Научная статья на тему 'Государственная экономическая политика и индикативное планирование на предприятии'

Государственная экономическая политика и индикативное планирование на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьбожев Э.Н., Рябцева И.Ф., Некрасова А.С.

Государственная экономическая политика в современный период стала главным предплановым документом. В статье раскрыты сущность экономической политики, ее связь с индикативным и бизнес-планированием, рассмотрен вариант индикативного плана предприятия во взаимосвязи с одной из задач экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная экономическая политика и индикативное планирование на предприятии»

УДК 338.22.01

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Э. Н. КУЗЬБОЖЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления E-mail: Alexandra-Kursk@mail. ru

И. Ф. РЯБЦЕВА,

преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента E-mail: riziq@mail. ru

А. С. НЕКРАСОВА,

аспирантка кафедры экономики и управления

E-mail: Alexandra-Kursk@mail. ru Юго-Западный государственный университет

Государственная экономическая политика в современный период стала главным предплановым документом. В статье раскрыты сущность экономической политики, ее связь с индикативным и бизнес-планированием, рассмотрен вариант индикативного плана предприятия во взаимосвязи с одной из задач экономической политики.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, индикативное планирование, бизнес-план предприятия.

В России переход от централизованно-директивной экономики к рыночной потребовал применения новой методологии подготовки и реализации экономической политики. Это связано, во-первых, с принципиально новой ролью государства в хозяйственной жизни страны - из активного администратора экономических процессов оно должно было преобразоваться в субъект, создающий благоприятные условия для развития бизнеса. Во-вторых, применение новой методологии должно исходить из принципиально иных подходов к обеспечению

макроэкономической сбалансированности в условиях рынка по сравнению с централизованно-плановой (директивной) экономикой. Переход от преимущественно административных методов управления экономикой к рыночным, от жесткого плана - к научно обоснованному прогнозированию, от разрозненных хозяйственных планов - к интегрированному плановому документу требует коренного реформирования подходов к прогнозированию и планированию. Это, по сути, означает переход к индикативному планированию (ИП), давно используемому во многих странах. Использование ИП позволило ускорить структурные преобразования во многих странах. Государствам послевоенной Европы и других континентов оно позволило сократить издержки на экономические преобразования, повышение уровня жизни населения, повышение темпов экономического развития, конкурентоспособности производимой продукции.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Оно на протяжении

всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики, т. е. осуществляло реализацию экономической политики. Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики.

Государственная экономическая политика (ГЭП) - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленная на гармонизацию производственных отношений и достижение благосостояния всего общества, реализующая определенный тип экономической стратегии разными методами.

Государственная экономическая политика присуща всем периодам деятельности государства. Например, меры, направленные на поднятие экономического благосостояния населения, регулирования его численности и т. п., применялись государственной властью уже на первых ступенях человеческой культуры. Но до конца XVII в. лишь в редких случаях эти мероприятия обладали признаками обоснованной системы. Первой системой экономической политики, большинство положений которой было выработано эмпирическим путем, признается меркантилизм XVII и XVIII вв. До этого, несмотря на применение разных мероприятий, научная систематизация в этой области экономической теории отсутствовала. Основным назначением экономической политики меркантилизма было государственное содействие промышленности и внешней торговли.

Примерами осуществления ГЭП в России являются Крестьянская реформа 1861 г. и Столыпинская аграрная реформа (1906-1916). В 1906 г. ГЭП была ориентирована на увеличение числа собственников, в том числе собственников земли (переселение за Урал и в Предуралье). Таким образом, развитие российской экономики с середины XIX в. и до 1917 г. совершалось под воздействием прямого государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. В СССР основными историческими событиями в сфере экономической политики явились: Октябрьская революция, военный коммунизм, новая экономическая политика (нэп), сталинизм, хрущевская оттепель, застой и перестройка. Следует отметить, что именно с появлением нэпа в России впервые стали употреблять такое словосочетание.

Переход Российской Федерации к преимущественно рыночным методам хозяйственного регулирования потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного управления экономикой страны и регионов.

Общепризнанно, что сегодня невозможно в полной мере пользоваться традиционными методами управления, сформированными в советской плановой экономике. Процесс формирования в СССР централизованного планирования складывался под влиянием различных экономических, социальных и политических преобразований в нашей стране. Директивный план развития хозяйства последовательно формировался, проходя несколько этапов документального утверждения. В их числе были: установки экономической стратегии КПСС; проекты основных направлений экономического и социального развития СССР; комплексная программа научно-технического прогресса страны (на 20 лет); совокупные задания и исходные данные на разработку планов (цели и задачи программы, промежуточные уровни достижения целей, альтернативные варианты путей достижения целей и предельно возможные ресурсы для разработки и реализации программы); проекты пятилетних планов с распределением заданий (в свободном виде); проекты пятилетних планов объединений и предприятий по отраслям; основные направления экономического и социального развития СССР; проект пятилетнего плана по народному хозяйству; пятилетний план по народному хозяйству.

В России (СССР) накоплен уникальный опыт программно-целевого планирования, который и в наши дни не потерял своего значения. Оно применялось для решения как народнохозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Программно-целевое планирование стало развиваться в СССР в качестве средства концентрации ресурсов на главных направлениях и для преодоления противоречий между отраслевым и территориальным планированием. В директивной экономике достигалась высокая эффективность программно-целевого метода благодаря организационным возможностям объединения ресурсов и исполнителей. Примерами успешно реализованных программ являются план ГОЭЛРО, создание атомного оружия, освоение космоса и др. С началом рыночных отношений плановая система фактически перестала функционировать как в частном, так и государственном секторах.

Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. Они сыграли свою положительную роль в соответствующих им условиях. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий. Реформаторы ликвидировали общегосударственную плановую систему в основном из-за присущей ей директивности плана. В 1996 г. было объявлено о решении всех задач перехода от плановой к рыночной экономике, и всякое движение в сторону государственного регулирования стало преподноситься как возврат к старому. Государственное управление стало опираться на прогнозирование, нормативные акты, но программно-целевое планирование не утратило своего значения как один из немногих оставшихся инструментов вмешательства государства в экономику. В настоящее время разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации политики государства. Разрабатываются федеральные, межгосударственные, региональные, местные целевые программы.

Государственное планирование в СССР в значительной мере опиралось на прогнозирование. Например, на основе прогнозов природных ресурсов, научно-технического прогресса демографических и социальных сдвигов составлялись прогнозы воспроизводства рабочей силы, уровня жизни населения, производственных фондов, темпов экономического роста, структурных изменений в межотраслевых связях, размещения производительных сил и др. Прогнозирование на уровне предприятия в основном экстраполировало складывающиеся тенденции, но в условиях, когда были неизвестны тенденции об изменении спроса и предложения на многие мировые товары, цены на отечественные товары были фиксированными, поэтому не отражали результативности работы отдельного предприятия.

Несмотря на длительную историю и опыт, приобретенный в теории и практике централизованно-директивного планирования (ЦДП), в России после 1990 г. вообще не разрабатывались планы социально-экономического развития страны, российского общества. После демонтажа экономик в государствах прежней (социалистической) ориентации роль централизованно-директивного планирования там

также все более ослаблялась. Исходя из постулата о принципиальной несовместимости директивно-централизованного управления экономикой и рыночного саморегулирования, правительства постсоциалистических стран, включая Россию, сознательно отказывались от традиционных процедур планирования. Между тем в индустриально развитой капиталистической экономике действуют и иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это, прежде всего, контрактная система и индикативное планирование. Государство, используя методы индикативного планирования и экономического регулирования, корректирует возникающие в процессе хозяйствования деформации и периодически возвращает рыночные отношения в режим совершенной конкуренции, экономику - в состояние динамической сбалансированности, потребление наименее защищенных слоев населения - на уровень прожиточного минимума.

Экономическая политика государств реализуется с использованием различных инструментов. Под ними понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения стратегических и текущих задач. Одним из основных инструментов по-прежнему является планирование. В настоящее время и в России назрела необходимость кардинального изменения идеологии регулирования хозяйственной жизни - от выдвижения государством целей развития и повышения конкурентоспособности производственных результатов до механизмов и инструментов их реализации. Непосредственное воплощение национальной долгосрочной стратегии и индикативных планов должно осуществляться самими предприятиями, но региональные органы управления также должны быть активными участниками самого формирования и выполнения индикативных планов.

Индикативное планирование можно определить как механизм координации и согласования в деятельности государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование экономики с ее саморегулированием.

Целесообразность применения индикативного планирования в развитых странах с рыночной экономикой была обоснована многими причинами. Идее реализации ИП предшествовали мировые экономические кризисы; во многих странах к тому же были знакомы с положительным советским опытом, хотя в СССР директивное планирование

использовалось не столько для предупреждения экономических кризисов, сколько для достижения политических и экономических целей; страны послевоенной Европы крайне нуждались в быстрой мобилизации всех национальных ресурсов для восстановления своих экономик [2].

Отказ от прежней директивной плановой системы управления, центральным результатом которой был комплекс предплановых документов, требует пересмотра методической базы расчетов, особенно на региональном уровне. Объектом планирования в регионах РФ является совокупность видов экономической деятельности, функционирующих на их территориях, а целью планирования - обеспечение их эффективного и пропорционального развития исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов.

Индикативные планы - это планы-прогнозы и составляются они для оказания помощи хозяйствующим субъектам при разработке собственных планов [4]. Индикативное планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования экономики, и методом ее саморегулирования. В этом смысле индикативное планирование корректирует дефекты рыночного механизма, базирующегося лишь на классических законах спроса и предложения и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

Российский опыт применения приемов индикативного планирования изначально был оригинален, шел по самостоятельному пути. Это было связано с переходом от обезличенной (общественной) экономики к рыночной. К тому же советская экономика не была подготовлена к такому переходу, ее трансформация осуществлялась методом «проб и ошибок». Правительством предпринимались попытки перенять зарубежный опыт ИП, но общественное сознание еще не было готово к его восприятию. Назрела необходимость переосмысления ключевых понятий индикативного планирования, более детального изучения его форм, методов и фаз развития, возможности их применения.

Анализ литературных источников, посвященных обсуждению особенностей ИП, выявил, что его развитие имело несколько форм, соответствующих различным историческим этапам государственного регулирования экономики. В табл. 1 приведены основные характеристики форм индикативного планирования, приемлемые для планирования российской экономики.

Переход индикативного планирования от одной формы к другой (конъюнктурная - структурная -стратегическая) осуществлялся для повышения его эффективности и улучшения взаимодействия всех субъектов регулирования. Этот переход занял десятилетия, в результате изменились цели планирования.

