Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллавна, Махаева Гульнара Магомедтагировна, Гитинова Патимат Шуапандиевна

В статье рассматриваются сущность и содержание связи социально-психологического климата с мотивацией к учебной деятельности у студентов. Успешность жизнедеятельности климата напрямую связана с мотивацией к учебной деятельности. Мотивация оказывает существенное влияние не только на группу, но и представляет собой условие эффективной организации коллектива в плане регулирования социально-психологических процессов, явлений и взаимодействий. Особенности взаимодействия между людьми имеют прямое воздействие на характер социально-психологического климата. Атмосфера в группе, коллективе, сообществе - многогранное явление, которое складывается из особенностей общения, из чувств, эмоций, ощущений, суждений и поступков окружающих. влияние связи социально-психологического климата на учебную мотивацию - главное звено цепи для формирования эффективного процесса обучения, развития студенческого сообщества, становление активного сотрудничества и взаимодействия между каждым студентом вуза. Мотивация к учебной деятельности у студентов вуза во многом определяют социально-психологические факторы их профессионального становления и развития, важное место среди которых занимают особенности взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, т.е. социально-психологический климат в студенческом коллективе, микрогруппах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллавна, Махаева Гульнара Магомедтагировна, Гитинова Патимат Шуапандиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONNECTION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE WITH THE MOTIVATION FOR LEARNING ACTIVITIES AMONG STUDENTS

The article examines the essence and content of the connection of the socio-psychological climate with the motivation for learning activities among students. The success of the life of the climate is directly related to the motivation for educational activities. Motivation has a significant impact not only on the group, but also represents a condition for the effective organization of the collective in terms of regulating socio-psychological processes, phenomena and interactions. The peculiarities of interaction between people have a direct impact on the nature of the socio-psychological climate. The atmosphere in a group, team, community is a multifaceted phenomenon that consists of the features of communication, feelings, emotions, feelings, judgments and actions of others. the influence of the connection of the socio-psychological climate on educational motivation is the main link in the chain for the formation of an effective learning process, the development of the student community, the formation of active cooperation and interaction between each student of the university. Motivation for academic activity among students of higher education is largely determined by socio-psychological factors of their professional formation and development, an important place among which is occupied by the peculiarities of the relationship between the subjects of the educational process, i.e. the socio-psychological climate in the student collective, microgroups.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Мусхаджиева Тамара Абдуллавна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гульнара Магомедтагировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии человека Гитинова Патимат Шуапандиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С МОТИВАЦИЕЙ К

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и содержание связи социально-психологического климата с мотивацией к учебной деятельности у студентов. Успешность жизнедеятельности климата напрямую связана с мотивацией к учебной деятельности. Мотивация оказывает существенное влияние не только на группу, но и представляет собой условие эффективной организации коллектива в плане регулирования социально-психологических процессов, явлений и взаимодействий. Особенности взаимодействия между людьми имеют прямое воздействие на характер социально-психологического климата. Атмосфера в группе, коллективе, сообществе - многогранное явление, которое складывается из особенностей общения, из чувств, эмоций, ощущений, суждений и поступков окружающих. влияние связи социально-психологического климата на учебную мотивацию - главное звено цепи для формирования эффективного процесса обучения, развития студенческого сообщества, становление активного сотрудничества и взаимодействия между каждым студентом вуза. Мотивация к учебной деятельности у студентов вуза во многом определяют социально-психологические факторы их профессионального становления и развития, важное место среди которых занимают особенности взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, т.е. социально-психологический климат в студенческом коллективе, микрогруппах.

Ключевые слова: сущность, содержание, социально-психологический климат, мотивация, учебная деятельность, студент, вуз.

Annotation. The article examines the essence and content of the connection of the socio-psychological climate with the motivation for learning activities among students. The success of the life of the climate is directly related to the motivation for educational activities. Motivation has a significant impact not only on the group, but also represents a condition for the effective organization of the collective in terms of regulating socio-psychological processes, phenomena and interactions. The peculiarities of interaction between people have a direct impact on the nature of the socio-psychological climate. The atmosphere in a group, team, community is a multifaceted phenomenon that consists of the features of communication, feelings, emotions, feelings, judgments and actions of others. the influence of the connection of the socio-psychological climate on educational motivation is the main link in the chain for the formation of an effective learning process, the development of the student community, the formation of active cooperation and interaction between each student of the university. Motivation for academic activity among students of higher education is largely determined by socio-psychological factors of their professional formation and development, an important place among which is occupied by the peculiarities of the relationship between the subjects of the educational process, i.e. the socio-psychological climate in the student collective, microgroups.

