УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
1 (190) - 2013
УДК 330.567.4
сущность и содержание
показателя эффективности
государственных расходов
на национальную оборону
С. Е. ЗАКУТНЕВ,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления
финансово-экономической деятельностью и контроля E-mail: szakutnev@yandex. ru Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет»
Министерства обороны Российской Федерации
Процесс управления государственными расходами на оборону осложняется ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия решений — от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования. Это обусловливает необходимость повышения эффективности государственных расходов на оборону. Количественно эффективность государственных расходов на оборону измеряется отношением полученных результатов к сумме произведенных расходов. В статье проанализированы теоретические проблемы эффективности государственных расходов, обоснован показатель эффекта государственных расходов на оборону.
Ключевые слова: национальная оборона, эффективность государственных расходов, военный потенциал государства.
Содержание армии, обеспечение ее вооружением, продовольствием, обмундированием всегда являлось одной из важнейших забот государства, необходимой государственной потребностью, выраженной, как правило, в значительных финансовых затратах. Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и оста-
ется одной из важнейших в процессе государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества.
Обеспечение обороноспособности и безопасности государства — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов и терроризма. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил и других войск, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов входят в число основных приоритетов бюджетных расходов. В этой связи расходы на национальную оборону в Российской Федерации имеют устойчивую тенденцию роста. Так, по разделу «Национальная оборона» функциональной классификации расходов в федеральном бюджете на 2012 г. предусмотрено 943 371 024,6 тыс. руб., на 2013 г. — 977 302 458,2 тыс. руб., на 2014 г. — 982 341 349,2 тыс. руб. [15]. На реализацию Государственной программы вооружения на 2011—2020 годы предусмотрено выделить
более 20 трлн руб. В этой связи о необходимости «кардинального повышении эффективности бюджетных расходов на национальную оборону» неоднократно отмечалось в выступлениях Президента страны и Председателя Правительства Российской Федерации [7, 17].
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» [4].
Экономические категории «эффективность» и «результативность» являются неотъемлемыми характеристиками реальной экономической деятельности, и для их определения практически всегда используются значения произведенных затрат и полученных результатов. Деятельность хозяйствующих субъектов направлена на получение прибыли, а показатели эффективности и результативности имеют количественные выражения, определяемые по установленным правилам.
В секторе государственного управления не создается прибыли. В результате деятельности органов государственного управления, как правило, создается не товар, а особый продукт — некий итог оказания нерыночной государственной услуги или выполнения государственной функции. Причем изменение объема оказываемых государственных услуг (выполнения государственных функций) не всегда зависит от изменения затрат на содержание государственного органа. Деятельность основной массы органов исполнительной власти направлена на качественное и своевременное выполнение возложенных на них функций, которые сложно выразить в цифровых показателях и оценках.
В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «эффективность». Следует заметить, что подходы к определению экономической эффективности деятельности хотя и претерпевают определенные временем изменения, но суть их остается прежней. Обычно в практике исследований под эффективностью понимается одна
из возможных (важнейшая, но не единственная) характеристик качества некоторой системы, в частности экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.
В современных трудах, посвященных исследованию теоретических проблем эффективности, многие авторы опираются на подходы зарубежных исследователей. Так, В. Б. Христенко при определении эффективности воспользовался показателем распределительной эффективности (allocative efficiency) [21]. Распределительная эффективность достигается в случае, если издержки на получение каждого вида результата минимизированы таким образом, что ни один входящий ресурс не может быть заменен другим без повышения издержек. При практическом использовании этого показателя применительно к управлению государственными расходами возникают сложности, связанные как со спецификой деятельности государственных органов, так и с определением входящих ресурсов и результатов деятельности государственных организаций.
Т. В. Антипова, подчеркивая многогранность понятия «эффективность», указывает, что русскому пониманию «эффективности» в английском языке соответствуют такие эквиваленты, как effectiveness и efficiency. Причем, если effectiveness — это способность достигать поставленных целей, то efficiency — оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов [1]. Таким образом, выделяются целевая и затратно-результативная составляющие категории эффективности. При исследовании конкретных областей знаний, процессов, секторов экономики, программ необходимо конкретизировать определения понятия «эффективность».
