Научная статья УДК 331
doi: 10.47576/2411-9520_2023_3_68
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИДЕРСТВА В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Петросян Александр Давидович
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]
Леонова Жанна Константиновна
Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия, zh_ leonova @mail.ru
Колгушкина Юлия Витальевна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Столярова Алла Николаевна
Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия, stolyarova2011@mail. ru
Боташева Лейла Султановна
Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы в области лидерства рассмотрены сущность и содержание лидерства в условиях устойчивого развития социума. Решение проблем устойчивого развития современного социума во многом связано с формированием управленческих кадров. Управленческие решения осуществляются исключительно со стороны авторитетных лидеров, и последнее слово в части принятия решения остается за ними.
Ключевые слова: устойчивое развитие; социум; лидеры; лидерские качества; принятие управленческих решений.
Для цитирования: Петросян А. Д., Леонова Ж. К., Колгушкина Ю. В., Столярова А. Н., Боташева Л. С. Сущность и содержание лидерства в условиях устойчивого развития современного социума // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 3. - С. 68-76. https://doi. org/10.47576/2411-9520_2023_3_68.
Original article
THE ESSENCE AND CONTENT OF LEADERSHIP IN THE CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY
Petrosyan Alexander D.
Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]
Leonova Zhanna K.
State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, [email protected]
Kolgushkina Yulia V.
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Stolyarova Alla N.
State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, [email protected] Botasheva Leila S.
North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia, [email protected]
Abstract. Based on the analysis of scientific literature in the field of leadership, the article examines the essence and content of leadership in the conditions of sustainable development of society. The solution of the problems of sustainable development of modern society is largely connected with the formation of managerial personnel. Management decisions are made exclusively by reputable leaders, and they have the last word in terms of decision-making.
Keywords: sustainable development; society; leaders; leadership qualities; managerial decision-making.
For citation: Petrosyan A. D., Leonova Zh. K., Kolgushkina Yu. V., Stolyarova A. N., Botasheva L. S. The essence and content of leadership in the conditions of sustainable development of modern society. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2023, no. 3, pp. 68-76. https://doi. org/10.47576/2411 -9520_2023_3_68.
Вопросы, касающиеся устойчивого развития современного социума, как правило, рассматриваются с социально-экономической точки зрения. Проводимые исследования ориентированы на устранение проблем, касающихся уровня качества общественной жизни, экологической обстановки в стране, развития предпринимательской деятельности и т. д. В России научные сообщества проводят анализ множества факторов устойчивого развития, поскольку исследуемая тематика является актуальной, но в то же время понятие лидерства пока не изучено в достаточной степени. Политические и тактические решения осуществляются исключительно со стороны авторитетных лидеров и последнее слово в части принятия решения остается за ними. Также управленцы, обладающие лидерскими качествами, занимаются определением приоритетных направлений социально-экономического развития, реализацией политики повышения качества жизни населения и т. д. Поэтому в предлагаемой статье на основе анализа научной литературы в области лидерства [1-3; 5] рассмотрены сущность и содержание лидерства в условиях устойчивого развития современного социума.
Исследование понятия лидерства, его наи -более значимых аспектов, а также роли лидеров, оказывающих воздействие на общественное сознание, имеют долгую историю,
так как попытки проанализировать и понять феномен лидерства получали свое развитие в условиях возникновения межличностных отношений, основывающихся на субординации, координации и власти. Среди классических теорий лидерства наиболее известными являются теория черт, функциональная и ситуативная теории, которые приведены во многих литературных источниках. Среди менее известных теорий, можно выделить такие, как теория взаимодействия ожидания, теория усиления ожиданий, теория целевого поведения, мотивационная теория, гуманистические теории лидерства, теории обмена, мотивационные теории лидерства.
Следует отметить, что оценить феномен политического лидерства по сущности является проблематичным, поскольку в данном случае наблюдается прямая зависимость от установленных культурно-нравственных и исторических аспектов и ситуаций.
Лидерство, проявляемое в российской политике, можно рассматривать в качестве сложного объекта, поскольку процесс оценивания лидеров со стороны исследователей диаметрально различается. Данный момент можно объяснить тем, что оценки в данном случае помимо научных аспектов зависят также и от личных взглядов и убеждений, проводящих анализ, ученых.
