Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян Д. С., Столярова А. Н., Русакович М. В., Князева О. В., Боташева Л. С.

В статье рассмотрены роль и вопросы повышения научной и гражданско-патриотической направленности финансового просвещения как методологической основы для развития экономики России, повышения уровня ее национальной и финансовой безопасности. Предлагается разработать модель финансового просвещения, способствующую усилению разумности потребительского поведения, и метод оценки взаимосвязи потребительской и финансовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петросян Д. С., Столярова А. Н., Русакович М. В., Князева О. В., Боташева Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC ORIENTATION OF FINANCIAL EDUCATION IN RUSSIA

The article examines the role and issues of increasing the scientific and civic-patriotic orientation of financial education as a methodological basis for the development of the Russian economy, increasing the level of its national and financial security. It is proposed to develop a model of financial education that contributes to strengthening the reasonableness of consumer behavior, and a method for assessing the relationship between consumer and financial culture.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_6 УДК 37.014

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Петросян Давид Семенович,

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития, Институт региональных экономических исследований, г. Москва, Россия, е-mail: [email protected]

Столярова Алла Николаевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, Россия, е-mail: [email protected]

Русакович Мария Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, Россия, е-mail: [email protected]

Князева Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, е-mail: [email protected]

Боташева Лейла Султановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия, е-mail: [email protected]

В статье рассмотрены роль и вопросы повышения научной и гражданско-патриотической направленности финансового просвещения как методологической основы для развития экономики России, повышения уровня ее национальной и финансовой безопасности. Предлагается разработать модель финансового просвещения, способствующую усилению разумности потребительского поведения, и метод оценки взаимосвязи потребительской и финансовой культуры.

Ключевые слова: финансовое просвещение; финансовая грамотность; гражданско-патрио-тическая направленность; финансовая безопасность.

UDC 37.014

CIVIL-PATRIOTIC ORIENTATION OF FINANCIAL EDUCATION

IN RUSSIA

Petrosyan David Semyonovich,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic Research of Innovative Development, Institute of Regional Economic Research, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Stolyarova Alla Nikolaevna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Economics, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, e-mail: [email protected]

Rusakovich Maria Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Economics, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia, e-mail: [email protected]

Knyazeva Olga Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Economics of Customs, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, e-mail: [email protected]

Botasheva Leila Sultanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting Department, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia, e-mail: [email protected]

The article examines the role and issues of increasing the scientific and civic-patriotic orientation of financial education as a methodological basis for the development of the Russian economy, increasing the level of its national and financial security. It is proposed to develop a model of financial education that contributes to strengthening the reasonableness of consumer behavior, and a method for assessing the relationship between consumer and financial culture.

Keywords: financial education; financial literacy; civic-patriotic orientation; financial security.

Вопросы организации финансового просвещения населения России требуют всестороннего изучения и научного осмысления, государственной и общественной поддержки. Сложность заключается в том, что сами знания не всегда приводят к правильному финансовому поведению. Гражданин должен не только знать, но и уметь пользоваться знаниями, иметь твердые установки по безопасному финансовому поведению в незнакомых ситуациях.

Речь идет об определенной финансовой культуре, которая прививается годами. Надо учитывать опыт государственного патернализма, который был при советской власти. Люди привыкли, что государство думает за них больше, чем они сами. Это сильно ме-

няет сознание человека и затрудняет понимание ответственности за свои действия на финансовом рынке. Подрастает новое поколение, и сам финансовый рынок постоянно меняется. Появляются новые финансовые продукты и услуги, и в целом необходимы новые знания, умения и навыки.

Поэтому важно создать национальную систему финансового просвещения России путем привлечения патриотически настроенных волонтеров для охвата просвещением широких слоев населения. При этом теоретико-методологической основой финансового просвещения должны стать финансовые теории и концепции, способствующие устойчивому развитию национальной экономики и обеспечению национальной безопасности в

условиях обострения военно-политической ситуации в мире и социально-экономического и культурного противостояния между Россией и западной цивилизацией. Важнейшая роль в создании национальной системы финансового просвещения отводится волонтерам, которые, вооружившись современными психолого-педагогическими технологиями на цифровой основе, безвозмездно в настоящее время уже повышают и будут повышать финансовую грамотность и культуру населения, а также соответственно его социально-экономическую безопасность [6].