М. П. Придачук под эффективностью понимает степень достижения поставленных целей. Оценка эффективности возможна при помощи индекса эффективности, который отражает фактический достигнутый уровень рассматриваемого показателя к «потенциальному» [18].
В Большом экономическом словаре эффективность представлена как результат деятельности, программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. Там же социальная эффективность
рассматривается как отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение [3].
Г. В. Атаманчук отмечает, что «эффективность управления — один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление» [2].
Л. П. Кураков и В. Л. Кураков под эффективностью деятельности понимают «результативность экономической деятельности, определяемую как соотношение полученного экономического эффекта и затрат, обусловивших получение этого эффекта» [12].
В энциклопедической литературе эффективность определяется как «степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы; в управлении — достижение целей управления при минимальных нежелательных последствиях или издержках» [19].
Понятие эффективности закреплено в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». В соответствии с этим документом под эффективностью понимается «связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами» [16].
В экономической литературе проблемам теории и практики эффективности использования бюджетных средств в последние годы уделяется большое внимание. Однако до настоящего времени отсутствует единое понимание эффективности бюджетных расходов, существуют различные подходы к ее оценке. Одна из причин сложившейся ситуации — расплывчатость и неоднозначность трактовок понятия эффективности бюджетных расходов в нормативных правовых актах. Эффективность использования бюджетных средств упоминается в нормативных правовых документах последних лет настолько часто, что само это понятие воспринимается как вполне очевидное, не требующее каких-либо дополнительных разъяснений. Анализ трактовок эффективности использования бюджетных средств в действующем законодательстве показывает отсутствие четкости, ясности и единых подходов к определению данного понятия. Во многих документах практически не делается различий между понятиями «эффект» и «эффективность».
Это влечет неоднозначное понимание таких документов и, как следствие, определенные трудности их практического применения. Такая ситуация, с одной стороны, не способствует качественному планированию бюджетных расходов на этапе формирования бюджетов всех уровней, а с другой — создает сложности при проведении оценки эффективности в ходе последующего контроля за использованием бюджетных средств.
Деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников представляет собой военную политику. Военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения вооруженных сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации и интересов ее союзников. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность вооруженных сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников [13].
В соответствии с функциональной структурой военного производства конечная военная продукция включает в себя две основные части: предметы личного и коллективного потребления военнослужащих; вооружение, военную и специальную технику. Завершающим актом процесса реализации военно-экономических возможностей государства является применение (потребление) вооружения и военной техники, приводимое в действие военнослужащими. В мирное время потребление конечной военной продукции происходит в процессе боевой подготовки войск (сил), в военное время — при использовании вооружения и военной техники по прямому назначению в ходе вооруженной борьбы.
Таким образом, деятельность вооруженных сил и других войск, направленная на решение задач обеспечения обороны государства, находится под влиянием двух групп факторов: личного и вещественного, определяющих структуру, состав и численность войск (сил), техническую оснащенность армии и флота современным вооружением и военной техникой.
При характеристике степени соответствия данных показателей прогнозируемым военным угрозам, содержанию и характеру военных кон-
фликтов, текущим и перспективным задачам в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическим, социально-экономическим, демографическим и военно-техническим условиям и возможностям Российской Федерации используется множество понятий, среди них: «обороноспособность государства», «военный потенциал государства», «военная мощь государства», «боеспособность войск (сил)», «боевой потенциал вооруженных сил», «боевая мощь вооруженных сил», «боевая готовность войск (сил)», «мобилизационная готовность войск (сил)», «боевая эффективность» (см. рисунок).
Совокупность постоянно задействованных материальных и духовных факторов, определяющих текущее состояние вооруженных сил и других войск и их способность выполнять боевые задачи, объединяются понятием «боевая мощь». Она определяется количественным и качественным составом вооруженных сил и других войск, их укомплектованностью и техническим оснащением, количеством и качеством оружия и военной техники, морально-боевым состоянием, уровнем подготовки
Внутренние факторы, влияющие на деятельность вооруженных сил и других войск, направленную на решение задач обеспечения обороны государства
Личностные
Структура, состав и численность войск (сил), техническая оснащенность армии и флота современным вооружением и военной техникой
Обороноспособность
На уровне государства
Военная мощь
..............................<">................................
