pISSN 2071-4688 Финансовая система
eISSN 2311-8709
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ФИНАНСОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Ольга Юрьевна ДМИТРИЕВА3', Вячеслав Владимирович КРЫЛОВ ь, Юрий Петрович ДМИТРИЕВ с
я кандидат экономических наук, ведущий специалист,
Чувашский республиканский институт образования, Чебоксары, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 6073-3992
ь кандидат философских наук,
Центральный банк Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
е кандидат технических наук, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий,
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 7598-9843
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 05.07.2018 Получена в доработанном виде 04.10.2018 Одобрена 18.10.2018 Доступна онлайн 24.12.2018
УДК 336.6
A20, D14, D53, E44,
Q12
Ключевые слова:
финансовое просвещение, финансовая грамотность, финансовое образование, население, волонтерство
Аннотация
Предмет. Повышение уровня финансовой грамотности граждан и финансовой культуры — актуальная задача. Возможным решением является привлечение студентов экономических специализаций к финансовому просвещению граждан. Цели. Раскрыть и оценить потенциал использования студенческой молодежной среды для работы в области финансового просвещения населения региона. Методология. Использовались общенаучные методы, экономико-статистический и абстрактно-логический методы.
Результаты. Способом повышения финансовой культуры населения может стать волонтерская деятельность студентов вузов в области финансового просвещения, а также консультирования касательно существующих форм государственной финансово-кредитной поддержки.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для развития системы финансового просвещения населения в регионах. Выводы. В современном обществе для человека базовые знания и практические навыки в финансовой сфере становятся необходимыми для развития компетенций по управлению личным домохозяйством, предпринимательству, развитию личного подсобного хозяйства. Участие молодежи в финансовом просвещении населения способствует личностной и профессиональной самореализации волонтера и распространению финансовых знаний в регионе.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Дмитриева О.Ю., Крылов В.В., Дмитриев Ю.П. Участие студентов вузов в финансовом просвещении населения региона // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 12. — С. 2805 — 2818. https://doi.org/10.24891/fc.24. 12.2805
Государство и общество признают актуальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности российских граждан. Лишь небольшая часть населения
ориентируется в финансовых услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами [1]. Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам,
непонимание конкретных отношений, базовых основ управления личными финансами также сдерживают развитие личного подсобного хозяйства на селе, предпринимательской и кооперативной деятельности, малого бизнеса [2].
Большое внимание к изучению основ финансовой грамотности, управления личными финансами, бюджетирования расходов домохозяйства вызвано усилением их значимости в жизни каждого человека. Содержательной стороной финансовой грамотности является приобретение способности трансформировать доход от трудового капитала, который является основным источником благосостояния человека в первой половине жизни, в финансовый капитал1.
Молодым людям как развивающейся социальной группе финансовая грамотность дает представление о ценности труда и денег, учит ответственно подходить к планированию потребностей жизненного цикла семьи, позволяет эффективно использовать свои финансовые ресурсы, накапливать свободные денежные средства в целях инвестирования. Людям среднего возраста она позволяет грамотно управлять личными финансами, ориентироваться в имеющихся на рынке финансовых продуктах и правильно пользоваться кредитными, накопительными и страховыми инструментами, пенсионерам — беречься мошенников и финансовых пирамид, эффективно использовать свои пенсионные доходы, пользоваться современными финансовыми услугами и продуктами [3].
Мировая и российская практика показывает, что понятие финансовой грамотности включает в себя три составляющих: финансовые установки, финансовые знания, практические навыки2.
1 Донецкова О.Ю. Роль финансово-экономического образования в решение проблемы финансовой грамотности // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Оренбург: Университет, 2014. С. 1706—1709.
2 Манахова И. В. Финансовая грамотность населения — фактор роста национального благосостояния // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 41—44.
Низкий или высокий уровень финансовой грамотности определяется уровнем развития финансовых установок (рис. 1). Финансовые установки определяют потребность индивида использовать финансовые услуги и формируют культуру финансового поведения человека. Эти установки включают в себя социально определенную цель деятельности человека (любой человек стремится к финансовому благополучию); нормы и ценности, которыми руководствуется человек в процессе своей финансовой деятельности; ожидания в отношении позиций и ролей, занимаемых в финансовой жизни3 [4].