Это положение соответствует решению задачи защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одного из стратегических национальных приоритетов, провозглашенной партией «Единая Россия» в проекте «Мир возможностей», в котором указывается, что в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, обеспечения их передачи от поколения к поколению, противодействия распространению деструктивной идеологии необходимо создавать условия для поддержки и поощрения позитивной социальной активности среди молодежи, детей и взрослых[7].

Поэтому в предлагаемой статье рассмотрены вопросы повышения научной и граж-данско-патриотической направленности финансового просвещения как методологической основы для развития экономики России, повышения уровня ее национальной и финансовой безопасности.

На современном этапе социально-экономического развития политическое и экономическое лидерство в мире определяется лидерством интеллектуальным. Чтобы России стать страной - интеллектуальным лидером нужно в первую очередь ориентировать исследования в области фундаментальных и прикладных наук на развитие отечественной экономики и обеспечение национальной безопасности. Это касается как естественных, инженерных, так и гуманитарных наук. Здесь речь идет о формировании патриотизма как в российской научной мысли, так и в российском научном сообществе.

Патриотизм в его обычном понимании определяют как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интере-

сами ради нее, или особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Гражданско-патриотическая ориентация российской науки не означает игнорирование или противопоставление научных концепций зарубежных ученых российским, не предлагает придумывать заново «колесо». При этом гражданско-патриотическая ориентация российской науки означает отказ от некритического заимствования и использования при реформировании отечественной экономики зарубежных научных концепций и технологий в развитии российской экономики и общества.

Экономика России, как и экономика любой другой страны, встроена в систему мировой экономики и подвержена международной конкуренции. В свою очередь и финансовая система России, как и финансовая система любой другой страны, связана с мировой фи -нансовой системой и зависит от нее. Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах: классическая и неоклассическая теории финансов. Первая группа теорий определяет доминанту государства в финансах, вторая - доминанту финансов частного сектора (точнее, преимущественно финансов крупных компаний и рынков капитала). При этом один из начальных принципов неолиберализма заключается в том, свободная игра экономических сил, а не государственное планирование обеспечивает социальную справедливость; субъектом управления должен являться отдельно взятый гражданин или объединение граждан, не обремененных государственным влиянием. В то же время факты свидетельствуют об обратном [4].

Становление теории финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего субъекта, функционирование которого обеспечивало общество путем перераспределения части национального дохода в его пользу, что показывает ту или иную степень ее гражданско-патриотической направленности.

Переход России на рыночные отношения показал провалы либерального подхода и непатриотичную направленность шоковой терапии рыночных реформ, к разработке которой были приглашены западные специа-

листы, что, вероятно, были ошибкой. В основу реформ легла такая либеральная теория финансов, как монетаризм, в рамках которой анализируются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США. Ее представители М. Фридмен, Р. Бар-ро, И. Фишер, К. Бруннер, А. Мельтцер и др. считают, что деньги являются главным фактором, влияющим на краткосрочные колебания деловой активности [10].

Реформы социально-экономических отношений в России переходного периода, основанные на принципах монетаризма и шоковой терапии, имели как свои положительные сто -роны, так и недостатки, которых было больше: грабительская приватизация предприятий и земли, противоречащая принципам социальной справедливости; бесконтрольный вывоз капиталов и экспорт природных ресурсов по свободным ценам, становление сырьевой экономики, импорт широкого ассортимента дешевого товара; смена советского тотального контроля над поведением каждого человека мнимой вседозволенной демократией, падением духовности и национальной культуры; имущественная и культурная стратификация общества; фетишизация финансового успеха и появление новой прослойки общества - олигархии; инфляция и кризис - выпуск неконтролируемых денег, обесценивающих рубль; развал внутреннего производства и безработица; падение уровня жизни; ослабление научно-технического потенциала и «утечка умов» за рубеж; ухудшение медицинского обслуживания, рост числа заболеваний, повышение смертности, снижение рождаемости и продолжительности жизни; криминализация общества.

