Научная статья на тему 'Сущность и структура инновационного потенциала предприятия в системе антикризисного управления'

Сущность и структура инновационного потенциала предприятия в системе антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОГРЕСС / ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / TECHNOLOGICAL PROGRESS / ORGANIZATIONAL PROGRESS / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулова Наталья Георгиевна, Урусов Алексей Сергеевич

Управление повышением инновационного потенциала предприятия требуют определения его понятия, структуры, факторов формирования и направлений реализации. В статье уточнено понятие инновационного потенциала предприятия, предложена структура и определены факторы формирования данной экономической категории. Отдельно представлены основные направления реализации инновационного потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND COMPONENTS OF INNOVATION POTENTIAL IN THE SYSTEM OF CRISIS MANAGEMENT

Management of increasing of innovative potential requires determination of its concept, composition form factors and areas of implementation. The article specifies the concept and composition of innovation potential and offers the structure of this economic category. The concept of the innovation potential of the company is considered. The structure and the factors of the formation of this economic category is proposed. The issues of interaction and interdependence of structural components of innovative capacity are considered. The main directions of the innovation potential of the company are given separately.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура инновационного потенциала предприятия в системе антикризисного управления»

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ESSENCE AND COMPONENTS OF INNOVATION POTENTIAL IN THE SYSTEM OF CRISIS MANAGEMENT

Н. Г. Акулова, кандидат экономических наук А. С. Урусов, аспирант

Управление повышением инновационного потенциала предприятия требуют определения его понятия, структуры, факторов формирования и направлений реализации. В статье уточнено понятие инновационного потенциала предприятия, предложена структура и определены факторы формирования данной экономической категории. Отдельно представлены основные направления реализации инновационного потенциала предприятия.

Management of increasing of innovative potential requires determination of its concept, composition form factors and areas of implementation. The article specifies the concept and composition of innovation potential and offers the structure of this economic category. The concept of the innovation potential of the company is considered. The structure and the factors of the formation of this economic category is proposed. The issues of interaction and interdependence of structural components of innovative capacity are considered. The main directions of the innovation potential of the company are given separately.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационный процесс, научно-технический прогресс, организационный прогресс, инвестиции.

Key words: innovative potential, innovation, innovation process, technological progress, organizational progress, investment.

Главным фактором экономического роста и обеспечение надлежащего места отечественной экономики в мировой экономической системе является эффективное использование инноваций, которые превращаются в решающий фактор социально-экономического развития и играют ведущую роль в решении экономических, экологических, социальных и культурных задач. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение комплекса вопросов относительно инновационной деятельности предприятий и, в частности, инновационного потенциала как системного показателя, который характеризует уровень эффективности предприятия в реализации стратегии инновационного развития. Инновационный потенциал является надежной основой для обеспечения эффективности инновационной деятельности предприятия.

Как подчеркивает А. Идрисов, одним из условий успешного функционирования предприятия является инновационный потенциал [4]. В свою очередь, инновационный потенциал способствует возникновению новых более эффективных стратегий и позволяет предприятию развиваться, обновляя его структуру соответственно влиянию внешней среды [4].

К. Фримен рассматривал инновационный потенциал как понятие, означающее возможность, внутренний ресурс системы, энергию, которая может быть мобилизована для определенных целей при определенных условиях [16].

А. Николаев рассматривает инновационный потенциал как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [9, С. 55], что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу употребления этой важной категории. У В. Калашникова инновационный потенциал - «способности разных областей народного хозяйства вырабатывать наукоемкую продукцию, которая соответствует требованиям мирового рынка» [14], данная категория привязана к конкретному уровню (народное хозяйство), что также сужает сферу ее употребления. Кроме того, в этом случае из рассмотрения выпадают организационные инновации и инновации-услуги.

В других определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько существенных характеристик данного явления. В одном случае акцент переносится на институционные структуры или средства формирования потенциала, в другом идет привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и так далее). В определении, данном Д.И. Кокури-ным, согласно которому «инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопления ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов» [6], также имеет место неоднозначность в понимании сути инновационного потенциала. Данное обстоятельство в значительной мере усложняет разработку практических

с

РАЗВИТИЕ

рекомендации по методике оценки инновационного потенциала и, таким образом, отрицательно отражается на конечных результатах инновационной деятельности.

Понятие инновационного потенциала рассматривается на микро-, мезо- и макроуровне - от чрезвычайно узкого понимания как годовой объем производства, который возможен при условиях полного использования производственной мощности предприятия при существующем организационно-техническом уровне, как способность, внутренний ресурс системы, энергия, которые могут быть мобилизованы для достижения определенных целей при определенных условиях (И. Ромашова [13]) и даже до глобальных категорий - как социально-экономическая система (Г. Клейнер [5]).

По его мнению Г.И. Жица [3] - инновационный потенциал понимается как количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс). Совокупность названий сегментов составляет информационную базу инновационного потенциала макросистемы.

