Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К АРХИТЕКТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К АРХИТЕКТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЛЮБОПЫТСТВО / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова С.В.

Представления дошкольника, полученные в процессе обучения и воспитания, создают основу познания окружающего мира: они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о явлениях действительности, становятся источником детского творчества, выступают как важное средство формирования познавательного интереса детей. В свою очередь, интерес является побудителем интенсивной работы мысли, волевого усилия, положительного эмоционального настроя в познавательной деятельности ребенка. Выработка познавательного интереса является необходимым условием оптимизации обучения, средством активизации интеллектуальной деятельности, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным. Целью работы стало изучение процесса формирования представлений об объектах архитектуры как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников. Автором определены сущность и содержание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, изучено развитие идеи интереса в недрах педагогики и психологии, а также выявлены особенности формирования познавательного интереса к объектам архитектуры и архитектурному наследию. Разработаны содержание и средства, формирования представлений об архитектуре как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие эффективно осуществить этот процесс на практике дошкольных образовательных учбеждений: усложнить и дополнить имеющиеся программные задачи и значительно обогатить содержание образовательно-воспитательного процесса в рассматриваемом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM AND SUBSTANCE OF COGNITIVE INTEREST IN ARCHITECTURE AMONG PRESCHOOL CHILDREN

The ideas of a preschooler, obtained in the process of education and upbringing, constitute the basis for cognizing the surrounding world: they give the child an opportunity to assimilate generalized knowledge about objects and phenomena of reality, become a source of children’s creativity and act as an important means of forming children’s cognitive interest. In turn, interest stimulates intensive work of thought, volitional effort and positive emotional mood in the cognitive activity of a child. The development of cognitive interest is a necessary condition for optimizing learning, a means of boosting intellectual activity that makes the learning process attractive. This article aims to study the process of forming ideas regarding architectural objects as a means of developing cognitive interest among older preschoolers. The author hereof defines the form and substance of cognitive interest among older preschool children and studies how the idea of interest is developed in terms of pedagogics and psychology, as well as reveals the peculiarities of how the cognitive interest in architectural objects and architectural heritage is formed. The principles and methods of forming ideas regarding architecture as a means of developing cognitive interest among older preschool children have been defined, thereby enabling to effectively implement this process in preschool educational institutions, namely: to complicate and supplement existing program tasks and significantly enrich the content of the educational process in this area.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К АРХИТЕКТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.013

doi:10.52210/2224669X_2021_4_27

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К АРХИТЕКТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.В. Гусарова

Аннотация. Представления дошкольника, полученные в процессе обучения и воспитания, создают основу познания окружающего мира: они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о явлениях действительности, становятся источником детского творчества, выступают как важное средство формирования познавательного интереса детей. В свою очередь, интерес является побудителем интенсивной работы мысли, волевого усилия, положительного эмоционального настроя в познавательной деятельности ребенка. Выработка познавательного интереса является необходимым условием оптимизации обучения, средством активизации интеллектуальной деятельности, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным. Целью работы стало изучение процесса формирования представлений об объектах архитектуры как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников. Автором определены сущность и содержание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, изучено развитие идеи интереса в недрах педагогики и психологии, а также выявлены особенности формирования познавательного интереса к объектам архитектуры и архитектурному наследию. Разработаны содержание и средства, формирования представлений об архитектуре как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие эффективно осуществить этот процесс на практике дошкольных образовательных учбеждений: усложнить и дополнить имеющиеся программные задачи и значительно обогатить содержание образовательно-воспитательного процесса в рассматриваемом направлении.

Ключевые слова: познавательный интерес, любопытство, любознательность, активность, архитектурное наследие.

THE FORM AND SUBSTANCE OF COGNITIVE INTEREST IN ARCHITECTURE AMONG PRESCHOOL CHILDREN

S.V. Gusarova

Abstract. The ideas of a preschooler, obtained in the process of education and upbringing, constitute the basis for cognizing the surrounding world: they give the child an opportunity to assimilate generalized knowledge about objects and phenomena of reality, become a source of children's creativity and act as an important means of forming children's cognitive interest. In turn, interest stimulates intensive work of thought, volitional effort and positive emotional mood in the cognitive activity of a child. The development of cognitive interest is a necessary condition for optimizing learning, a means of boosting intellectual activity that makes the learning process attractive. This article aims to study the process of forming ideas regarding architectural objects as a means of developing cognitive interest among older preschoolers. The author hereof defines the form and substance of cognitive interest among older preschool children and studies how the idea of interest is developed in terms of pedagogics and psychology, as well as reveals the peculiarities of how the cognitive interest in architectural objects and architectural heritage is formed. The principles and methods of forming ideas regarding architecture as a means of developing cognitive interest among older preschool children have been defined, thereby enabling to effectively implement this process in preschool educational institutions, namely: to complicate and supplement existing program tasks and significantly enrich the content of the educational process in this area.

