Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарипов Марсель Айратович, Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Кондрашова Елена Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования культуры кибербезопасности студентов колледжа в учебно-профессиональной деятельности. На сегодняшний день тема безопасности в информационной среде - одна из острых и занимает особый раздел в учебниках и учебных пособиях по информационным технологиям. Главным образом это связано с постоянным увеличением различных угроз в сети Интернет, ежедневными атаками на различные социальные институты в нашей стране, так и за рубежом. Стоит отметить, что вопрос обучения кибербезопасности, формирование целой культуры безопасного взаимодействия пользователей при подключении их к всемирной компьютерной сети Интернет, придерживающейся идеологии глобальности, открытости и свободной доступности, стал особенно острым в наши дни. Теоретически обосновывая важность разработки организационно-педагогических условий, мы исходили из того, что процесс формирования культуры кибербезопасности может быть продуктивным только в том случае, если задействуется комплекс условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить обозначенную цель эффективно. Нам представляется, что такими организационно-педагогическими условиями, способствующие формированию культуры кибербезопасности обучающихся является создание информационно-насыщенной среды; включение активных методов в систему учебных занятий междисциплинарного характера; реализация программы спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа», что должны максимально активизировать деятельность студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарипов Марсель Айратович, Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Кондрашова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE FORMATION OF A CULTURE OF CYBERSECURITY OF STUDENTS IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article deals with the problem of the formation of a culture of cybersecurity of college students in educational and professional activities. Today, the topic of security in the information environment is one of the most acute and occupies a special section in textbooks and teaching aids on information technology. This is mainly due to the constant increase in various threats on the Internet, daily attacks on various social institutions in our country and abroad. It is worth noting that the issue of cybersecurity education, the formation of a whole culture of safe user interaction when connecting them to the global computer network, adhering to the ideology of globality, openness and free accessibility, has become especially acute these days. Theoretically substantiating the importance of developing organizational and pedagogical conditions, we proceeded from the fact that the process of forming a culture of cybersecurity can be productive only if a set of conditions is involved, since random, disparate conditions cannot effectively solve the designated goal. It seems to us that such organizational and pedagogical conditions contributing to the formation of a culture of cybersecurity of students is the creation of an information-rich environment; inclusion of active methods in the system of training sessions of an interdisciplinary nature; implementation of the special course program "Formation of a culture of cybersecurity of college students", which should maximize the activity of college students in the process of professional training.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.

аспирант Гарипов Марсель Айратович

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

АКТИВИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования культуры кибербезопасности студентов колледжа в учебно-профессиональной деятельности. На сегодняшний день тема безопасности в информационной среде - одна из острых и занимает особый раздел в учебниках и учебных пособиях по информационным технологиям. Главным образом это связано с постоянным увеличением различных угроз в сети Интернет, ежедневными атаками на различные социальные институты в нашей стране, так и за рубежом. Стоит отметить, что вопрос обучения кибербезопасности, формирование целой культуры безопасного взаимодействия пользователей при подключении их к всемирной компьютерной сети Интернет, придерживающейся идеологии глобальности, открытости и свободной доступности, стал особенно острым в наши дни. Теоретически обосновывая важность разработки организационно-педагогических условий, мы исходили из того, что процесс формирования культуры кибербезопасности может быть продуктивным только в том случае, если задействуется комплекс условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить обозначенную цель эффективно. Нам представляется, что такими организационно-педагогическими условиями, способствующие формированию культуры кибербезопасности обучающихся является создание информационно-насыщенной среды; включение активных методов в систему учебных занятий междисциплинарного характера; реализация программы спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа», что должны максимально активизировать деятельность студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: культура кибербезопасности, формирование культуры кибербезопасности, студенты колледжа, учебно-профессиональная деятельность, организационно-педагогические условия.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of a culture of cybersecurity of college students in educational and professional activities. Today, the topic of security in the information environment is one of the most acute and occupies a special section in textbooks and teaching aids on information technology. This is mainly due to the constant increase in various threats on the Internet, daily attacks on various social institutions in our country and abroad. It is worth noting that the issue of cybersecurity education, the formation of a whole culture of safe user interaction when connecting them to the global computer network, adhering to the ideology of globality, openness and free accessibility, has become especially acute these days. Theoretically substantiating the importance of developing organizational and pedagogical conditions, we proceeded from the fact that the process of forming a culture of cybersecurity can be productive only if a set of conditions is involved, since random, disparate conditions cannot effectively solve the designated goal. It seems to us that such organizational and pedagogical conditions contributing to the formation of a culture of cybersecurity of students is the creation of an information-rich environment; inclusion of active methods in the system of training sessions of an interdisciplinary nature; implementation of the special course program "Formation of a culture of cybersecurity of college students", which should maximize the activity of college students in the process of professional training.