Многие представители научных сообществ согласны с тем, что при определении
таких понятий, как лидерство и тимбилдинг, целесообразно принимать во внимание следующие аспекты:
- харизма и индивидуальные качества руководителя;
- черты и этически-культурные качества сотрудников, являющихся последователями лидера, с которыми последний осуществляет активное взаимодействие, принимая во внимание вероятность возникновения конкуренции со стороны других структурных руководителей, которые также могут оказывать прямое воздействие на штатных сотрудников;
- организационная сфера, в рамках которой предполагается взаимодействие между лидером и сотрудниками организации, находящихся в его подчинении. В этом случае можно отметить, такие значимые факторы, как корпоративная культура и установленные нормы, поддержание благоприятных социальных и морально-нравственных условий;
- составление повестки дня, суть которой ориентирована на проведение обсуждений важных вопросов организационно, социально-психологического характера или реализацию политики, направленной на устранение коммуникационных барьеров, возникающих между самим руководителем и его последователями;
- применение лидером комплекса методов в целях обеспечения поддержки со стороны сотрудников, находящихся в его подчинении, а также укрепление авторитета и личной позиции в компании;
- фактические результаты работы лидера.
В практической деятельности международных компаний, государственных органов многих зарубежных стран, в первую очередь, входящих в состав стран ЕС, Китайской Народной Республики, Японии, Соединенных Штатов Америки, Канады, определение устойчивого развития стало одним из основополагающих при подготовке множества масштабных международных программ и проектов социально-экономического характера.
В качестве примера следует отметить, что в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена конференция, на которой обсуждались важные вопросы, затрагивающие проблемы окружающей среды. На данном мероприятии, являющимся крупнейшим форумом по-
следней четверти XX в., аспект устойчивого развития стал одним из ключевых терминов. Документ «Повестка дня на XXI век», разработанный в рамках данной конференции, был структурирован таким образом, чтобы все критические вопросы были выстроены вокруг устойчивости развития. При этом рассматривались проблемы не только экологической направленности, поскольку процессы зарождения и обострения, а также методы устранения экологических вопросов нецелесообразно анализировать в социально-экономической области, поскольку непосредственно в экономике и социологии необ -ходимо выявлять как причину возникновения проблем, так и определить пути и устранения.
В проекте «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации», содержание которого обсуждалось на слушаниях в Государственной Думе, отмечается, что под устойчивым развитием подразумевается стабильное социально-экономическое развитие, в рамках которого саморазрушение природной основы не предусматривается. В то же время необходимо, чтобы данное определение, являющееся приемлемым исключительно для социально-экономической области, затрагивало и иные другие сферы деятельности.
Социальную и экономическую составляющие при проведении анализа устойчивости в большинстве случаев довольно сложно рассматривать отдельно друга от друга. Например, в случае разграничения стран по таким аспектам, как уровень благосостояния, миграционные процессы, интенсивность взаимодействий между отдельными регионами, однозначно определить, что относится к социальным проблемам, а что к экономическим - проблематично.
Повышение уровня благосостояния, а также развитие общей культуры в сознании общества позволят снять условие роста бла -госостояния как обязательное. Людям необходимо сконцентрироваться на духовном совершенствовании, после того как их нужды материального характера будут в опреде -ленной степени удовлетворены, в противном случае обеспечить устойчивость развития будет довольно проблематично.
С повышением значимости проблем, затрагивающих устойчивое развитие, учены-
ми проводится переосмысление категории качества уровня жизни в более долгосрочной перспективе. В трудах ряда авторов (В. П. Ануфриев, Ю. В. Лебедев, М. Г Стар-ченко и др.) была отмечена значимость комплексного учета аспектов устойчивого развития в целях предотвращения вероятности возникновения общественных и экологических проблем, в частности сокращение продолжительности жизни, рост заболеваемости среди населения, возникновение социального расслоения, снижение уровня культуры, возникновение морально-нравственной дезориентации человека, ухудшение климатических условий и т. д. Важное значение экологических факторов, оказывающих влияние на уровень жизни социума, а также благодаря которым происходит развитие внешней среды обитания, отмечается также в трудах таких исследователей, как Т. Г. Воробьева, Л. Г. Титаренко, Г. И. Попова. Повышение качества жизни в случае соблюдения соответствующих принципов устойчивого развития предусматривает обеспечение гармонизации социально-экономических и экологических областей деятельности населения. Это представляет собой своеобразный ориентир, который направлен не только на обеспечение удовлетворения формируемых в настоящее время потребностей, а также на оказание необходимой заботы относительно представителей будущих поколений.