Keywords: cognitive interest, curiosity, curiosity, activity, architectural heritage.

Что заставляет светиться глаза ребенка, подталкивает его вперед, пробуждает стремление разгадывать загадки, которые каждый день встают перед ним? Ответ очевиден - безгранич-

ное любопытство и интерес. Но почему же педагоги последних лет все чаще бьют тревогу и указывают на тот печальный факт, что любознательность наших детей быстро сменяется скукой, пресыщением, равнодушием? Почему устойчивый интерес все реже становится фактором развития личности? Увы! - эта проблема не нова, но не теряет своей актуальности.

Развитие познавательного интереса было и остается центром внимания многих педагогов и психологов. В концепциях различных ученых феномен интереса рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- звено в побуждении к деятельности (И.Ф. Харламов);

- особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);

- активно-познавательное (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов) или эмоционально-познавательное (М.Г. Морозова) отношение человека к миру;

- структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюллер);

- особое мотивированное состояние познавательного характера (Р.С. Немов);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Для С.И. Гессена интерес - это захватывающее личность погружение в деятельность, созидание нового дня, а по определению Н. Рубакина, познавательный интерес - это личное проявление мотивов, способствующих к побуждению обращению к окружающему миру вообще и книгам в частности.

На наш взгляд, наиболее удачно синтезировала исследования ряда авторов Г.И. Щукина [10, с. 13], определив интерес как:

1. Особую избирательную направленность на явления окружающей действительности.

2. Потребность и желание человека заниматься данной деятельностью, что приносит радость и удовлетворение.

3. Мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной, продуктивной.

4. Особое избирательное, наполненное волевыми устремлениями отношение человека к окружающему миру.

В дошкольном возрасте, когда происходит подготовка ребенка к школе, когда основной деятельностью является познавательная, направленная на освоение знаний в различных областях науки и искусства, формирование познавательного интереса имеет особое значение. Развитие психики ребенка во время становления познавательных интересов следует рассматривать не только как повышение качества отдельных процессов, но и как образование устойчивых внутренних и внутренне-внешних структур, определяющих характеристики ситуативно-опредмеченной активности дошкольника.

Экспериментальными данными доказано, что познавательный интерес в своем развитии выражен различными состояниями. Условно различают три стадии развития: любопытство, любознательность и познавательный интерес.

Стадия любопытства определяется нецеленаправленным и непостоянным характером. Не вникая в суть, оно удовлетворяется ярким впечатлением. Неожиданные факты, которые выбиваются из серости повседневной действительности, конечно, привлекают внимание ребенка. Но как утверждает Б.Г. Ананьев, с устранением этих внешних признаков исчезает и избирательная направленность внимания [1, с. 118]. Любопытство легко вспыхивает, но гаснет так же легко, практически не оставляя следа.

Любознательность - это другое. Н.Ф. Добрынин называл эту стадию «значимостью действия», имея в виду пробуждение любознательности деятельностью ребенка [4, с. 56]. Это активное, познавательное отношение к миру, которое характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного. Сущность любознательности заключается в стремлении найти ответ на загадки, которые решает ребенок, открывая мир. Любознательность характеризуется познавательной активностью, поиском информации. Но в отличие от интереса, любознательность не всегда связана с конкретным предметом и поэтому носит более общий характер. О диффузности любознательности, которая не сосредоточена на отдельном предмете или деятельности, писала Н.Г. Морозова. Педагог указывала, что любознательный ребенок интересуется всем окружающим, но не глубоко. «Но на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром» [8, с. 7].

Истоки познавательного интереса заложены в нашем ближайшем окружении. Предметный мир в жизни ребенка имеет самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, он становится одним из первых объектов познания. С возрастом меняется содержание активности ребенка, его поведение становится более целенаправленным, углубляется характер дошкольника, его отношение к действительности. Так, постепенно происходит формирование познавательного интереса. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды познаний» (А.К. Дусавицкий) [5, с. 22].

