Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаубаева М.И.

Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве вуза. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов автором была разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтническом образовательном пространстве», раскрывающем вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирование национального самосознания и мировосприятия у студентов, национальные традиции народов Ставропольского края и др. Автор делает вывод о том, что после прохождения элективного курса, а также в результате проводимой комплексной работы в этом направлении должны произойти изменения в поведении студентов, которые должны выражаться в соблюдении ими следующих основных принципов и правил: принципа «этнической индифферентности», т.е. абстрагирования от национального фактора в межличностном общении; такта в общении с людьми другой национальности; уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса; знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек и уважения традиций других этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джаубаева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF INTENDED EDUCATORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN A POLYETHNIC EDUCATION ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

This article is devoted to issues of training of intended educators for work in a multicultural education space of a higher education institution. The need to constantly develop and improve professional training of intended specialists, the article author has developed a program of the elective course Features of the pedagogical organization process in a polyethnic education space, which is revealing the issues of tolerant attitude towards the representatives of diverse races and ethnic groups, the formation of national identity and mentality among students, the national traditional sensitivities of the people of the Stavropol territory, etc. The contributor therefore concludes that after passing the elective course, as well as from a result of performed comprehensive work, in this direction behavioral changes of students should to be happen, which must be expressed in their meeting with the following basic principles and rules: the principle of ethnic indifference, i.e., abstracting from the national factor in interpersonal communication; the tact in communicating with people of other nationality; the respectful attitude for rituals, ceremonials, habits, traditional sensitivities of their ethnic groups; the knowledge about ceremonials, rituals, habits of the ethnic group, in environment where a person lives and respect of traditional sensitivities of other ethnic groups.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 378

Джаубаева М.И.,

аспирант Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве вуза. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов автором была разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтническом образовательном пространстве», раскрывающем вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирование национального самосознания и мировосприятия у студентов, национальные традиции народов Ставропольского края и др. Автор делает вывод о том, что после прохождения элективного курса, а также в результате проводимой комплексной работы в этом направлении должны произойти изменения в поведении студентов, которые должны выражаться в соблюдении ими следующих основных принципов и правил: принципа «этнической индифферентности», т.е. абстрагирования от национального фактора в межличностном общении; такта в общении с людьми другой национальности; уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса; знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек и уважения традиций других этносов.

Ключевые слова: полиэтничность, поликультурность, толерантность, поликультурное воспитание, поликультурное образование, поликультурная среда, этнокультурная компетентность, межкультурная компетентность

Dzhaubaeva M.,

Postgraduate student of the Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute

TRAINING OF INTENDED EDUCATORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN A POLYETHNIC EDUCATION ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

This article is devoted to issues of training of intended educators for work in a multicultural education space of a higher education institution. The need to constantly develop and improve professional training of intended specialists, the article author has developed a program of the elective course "Features of the pedagogical organization process in a polyethnic education space", which is revealing the issues of tolerant attitude towards the representatives of diverse races and ethnic groups, the formation of national identity and mentality among students, the national traditional sensitivities of the people of the Stavropol' territory, etc. The contributor therefore concludes that after passing the elective course, as well as from a result of performed comprehensive work, in this direction behavioral changes of students should to be happen, which must be expressed in their meeting with the following basic principles and rules: the principle of "ethnic indifference", i.e., abstracting from the national factor in interpersonal communication; the tact in communicating with people of other nationality; the respectful attitude for rituals, ceremonials, habits, traditional sensitivities of their ethnic groups; the knowledge about ceremonials, rituals, habits of the ethnic group, in environment where a person lives and respect of traditional sensitivities of other ethnic groups. Keywords: polyethnicity, multiculturalism, tolerance, multicultural training, multicultural education, multicultural environment, ethnocultural competence, intercultural competence

Взаимодействие и взаимовлияние соседствующих и географически отдаленных культур относятся на сегодняшний день к числу жизненно значимых проблем. Cуществует два характерных подхода к построению взаимоотношений между различ-

ными культурами. Один из них укладывается в русло поликультурного воспитания, другой описывается понятием толерантности.

В условиях многоязычия, полиэтничности, поли культурности воспитание толерантности много-

планово и приобретает чаще всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие: глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение студента к социальной действительности, воспитание гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного образования.

Деятельность педагога полиэтнического вуза имеет немаловажное значение, и в сравнении с деятельностью педагога с моноэтническим контингентом имеет ряд особенностей, специфических черт, которые определяются, в первую очередь, полиэт-ничностью и поликультурностью. Практика показывает, что педагоги имеют весьма отдаленное от действительности понимание особенностей работы со студентами, представляющими различные этносы.

