Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотизм / физическая культура / спорт / патриотическое воспитание / спортивно-патриотическое воспитание / education / patriotism / physical education / sports / patriotic education / sports-patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырев Игорь Иванович, Максим Игоревич Банников

Патриотическое воспитание населения, в особенности школьников и студенческой молодежи, является приоритетной задачей государства, о чем не раз в своих выступлениях говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин. Несмотря на заметное усиление воспитательной работы в различных образовательных организациях, поиск путей повышения эффективности патриотического воспитания остается актуальной проблемой среди педагоговисследователей. В данной статье рассматривается чрезвычайно важное и стремительно набирающее популярность в практике воспитания, но недостаточно изученное в теории понятие «спортивно-патриотическое воспитание». Делается акцент на воспитательный потенциал спортивной деятельности. Целью работы выступает определение сущности и структурных элементов понятия «спортивно-патриотическое воспитание». Методы исследования: анализ и синтез научно-методической литературы, абстрагирование, обобщение, конкретизация. В рамках исследования рассмотрены различные подходы к пониманию сущности понятий «патриотизм», «спортивно-патриотическое воспитание», а также к вопросу о взаимосвязи физкультурно-спортивного и духовно-нравственного воспитания. На основе анализа теоретических работ уточнен терминологический аппарат статьи, выявлены компоненты понятий «патриотизм», «спортивнопатриотическое воспитание». Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что представлены авторские трактовки вышеназванных понятий, определены структурные элементы понятия «патриотизм», а также критерии (когнитивный, чувственно-ценностный, деятельностный), показатели и уровни сформированности патриотизма (низкий, средний, высокий), представлены их характеристики. Выделены структурные компоненты спортивно-патриотического воспитания (аксиологический деятельностный, когнитивный и рефлексивный), раскрыта сущность данного понятия. Материал исследования дополняют знания о спортивнопатриотическом воспитании, его реализации в условиях учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Практическая значимость статьи состоит в том, что материал может быть полезен при разработке программ воспитания и критериальнодиагностического инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT “SPORTS-PATRIOTIC EDUCATION”

Patriotic education of the population, especially schoolchildren and students, is a priority task of the state, as the President of the Russian Federation V. V. Putin has spoken about more than once in his speeches. Despite the noticeable strengthening of educational work in various educational organizations, the search for ways to increase the effectiveness of patriotic education remains a pressing problem among teacher-researchers. This article examines the extremely important and rapidly gaining popularity in the practice of education, but insufficiently studied in theory, the concept of “sports-patriotic education”. Emphasis is placed on the educational potential of sports activities. The purpose of the work is to determine the essence and structural elements of the concept of “sports and patriotic education”. Research methods: analysis and synthesis of scientific and methodological literature, abstraction, generalization, specification. Within the framework of the study, various approaches to understanding the essence of the concepts of “patriotism”, “sports and patriotic education”, as well as to the question of the relationship between physical education, sports and spiritual and moral education are considered. Based on the analysis of theoretical works, the terminological apparatus of the article was clarified, the components of the concepts “patriotism” and “sports-patriotic education” were identified. the theoretical significance of the research results lies in the fact that the author’s interpretations of the above concepts are presented, the structural elements of the concept of “patriotism” are defined, as well as criteria (cognitive, sensory-value, activity), indicators and levels of formation of patriotism (low, medium, high), presented their characteristics. The structural components of sports and patriotic education are identified: axiological activity-based, cognitive and reflective, the essence of this concept is revealed. The research material is supplemented by knowledge about sports and patriotic education, its implementation in the conditions of institutions of additional education of physical education and sports. The practical significance of the article is that the material can be useful in developing educational programs and criterion-diagnostic tools.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 109-115. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):109-115. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 37.018

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Игорь Иванович Болдырев', boldyrev1995@bk.ru, ORCID 0000-0002-2403-4606 Максим Игоревич Банников2^, fora9780@mail.ru

1 Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия

2 Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Челябинск), Челябинск, Россия