В процессе развития личности все этапы развития познавательного интереса проявляются в различных сочетаниях. Психолого-педагогическую основу познавательного интереса как ценного образования личности составляют интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

Наиболее важным фактором здесь являются интеллектуальные процессы, которые порождают состояния раздумья, размышления, рассуждения, являясь «ядром познавательного интереса». Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются наиболее значимыми для развития интереса. В познавательных интересах интеллектуальные процессы не носят созерцательного характера, мысль ребенка активна, устремлена на решение познавательных задач, использование логических действий и операций.

Как особая форма отражения психического, эмоциональные процессы привносят в интерес множество ярких переживаний: чувство успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью. Г.И. Щукина отмечала, что в интересе «эмоциональные процессы, переживания, не оставляют места холодной рассудочности» [10, с. 53]. Без этого нельзя представить подлинную радость познания.

Вместе с тем в процессе активного поиска мысль тесно связана с волевыми процессами. Регулятивные процессы, такие как целенаправленность, волевые устремления, устойчивое внимание - все они имеют огромное значение для развития познавательных интересов. Как указывал С.Л. Рубинштейн, «в познавательном интересе находит свое выражение мысль -воля, мысль - участие, мысль - переживание» [9, с. 61].

Творческие процессы в развитии познавательных интересов активизируют воображение, предвосхищение, озарение и создание новых образов. Под влиянием интереса активизируется вся познавательная деятельность, лежащая в основе исследования мира, ведь именно интерес движет поиском, догадкой.

Рассматривая весь учебно-воспитательный процесс как единство внутреннего и внешнего, педагог должен ставить перед собой цель пробудить у детей и мысли, и эмоции, и волю,

и творчество, чтобы столь важные для развития личности процессы протекали в органичном сцеплении и смогли составить основу развития познавательного интереса.

Такими учеными, как Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Г.И. Щукина, было выявлено, что познавательный интерес имеет несколько видов. Классификация познавательных интересов происходит по нескольким параметрам.

Параметр устойчивости делит познавательный интерес на три условные группы. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными яркими проявлениями в ответ на какую-то особо яркую эмоциональную ситуацию. Но такой интерес может быстро остыть и исчезнуть вместе с породившей её ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, и обычно не оставляет в структуре личности особого следа.

Интерес ребенка может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов и заданий. Относительная устойчивость познавательных интересов к определенной области знаний позволяет педагогу использовать активность детей как мотив деятельности.

И, наконец, познавательный интерес может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация деятельности преобладает над внешними воздействиями. Устойчивый познавательный интерес очень индивидуален и формируется под влиянием множества факторов, в дошкольном возрасте он проявляется крайне редко (Вольфганг Амадей Моцарт, Надя Рушева, Ника Турбина - редкие примеры, когда возникший в раннем детстве интерес становится определяющим на всю жизнь).

По параметру локализованности Г.И. Щукина выделяла аморфный, многосторонний и стержневой познавательный интерес. Значительная часть детей дошкольного возраста имеет очень неясную, аморфную локализацию. Дети утверждают, что им «всё интересно», но на деле они не сосредоточиваются на познавательных задачах, отвлекаются от начатой работы, они редко доводят её до конца... Обычно такой интерес проявляется при внешней стимуляции, но бывает нестоек и обязательно требует побуждений извне.

Многосторонний познавательный интерес способствует познавательной активности в деятельности, он побуждает к поиску нового во всех областях предметного мира. Дети с многосторонними интересами часто задают вопросы познавательного характера, они охотно делятся своими знаниями, стремятся дополнить, а то и исправить ответы товарищей. Для них характерна открытость интереса многим областям знаний. Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познаванию.

Стержневой интерес укрепляется в самостоятельной практической деятельности, носит узкий, локальный характер. Стержневые, доминирующие интересы лежат у основания склонностей, способностей человека, часто определяют будущую профессию, и поэтому представляют большую ценность для развития личности. Так профессор Перси Питовшала в своей статье «Любопытство строит: путешествие по детским впечатлениям и воспоминаниям» указывает, что строительство нового ультрасовременного офисного центра было полностью основано на его ранних детских впечатлениях об окружающей его с детства национальной архитектуре, облагороженной современными дизайнерскими решениями [12].

В комплексе данных о познавательном интересе важным является параметр осознанности. Осознание мотива всегда сопряжено с влиянием на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно.