Key words: essence, content, socio-psychological climate, motivation, educational activity, student, university.

Введение. Современное общество диктует глубокое осмысление проблемы психического здоровья подрастающего поколения в различных группах, средах и организациях. Психическое здоровье в своем резерве скрывает то состояние благополучия, гармонии и баланса, в котором каждый может реализовать свои потребности, задатки и противостоять негативным воздействиям внешнего мира. Работа по защите психического здоровья важна как для личности обучающего, так и для всего учебного коллектива в целом. Благоприятный климат влияет на нормы, принципы и правила группы, которые существуют и развиваются внутри общества и способствуют положительной учебной деятельности. Успешность жизнедеятельности климата напрямую связана с мотивацией к учебной деятельности. Мотивация оказывает существенное влияние не только на группу, но и представляет собой условие эффективной организации коллектива в плане регулирования социально-психологических процессов, явлений и взаимодействий. Особенности взаимодействия между людьми имеют прямое воздействие на характер социально-психологического климата. Атмосфера в группе, коллективе, сообществе -многогранное явление, которое складывается из особенностей общения, из чувств, эмоций, ощущений, суждений и поступков окружающих.

В жизни человека происходят различные социально-психологические явления, играющие большую роль ввиду их влияния не только на отдельных индивидах, но и на жизни групп. Коллектив группы постоянно находится во взаимосвязи. Связь - это отношения взаимной зависимости, обусловленности, общности. Во время таких отношений происходит преобразование и развитие объектов, состояний, свойств, смена качественных и количественных характеристик в сторону прогрессивного или регрессивного изменения. Отношения, возникающие внутри учебной группы, находятся непосредственно в связи с коллективом и уровнем социально-психологического развития. В качестве важнейшей области социально-психологических отношений выступает взаимодействие между членами группы, т.е. социально-психологический климат.

Изложение основного материала статьи. Н.Л. Денисов обращает внимание на то, что в «процессе изучения социально-психологического климата представляется необходимым учет двух его уровней: - в качестве первого уровня социально-психологического климата выступает ежедневная мотивация студентов к осуществлению учебной деятельности и их психологическое настроение». [4, С. 64-69] Для того, чтобы описать данный уровень, как правило прибегают к применению понятия «психологической атмосферы», на которую влияет множество параметров и, которая, влияя на настроение и работоспособность студентов, может изменяться в течение дня. Когда количественные изменения накапливаются в психологической атмосфере, она переходит в другое качественное состояние, которое и является вторым уровнем социально-психологического климата коллектива.

Социально-психологический климат, являющийся интегральным состоянием группы, определяет множество показателей, среди которых можно выделить: удовлетворенность студентов смыслом и значением учебной деятельности; удовлетворенность студентов микроклиматом: - внутри группы; - со старостой группы; - с куратором группы, преподавателями, руководителем и администрацией колледжа; удовлетворенность студентов стилем управления и сотрудничества с группой со стороны различных структур образовательного учреждения (декан, заместитель декана, ученый совет); удовлетворенность студентов системой морального и, если это предусмотрено, материального стимулирования; общность интересов.

Успешность взаимодействия между членами группы и удовлетворенность от учебно-воспитательного процесса зависят именно от условий, в которых происходит данное взаимодействие.

В настоящее время представляется необходимым уделить особое внимание вопросу о том, как мотивировать студентов вуза к познавательной и учебной деятельности. В современном обществе к будущему специалисту предъявляются все более высокие требования, к которым можно отнести: способность к мышлению; способность к решению нестандартных задач и нахождению альтернативных оптимальных решений; способность к осмыслению последствий своей деятельности для себя и окружающих.

Для того, чтобы будущий специалист соответствовал указанным требованиям, он должен мотивирован в учебной деятельности.