Keywords: culture of cybersecurity, formation of a culture of cybersecurity, college students, educational and professional activities, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Проблема низкой культуры кибербезопасности - одна из самых серьезных в обществе, а многие считают ее основным фактором при просчете рисков информационной безопасности. Новости об очередных кибератаках прочно заняли свое место в заголовках средств массовой информации. Существует множество различных исследований, которые доказывают проблему низкой культуры кибербезопасности в стране.

Согласно министерству связи и массовых коммуникаций РФ, глобальное распространение кибератак говорит о том, что нужно учиться на ошибках и формировать культуру кибербезопасности общества [1].

Изложение основного материала статьи. Активизировать формирование культуры кибербезопасности можно только в том случае, если задействуется комплекс организационно-педагогических условий, которые свелись к следующему:

- создание информационно-насыщенной среды в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа, активизирующей их деятельность на формирование культуры кибербезопасности;

- включение активных методов в систему учебных занятий междисциплинарного характера, направленные на актуализацию формирования культуры кибербезопасности студентов колледжа;

- реализация программы спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа» в процессе профессиональной подготовки.

С помощью теоретических методов, таких как: анализ психолого-педагогических трудов, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, исследуются организационно-педагогические условия формирования культуры кибербезопасности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Одним из обозначенных нами организационно-педагогических условий, способствующих формированию культуры кибербезопасности, является создание информационно-насыщенной среды в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа, которое, по нашему мнению, должна максимально активизировать деятельность студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Определяя объем данного понятия, целесообразно рассмотреть базовые понятия, какими предстают в данном случае понятия «среда», «информационная среда» и «образовательная среда».

Среда - это все, что вокруг нас. Можно говорить о природной среде (физической), о среде культурной, экономической, эмоциональной и т.п. Понятие среды подразумевает ее пространственную ограниченность, предметную направленность, деятельностную составляющую [2, С. 109].

Мы считаем, что среда становится образовательной, если она проявляет свойства образования, которые зависят не столько от структуры и состава среды, сколько от самих субъектов образовательной деятельности.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, категория «информационная среда» трактуется как совокупность программно-аппаратных средств, информационной среды связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах [3].

Указанные выше характеристики, по нашему мнению, должны обеспечить создание условий для процесса профессиональной подготовки, нацеленного на формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа. Именно информационно-насыщенная среда, подготовленная в колледже, должна стимулировать активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждения разных мнений, предположений среди студентов, и т.д.

Для эффективного воздействия выделенного нами первого организационно-педагогического условия на студентов с целью формирования у них культуры кибербезопасности, поставлены следующие задачи:

1) обеспечить участникам процесса профессиональной подготовки мобильность (как студентам, так и преподавателям), быстрый и эффективный доступ ко всему многообразию образовательных ресурсов, пропагандирующих необходимость формирования культуры кибербезопасности в современном обществе, за счет создания 1Т-инфраструктуры;

2) создание и поддержка специального сайта, гугл-форм для студентов колледжа и преподавателей с целью активной пропаганды необходимости формирования культуры кибербезопасности в процессе профессиональной подготовки;

3) разработка и установка информационных стендов, плакатов внутри образовательного учреждения, информирующих студентов колледжа о киберугрозах и способах их избегания, конечная цель которых - формирование культуры кибербезопасности.

Все три выделенные нами задачи тесно взаимосвязаны друг с другом, и только в системе, по нашему глубокому убеждению, они формируют культуру кибербезопасности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Следующее необходимое с нашей точки зрения условие - включение активных методов в систему учебных занятий междисциплинарного характера, направленные на актуализацию формирования культуры кибербезопасности студентов колледжа.

