Научная статья на тему 'Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий'

Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1570
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУЩНОСТЬ / СПЕЦИФИКА / PRESCHOOL CHILDREN / NEGATIVE EMOTIONAL STATES / PREVENTION / GAME TECHNOLOGIES / ESSENCE / SPECIFICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

В статье делается акцент на актуальность изучения негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, раскрываются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. Определено влияние ведущего вида деятельности – игры – на духовное, психофизическое, личностное и эмоциональное развитие дошкольников, ее воспитательные возможности и использование игровых технологий как наиболее эффективного средства профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников. Автором статьи дается определение игровых технологий, раскрывается алгоритм их построения, им так же предложена педагогическая интерпретация сущности и специфики профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, раскрываются социально-культурные условия профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, позволяющие обогатить эмоциональный запас чувств, развить коммуникативные навыки, сформировать морально-нравственные качества у детей. Имеющиеся в статье материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об использовании игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников, позволяют эффективно проводить превентивные меры возникновения страхов, тревожности, агрессивности у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFICS OF PREVENTION OF PRESCHOOL CHILDREN''S NEGATIVE EMOTIONAL CONDITIONS BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

In article the emphasis is made on relevance of studying of negative children of preschool age emotional states, the factors having negative impact on development of the emotional sphere of preschool child are revealed. Influence of a leading kind of activity game on spiritual, psychophysical, personal and emotional development of preschool children, its educational opportunities and use of game technologies as most effective remedy of prevention of negative emotional conditions of preschool children is revealed. The author gives definition of game technologies, reveals the algorithm of their construction, offers pedagogical interpretation of essence and specifics of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of game technologies, reveals social and cultural conditions of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of the game technologies, allowing to enrich an emotional stock of feelings; to develop communicative skills, to form moral qualities at children. Materials available in article enrich and supplement the theory of social and cultural activity with systematized and concretized information about use of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children, allow to carry out effectively preventive measures of emergence of preschool children's fears, uneasiness, aggression.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий»

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. С. ИВАНОВА

В статье делается акцент на актуальность изучения негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, раскрываются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. Определено влияние ведущего вида деятельности - игры - на духовное, психофизическое, личностное и эмоциональное развитие дошкольников, ее воспитательные возможности и использование игровых технологий как наиболее эффективного средства профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников. Автором статьи дается определение игровых технологий, раскрывается алгоритм их построения, им так же предложена педагогическая интерпретация сущности и специфики профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, раскрываются социально-культурные условия профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, позволяющие обогатить эмоциональный запас чувств, развить коммуникативные навыки, сформировать морально-нравственные качества у детей. Имеющиеся в статье материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об использовании игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников, позволяют эффективно проводить превентивные меры возникновения страхов, тревожности, агрессивности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, негативные эмоциональные состояния, профилактика, игровые технологии, сущность, специфика.

Источники развития личности всегда интересовали исследователей самых разных областей -философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии и др. Авторы всех или почти всех теорий склоняются к мысли, выраженной афоризмом «все мы родом из детства».

Подросток или ребенок - прежде всего, существо эмоциональное, поэтому его эмоциональное благополучие или неблагополучие не может быть неинтересным фактом по отношению к личности будущего взрослого.

Важность изучения этого вопроса объясняется тем, что если своевременно не предотвратить возникновение негативных эмоциональных состояний ребенка, не устранить их причины, не провести соответствующую профилактическую работу, то в условиях обучения в школе эти состояния могут стать более выраженными, при этом неотреагиро-ванные эмоции могут стать непосредственной причиной невротических состояний дошкольника, что, во-первых, затруднит адаптацию ребенка к школьному обучению, во-вторых, в будущем они могут интериоризоваться в неблагоприятные качества его личности (Э. М. Александровская, С. Л. Колосова, О. В. Хухлаева и др.).

Общепризнанным является факт закрепления статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста за игрой (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эмоции и т. д. Игра содержит огромные воспитательные возможности, поскольку в ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Особо следует отметить, что в работе с дошкольниками игра становится не просто универсальным, а оптимальным педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на процесс развития эмоциональной сферы.

Таким образом, очевидно, что проблема использования игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников требует специального научного исследования.

Игровые технологии - это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые будут направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значи-

мых социально-культурных функций и/или коррекции их недостатков.

Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротера-пия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и их элементы, психогимнастика, релаксационные упражнения и др.

В процессе использования данных игровых технологий происходит формирование личности ребенка-дошкольника, подготовка ее к различным видам деятельности.

Игровые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.

Алгоритм игровой технологии предполагает определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению субъектов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.

Для осуществления первой операции - отбора игр - необходимо знать их существующие классификации.

Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на: физические игры, развивающие силу и ловкость; игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение; умственные игры, требующие обдумывания и суждения.

Рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, Ф. Кейра выделял шесть групп: 1) подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых - упражнение членов, развитие и укрепление мускулов; 2) игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние; 3) игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений; 4) эмоцио-

нальные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности; 5) артистические игры -это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей; 6) игры, направленные на упражнение воли.

Два основных типа игр выделяет О. С. Газман -игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Первый тип - это большинство дидактических и подвижных игр, развивающие игры (интеллектуальные, музыкальные, игры - забавы, аттракционы); второй - игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатления свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты [1].

В основу одной из современных классификаций детских игр С. Л. Новоселова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об этом виде деятельности, закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. В связи с этим автор выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой [4].

В первый класс она относит игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры.

На наш взгляд, достоинством представленной классификации является с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой - возможность проследить, как на протяжении раннего, дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуя одновременно разные виды игр.