На уровне вооруженных сил и других войск
Боевая мощь
Мобилизационная готовность
Внешние факторы: прогнозируемые военные угрозы; содержание и характер военных конфликтов; текущие и перспективные задачи в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; политические, социально-экономические, демографические и военно-технические условия и возможности государства
Понятия, определяющие соответствие характеристик вооруженных сил и других войск внешним факторам
и обученности, боеготовностью и боеспособностью войск (сил флота), развитием военной науки и военного искусства [6].
Результаты деятельности вооруженных сил и других войск могут быть описаны двумя группами понятий и соответствующими им показателями, отражающими количественную и качественную стороны.
Первая группа понятий должна характеризовать наличие и качество ресурсов, имеющихся в войсках. Наиболее полно этой группе понятий соответствует боевой потенциал вооруженных сил, являющийся важнейшей составной частью военного потенциала государства и представляющий собой совокупность постоянно готовых к применению материальных и духовных сил и средств, которые могут быть использованы в вооруженной борьбе при их максимальном задействовании [22]. Главными структурными элементами боевого потенциала вооруженных сил и других войск являются: их состав, укомплектованность личным составом; техническая оснащенность армии и флота современным вооружением и военной техникой, способность к ее усилению; уровень оперативной, боевой и мобилизационной готовности, военное мастерство, моральный дух личного состава; уровень подготовки кадров и войск (сил); наличие накопленных резервов и запасов материальных средств.
Однако наличие материальных и людских ресурсов не полностью характеризует возможность вооруженных сил и других войск выполнять стоящие перед ними задачи. Необходимы характеристики способности войск (сил) в установленное время, во-первых, полностью реализовать имеющийся потенциал, во-вторых, увеличить боевой потенциал до размеров, необходимых и достаточных для решения боевых задач. Эти характеристики измеряются временными показателями. Содержанию первой из них наиболее полно соответствуют понятия боеспособности и боевой готовности, второй — мобилизационной готовности.
Вещественные
Военный потенциал
Боевой потенциал
Боевая эффективность
Боеспособность войск (сил) — это их возможность и способность успешно вести военные действия, частично или полностью выполнять поставленные боевые задачи в соответствии с их функциональным предназначением [6]. Определяющими элементами боеспособности являются: укомплектованность личным составом, вооружением, военной техникой; боевая выучка и морально-боевые качества личного состава, оперативная и материально-техническая обеспеченность. Боевая способность войск (сил флота) считается нормальной при сохранении 70—80 % боевого состава, частичной — при укомплектованности на 50—60 %, пониженной — при укомплектованности на 40— 50 %. Небоеспособными признаются соединения, части и подразделения при наличии в них менее 40 % боевого состава.
Мобилизационная готовность войск (сил) — возможность и способность войск к быстрому развертыванию по мобилизационному плану и переходу на штаты военного времени. Определяется степенью подготовки вооруженных сил, населения страны (мобилизационных контингентов) и экономики государства к переходу с мирного на военное положение. Зависит от штатной структуры частей, соединений и объединений, их укомплектованности, размещения, мобилизационной подготовки, интенсивности поступления мобилизационных ресурсов с объявлением мобилизации и ряда других менее значимых факторов. Оценивается временем, необходимым для перехода на штаты военного времени, расконсервации военной техники и приведения ее в боеготовое состояние, вывода материальных запасов и организации служб в соответствии с требованиями войны.
Боевая эффективность — это обобщающая характеристика войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники, оценивающая степень их соответствия своему функциональному назначению, целям, поставленным при их формировании и создании.
Когда оценивается боевая эффективность войск (сил), понятие боевой эффективности распространяется и на средства боевого и тылового обеспечения. Тогда под боевой эффективностью понимается дополнительный выигрыш — приращение показателей эффективности боевых средств либо войск (сил) за счет использования средств боевого и тылового обеспечения.
