Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
244
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
младший школьник / этнокультурная компетентность / поликультурная компетентность / поликультурное воспитание / этнопедагогика / этническая культура / межкультурное взаимодействие / primary schoolchildren / ethnocultural competence / multicultural competence / multicultural education / ethnopedagogy / ethnic culture / intercultural interaction.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

: В статье охарактеризованы сущность и содержание этнокультурное компетентности учащихся начальных классов. Этнокультурная направленность в учебно-воспитательном процессе на ступени начального общего образования является прямым следствием гуманизации образования, т.е. созданием условий для развития личности с учётом её потребностей и культурных особенностей. Младший школьный возраст − сензитивный период социальной адаптации ребёнка, с связи чем его необходимо знакомить с особенностями поликультурного мира, научить взаимодействовать с людьми других национальностей. Феномену этнокультурной компетентности в педагогических исследованиях даны разнообразные трактовки, отражающие совокупность разнообразных знаний, умений и навыков. Контент-анализ научных трудов, посвящённых поликультурному образованию и воспитанию, позволил вывести следующее определение исследуемой педагогической категории. Этнокультурная компетентность младшего школьника − это свойства личности, которые: 1) предполагают наличие знаний и представлений о своей этнической культуре и об этнических культурах других народов, населяющих родной край; 2) выражаются в проявлении эмпатии, доброжелательности и толерантности к различным этносам; 3) реализуются через модели поведения, направленные на эффективное межэтническое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article characterizes the essence and content of the ethno-cultural competence of primary schoolchildren. The ethnocultural orientation in the educational process at the stage of primary general education is a direct consequence of the humanization of education, i.e. creating conditions for the development of the individual, taking into account its needs and cultural characteristics. Primary school age is a sensitive period of social adaptation of the child, and therefore it is necessary to acquaint him with the features of the multicultural world, to teach him how to interact with people of other nationalities. The phenomenon of ethnocultural competence in pedagogical research is given various interpretations, reflecting the totality of various knowledge, skills and abilities. The content analysis of scientific works devoted to multicultural education and upbringing made it possible to derive the following definition of the pedagogical category under study. The ethnocultural competence of a junior schoolchild is a personality trait that: 1) implies the presence of knowledge and ideas about their own ethnic culture and the ethnic cultures of other peoples inhabiting their native land; 2) are expressed in the manifestation of empathy, benevolence and tolerance towards various ethnic groups; 3) are implemented through behavioral models aimed at effective interethnic interaction.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 37.035.6 ГРНТИ 14.25.05

DOI 10.24412/2409-3203-2022-32-159-165

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризованы сущность и содержание этнокультурное компетентности учащихся начальных классов. Этнокультурная направленность в учебно-воспитательном процессе на ступени начального общего образования является прямым следствием гуманизации образования, т.е. созданием условий для развития личности с учётом её потребностей и культурных особенностей. Младший школьный возраст -сензитивный период социальной адаптации ребёнка, с связи чем его необходимо знакомить с особенностями поликультурного мира, научить взаимодействовать с людьми других национальностей. Феномену этнокультурной компетентности в педагогических исследованиях даны разнообразные трактовки, отражающие совокупность разнообразных знаний, умений и навыков. Контент-анализ научных трудов, посвящённых поликультурному образованию и воспитанию, позволил вывести следующее определение исследуемой педагогической категории. Этнокультурная компетентность младшего школьника - это свойства личности, которые: 1) предполагают наличие знаний и представлений о своей этнической культуре и об этнических культурах других народов, населяющих родной край; 2) выражаются в проявлении эмпатии, доброжелательности и толерантности к различным этносам; 3) реализуются через модели поведения, направленные на эффективное межэтническое взаимодействие.

Ключевые слова: младший школьник, этнокультурная компетентность, поликультурная компетентность, поликультурное воспитание, этнопедагогика, этническая культура, межкультурное взаимодействие.

ESSENCE AND CONTENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY

SCHOOLCHILDREN

Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna

senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article characterizes the essence and content of the ethno-cultural competence of primary schoolchildren. The ethnocultural orientation in the educational process at the stage of primary general education is a direct consequence of the humanization of education, i.e. creating conditions for the development of the individual, taking into account its needs and cultural characteristics. Primary school age is a sensitive period of social adaptation of the child, and therefore it is necessary to acquaint him with the features of the multicultural world, to teach him how to interact with people of other nationalities. The phenomenon of ethnocultural competence in pedagogical research is given various interpretations, reflecting the totality of various knowledge, skills and abilities. The content analysis of scientific works devoted to multicultural education and upbringing made it possible to derive the following definition of the pedagogical category under study. The ethnocultural competence of a junior

schoolchild is a personality trait that: 1) implies the presence of knowledge and ideas about their own ethnie culture and the ethnie cultures of other peoples inhabiting their native land; 2) are expressed in the manifestation of empathy, benevolence and tolerance towards various ethnie groups; 3) are implemented through behavioral models aimed at effective interethnic interaction.