По мнению Тютченко А.М., «учебная деятельность - активное взаимодействие субъекта с образовательной средой, направленное на овладение глубокими системными знаниями и обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий, саморазвития в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем» [7, С. 457-461].

В.Е. Бабст определяет профессиональную мотивацию «в качестве действий определенных побуждений, обусловленных выбором профессии и влияющих на успешность учебной деятельности, которая направлена на то, чтобы овладеть профессией и обеспечить успешный карьерный рост молодого специалиста в будущем» [1, С. 230-232].

Д.А. Меламед, исследуя социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов, обращает внимание на следующие определения данного понятия: мотивация, в качестве побуждения - внутренний импульс, побуждение к действию, помогающее доводить начатое до конца. Такая мотивация находится в основе практически любого действия, следит за движением и направляет это действие. Без мотивации нет действия. она очень важна, потому что она заставляет активно искать ресурсы, чтобы обеспечить наше выживание; профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в профессиональное общество [5, С. 90-96].

И.Л. Федотенко рассматривает «учебную мотивацию в качестве непростого и неоднозначного процесса, который характеризуется изменением отношения, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу» [8, С. 203-205].

М.Н. Гурова отмечает, что «именно мотивация определяет эффективность деятельности, компенсируя при этом недостатки развития профессионально важных качеств, которые могут возникнуть у студентов» [3, С. 110-115].

Факторы, представленные на рисунке 1, наглядно демонстрируют что развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности, обучающегося в образовании, коллективе, учебной среде.

Факторы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов

J

Личность педагога

1

Методы и способы развития личности уверенного в своем будущем специалиста

1

Система педагогических оценок учебной деятельности

I

Поведенческие и коммуникативные особенности личности

Особенности организации и структурирования учебного процесса

Интенсивность и Особенности

содержательность самообразования и

межличностного, саморазвития

внутригруппового и студентов межгруппового общения

Рисунок 1. Факторы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов

Следовательно, интенсивность и содержательность межличностного, внутригруппового и межгруппового общения (то есть, можно сказать, характерные особенности социально-психологического климата в учебной группе) занимают важное место среди факторов, влияющих на формирование учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивация влияет на когнитивные процессы, вследствие чего развивается продуктивность студентов. Наличие учебной мотивации определяет осознание ими важности изучения необходимых специальных дисциплин, стремление к высокой успеваемости, методологической подготовке и т.д.

На этапе обучения в вузе происходит изменение мотивов студентов. Они усложняются, дифференцируются и во многом определяются именно значимостью достижения цели учебной деятельности. При этом, «изменение иерархии

мотивов в осуществлении конкретной деятельности происходит индивидуально и зависит от личностных особенностей, организации деятельности и условий труда».

Содержание связи климата с мотивацией побуждает студентов улучшить свою учебную деятельность и повысить личностный и образовательный потенциал.

В студенческой среде существует прямая связь между климатом и мотивацией к учебной деятельности.

Мотивация - это необходимость, и возможность максимально использовать в управлении человеческими ресурсами в образовательной среде. Различные стратегии мотивации побуждают студентов создать возможности для организованного обучения и способствуют здоровой рабочей обстановке.

Связь социально-психологического климата с мотивацией - это средство обеспечения использования определенных ресурсов, мобилизация потенциала субъектов и получение максимальной отдачи. Эффективная связь социально-психологического климата с мотивацией позволяет повысить общую учебную результативность и удовлетворенность студентов учебной деятельностью в системе образования.

Совокупность прав и обязанностей студентов выступает как важное звено содержания связи социально-психологического климата с мотивацией к учебной деятельности. Такой элемент позволяет студенту реализовать свои права в осуществлении учебной деятельности, получении знаний и навыков по выбранной специальности, освоении учебных дисциплин, образовательных модулей, выборе факультативов, участии в научно-исследовательских проектах и конференциях, спортивно-оздоровительных мероприятиях, получении дополнительных образовательных услуг, повышении своего культурного и интеллектуального уровня.

В каждой группе присутствует социально-психологический климат, характеризующий качественную сторону межличностных отношений. Эта сторона проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

По мнению Павловой Т.А. и Паскарь М.А. «главной точкой соприкосновения являются межличностные отношения -закономерности их становления, развития и функционирования» [6, С. 72-77].