Таким образом, мы видим, что за годы дошкольного детства игры детей проходят довольно зна-

чительный путь развития: от предметномани-пулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами.

В условиях грамотного использования мощного педагогического потенциала игры она способна стать универсальным средством, обучающим ребенка:

1. Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

3. Осознавать свое реальное положение среди взрослых и сверстников.

4. Делать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети должны проявлять максимальную компетенцию, действовать уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало-играющие.

7. Свободно выражать свои чувства. Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаружить свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому для того, чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

10. Делать выбор. Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Формируя определенные поведенческие навыки, она отражает вероятное будущее, выступая как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, ребенок учится ориентации сначала в игровом, моделируемом, а затем в реальном мире.

В процессе взросления, накопления необходимых знаний, умений и навыков особенно важным является не столько теоретическое, сколько практическое освоение действительности, что представляется реальным в игровой практике за счет моделирования в ней реальных социальных отношений. Даже если игра напрямую не воспроизводит жизнь, то ее содержание всегда основано на реальных фактах, достижениях, действующих законах, нормах и принципах. Так, С. А. Шмаков называет игру «полигоном человеческой практики» [5].

Усвоение содержания опыта деятельности людей осуществляется не путем передачи человеку информации, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира. В игре люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Особенно эффективными являются те игровые ситуации, которые позволяют участвовать в них всем членам группы одновременно.

Игра возникает не произвольно, как продукт число индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства [2].

Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремленность.

С точки зрения О. С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов [3].

1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае, если есть определенное эмоциональное состояние играющих.

2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением организуется, в общении функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решение задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому можно выделить такие мотивы игрового общения, как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. «Дело не в том, что в игре заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» [7].

Доказано, что успешность применения игры в воспитательном процессе зависит от умения педагога создать специфические условия для игровой деятельности.

Следовательно, игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности. «Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана, и психологически в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более чем когда-либо способен на полное выражение своего индивидуального «я» [6] . Игра является мощным средством воздействия на формирующуюся личность дошкольника. Она оказы-

вает влияние на развитие всех структурных элементов базовой культуры личности дошкольника, формирование новых качеств личности (активность, уверенность, целенаправленность и т. д.), что впоследствии обеспечит гармоничное социальное взаимодействие.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, нами была определена сущность профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, представляющая собой научно обоснованную систему превентивных мер, связанных с устранением причин и условий, препятствующих созданию оптимальной ситуации развития эмоциональной сферы ребенка, обеспечивающих снятие негативного эмоционального напряжения и способствующих реализации потенциальных возможностей каждого дошкольника через использование многообразных форм игровой деятельности.

Нами определена также специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий, которая определяется особым выбором адекватных возрасту ребенка средств, форм и методов превентивного воздействия с учетом ведущего вида деятельности, позволяющих создать диалоговую основу взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми, как аспекта личностного становления, с целью формирования эмоциональной устойчивости в сфере отношений ребенка с окружающей средой.

Кроме того, на наш взгляд, профилактика негативных эмоциональных состояний дошкольников будет эффективной при реализации следующих социально-культурных условий:

использование систематизированных игровых технологий (сюжетно-ролевых, вербальных, коммуникативных и др.) в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников как оптимального средства, позволяющего всесторонне и опосредованно влиять на процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника;

- построение деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников на основе педагогической модели, которая обеспечивает единство компонентов и целостность ее структурных составляющих;

- организация социально-культурной среды, в которой протекает эмоциональное развитие ребенка-дошкольника, адекватной его возрастным возможностям (отбор и дозированность информационного материала - телепередач, мультфильмов, книг, продуманный отбор игр и игрушек);

создание диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления ребенка-дошкольника и профилактики эмоционального неблагополучия в сфере взаимоотношений ребенка с окружающей средой;

- обеспечение готовности участников педагогического процесса к деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний у детей (проведение обучающей методической работы с педагогами, работающих с дошкольниками; наличие педагогической программы; обучение педагогов и родителей методам и приемам развития эмоционально-личностной и коммуникативной сфер дошкольников, организации игровой деятельности с детьми и т. д.);

- проведение оценки эффективности педагогической деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий с помощью пакета диагностических методик.

Несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема профилактики негативных эмоциональных состояний остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Литература

1. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. трудов / под ред. О. С. Газман. М., 1989.

2. Выготский Л. С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 26-38.

3. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу -с игрой: книга для учителя. М., 1991.

4. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84-87.

5. Шмаков С. А. Ее величество - игра. М., 1992. С. 160.

6. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1998. С. 358.

* * *

ESSENCE AND SPECIFICS OF PREVENTION OF PRESCHOOL CHILDREN'S NEGATIVE EMOTIONAL CONDITIONS BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

Ye. S. Ivanova

In article the emphasis is made on relevance of studying of negative children of preschool age emotional states, the factors having negative impact on development of the emotional sphere of preschool child are revealed. Influence of a leading kind of activity - game on spiritual, psychophysical, personal and emotional development of preschool children, its educational opportunities and use of game technologies as most effective remedy of prevention of negative emotional conditions of preschool children is revealed. The author gives definition of game technologies, reveals the algorithm of their construction, offers pedagogical interpretation of essence and specifics of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of game technologies, reveals social and cultural conditions of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of the game technologies, allowing to enrich an emotional stock of feelings; to develop communicative skills, to form moral qualities at children. Materials available in article enrich and supplement the theory of social and cultural activity with systematized and concretized information about use of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children, allow to carry out effectively preventive measures of emergence of preschool children's fears, uneasiness, aggression.

Key words: preschool children, negative emotional states, prevention, game technologies, essence, specifics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.