Многие методики, ориентированные на осуществление управления качеством жизни, возникают и развиваются в большинстве случаев в рамках герменевтической парадигмы, при этом делая акцент преимущественно на субъективное качество счастья индивидов, а также объективное - долгую и счастливую жизнь. Многими исследователями на первое место выдвигаются оценки субъективного благосостояния. В рамках указанных исследований необходимо отметить труды, которые направлены на проведение детального анализа феномена качества жизни, а также счастья с учетом факторов удовлетворенности жизнью, являющихся значимыми критериями оценки уровня жизни общества.
В своих трудах Р. Винховен подчеркивал, что жизнеспособность народа следует соизмерять по уровню и качеству жизни граждан. Для данных подходов присущи преимущества, основываясь на которых, можно делать
акцент на объективном результате посредством проведения мониторинга и регулирования субъективным состоянием счастья, в то же время оставляя альтернативный выбор средств определения и достижения уровня счастья относительно самих индивидов. Для применяемых подходов являются характерными такие факторы, как высокая продолжительность жизни, счастье, выступающее в качестве субъективного фактора, а также максимальное снижение уровня суицида. В данном случае «работает» логика, заключающаяся в том, что чем дольше живут люди и чем выше уровень качества их жизни, тем положительнее состояние социума, что напрямую соответствует социальным нуждам граждан.
В свою очередь, Б. Фреем и А. Статцером было отмечено, что непосредственно людьми может быть оценено качество их жизни в целом, соответственно у них можно напрямую уточнить об их благополучии и исходить от их компетентного мнения. Следует отметить, что мнение общества зачастую является ограниченным существующим социально-культурным контекстом, суждения людей, как правило, ограничены текущим культурным контекстом и их логическими умозаключениями. Оптимальным, для того чтобы объективно оценивать мнения об уровне качества жизни, является обладание определенным жизненным опытом в различных социокультурных аспектах.
Такие исследователи, как Р. Костанца, Б. Фишер, С. Али и др., в своих трудах предлагают осуществлять объединение как субъективных, так и объективных факторов в единую систему качества жизни. Это является необходимым для того, чтобы получить наиболее реалистичное видение базовых и второстепенных сведений для последующего обеспечения возможности оптимизации качественного уровня жизни населения.
Проводимые исследования существенным образом способствуют внесению вклада в переосмысление понятия качества жизни, становление и формирование концепции качественного уровня жизни, проведение анализа с последующим выявлением и решением проблем, касающихся его повышения.
Контекст приоритета целей устойчивого развития общества требует соответствия целей и средств удовлетворения обществен-
ных потребностей, а также соответствия задач общественного развития единой системообразующей цели - повышению жизнеспособности общества. Соответственно, управление качеством жизни не может быть эффективным без опоры на диалектическое понимание жизни и жизнеспособности общества как сложной нелинейно развивающейся системы, на рефлексию связей между разнородными, но необходимо связанными системами (такими как экономической и экологической системами), на понимание смысла, то есть ради кого и зачем осуществляется управление качеством жизни. Все это соответственно становится задачами лидера и основами его мышления.
В системе лидерства, как правило, можно отметить следующие основные элементы, а именно: личностные качества лидера; комплекс необходимых ресурсов или инструментов профессионального характера, который лидер применяет в своей практической деятельности; конкретные ситуации, исходя из которых, лидер применяет необходимые профессиональные навыки. Указанные элементы имеют прямое воздействие на эффективность проявления лидерских качеств. В том случае если властная позиция и занимаемая роль авторитетного руководителя, в свою очередь, являющиеся объективным базисом лидерства, обладают относительно стабильным характером, при этом вероятность существенных изменений относительно их сведены к минимуму, то личностную структуру лидерства можно охарактеризовать как более подвижную.