Этот перечень определения категорий интереса далеко неполон, но в нем прослеживается общее во всех трактовках: связь интереса с психическими процессами. Разработка научного статуса проблемы интереса в педагогике нам видится в рассмотрении ее в более широком контексте в качестве показателя развития интеллектуально-творческой личности. Из нашего исследования видно, что в концептуальном аппарате педагогической психологии интерес принадлежит к разряду центральных понятий. Конкретное содержание и специфика

его должны быть поняты в контексте современных психологических представлений о механизмах управления психическим развитием субъекта в процессе обучения и воспитания.

Наше исследование касается только части общей проблемы формирования познавательного интереса, а именно формирования познавательного интереса к архитектуре. Важно помнить, что различные виды изобразительного искусства (архитектура, графика, живопись, скульптура и другие) обладают огромным педагогическим потенциалом формирования у дошкольников эстетического восприятия, чувства, вкуса, ценностно-смыслового отношения, накопления представлений о культуре и истории, развития творческих способностей и познавательных интересов. Как пластический вид искусства архитектура наглядно воплощает гуманистические идеалы и доступна для непосредственного восприятия старших дошкольников.

Предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической или социальной ориентации, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия. Этому же способствуют продуктивные свойства интереса: его социальная обусловленность, предметная направленность, осознанность, полифункциональность, динамичность и личностная направленность. Все это может быть направлено к узкой области познания, в нашем случае к объектам архитектурного наследия [3, с. 34].

Целенаправленное развитие интереса старших дошкольников к архитектуре открывает уникальные возможности для первоначальной ориентировки в мире культурных ценностей, формирования обобщенного представления о своеобразии облика родного города, становления познавательно-эстетической направленности детской личности, что определяет актуальность исследования проблемы для теории и практики современного дошкольного образования.

Архитектура и общество, выступая как одна из основ человеческого бытия, испытывают на себе его воздействия, поэтому взаимоотношения человека с различными объектами архитектурного наследия являются показателем уровня культуры, цивилизации и духовности не только конкретного индивида, но всего общества. Природа архитектуры такова, что она неразрывно связана со знанием и пониманием того, что происходит в мире, прежде всего, с научным знанием и пониманием действительности. Архитектура представляет собой органическое единство двух сторон. Прежде всего, она - объективизация функций человеческой жизнедеятельности, а затем она - воплощение той или иной объективной формы человеческих знаний об окружающем мире. Социальная по своей природе, по своему происхождению, функционированию и развитию архитектура неизменно оказывает воздействие на общество и человека. Продукт общества, порождение материального производства, она неизбежно становится средством, материальной основой социального прогресса, совершенствования общественных отношений. Поэтому воздействие объектов архитектуры на общество определяется спецификой общественных отношений.

Наше исследование познавательных интересов детей к объектам современной архитектуры и архитектурного наследия ведется в русле изучения активности личности дошкольника. Сегодня познавательный интерес рассматривается в русле познавательной деятельности и определяется как состояние готовности ребенка к познанию. Заметим: мы рассматриваем ребенка как субъект, который решает самостоятельно, в меру своих сил, разные задачи по уравновешиванию своей внутренней среды, расширению взаимодействия с ближайшей и предельно широкой действительностью.

В своем развитии познавательный интерес к объектам современной архитектуры и архитектурного наследия взаимодействует с такими личностными свойствами, как активность, самостоятельность, инициативность. Формирование познавательных интересов и активности, самостоятельности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес

порождает активность, что в свою очередь укрепляет и углубляет познавательный интерес. Свойство активности как черты личности складывается в деятельности различного плана (игровой, познавательной, трудовой). Познавательная активность, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач ознакомления детей с архитектурой, создает у ребенка эмоционально-положительное отношение к родному городу и его архитектурным ансамблям, проявляется в стремлении к их познанию и творческому отражению в разнообразных видах художественно-практической деятельности. Возможность увидеть свой город с новой художественной точки зрения пробуждает желание более чутко присматриваться к тому, что происходит вокруг, искать занимательные вопросы в обыденной жизни. Сравнивание образов разных городов побуждает к поиску отличий и формирования вкусов, восприятия и предпочтений. Какие-то архитектурные элементы становятся предельно понятными и легко повторяющимися в повседневности. Другие элементы начнут вызывать восторг и стимулировать к поиску причины их нетривиальности в своем восприятии.

