Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османова Патимат Алилаловна, Миназова Венера Магомедовна, Местоева Елена Алихановна

В статье рассматривается сущность и содержание психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей. Автор показывает, что в современных условиях постоянно меняющегося мира и необходимости в связи с этим постоянно усваивать новый материал, студенты переносят различные неблагоприятные воздействия, которые негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств. Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. Сущность и содержание понятия «психологическая устойчивость» раскрыта путем изучения результатов исследований вопросов, которыми занимается не только психологическая наука. Автор пришел к выводу, что содержание формирования психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей включает в себя совокупность организационного, технологического и диагностического компонентов педагогического процесса, направленного на повышение уровня психологической устойчивости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Османова Патимат Алилаловна, Миназова Венера Магомедовна, Местоева Елена Алихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL STABILITY IN CONSIDERATION OF THEIR INDIVIDUAL ADAPTATION FEATURES

The article discusses the essence and content of the psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics. The author shows that in modern conditions of a constantly changing world and the need to constantly learn new material in connection with this, students endure various adverse effects that negatively affect the stability of mental processes, the general functional state, and even the state of health, stimulating the development of emotional stress and psychogenic disorders. This is especially true for individuals with excessive emotional reactivity, low emotional stability. The essence and content of the concept of "psychological stability" is revealed by studying the results of research on issues that are not only dealt with by psychological science. The author came to the conclusion that the content of the formation of psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics, includes a set of organizational, technological and diagnostic components of the pedagogical process aimed at increasing the level of psychological stability of students.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

9. Степанова, А.С. Проблемы и риски цифровизации в образовании. / А.С. Степанова // Материалы Международной научно-практической конференции: Языковая, этническая и социокультурная идентичность человека в условиях цифровизации. - Уфа, 2021. - С. 121-127.

10. Толстобородов, А.П. Использование системы электронного обучения MOODLE в учебном процессе очной формы обучения вуза / А.П. Толстобородов // Информатика: проблемы, методология, технология: Материалы девятой международной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). - Воронеж: ВГУ, 2009. - Е. 2. - С. 377- 379.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Османова Патимат Алилаловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры иностранных языков Местоева Елена Алихановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей. Автор показывает, что в современных условиях постоянно меняющегося мира и необходимости в связи с этим постоянно усваивать новый материал, студенты переносят различные неблагоприятные воздействия, которые негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств. Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. Сущность и содержание понятия «психологическая устойчивость» раскрыта путем изучения результатов исследований вопросов, которыми занимается не только психологическая наука. Автор пришел к выводу, что содержание формирования психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей включает в себя совокупность организационного, технологического и диагностического компонентов педагогического процесса, направленного на повышение уровня психологической устойчивости студентов.

Ключевые слова: сущность, содержание, психологическая устойчивость, студенты, индивидуальные адаптационные особенности.

Annotation. The article discusses the essence and content of the psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics. The author shows that in modern conditions of a constantly changing world and the need to constantly learn new material in connection with this, students endure various adverse effects that negatively affect the stability of mental processes, the general functional state, and even the state of health, stimulating the development of emotional stress and psychogenic disorders. This is especially true for individuals with excessive emotional reactivity, low emotional stability. The essence and content of the concept of "psychological stability" is revealed by studying the results of research on issues that are not only dealt with by psychological science. The author came to the conclusion that the content of the formation of psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics, includes a set of organizational, technological and diagnostic components of the pedagogical process aimed at increasing the level of psychological stability of students.

Key words: essence, content, psychological stability, students, individual adaptation features.

Введение. В современных условиях постоянно меняющегося мира и необходимости в связи с этим постоянно усваивать новый материал, студенты переносят различные неблагоприятные воздействия, для некоторых даже экстремальные психоэмоциональные нагрузки, которые негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств. Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. В связи с этими обстоятельствами:

- во-первых, важно выявлять неблагоприятные изменения в психическом состояниях студента, принимать необходимые меры к предотвращению их дальнейшего усугубления и к преодолению их негативных последствий;

- во-вторых, необходимо обеспечивать своевременное восстановление функциональной реактивности органов и систем организма;

- в-третьих, для решения этих задач учитывать индивидуальные адаптационные особенности организма студента;

- в-четвертых, необходимо определение научно-обоснованных критериев, позволяющих объективно оценивать результативность индивидуально разработанных программ.

Проблема психологической устойчивости, а также индивидуального подхода к ее формированию актуальна для психологов и педагогов.

Невозможность выполнять практические задания курсантам летных училищ, послужили толчком для диссертационного исследования В.Л. Марищука, в котором были раскрыты сущность, содержание и пути развития психологической устойчивости летного состава. С середины 1960-х годов понятие «устойчивость» заняло свое место в отечественной психологической и педагогической науке [6, С. 5].

