Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Марченко Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования межкультурной толерантности будущих учителей в СПО. В статье обоснована актуальность исследуемой темы. Иностранный язык выступает одним из основных средств формирования исследуемого феномена. Формирование межкультурной толерантности происходит по средствам моделирования, которое позволяет проанализировать существенные свойства исследуемого феномена. В работе проанализированы основные структурные компоненты модели, которые представлены следующими блоками: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Целевой блок определяет цель, вытекающую из социального заказа. Методологический блок конкретизирует подходы и принципы, на которых строится модель. Выделены следующие подходы: системный, деятельностный, аксиологический, компетентностный, технологический, информационный, профессионально-ориентированый, личностно-ориентированный, лингвокультурологический. Предложенная модель строится на следующих принципах: профессиональной направленности, проблемности, личностного целеполагания, мобильности. Содержательный блок определяет содержание, по средством которого происходит формирование межкультурной толерантности. Поскольку процесс формирования исследуемого феномена состоит из мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, то содержание образования направлено на формирование данных компонентов межкультурной толерантности. Содержание образования представлено УМК и программой элективного курса. Процессуальный блок представляет технологию, методы, приемы, средства, способствующие формированию исследуемого феномена. Диагностический блок представляет критерии, показатели и уровни сформированности межкультурной толерантности. Представленная модель формирования исследуемого феномена у будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в организациях СПО является сложной многоуровневой системой, состоящая из взаимосвязанных элементов. Она позволяет конкретизировать педагогический процесс и способствует достижению поставленной цели в условиях обновленных требований к специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Марченко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE FUTURE TEACHERS’ FORMATION OF INTERCULTURAL TOLERANCE IN THE SECONDARY VOCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problem of the future teachers’ formation of intercultural tolerance in the secondary vocational education. The article substantiates the relevance of the topic under study. A foreign language is one of the main means of forming the studied phenomenon. The formation of intercultural tolerance occurs by means of modeling which allows you to analyze the essential properties of the phenomenon under study. The article analyzes the main structural components of the model which are represented by the following blocks: target, methodological, substantive, procedural, diagnostic and effective. The target block defines the goal resulting from the social order. The methodological block specifies the approaches and principles which the model is built on. The following approaches are used: systemic, activity-based, axiological, competence-based, technological, informational, professionally-oriented, personality-oriented, linguocultural. The proposed model is based on the following principles: professional orientation, problematic, personal goal-setting, mobility. The content block defines the content where the formation of intercultural tolerance occurs. The process of the formation of the studied phenomenon consists of motivational, cognitive, activity and reflective components, the content of education is aimed at the formation of these components of intercultural tolerance. The content of education is presented by the teaching materials and the elective course program. The procedural block represents a technology, methods, techniques means that contribute to the formation of the studied phenomenon. The diagnostic block presents the criteria, indicators and levels of formation of intercultural tolerance. The presented model of the formation of the studied phenomenon in future teachers in the process of teaching a foreign language in organizations of the secondary vocational education is a complex multi-level system consisting of interrelated elements. It allows you to concretize the pedagogical process and contributes to the achievement of the set goal in the face of updated requirements for specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Выводы. Таким образом, мотивацию к учебной деятельности у студентов вуза во многом определяют социально-психологические факторы их профессионального становления и развития, важное место среди которых занимают особенности взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, т.е. социально-психологический климат в студенческом коллективе, микрогруппах.

Литература:

1. Бабст, В.Е. Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО / В.Е. Бабст // Молодой ученый. -2019. - № 11. - С. 230-232.

2. Ведута, О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Ведута. - Тюмень: 2011. - 28 с.

3. Гурова, М.Н. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности / М.Н. Гурова // Личность, семья и общество. - 2014. - № 2. - С. 110-115

4. Денисов, Н.Л. Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения / Н.Л. Денисов // Сибирский медицинский журнал. - 2017. - № 1. - С. 64-69

5. Меламед, Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.А. Меламед // Психологическая наука и образование, 2015. - № 1. - С. 90-96.

6. Павлова Т.А., Паскарь М.А. Соотношение групповой сплоченности и межличностной совместимости в студенческой группе // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(36). -Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 72-77.