Аннотация. Патриотическое воспитание населения, в особенности школьников и студенческой молодежи, является приоритетной задачей государства, о чем не раз в своих выступлениях говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин. Несмотря на заметное усиление воспитательной работы в различных образовательных организациях, поиск путей повышения эффективности патриотического воспитания остается актуальной проблемой среди педагогов-исследователей. В данной статье рассматривается чрезвычайно важное и стремительно набирающее популярность в практике воспитания, но недостаточно изученное в теории понятие «спортивно-патриотическое воспитание». Делается акцент на воспитательный потенциал спортивной деятельности. Целью работы выступает определение сущности и структурных элементов понятия «спортивно-патриотическое воспитание». Методы исследования: анализ и синтез научно-методической литературы, абстрагирование, обобщение, конкретизация. В рамках исследования рассмотрены различные подходы к пониманию сущности понятий «патриотизм», «спортивно-патриотическое воспитание», а также к вопросу о взаимосвязи физкультурно-спор-тивного и духовно-нравственного воспитания. На основе анализа теоретических работ уточнен терминологический аппарат статьи, выявлены компоненты понятий «патриотизм», «спортивно-патриотическое воспитание». Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что представлены авторские трактовки вышеназванных понятий, определены структурные элементы понятия «патриотизм», а также критерии (когнитивный, чувственно-ценностный, деятельностный), показатели и уровни сформированности патриотизма (низкий, средний, высокий), представлены их характеристики. Выделены структурные компоненты спортивно-патриотического воспитания (аксиологический деятельностный, когнитивный и рефлексивный), раскрыта сущность данного понятия. Материал исследования дополняют знания о спортивно-патриотическом воспитании, его реализации в условиях учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Практическая значимость статьи состоит в том, что материал может быть полезен при разработке программ воспитания и критериально-диагностического инструментария.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, физическая культура, спорт, патриотическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание

Для цитирования: Болдырев И. И., Банников М. И. Сущность и содержание понятия «спортивно-патриотическое воспитание» // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 109-115.

© Болдырев И. И., Банников М. И., 2024

Original article

ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT "SPORTS-PATRIOTIC EDUCATION"

Igor I. Boldyrev1, boldyrev1995@bk.ru, ORCID 0000-0002-2403-4606

Maxim I. Bannikov2M, fora9780@mail.ru

1 Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

2 Air Force Military Training and Research Center"Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and

Yu. A. Gagarin" (branch, Chelyabinsk), Chelyabinsk, Russia

Abstract. Patriotic education of the population, especially schoolchildren and students, is a priority task of the state, as the President of the Russian Federation V. V. Putin has spoken about more than once in his speeches. Despite the noticeable strengthening of educational work in various educational organizations, the search for ways to increase the effectiveness of patriotic education remains a pressing problem among teacher-researchers. This article examines the extremely important and rapidly gaining popularity in the practice of education, but insufficiently studied in theory, the concept of "sports-patriotic education". Emphasis is placed on the educational potential of sports activities. The purpose of the work is to determine the essence and structural elements of the concept of "sports and patriotic education". Research methods: analysis and synthesis of scientific and methodological literature, abstraction, generalization, specification. Within the framework of the study, various approaches to understanding the essence of the concepts of "patriotism", "sports and patriotic education", as well as to the question of the relationship between physical education, sports and spiritual and moral education are considered. Based on the analysis of theoretical works, the terminological apparatus of the article was clarified, the components of the concepts "patriotism" and "sports-patriotic education" were identified. the theoretical significance of the research results lies in the fact that the author's interpretations of the above concepts are presented, the structural elements of the concept of "patriotism" are defined, as well as criteria (cognitive, sensory-value, activity), indicators and levels of formation of patriotism (low, medium, high), presented their characteristics. The structural components of sports and patriotic education are identified: axiological activity-based, cognitive and reflective, the essence of this concept is revealed. The research material is supplemented by knowledge about sports and patriotic education, its implementation in the conditions of institutions of additional education of physical education and sports. The practical significance of the article is that the material can be useful in developing educational programs and criterion-diagnostic tools.

Keywords: education, patriotism, physical education, sports, patriotic education, sports-patriotic education

For citation: Boldyrev II, Bannikov MI. Essence and content of the concept "sports-patriotic education". Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):109-115. (In Russ.).