Наибольшее распространение получили следующие частные показатели боевой эффективности:
вероятность выполнения боевой задачи (применительно к войскам (силам)); вероятность поражения типовой цели (применительно к вооружению); среднее значение (математическое ожидание) числа выполненных задач, пораженных целей, поражаемой площади и т. п.
На величину показателей боевой эффективности влияют факторы, характеризующие, с одной стороны, содержание боевых задач и условия их выполнения, с другой — тактико-технические характеристики военной техники, способы ее боевого использования и обеспечения технической готовности, а также уровень боевой подготовки личного состава.
Все факторы в зависимости от направления их влияния на условия деятельности войск (сил) можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся прогнозируемые военные угрозы, содержание и характер военных конфликтов и т. д. Внутренние факторы объединяются понятием «боевая готовность войск (сил)» — состоянием, определяющим степень подготовленности каждого вида вооруженных сил и других войск к выполнению возложенных на него боевых задач.
Уровень боевой готовности определяют три основные группы факторов:
1) факторы, характеризующие качество вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в том числе тактико-технические и эксплуатационные характеристики ВВСТ и состояние их готовности к боевому применению;
2) способность личного состава выполнять поставленные задачи, т. е. его боевая выучка, психологическое состояние и дисциплина;
3) организационные факторы, к которым относятся:
• организационная структура войск, ее соответствие требованиям современного боя и операции;
• уровень организаторских способностей и специальной подготовки руководящего состава;
• эффективность методов и средств управления войсками;
• уровень всех видов обеспечения;
• организация службы войск и быта военнослужащих.
Последовательность формирования боевой готовности войск можно описать следующим образом. Создаваемые вооружение, военная и специальная техника с определенными тактико-техническими характеристиками направляются в
войска (силы). Для ее эксплуатации и использования по назначению в высших учебных заведениях, Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и непосредственно в войсках (учебных центрах) готовятся военные кадры. В подразделениях, воинских частях, соединениях осуществляется боевая и морально-психологическая подготовка, в ходе которой личный состав совершенствует навыки владения оружием и ведения боевых действий. В результате формируется конечный продукт—боевая готовность войск (сил).
Если боевой потенциал определяет возможности вооруженных сил и других войск, то в боевой готовности проявляется их реальное состояние в данное время, в данных условиях, т. е. состояние боевой готовности есть реализованный боевой потенциал в конкретной ситуации.
Достижение необходимого уровня боевой готовности войск (сил) сопровождается расходованием разнородных ресурсов, т. е. носит экономический характер. Изменение степени боевой готовности может сопровождаться мобилизационным развертыванием, увеличением технической оснащенности войск и количества личного состава, а следовательно, повышением боевого потенциала. Изменение боевого потенциала всегда является экономическим процессом. Но изменение уровня боевого потенциала в экономическом смысле носит иной характер, чем процесс обеспечения необходимого уровня боевой готовности, поскольку иными являются потребляемые при этом ресурсы и источники их удовлетворения.
Если повышение боевого потенциала обеспечивается заблаговременной разработкой вооружения, военной и специальной техники с требуемыми тактико-техническими характеристиками, поставками в войска материальных средств, то в ходе обеспечения необходимого уровня боевой готовности затрачивается ресурс имеющихся в войсках вооружения, военной и специальной техники, расходуются материалы, энергетические ресурсы и др. Следовательно, повышение боевого потенциала сопровождается наращиванием материальных ресурсов в войсках, а повышение боевой готовности требует их расходования. В этом состоит основное различие экономического содержания боевого потенциала и боевой готовности.
Военная мощь государства—это совокупность всех постоянно задействованных в военное и мир-
ное время материальных и духовных сил, способность государства отмобилизовать все силы для ведения войны (отражения агрессии). Она обусловлена экономическими, социально-экономическими и морально-психологическими возможностями государства. Военная мощь государства является одним из основных элементов его обороноспособности — степени подготовленности государства к защите от агрессии.
По мнению К. В. Фатеева, под обороноспособностью можно понимать способность государства отразить внешнюю военную агрессию всей совокупностью находящихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов, а военная безопасность включает в себя, помимо указанной функции, дополнительные важные функции — предотвращение внешней агрессии, а также военную защиту конституционного строя [20].