7. Тютченко, А.М. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и психологических состояний студентов / А.М. Тютченко // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - М.: РУДН, 2014. - С. 457-461.

8. Федотенко, И.Л. Исследование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов / И.Л. Федотенко // Психологические науки. - 2016. - № 1. - С. 203-205.

Педагогика

УДК 377. 8

доктор педагогических наук, профессор Образцов Павел Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Марченко Елена Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»» (г. Москва)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования межкультурной толерантности будущих учителей в СПО. В статье обоснована актуальность исследуемой темы. Иностранный язык выступает одним из основных средств формирования исследуемого феномена. Формирование межкультурной толерантности происходит по средствам моделирования, которое позволяет проанализировать существенные свойства исследуемого феномена. В работе проанализированы основные структурные компоненты модели, которые представлены следующими блоками: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Целевой блок определяет цель, вытекающую из социального заказа. Методологический блок конкретизирует подходы и принципы, на которых строится модель. Выделены следующие подходы: системный, деятельностный, аксиологический, компетентностный, технологический, информационный, профессионально-ориентированый, личностно-ориентированный,

лингвокультурологический. Предложенная модель строится на следующих принципах: профессиональной направленности, проблемности, личностного целеполагания, мобильности. Содержательный блок определяет содержание, по средством которого происходит формирование межкультурной толерантности. Поскольку процесс формирования исследуемого феномена состоит из мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, то содержание образования направлено на формирование данных компонентов межкультурной толерантности. Содержание образования представлено УМК и программой элективного курса. Процессуальный блок представляет технологию, методы, приемы, средства, способствующие формированию исследуемого феномена. Диагностический блок представляет критерии, показатели и уровни сформированности межкультурной толерантности. Представленная модель формирования исследуемого феномена у будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в организациях СПО является сложной многоуровневой системой, состоящая из взаимосвязанных элементов. Она позволяет конкретизировать педагогический процесс и способствует достижению поставленной цели в условиях обновленных требований к специалистам.

Ключевые слова: межкультурная толерантность, модель формирования межкультурной толерантности, критерии, показатели, уровни сформированности межкультурной толерантности.

Annotation. The article is devoted to the problem of the future teachers' formation of intercultural tolerance in the secondary vocational education. The article substantiates the relevance of the topic under study. A foreign language is one of the main means of forming the studied phenomenon. The formation of intercultural tolerance occurs by means of modeling which allows you to analyze the essential properties of the phenomenon under study. The article analyzes the main structural components of the model which are represented by the following blocks: target, methodological, substantive, procedural, diagnostic and effective. The target block defines the goal resulting from the social order. The methodological block specifies the approaches and principles which the model is built on. The following approaches are used: systemic, activity-based, axiological, competence-based, technological, informational, professionally-oriented, personality-oriented, linguocultural. The proposed model is based on the following principles: professional orientation, problematic, personal goal-setting, mobility. The content block defines the content where the formation of intercultural tolerance occurs. The process of the formation of the studied phenomenon consists of motivational, cognitive, activity and reflective components, the content of education is aimed at the formation of these components of intercultural tolerance. The content of education is presented by the teaching materials and the elective course program. The procedural block represents a technology, methods, techniques means that contribute to the formation of the studied phenomenon. The diagnostic block presents the criteria, indicators and levels of formation of intercultural tolerance. The presented model of the formation of the studied phenomenon in future teachers in the process of teaching a foreign language in organizations of the secondary vocational education is a complex

multi-level system consisting of interrelated elements. It allows you to concretize the pedagogical process and contributes to the achievement of the set goal in the face of updated requirements for specialists.

Key words: intercultural tolerance, a model for the formation of intercultural tolerance, criteria, indicators, levels of formation of intercultural tolerance

Введение. Роль образования в РФ на современном этапе определяется задачами демократического и правового государства. В законе РФ «Об образовании» говорится, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».

Образовательная политика России учитывает основные направления мирового развития, которые являются причиной существенных изменений в области образования: переход к информационному обществу, увеличение числа международных контактов. В связи с этим на первый план выходят коммуникабельность и толерантность.