Keywords: primary schoolchildren, ethnocultural compétence, multicultural compétence, multicultural éducation, ethnopedagogy, ethnie culture, intercultural interaction.

В Федеральном Законе «Об образовании РФ» провозглашён принцип единства культурного и образовательного пространства, которое заключается в содействии развитию национальных культурных традиций. В условиях многонациональной России возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, толерантной, ориентированной на этнокультурные духовные ценности, способной к конструктивному межкультурному взаимодействию.

Поскольку младший школьный возраст является периодом интенсивного усвоения духовно-нравственных ценностей представителей разных народов, населяющих его родной край, т.е. сосуществующих с ним в одном пространстве, то особую актуальность приобретает поликультурное воспитание, содержательной основой которого является формирование этнокультурной компетентности.

Итак, для того чтобы охарактеризовать сущность рассматриваемого феномена как педагогической категории, необходимо охарактеризовать такие основные понятия, лежащие в его основе, как «культура» и «компетентность».

Понятие «культура» является сложной философской категорией, что обусловливает наличие множества разнообразных подходов к его интерпретации. Культура как система знаний в той или иной области рассмотрена в трудах Ю. Лотмана, А. Карпентьера. Авторы подчёркивали, что данная категория позволяет устанавливать связи между двумя аналогичными реальностями, в её основе - «наследственная память коллектива», выражающаяся в определённой системе запретов и предписаний. Е.В. Боголюбова, JI.C. Выготский, C.JI. Франк, Т. Эллиот рассматривали понятие «культура» в качестве специфического способа мышления и поведения. Культурное развитие ребёнка объяснялось ими как процесс, соответствующий индивидуальному развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. JIM. Захарова отмечает, что в процессе освоения культуры у ребёнка формируется этническая идентичность, связанная с овладением поведенческими нормами, эмоциональной отзывчивостью, познавательной активностью [7, с. 12]. В монографии М.Г. Заббаровой и Е.А. Гриневой подчёркнуто, что культура в образовательном процессе рассматривается как «фактор духовного обновления» личности [5, с. 82].

При проектировании традиционной модели обучения культура рассматривается одновременно как дополнительный компонет к системе знаний, а также как педагогическое средство для творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта; а в образовательной модели, базирующейся на андрогогическом подходе к обучению, данная категория является совокупностью ценностей, в соответствии с которой учащиеся осваивают новые знания, умения и навыки.

М.В. Слесарь разграничивает «культуру» как понятие и «культуру» как категорию в рамках процесса обучения, отмечая, что первое - это транслируемые педагогом традиции и нормы поведения, а второе - искусственно созданная в образовательном учреждении среда социального взаимодействия [Слесарь, с. 9]. С точки зрения учёного, этнокультура, представляющая совокупность приобретённых определённым этносом знаний и представлений об окружающем мире, выступает механизмом формирования «образа мыслей» и поступков ребёнка в коллективной деятельности.

И. А. Тарасов, характеризуя структуру и функции этнической культуры, отмечает, что данная педагогическая категория является, прежде всего, способом существования с представителями своего и других этносов в обыденной жизнедеятельности [16, с. 19].

Согласно выделенной автором классификации этнокультура в образовательном процессе относится к соционормативной подсистеме культуры общей, т.е. включает нормы морали и этику поведения в обществе. П.Д. Миничкин подчёркивает, что этнокультура, не архаичная категория, поскольку она претерпевает разнообразные транформации с течением времени [13, с. 304], соответственно не теряет актуальности как инструмент педагогического воздействия.

Таким образом, позиция большинства учёных заключается в том, что культура (в частности - этнокультура) в рамках учебно-воспитательного процесса представляет собой «технологию деятельности», основанную на субъективных знаниях и представлениях о способах поведения представителей определённого этноса. Причём исследователи подчёркивают, что данная категория как результат деятельности предполагает наличие определённых компетентностей.