Как отмечает А. В. Возжеников, под военной безопасностью понимается такое состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при котором вероятность войны сводится до минимума, поскольку ни одна из сторон не имеет побудительных мотивов к развязыванию боевых действий против другой стороны и не ставится в условия, требующие значительного развития программ вооружений в целях предотвращения не выгодного для себя положения [5]. Указанное определение в целом учитывает один из аспектов военной безопасности — обороноспособность, отражающую способность государства противодействовать воздействию военной силы из-за рубежа или сдерживать его. В этом определении подчеркивается, что обороноспособность выступает качественной характеристикой военной безопасности. Чем выше обороноспособность государства, тем надежнее обеспечение его военной безопасности.
Совокупность задействованных и потенциальных материальных и духовных возможностей государства, которые могут быть использованы в военных целях при максимальном и своевременном их раскрытии и применении, представляет собой военный потенциал государства. Он определяется возможностями государства содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современными видами вооружения, военной и специальной техники, всеми видами довольствия в мирное и военное время.
Автор солидарен со сторонниками соотнесения военной безопасности с военным потенциалом, которые отмечают, что военная безопасность — это необходимый уровень военного потенциала и военной мощи государства, которые дают ему возможность эффективно противостоять военным угрозам и обеспечивать надежную защиту его жизненно важных интересов [11], а также подчеркивают, что военная безопасность — это поддержание военного потенциала России на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ России, обеспечения эффективной обороны, а также, при необходимости, для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств [8]. Военный потенциал страны является главным ресурсом обеспечения военной безопасности [14].
По мнению автора, военный потенциал государства является наиболее осязаемым и реально ощутимым показателем, который может быть определен количественно. Военный потенциал государства поддерживается главным образом за счет боевого потенциала вооруженных сил и воплощается в их боевой мощи. Боевая мощь отражает наличные и предельные возможности вооруженных сил, состав, величину тех моральных и материальных элементов, которые могут быть приведены в действие в случае войны. Характеристикой военного потенциала выступает боевая готовность, т. е. состояние войск, степень их готовности к переходу, к непосредственному выполнению боевых задач. Военный потенциал государства является интегральным показателем, характеризующим совокупное проявление усилий всех субъектов военной организации государства, направленных на обеспечение обороны и военной безопасности государства.
Методология оценки военного потенциала весьма непроста, так как приходится иметь дело с разнородными показателями, характеризующими различные ресурсы. Чтобы агрегировать разнородные показатели тех или иных ресурсов, составляющих военный потенциал государства, им присваиваются те или иные весовые коэффициенты, учитывающие вклад этих ресурсов в конечную величину потенциала, выраженную обобщенным, комплексным показателем. В наиболее полном виде методологические основы экономического оценивания (измерения) военного потенциала разработаны
А. Т. Коваленко, М. А. Батьковским, Е. Ю. Хрус-талёвым, Н. И. Шиленко [9, 10]. Перечисленными авторами систематизированы типовые методологии исследования сложных и сверхсложных социально-экономических систем, проведен их сравнительный анализ для обобщенной оценки состояния и перспектив развития военного потенциала и составляющих его элементов, включая компоненты военной организации. Применяемые методологии оценивания были рассмотрены с учетом их группирования в следующие классы методических подходов:
• позволяющие измерить основные параметры оцениваемых систем;
• сравнительные, предназначенные для сопоставления;
• основанные на приведении к некоторому обобщенному параметру (в том числе к денежному эквиваленту, а также к боевым возможностям);
• эволюционно-генетические, т. е. определяемые глубинными закономерностями, реализуемыми в живых организмах;
• основанные на сбалансированной системе норм и нормативов.