Межпредметные связи позволяют обучающимся понять, насколько важно систематизированное изучение дисциплин и неразрывная связь между ними. В нашем случае, по нашему убеждению, включение отдельных тем из разделов кибербезопасности для формирования культуры кибербезопасности между различными дисциплинами позволит студентам конкретно усвоить необходимый материал для достижения цели исследования.

Кроме этого, как нами было отмечено выше, благодаря данной межпредметной связи возрастает мотивация для изучения основ кибербезопасности, а в дальнейшем - формирования целостной культуры кибербезопасности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки. Поэтому так важно в данном условии - продумать получение знаний, которые в будущем пригодятся при решении профессиональных задач.

Третье условие - это внедрение в процесс профессиональной подготовки колледжа авторского спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа», нацеленного главным образом на формирование представлений о кибербезопасности, киберугрозах, которым может подвергнуться любой участник информационной среды, а также способах борьбы с ними. Данное условие нами было решено внедрить по одной причине - несмотря на то, что изучение по кибербезопасности входит в перечень обязательных дисциплин, некоторые разделы и темы в данной области в них не рассматриваются, а без полноценного их изучения, безусловно, невозможно формирование целостной культуры кибербезопасности.

Для внедрения данного организационно-педагогического условия была разработана авторская программа спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа».

В данном спецкурсе будут рассматриваться главные понятия кибербезопасности, виды угроз, способы взаимодействия с ними для минимизации ущерба пользователям-студентам, особый акцент должен ставиться на практических занятиях, в результате которых студенты должны овладеть всеми необходимыми навыками для формирования культуры кибербезопасности. Итак, мы обозначили, что спецкурс должен включать как обзорные лекции для расширения понятийного аппарата в сфере кибербезопасности студентов, а именно то, на чем было акцентировано наше внимание при определении термина кибербезопасности: понятия кибербуллинг, киберсталкинг, кибершпионаж, киберэкстремизм, фишинг, спам, груминг, киберзависимость, различные виды кибератак, среди которых DDOS атаки, комбинации социальной инженерии и вредоносного кода, домогательства в Интернете, распространение незаконного контента и т.д. Уточним, что данные термины основ безопасности в информационных сетях отсутствуют в рабочих программах традиционного колледжа. Более того, студент должен не просто иметь представление о вышеуказанных терминах, но и благодаря практическим занятиям (семинары, лабораторные и практические работы за компьютером, специализированное программное обеспечение, специальные программы и т.п.) должны освоить четкие правила при столкновении с данными угрозами. Эти формы и методы так же мы планируем внедрить в рамках нашего спецкурса.

Помимо вышеуказанного, мы будем включать необходимые методы и средства, которые более эффективно должны активизировать познавательную и мотивационную деятельность. Сюда мы отнесем проблемный и частично-поисковый методы, а также различные методические материалы, диагностические задания, интеллектуальные игры, практические упражнения, программы-симуляторы и т.д.

Тем самым напрашивается очевидный вывод - без целостного спецкурса, на котором будут изучаться все необходимые термины кибернауки, где студент получит не только необходимый уровень знаний, но и практические умения борьбы с киберугрозами, навыки четких алгоритмов при столкновении с теми или иными угрозами в киберпространстве, невозможно эффективное формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Кроме этого, считаем необходимым создание закрытой группы в одной из социальных сетей, где:

- для студентов будут размещены конкретные инструкции для формирования культуры кибербезопасности;

- студенты могут самостоятельно выкладывать скриншоты с теми киберугрозами, которые им попадаются (попадались) с дальнейшим их обсуждением в темах группы;

- существует обратная связь между студентами, а также автором спецкурса и специалистами в сфере кибербезопасности.

По итогам спецкурса студенты должны будут:

- продемонстрировать выявление киберугроз и способов борьбы с ними, предварительно на заключительном занятии;

- выпустить информационные стенды, инфографики, которые направлены на формирование культуры кибербезопасности окружающих.

Таким образом, мы поставили несколько задач, которые должна будет решать программа спецкурса «Формирование культуры кибербезопасности студентов колледжа» для студентов:

1. Ознакомить с историей, основными терминами и определениями касаемо кибербезопасности.

2. Развить умения выявления различных видов киберугроз.

3. Понимать выявление киберугроз и способы борьбы с ними как определенный вид культуры.

4. Совершенствовать практические умения и способности к противодействию киберугрозам.