Осознанное отношение к учету своих доходов и расходов, ответственность при возврате кредитов (займов), выработка стратегии реализации потребностей в зависимости от различных этапов жизненного цикла семьи способствуют формированию финансовой культуры человека. Содействовать решению этих практических задач во многом способны продукты и услуги, существующие на современном финансовом рынке. Хотя развитие и закрепление долгосрочного планирования как социально одобряемой модели финансового поведения невозможно без опоры на долгосрочный экономический прогноз со стороны государства, прогноз уровня инфляции, уровня ключевой ставки на рынке кредитования, общую политическую и экономическую стабильность, создание социальных лифтов, системы поддержки развития и реализации «человеческого
4
капитала»4.
Финансовые знания включают в себя знания человека о деньгах, рынках капитала, страхования и операциях с финансовыми продуктами и инструментами [5]. Необходимые знания подразумевают следующие направления: общие принципы формирования механизма функционирования финансового рынка; правовые основы регулирования финансового рынка;
3 Сушко Е.Ю. Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 12. С. 670—682.
4 Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы
и кредит. 2017. Т. 23. № 26. С. 1563 — 1582.
2806
особенности функционирования финансовых институтов; характеристику финансовых инструментов; минимальный набор финансовых терминов [6].
Простое знание финансовой терминологии, а также целостное представление о финансовом рынке, роли финансовых институтов и особенностях финансовых инструментов, очевидно, ничего не стоят без реального пользовательского опыта и самостоятельной работы на финансовом рынке. Положительный опыт способствует формированию уверенности в важности повышения уровня финансовой грамотности, создает мост между знаниями, способностями и реальными тактиками финансового поведения. Отрицательный опыт позволяет учитывать совершенные ошибки при последующих операциях и поступках.
Поэтому практические навыки заключаются в умении читать финансовый договор и понимать содержащуюся в нем информацию, способности анализировать и интерпретировать финансовую информацию, сравнивать между собой параметры различных финансовых предложений, подавать претензию или жалобу в случае нарушения прав потребителей финансовых услуг [7].
Знакомство с ключевыми финансовыми понятиями, понимание базовых финансовых концептов (финансовая стабильность, финансовая независимость, финансовая безопасность), развитие навыков управления личными финансами в рамках ведения домохозяйства увеличивают возможности человека грамотно управлять своими денежными средствами, реализовывать свой предпринимательский потенциал. Как известно, успех дела невозможен без эффективного финансового управления компанией, которое включает в себя управление денежными потоками, финансовыми операциями и призвано обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами, в целях получения прибыли бенефициарами.
Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному» посредством формального обучения (в образовательных учреждениях) и неформальных способов приобретения знаний и навыков. К последним, как правило, относят собственный опыт, средства массовой информации, рабочие места, друзей, семью, финансовых консультантов и другие каналы распространения финансовой информации5.
В самом упрощенном виде ознакомить целевую аудиторию с азами финансовых знаний позволяет финансовое просвещение. Финансовое просвещение рассчитано на широкую аудиторию, людей разных профессий и имеет целью формирование знаний и навыков, которые необходимы потребителям финансовых услуг6.
Чувашия — субъект Российской Федерации, экономика которого опирается преимущественно на развитие современного аграрного сектора, с большой долей сельского населения. Численность постоянного населения на 1 января 2018 г. составила 1 231,1 тыс. чел., в том числе проживающих в городах — 769 тыс. чел. (62,5%), в сельской местности — 462,1 тыс. чел. (37,5%). При этом средняя плотность населения одна из самых высоких в России — 67,1 чел./км2.
В экономике Чувашии доля сельской отрасли в структуре ВРП в два раза выше средней по РФ (9,4 и 4,9% соответственно). Сложившаяся специализация сельского хозяйства на производстве овощей, картофеля, молока, мяса, зерна, технических культур и кормов для животноводства соответствует природно-климатическим условиям республики.
5 Салов А.И. Формирование финансовой грамотности детей и молодежи // Академический вестник. 2014. № 1. С. 4—10; Смирнова Н.В. Формирование финансовой грамотности
в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП» // Материалы VIII международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации». Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 87 — 89.