Изучение лидерства в сфере политической деятельности, а также формирования и развития роли авторитетных лидеров в социальной области имеют многовековую историю, так как стремление проанализировать и осознать суть политического лидерства, зачастую возникали в случаях формирования отношения власти, вопросов субординации и групповой организации. От деятельности политических лидеров напрямую зависят выбор модели и направлений социально-экономического развития страны, развитие факторов, оказывающих положительное влияние на благосостояние общества, определение путей повышения уровня жизни.
Проблемы лидерства изучались учеными на протяжении разных эпох. Исследовались
такие вопросы, как значимость лидера в части сплочения людей, сохранение порядка в обществе и формирование факторов, способствующих становлению господства, а также подражание лидеру среди подчиненных. Также были сформированы различные научные теории, среди которых выделялись теория усиления ожиданий, теория целевого поведения, теория мотивации, теории, в основе которых рассматривался гуманистический характер лидерства.
В последнее время одной из актуальных тем является эмоциональное лидерство, а также оптимизация стилей лидерства. Также наблюдается возвращение исследований роли лидеров и отличительных особенностей их манеры управления, с целью определить и выявить последствия решений, которые они принимают. Некоторые из ученых, проводящих исследования аспектов лидерства, отмечают, что является рациональным применять на практике разные методики исследования, иными словами междисциплинарный подход с применением сравнительных методов, включая исследование экономического поведения [4]. При проведении анализа феномена лидерства отмечается значимость исторических и политических аспектах для того, чтобы дать оценку политическому лидерству, которое представляет собой способность, как отдельного индивида, так и социума в целом формировать общественные процессы, в которых затрагиваются права человека, а также вопросы приоритетности личностной заинтересованности по отношению к системе общественных благ.
Лидерство представляет собой в историческом плане конкретное явление, иными словами его системность и применяемые методики имеют свойство меняться со временем. Авторитетным управленцам необходимо разрабатывать на практике в зависимости от сложившейся ситуации наиболее подходящие стратегии. При этом является важным обладание навыками охватывать новые идеи и в то же время уметь переосмысливать старое. Специфика современного мира состоит в том, что в условиях глобализации наблюдается рост значимости авторитетных лидеров организаций международного масштаба, региональных групп государств и глобальных агентств. В данном случае, под лидерством можно подразумевать со-
ставляющую динамичных мультипричинных социальных процессов, способствующих формированию определенных результатов политического характера. В качестве примера можно отметить результаты проведения выборов.
За последнее время число исследований политического лидерства, проводимых иностранными компаниями, существенным образом сократилось. При этом осуществление их перевода с различных иностранных языков с последующей систематизацией полученной информации могло стать предметом изучения в рамках отдельной проектной работы.
В странах Европы, США, Африки, Латинской Америки и Азии формируются специальные рабочие группы, основная задача которых заключается в исследовании такого феномена, как политическое лидерство в современном обществе. В данном случае можно привести пример - команду исследователей из Великобритании, именуемую «Political Leadership». Члены данной группы проводят сравнительные исследования относительно отличительных качеств лидерства в политической сфере западных стран, широкий диапазон исследований затрагивающих деятельность политических лидеров, членов государственных органов, как на федеральном, так и региональном уровнях.
При этом перед коллективом «Political Leadership» стоят такие значимые вопросы, как проведение диагностического исследования лидеров, но при этом обходится вниманием их личностный потенциал. В то же время другим научно-исследовательским учреждением, а именно Международным клубом финансирования развития, проводятся аналитические исследования. Цель данных исследований состоит в проведении интервью с политическими лидерами, затрагивая проблемы, как политического, так и экономического и территориального характера, таким образом, выявляя пути преобразования политической деятельности, а также анализируя стимулы лидеров и существующие возможности практического применения факторов, способствующих их успешности. Также следует отметить институт лидерства по устойчивому развитию «Uongozi», деятельность которого направлена на устранение значимых вопросов, затрагивающих
функционирование политического аппарата стран Африки, при этом реализуются разнообразные научно-исследовательские и информационные проекты, масштабные работы в рамках грантов, а также проводятся конференции с участием африканских политических лидеров.
Среди методов исследования лидеров можно выделить проведение анализа политического дискурса, а также биографический метод. В качестве примера можно отметить, что в 2014 г. в Интернете был запущен Проект Глобального лидерства «Всеобъемлющая база данных политических элит», в рамках которого проводились мероприятия, направленные на возрождение биографического метода исследований, а также проведение анализа влияния биографических характеристик лидеров.