Все эти просчеты в экономической политике из-за преимущественного использования финансовых инструментов повышают важность роли как научной, так и гражданско-па-триотической направленности финансового просвещения населения в настоящее время, так как только финансово просвещенное население может противостоять как реформам, основанным на принципах монетаризма, так и монетарной финансовой политике, снижающей эффективность функционирования и развития экономики России, уровень ее национальной и финансовой безопасности, а

также личной финансовой безопасности населения.

Финансовое просвещение - это деятельность, нацеленная на повышение финансовой грамотности/культуры населения, информирование населения об институтах и инструментах финансового рынка, реализуемая на территории Российской Федерации на безвозмездной основе, и соответствующая принципам стандарта волонтера финансового просвещения. Основная задача - информирование граждан о развитии экономики, бизнеса, финансовых рынков и целесообразном финансово грамотном поведении в различных экономических ситуациях.

Под финансовой грамотностью понимается сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия. Это набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Финансовая грамотность характеризует способность граждан эффективно управлять личными финансами; осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства, а также краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением; разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках; принимать обоснованные решения в отношении рационального использования финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения; компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления. Помимо финансовой грамотности, на практике используется и понятие «финансовая культура» как воспитание, развитие и применение на практике навыков и умений ответственного и безопасного поведения в рамках существующей финансовой системы с учетом действующей нормативной правовой базы на федеральном и региональном уровнях. Финансовая грамотность - более утилитарное понятие, тогда как финансовая культура - более общее понятие и затрагивает не только знания, умения и навыки в сфере финансов, но и нормы финансового поведения и ценностные установки с учетом

норм морали и культуры, принятых в обществе.

Повышение научной обоснованности и социальной ориентированности финансового просвещения проявляется в максимальном повышении объективности и гражданско-па-триотической направленности теоретико-методологических положений, методических и практических рекомендаций, как в просветительских программах, так и в обучении самих волонтеров.

Гражданско-патриотическая направленность финансового просвещения, помимо указанного выше научного аспекта, обусловлена преимуществами участия волонтеров, а именно возможностью их проявить активную гражданскую позицию в сфере финансового воспитания и роста финансовой культуры населения; повышением социальных навыков, расширением круга общения с интересными людьми, среди которых можно найти новых единомышленников; непрерывным самообразованием в сфере финансов.

Российская экономическая и педагогическая науки не столь часто выступали с теоретическим обоснованием и методическими рекомендациями по разрешению актуальных коллизий, связанных с организацией масштабных мероприятий финансового просвещения населения страны с привлечением волонтеров. Ожидаемым результатом реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2039-р от 25.09.2017, является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохо-зяйств и обеспечения устойчивого экономического роста [8].

Существующая система повышения финансовой грамотности населения формируется Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и другими федеральными и региональными органами исполнительной власти. Вопросы финансового просвещения относятся к одному из базовых приоритетов защиты прав потребителей финансовых услуг и ин-

весторов. По сути, финансовое просвещение является одним из ключевых инструментов обеспечения финансовой безопасности населения, и действий только федеральных органов исполнительной власти недостаточно. Необходимо активное вовлечение в процесс финансового просвещения всего населения страны, включая экспертного и профессионального сообщества. При этом особая роль отводится развитию института волонтеров финансового просвещения.

Как известно, наиболее широкое распространение информации, способствующей формированию финансово грамотного поведения населения, возможно только при условии заинтересованности общества в распространении такой информации. Волонтер в данном случае играет роль лидера мнений и/или драйвера, ускоряющего движение потоков знаний, умений и навыков на основе мультидисциплинарного подхода. Под мультидисциплинарным подходом подразумевается способ расширения научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, подразумевающий совместное (параллельное) использование знаний, методологий и языков научных дисциплин [5]. Мультидисциплинарный подход подразумевает такое использование волонтером финансового просвещения многообразия подходов, методов и приемов, которое дает качественно иной, чем традиционный (монопредметный) подход, результат. Основные направления мультидисциплинарного исследования волонтерской деятельности следующие.