Введение

Подчеркивая актуальность данного исследования, необходимо вспомнить слова Президента Российской Федерации В. В. Путина, произнесенные в День защитника Отечества, о том, что в современном мире немало тревожных вызовов и рисков, а «преданность Отчизне, святой долг беречь ее, отстаивать каждую пядь своей земли всегда были и остаются нашими важнейшими, непререкаемыми ценностями»1. Информационная война, развернутая вокруг проведения специальной военной операции, способствовала

1 Поздравление по случаю Дня защитника Отечества // Президент России : офиц. сайт. 23 февр. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/

speeches/73529 (дата обращения: 29.02.2024).

усилению и качественной перестройке воспитательной работы, проводимой в образовательных организациях различного уровня, смещению акцентов в процессе воспитания в сторону патриотизма. Однако, несмотря на предпринятые меры, поиск эффективных механизмов патриотического воспитания населения остается приоритетной задачей педагогов-исследователей [1; 2 и др.].

Следует отметить, что на сегодняшний день в нашей стране функционирует достаточно большое количество спортивно-патриотических клубов, проводится множество спортивно-патриотических акций и мероприятий, что, безусловно, продиктовано интересом общества и государства к данному направлению воспитательной работы. Однако подчеркнем, что в теоретическом плане

понятие «спортивно-патриотическое воспитание» изучено недостаточно; исследований, рассматривающих данную проблему, крайне мало [3; 4 и др.], в то время как в публикациях, рассматривающих спортивно-патриотическое воспитание [5-7 и др.], данное понятие трактуется неоднозначно, отсутствует единое мнение о соотношении взаимосвязанных процессов физкультурно-спор-тивного и патриотического воспитания.

Цель данной работы: определить сущность и структурные элементы ключевых понятий. Задачи исследования: уточнить существующие подходы к определению ключевых понятий исследования, выявить структурные компоненты понятий «патриотизм» и «спортивно-патриотическое воспитание».

Материалы и методы исследования

Источниками исследования являются работы, посвященные вопросам патриотического, спортивно-патриотического воспитания. Методы исследования: анализ и синтез научно-методической литературы, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема патриотического воспитания появилась вместе со становлением первых государств, до наших дней дошли труды философов Древней Греции и Рима (Сократ, Аристотель, Демокрит, Цицерон и др.), подчеркивающие важность воспитания гражданина. Колоссальное влияние на развитие педагогических идей в области воспитания оказали выдающиеся классики российской и советской педагогики (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, С. Л. Соловейчик, К. Д. Ушинский и др.). Проблемам воспитания посвятили свои труды В. А. Караковский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Г. Н. Филонов, Л. И. Новикова, С. Н. Иконникова, И. А. Зимняя и др.

На современном этапе развития российского общества вопросы патриотического воспитания не только не утратили своего значения, но и становятся все более актуальными, животрепещущими, что подчеркивается в государственных нормативно-правовых документах и в трудах ученых (философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, историков).

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»1 па-

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р, г. Москва // Российская газета. 2015. 8 июня. URL: https:// rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 29.02.2024).

триотическое воспитание рассматривается как одно из важнейших направлений воспитательной деятельности. Особое внимание уделяется развитию программ патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового, экологического, эстетического воспитания детей и молодежи. Провозглашается необходимость опоры на систему гражданских, нравственных, патриотических ценностей, формирования российской идентичности, культуры здоровья, профессионального самоопределения и т. д.

Значимость патриотического воспитания граждан подчеркнул в Послании Федеральному Собранию В. В. Путин: «И сегодня, когда наша Родина отстаивает свой суверенитет и безопасность, защищает жизнь соотечественников на Донбассе и в Новороссии, решающая роль в этой праведной борьбе принадлежит именно нашим гражданам, нашей сплоченности, преданности родной стране, ответственности за ее судьбу»2.

Сегодня особое внимание уделяется развитию программ патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового, экологического, эстетического воспитания детей и молодежи. Воспитательные возможности спорта, несомненно, велики. Спортивная деятельность содействует воспитанию патриотического сознания, чувств. Спортивные достижения — одна из важнейших форм проявления патриотизма.

Занятия спортом формируют волевые личностные качества (патриотизм, гражданственность, нравственность, ответственность, целеустремленность и т. д.). Для уточнения содержания ключевого понятия нашего исследования «спортивно-патриотическое воспитание» считаем необходимым отметить, что физическое воспитание взаимосвязано с патриотическим, гражданским, духовным, нравственным, морально-волевым, эстетическим и другими видами воспитания.