При этом подходе целесообразно считать инновационным потенциалом не все количество ресурсов, а только ту часть, которая может быть использована для увеличения объемов или улучшения качества конечного употребления. При этом нужно иметь в виду, что динамика количественных и качественных показателей употребления может осуществляться в пользу потребителей, а не производителей.

В определении сути инновационного потенциала интересен подход С.И. Кравченко и И.С. Кладчен-ко [8]. По их мнению, углубленный анализ сути и содержания категории «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять, опираясь на содержательные категории - «потенциал» и «инновация». Вне привязки к конкретной сфере, потенциал можно рассматривать как способность материи переходить от возможности к реальности, из одного состояния в другое (например, от старого к новому) [8]. При этом потенциал - это мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, т.е. достигнуто при определенных условиях.

Инновационный потенциал, таким образом, представляет собой совокупность различных видов

ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности и является частью общего потенциала предприятия. Совокупность же инновационных ресурсов, в свою очередь, представляет собой совокупность возможностей предприятия в инновационной сфере для достижения конкретных целей.

Относительно совокупности инновационных возможностей (состава инновационного потенциала предприятия) существует несколько точек зрения. Так, Т.В. Колосова составляющими инновационного потенциала предприятия считает: «части трудовых ресурсов, занятых инновационной деятельностью, в их количественно-качественной определенности; новых комбинаций природных ресурсов; современных производственных фондов и технологий предприятий; институциональной компоненты как норм и правил осуществления новаторской деятельности; форм предприятий, осуществляющих инновационные процессы; доступность и качество информации как отчужденные от индивида и обобществленные знания, навыки и умения, а также полученные им сведения от природной и социальной среды» [7]. Л.А. Панчева в структурной схеме инновационного потенциала отличает такие элементы как потенциал организации управления, потенциал исследований и разработок, потенциал маркетинга, потенциал используемой технологии, потенциал персонала, потенциал информационной базы, готовность и возможность предприятия к использованию инновационных возможностей и т.п. [10]. И. Ромашова инновационный потенциал предприятия определяет имитационной возможностью предприятий воспринимать нововведение и собственноручно создавать изменения в деятельности предприятия [13]. А.А. Суева предоставляет достаточно детальный состав инновационного потенциала предприятия и включает в него такие составляющие, как индивидуальные характеристики предприятия, организация процесса внедрения новаций, непосредственное окружение предприятия, формирования контактной системы «предприятие - внешняя среда», отраслевая принадлежность, инновационный климат, реализация инновационного менеджмента и инновационного маркетинга на предприятии [15].

Категорию «инновационный потенциал предприятия» можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или новых потребностей (предприятия-новатора, потребителя, рынка и т.п.). Эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другого, от традиционному к новому.

Н. Г. Акулова, А. С. Урусов

Сущность и структура инновационного потенциала предприятия в системе антикризисного управления

Структуру инновационного потенциала предприятия представим как совокупность таких элементов:

1. Технические ресурсы - продукты, технологии, конструкционные и вспомогательные материалы, оборудование и т.п.

2. Организационные ресурсы - методы и формы организации всех видов деятельности предприятий.

3. Экономические - методы хозяйственного управления наукой, производством и другими сферами деятельности посредством реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, целеобразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности.

4. Социальные - различные формы активизации человеческого фактора, включая новейшие формы профессиональной подготовки персонала, стимулирование его творческой деятельности, создания комфортных условий для жизни и работы.

5. Юридические - законы и различные нормативно-правовые документы (акты), которые определяют и регулируют все виды деятельности предприятий.

Таким образом, на инновационный потенциал предприятия действуют как факторы внутренней среды, так и факторы внешней среды: если технические и организационные (практически полностью), а экономические и социальные (частично) элементы инновационного потенциала предприятия непосредственно инициируют, создают и используют, то экономические, социальные и юридические составляющие они только используют.

Именно создание новаций использование нововведений составляют сущность реализации инновационного потенциала предприятия. При этом реализация инновационного потенциала возможна лишь при условии достаточных инвестиционных ресурсов. Поэтому на современном этапе хозяйствования приоритетное значение приобретает активная реализация инновационного потенциала по конкретным направлениям (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления реализации инновационного потенциала предприятия

Научно-практический журнал

апрель-июнь 2014

Можно выделить три основных блока, в которые входят направления реализации инновационного потенциала предприятия: научно-технический, организационный, инвестиционный.

Научно-технический блок. Отображает научно-технический процесс создания новых и усовершенствования использованных технологий, способов производства и конечной продукции с использованием достижений науки. В него входят такие направления реализации инновационного потенциала предприятия:

1) проектирование, создание и использование новой технологии и техники - научно-технические разработки специализированных научно-исследовательских и проектных институтов или инженерная (конструкторская и технологическая) подготовка производства в собственных технико-технологических центрах;

2) разработка и внедрение в производство новых и качественно улучшенных видов энергии и материалов - нетрадиционных источников энергии с улучшенными качественными характеристиками, использование новых синтетических, композиционных, керамических, сверхчистых материалов с заданными качествами;

3) создание и изготовление новых и модернизированных видов конечной продукции, снижение ее материалоемкости - современных изделий потребительского назначения и сложной бытовой техники, конкурентоспособных на внешнем рынке по технико-экономическим показателям и ценам.

