Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Олеся Дмитриевна, Бугаева Елена Андреевна

В статье рассмотрены основные проблемы реализации образовательного процесса для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, с применением ассистивных технологий в период дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Олеся Дмитриевна, Бугаева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ASSISTIVE TECHNOLOGIES TO EDUCATE STUDENTS WITH HOVERS IN REMOTE LEARNING

The article deals with the main problems of implementing the educational process for people with disabilities using assistive technologies during distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ»

15. Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур [резол. Ген. Ассамблеи ООН: утв. 21 дек. 2000 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/474/51/PDF/N0947451.pdf?OpenElement.

16. Шалин, П. Взлом. Приемы, трюки и секреты хакеров / П. Шалин / СПб.: БХВ-Петербург, 2020. - 192 с.

17. Farrukh, A. Youth Internet Safety: Risks, Responses, and Research Recommendations [Электронный ресурс] / A.Farrukh, R. Sadwick, J. Villasenor.

Педагогика

УДК 376.3

директор ЦКП РУМЦ, старший преподаватель кафедры дефектологии Сальникова Олеся Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант, ассистент кафедры дефектологии Бугаева Елена Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы реализации образовательного процесса для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, с применением ассистивных технологий в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, ассистивные технологии, дистанционное обучение.

Annotation. The article deals with the main problems of implementing the educational process for people with disabilities using assistive technologies during distance learning.

Keywords: limited health opportunities, special educational needs, assistive technologies, distance learning.

Введение. Ежегодные статистические исследования показывают неуклонный рост количества лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья [2]. Однако среди них сравнительно небольшой удельный вес принадлежит контингенту, вовлеченному в процесс получения образования, особенно, когда речь идет об обучении в вузах. В качестве основной причины такой статистики чаще всего выделяется устоявшийся стереотип о недоступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью (отсутствие материально-технических, методических, кадровых ресурсов и пр.) среди потенциальных абитуриентов и их родителей.

Наличие особых образовательных потребностей, трудности социальной адаптации до сих пор выступают в качестве ключевых критериев при отказе старшеклассников или их родителей от продолжения обучения в вузе. При этом, важно отметить, что большинство образовательных организаций высшего образования уже не первый год обладают необходимыми ресурсами для инклюзивного обучения, имеют наработанный опыт в этой области и продолжают совершенствовать безбарьерную среду [6].

Изложение основного материала статьи. Модернизация образовательного пространства университетов стремится отвечать всем современным общественным требованиям, учитывая тенденции и перспективы социального развития, глобализации и цифровизации мировых ресурсов.

Использования цифровых и сетевых технологий и платформ стало наиболее актуально в период пандемии COVID-19, когда формат обучения приобрел исключительно дистанционный формат. Условия ограничения контактной работы и досуга вызвали ряд противоречий и трудностей, однако, параллельно, определили позитивный вектор в развитии навыков работы с сетевыми и цифровыми ресурсами и платформами как среди преподавательского состава, так и среди студентов, что вывело процесс обучения на качественно новый уровень.

При этом дистанционный формат обучения довольно удобен для маломобильной категории населения, однако для обучающихся с нарушениями слуха и зрения в силу особенностей их восприятия, следует отметить ряд сложностей при участии в онлайн-лекциях, вебинарах и пр. Восприятие материала данной категории обучающихся отлично от традиционного, что подразумевает трансформацию образовательного процесса в режиме онлайн таким образом, чтобы поступающая информация была доступна, соотносима с особенностями, образовательными потребностями каждого студента. Также выполнение заданий в онлайн формате является не всегда доступным и удобным.