- волонтер как личность: труд волонтера, личность волонтера, обучение и воспитание волонтеров, конфликты в сфере волонтерской деятельности, этика и психология волонтерской деятельности;

- культура волонтерской деятельности: история волонтерского деятельности, география волонтерской деятельности, культурология волонтерской деятельности, культура речи и риторика волонтера, эстетика волонтерской деятельности;

- управление волонтерской деятельностью: организация и управление волонтерской деятельностью, экономика и финансирование волонтерского движения, статистика волонтерской деятельности, маркетинговые инструменты регулирования волонтерской

деятельности,социология волонтерской деятельности;

- поддержка волонтерской деятельности: правовое регулирование волонтерской деятельности, инновации в сфере волонтерской деятельности, информационные технологии волонтерской деятельности, логистическая поддержка волонтерской деятельности, институты и инфраструктура развития волонтерской деятельности;

- безопасность волонтерской деятельности: волонтерство как услуга, охрана волонтеров и их труда, общая, функциональная и профессиональная грамотность волонтеров, обеспечение экономической и финансовой безопасности волонтеров, волонтеры и мошенники, борьба с девиантным поведением.

В результате финансового просвещения волонтер должен обеспечить освоение финансовых знаний и умений с помощью научно-методического инструментария, представляющего собой совокупность научных дисциплин, необходимых для организации и осуществления эффективной волонтерской деятельности в рамках основных компетенции.

Это, прежде всего, основы финансовых знаний, определяемые Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых, утвержденной Министерством финансов России и Банком России на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

Кроме основ финансовых знаний, волонтеру необходимо иметь знания и умения по общей педагогике, изучающей фундаментальные закономерности воспитания и обучения [1]. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания, включая духовно-нравственного развития. При этом целью и задачами духовно-нравственного развития и воспитания являются воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, социально ответственного, патриотически ориентированного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Волонтеру нужно знать основы социаль-

ной педагогики [9], изучающей социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей. При этом гуманное и альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что эта наука призвана решать чрезвычайно сложные проблемы оказания социальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, социального здоровья, самосознания, патриотических ценностных ориентаций, в особенности у подрастающего поколения.

Далее, учитывая различные возрастные группы населения как объекта финансового просвещения, волонтеры должны знать основы возрастной педагогики [2], которая включает, в частности, педагогику «третьего возраста» - андрагогику как науку обучения взрослых [3], а также социальной психологии, изучающей психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, психологические характеристики самих этих групп; этика межличностных отношений и этикета. И наконец, волонтер должен обладать высокой культурой речи и навыками риторики.

Все перечисленные научные методы должны быть использованы при организации обучения как волонтеров финансового просвещения, так и в процессе просветительской деятельности самих волонтеров.

В связи с вышеуказанным, считаем необходимым теоретически обосновать учет гражданско-патриотических аспектов в национальной системе финансового просвещения для создания будущей научной школы финансового грамотного и гражданско-па-триотически ориентированного потребления с вовлечением представителей экспертного сообщества и волонтеров из регионов России. Указанный научный подход должен быть основан на положении, что национальная система финансового просвещения может и должна стать движущей силой и модератором гармонизации интересов участников финансового рынка и населения на основе идеи повышения качества жизни населения, с развенчанием принципов фетишизации неразумного массового потребления.

Необходима разработка моделей социально ответственного финансового поведения населения, комплекса научно обосно-

ванных методов финансового просвещения, а также методов работы с волонтерами финансового просвещения, включая их обучение и мотивацию. Кроме того, предлагается разработать модель финансового просвещения, наиболее эффективно усиливающую влияние факторов национальной потребительской культуры, в частности разумного потребительского поведения, и снижающую влияние факторов неразумного и иррационального поведения в условиях западных экономических и политических санкций и эпохи массового потребления. Предлагается усилить гражданско-патриотическую направленность в проведении публичных мероприятий (конференции, семинары, конкурсы и т. п.), образовательных и просветительских программах развития финансовой грамотности.

Учитывая сказанное, считаем необходимым рассматривать формирование потребительской и финансовой культуры как единую задачу, для чего необходимо оценить уровень финансовой и потребительской культуры населения России и степень зависимости между ними путем расчета соотвествующих коэффициентов корреляции.