В настоящее время в России работы по изучению политического лидерства реализуются недостаточно активным образом, при этом стоит отметить отсутствие каких-либо научных сообществ, деятельность которых ориентирована на становление площадок, на которых бы проводились исследовательские работы. Из общего перечня значимых научно-исследовательских трудов, в большей степени важных в части анализа политических лидеров и уровня влияния достигнутых ими результатов на динамическое развитие, стоит отметить таких авторов, как Е. В. Егорова-Гантман, О. В. Гаман-Голутви-на, С. С. Смолеев и т. д., которыми осуществлялось исследование разнообразных вопросов, касающихся аспектов руководства. При этом с 2011 г. отмечалось существенное снижение интереса к тематике лидерства, что подтверждается малым количеством выпущенных научных работ, снижением числа исследовательских проектов, а также защищенных диссертаций по данному вопросу. Многие современные исследователи не учитывают аналитические результаты иностранных исследований. В то же время можно выделить отдельные работы, для которых является характерным отсутствие прямого изучения проблем лидерства в сфере политики, но в то же время представляющие собой значимость относительно изучения сути и качеств лидеров.
Стоит отметить, что значимость качественных характеристик политических ли-
деров может быть продемонстрирована посредством выбора определенной стратегии и оптимального варианта дальнейшего развития социально-экономического сегмента относительно каждой отдельно взятой страны, навыков грамотного управления государственной сферой. В этой связи в различных странах наблюдался рост числа проводимых научно-исследовательских мероприятий, цель которых состояла в изучении актуальных вопросов политического лидерства, в рамках которых проводится изучение лидеров, как на уровне отдельных партий, так и стран в целом. Проводится анализ характерных особенностей лидерства, присущих конкретным политическим режимам, сфере информационных технологий, политическим культурам.
Большинство зарубежных ученых в своих исследованиях под политическим лидерством, как правило, подразумевают в качестве политического капитала населения, а также благоприятных условий, которые будут способствовать его дальнейшему развитию. В связи с этим можно отметить следующие трактовки, которые являются характерными для указанного понятия:
- мотивация и опыт модернизации общественных процессов, учитывая такие факторы, как гражданские права, социальные блага, доминирование интересов социальных над индивидуальными, а также участие членов общества в схеме становления и последующего совершенствования социальных процессов;
- умение видеть, проводить анализ и использовать в практической деятельности все инновационное, при этом осуществляя переосмысление всего того, что было пройдено. Лидер как таковой не занимается отстаиванием значимости каких-либо стратегических методик, а также политических процессов, утративших свою актуальность в связи с меняющимися условиями;
- уникальная система, в которой сбалансированы силы и воздействия, идеология и морально-нравственные ценности, затрагивающие различные области деятельности, рассматриваемые как на локальном уровне, так и на международном.
Базируясь на тех или иных подходах, кото -рые представляют собой особую значимость для обеспечения динамического обще-
ственного развития, можно отметить лидера как участника, играющего важную роль в системе социальных процессов. В этом случае лидеру присущи такие компетенции, как реализация активного публичного взаимодействия; умение оперативно принимать правильные решения, направленные на стабилизацию и дальнейшую оптимизацию политической деятельности, обеспечение сплочения общественных сил, что подразумевает уровень активности государственных и общественных учреждений. Практическая реализация вышеуказанных компетенций будет способствовать социально-экономическому развитию как отдельных регионов, так и страны в целом.
Под лидерством непосредственно подразумевается результат влияния руководителя на сотрудников, находящихся в его подчинении, различные социально-экономические процессы, протекающие в организации, а также ценности и интересы штатного персонала. Многие современные исследователи подчеркивают культурно-историческую важность для того, чтобы воспринять комплекс качеств, являющиеся характерными для авторитетного руководителя, а также результатов, осуществляемой им деятельности в рамках определенных исторических моментов. При этом под понятием лидерства подразумевается модель культурно-исторического характера, что стало следствием проведения ряда исследований политических лидеров, как России, так и зарубежных стран.