В связи с чем, необходимо отметить ряд организационно-технологических условий, способных учесть психофизические особенности и возможности, обучающихся с ОВЗ и удовлетворить их особые образовательные потребности в условиях дистанта:

- организация рабочего (учебного) места, оснащенного необходимым компьютерно-программным комплексом с сетевым обеспечением, ассистивным оборудованием, специальной мебелью и пр.;

- методическое обеспечение в адаптированных под нозологические особенности вариациях;

- представление (дублирование) информации (лекции, семинара, практического задания и пр.) в доступном формате;

- предоставление заданий заблаговременно, учитывая временные особенности восприятия и возможности выполнения их студентами с ОВЗ;

- учет особенностей речеведения педагогами при проведении онлайн-занятия;

- обязательным является сопровождение онлайн-занятия посредством чата.

I. Организация рабочего (учебного) места включает [5]:

- наличие специальной мебели (рабочий стол и стул), учитывающей рост и физиологические особенности обучающегося. Современная мебель предполагает возможность регулирования по высоте, что особенно удобно для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности -

использующих кресло-коляску. Помимо прочего, необходимо учитывать возможности расположения компьютерной техники (включая устройства ввода и вывода), колонок, зоны для письма и дополнительного ассистивного оборудования;

- наличие хорошего освещения (рекомендуется теплый свет, преимущественно - естественный, либо наличие лампы);

- оборудование компьютерной техникой (ПК/ноутбук с веб-камерой, микрофоном, динамиками (колонками); клавиатура, мышь, устройства вывода информации и пр.). Обязательно наличие стабильного доступа к сети «Интернет»;

- наличие ассистивных технологий - оборудования и программно-сетевых ресурсов, способных удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся различных нозологий [6].

Выбор и вариативность комбинирования ассистивных технологий прямопропорциональны особенностям и возможностям обучающегося с той или иной нозологией.

1. Например, при комплектовании рабочего места для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата используют специальные манипуляторы: джойстики («Новотон», «Optima Joystick», «Joystick SimplyWorks» и пр.) и клавиатуры с укрупненными яркими кнопками и накладками («Clevy», «Clevy SimplyWorks», «Clevy Keyboard» и др.), позволяющие нивелировать наличие тремора и трудности координации движений, моторики. При подборе указанного оборудования необходимо учитывать использование ресивера, реализующего контент беспроводных устройств с ПК или ноутбуком.

Качественно новым в ряде использования ассистивного оборудования для данной нозологии выступила технология айтрекинга (окулография, видеоокулография). Устройство «айтрекер» ориентировано на отслеживание и фиксацию движений глаз, что позволяет реализовывать работу на компьютере даже лицам, имеющим тотальные нарушения подвижности [1].

Использование технологии айтрекинга целесообразно сочетать с программами экранного доступа (увеличители, озвучивание), а также с программно-техническим комплексом преобразователей речи и текста («Jaws for Windows», «NVDA», «Цезарь-Р» и др.) [1].

Целостность в подходе использования технологии айтрекинга представлена в системе виртуального управления средств коммуникации с использованием инфракрасной камеры для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в комплекте с портативным компьютером Smart Nav. Такой программно-аппаратный комплекс позволяет избежать пошагового комплектования, что рационально для финансовой экономии, а также во избежание несовместимости отдельных её компонентов.

2. При организации рабочего места для как для слепых, так и для слабовидящих рационально использование программ экранного доступа (озвучивание: «Jaws for Windows», «NVDA» и др.), а также универсальных цифровых устройств для чтения, прослушивания и управления различными компонентами информационного пространства («Victor Reader Stream» и др.).

Для слабовидящих обучающихся целесообразно использовать программы экранного увеличения с функцией визуального выделения информации, чтением содержимого экрана и технологией шрифта True Fonts, а также возможно применять цифровые видеосистемы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства, которая предназначена для работы с изображениями, текстами и картинками например, «Videomatic».

Для слепых, владеющих шрифтом Брайля, обучающихся в качестве устройств ввода возможно использовать различные дисплеи и строки Брайля, в качестве устройств вывода (текстовая информация, формулы, цифры и символы) - принтеры Брайля («ViewPlus Delta»), графические изображения - также принтеры Брайля и нагреватели, например «ZYFUSE».