В проекте документа «Ключевые направления развития российского образования до 2035 г.», определяющего стратегию модернизации основного общего образования, компетентностный подход заявлен как основополагающий для организации учебно-воспитательного процесса. Категория «ключевые компетентности» выступает в качестве «связующего звена» в педагогической триаде «знания - умения - навыки». Суть компетентностного подхода заключается в ответе на вопрос: «Какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом?».

В научных трудах, посвящённых компетентностному подходу, отсутствует единообразное определение понятий «компетенция» и «компетентность», которые исследователи часто используют в одном контексте, однако необходимо их разграничить. A.B. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность взаимосвязанных качеств личности, направленных на определённый объект, явление окружающей действительности или процесс; с точки зрения учёного, суть понятия «компетентность» заключается в обладании соответствующей компетенцией, «включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [17, с. 228]. Таким образом, в соответствии с данными определениями необходимо рассматривать компетентность как способность, порождающая умение производить те или иные действия. А.П. Панфилова и A.B. Долматов, авторы учебного пособия «Взаимодействие участников образовательного процесса», отмечают, что компетентность на этапе начального общего образования, как результат обучения, является «скорее следствием саморазвития учащегося, его не столько технологического, сколько личностного роста и инициативы, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта» [15, с. 19]. В монографии А.И. Ахметзяновой, Т.В. Артемьевой, А.Т. Курбановой [1, с. 14] отмечается, что комнетентностный подход в начальном образовании предполагает, что педагог, моделируя учебно-воспитательный процесс, ставит педагогическую цель не в повышении информативной осведомлённости учащихся, а в создании условий для формирования навыков и умений разрешать в соответствии с моральными и этическими нормами противоречия, которые возникают при познании окружающего мира и во взаимодействии с людьми.

Таким образом, компетентность - это способ применения полученных знаний, умений и навыков (т.е. способ деятельности, определяющий поведение), а также способ самостоятельного получения новой информации и освоения новых умений, что, в конечном счёте, способствует личностной самореализации младшего школьника.

Выделенные трактовки понятий «культура» («этнокультура») и «компетентность» в той или иной мере отражают их сущностные свойства и поэтому должны быть учтены при определении педагогической категории «этнокультурная компетентность».

В научных исследованиях, посвящённых национально-региональному компоненту образования, отсутствует единый подход к трактовке понятия «этнокультурная

компетентность», поскольку авторы по-разному оценивают культуру народов России в качестве средства педагогического воздействия.

Прежде всего, необходимо отметить, что зачастую в научно-методической литературе определения «этнокультурное» и «поликультурное» используются как синонимичные, хотя многие исследователи их разграничивают. Например, O.K. Логвинова и В.И. Зеленов отмечают, что «этнокультурное образование» необходимо рассматривать как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к культурно-историческому наследию своего этноса и этносов, населяющих страну. В то время как в основе концепции образования «поликультурного» - идеология и политика мультикультурализма, признающая значимость многообразия культур народов всего мира, вне границ одного государства [12, с. 113]. Нельзя не согласиться с данной трактовкой, которая основывается на этимологии слова «этнос» и значении морфемы «поли-». Однако в контексте моделирования учебно-воспитательного процесса в школах многонациональной Российской Федерации, представляется уместным использование определений «этнокультурное» и «поликультурное» как равнозначных, поскольку в национальном составе страны присутствуют народности ближнего и дальнего зарубежья. Взаимосвязь понятий «этнокультурное» и «поликультурное» образование отмечена в учебно-методическом пособии А.Н. Никульникова. Позиция автора заключается в том, что для сохранения самобытности и культурных традиций своего этноса, необходимо также знать и уважать культуру других народов; т.е. «этнокультурное образование необходимо для воспитания поликультурной личности» [14, с. 72].

Таким образом, этнокультурное образование - это процесс, направленный на сохранение этнокультурной идентичности личности посредством приобщения к родной культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Его педагогической целью является формирование соответствующей компетентности учащихся.

В словаре-справочнике по социальной психологии В.Г. Крысько «этнокультурная компетентность» определяется как «степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с представителями других этнических общностей» [8, с. 387]. В этнопсихологическом словаре, составленном этим же автором совместно с Д.И. Фельдштейном также отмечено, что данная компетентность реализуется в знании и понимании национально-психологических особенностей представителей тех или иных этносов [9, с. 219]. В энциклопедическом словаре «Психология общения» A.A. Бодалева в статье «Коммуникация в межкультурном общении» указано, что этнокультурная компетентность может трактоваться как толерантность, которая формируется на основе «знаний о разности и подобии, различии и сходстве, одинаковости и многообразии народов» [3, с. 335].