6 Стахович Л.В., Галишникова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Программы финансового образования населения: опыт государственного руководства // Академия бюджета
и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2011. № 2. С. 169—178.
2807
Становление малых форм хозяйствования в сельской местности с учетом развития малого предпринимательства является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий региона [8]. За счет этого повышается экономическая и социальная активность общества, качество жизни, снижается безработица и разница в доходах между наиболее богатыми и бедными слоями населения.
В сельских поселениях республики по состоянию на 1 января 2018 г. насчитывается 217,3 личных подсобных хозяйств и 2 249 крестьянских (фермерских) хозяйств. Средний размер одного крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 39,8 га.
В настоящее время в Чувашской Республике малые формы хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан) производят 58,3% объема всей производимой в регионе сельскохозяйственной продукции (табл. 1).
Из-за отсутствия альтернативных видов деятельности и низких доходов в аграрных предприятиях основная часть доходов сельского населения напрямую зависит от эффективности функционирования их личного подсобного хозяйства. Удельный вес продукции сельского хозяйства, производимой хозяйствами населения, составляет в республике около 50%.
В регионе на сегодняшний день наблюдается активное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств: из года в год увеличиваются земельные площади для ведения сельского хозяйства, наращиваются объемы производства (рис. 2).
В крестьянских (фермерских) хозяйствах Чувашской Республики в 2017 г. собрано 33,3% от общего валового сбора зерна (в 2010 г. — 17,1%), овощей — 14,6% (1,7%).
Существенное увеличение веса данной формы хозяйствования в производстве продукции связано с появлением новых форм государственной поддержки в виде предоставления гранта на создание и развитие
крестьянских (фермерских) хозяйств начинающим фермерам и гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
За период 2012 — 2017 гг. реализации программ по поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм (табл. 2) государственной поддержкой воспользовались 271 начинающий фермер (средний размер гранта 1,274 млн руб.) и 47 семейных животноводческих ферм (средний размер субсидии на возмещение затрат в форме гранта составил 6,2 млн руб.).
Развитие инфраструктуры аграрного рынка является важным фактором интенсификации сельскохозяйственного производства и роста его эффективности. Как известно, финансово-кредитная инфраструктура обеспечивает создание условий для постоянного финансирования сельского хозяйства и социальной сферы села.
Любая экономическая деятельность требует привлечения различных ресурсов, и финансовые ресурсы занимают в этом ряду одно из первых мест: успех каждой отрасли, региона, местности, в том числе сельской, во многом определяется наличием доступа к источникам финансирования. Доступ к финансовым ресурсам — это не просто благо, это фундаментальная потребность каждого гражданина, связанная с необходимостью улучшения условий и качества жизни, развития собственного дела.
Однако в настоящее время широкому применению гражданами финансовых схем, механизмов для ф ормирования доп олнительных сбережений и инвестиционного дохода и использования их при решении социальных вопросов, организации собственного бизнеса препятствуют следующие актуальные блоки проблем [9]:
1) низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения основ финансового рынка от развития самого рынка;
2808
2) отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение проблем жизненного цикла человека;
3) отсутствие должной образовательной инфраструктуры, способствующей передаче знаний, навыков и умений финансовой грамотности всем категориям населения;
4) низкий уровень предпринимательской культуры, недостаточно распространены формы консультирования граждан по вопросам открытия собственного дела на селе.
Это в свою очередь означает, что существует необходимость дальнейшего развития и реализации на региональном уровне комплекса мер по финансовому просвещению населения по следующим основным направлениям: повышение информированности населения о финансовых инструментах, продуктах и услугах, а также механизмах защиты своих прав в сфере финансовой деятельности; повышение осведомленности граждан о существующих мерах государственной поддержки в области сельского хозяйства и сельских территорий; обучение граждан республики навыкам управления личными финансами, основам предпринимательской культуры [10].
Ответом на запросы времени на территории Чувашской Республики становится развитие добровольчества, волонтерских гражданских инициатив в области финансового просвещения, а также информационного консультирования сельского населения о существующих формах государственной финансово-кредитной поддержки в области развития сельского хозяйства и сельских территорий.