В России в XXI в. в лучшем случае можно говорить лишь об использовании некоторых элементов конъюнктурной формы ИП, что соответствует либеральной ориентации государственной социально-экономической политики РФ в последние годы.

Переход к стратегической форме индикативного планирования в России требует решения ряда вопросов, связанных с трансформацией экономики страны, регионов, предприятий, обусловливает необходимость корректировки прежних методов управления на всех уровнях. Для менее «болезненного» перехода (насколько это возможно в сложившихся российских условиях) к стратегической форме ИП необходим качественный анализ способов и методов индикативного планирования, применяемых зарубежными странами, оценка возможности их адаптации и использования в России.

Значительным опытом индикативного планирования обладает Франция. Именно французский опыт ИП оказал стимулирующее влияние на развитие планирования в Германии и Великобритании, французские принципы ИП пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования Европейского Союза (ЕС), в Японии и США.

Изучение мирового опыта индикативного планирования позволило сделать вывод, что полезно использовать принципы ИП в качестве инструмента государственного регулирования и задания стратегии развития экономики, но пока современная российская практика государственного регулирования экономики в лучшем случае «стихийно дрейфует» в направлении освоения приемов зарубежного ИП. И набор этих приемов содержит элементы и американской, и западноевропейской методологий.

Возможен синтез различных подходов, в том числе западноевропейских и американских. Но зарубежный опыт, не игнорируя и отечественный, желательно адаптировать к современным условиям РФ. Поэтому выделим основные инструменты зарубежного индикативного планирования, применение которых в отечественной практике могло бы значительно усовершенствовать государственную плановую систему.

Таблица 1

Формы индикативного планирования, применяемые в управлении российской экономикой

Формы индикативного планирования Состав функций Доминирующие элементы Согласовываемые уровни производственной деятельности планирования субъектов рынка

в макроэкономике в социальной сфере

Конъюнктурная Антициклическая политика, поддержание макроэкономического равновесия (оптимизация денежной массы, платежного баланса, процентных ставок), эффективное использование производственных ресурсов Регулирование занятости, политика создания рабочих мест, размер пособий в зависимости от ситуации на рынке труда, индексация Краткосрочные меры денежно-кредитной и финансовой политики Бюджетные планы и программы, «короткие» портфельные инвестиции, годовой бизнес-план, планирование «центров прибыли» на предприятии

Структурная Структурная реорганизация промышленности, направленные изменения экспорта-импорта и др. Программы обучения и переподготовки кадров адекватно отраслевой структуре, социальная адаптация к структурным изменениям, стандарты потребления и страхования, их дифференциация Инвестиционное регулирование, методы налоговой, амортизационной и тарифной политики Среднесрочные прогнозы и программы развития отраслей, планы капвложений со средним сроком окупаемости, планирование жизненного цикла продукта, выпускаемого предприятиями

Стратегическая Фундаментальные исследования, инновационные разработки в области «критических технологий», экологический баланс, территориальное и рекреационное планирование Образование, опережающая (с учетом прогнозов) подготовка кадров высокой квалификации для «экономики будущего» Институциональная политика (развитие правовой среды, инвестиционного климата, экономических свобод), развитие на микро-, мезо-и макроуровне конкурентных преимуществ Долгосрочные прогнозы, приоритеты в рамках национального плана, масштабные инвестиционные проекты, определение стратегических зон хозяйствования на фирме, стратегический маркетинг

Во французской системе перспективными являются следующие аспекты формирования плана:

• вместо построения традиционной в ЦДП иерархии показателей «сверху вниз» использовалось планирование «снизу», базирующееся на принципах консультирования и согласования и включающее участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов» - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др.;

• ключевые разделы плана касались экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции.

В большинстве случаев стратегические задачи выражались в конкретных количественно определенных плановых заданиях, но последние носили второстепенный характер. Главное содержание

плана составляли «активы государственного вмешательства», охватывавшие:

а) основные экономические задачи государства экономики на плановый период;

б) детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием источников финансирования капиталовложений и соответствующих государственных мероприятий (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т. д.). Французское государство при этом обычно выступало в роли кредитора частных предприятий посредством специально созданного фонда экономического и социального развития и гаранта при размещении займов, давало санкцию на снижение ставки процента по кредитам предприятиям, производство которых соответствовало рекомендациям

плана и деятельность которых отвечала рационализации структуры производства. Благодаря этому индикативные планы имеют отчетливый инвестиционно ориентированный характер. Главная функция французского индикативного планирования - это определение приоритетных отраслей, инвестиции в которые поощрялись экономическими, прежде всего налоговыми и кредитными льготами. Целью фискальных реформ во Франции всегда были рационализация отраслевой структуры, стимулирование реконструкции отсталых отраслей хозяйства и развитие новых отраслей. Все это способствовало повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Прослеживается следующая последовательность формирования ИП во Франции. На базе статистических моделей составляются тренды важнейших показателей, затем они используются для среднесрочных прогнозов развития страны. Используются и динамические модели экономического роста, а также межотраслевые балансы. На прогноз «накладываются» средства макроэкономического регулирования, способные «отклонять» тренды в необходимом направлении. Приемлемый набор таких средств перечислен в законе о бюджете.