Для работы с печатными материалами возможно использование портативных/ручных («Визор», «Amigo», «Smart View Versa+» и др.) или стационарных («Eye-Pal Ace», «Аура», «Элемент» и пр.) видеоувеличителей, обладающих функциями увеличивания, оцифровки, считывания, озвучивания, хранения информации. Для фиксации информации письменно - комплекты для письма по Брайлю - специальные тетради с плотной бумагой, грифели, прибор Брайлевское шеститочие, трафареты, тактильные линейки, пленки для рисования и пр.

3. Для комплектования рабочего (учебного) места для слабослышащих обучающихся актуально использовать программы и приложения, ориентированные на преобразование (трансформацию) речевой информации в текст («RealSpeaker», «Speechnotes», «Dragon Dictation», «Цезарь-Р» и пр.). При подборе программы, сервиса или приложения-преобразователя необходимо руководствоваться его возможностями: на сколько корректно работает программа, необходим ли доступ в сеть, с какими операционными совместима она совместима (Windows, Android, Linux, Mac), есть ли автовыставление знаков препинания и пр. Для глухих обучающихся применяются специализированные приложения и программы-помощники («Сурдосервер», «Сурдофон»), способные в онлайн режиме транслировать речевую информацию на языке жестов.

Организация рабочего места для слабослышащих обучающихся также включает наличие различной звукоусиливающей аппаратуры, а также устройств, способных очищать, аккумулировать и направлять звуки речи от источника к слушающему [4]. В домашних условиях чаще используются именно портативные устройства индивидуального пользования.

Организация домашнего рабочего места для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью - процесс трудоемкий и затратный: необходимо подобрать необходимую комплектацию, учесть рабочие характеристики, определить рубеж «необходимого и достаточного». При этом следует отметить высокую стоимость специализированного оборудования. В этой связи, существует ряд положений, которыми можно руководствоваться при комплектовании такого места:

- многие программы, приложения и сервисы имеют бесплатные версии, которые возможно скачать и установить на домашнем ПК или ноутбуке;

- большинство образовательных организаций предполагают наличие специально оборудованных рабочих мест на своей территории, со свободным доступом для работы студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также предоставляют необходимое оборудование студентам в индивидуальное пользование на весь срок обучения;

- для индивидуального пользования достаточно портативных устройств, которые гораздо дешевле стационарных, а функции имеют сравнительно одинаковый характер;

- обучение по адаптированной образовательной программе подразумевает создание специальных условий обучения, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ, что включает в себя определение формата подачи материала и заданий, адекватных возможностям обучающихся.

Руководствуясь этими положениями, возможно наиболее эффективно реализовать процесс комплектования рабочего места для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в период дистанционного обучения.

II. Адаптация учебно-методического обеспечения образовательного процесса - обязательное условие обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Для категории обучающихся с нарушениями слуха - это дублирование речевой информации в текст или наличие сурдокомментирования (сурдоперевода). В дистанционном формате обучения возможным вариантом является запись видеолекций с параллельным сурдопереводом.

Для категории обучающихся с нарушениями зрения - озвучивание текстовой информации, дублирование её посредством шрифта Брайля. При необходимости - использование тифлокомментирования.

Для маломобильной категории обучающихся - дублирование печатной информации в цифровые ресурсы.

Ш.Предоставление заданий, в т.ч. практических необходимо реализовывать в доступном формате (для лиц с нарушениями слуха - текст, сурдоперевод; для лиц с нарушениями зрения - адиоформат, текст шрифтом Брайля) и заблаговременно, т.к. на его изучение (прочтение/анализ) у лиц с нарушением сенсорных функций уходит больше времени в силу психофизических особенностей. Не рекомендуется предлагать выполнение заданий в процессе онлайн-занятия, т.к. временные рамки выполнения у студентов могут значительно отличаться.