Ряд проектов, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, сегодня реализуется ведущими вузами республики. Каждое из учебных заведений, принимающих участие в мероприятиях, курирует свое направление деятельности по
повышению уровня финансовой грамотности населения региона.
Начиная с 2009 г. в рамках соглашения о сотрудничестве между Чебоксарским кооперативным институтом (филиалом) Российского университета кооперации и Ассоциацией «Россия» для реализации задач по развитию и повышению финансовой грамотности населения в районах и городах республики проходят круглые столы, семинары, презентации программ по основам финансовой грамотности. Существенную помощь в проведении мероприятий оказывают студенты и преподаватели Чебоксарского кооперативного института. В 2017 г. представители Межрегионального центра повышения финансовой грамотности Ассоциации «Россия» совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры финансов приняли активное участие в разработке и реализации проекта «Доступность финансовых услуг для населения различных возрастных групп в Чувашской Республике» [11]. Были подготовлены презентационные материалы по темам «Функциональные возможности и назначение использования отдельных видов пластиковых карт», «Плюсы и минусы использования дебетовых карт в системе расчетов населения», «Банковские счета населения и система страхования вкладов в Российской Федерации», «Оценка и регулирование долговой нагрузки в рамках управления личными финансами. Основные положения Федерального закона Российской Федерации «О банкротстве (несостоятельности)», «Финансовое планирование — путь к финансовой независимости. Этапы личного финансового планирования» и др.
В процессе обучения студентов-волонтеров помимо самих преподавателей вуза активное участие принимают практические работники, в частности специалисты коммерческих банков ПАО «Сбербанк России», АКБ «Чувашкредитпромбанк» ПАО, АО «Россельхозбанк», «ВТБ 24» ПАО, ЗАО «Капитал Лизинг».
2809
Чебоксарский институт (филиал) Московского политехнического университета является одним из организаторов и основным партнером социально значимого проекта в сфере защиты прав потребителя финансовых услуг. Активисты Общероссийского народного фронта в рамках проекта «За права заемщиков» совместно с экспертами НП «Школы бизнес-тренингов для молодежи (Москва), преподаватели экономических дисциплин ведут отбор и подготовку кандидатов в финансовые тьюторы по основам защиты прав потребителей финансовых услуг среди студентов вуза. Проведение деловых игр и семинаров экспертами проекта позволяет будущим студентам-активистам развивать навыки принятия осознанных решений в разных условиях. После завершения всех ступеней подготовки тьюторам предоставляется возможность самостоятельно проводить уроки финансовой грамотности для школьников и других категорий граждан.
Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения региона находится в фокусе внимания и Отделения — Национального банка по Чувашской Республике (далее Отделение — НБ Чувашская Республика). Взаимодействуя с органами власти Чувашской Республики, сотрудники Отделения уже не первый год проводят активную работу по финансовому просвещению населения: выступают с лекциями в вузах, колледжах, школах, на предприятиях; принимают участие в записи тематических передач регионального телевидения.
В связи с необходимостью охватить как можно больший круг населения как по социальному статусу, так и по региональному признаку руководством Отделения — НБ Чувашская Республика было принято решение о привлечении к данной работе добровольцев из студенческой среды. Руководство аграрного вуза региона поддержало инициативу банка по привлечению студентов экономического факультета к участию в мероприятиях по финансовому просвещению учащейся молодежи. Был выбран формат открытых уроков по финансовой грамотности в учебных
заведениях республики с использованием материалов, рекомендованных Банком России.
В рамках волонтерского движения инициативная группа академии (один преподаватель и трое студентов) совместно со специалистами Отделения — НБ Чувашская Республика за 2016 — 2017 гг. смогла ознакомить с основами личного финансового планирования и личной финансовой безопасности более 600 школьников и студентов в 18 учебных заведениях республики (табл. 3).
В ходе рассмотрения результатов проведенных мероприятий хотелось бы отметить важные аспекты подготовки волонтеров. Эффективная реализация процесса волонтерской практики предполагает соблюдение следующих этапов: подготовительного, деятельностного, контрольного, аналитического.