Результатом спортивно-патриотического воспитания является патриотизм. Сегодня патриотизм как ценность выступает в качестве одного из основных ориентиров в воспитании. На современном этапе существует большой массив исследований, посвященных воспитанию личности, в частности воспитанию патриотизма средствами физической культуры и спорта, однако вопрос, что входит в содержание

2 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 29.02.2024).

понятия «патриотизм» и что конкретно необходимо воспитывать, остается открытым.

Обратимся к понятию «патриотизм». В социологическом словаре патриотизм трактуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство...» [8, с. 713]. З. В. Сапронова в данном понятии выделяет духовную составляющую [9]; Е. А. Полухин и С. Б. Букша справедливо утверждают, что патриотизм — «приоритетное, интегральное и базовое качество гражданина Российской Федерации» [10, с. 245]; по мнению Г. Я. Гревцевой, «патриотизм — ценность, личностное качество, отражающее положительное отношение к Отечеству посредством активной созидательной деятельности» [11, с. 21]; М. В. Циулина делает акцент на нравственной и деятельностной составляющей [12]. М. И. Банников считает, что «патриотизм курсанта — это социальная позиция будущего офицера, основанная на уважении к Отечеству, народу, культуре, знании боевых традиций, соблюдении ценностно-этических норм и выражающаяся в готовности отстаивать государственные интересы, защищать свою страну» [13, с. 135]. В. И. Лутовинов полагает, что патриотизм — это фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности [14].

Все авторы трактуют сущность этого понятия как ценность, результат патриотического воспитания, осознанное действие, выделяя ценностно-смысловую и мотивационную сферы; они справедливо подчеркивают, что на современном этапе механизмы патриотического воспитания требуют нового импульса, которым может и должно стать спортивно-патриотическое воспитание.

Патриотизм — это интегративное качество личности, выражающее любовь к Отечеству, представляющее собой единство взглядов, убеждений, идей, выражающееся в деятельности патриотической направленности. В качестве критериев патриотизма были выбраны когнитивный, ценностный, деятельностный; выделены три уровня: низкий, средний и высокий.

Рассмотрим основные подходы ученых к исследуемому понятию. Так, например, А. А. Лабу-тина указывает, что «спортивно-патриотическое воспитание представляет собой интегративную характеристику личности, систему знаний, убеждений, мотивации в сфере патриотизма и спортивной культуры, гуманистических ценностей, обуславливающих воспитание подрастающего поколения здоровых телом и духом» [15, с. 26]. В данном определении автор подчеркивает зна-

чимость когнитивного (система знаний) и аксиологического (система ценностей) компонентов в структуре понятия, реализуя идеи античных философов о гармоничном развитии личности, воспитании «души» и «тела».

Наиболее полно сущность исследуемого понятия раскрывает Е. А. Истягина-Елисеева, подчеркивая, что «необходимо знакомить молодых людей с лучшими культурно-историческими и спортивно-историческими традициями.» [16, с. 191].

Рассматривая спортивно-патриотические качества обучающихся спортивных школ, С. В. Галкин научно обосновывает критерии сформированности спортивно-патриотических качеств: «...спортивная и общественная активность, навыки здорового образа жизни, уровни развития физических способностей, спортивного мастерства и морально-волевых качеств, уровень спортивных притязаний, успешность соревновательной деятельности, показатели социальной мотивации, владение содержанием таких базовых понятий, как „Родина", „патриотизм", „мужество", „смелость", „честь команды"» [4, с. 23]. Описывая в своем исследовании процесс интеграции патриотизма и физического воспитания, автор последовательно раскрывает компоненты патриотического и физического воспитания (мотивационный, ценностный и рефлексивный).