В современном обществе регулярно возникают разнообразные малые группы, которые существуют в различных условиях. В таких группах формируются социально-психологические отношения, начиная с их сплочения в общность, которая влияет на каждого своего представителя.

Следовательно, данные исследователи также среди важных факторов формирования учебной мотивации студентов выделяют особенности социально-психологического климата.

О.В. Ведута выделяет следующие этапы формирования мотивации к учебной деятельности у студентов: преобладание неопределенной мотивации учения, переход от неопределенной мотивации к ориентации на положительные моменты учебной деятельности, снижение влияния внешних стимулов, осознание положительного отношения к будущей профессии для реализации жизненных планов, совокупность познавательных мотивов, самосовершенствования и межличностного сотрудничества [2, С. 14].

Настоящее время предъявляет нам требования для того, чтобы уделить особое внимание вопросу мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности. Мотивация представляет собой главную движущую силу в функционировании, образе действий и деятельности человека, в самом процессе формирования будущего специалиста и профессионала. А учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность. В области учебно-профессиональной мотивации важнейшая роль принадлежит положительному отношению к будущей профессии, что обусловлено необходимостью достижения конечной цели обучения, которая выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности.

При этом, исходя из анализа научной литературы, можно сделать вывод о том, что социально-психологические особенности, которые отличают учебно-профессиональную деятельность студента, могут выступать в качестве важной детерминанты ее мотивации. Студент вуза должен владеть специальными знаниями, умениями и навыками и иметь информационную и интеллектуальную осведомленность. Современный мир способствует развитию информационных технологий и внедрение новых средств обработки информации, требует уверенного владения компьютером, знаний значительного числа программных продуктов и правил работы с электронной почтой, носителями информации. Поэтому необходимо сформировать у студентов интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Исследование психологических факторов, которые влияют на формирование учебно-профессиональной мотивации студента, приводит к возникновению одного из спорных вопросов, касающегося того, какие именно особенности -характерологические или профессиональные интересы личности - оказывают большее влияние на формирование учебно-профессиональной мотивации студента.

Задачи, выполняемые образовательными организациями, в данном контексте, сводятся к управлению перечисленными факторами, подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности и обеспечению условий, которые необходимы для того, чтобы студент мог всесторонне профессионально развиваться. На каждом из этапов обучения студент профессионально самоопределяется и развивается, пользуясь анализом собственного поведения и психологических свойств, посредством сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что влияние связи социально-психологического климата на учебную мотивацию - главное звено цепи для формирования эффективного процесса обучения, развития студенческого сообщества, становление активного сотрудничества и взаимодействия между каждым студентом вуза.

Содержание связи социально-психологического климата и мотивации к учебной деятельности у студентов вуза включает в себя следующие компоненты:

а) совокупность социально-психологических условий (структура взаимоотношения, взаимодействия, межличностные отношения, совместная деятельность группы, оказание помощи друг другу, сплоченность, мотивированность, активность в принятии решений, единство целей коллектива);

б) влияние учебной деятельности на студента (приобретение знаний, умений, навыков, профессиональная ориентированность, самообразование, «прицел» на дальнейший вид деятельности, работу, личностный рост);

в) выработка совместных задач, установок в учебном коллективе студентов, обсуждение острых вопросов внутри учебной группы.

Анализ научных трудов таких исследователей, как К.К. Платонов, О.А.Красильников, М.А. Герасименко и др., подтверждает вывод о том, что интенсивность и содержательность межличностного, внутригруппового и межгруппового общения, занимают важное место среди факторов, влияющих на формирование учебно-профессиональной деятельности студентов. На каждом из этапов формирования учебной мотивации студентов (этапе обучения) большое внимание на данный процесс оказывает взаимодействие в коллективе.

Выводы. Таким образом, мотивацию к учебной деятельности у студентов вуза во многом определяют социально-психологические факторы их профессионального становления и развития, важное место среди которых занимают особенности взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, т.е. социально-психологический климат в студенческом коллективе, микрогруппах.

Литература:

1. Бабст, В.Е. Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО / В.Е. Бабст // Молодой ученый. -2019. - № 11. - С. 230-232.