Американскую практику индикативного планирования можно назвать адаптивной. Выделим три категории деятельности государства, применяемые в США и приемлемые для российской практики:

1) производство товаров и услуг, регулирование и субсидирование частного производства;

2) продажа товаров и услуг;

3) перераспределение дохода через трансфертные платежи.

В сферах, в которых государство не является ни производителем, ни покупателем, оно воздействует на производителей через субсидии и налоги (прямые и косвенные). Наиболее важный набор прямых субсидий в США предназначен сельскому хозяйству. Перераспределение доходов (трансфертные платежи) осуществляется с помощью программ нескольких видов: государственной помощи, социального страхования и скрытого перераспределения.

Осуществление индикативного планирования, как показывает мировой опыт, включает и создание специализированных плановых органов, и наделение плановыми функциями многих министерств и ведомств. К примеру, формирование индикативных планов и прогнозирование развития во Франции осуществляются Генеральным комиссариатом по

планированию совместно с Комиссариатом по модернизации. В Японии органы регулирования и прогнозирования экономики включают: Экономический консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территории, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт (последний координирует долгосрочное и краткосрочное программирование экономики в масштабе страны и отдельных регионов), полугосударственные Японский центр регионального развития и Японский центр по размещению промышленности; на уровне региональных органов функционируют также консультативные советы по развитию территорий, планированию использования местных ресурсов и размещению промышленности.

Обратим внимание на то, что в России уже с 1993 г. говорят о необходимости ИП и используют отдельные инструменты индикативного планирования (прогнозирование, бюджетирование, программирование и государственные закупки на основе контрактов), но все же словосочетание «индикативное планирование» до сих пор не стало привычным в нашей стране. В 1994 г. Комитетом Государственной Думы по экономической политике был подготовлен законопроект «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации». В контексте опыта западных стран и российского опыта госрегулирования был сделан вывод, что этот документ следовало увязать с положениями бюджетного законодательства и проектировками Центрального банка РФ, необходима обратная связь между целями индикативного плана всех уровней хозяйствования. Следующим шагом реализации принципов индикативного планирования в России стало принятие стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития РФ в 2002 г.

В современных производственных системах повышается роль долгосрочных инвестиций в инновации. После Второй мировой войны усилилась роль не только улучшающих, но и базисных нововведений в обеспечении конкурентных преимуществ предприятий и национальных экономик. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) стали фундаментом экономического развития, многие государства начали избирательно финансировать инвестиционно-инновационную деятельность в своих странах. Причин этого несколь-

ко. Во-первых, закупая в значительных объемах продукцию частных предприятий, государство увеличивает спрос, а значит, стимулирует расширение производственных мощностей в соответствующих сферах экономической деятельности; внезапное же прекращение закупок может вызвать в этих сферах кризис перепроизводства. Во-вторых, государство стало выступать в роли непосредственного заказчика, организатора и координатора при решении общественно значимых проблем. Особую роль государство может сыграть в обеспечении благоприятных условий для зарубежных инвестиций. Это актуально для стран с нестабильными политическими режимами и переходными экономиками.

Успешный опыт индикативного управления в странах Европы побудил верхний эшелон российских властей издать 28 июня 2007 г. Президентом РФ Указ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Для реализации данного Указа Правительство РФ (постановление от 15.04.2009 № 322) ввело дополнительный перечень показателей (319 наименований), по которым следует оценивать качество работы исполнительной власти субъектов Федерации. По этим показателям предусматривается ежегодное предоставление их планируемых значений на предстоящий трехлетний период, а также ежегодное представление в Администрацию Президента РФ докладов об их достигнутых значениях. По существу это означает восстановление контрольной функции управления экономическим развитием субъектов Федерации. Пока же сложившиеся в РФ процессы разработки и утверждения прогнозов социально-экономического развития, бюджетов, параметров денежно-кредитной и валютной политики (исполнитель - Центральный банк РФ) и статистического мониторинга итогов социально-экономического развития (исполнитель -Госкомстат России) страдают многими недостатками, среди которых:

1) совмещение фактических функций регулирования, прогнозирования и контроля одними и теми же органами противоречит фундаментальным принципам теории управления. Органы регулирования, отвечающие за проведение экономической (Минэкономразвития России), финансовой (Минфин России) или денежно-кредитной (Центральный банк РФ) политики государства, ни в коем случае не должны подвергаться искушению «подправить» итоги социально-экономического развития ради приукрашивания

положения дел и «подкорректировать» прогноз будущего для облегчения принятия нужных им общегосударственных решений1; 2) разрабатываемые прогнозы социально-экономического развития, консолидированного бюджета и направлений денежно-кредитной политики необязательны для исполнения и слабо увязаны между собой. По сути, органы экономического, финансового и монетарного регулирования не несут ответственности за исполнение своих прогнозных разработок, и это стало одной из причин их низкого качества. Возможные направления реорганизации структуры органов власти в РФ, соответствующие принципу субсидиарности, можно свести к следующему. Комитет прогнозирования обобщает информацию, полученную от всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов, а затем составляет прогнозы социально-экономического развития страны. Комитет должен иметь общегосударственный статус, а его руководитель - входить в состав Правительства РФ. Аналогичный статус целесообразно придать Казначейству России. Его главной функцией должно стать исполнение федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговые органы разрабатывают соответствующие доходные разделы бюджета. Госкомитет по статистике должен иметь статус, аналогичный центробанковскому, и контролировать выполнение индикативного плана. Финансовые операции следует проводить преимущественно через Федеральное казначейство.