По мнению А.И. Заровняевой и Н.В. Оконешниковой, этнокультурная компетентность выражается в наличии представлений и знаний о народных национальных традициях и культуре, а также готовности детей к взаимодействию в полиэтнической среде [6, с. 55]. В.А. Давыденко к этнокультурной компетентности относит: владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения; способность извлекать и перерабатывать этнокультурологическую информацию, осознавать её значение в поликультурном обществе; способность учитывать конфессиональные особенности поведения участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий. Автор подчёркивает, что результатом сформированности данной компетентности является аккультурация, т.е. сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов [4, с. 19]. Е.В. Кулеш отмечает, что показателем сформированности данной компетентности является осознание, принятие и уважение ребёнком этнокультурных различий (т.е. толерантность), готовность и способность жить в межэтническом обществе [10, с. 393].

Большинство исследователей, рассматривая содержание понятия «этнокультурная компетентность», в большей степени акцентируют внимание на её деятельностном (поведенческом) компоненте, оставляя без внимания когнитивный и эмоциональный.

В философии термином «категория» обозначаются фундаментальные явления, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Фундаментальные понятия, обладающие категориальным смыслом, определяют предмет и функцию конкретной области знаний. Понятие «категория» выражает сущность какой-либо науки, раскрывая логику её развития.

Педагогическая категория - основное понятие в определённой области данной науки, выражающее научные обобщения. Современной тенденцией в педагогике является взаимодействие с различными дисциплинами общественного знания, в результате которого категории из других наук (например: психологии - «развитие», «эмоциональный интеллект»; социологии - «социализация»; медицины - «здоровьесбережение», «валеологические технологии») применяются и в педагогическом научно-категориальном аппарате. Данное утверждение относится и к понятию «этнокультурная компетентность», относящемуся как к области общенаучных категорий, так к этнологии и культурологии. Также необходимо отметить, что методологическое значение взаимодополняющих понятий, составляющих данную компетентность («культура», «этнокультура», «компетентность»), отражает в той или иной мере общие принципиальные подходы к процессу обучения.

Педагогическая категория «этнокультурная компетентность» является связующим звеном между такими феноменами как «этническая культура», «национальная идентичность», «межэтническое взаимодействие», «полиэтническая среда» и учебно-воспитательным процессом, поскольку педагогика учитывает, в том числе, и национально-психологические особенности детей в учебно-воспитательном процессе. Согласно определению Б.Т. Лихачева понятие может быть рассмотрено как «категория», если его возможно проанализировать по следующим разработанным учёным структурным блокам-позициям: сущность явления, цель его формирования / развития, содержание и структура, механизмы и формы проявления, критерии действенности и эффективности (сформированности) [11, с. 181].

1. Сущность «этнокультурной компетентности» заключается:

- в социальной обусловленности данного явления, предполагающей интеграцию ребёнка в полиэтническую среду.

- в личностной значимости, поскольку её формирование связано с развитием качеств и свойств личности ребёнка;

Таким образом, обладание этнокультурной компетентностью удовлетворяет и потребностям социума, и личностным установкам. Сущность данной категории заключается в том, что обладающий данной компетентностью человек является активным носителем опыта в области межэтнического взаимодействия. В отношении учащего младшего школьного возраста необходимо уточнить, что этнокультурная компетентность означает принятие ребёнком особенности образа жизни и поведения представителей разнообразных этнических общностей.

Этнокультурная компетентность младших школьников не ограничивается знаниями в области духовной культуры и культуры общения различных этносов и эмоциональным отношением, выражающимся в принятии данных ценностей, существенная роль в её проявлении заключается в коммуникативной стороне, то есть в поведении. Поэтому представляется обоснованной позиция упомянутых выше, которые в формулировке понятия «этнокультурная компетентность» выделяют поведенческие умения, необходимые для адаптации в полиэтническую среду. Однако исследуемая личностная характеристика не может ограничиваться только способностью к мобилизации

в ситуации межэтнического контакта, поскольку умение выстраивать модель поведения основывается на знаниях и представлениях об этнических ценностях, а желание вступать в межэтническое взаимодействие - на принятии, то есть эмоциональном уважительном отношении, данных ценностей. Таким образом, сущность этнокультурной компетентности младшего школьника проявляется в системе этнокультурных знаний и представлений, наличии эмоционально-ценностного отношения к этносам и их культурам, способности оценивать специфику и условия взаимодействия и общения с представителями разных национальностей, выстраивать адекватные модели поведения в совместной деятельности.