На подготовительном этапе в ходе собеседования со студентами определяются цель и задачи волонтерской деятельности в области финансового просвещения, составляется перечень мероприятий, в которых желательно и возможно участие студентов-добровольцев. Для формирования положительной мотивации студентов к волонтерской деятельности организуются встречи с руководством и сотрудниками Отделения — НБ Чувашская Республика.
На первой встрече студентам предоставляется ознакомительная информация об особенностях функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка, акцентируется внимание на необходимости повышения уровня финансовых знаний рядовых граждан и возможности участия студентов в финансовом просвещении.
Формируя социальный заказ на помощь студентов, сотрудники отделения отмечают, что ключевым моментом в работе с волонтерами финансового просвещения будет совместное планирование мероприятий на основе диалога и равноправного партнерства. Это в свою очередь позволяет студентам осознать свою мотивацию при участии в таких мероприятиях.
2810
На второй встрече при условии формирования инициативной группы, студенты-волонтеры совместно со специалистами Отделения — НБ Чувашская Республика прорабатывают рекомендованные Банком России материалы для проведения мероприятий в области финансового просвещения, изучают необходимые рекомендации по технике презентаций.
Включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность — основной этап организации волонтерского движения. Существенным моментом волонтерского движения является деятельность, направленная на решение социальных проблем, близких и понятных волонтеру. Логично предположить, что в оптимальном объеме финансовыми знаниями обладают лица, получающие в том или и ином виде финансовое образование, например студенты экономических факультетов.
Подготовительный этап создания волонтерской группы со стороны вуза во многом определяется наличием инициативного и активного преподавателя, способного постоянно взаимодействовать со студентами, выяснить их потребности и организовать работу добровольцев. Значимой основой для создания волонтерской группы является личность преподавателя. Поэтому, прежде чем приступить к организации любой самостоятельной деятельности, в том числе волонтерской, преподавателю следует оценить уровень сформированности самостоятельности и других интегративных качеств у себя. В качестве показателей сформированности личностных качеств можно использовать: наличие социально востребованных и л и ч н о с т н о з н а ч и м ы х к ач е с т в (ответственность, самостоятельность и т.д.); регуляцию проявлений личностных качеств в соответствии с общечеловеческими ценностями, гуманистической парадигмой образования; самоосознание необходимости личностного совершенствования и наличие индивидуального плана этой деятельности.
Деятельностный этап предполагает кураторское сопровождение деятельности студента преподавателем вуза и сотрудником банка.
Прикрепленные сотрудник банка и преподаватель вуза осуществляют прямое наблюдение, при необходимости помогают в проведении мероприятия в рамках финансового просвещения. При проведении мероприятий используются разработанные и апробированные материалы Банка России. Это в свою очередь позволяет получить поддержку необходимым материалом для финансового просвещения.
После проведения мероприятий волонтерами проводится мониторинг отзывов школьников, учителей, руководства учебных заведений и дальнейших пожеланий. Опыт показывает, что оказавшись в реальной ситуации, волонтеры нуждаются не только в обучении, оценивании, но и в мотивационной поддержке, поскольку не все мероприятия одинаково успешны. Анализ ошибок — важная составляющая работы волонтерских объединений.
В результате наблюдения на контрольном этапе происходит корректировка волонтерских обязанностей на основе разработанных критериев и поставленных задач. Контроль за практической деятельностью фиксируется с двух сторон: со стороны сотрудника Отделения — НБ Чувашская Республика и со стороны преподавателя вуза, который курирует студента.
Аналитический этап включает сбор и анализ оценочной информации, а также отчетных документов волонтеров. На аналитическом этапе подводятся итоги, исследуются положительные и проблемные моменты проведенных мероприятий, рассматриваются варианты улучшения обучающих материалов на будущее.
Помимо подготовки волонтеров финансового просвещения, на базе Чувашской государственной сельскохозяйственной академии в партнерстве с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики формируются информационно-консультационные бригады из числа студентов академии. В 2017 г. 13 студентов академии посетили все районы Чувашии, проинформировав более 2,5 тыс. чел. о существующих формах государственной финансово-кредитной поддержки в области
2811
развития сельского хозяйства и сельских территорий.