На современном этапе можно говорить о необходимости обновления содержания подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве вуза. Высшее образовательное учреждение выступает основной ступенью в системе образования, на которой формируется этнокультур-но воспитанная личность.

Все это определяет необходимость подготовки педагогических кадров для работы в полиэтнических вузах.

Очевидно, что успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде в большой мере зависит от уровня его профессиональной компетентности.

В каждом регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство, отражающее региональные особенности, традиции, культуру, национальный состав населения и т.д. Так, в рамках профессиональной компетентности можно выделить этнокультурную компетентность, которая предполагает наличие определенного объема знаний и умений, необходимых для успешной деятельности специалиста в конкретном поликультурном образовательном пространстве.

В своем исследовании, посвященном подготовке педагогов вузов к работе в поликультурных

условиях, мы опираемся на определение Т.В. Пошта-ревой: «Этнокультурная компетентность - свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2].

Значимой для нас является и позиция Т.В. По-штаревой, которая определяет содержание этнокультурной компетентности как объективно-субъективного явления: готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспе-цифическими умениями своего народа; готовность изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур; готовность и способность искать информацию, добывать знания об этнокульту-рах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия; готовность и способность осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного); готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.

В таком полиэтническом регионе, как Ставропольский край, со множеством разнообразных видов культур, учебно-воспитательный процесс должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур.

Актуальным является включение в учебный процесс разнообразного материала этнокультурной направленности. Современная социокультурная ситуация показывает необходимость использования потенциала народной педагогики в подготовке будущих педагогов. В основе народной педагогики лежит совокупность культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе этнокультурные традиции, обычаи и их взаимодействие и взаимовлияние. В народной педагогике «концентрированно представлены общечеловеческие ценности, которые ни в коем случае не может игнорировать этнопедагогическая система национального воспитания» [1].

Формирование этнокультурной компетентности студентов должно основываться на совокупности аксиологического, этнопедагогического, культурологического и гуманистического подходов; на принципах культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур и др. Это должно

роЛ

стать определяющим в содержании подготовки педагогов вузов.

Выделяют такие непременные признаки межкультурной компетентности, как открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий; «психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры»; умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур; способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы; владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения; соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации [3].

Важной для нас является позиция А.П. Садо-хина, который определяет следующие пути формирования межкультурной компетентности: развитие способностей рефлексировать собственную и чужую культуру, что изначально подготавливает к благожелательному отношению к проявлениям чужой культуры; пополнение знаний о соответствующей культуре для глубокого понимания диахронических и синхронических отношений между собственной и чужой культурами; приобретение знаний об условиях социализации и инкультурации в собственной и чужой культуре, о социальной стратификации, социокультурных формах взаимодействия, принятых в обеих культурах [3, с. 143].

Межкультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными отношениями, реализации эффективных механизмов поликультурного образования - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего умением жить в мире и согласии. Следовательно, существует необходимость совершенствования подготовки педагогов вузов к работе в поликультурных условиях, что является немаловажным и для Ставропольского края.

Обновление содержания подготовки педагогов как никогда раньше требует особого подхода. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов нами была разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтническом образовательном пространстве».

Данный элективный курс готовится к апробации на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.

В нем раскрываются вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирования национального самосознания и ми-

ровосприятия у студентов, национальных традиций народов Ставропольского края, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях и др.

Курс направлен на решение задач развития и совершенствования компетенций студентов - будущих специалистов, рефлексии их учебной деятельности. Предполагается изучение 5 разделов.

Раздел 1. Формирование этнотолерантно-сти у студентов.

В современной интерпретации толерантность в целом и этнотолерантность в частности рассматривается как открытость, отзывчивость, желание решать межличностные и межэтнические проблемы позитивно, как стремление принять чужое мнение, не сливаясь с ним, а сохраняя свою этническую самобытность.

Раздел 2. Проблема этнической идентификации студентов в поликультурных условиях.

Идентичность этническая включает прежде всего глубоко значимое переживание данной принадлежности как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе. Среди основных критериев этнической идентификации могут быть родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и многое другое.

Раздел 3. Психолого-педагогические основы педагогического общения.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и студентов, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения образовательных задач.

Раздел 4. Педагогическая оценка этнокультурных особенностей студентов.

По мнению Э.Р. Хакимова, педагогическое оценивание этнокультурных особенностей студентов позволяет «повысить эффективность профессионал ь-но-педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве» [4, с. 395].