Наиболее объемными и многообразными функциями предстоит наделить Минэкономразвития России. Именно оно прежде всего и должно быть ответственно за качество индикативного планирования на всех этапах. Для обеспечения такого качества должны выполняться:

• определение в составе индикативного плана важнейших социально-экономических показателей развития Российской Федерации на очередной год;

• подготовка раздела о мерах государственного регулирования экономики;

• методическое руководство и координация работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития страны, регионов;

1 Подобное нередко случалось в советский период хозяйствования.

• согласование проектов с представителями национальных и территориальных органов исполнительной власти.

Возможная последовательность индикативного планирования, учитывающая эти рекомендации, представлена на рисунке.

Аналитические данные являются основой для формирования целей на планируемый период. Для низовых элементов производственных систем (ПС) -хозяйствующих субъектов - правительственные документы являются исходным моментом при выборе целей деятельности предприятия, определения в необходимых объемах и структуре ресурсов, их последующего распределения и использования.

Результаты прогнозирования являются исходной базой при формировании проектов бюджета, целевых программ и индикативных планов.

Процессы планирования и прогнозирования находятся в тесной взаимосвязи. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются.

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов индикативного планирования.

Индикативные планы, представляющие собой планы-прогнозы, составляются для оказания помощи хозяйствующим субъектам - предприятиям ориентироваться в стратегических задачах государства, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными научными организациями. В целевых ориентирах указываются измеримые показатели:

1) целевые ориентиры, позволяющие определить степень достижения целей;

2) целевые ориентиры, характеризующие степень решения задач [1].

В некоторых социально-экономических процессах прогнозирование может выступать отдельно от планирования как самостоятельная функция управления. Примером тому могут служить прогнозы социально-экономического развития, составляемые в процессе государственного управления российской экономикой на уровне страны и регионов.

В условиях рынка механизмы хозяйствования включают различные инструменты регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и на уровне государства, и на региональном уровне, и в сложных интегрированных комплексах, к которым можно отнести корпоративные формы ведения бизнеса. Одним из способов косвенного воздействия,

Примечание. АСАПСЭР - автоматизированная система анализа и прогнозирования структуры экономики региона.

Последовательность формирования индикативного плана структурной трансформации национальной и территориальных ПС

определяющим «правила игры» в деятельности хозяйствующих субъектов на различных уровнях хозяйствования, является бизнес-планирование.

В настоящее время методы индикативного и бизнес-планирования на государственном и региональном уровнях получили практическое применение России. В нашей стране основная масса литературы по этим видам планирования была издана в 1990-е гг. Этот факт сыграл решающую роль в осмыслении определений «индикативного планирования» и «бизнес-плана» на их теоретические и практические основы. Российская экономика в те годы лишь начинала переход от централизованно-директивного управления экономическими процессами к рыночному. Сознание специалистов и рядовых экономистов не было готово к восприятию новых способов хозяйствования, поэтому «индикативный план» и «бизнес-план» рассматривались изолированно. По мнению авторов, эти процессы взаимосвязаны, так как дополняют друг друга, опираются на одни и те же экономические цели, задачи и методы, направлены на достижение результатов, определенных в экономической политике страны. В отечественной практике, полагаем, требуется пересмотр подходов к формированию бизнес-планов, к пониманию той роли, которую они могут и должны сыграть в экономическом развитии.

Анализ литературных источников по бизнес-планированию показал, что. в них значительное место уделяется прогнозированию на уровне предприятия. Оно становится исходной фазой составления бизнес-плана [4].

В настоящее время индикативное и бизнес-планирование способствуют эффективной реализации экономической политики, имеют важнейшее значение для современного управления производством, тем более что в России пока нет сопоставимой изменившимся условиям системы планирования, особенно на микроуровне.

Применение индикативного планирования обеспечит косвенное регулирование деятельности автономных бизнес-единиц посредством определения приоритетных направлений развития корпорации, разработки соответствующих программ, позволяющих привлекать всех заинтересованных субъектов к участию в их реализации. Его целью является создание механизма регулирования, обеспечивающего с учетом взаимодействий с внешней средой максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов корпорации.

На первом этапе составления общенационального плана социально-экономического развития желательно установить тренды динамик важнейших показателей и межотраслевых пропорций. Для этого индикативные планы развития, разрабатываемые на уровне страны, регионов, предприятий, должны быть согласованы, иметь общую направленность на достижение поставленных целей (табл. 2).

Интеграцию, а она оказывается важнейшим элементом плана, можно формировать с применением АСАПСЭР (автоматизированной системы анализа и прогнозирования структуры экономики региона), что

Таблица 2

Взаимосвязь фаз индикатикативного планирования на макро-, мезо- и микроуровнях

Уровень

Макроэкономический уровень (индикативный план развития страны)

Мезоэкономи-ческий уровень (индикативный план развития региона)

Микроэкономический уровень (индикативный план развития предприятия)

Бизнес-план предприятия

Действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулировка целей социально-экономического развития страны. Выбор приоритетных направлений развития.

Прогнозы последствий структурной трансформации (сценарии развития). Оценка возможностей территорий. Определение ориентиров развития для каждого региона, сроков их достижения

Формирование территориальных целевых программ (на основе ориентиров развития, сформированных на уровне страны).