Чтобы познавательный интерес к объектам архитектуры нашел место в образовательном процессе, необходимо обозначить его стержневое свойство - способность интереса воздействовать на интегративные качества личности (на мировоззрение, отношение к труду, на свободу деятельности).

В развитии познавательного интереса у детей имеет место значительный индекс различия, который проявляется в объеме интереса, его углубленности, активности и действенности. Выделяют три уровня развития интереса:

1. Элементарным уровнем познавательного интереса к объектам современной архитектуры и архитектурного наследия можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к неожиданным, занимательным явлениям. Н.Г. Морозова отмечала, что здесь интерес выступает как эпизодическое, эмоционально-познавательное переживание, непосредственно мотивированное отношение к предмету. Здесь интерес к архитектуре характеризуется преимущественно эмоционально-нейтральным отношением к родному городу и его архитектуре, переходом от отсутствия интереса к любопытству. Охотно рассматривая картинки с архитектурными достопримечательностями родного края, дошкольники не могли конкретизировать объекты своего интереса, затруднились сформулировать вопросы о городе и его архитектуре, на которые они хотели бы получить ответ.

2. На втором уровне переживание обобщается, становится эмоционально-познавательным, интерес к архитектурным объектам закрепляется, приобретает относительную устойчивость. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. Г.И. Щукина называет этот уровень стадией описательства, где фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находятся в равных началах. Появляется интерес к познанию существенных свойств архитектурных памятников. Дети, имеют конкретные представления о городе, проявляют эмоционально-познавательное отношение к отдельным его достопримечательностям. В высказываниях об архитектурных достопримечательностях дети оперировали точными названиями некоторых архитектурных ансамблей, отмечали отдельные факты, связанные с историей их возникновения и происхождения названий [2, с. 9].

3. Третий уровень - интерес становится направленностью личности. Стойкий личностный интерес - это эмоционально-познавательная, непосредственно мотивированная направленность всей личности на определенную область знания или деятельности. Появляется интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений.

Таким образом, формирование познавательного интереса к объектам архитектуры идет от заинтересованности, которую мы понимаем как положительное эмоциональное отношение

дошкольника к объектам современной архитектуры и архитектурного наследия, к подлинному познавательному интересу к ним:

1. Этот интерес характеризуется постановкой вопросов познавательного характера, в которых отражается стремление ребенка к познанию архитектуры родного города. В вопросах познавательного характера проявляется пытливость мысли ребенка, его любознательность. «Возникновение вопроса, - писал С.Л. Рубинштейн, - есть верный признак зарождающейся работы мысли и зарождающегося понимания». Для старшего дошкольника характерна активная умственная переработка впечатлений. Дошкольники способны устанавливать элементарные связи между функционально-декоративными элементами и назначением архитектурных сооружений. Формулируя вопросы о городе, дети активно интересуются событийной стороной некоторых архитектурных сооружений - происхождением их названий, процессом создания, знаменитыми личностями. Вопросы детей этого возраста направлены на установление связей, отношений между явлениями и предметами действительности, на систематизацию своих представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного.

2. Познавательная деятельность детей отличается яркой эмоциональной окрашенностью, которая выражается в чувстве радости при получении ответа на поставленный вопрос, а творческие замыслы детей, связанные с предпочитаемыми городскими объектами, отличаются разнообразием.

3. Ребенок стремится делать выводы по поводу архитектурного окружения, радостно переживает свои «открытия», что проявляется в его поведении и речи.

4. Рисунки детей с архитектурными достопримечательностями недостаточно реалистичны, но важно, что ребенок проявляет желание и дальше заниматься заинтересовавшим его видом деятельности, накапливает багаж знаний.

На основе исследований С.Ю. Евстифейкиной [6, с. 13], мы определили педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к объектам архитектуры:

1. Организация разнообразной деятельности детей по ознакомлению с объектами современной архитектуры и архитектурного наследия (продуктивной, игровой, обучения, общения). Немаловажное значение здесь имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, которая стимулирует самостоятельную художественно-эстетическую деятельность ребенка, создает условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим С.Ю. Евстифейкина рекомендует оформить уголок юного архитектора по видам архитектуры: сказочная, общественно-гражданская, деревянное зодчество, парковая и памятники мировой архитектуры (например, ажурная Эйфелева башня, Триумфальная арка, репродукция Версальского дворца и Петергофа и др.). В группе должны быть представлены разнообразные конструкторы, трафареты, паззлы, линейки, лекала и циркуль (козья ножка), которые способствуют развитию творчества. В книжном уголке в наличии художественная литература по данной теме. Подобраны дидактические игры, пособия, материалы для знакомства с архитектурой.