Исходя из указанных задач, мы можем указать, что по окончанию программы спецкурса студент должен:

1. Получить познания:

- об основных понятиях киберугроз;

- о различных классификациях угроз в киберпространстве и способах борьбы с ними;

- о возможностях кибератак среди киберпреступников.

2. Получить умения и навыки:

- выявления различных видов киберугроз;

- борьбы с угрозами в киберпространстве.

Таким образом, спецкурс - необходимое условие, в процессе которого у студентов должна активизироваться деятельность по формированию культуры кибербезопасности.

Выводы. Исходя из вышеперечисленных организационно-педагогических условий (создание информационно-насыщенной среды, включение активных методов в систему учебных занятий междисциплинарного характера и реализация программы спецкурса), мы приходим к одной из наиболее важных составляющих будущего выпускника колледжа -овладение профессиональными компетенциями. Основой ее овладения является формирование необходимой культуры.

Литература:

1. Никифоров Н.В России нужно формировать культуру кибербезопастности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20170630/1497605019.html https://tass.ru/ekonomika/4272099 (дата обращения: 03.03.2020).

2. Лавриненко Н.А. Педагогический потенциал курса "Информационная культура" и условия повышения его эффективности: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Лавриненко. - Краснодар, 2004. - 186 с.

3. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/305/24712-3.php (дата обращения: 28.09.1993).

4. Mikhailova U.V., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Tsaran A.A. Information systems at enterprise. design of secure network of enterprise // Journal of Physics: Conference Series. International Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 - Enterprise Information Systems. - 2018. - С. 042054.

Pedagogy

UDC 378.172

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor Gasanenko Elena Aleksandrovna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk); candidate of Philological Sciences, assistant professor Dyorina Natalja Vladimirovna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk)

COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE COURSE OF ENGLISH LANGUAGE DISCIPLINE AS THE COMPONENT OF PROFESSIONAL IMAGE

Annotation. The article considers actual directions of communicative skills teaching to technical university students in the course of the English language discipline as one of the professional image components. The authors consider the interaction between socially significant and personal qualities of technical university students and general professional competences of future specialists, within the framework of future specialist's image formation in the course of English communication. The scientific paper analyzes the main approaches to communicative competence formation, describes in detail the system components of communicative competence and the ways of their formation. The results of the study confirm the important role of mastering this competence in the process of the technical university students' professional image formation.

Keywords: communication skills, technical university student, professional image, general professional competences, technical university, professional English language.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные направления обучения коммуникативным навыкам студентов технического вуза в курсе дисциплины английский язык как одного из компонентов профессионального имиджа. Авторами рассматривается взаимосвязь между социально значимыми и личностными качествами студентов технического вуза и общепрофессиональными компетенциями будущих специалистов, в рамках формирования имиджа будущего специалиста при общении на английском языке. В работе проведен анализ основных подходов к формированию коммуникативной компетенции, подробно описаны системные компоненты коммуникативной компетенции и способы их формирования. Результаты исследования подтверждают важную роль владения данной компетенцией в процессе работы над профессиональным имиджем студентов технического вуза.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, студент технического вуза, профессиональный имидж, общепрофессиональные компетенции, технический вуз, английский язык в профессиональной деятельности.

Introduction. Modern Russian society forms high quality standards for the technical universities students' training, aimed not only at the quality of professional training of graduates, but also at increasing their competitiveness due to the high level of culture and professional image. Education is an important part of culture, and its humanization at a technical university presupposes the integration of natural and humanitarian education, aimed at the personal and professional development of students, expanding their horizons and successful self-realization. Technical university students must have a successfully formed level of professional culture, personal and professional image in order to design models of their communication competence in the course of English speaking interaction. However, at present, in the framework of professional training, this issue is not given enough scientific attention [9].

The purpose of the article. The purpose of this research work is to review analytically, identify and implement topical areas of teaching communication skills to students of technical universities in the course of English as one of the components of professional image, as well as a description of factors influencing the implementation of communication skills by students of technical universities as part of the process of forming a professional image.

Presentation of the main material of the article. In modern conditions of international cooperation, technical universities need to prepare competitively capable specialists who are ready to occupy their niche at the international level. In accordance with this problem, technical university students must fully possess communication skills in professional English courses, which occupy an important place in the process of a future specialist training. It is known that English is the main language for the implementation of the communication skills of participants in international collaborations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.