Оценка текущей ситуации, возможностей достижения ориентиров (при необходимости их корректировка). Построение прогнозов развития (сценарии и варианты).

Формирование (по отраслям) ориентиров развития для конкретных предприятий.

Определение методов поощрения предприятий, участвующих в реализации программ

Оценка ориентиров, полученных от региональных властей. Прогнозы изменения внешней и внутренней среды.

Оценка возможностей предприятия. Формирование плана развития предприятия, согласованного с ориентирами региональных программ

Разработка плана расширения масштабов хозяйственной деятельности. Оценка затрат и эффекта от реализации новаций.

Внедрение эффективных проектов в производство

было реализовано авторами в 1990 г. и эффективно использовалось все прошедшие годы до настоящего времени. Возможности АСАПСЭР рассмотрены в работе [2]. АСАПСЭР создавалась для использования в региональных предплановых исследованиях, но уже в начале 1990-х гг. были обнаружены возможности ее эффективного использования и в расчетах показателей индикативного плана федерального уровня, при прогнозировании последствий структурной трансформации межотраслевых комплексов, экономик субъектов РФ и т. д. Модульная структура этой системы позволяет комбинировать варианты ее применения, неограниченно расширяя ее целевые возможности. Предусмотрена и возможность прогнозных расчетов по разным траекториям экономического развития благодаря применению сценарного варьирования экзогенными показателями. В одной из первых публикаций об использовании АСАПСЭР [3] была показана логика проведения исследований по схеме «прогнозные результаты - анализ последствий от использования результатов - корректировка экзогенных переменных -прогнозные результаты - анализ последствий от использования результатов - корректировка экзогенных переменных и т. д.». Совокупность нескольких критериев позволяет выбирать рациональный вариант социально-экономического развития территориальной производственной системы.

После согласования показатели доводятся до регионального уровня управления. На нем принимались решения о том, какие направления общенациональной динамики являются приоритетными для выполнения конкретным регионом. Этот, второй, этап является связующим звеном государственной экономической политики и плановой работы на предприятии.

На третьем этапе плановые органы предприятий выбирают направления развития. Они анализируют рекомендации органа регионального управления, принимают во внимание и направленность федеральных и региональных целевых программ, учитывают налоговую политику, состояние внешней и внутренней среды предприятия, а также его производственные возможности. В результате формируется новый документ (индикативный) план, по которому и надо вести производственную работу.

Четвертым уровнем государственного планирования является разработка предприятиями бизнес-планов инноваций. В них плановые службы предприятий исследуют перспективы производства новых видов продукции, оценивают предполагаемые затраты и прибыль.

Далее будет обсуждена такая работа2, учитывающая особенности современной экономической политики РФ, конкретного региона и предприятия, функционирующего в нем.

Регион, на примере которого будут обсуждены главные положения ИП, был в числе субъектов РФ, подготовивших Стратегию социально-экономического развития на период до 2020 года. Стратегия была положительно отмечена Межведомственной комиссией Министерства регионального развития РФ. Предусматривались два сценария: «инерционное» развитие и «инновационно-прорывной путь». Администрацией региона был выбран второй сценарий, предполагающий структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

В соответствии со стратегией намечена среднесрочная программа экономического и социального развития территории до 2015 г., сформирована схема территориального планирования до 2015 г., до 2025 г., а также прогноз развития на 25-30 лет.

Во всех документах внимание было уделено социальной политике, ориентированной на общегосударственные и региональные программы; в составе вторых программ находилось и жилищное строительство. В рамках реализации этого направления предложен возможный вариант интеграции экономической политики со стратегическим планом развития конкретного предприятия. Суть идеи в следующем.

Рынок жилья в России характеризуется высоким спросом и отстающими от него темпами строительства, потому желательно использовать специфический резерв - деревянное домостроение. Прогнозом определено, что объемы строительства деревянных домов к 2015 г. увеличатся в 6-7 раз, а это потребует введения новых производственных мощностей за счет государственных и частных инвестиций.

Обсудим сущность планирования структурной перестройки экономики региона.

Средствами АСАПСЭР из множества изученных вариантов возможного развития региональной производственной системы выбран рациональный (т. е. обоснованный, удовлетворяющий конкретным критериям и ограничениям на ресурсы и темпы роста). Реально действующая (базисная) отраслевая структура (в статье рассматриваются сдвиги в отраслевой структуре, так как по ней проводилось

2 Исследование проведено авторами в 2010-2011 гг.

исследование) и ее обоснованный вариант выглядят следующим образом3.

Базисный вариант

1. Машиностроение - 0,3.

1.1. Машиностроение для лесной и деревопе-рерабатывающей промышленности - 0,12.

1.2. Машиностроение для производства электрического оборудования - 0,18.

2. Производство строительных материалов -0,13.

3. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 0,20.

4. Строительство - 0,07.

5. Другие отрасли - 0,30.

Рациональный вариант

1. Машиностроение - 0,33.

1.1. Машиностроение для лесной и деревопе-рерабатывающей промышленности - 0,14.

1.2. Машиностроение для производства электрического оборудования - 0,19.

2. Производство строительных материалов -0,15.

3. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 0,21;

4. Строительство - 0,10.

5. Другие отрасли - 0,30.