Ориентация на новые экономические и социальные стандарты жизни общества требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Студенческая молодежь — наиболее многочисленная социальная группа в любом регионе [12]. В последнее время социальный феномен студенческого волонтерства приобретает все большее значение в общественной жизни страны. В Чувашской Республике добровольчество (волонтерство) является востребованным видом деятельности и развивается во многих сферах. Открыта школа добровольцев, действующая на базе Центра молодежных инициатив Минобразования Чувашии. 21 марта 2018 г. глава Чувашии подписал указ об образовании Совета по развитию добровольчества (волонтерства) в регионе.
Такие факты, как объявление в 2018 г. Годом добровольца (волонтера) и учреждение ежегодного дня волонтера — 5 декабря, свидетельствуют об общественном признании роли и статуса волонтерской работы.
Взаимодействие специалистов финансового рынка и преподавателей экономических факультетов вузов позволяет подготовить обучающихся к трансляции финансовых знаний различным целевым аудиториям: от школьников до пенсионеров.
Основными задачами волонтеров в области финансового просвещения становятся: помощь в поиске финансовой информации, ознакомление граждан с основами личного финансового планирования, различными финансовыми инструментами и услугами, возможными рисками при инвестировании, способами защиты прав потребителей финансовых услуг.
Обобщая существующие мнения о потенциале молодежного волонтерского движения, в том числе в области финансового просвещения в целом, мы приходим к ряду выводов. Участие студентов в качестве волонтеров финансового просвещения позволяет:
1) им самим приобрести определенные финансовые знания и навыки грамотного финансового поведения в повседневной жизни и стать проводниками этих знаний среди населения;
2) трансформировать финансовую жизнь целого поколения людей, оказывать влияние на финансовую грамотность семей, в которых проживают учащиеся и студенты;
3) достичь максимального охвата различных слоев населения, независимо от социального и материального положения.
Для дальнейшей реализации потенциала
молодежного волонтерства в области
финансового просвещения необходимо решить
следующие задачи:
- обеспечивать практико-ориентированные программы финансового образования за счет социального партнерства вузов с институтами финансового рынка, с бизнес-средой;
- внедрять в процесс инновационные подходы к обучению финансовой грамотности (мобильные приложения, ролевые игры и др.);
- развивать на территории вузов бизнес-инкубаторы, оказывающие значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических, финансовых и других видов услуг;
- создавать на базе экономических факультетов центры подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся повышением финансовой грамотности населения, методические центры по разработке учебных материалов;
- организовывать издание и распространение брошюр, буклетов, памяток, публикации статей в многотиражных вузовских и местных газетах с информационными материалами о функциях финансовых организаций, алгоритмах принятия решения о выборе финансовых посредников и т.п.
2812
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Чувашской Республике (в фактически действовавших ценах) (2010 — 2017 гг.), в % к итогу
Table 1
Agricultural production structure by farm category in the Chuvash Republic (in actual prices) (2010-2017), percentage of the total
Формы хозяйствования 2010 2014 2015 2016 2017
Сельскохозяйственные организации 29,2 35,4 35,6 39,3 41,7
Личные подсобные хозяйства 67,6 56,9 56,5 51,4 48,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,2 7,7 7,9 9,3 10
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100
Источник: данные Росстата
Source: The Rosstat data Таблица 2
Итоги конкурса «Начинающий фермер» за 2012 — 2017 гг. в Чувашской Республике
Table 2
The results of the Novice Farmer contest for 2012-2017 in the Chuvash Republic
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего подано заявок 159 114 156 169 114 114
Допущено к конкурсу 93 94 140 149 103 113
Получили поддержку 51 46 54 33 33 54
Источник: данные Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
Source: The Ministry of Agriculture of the Chuvash Republic data
2813
Таблица 3
Охват учащихся школ региона в рамках финансового просвещения
Table 3
Coverage of schoolchildren of the region in financial education
Дата выезда Город или муниципальный район Наименование учебного заведения Охват учащихся учебных заведений
23.05.2016 Чебоксары МБОУ «Гимназия № 1» 28 чел.
08.09.2016 Чебоксары МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 38» 80 чел.