Среди компонентов спортивно-патриотического воспитания Р. В. Бойко уделяет особое внимание мотивационному и содержательному, В. И. Лутовинов — мировоззренческому и содержательному компонентам. Мы выделяем в данном понятии следующие структурные компоненты: аксиологический (ценностное отношение к Родине, физической культуре, спорту и здоровью), деятельностный (социальная активность, корректировка мотивов к занятиям спортом как социально ценной и государственно значимой деятельности), когнитивный (знание государственной символики, истории спортивных достижений России и своего региона) и рефлексивный (осознание роли подрастающего поколения в укреплении государства). Спортивно-патриотическое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность, нацеленная на формирование физически и духовно развитого гражданина-патриота, характеризующегося патриотическим сознанием, стойкостью, выносливостью, упорством, мужеством, мобильностью, добросовестностью, сознательностью, коллективизмом, ответственностью, готового к выполнению общественного долга.

Считаем значимым использование идей си-стемно-деятельностного, аксиологического, сре-дового подходов. Убеждены в том, что активная деятельность спортивных организаций и клубов, взаимодействие всех направлений воспитательной работы, вовлечение в разнообразные виды деятельности патриотической направленности создадут условия для воспитания патриотизма, нравственности и гражданственности личности. Считаем, что процесс спортивно-патриотического воспитания будет успешным, если учитывать принципы: культуросообразности, индивидуализации, комплексности, стимулирования активности, рефлексивности, обратной связи. На основе изложенных позиций и теоретических оснований будем разрабатывать систему и технологию, обеспечивающую решение задач воспитания личности.

Заключение

Среди социальных институтов, оказывающих воспитательное воздействие на личность, заметную роль играют спортивно-патриотические клубы, которые помогут успешно реали-зовывать задачи физического и патриотического воспитания, будут способствовать развитию волевых качеств, повышению физической подготовленности, формированию нравственной, гражданской и патриотической позиции личности.

Обобщая представленные подходы исследователей к определению содержания ключевых

понятий исследования, отметим: патриотизм — ценность, социокультурный феномен, нравственное чувство, основной ориентир и результат спортивно-патриотического воспитания — элемента воспитательной системы. Сущность спортивно-патриотического воспитания можно определить формулой «в здоровом теле — здоровый дух», описывающей всестороннее развитие человека в физическом и духовном плане. В определении данного понятия чрезвычайно важно отметить результат воспитания, те изменения в личности, которые произойдут в процессе воспитания, поскольку в результате воспитания человек становится патриотом своего Отечества, России.

В этой связи спортивно-патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленная многоплановая скоординированная деятельность социальных институтов, в том числе спортивно-патриотических клубов, по формированию системы ценностей, взглядов и убеждений, способствующих физическому и духовному развитию человека.

Дальнейшего исследования требуют такие проблемы, как спортивно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях цифровой среды; возможности православных патриотических организаций; анализ эффективности педагогических технологий (игровых, здоровьесберегающих, рефлексивно-оценочных, аналитических, проектировочных и т. д.).

Список источников

1. Болдырев И. И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2021. 184 с.

2. Пащенко Л. Г., Лазарев Н. А. Решение задач спортивно-патриотического воспитания подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 346-349.

3. Бойко Р. В. Содержание и организация спортивно-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 25 с.

4. Галкин С. В. Методика спортивно-патриотического воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 27 с.

5. Печерцева О. Н., Танаева З. Р. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21, № S1. С. 80-85.

6. Коростелев О. В. Совершенствование спортивно-патриотического воспитания молодежи // Инновации и инвестиции. 2023. № 1. С. 305-307.

7. Болдырев И. И., Севастьянов В. В., Есаян Т. А. Содержание и особенности использования комплекса ГТО на этапе его становления // Культура физическая и здоровье. 2022. № 3 (83). С. 5-8.

8. Новейший социологический словарь. Минск : Книжный дом, 2010. 1312 с.

9. Сапронова З. В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 66-68.

10. Полухин Е. А., Букша С. Б. Концептуальные положения спортивно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 245-248.

11. Гревцева Г. Я. Педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: теоретический и практический аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 3. С. 18-31.

12. Циулина М. В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 26 с.

13. Гревцева Г. Я., Банников М. И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза: теория и методология : монография. Челябинск : Библиотека Миллера, 2022. 169 с.

14. Лутовинов В. И. Основные критерии и педагогические показатели эффективности патриотического воспитания граждан России // Молодежь и общество. 2006. № 1. С. 133-137.

15. Лабутина А. А. Спортивно-патриотическое воспитание детей: цели и задачи // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 2 (4). С. 25-27.