Необходимо выделить тот факт, что российское общество многонационально, следствием этого является поликультурность образовательной среды, которое предполагает воспитание уважительного отношения к культурным и национальным различиям, создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов, формирование умений и навыков гуманного межнационального общения.

Вследствие этого на первый план выходит проблемы формирования межкультурной толерантности в образовательных организациях, в связи с тем возникает потребность подготовить специалистов, способных осуществлять образовательную деятельность с позиций межкультурной толерантности, особенно этот вопрос актуален в школах. Следует отметить факт, что в школы чаще всего идут работать студенты, окончившие организации среднего профессионального образования, поэтому процесс формирования межкультурной толерантности будет рассмотрен в СПО.

Изложение основного материала статьи. Средством формирования исследуемого феномена является иностранный язык, поскольку в процессе обучения иностранному языку активизируется работа с информаций, моделируется профессиональное сотрудничество, происходят формирование различных видов коммуникации, используются различные виды вербальных и невербальных средств педагогического воздействия.

Следовательно, для того чтобы глубже понять сущность, структуру, содержание процесса формирования межкультурной толерантности у будущих учителей в СПО целесообразно подойти к этому, начиная с процесса моделирования.

Под моделью в рамках метода моделирования стоит понимать систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [8, C. 78].

Модель по формированию межкультурной толерантности будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в СПО состоит из следующих блоков:

1. целевой блок включает в себя социальный заказ, законодательную основу подготовки будущих учителей в СПО и определяет цель;

2. методологический блок определяет подходы и принципы формирования межкультурной толерантности в процессе обучения иностранному языку;

3. содержательный блок осуществляет отбор содержания учебного материала для дисциплины «Иностранный язык»;

4. процессуальный блок определяет технологию, методы, формы и средства обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык», способствующие формированию межкультурной толерантности;

5. диагностический - определяет эффективность проделанной работы, контролирует ход образовательного процесса и достижения поставленной цели - формирование межкультурной толерантности будущих учителей в СПО на примере изучения иностранного языка;

6. результативный блок констатирует достижение или не достижение поставленной цели.

Каждый из них, в свою очередь делится на составляющие, описание и назначение которых приводится ниже.

Целевой блок представлен социальным заказом общества и законодательной основой подготовки будущих учителей в СПО: ФГОС СПО, профессиональным стандартом педагога, а также учебной программой дисциплины «Иностранный язык». Они определяют цель данной модели: формирование межкультурной толерантности будущих учителей в СПО.

Методологический блок включает в себя принципы и подходы.

К принципам формирования межкультурной толерантности будущих учителей относят:

- профессиональной направленности;

- проблемности;

- личностного целеполагания;

- мобильности.

В рамках предложенной модели формирование межкультурной толерантности достигается путем следования следующих подходов: системный, деятельностный, аксиологический, компетентностный, технологический, информационный, профессионально-ориентированый, личностно-ориентированный, лингвокультурологический.

Содержательный блок состоит из компонентов процесса формирования межкультурной толерантности. К ним относят мотивационный компонент, который формирует потребность у будущих учителей осуществлять профессиональную деятельность с позиций межкультурной толерантности. Когнитивный компонент включает в себя знания о межкультурной толерантности, получаемые по средством дисциплины «Иностранный язык», а также о способах толерантного поведения и выхода из конфликтных ситуаций. Деятельностный компонент определяет методы и формы осуществления профессиональной деятельности с позиций исследуемого феномена. Рефлексивный компонент позволяет оценить деятельность будущего учителя с позиции данного феномена. Также в состав данного блока входит УМК дисциплины «Иностранный язык», включающий в себя дополнительный раздел по формированию межкультурной толерантности.

Процессуальный блок состоит из технологии формирования межкультурной толерантности, включающей в себя методы, формы и средства, способствующие формированию исследуемого феномена, а также организационно-педагогических условий. Технология реализуется поэтапно с использованием метода кейсов, деловых игр, тренингов, бесед, наблюдений. Основным средством выступает цифровой ресурс, который представляет собой электронную форму УМК по дисциплине «Иностранный язык». Реализация предложенной технологии происходит с соблюдением следующих организационно-педагогических условий:

- использование технологического подхода к организации обучения иностранному языку;

- обеспечение взаимодействия между преподавателем и студентами организаций СПО;

- обеспечение взаимосвязи дисциплины «Иностранный язык» с будущей профессиональной деятельностью в процессе формирования межкультурной толерантности по средством использования образовательного ресурса.