Педагогические и психологические параметры оценки этнокультурных особенностей студентов, разработанные Э.Р. Хакимовым, способствуют определению позитивного или негативного этнокультурного статуса студента и проектированию в соответствии с

этим педагогического процесса в поликультурных условиях.

Раздел 5. Специфика профессиональной компетентности педагога полиэтнического образовательного пространства.

Компетентность^ подход в образовании - это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценки результатов.

В связи с этим перед педагогами, работающими в поликультурных условиях, выдвигается сложная, многоаспектная задача по подготовке детей к жизни в условиях поликультурной среды, формированию умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, и одним из важных направлений этой работы должно выступать направление по формированию предпосылок этнокультурной компетентности.

Реализация программы, включающей обозначенные и кратко описанные разделы, будет, на наш взгляд, способствовать более эффективной подготовке педагогов к работе в полиэтнической образовательной среде.

Результаты обучения должны найти свое отражение прежде всего в поведении студентов, в частности, в соблюдении ими следующих принципов и правил: принцип «этнической индифферентности», т.е. абстрагирование от национального фактора в межличностном общении; такт в общении с людьми другой национальности; естественным и единственно нормальным должно быть признано уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса; знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек; один из важнейших аспектов культуры межнационального общения - языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения.

Таким образом, необходимо обновление содержания подготовки педагогов в соответствии с современными тенденциями развития образования; формирование профессионально-компетентных педагогов; подготовка квалифицированных кадров нового качественного уровня в соответствии с потребностями инновационного развития сферы образования.

Список литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 168 с.

2. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис____д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 47 с.

3. СадохинА.П. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 189 с.

4. Хакимов Э.Р. Оценка педагогами этнокультурных особенностей ребенка // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: научно-методические материалы / под ред. Хух-лаева О.Е., Чибисовой М.Ю. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 408 с.

5. ФилимонюкЛ.А.,Литвинова Е.Р. Модель профессионально- педагогической подготовки специалиста гуманитарно-технического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46).

6. ФилимонюкЛ.А.,Джаубаева М.И. Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42).

7. ФилимонюкЛ.А. Гражданско-патриотическое воспитание в поликультурной среде вуза // Наука и современность. - 2012. - № 18.

8. Ярычев Н.У., Алгаев А.Н. Развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. - Кисловодск, 2015.

9. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России. - Кисловодск, 2015.

10. Ярычев Н.У. Социально-гражданская активность как аспект межпоколенческого взаимодействия // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2-3.

11. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3.

12. Ярычев Н.У. Культура взаимодействия в межпоколенческой человеческой общности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 1.

Reference list

1. VolkovG. Ethnopedagogy: Textbook for students of colleges and higher education institutions. 2nd edition. Revised and enlarged edition. M.: Akademiya, 2000. 168 p.

2. Poshtareva T. The formation of ethnocultural competence of pupils in polyethnic education environment: Synopsis of a thesis of Doctor of Pedagogy. Vladikavkaz, 2009. 47 p.

3. Sadokhin A. Introduction to intercultural communication: Textbook. M.: Omega-L, 2010. 189 p.

□ш

4. KhakimovE. Educators' assessment of the ethnocultural characteristics of a child // Intercultural competence of an educator in a multicultural education environment: Scientific and methodological proceedings / Under the editorship of Khukhlaev O., Chibisova M. SBR.: LLC "Knizhniy Dom", 2008. 408 p.

5. Filimonyuk L., Litvinova E. The model of professional-pedagogical training of a specialist of the humanitarian-technical higher education institution // World of Science, Culture, Education. 2014. № 3 (46).

6. Filimonyuk L., Dzhaubaeva M. Ways of formation of components of ethnocultural competence of youth in a multicultural region // World of Science, Culture, Education. 2013. № 5 (42).

7. Filimonyuk L. Civil-patriotic education in a multicultural environment of a higher education institution // Science and Modernity. 2012. № 18.

8. Yarychev N., Algaev A. The development of communicative mobility of intended educators-psychologists during training at a higher education institution. Kislovodsk, 2015.

9. Yarychev N. Dialogue of generations in a cultural and civilization system of contemporary Russia. Kislovodsk, 2015.

10. Yarychev N. Socio-civic activity as an aspect of intergenerational communication // Fundamental Studies. 2015. № 2-3.

11. YarychevN., Sarakaeva A.Theoretical and methodological foundations of a traditional training system among the peoples of the North Caucasus // Modern Issues of Science and Education. 2012. № 3.

12. Yarychev N. The culture of interaction in intergenerational human community // Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2015. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.