Уровень финансовой культуры нго физического лица как респондента некоторой референтной группы ^ оценивается с помощью поведенческого теста, моделирующего выбор стратегии рационального финансового поведения по формуле: 1 = Л^Уф

где Аэ - выбор оцениваемым респондентом ]-го варианта ответа э-го вопроса по тесту; А5] = 1, в случае выбора ]-го варианта ответа, соотвествующегостратегии рационального финансового поведения ; Аэ = 0, в противном случае; у - значение веса ]-го варианта ответа э-го вопроса по тесту.

Если выбор некоторого ]-го варианта ответа э-го вопроса по тесту незначим, то у = 0. В практических расчетах значения у целесообразно принять в интервале [0,5]. Для оценки ^ определяются интервалы позитивных Оп и негативных Он оценок.

Уровень финансовой культуры референтной группы рассчитывается по формуле

f= п+ : п

где f - уровень финансовой культуры ре-феретной группы; п+- число членов рефе-

рентной группы имеющих позитивный уровень финансовой культуры; п - число членов референтной группы.

Уровень финансовой культуры населения г-го субъекта Российской Федерации фг рассчитывается по формуле: фг = (К£к=1 1к): (К)

где фг - уровень финансовой культуры населения субъекта; fw - уровень финансовой культуры к-ой референтной группы в субъекте; К - число референтных групп в субъекте Российской Федерации.

Уровень финансовой культуры населения Российской Федерации Ф рассчитывается по формуле:

Ф = (КЕ =1 фг ): (Я)

где Ф - уровень финансовой культуры населения R - число субъектов Российской Фе -дерации.

По аналогичным формулам с помощью поведенческих тестов, моделирующих выбор стратегии потребительского поведения, определяется уровень потребительской культуры физического лица, и далее рефе-ретной группы, населения субъекта и населения Российской Федерации.

Коэффициент корреляции Л| между финансовой и потребительской культурой нго респондента определяется по правилу: Л| =1, если ^ и р| одновременно принимают позитивные или негативные значения, Л| =0, в противном случае.

Коэффициент корреляции Лк между финансовой и потребительской культурой к-ой референтной группы равен удельному весу числа членов группы, у которых ^ и р| одновременно принимают позитивные или негативные значения.

Коэффициент корреляции Лг между финансовой и потребительской культурой населения г-го субъекта Российской Федерации равен удельному весу числа членов всех к-ых референтных групп субъекта, у которых ^ и р| одновременно принимают позитивные или негативные значения.

Коэффициент корреляции Л между финансовой и потребительской культурой населения Российской Федерации равен удельному весу числа членов всех к-ых референтных групп всех субъектов, у которых ^ и р| одновременно принимают позитивные или негативные значения.

По аналогичным формулам можно рассчитать соответственно коэффициенты положительной и отрицательной корреляции, при этом учитываются ^ и рр одновременно принимающие соответственно позитивные или негативные значения.

Финансовое просвещение является важным фактором и инструментом обеспечения национальной безопасности, так как обеспечивает стабильность и благополучие общества; защищенность жизненно важных финансовых интересов личности, общества и государства в различных областях жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Финансовое просвещение является важнейшим фактором социальной безопасности и имеет ярко выраженные экономические аспекты, что связывает ее с экономической безопасностью.

При этом необходимо создание национальной системы финансового просвещения, в которой было бы устранено приобщение молодежи к ложным ценностям общества массового потребления, резко противоречащим отечественным ценностям и традициям и влияние всевозможного рода коучей и блогеров, пропагандирующих финансовый успех, не подкрепленный общественно полезным трудом. Благодаря финансовому просвещению, граждане как потребители финансовых услуг приобретают тот или иной объем знаний в области обеспечения финансовой безопасности.

Под финансовой безопасностью населения понимается состояние защищенности важных финансово-экономических интересов от внутренних и внешних угроз, а также комплекс мер, методов и средств по защите этого состояния при разрушающих воздействиях.

Финансовая безопасность рассматривается на всех уровнях иерархии управления национальной экономикой, от макроуровня страны до «наноуровня» личности физических лиц. Финансовая безопасность личности предполагает защиту жизненных интересов, конституционных прав и обеспечение должного качества жизни путем снижения

угроз в сфере личных финансов, в частности таких, как снижение или полная потеря доходов, появление непредвиденных расходов, утрату сбережений и имущества, в том числе при ухудшении здоровья. Введение цифровых технологий привело к прозрачности формирования и расходования личных финансов и позволило налоговым, банковским, правоохранительным и иным организациям разработать систему объективного финансового контроля для оперативного выявления нарушений в финансовой сфере и возмещения соответствующих потерь.

