Научная статья на тему 'Сущность и роль индикативного планирования в составе государственной политики современной России'

Сущность и роль индикативного планирования в составе государственной политики современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАН / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасова А. С.

В статье рассмотрен процесс государственного регулирования экономики посредством индикативного планирования. Проведен анализ основных положений систем планирования зарубежных стран, применение которых поможет усовершенствовать российскую плановую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и роль индикативного планирования в составе государственной политики современной России»

3. Юзвович Л.И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 134-135.

4. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // Стратегии // Правовая база КонсультантПлюс.

5. http://r63 .ved.gov.ru/invest_klimat.

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Некрасова А.С.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

В статье рассмотрен процесс государственного регулирования экономики посредством индикативного планирования. Проведен анализ основных положений систем планирования зарубежных стран, применение которых поможет усовершенствовать российскую плановую систему.

Ключевые слова: индикативное планирование, государственная экономическая политика, план, прогноз.

В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от ди-рективности, командно-распределительных функций в пользу индикативно-сти, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью. Использование индикативного планирования значительно сократило издержки структурных преобразований во многих странах.

Переход Российской Федерации к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления экономикой страны и регионов. При создании в стране методологии индикативного планирования неизбежно встал вопрос о взаимодействии планового и рыночного механизмов, противоречивых в традиционном понимании сущности обоих.

Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления предприятием. Индикативное планирование предполагает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а

* Аспирант кафедры Экономики и управления.

также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора); устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели [3].

Российский опыт развития индикативного планирования изначально шел по самостоятельному пути развития. Это было связано с переходом от обезличенной (общественной) экономики к рыночной. К тому же советская экономика не была подготовлена к такому переходу, ее трансформация осуществлялась методом «проб и ошибок». Правительством предпринимались попытки перенять зарубежный опыт ИП, но общественное сознание еще не было готово к восприятию зарубежных «веяний» [1].

Переход к новой форме индикативного планирования в России требует проработки ряда вопросов, связанных с трансформацией экономики страны, региона, предприятий; обуславливает необходимость корректировки прежних методов управления на всех уровнях. Для «безболезненного» перехода (насколько это возможно в сложившихся российских условиях) к стратегической форме ИП необходим качественный анализ способов и методов индикативного планирования, применяемых зарубежными странами; оценка возможности их адаптации и использования в России.

Значительный опыт индикативного планирования характерен для Франции. Именно французский опыт ИП оказал стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании: французские принципы ИП пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС, Японии и США.

Изучение мирового опыта индикативного планирования позволило сделать вывод, что на нынешнем этапе экономического развития России полезно использовать принципы индикативного планирования в качестве инструмента государственного регулирования и задания стратегии развития экономики, но пока современная российская практика государственного регулирования экономики в лучшем случае «стихийно дрейфует» в направлении освоения приемов зарубежного индикативного планирования. И набор этих приемов содержит элементы и американской, и западноевропейской методологий. Например, механизм российских государственных казначейских обязательств с масштабными покупками государственных облигаций Центральным банком России и Сбербанком РФ был содержательно близок к аналогичному механизму Федерального казначейства и Федеральной резервной системы США. Федеральные целевые программы РФ похожи на американские федеральные бюджетные законы. В то же время разрабатываемые Министерством экономики РФ и его научными учреждениями прогнозы социально-экономического развития и межотраслевые балансы, основные положения денежно-кредитной политики ЦБ РФ и постановления Правительства о среднесрочной политике приближают нас к западноевропейской практике.

Возможен синтез различных подходов, в том числе различных западноевропейских и американских. Но зарубежный опыт, не игнорируя и отечественный, желательно адаптировать к современным условиям РФ. Поэтому авторы этой статьи выделили основные инструменты зарубежного индикативного планирования, применение которых в отечественной практике могло бы значительно усовершенствовать государственную плановую систему. Во Французской системе планирования перспективными являются следующие аспекты формирования плана: вместо построения традиционной в ЦДП иерархии показателей «сверху вниз» утверждалось планирование «снизу», базирующееся на принципах консультирования и согласования и включающее участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др.; ключевые разделы плана касались экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражались в конкретных количественно определенных плановых заданиях, но последние носили второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием источников финансирования капиталовложений и соответствующих государственных мероприятий (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.); французское государство выступало в качестве кредитора частных предприятий посредством специально созданного Фонда экономического и социального развития и гаранта при размещении займов, давало санкцию на снижение ставки процента по кредитам предприятиям, производство которых соответствовало рекомендациям плана, и деятельность которых отвечала рационализации структуры производства; индикативные планы носили ярко выраженный инвестиционно-ориентированный характер. Главной функцией французского индикативного планирования служило определение приоритетных отраслей, инвестиции в которые поощрялись экономическими, прежде всего налоговыми и кредитными, стимулами; проводимые фискальные реформы во Франции преследовали цель рационализировать промышленную структуру, стимулировать реконструкцию отсталых отраслей хозяйства и развитие новых отраслей, что, в конечном итоге, способствовало повышению конкурентоспособности национальной экономики [2].