Диагностический блок направлен на разработку критериев и показателей сформированности исследуемого феномена будущих учителей в организациях СПО и последующее определение уровня развития и сформированности исследуемого феномена.

В соответствии с теоретическими основами межкультурной толерантности и дидактическими принципами ее формирования в рамках внедрения модели формирования исследуемого феномена у будущих учителей целесообразно выделить следующие критерии и показатели ее сформированности:

Для мотивационного критерия были выделены следующие показатели: сформированность мотивов будущих учителей к осуществлению педагогической деятельности, готовности решения профессиональных задач с позиции межкультурной толерантности.

Показателями деятельностного критерия являются умения и навыки решения обучающихся в решении профессиональных задач с позиции межкультурной толерантности, способность к самостоятельной учебной деятельности.

Для рефелексивного критерия выделены следующие показатели: способность будущего учителя оценить эффективность профессиональной деятельности с позиций межкультурной толерантности, вносить в нее определенные коррективы.

Согласно анализу научной литературы и собственному исследованию можно сделать вывод о том, что сформированность межкультурной толерантности у будущих учителей в СПО может охарактеризоваться тремя уровнями:

- критический;

- допустимый;

- высокий.

Критический уровень характеризуется скудным объемом знаний о межкультурной толерантности, отсутствием мотивации к изучению данного феномена.

Допустимый уровень сформированности межкультурной толерантности будущего учителя отличается наличием определенного объема знаний об исследуемом феномене, однако мотивация к более глубокому изучению исследуемого феномена, а также взаимодействия с позиций межкультурной толерантности носит ситуативный характер.

Высокий уровень характеризуется глубокими знаниями о межкультурной толерантности, высокой мотивации к изучению данного феномена, организации межличностного и профессионального взаимодействия с позиций межкультурной толерантности.

Результативный блок позволяет подтвердить или опровергнуть достижение поставленной цели.

Выводы. Таким образом, представленная модель формирования межкультурной толерантности у будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в организациях СПО является сложной многоуровневой системой, состоящая из взаимосвязанных элементов. Она позволяет конкретизировать педагогический процесс и способствует достижению поставленной цели. Конечным результатом данной модели послужит высокий уровень сформированности межкультурной толерантности будущего учителя в процессе обучения на примере иностранного языка.

Иностранный язык в рамках данного исследования определяет содержание, на основе которого происходит формирование исследуемого феномена и способствует достижению поставленной цели.

Литература:

1. Алексеева, Е.В. Психологические основы толерантности учителя / Е.В. Алексеева // Монологи об учителе. - 2003. -№ 2. - С.165-172.

2. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

3. Бебенин, В.Г. Толерантность как условие согласования содержания образовательных стандартов / В.Г. Бебенин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 3. - С. 30-32.

4. Белозерова, М.В. Толерантность в мультикультуральном обществе: Региональный аспект / М.В. Белозерова. -Кемерово: Изд-во Кем ГУКИ, 2013. - 383 с.

5. Васильева, А.А. Взаимосвязь понятий «образовательное пространство», «толерантная среда» и «социокультурный компонент» в формировании переводческой компетенции / А.А. Васильева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 8. - С. 348-350.

6. Голубочко, Д.Д. Межкультурная толерантность и психологические проблемы, подходы к исследованию / Д.Д. Голубочко // Форум молодых ученых. - 2017. - № 4 (8). - С. 214-217.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 года. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 142 с.

7. Звягинцева, Е.П. Воспитание культуры толерантности в студенческой полиэтнической среде // Е.П. Звягинцева / Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - С. 101-104.

8. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

9. Рудыхина, О.В. Психологический портрет толерантного студента в контексте типологического подхода / О.В. Рудыхина // Вестник ТПГУ. - 2010. - №4. - С. 158-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.