Кроме того, данной проблемой занимались A.M. Столяренко, М.И. Дьяченко, К.К. Платонова, В.Э. Чудновского, Л.М. Аболина, М.Ф. Секача и ряд других ученых.

Изложение основного материала статьи. В современном мире сформирован достаточно большой пул знаний, опыта и результатов исследований в области психологической устойчивости, но единого взгляда на сущность, содержание и структуру этого явления научное сообщество еще не достигло. Также нет конкретного и четкого понимания, какой методологический подход использовать при исследовании этого явления.

Очень важно при этом обратить внимание на два аспекта «эмоционально- волевой устойчивости»: позитивный -адаптация к негативным проявлениям внешней среды происходит безболезненно и без вреда для здоровья, в этом случае употребляют понятие «стрессоустойчивость», и негативный - стресс оказывает вредное, отрицательное влияние на организм человека. В этом контексте привлекают понятие - нервно-психическая устойчивость.

Результаты исследования показывают, что проблемой решения вопросов психологической устойчивости занимается не только психологическая наука. Данную проблему решают ряд педагогических трудов, то есть проблема является междисциплинарной.

Например, А.О. Прохоров, считает, что психологическая устойчивость личности имеет своим фундаментом равновесные психические состояния, которые можно описать как предсказуемое, адекватное поведение [7, C. 41].

Обратившись к синергетеке мы увидим, что ученые изучают ее используют междисциплинарный подход в нелинейных категориях, открытых системах (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов).

Переход от психологической устойчивости к неустойчивости соотносится, с так называемой, бифуркацей (от лат. bis -дважды и fiirca - вилка). В процессе бифуркации возможны потери устойчивости в системе, что влечет за собой изменения в структуре подсистемы и ее закрепление в новом качестве.

Рассматривая различные источники по психологической безопасности, мы можем отметить, что психологическую устойчивость здесь сравнивают с иммунитетом, который отвечает за неспецифические реакции организма, которые происходят в нем в ответ на угрозу, исходящую из окружающей среды.

Психологическая устойчивость в тяжелых жизненных ситуациях, к которым, безусловно, можем причислить дни экзаменационной сессии или адаптацию студентов к новому месту учебы и месту жительства, может быть показана как целостная характеристика личности, помогающая человеку обрести устойчивость в стрессогенном мире.

Продолжая исследование проблемы психологической устойчивости, рассмотрим некоторые методологические подходы, используемые в современной науке при проведении психологических и педагогических исследований.

По словам Е.В. Ушакова, любой подход, который используют в процессе научного исследования состоит из относящихся к нему, понятий, тезисов и принципов, отступление от которых ведет к недостоверности полученного научного знания [10, С. 65].

Е.М. Степанов и Л.М. Лузина определили основные подходы в современной педагогике, к ним относят: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный [9, С. 23].

Системный подход (Каптерев П.Ф., Анохин П.К.) характерен тем, что в нем подвергаются анализу различные виды систем.

Определение «система» сформулировано П.К. Анохиным: «Системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата» [2, С. 72]. При изучении психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных особенностей данный подход позволяет найти и выделить относительно самостоятельные части исследуемого процесса: цели и задачи, средства и методы, формы и способы. Системный подход при этом отражает связи явлений психологической подготовки.

Сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. При этом данный подход не позволяет в рамках исследования глубоко изучить индивидуальные особенности студентов, именно поэтому использование только его в данной работе недостаточно.

С индивидуальным подходом тесно связан дифференцированный подход, в процессе которого происходит учет педагогом групповых особенностей студентов в процессе обучения.

Дифференцированный подход осуществляется при распределении обучающихся на группы со сходными особенностями.

Данный подход возможно использовать в настоящем исследовании, но при этом простая дифференциация на студентов с высоким, средним и низким уровнем подготовленности и психологической устойчивости не принесет много пользы. Автор считает, что нужно более полно учитывать индивидуальные особенности студентов и выявлять больше индивидуальных особенностей для дифференциации.

Личностно-ориентированный подход (Амонашвили Ш.А. [1], Зимняя И.А. [4] и др.) предполагает при построении педагогического процесса держать ориентир на личность. Она является главным критерием результативности и основывается на опоре в воспитании и обучении на саморазвитие природных способностей и потенциала личности, а также создание условий для их развития.

При составлении программ для студентов с целью повысить их уровень подготовленности и психологической устойчивости нельзя игнорировать индивидуальные особенности каждого студента. И вместе с тем, учебная деятельность студентов протекает в одинаковой среде образовательной организации. Настоящий подход целесообразно использовать в настоящем исследовании при этом не забывая о требованиях предъявляемым всем студентам.

Деятельностный подход (Рубинштейн С.Л. [8, С. 74], Выготский Л.С. [3, С. 65], Леонтьев А.Н. [5, С. 59]) подразумевает, что любое событие, происходящее с индивидом необходимо рассматривать неразрывно с деятельностью, в которой он принимает участие.

