постиндустриальную эпоху. Информатизация общества стала ключевым явлением и в образовательной деятельности, кардинально изменив систему подготовки выпускников всех уровней. В статье показана результативность новых технологий в образовательной среде высшей школы.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, высшее образование, информационная среда, система преподавания.

Annotation. The article deals with the strategies and tendencies associated with the introduction of information and communication technologies (ICT) that have developed in the past decade in the education system, which did not exist before. The introduction of information technology has made significant changes in the lives of people and led humanity in the post-industrial era. Informatization of society has become a key phenomenon in educational activities, radically changing the system of training graduates of all levels. The article shows the effectiveness of new technologies in the educational environment of higher education.

Keywords: information and communication technologies, higher education, information environment, teaching system.

Введение. Ключевым приоритетом внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в высшее образование является доступность информационного поля. В декларации Организации Объединенных Наций заявлено, о - «решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ. Повышая качество жизни, на основе целей и принципов и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека» [1]. В 2002 году Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах, а в 2008 году была принята «Стратегия развития информационного общества до 2020 г.» действовавшая до 2015 года. В 2017 г. была принята новая Стратегия реализация, которой запланирована по 2030 год. Согласно тексту документа, Стратегия акцентируется на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

В данных условиях значение ИКТ невозможно переоценить: развитие наукоемких технологий, развитие интеллектуального потенциала, повышение компьютерной грамотности - ведет к росту социально-экономических возможностей людей. В условиях современных технологий стратегически важным является подготовка высококвалифицированных кадров способных развивать новые информационные технологии и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных работать в новых условиях труда; ориентироваться в растущем поле информации, поступающей непрерывно; грамотно обрабатывать ее, хранить и передавать.

Изложение основного материала статьи. ИКТ являются движущей силой и посредниками в растущей глобализации образования. Технологии на цифровой основе дают большие возможности для расширения и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.