2. Ведута, О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Ведута. - Тюмень: 2011. - 28 с.

3. Гурова, М.Н. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности / М.Н. Гурова // Личность, семья и общество. - 2014. - № 2. - С. 110-115

4. Денисов, Н.Л. Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения / Н.Л. Денисов // Сибирский медицинский журнал. - 2017. - № 1. - С. 64-69

5. Меламед, Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.А. Меламед // Психологическая наука и образование, 2015. - № 1. - С. 90-96.

6. Павлова Т.А., Паскарь М.А. Соотношение групповой сплоченности и межличностной совместимости в студенческой группе // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. ХЬШ междунар. науч.-практ. конф. № 2(36). -Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 72-77.

7. Тютченко, А.М. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и психологических состояний студентов / А.М. Тютченко // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - М.: РУДН, 2014. - С. 457-461.

8. Федотенко, И.Л. Исследование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов / И.Л. Федотенко // Психологические науки. - 2016. - № 1. - С. 203-205.

Педагогика

УДК 377. 8

доктор педагогических наук, профессор Образцов Павел Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Марченко Елена Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»» (г. Москва)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования межкультурной толерантности будущих учителей в СПО. В статье обоснована актуальность исследуемой темы. Иностранный язык выступает одним из основных средств формирования исследуемого феномена. Формирование межкультурной толерантности происходит по средствам моделирования, которое позволяет проанализировать существенные свойства исследуемого феномена. В работе проанализированы основные структурные компоненты модели, которые представлены следующими блоками: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Целевой блок определяет цель, вытекающую из социального заказа. Методологический блок конкретизирует подходы и принципы, на которых строится модель. Выделены следующие подходы: системный, деятельностный, аксиологический, компетентностный, технологический, информационный, профессионально-ориентированый, личностно-ориентированный,

лингвокультурологический. Предложенная модель строится на следующих принципах: профессиональной направленности, проблемности, личностного целеполагания, мобильности. Содержательный блок определяет содержание, по средством которого происходит формирование межкультурной толерантности. Поскольку процесс формирования исследуемого феномена состоит из мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, то содержание образования направлено на формирование данных компонентов межкультурной толерантности. Содержание образования представлено УМК и программой элективного курса. Процессуальный блок представляет технологию, методы, приемы, средства, способствующие формированию исследуемого феномена. Диагностический блок представляет критерии, показатели и уровни сформированности межкультурной толерантности. Представленная модель формирования исследуемого феномена у будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в организациях СПО является сложной многоуровневой системой, состоящая из взаимосвязанных элементов. Она позволяет конкретизировать педагогический процесс и способствует достижению поставленной цели в условиях обновленных требований к специалистам.

Ключевые слова: межкультурная толерантность, модель формирования межкультурной толерантности, критерии, показатели, уровни сформированности межкультурной толерантности.

Annotation. The article is devoted to the problem of the future teachers' formation of intercultural tolerance in the secondary vocational education. The article substantiates the relevance of the topic under study. A foreign language is one of the main means of forming the studied phenomenon. The formation of intercultural tolerance occurs by means of modeling which allows you to analyze the essential properties of the phenomenon under study. The article analyzes the main structural components of the model which are represented by the following blocks: target, methodological, substantive, procedural, diagnostic and effective. The target block defines the goal resulting from the social order. The methodological block specifies the approaches and principles which the model is built on. The following approaches are used: systemic, activity-based, axiological, competence-based, technological, informational, professionally-oriented, personality-oriented, linguocultural. The proposed model is based on the following principles: professional orientation, problematic, personal goal-setting, mobility. The content block defines the content where the formation of intercultural tolerance occurs. The process of the formation of the studied phenomenon consists of motivational, cognitive, activity and reflective components, the content of education is aimed at the formation of these components of intercultural tolerance. The content of education is presented by the teaching materials and the elective course program. The procedural block represents a technology, methods, techniques means that contribute to the formation of the studied phenomenon. The diagnostic block presents the criteria, indicators and levels of formation of intercultural tolerance. The presented model of the formation of the studied phenomenon in future teachers in the process of teaching a foreign language in organizations of the secondary vocational education is a complex

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.