Любая деятельность, в том числе организация и проведение занятий по психологической подготовке имеет определенную структуру: мотив, цель, действия, операции, условия, средства и результат. Если при организации педагог или психолог упускает из виду некоторые структурные компоненты, то выполняемые действия носят разрозненный и хаотический характер и не являются деятельностью как таковой.

В процессе реализации задач руководителя программы формирования психологической устойчивости студентов средствами психологической подготовки, к которым относят целеполагание, планирование деятельностью ее организацию, оценку результатов и рефлексию.

Данный подход полностью подходит для настоящего исследования. При определении сущности, содержания, разработке модели и программы ее реализации будут учтены все характеристики центральной философской категории «деятельность».

Исходя из вышесказанного, проведенное теоретико-методологическое исследование позволило констатировать:

- проблема психологической устойчивости возникла давно и до сих пор является актуальной проблемой и предметом изучения многих психологов и педагогов;

- при рассмотрении различных методологических подходов к изучению процесса формирования психологической подготовленности студентов наиболее целесообразными, применимыми в данном исследовании автор выделил деятельностный, дифференцированный, и системный подходы, позволяющие осветить его с учетом мотивов, целей,

операций, как структурных компонентов категории «деятельность», с учетом индивидуальных особенностей студентов, в пределах существующей в образовательной организации дидактической среды;

- кроме того, рассматривая формирование психологической устойчивости с учетом индивидуальных адаптационных особенностей, раскрывая ее сущность и содержание, был выбран деятельностный подход, который предполагает использование всех характеристик категории «деятельность». При определении понятия формирование психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей, учитывались все вышеописанные требования.

Учет определений психологической устойчивости различных психологов, а также требования дифференцированного, системного и деятельностного подходов позволили сформулировать сущность формирования психологической подготовки студентов в процессе подготовки с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей, которая представляет с собой процесс психологической подготовки студентов, включающий в себя диагностику их состояния, мотивации и стрессоустойчивости, разработку и реализацию индивидуальных программ, а также контроль уровня подготовленности и стрессоустойчивости.

В определении формирования психологической устойчивости студентов с учетом их адаптационных особенностей подготовки обращено внимание на создание условий для реализации индивидуальных программ. В условиях учебных занятий наиболее рационально дифференцировать студентов на группы по отстающим качествам.

Опираясь на деятельностный и дифференцированный подходы к исследованию проблемы, можно сделать вывод о целесообразности дифференцирования студентов на группы с высоким, средним, и низким уровнем подготовленности. После этого, как в среде студентов с низким уровнем психологической устойчивости следует выделить три группы студентов по отстающим качествам.

Для каждой группы предусмотреть индивидуальную программу, которая в большей степени воздействует на развитие отстающего качества, наряду с поддержанием на необходимом уровне других индивидуальных особенностей и мотивации к занятиям.

Разрешение данного противоречия возможно при внедрении в практику подготовки технологии повышения уровня психологической устойчивости с учетом индивидуальных адаптационных особенностей. Существенным преимуществом ее является воздействие именно на отстающие качества, что позволяет в минимальный срок наиболее рационально использовать время, отведенное на занятия. В сочетании с приемами саморегуляции и программы психологической подготовки данная технология способна в кратчайшие сроки качественно улучшить уровень психологической устойчивости.

Выводы. Таким образом, рассматривая сущность и содержание технологии повышения уровня психологической устойчивости с учетом индивидуальных адаптационных особенностей, можно сделать следующие выводы. Формирование психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей, представляет собой процесс психологической подготовки студентов, включающий в себя диагностику их мотивации и стрессоустойчивости, разработку и реализацию индивидуальных программ, а также контроль уровня стрессоустойчивости.

Содержание формирования психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей включает в себя совокупность организационного, технологического и диагностического компонентов педагогического процесса, направленного на повышение уровня психологической устойчивости студентов.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.

2. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М., 1978. - С. 72.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика. - Пресс, 1996. - 536 с.

4. Зимняя, И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / И.А. Зимняя. - М.: Сервис, 2004. - 478 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 304 с.

6. Марищук, В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Владимир Лаврентьеви Марищук. - Л., 1964.

7. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний. Феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

9. Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Сфера, 2008. - 220 с.

10. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков. - М., 2001. - 167 с.

Педагогика

УДК 376.37

магистрант Отекина Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье представлен теоретический аспект развития фонематических процессов с точки зрения нейропсихологии. Рассмотрен функциональный базис фонематической системы с выделением блоков недостаточности в структуре фонематических нарушений. Приведена структура функции восприятия речи на слух. Рассмотрена иерархия слуховых полей коры. Определена важность номинативной функции речи в приобретении фонематического слуха. Сделан вывод об эффективности использования смыслового подхода в коррекции фонематических нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.