Прослеживается следующая технология ИП во Франции. На базе статистических моделей составляются тренды важнейших показателей; затем они используются для среднесрочных прогнозов развития страны. Используются и динамические модели экономического роста, а также межотрасле-

вые балансы. На прогноз «накладываются» средства макроэкономического регулирования, чтобы добиться отклонения трендов в сторону достижения задаваемых социально-экономических показателей. Приемлемый набор таких средств перечислен в законе о бюджете.

Американскую практику индикативного планирования условно можно назвать адаптивной. Выделим три категории деятельности государства, применяемые в США, которые можно применить в российской практике: 1) производство товаров и услуг, регулирование и субсидирование частного производства; 2) продажа товаров и услуг; 3) перераспределение дохода через трансфертные платежи. В отраслях, в которых государство не является ни производителем, ни покупателем, оно воздействует на решения через субсидии и налоги (прямые и косвенные). Наиболее важный набор прямых субсидий в США предназначен сельскому хозяйству. Перераспределение доходов (трансфертные платежи) осуществляется с помощью программ нескольких видов: государственной помощи, социального страхования и скрытого перераспределения.

Изучение мирового опыта индикативного планирования позволило сделать вывод, что на нынешнем этапе экономического развития России полезно использовать принципы индикативного планирования в качестве инструмента государственного регулирования и задания стратегии развития экономики.

При составлении общегосударственных и региональных индикативных планов при проверке их показателей на сбалансированность и соответствие могли бы эффективно использоваться апробированные в советский период в научных институтах Госплана СССР укрупненные экономию -математические модели, такие как динамическая модель межотраслевого баланса. Отказ от прежней плановой системы управления, ведущим элементом которой был комплекс методов предпланового и планово-директивного характера, требует пересмотра прежней базы расчетов, в том числе на региональном уровне. В экономиках регионов в 90-е годы 20-го века произошли структурные изменения, перераспределилась собственность и рабочая сила. Пересмотр актуален и потому, что прежние процессы подготовки территориальных планов развития перестали соответствовать реальности, а новые методики управления пока не созданы. Возникла потребность в доступных методах анализа состояния экономики, выработки вариантов ее эффективного развития и последующего управления. К тому же децентрализация функций государственного управления на региональном уровне сместила акценты с централизованных плановых решений на выработку субъектами РФ самостоятельной стратегии социально-экономического развития.

Сказанное подтверждает актуальность разработки новых научных подходов к управлению на региональном уровне, удовлетворяющих потребностям хозяйствующих субъектов.

Осуществление индикативного планирования, как показывает мировой опыт, включает и создание специализированных плановых органов, и наделение плановыми функциями многих министерств и ведомств. К примеру, формирование индикативных планов и прогнозирование развития во Франции осуществляется Генеральным комиссариатом по планированию совместно с Комиссариатом по модернизации. В Японии органы регулирования и прогнозирования экономики включают: Экономический консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территории, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт (последний координирует долгосрочное и краткосрочное программирование экономики в масштабе страны и отдельных регионов), полугосударственные Японский центр регионального развития и Японский центр по размещению промышленности; на уровне региональных органов функционируют также консультативные советы по развитию территорий, планированию использования местных ресурсов и размещению промышленности.

Обратим внимание на то, что в России уже с 1993 года говорят о необходимости ИП и используют главные инструменты индикативного планирования, но все же словосочетание «индикативное планирование» до сих пор не стало привычным в нашей стране. Тем не менее, успешный опыт индикативного управления в странах Европы явился предпосылкой для издания 28 июня 2007 года Президентом РФ Указа №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Данным указом был утвержден перечень показателей (43 наименования), по которым следует оценивать качество работы исполнительной власти субъектов Федерации. По этим показателям предусматривается ежегодное предоставление их планируемых значений на предстоящий трёхлетний период, а также ежегодное представление в администрацию Президента докладов об их достигнутых значениях. Это означает восстановление контрольной функции управления экономическим развитием субъектов Федерации.

Список литературы:

1. Дудкин В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии [Электронный ресурс] / В. Дудкин // Новостной портал «ЛИНК». - 2009. - Режим доступа: http:// besterons.ru.

2. Вертакова Ю.В. Экономика отраслевого комплекса (прогнозирование будущего и регулирование настоящего: [Текст]: монография / Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - Курск: КурскГТУ 2001. - 210 с.

3. Карапетян С.Т. Индикативное планирование экономики России: в поисках новой модели [Текст] / С.Т. Карапетян // Микроэкономика. - 2011. -№ 5. - С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.