^.При проведении онлайн-занятия педагогу необходимо придерживаться определенных установок, которые способствуют повышению эффективности восприятия информации студентами с ОВЗ [4]:

- располагать лекционные, семинарские материалы, практические задания на электронной платформе для беспрепятственного доступа к ним студентов в любое время (в т.ч. видеолекции, аудиолекции, с использованием сурдоперевода и тифлокомментирования);

- дополнять лекционный материал презентациями в формате MS PowerPoint с изложением основных тезисов лекции (с использованием функции озвучивания «запись звука»);

- использовать веб-камеру для обеспечения визуального контакта со студентами и гарнитуру, аккумулирующую звуки речи (наушники и микрофон), которая позволит сосредоточить поток речевых звуков, избежать постороннего зашумления, повысить качество аппаратного перевода речи в текст;

- осуществлять контроль за темпом речи для эффективной работы программ сурдопереводчика, фиксации материалов студентами;

- вести активную переписку со студентами в чате электронной платформы.

Всемирный переход на дистанционное обучение стимулировал разработку и апробацию различных онлайн-платформ («BigBlueButton», «Microsoft Teams», «Skype», «Zoom», «Cisco Webex» и др.), массовое их использование позволило выделить «слабые стороны» и совершенствовать их сообразно потребностям образовательного процесса. Поэтому большинство из них соответствуют решению всех поставленных в процессе обучения задач: наличие чата, возможности трансляции презентаций, аудио- и видеоматериалов, и пр.

Выводы. В период самоизоляции условия дистанционного обучения определили ряд проблем, решение которых позволило совершенствовать образовательный процесс: педагоги и студенты овладели новыми цифровыми компетенциями, цифровая среда позволила индивидуализировать образовательную направленность, обучающиеся с ОВЗ смогли открыть для себя возможности самостоятельного обучения -сетевые, программные и технические ассистивные технологии взяли на себя функции сопровождения образовательного процесса.

Расположение в постоянном доступе методического обеспечения позволило студентам рационально распределять свои личностные ресурсы для изучения новых материалов и выполнения практических заданий без привязки к конкретному географическому объекту или временному промежутку.

Система цифровых дневников с функцией комментирования позволила сделать процесс оценивания максимально «прозрачным», понятным и доступным, а также визуализировать состояние успеваемости и посещаемости как для самих студентов, так для и для их родителей. Расширились возможности обмена файлами разных форматов.

Что касается досуговой и другой внеучебной деятельности - посредством социальных сетей и цифровых контентов удалось избежать состояния социальной депревации, при этом вовлеченность лиц с ОВЗ и инвалидностью к участию в них значительно возрасла, т.к. особенности коммуникации и мобильности в цифровой среде максимально сглаживаются, опосредуя вектор самореализации.

Литература:

1. Борозинец Н.М., Сальникова О.Д. Использование технологии айтрекинга в организации образовательного процесса для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / «Цифровая трансформация инклюзивного образования в условиях пандемии COVID-19»: материалы международной научно-практической конференции (13 марта - 13 апреля 2021 г.) / Под ред. Н.М. Борозинец, Ю.В. Прилепко, О.Д. Сальниковой - г. Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2021 г. - С. 221-225.

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Глобальная обсерватория здравоохранения (ГОЗ). Электронный ресурс. URL: https://www.who.int/gho/publications/ru/ (Дата обращения: 05.04.2021).

3. Сальникова О.Д. Особенности разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в ФГАОУ ВО СКФУ / Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного интернет-симпозиума. Под редакцией Н.М. Борозинец, Ю.В. Прилепко, О.Д. Сальниковой. - 2018. - С. 217-220.

4. Сальникова О.Д., Бугаева Е.А., Сергеева А.О. Опыт сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в образовательных организациях высшего образования / Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы VI Международного интернет-симпозиума // Изд-во СКФУ. Ставрополь. - 2020. - С. 133-136.