При проведении аналитических исследований отличительных особенностей, присущих руководителям государств, учитывается значимость политической среды. Данный нюанс является довольно актуальным в случае сопоставления сравнительных характеристик Российской Федерации со странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организацией сотрудничества и странами БРИКС.
Среди главных особенностей процесса изучения качеств лидерства следует выделить акцентирование внимания научных аналитиков-исследователей по части вопросов возникновения кризисных ситуаций в сфере управления, отсутствия авторитетных руководителей, обладающих умением оказывать позитивное воздействие на эффективность функционирования государственных учреж-
дений, как различных организаций, так и общества в целом. К наиболее значимым причи -нам этого следует отнести акцент на личную заинтересованность, степень коррумпированности, недостаточная результативность деятельности учреждений гражданского общества и отсутствие перспективных вариантов продвижения перспективных руководителей. Является весьма интересным проведение анализа исторических примеров, в которых политика, проводимая лидерами, находившихся в оппозиции, благоприятным образом повлияла на дальнейшее развитие страны.
Стивен Раделет в своих исследованиях использует биографический метод, в рамках которого разрабатываются биографические модели перспективных политических лидеров. Автор стремится выявить, каким образом полученные навыки и опыт отражаются на формировании компетенций и качеств каждого отдельно взятого политика и перспективы дальнейшего продвижения и приобретения авторитета среди коллег и населения. По результатам проведенного анализа схожести и различия биографических
моделей политиков, как современных, так и из прошлого, производится расчет показателя вероятности становления потенциального лидера. При проведении Ст. Раделетом анализа африканских политиков было выявлено, что существует статистическая корреляция между полученными биографическими данными лидеров и уровнем развития государств, в которых они занимают руководящую позицию. Ученый провел типологиза-цию профилей политиков в разрезе по таким показателям, как уровень образования, возраст, опыт работы и т. д. По результату проведенной работы им был предположен факт существования причинно-следственной связи между профилями руководителей и уровнем их воздействия на процессы развития и руководства обществом исходя из установленных ими правилами.
В заключение отметим, что цель дальнейших исследований в области лидерства должна состоять в определении причинно-следственной связи между изменениями, происходящими в социальной и экономической сфере и личностными качествами лидеров.
Список источников
1. Адизес И. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2015. 257 с.
2. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Наука, 2014. 320 с.
3. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: монография. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
4. Петросян Д. С. Интегративная модель поведения человека // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 39-51.
5. Румянцева В. И. Лидер. Опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб. : СПбГТУ, 1996. 256 с.
References
1. Adizes I. Development of leaders. How to understand your management style and communicate effectively with speakers of other styles. Moscow: Alpina Business Books (United Press), 2015. 257 p.
2. Bern E. Leader and group. On the structure and dynamics of organizations and groups. Moscow: Nauka, 2014. 320 p.
3. Evtikhov O. V. Leadership training: monograph. St. Petersburg: Speech, 2007. 256 p.
4. Petrosyan D. S. Integrative model of human behavior. Social sciences and modernity. 2008. No. 3. Pp. 39-51.
5. Rumyantseva V. I. Leader. Experience in studying the psychology of informal leadership. St. Petersburg: SPbSTU, 1996. 256 p.
Сведения об авторах
ПЕТРОСЯН АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ - кандидат экономических наук, заместитель директора Института социальной инженерии, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]
ЛЕОНОВА ЖАННА КОНСТАНТИНОВНА - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия, zh_leonova@ mail.ru
КОЛГУШКИНА ЮЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - ассистент базовой кафедры торговой политики, Российский эконо -мический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
СТОЛЯРОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия, stolyarova2011@ mail.ru
БОТАШЕВА ЛЕЙЛА СУЛТАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected]
Information about authors
PETROSYAN ALEXANDER D. - Candidate of Economic Sciences, Deputy Director of the Institute of Social Engineering, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Publishing house), Moscow, Russia, pad10806@ yandex.ru
LEONOVA ZHANNA K. - Doctor of Economics, Associate Professor, Department of Management and Economics, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, [email protected]
KOLGUSHKINA YULIA V. - Assistant of the Basic Department of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
STOLYAROVA ALLA N. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management and Economics, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, [email protected]
BOTASHEVA LEYLA S. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting Department, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia, [email protected]