2. Расширение и углубление знаний ребенка об объектах современной архитектуры и архитектурного наследия. Необходимо включить в содержание программы сведений, раскрывающих культурно-историческое своеобразие архитектуры родного города. Это сведения о природных особенностях, в которых создавался город, о выдающихся личностях, внесших особый вклад в его развитие, об исторических событиях и традициях, культурных и официальных символах, связанных с архитектурными ансамблями.

3. Успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания.

4. Включение детей в активный поиск знаний. Самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос приводит к активизации умственной деятельности. Для этого необходимо всестороннее обогащение личностного опыта детей: поддержание и стимулирование эмоционально-познавательного отношения к городу, формирование отчетливых и дифференцированных представлений о наиболее важных архитектурных ансамблях, развитие умений всматриваться и вдумываться в их художественные особенности и отражать впечатления в творческой деятельности.

Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой на данном этапе осуществлялась при соблюдении условий:

- поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре как об особом виде искусства;

- взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

- предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

- использование разнообразных форм ознакомления с архитектурой.

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод: развитие интереса у детей дошкольного возраста - это многосторонний, целенаправленный педагогический процесс. Интересы ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие интересов дошкольника идет по цепочке «любопытство - любознательность - познавательный интерес» и реализуется в процессе воспитания и обучения. Сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста заключается в переходе от процесса наблюдения (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию). И этот переход закономерно связан целостной и саморегулирующейся личностью, гармоничное развитие которой идет в тесной связи с эмоциональной, регулятивной, инструктирующей поддержкой взрослого. Содержание познавательных интересов детей основывается на явлениях окружающей жизни, обусловливается потребностями развивающееся личности. Познавательный интерес выступает как чувство, воля, влечение, побуждение, мотив, как отношение к окружающей действительности, как направленность личности, и, наконец, как интеллектуальный процесс. Только в аспекте всех составляющих этого понятия возможно подлинное, всестороннее развитие познавательного интереса как непременного условия развития личности ребенка, закладывания базы для развития будущих навыков, наблюдательности и, непременно, фантазии. Особенно красочные впечатления, отпечатавшись в памяти, часто остаются с человеком на всю жизнь. Понимание конструкций, форм и их сочетания со временем могут пройти этап рефлексирования и обрасти пониманием практичности каждого наблюдаемого в детстве архитектурного стиля. Это приводит к еще одному выводу, что подобное созерцание и осознание различия форм монументальных и тонко выделанных зданий и помещений позволяет дошкольнику осознать глубину объектов, перспективу, различность текстур, эмоциональный окрас после каждого осмотра

- индивидуально это может заложить зерно к самопознанию личности, как несуществующего объекта который может нравится всем, каждый может видеть в них что-то свое. В своем роде к этому познанию можно применить философский термин «квалиа» - чувственный опыт - понимание и ощущение вещей для каждого по-разному, ограничиваясь

лишь нашими способностями и, собственно, ранним любопытством по присвоению этому своего понятия, спектра эмоций. Развитие и закладывание подобного гармоничного рычага обязательно найдется в применении будущей личности даже в обход школьных и университетских дисциплин.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.

2. Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... к.п.н. СПб., 2009.

3. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук: М., 2000.

4. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 2003. № 3.

5. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 2005.

6. Евстифейкина С.Ю. Архитектурное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру. Тамбов, 2018.

7. КовалевА.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

8. МорозоваН.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 2009.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 2019.

11. Purdy J. Curiosity may be the most important skill for a child to learn. URL: https://www.jackrabbiteare. com/blog/curiosity-may-important-skill-child-learn/ (дата обращения: 23.10.2021).

12. Pithawala P., Rastogi P., Bansal A., Shah N., Parikh P., Siddharth J., Thakkar P. Curiosity Constructs: a journey through childhood experiences & memories. URL: https://www.archidiaries.com/curiosity-constructs-a-journey-through-childhood-experiences-memories/ (дата обращения: 23.10.2021).

С.В. Гусарова

кандидат педагогических наук, доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА, Калужский филиал E-mail: Gusarova34141@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.