5. Сборик Ф.Н., Сальникова О.Д. Организация универсальных учебных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего учебного заведения / Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. Материалы II Международного интернет-симпозиума. Ставрополь. - 2016. - С. 159-162.

6. Филипович Е.И., Борозинец Н.М. Применение ассистивных технологий в практике высшего образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. -2019. - №1 (53). - С. 113-120.

Педагогика

УДК 37.022

студент Син-Хой Зинаида Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы литературного развития младших школьников в современном мире. Целью статьи является выявление уровня литературного развития младших школьников, и на основе данных исследований раскрыть эффективные пути решения поставленной проблемы. На основе анализа специализированной литературы и других источников информации по данной теме, авторы провели диагностическую работу, определили какие жанры любят читать современные младшие школьники. Выделяют и описывают характерные особенности литературного развития. Представленный материал позволяет сделать вывод о важности литературного развития младших школьников, и о том, какие факторы могут негативно влиять на литературное развитие школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, жанры литературного чтения, читательский интерес.

Annotation. In the article, the authors consider the issues of literary development of primary school children in the modern world. The purpose of the article is to identify the level of literary development of primary school students, and on the basis of these studies to reveal effective ways to solve the problem. Based on the analysis of specialized literature and other sources of information on this topic, the authors conducted a diagnostic work, determined what genres modern primary school students like to read. They identify and describe the characteristic features of literary development. The presented material allows us to draw a conclusion about the importance of the literary development of younger schoolchildren, and what factors can negatively affect the literary development of schoolchildren.

Keywords: primary school children, genres of literary reading, reader interest.

Введение. В современном мире уже не секрет, что человечество идет в ногу с новыми технологиями. Новое поколение школьников все больше перестает читать книги и литературу. Многие из современных детей притрагиваются к книгам и литературным произведениям лишь на уроках литературного чтения или когда готовятся к экзаменам. Этот фактор указывает на возможную проблему литературного развития младших школьников.

Одним из видов человеческой деятельности является чтение, при этом его относят к творческой. Такого мнения придерживались такие ученые как Л.С. Выготский, Н.А. Рубакин, А.М. Левидов и др. По их мнению, творческое чтение проявляется в способности воспроизводить творение другого человека в своем сознании.

Потребность в чтении формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы как искусства, так и с ее информационным потенциалом - возможностями открытия новых для читателя миров, жизненных ситуаций [6, с. 8].

Как считал Выготский Л.С. для того, чтобы создать прочные основы творческой деятельности ребенка, нужно расширять его опыт. Деятельность его воображения будет продуктивнее и значительнее, если ребенок больше слышал, видел и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте [4, с. 7].

Грамотный, квалифицированный читатель не просто умеет читать, он способен использовать умение читать для решения жизненных задач: получения информации, освоения накопленного человечеством опыта, отраженного в научной, учебной и художественной литературе. Формирование такого читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, - главная цель обучения литературному чтению в начальной школе [5, с. 13].

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоции, речи, творческих начал [2, с. 7].

Ученые выделяют пять основных функций литературы: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую [3, с. 12].

В ходе исследования проблемы литературного развития младших школьников был проведен анализ трудов М.П. Воюшиной, Л.С. Выготского, Л.И. Беленькой, Т.В. Рыжкова и др.

Результаты проведённого Л.И. Беленькой исследования говорят о том, что 8-9 лет - это тот период человеческой жизни, когда специфика восприятия литературы отвечает природе этого процесса. А это означает, что постижение произведения через образ представляет собой наиболее эффективный путь приобщения маленьких читателей к искусству художественного восприятия [1, c. 6].

М.П. Воюшина в своих трудах отмечает, что на основе анализов результата читательской работы, например ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и так далее можно установить уровень восприятия учениками литературного произведения, причем со стороны способности детей к образному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.