Для создания рациональной структуры некоторые отрасли (а точнее - предприятия отраслей) должны в плановом периоде изменить объемы производства до рационального уровня.

В данном примере машиностроение желательно в плановом периоде увеличить на 0,03 пункта, в том числе подотрасль 1.1 - на 0,02 пункта, 1.2 -на 0,01; производство строительных материалов -на 0,02; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность - на 0,01; строительство - на 0,03.

Пока отрасль (предприятие) динамично и расширенно воспроизводится, используя лишь собственные ресурсы, принципиальных трудностей у органа регионального управления нет; он лишь должен рекомендовать отрасли (предприятию) наращивать свой потенциал темпами, упоминаемыми в контрольных цифрах. А воспроизведение пропорции между отраслевыми объемами производства

3 Для анализа учета ретроспективных данных принята отраслевая структура классификации. В структуре упомянуты лишь отрасли, дающие наибольший вклад в объем регионального производства; для малозначимых отраслей (других) указана лишь общая сумма производимого продукта.

производно от показателей рационального варианта регионального развития.

Например, анализом выявлено, что динамические цепные темпы роста (ретроспективные за 3-5 лет от базисного года), рассчитанные по средней арифметической, были равны величине п; темп роста за последний предплановый год был равен величине, близкой к п. В этом простейшем случае темп роста в плановом периоде тоже может быть принят на уровне п. Случай, когда темп роста в последнем году значительно отличается от средней арифметической, представляется более сложным, проблематичным относительно достижения к нужному сроку рациональных значений, и поэтому необходимо вмешательство органа управления в процесс регулирования необходимой воспроизводственной динамики.

Это и позволяет назвать такой плановый процесс индикативным (указательным, указывающим). Динамика темпов роста «гладкой» не бывает, она всегда изменчива. Но амплитуду изменчивости надо и можно регулировать, не «позволять» ей «подниматься - опускаться выше/ниже» заданных величин (пределы допустимого «роста - падения»).

Возможно, эта фаза в индикативном планировании и оказывается решающей, так как теории экономического стимулирования расширенного воспроизводства в мировой экономической науке пока нет. В лучшем случае можно говорить лишь о некоторых рекомендациях и примерах реализации конкретных проектов. Все особенности стимулирования фиксируются в экономических соглашениях (договорах) между субъектами, участвующими в трансформационном процессе (в данном случае - процессе изменения отраслевой структуры в необходимом направлении).

В обсуждаемом примере каждая отрасль, упоминаемая в базисном и рациональном вариантах, представлена одним предприятием (объединением). Это упрощает распределение ресурсов между отраслями. Главными ресурсами - факторами производства являются капитальные вложения, трудовые, земля. В рассматриваемом примере региональный план производства соответствует арифметической сумме объемов производства на упомянутых предприятиях. Предположим, что эти предприятия таковы:

1) завод электротехнического оборудования;

2) лесопромышленное объединение «Леспромхоз»;

3) строительно-монтажное объединение;

4) завод «Деревомаш»;

5) завод КПД.

Для формирования рационального варианта развития правительство заключает с перечисленными предприятиями экономические соглашения, объединенные общей целью - строительство жилого поселка (одна из задач государственной экономической политики). В принципе участие региона в реализации ГЭП может быть гарантией получения при необходимости от Правительства РФ финансовой помощи. Взаимоотношения всех участников (5 предприятий-объединений и правительство региона) фиксируются в экономических соглашениях. Само содержание этих соглашений приводится далее.

Содержание соглашений между участниками процесса формирования индикативного плана. Участники:

1. Правительство региона (контроль и регулирование планового процесса).

2. Завод электротехнического оборудования (изготовление солнечных батарей).

3. Лесопромышленное объединение (продажа деловой древесины заводу «Деревомаш», участие в строительстве филиала завода электротехнического оборудования на территории лесного поселка).

4. Строительно-монтажное объединение (строительство дорог, промышленное и гражданское строительство);

5. Завод «Деревомаш» (изготовление дереводета-лей для строительства домов).

6. Завод КПД (изготовление деталей из бетона для строительства домов). Взаимоотношения участников:

1 ^ 2:

а) дотация заводу на проведение проектных работ (на документацию на изготовление солнечных батарей, финансирование строительства производственных объектов, необходимых для производства солнечных батарей);

б) долевое участие в строительстве филиала завода электротехнического оборудования в лесном поселке; в этом филиале позже будут производиться солнечные батареи);

2 ^ 4: солнечные батареи (поставка солнечных батарей в плановые сроки в необходимом количестве и последующий их монтаж в домах жилого поселка); 1 ^ 3:

а) дорога к лесному поселку (финансирование строительства дороги);

б) рабочие места (на новом предприятии-филиале их стало больше, чем было на ранее закрывшем-

ся предприятии-лесопункте в лесном поселке); 1 ^ 4:

а) отведение лесосеки в размерах, необходимых для планового производства оцилиндрованного бревна;

б) площадка (под строительство поселка);

в) заказ на строительство жилых домов;

3 ^ 5 строевая древесина;

4 ^ 1:

а) жилые дома, готовые к эксплуатации;

б) дорога к жилому поселку;

4 ^ 5: заказ на поставку оцилиндрованного бревна;

5 ^ 4: срубы, «столярка» в плановые сроки;

1 ^ 6: заказ на бетонные панели и фундаментные блоки;

6 ^ 4: панели, фундаментные блоки в плановые сроки и объемах.