16. Истягина-Елисеева Е. А. Спортивно-патриотическое воспитание в Российской Федерации: основные составляющие // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1 (5). С. 190-191.

References

1. Boldyrev II. Vospitanie grazhdanskikh kachestv podrostkov sredstvami kompleksa GTO = Education of civil qualities of adolescents using the GTO complex. Thesis. Voronezh; 2021. 184 p. (In Russ.).

2. Pashchenko LG, Lazarev NA. Solving the problems of sports and patriotic education of adolescents in a general educational institution. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft. 2022;(3(205):346-349. (In Russ.).

3. Boyko RV. Soderzhanie i organizatsiya sportivno-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya fizkul'turno-sportivnoy napravlennosti = Content and organization of sports and patriotic education of schoolchildren in institutions of additional education of physical education and sports. Abstract of thesis. Moscow; 2009. 25 p. (In Russ.).

4. Galkin SV. Metodika sportivno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol = Methodology of sports and patriotic education of students in children's and youth sports schools. Abstract of thesis. Volgograd; 2005. 27 p. (In Russ.).

5. Pechertseva ON, Tanaeva ZR. Sovremennye tekhnologii sportivno-patrioticheskogo vospitaniya detey i podrostkov. Chelovek. Sport. Meditsina = Man. Sport. Medicine. 2021;21(S1):80-85. (In Russ.).

6. Korostelev OV. Improvement of sports and patriotic education of youth. Innovatsii i investitsii = Innovations and investments. 2023;(1):305-307. (In Russ.).

7. Boldyrev II, Sevastyanov VV, Yesayan TA. Contents and features of the use of the GTO complex at the stage of its formation. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e = Physical Culture and Health. 2022;(3(83):5-8. (In Russ.).

8. Noveyshiy sotsiologicheskiy slovar' = The latest sociological dictionary. Minsk: Book House; 2010. 713 p. (In Russ.).

9. Sapronova ZV. Sports and patriotic education of student youth. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2007;(6):66-68. (In Russ.).

10. Polukhin EA, Buksha SB. Conceptual provisions of sports and patriotic education of modern students. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury = World of science, culture, education. 2023;(6(103):245-248. (In Russ.).

11. Grevtseva GYa. Pedagogical conditions for instilling patriotism in students: theoretical and practical aspects. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences. 2023;15(3):18-31. (In Russ.).

12. Tsiulina MV. Patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly vozmozhnostyami sotsioobrazovatel'noy sredy = Patriotic education of secondary school students with the possibilities of the socio-educational environment. Abstract of thesis. Chelyabinsk; 2012. 26 p. (In Russ.).

13. Grevtseva GYa, Bannikov MI. Patrioticheskoe vospitanie kursantov v sotsial'no-kul'turnoy srede voennogo vuza: teoriya i metodologiya = Patriotic education of cadets in the socio-cultural environment of a military university: theory and methodology. Chelyabinsk: Miller Library; 2022. 169 p. (In Russ.).

14. Lutovinov VI. Main criteria and pedagogical indicators of the effectiveness of patriotic education of citizens of Russia. Molodezh' i obshchestvo = Youth and Society. 2006;(1):133-137. (In Russ.).

15. Labutina AA. Sports and patriotic education of children: goals and objectives. Sovremennye problemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk = Modern problems of social and humanitarian sciences. 2016;(2(4):25-27. (In Russ.).

16. Istyagina-Eliseeva EA. Sports and patriotic education in the Russian Federation: main components. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii = Innovative technologies in science and education. 2016;(1-1(5):190-191. (In Russ.).

Информация об авторах

И. И. Болдырев — доцент кафедры теории и методики физической культуры, кандидат педагогических наук.

М. И. Банников — доцент 22 кафедры (теории и методики управления авиацией) 2 факультета (боевого управления авиацией и управления воздушным движением), кандидат педагогических наук.

Information about the authors

I. I. Boldyrev — Associate Professor of the Department of theory and methods of physical culture, Candidate of Pedagogical Sciences.

M. I. Bannikov — Associate Professor of the 22nd Department (Theories and methods of aviation control) ofthe 2nd Faculty (Combat control of aviation and air traffic control), Candidate of Pedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 18.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 16.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.