22.09.2016 Мариинско-Посадский район МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ», МБОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева», МБОУ «Эльбарусовская СОШ» 78 чел.
28.10.2016 Чебоксары МБОУ СОШ № 59 26 чел.
26.11.2016 Чебоксары Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского 110 чел.
02.12.2016 Моргаушский район МБОУ «Моргаушская СОШ», МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г. Николаева», МБОУ «Большесундырская СОШ», МБОУ Москакасинская СОШ» 114 чел.
16.03.2017 Чебоксарский район МБОУ «Кугесьская СОШ № 1», МБОУ «Кугесьский лицей»; МБОУ «Тренькасинская СОШ» 26 чел.
13.04.2017 Чебоксары Чувашская ГСХА 80 чел.
14.04.2017 Чебоксары Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий 30 чел.
12.09.2017 Красноармейский район МБОУ «Траковская СОШ» 29 чел.
31.10.2017 Цивильский район МБОУ «СОШ п. Опытный» 28 чел.
Итого... 629 чел.
Источник: составлено авторами с учетом участия в проекте
Source: Authoring, based on participation in the project
2814
Рисунок 1
Определение финансовой грамотности домохозяйств и предпринимателей Figure 1
Determining the financial literacy of households and entrepreneurs
домохозяйство
Базовые финансовые концепты, основы финансовой арифметики
Умение управлять финансовыми потоками семьи
Установки на ответственное потребление и сбережения
ПРЕДПРИЯТИЕ
Знание финансовых продуктов для ^ бизнеса,источники финансирования, спец. знания для бизнеса
Навыки Установки
Умение управлять финансовыми потоками предприятия
Установки на развитие бизнеса
Источник: данные исследования Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Source: The Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation data
Рисунок 2
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции, %
Figure 2
Peasant and farming enterprises in the overall production of main types of agricultural goods, percentage
Источник: данные Росстата Source: The Rosstat data
2815
Список литературы
1. Дмитриева О.Ю. Основные направления повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Вестник Казанского государственного аграрного университета.
2015. Т. 10. № 2. С. 13-17.
2. Зеленцова А.В., Блискавка Е.В., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: ЦИПСиР, 2012. 112 с.
3. Хикматов У.С., Койчуева М.Т. Необходимость повышения финансовой грамотности населения (теоретический аспект) // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2015. Т. 15. № 8. С. 174-178.
4. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность как социальное качество человека // NovaInfo.Ru.
2016. Т. 1. № 42. С. 276-280. URL: https://novainfo.ru/article/4641
5. Huston S.J. Measuring Financial Literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, vol. 44, no. 2, pp. 296-316.
6. Kempson E., Perotti V., Scott K. Measuring Financial Capability: A New Instrument and Results from Low- and Middle-Income Countries. Washington DC, World Bank, 2013, 176 p.
7. Кузина О.Е. Финансовая компетентность россиян: результаты международного сравнительного исследования // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 64—68.
8. Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В., Таланова А.О., Багирова Е.В. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 5. С. 17 — 20.
9. Константинов И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле
и концептуальная модель // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. № 1. С. 11 — 17.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-naseleniya-rossii-problemnoe-pole-i-kontseptualnaya-model-1
10. Милославский В.Г., Герасимов В.С., Транова В.А. и др. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 452—456.
11. Дмитриева О.Ю., Дмитриева Н.А., Крылов В.В. Повышение финансовой грамотности населения региона // Деньги и кредит. 2017. № 12. С. 81—84.
12. Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса // Современные технологии управления. 2015. № 4. С. 15 — 20. URL: https://sovman.ru/article/5203/
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
2816
pISSN 2071-4688 Financial System
eISSN 2311-8709
HIGHER SCHOOL STUDENTS' PARTICIPATION IN FINANCIAL LITERACY OF POPULATION IN THE REGION
Ol'ga Yu. DMITRIEVA*', Vyacheslav V. KRYLOV b, Yurii P. DMITRIEV c
a Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation
ORCID: not available
b Central Bank of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
c Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 5 July 2018 Subject The article addresses financial literacy and financial culture of Russian citizens.
Received in revised form Involving students majoring in economics in activities aimed at financial education of 4 October 2018 Russian citizens is a possible solution to problems related to the present-day society
Accepted 18 October 2018 development.