Упомянутый жилой поселок строится на земле из государственного резерва: правительство, предоставляя эту землю безвозмездно для строительства, удешевляет последнее. Отношения правительства с другими участниками планового процесса следующие.

1. Правительство - заказчик.

2. Завод электротехнического оборудования проектирует и осваивает производство нового продукта -солнечных батарей, выполняет их последующий монтаж на жилых зданиях, участвует в создании филиала в лесном поселке, где функционируют предприятия лесопромышленного объединения (одно предприятие-лесопункт «закрылось», появилась «свободная» рабочая сила).

3. Лесопромышленное объединение заготавливает и передает заводу «Деревомаш» строительную древесину, участвует в строительстве филиала завода электротехнического оборудования в лесном поселке (запуск последнего ликвидирует «свободную» рабочую силу).

4. Строительно-монтажное объединение - генеральный подрядчик строительства жилого поселка, филиала завода в лесном поселке, автодороги от областного центра до жилого поселка, капитального ремонта автодороги от областного центра до жилого поселка.

5. Завод «Деревомаш» - изготавливает и продает генподрядчику дереводетали для домов жилого поселка.

6. Завод крупнопанельного домостроения - субподрядчик генерального подрядчика - изготав-

ливает и продает по установленному графику железобетонные детали для жилого и промышленного строительства.

Для изготовления деревянных домов необходим обработанный пиломатериал в виде: оцилиндро-ванного бревна - для устройства стен; бруса - для изготовления стропильных ног, ригелей, подкосов, бабок; доски - для устройства обрешетки под кровлю. Изготовление доски возможно на производимых на предприятии круглопильных станках. Прогноз максимально возможного объема производства на имеющемся оборудовании выглядит так: 2013 г. -1 764 м3, 2014 г. - 1 788 м3, 2015 г. - 1 810 м3 (во всех расчетах за базу принят одноэтажный дом размером 8 х 8 м).

Ожидается следующий расход пиломатериалов: оцилиндрованного бревна на несущие стены (без учета перегородок с учетом оконных и дверных проемов) понадобится 23,2 м3 при диаметре бревна 260 мм; стропильные ноги устанавливаются с шагом 110 мм из бруса сечением 150Ч100 мм; обрешетка выполняется из доски толщиной 25 мм с расстоянием между доской 80 мм. На конструкцию крыши и обрешетки требуется 3,3 м3. Всего же на один деревянный дом понадобиться 26,5 м3 готового пиломатериала. Прогнозное количество готовых домов, которое можно изготовить из перечисленных материалов, выглядит так: 2013 г. - 64 шт., 2014 г. - 66 шт., 2015 г. - 66 шт.

Такие объемы производства в существующих производственных условиях для наращивания объемов производства (свыше 1 764, 1 788 и 1 810 м3) предприятие должно дополнительно иметь средства на строительство и монтаж основных производственных фондов; объемы и сроки предоставления таких средств оговариваются в соглашении между региональной администрацией и предприятием.

Таким образом, расширяя свою производственную деятельность, предприятие реализует государственную экономическую политику. Прежде чем приступить к производству новых видов продукции, предприятие изучает направления социальной и экономической политики, федеральные и региональные целевые программы, возможность субсидирования проекта из бюджета, проводит мониторинг рынка. Следовательно, решение о запуске нового производства является результатом планирования.

Политика (в том числе и экономическая) должна планироваться. В настоящее время после отказа от использования методов ЦДП под планированием в РФ, естественно, подразумевается индикативное

планирование. Поэтому в тексте «опускается» слово «индикативное», остается лишь «планирование».

Процесс достижения показателей (ориентиров, приоритетов) экономической политики надо планировать. В ЦДП под подобными показателями подразумевались «Основные направления экономического и социального развития»; теперь же под ними могут подразумеваться, в частности, сроки и масштабы удовлетворения потребности в жилье российских граждан. Для решения этой задачи отраслевая структура4 хозяйства РФ, ее отдельных субъектов должна быть изменена (реструктуризирована, подвержена структурным сдвигам); отрасли, которые являются главными субъектами жилищного строительства, должны получить стимул для расширения своей главной деятельности. В связи с этим перед плановиком возникает вторая задача помимо необходимости планировать реализацию политики -планирование структурных сдвигов. И эта вторая задача естественным образом «отодвигает» на второе место первую задачу, можно говорить - вбирает в себя первую. Другими словами, планируя процесс структурных сдвигов, одновременно планируется процесс реализации экономической политики.

Список литературы

1. Дудкин В. В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии // Новостной портал «ЛИНК». 2009. URL: http:// besterons. ru.

2. Кузьбожев Э. Н., СмирновМ. А., ЧулаковД. А. Индикативное планирование в регионе (обоснование рациональной отраслевой структуры экономики). Курск: КурскГТУ, 2010.

3. Лузин Г. П., Кузьбожев Э. Н. Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку (прогнозы, анализы, варианты). Апатиты: Изд-во Кольского научного центра АН СССР, 1991.

4. Попов И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Электронный портал экономики труда. [Электронный ресурс]. URL: http://laboureconomics. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ясин Е. Г. Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика. М.: Новое издательство, 2004.

4 В настоящее время - структура по видам экономической деятельности, разбитая на отдельные производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.