Организационный блок отображает процесс использования организационных факторов развития и повышения эффективности производства и других видов человеческой деятельности, создает условия для успешного осуществления научно-технического прогресса и включает такие направления реализации инновационного потенциала предприятия:

1) усовершенствование существующих и использование новых методов и форм организации производства, труда и процессов управления -деконцентрации, конверсии, диверсификации, внедрения гибких производственных систем, дивизиональных и матричных организационных структур управления;

2) разработка и использование отдельных (либо всей совокупности) элементов хозяйственного механизма - внедрение новых систем планирования и прогнозирования, финансирования, целеобразования, мотивации и оплаты труда;

3) внедрение новых форм активизации человеческого фактора - профессиональной перепод-

готовки, комфортных условий жизнедеятельности и т.д.; соблюдения требований законов и законодательных актов, которые определяют и регулируют все виды предпринимательской деятельности.

В инвестиционный блок входят такие направления реализации инновационного потенциала предприятия, как обоснование и практическая реализация инвестиционной политики и стратегии, формирование и использование инвестиций, определение привлекательности и экономической эффективности различных инвестиционных проектов.

Охарактеризовать исследуемый объект можно путем выделения разных его видов с помощью классификации. Тем не менее, относительно инновационного потенциала нужно указать, что неоднозначность и сложность данной категории усложняет выделения независимых его видов и, таким образом, делает невозможным формирование четкой единой классификации. Полное перечисление всех возможных элементов инновационного потенциала в виде классификации, а также направлений его реализации невозможно. Каждое предприятие само (в зависимости от назначения и условий функционирования) имеет право формировать собственную классификацию, наибольшей мерой близкую к реальности и поставленным задачам.

Выводы

Теория инновационного потенциала как основы инновационной деятельности не имеет на сегодня системного характера и четкой структуры. До сих пор не существует окончательного определения «инновационного потенциала», который мог бы быть принятый за основу. Состав этого базового понятия также имеет разные авторские толкования и спорный характер. В статье предложены определения «инновационного потенциала» как экономической категории, представленная его структурная характеристика. В частности, в состав инновационного потенциала предприятия входят технические, организационные, экономические, социальные и юридические ресурсы. На формирование инновационного потенциала предприятия влияют факторы внутренней и внешней среды. Отдельно рассмотрены направления реализации инновационного потенциала предприятия (научно-техническое, организационное, инвестиционное).

Теоретические и методологические положения инновационного потенциала требуют дальнейшего исследования и углубленного анализа материала. Целью дальнейшей работы станет разработка методологической концепции управления инновационным потенциалом кризисных предприятий.

Н. Г. Акулова, А. С. Урусов

Сущность и структура инновационного потенциала предприятия в системе антикризисного управления

Список литературы

1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент - системный фактор глобальной конкуренции / / Труды конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». СПб.: изд-во СПб ГТУ, 2001. - С. 89-92.

2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособ. Таганрог: ТРТУ, 2009. - 438 с.

3. Жиц Г.И. Инновационный потенциал. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. - 129 с.

4. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.management.com.ua/strategy/str027. html

5. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов. М.: Экономика, 2012. - 286 с.

6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2010. - 111 с.

7. Колосова Т.В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://masters.donntu. edu.ua/2011/iem/tishuna/library/tez5.htm

8. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. Донецк: ДонНТУ, 2003. - Вып. 68. -С. 88-96.

9. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура / / Наука и наукозна-ние. - 2001. - № 2. - С. 54-65.

10. Панчева Л.А. Формирование эффективной системы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия на принципах инвестиционно-производственного менеджмента: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Орел: Орловская региональная академия государственной службы, 2006. - 21 с.

11. Портер М.Е. Конкуренция. СПб.; М.; К.: Ви-льямс, 2011. - 450 с.

12. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. - 551 с.

13. Ромашова И. Инновационный потенциал предприятия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/print. php?9566.

14. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика : толковый терминологический словарь / сост. В.А. Калашников ; под общ. ред. А.П. Дашкова. М.: Маркетинг, 2012. - 131 с.

15. Суева А.А. Региональная детерминанта инновационно-ориентированного развития фирмы: концепция, мониторинг, механизмы реализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Ростовский государственный университет, 2006. - 20 с.

16. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective / / Cambridge Journal of Economics. - 1995. - Vol. 19. - № 1.

17. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009. - 453 р.

18. Senge P. The Fifth Discipline. The Art and Practice of Learning. N.Y.: Dowbleday, 2005. -273 р.

Акулова Наталья Георгиевна - кандидат экономических наук, профессор кафедры «Антикризисное управление и менеджмент», Институт экономики и антикризисного управления

Akulova Natal'ya G. - Candidate of Economic Sciences

Урусов Алексей Сергеевич - аспирант, Институт экономики и антикризисного управления Urusov Aleksey S. - Postgraduate e-mail: a.s.urusov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.