Анализ научной литературы и наши исследования показали, что финансовую безопасность можно рассчитывать по следующим двум формулам. F =1 - (У:Утах ),

где Ymах - максимальное значение показателя финансового ущерба Y от угроз, которое определяется как возможный ущерб при отсутствии полноценной программы снижения финансовых потерь. F = [К (У)]^,

где VI - вероятность отсутствия угроз от конкретного 1-го фактора; N - число факторов; N - число факторов, по которым вероятность отсутствия угроз находится в допустимых пределах. N - общее число факторов.

В обоих случаях чем выше финансовая грамотность, тем ниже показателя финансового ущерба и выше вероятность отсутствия угроз от конкретного фактора, тем выше финансовая безопасность.

В заключение нужно подчеркнуть, что наука - это систематизация объективных знаний об окружающем мире, о действительности, она базируется на фактах и наблюдениях, которые должны быть воспроизводимыми, перекрестно проверяемыми и обоснованными и не иметь разрывов с уже установленной системой знаний. При этом тезис о том, что гражданско-патриотическая направленность финансового просвещения в России приводит одновременно к повышению ее научного уровня, правомерна и актуальна.

Список литературы _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анисимов В. В., Грохольская О.Г, Никандров Н.Д. Общие основы педагогики : учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М. : Просвещение, 20 07. 574 с.

2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Academia, 2000. 187 с.

3. Василькова Т. А. Основы андрагогики : учеб. пособие. М. : Кнорус, 2016. 251 с.

4. Котолупов О. А., Хриенко П. А. Возрождение России в условиях кризиса либерализма (экономика, политика, культура). Симферополь : ИТ «АРИАЛ»,2013. 287 с.

5. Парахонский А. П. Мультидисциплинарность научных исследований // Успехи современного естествознания. 2009. № 9. С. 121-122.

6. Петросян Д. С., Скрипник О. Б. Просветительская деятельность волонтеров в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения России // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 69-76.

7. Проект «Мир Возможностей». URL: https://proekty.er.ru/projects/mir-vozmoznostei (дата обращения: 01.02.2023).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 01.02.2023).

9. Рожков М. И. , Макеева Т. В. Социально-педагогическая деятельность : учеб.-метод. пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 445 с.

10. Фридмен М. Количественная теория денег. М. : Эльф-пресс, 1996. 131 с.

References -

1. Anisimov V. V., Groholskaya O.G., Nikandrov N.D. General fundamentals of pedagogy: textbook for students of higher educational institutions. 2nd ed. Moscow: Enlightenment, 2007. 574 p.

2. Belkin A. S. Fundamentals of age pedagogy: textbook. handbook for university students. Moscow: Academia, 2000. 187 p.

3. Vasilkova T. A. Fundamentals of andragogy: textbook. manual. Moscow: Knorus, 2016. 251 p.

4. Kotolupov O. A., Khrienko P. A. The revival of Russia in the conditions of the crisis of liberalism (economy, politics, culture). Simferopol: IT "ARIAL", 2013. 287 p.

5. Parakhonsky A. P. Multidisciplinarity of scientific research. Successes of modern natural science. 2009. No. 9. Pp. 121-122.

6. Petrosyan D. S., Skripnik O. B. Educational activity of volunteers in the field of ensuring socio-economic security of the population of Russia. Applied economic research. 2023. No. 1. Pp. 69-76.

7. The World of Possibilities project. URL: https://proekty.er.ru/projects/mir-vozmoznostei (accessed: 01.02.2023).

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of September 25, 2017 On the Approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71675558 (date of address: 01.02.2023).

9. Rozhkov M. I., Makeeva T. V. Socio-pedagogical activity: studies.-method. stipend. Yaroslavl: K. D. Ushinsky YAGPU, 2009. 445 p.

10. Friedman M. Quantitative theory of money. Moscow: Elf-press, 1996. 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.