2. Целью формирования этнокультурной компетентности на ступени начального общего образования является реализация «социального заказа» на стабилизацию межнациональных отношений, учёт этнических особенностей учащихся и их родителей (законных представителей). Современная информационная эпоха обуславливает интеграцию культур, для того чтобы подрастающему поколению успешно в ней существовать (получать образование, реализовать профессиональные знания и навыки в дальнейшей трудовой деятельности) необходимо уже с младшего школьного возраста приобретать витагенный опят в межэтническом взаимодействии, что способствует формированию толерантности и этнической идентификации, а также исключает возможность проявления ксенофобных взглядов.

3. Содержание понятия «этнокультурная компетентность» определяется его сущностью и целью формирования составляющих данную категорию личностных качеств учащихся, к которым относятся следующие:

1) Готовность учащегося придерживаться этнокультурных традиций, изучать различные этнокультуры для расширения кругозора, способность искать информацию об особенностях этнокультур. Педагогическая траектория формирования обозначенных умений заключается в освоении системы знаний, в первую очередь, о родной этнической культуре, а затем, - о мировой (в контексте соседствующих с областью проживания младших школьников регионов).

2) Восприятие этнокультуры на аффективном уровне, наличие эмоционально-ценностного отношения к национальным духовно-нравственным ценностям. При этом в зависимости от этнокультурной общности, в которой происходит взаимодействие, важно осознавать степень (дозволенность) проявления эмоциональных реакций. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития эмпатии, в связи с чем педагогическое воздействие для формирования эмоционального восприятия ребёнка к национальной культуре основывается на обсуждении нравственных мотивов поведения.

3) Способность к межэтническому взаимодействию и адаптации в полиэтнической среде. Л.И. Божович отмечает, что младший школьный возраст является важным этапом этнической социализации, заключающейся не только в активном формировании национальной идентификации, но и в «открытости» к общению с представителями разных народов [2], ребёнок в данный период контактен, способен идти на компромиссы в общении, нацелен на эффективный результат в коллективной деятельности. Педагогическая задача при формировании данного умения заключается в организации социально-значимых мероприятий; где каждый учащийся может внести свой вклад в развитие идей консолидации и дружбы народов.

Таким образом, анализ феномена «этнокультурная компетентность» по указанным выше структурным блокам-позициям позволяет рассматривать данное понятие в качестве педагогической категории. Обладание этнокультурной компетентностью предполагает, что учащийся: 1) воспринимает, знает и понимает особенности своей и мировой этнокультур, —► 2) проявляет эмоционально-ценностное отношение (желание изучать) особенности своей и мировой этнокультур, —► 3) умеет взаимодействовать в поликультурном социуме.

Список использованной литературы:

1. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии: монография. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. - 159 с.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте URL: https:// www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/ Pedagog/ hrestomatia/11 .php.

3. Бодалев A.A. Психология общения. Энциклопедический словарь. - M.: Изд-во «Когито-Центр, 2021. - 672 с.

4. Давыденко В.А. Анализ понятия «этнокультурная компетентность» // Полиэтническая среда - основа развития надпрофессиональных навыков: Материалы международной научно-практической конференции, Харбин, 03 ноября 2019 года / Под редакцией В.А. Давыденко. - Харбин: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2020. - С. 17-24.

5. Заббарова М.Г., Гринева Е.А. Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков: монография. - Ульяновск: Прометей , 2016. - 140 с.

6. Заровняева А.И., Оконешникова Н.В. Формирование этнокультурной компетентности младших школьников средствами народного декоративно-прикладного творчества // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. -С. 54-56.

7. Захарова Л.М. Этнокультурное образование: учебное пособие. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2018. - 98 с.

8. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2018.-416 с.

9. Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 2019.-343 с.

10. Кулеш Е.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся: из опыта работы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. - № 1. - С. 392-396.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647

12. Логвинова O.K., Зеленов В.И. Поликультурное и этнокультурное образование в современной педагогике: проблема соотношения понятий // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3(70). - С. 112-114.

13. Миничкин П. Д. Глобализация как вызов этническим компонентам культуры // «Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы международной научной конференции. - СПб.: Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, 2021. - С. 304-309.

14. Никульников А.Н. Поликультурное образование в начальной школе в. -Новосибирск: НГПУ, 2017. - 309 с.

15. Панфилова А.П., Долматов A.B. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 487 с.

16. Тарасов И.А. Структура и функции этнической культуры // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Пермь, 07-08 декабря 2021 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. - С. 19-24.

17. Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. - М.:

Издательство Юрайт, 2021. - 406 с.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.