Available online Objectives The aim is to reveal and evaluate the potential for engaging the higher school
24 December 2018 students in people's financial awareness enhancement in regions.
Methods The study draws on general scientific methods, economic, statistical, and JEL classification: A20, D14, abstract-logical methods and techniques.
D53, E44, 012 Results The proportion of rural population in Chuvashia is high. One of the ways to build
financial culture of people in the Republic is to nurture volunteering activities and voluntary initiatives among university students in the field of financial education, to inform and give advice to village inhabitants about the existing forms of State financial and credit support to development of agriculture, village areas, private farm households, and rural cooperatives. The findings may be used for improving the system of financial literacy in regions with similar parameters of social and economic development. Keywords: financial Conclusions Direct participation of socially active youth in the financial education of rural
awareness, financial literacy, population, on the one hand, contributes to personal and professional self-realization of financial education, volunteer student, and on the other hand, to formation and spread of financial knowledge in
population, volunteering regions.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Dmitrieva O.Yu., Krylov V.V., Dmitriev Yu.P. Higher School Students' Participation in Financial Literacy of Population in the Region. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 12, pp. 2805-2818. https://doi.org/10.24891/fc.24. 12.2805
References
1. Dmitrieva O.Yu. [Main directions of improving financial literacy in Russia]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2015, vol. 10, no. 2, pp. 13-17.
URL: http://www.vestnik-kazgau.com/images/archive/2015/2/03_dmitrieva.pdf (In Russ.)
2. Zelentsova A.V., Bliskavka E.V., Demidov D.N. Povyshenie finansovoi gramotnosti naseleniya: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskaya praktika [Increasing the financial literacy of the population: International experience and Russian practice]. Moscow, TsIPSiR Publ., 2012, 112 p.
2817
3. Khikmatov U.S., Koichueva M.T. [The necessity and importance improving level of financial literacy at the present stage (theoretical aspect)]. Vestnik Kyrgyzsko-rossiiskogo slavyanskogo universiteta, 2015, vol. 15, no. 8, pp. 174-178. URL: https://krsu.edu.kg/vestnik/20l5/v8/a44.pdf (In Russ.)
4. Moiseeva D.V. [Financial literacy as a social quality of a person]. NovaInfo.Ru, 2016, vol. 1, no. 42, pp. 276-280. (In Russ.) URL: https://novainfo.ru/article/4641
5. Huston S.J. Measuring Financial Literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, vol. 44, no. 2, pp. 296-316.
6. Kempson E., Perotti V., Scott K. Measuring Financial Capability: A New Instrument and Results from Low- and Middle-Income Countries. Washington DC, World Bank, 2013, 176 p.
7. Kuzina O.E. [The Financial Competence of Russians: Results of an International Comparative Investigation]. Den'gi i kredit = Russian Journal of Money and Finance, 2015, no. 5, pp. 64-68. (In Russ.)
8. Matveev D.M., Menyaikin D.V., Talanova A.O., Bagirova E.V. [Problems and prospects of sustainable development rural areas]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and Business: Theory and Practice, 2015, no. 5, pp. 17-20. (In Russ.)
9. Konstantinov I.B. [Financial literacy of the population of Russia: the problem field and the conceptual model]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, no. 1, pp. 11-17.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-naseleniya-rossii-problemnoe-pole-i-kontseptualnaya-model-1 (In Russ.)
10. Miloslavskii V.G., Gerasimov V.S., Tranova V.A. et al. [Financial literacy of the population: Problems and prospects]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 4, pp. 452-456. (In Russ.)
11. Dmitrieva O.Yu., Dmitrieva N.A., Krylov V.V. [Increasing the financial literacy of the population of the region]. Den'gi i kredit = Russian Journal of Money and Finance, 2017, no. 12, pp. 81-84. (In Russ.)
12. Burchakova M.A., Khozhempo V.V. [Volunteering as a form of social responsibility of the State, society and business]. Sovremennye tekhnologii upravleniya = Modern Management Technology, 2015, no. 4, pp. 15-20. URL: https://sovman.ru/article/5203/ (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
2818