Сравнительное исследование этих классов методологий проведено путем сопоставления основных характеристик с использованием двух методов экспертной оценки — непосредственно (в баллах) с помощью метода парных сравнений. В итоге установлено, что для экономического оценивания военного потенциала в общем случае рационально использование методологии, включающей три уровня:
1) военное и военно-экономическое измерение: системный анализ (системное оценивание) боевого потенциала вооруженных сил и других войск с применением системы традиционных военно-экономических критериев и методов;
2) военно-экономическое и социально-экономическое измерение: системный анализ совместной деятельности компонентов военной организации как единого целого с использованием согласованной системы критериев, включающей наряду с военными и военно-экономическими также социально-экономические критерии;
3) интеллектуальное и социально-экономическое измерение: анализ системных связей между уровнями развития военного и интеллектуального потенциалов с ограниченным применением формализованных количественных методов и преимущественным применением экспертных методов измерения.
Необходимо отметить, что исследования по оценке военных потенциалов ведутся и за рубежом. Одно из подобных исследований проведено Королевским объединенным институтом оборонных исследований (Royal United Services Institute for Defence Studies — RUSI), а его результаты были опубликованы в журнале RUSI Journal. Военный потенциал (Martial Potency) определяется британскими исследователями как «величина, характеризующая способность государства использовать свои вооруженные силы для того, чтобы повлиять на события за пределами национальной территории». Индекс военного потенциала представлен логарифмической величиной, чтобы можно было уложить на 10-балльной шкале показатели военных потенциалов разных стран. Детали расчета индекса не раскрываются, в нем учитываются размеры планируемого военного бюджета, текущие военные расходы и численность вооруженных сил государства. Последний показатель в свою очередь рассматривается дифференцированно, по конкретным категориям лиц, состоящим на действительной военной службе, находящимся в резерве и проходящим службу в военизированных формированиях. В индексе также учитываются такие показатели, как относительные размеры военного бюджета на душу населения, а также доля военных расходов в валовом внутреннем продукте (в процентах).
Таким образом, в качестве показателя эффективности государственных расходов на оборону целесообразно принять степень соответствия достигнутого военного потенциала государства, требуемому для обеспечения обороны страны. Такой показатель будет являться конечным результатом расходования бюджетных средств, характеризующим эффект для общества, и характеризовать основную цель функционирования военной организации государства — обеспечение обороны и военной безопасности государства.
Список литературы
1. Антипова Т. В., Фадейкина Н. В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей — субъектов сектора государственного управления // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5. С. 141 — 146.
2. Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Культура, 2006. С. 394—395.
3. Большой экономический словарь / под ред. А. Б. Борисова. М.: Книжный мир, 2009.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000.
6. Война и мир в терминах и определениях / под общ. ред. Д. Рогозина. М.: ИД «ПоРог», 2004. С. 52.
7. Встреча Президента РФ с командирами воинских частей, принимавших участие в учениях «Центр-2011», 27 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. дмитрийанатольевич. рф/component/content/artide/38-news/453-2011-09-27-14-09-48.
8. Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). М.: Канон-Пресс, 1998.
9. Коваленко А. Т., Батьковский М. А., Хрус-талёв Е. Ю. Методологические основы экономического оценивания военного потенциала государства // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3. С. 134—148.
10. Коваленко А. Т., Хрусталёв Е. Ю., Шилен-ко Н. И. Экономические проблемы развития военного потенциала России // Экономическая наука современной России. 2004. № 3. С. 66—79.
11. Корсунь В. П., Токарев Д. А. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России // Военная мысль. 2003. № 4.
12. Кураков Л. П., Кураков В. Л. Толковый словарь экономических и юридических терминов. М., Чебоксары: Моск. психол. -соц ин-т, Вуз и школа, Чуваш. ун-т, 2002. С. 726.
13. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146.
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
15. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ.
16. Об утверждении Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 470-ст.
17. Председатель Правительства Российской Федерации принял участие в заседании Государс-
твенного совета Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://premier. gov. ru/events/ news/17474/.
18. Придачук М. П. Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг // Финансы. 2006. № 5.
19. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 692.
20. Фатеев К. В. Правовое содержание военной безопасности государства и ее обеспечения в
XXI веке. [Электронный ресурс]. URL: http://www. voennoepravo. ru/node/3348.
21. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М. : Дело, 2002.
22. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 8.
Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!
Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
ISSN 2073-2872
Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34129 46573 12926
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru
dilih
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru