Научная статья на тему 'Планирование как процесс экономической стабилизации и развития'

Планирование как процесс экономической стабилизации и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1381
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / DIRECTIVE PLANNING / INDICATIVE PLANNING / BUDGETING / DEVELOPMENT EVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Л. М.

В статье рассмотрены процессы директивного и индикативного планирования в разных странах мира. Установлено, что бедным странам директивное планирование дало значительно больше в экономическом развитии, хотя, как показывает опыт, только в долгосрочной перспективе. Сделан вывод о том, что в развитых странах в государственном планировании используется механизм координации действий и соблюдения интересов государства и других субъектов хозяйствования. Индикативное планирование предполагает определение государством наиболее перспективных долгосрочных целей развития с учетом имеющихся ресурсов, обосновывая задачи, методы и инструменты для реализации социально-экономической политики. Использование опыта многих стран в осуществлении планирования, как одной из функций управления, позволит Донецкой Народной Республике осуществлять устойчивое развитие с положительными темпами роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning as a process of economic stabilization and development

The article considers the processes of the directive and indicative planning around the world. It has been observed that directive planning significantly contributed to the economic development of poor countries, yet as experience has shown, it was only a long-term solution. It has been concluded that the state planning of developed nations used the mechanism for coordinating actions and serving the interests of the nation and economic agents. The indicative planning implies that the government chooses the most promising long-term development objectives, taking into account available resources and providing justification of the tasks, methods, and tools for implementing the economic and social policies. Learning from the experience of other countries in planning as a management function would allow the Donetsk People's Republic to pursue sustainable development with positive growth rates.

Текст научной работы на тему «Планирование как процесс экономической стабилизации и развития»

УДК 334.02:338.2

Л.М. КУЗЬМЕНКО, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены процессы директивного и индикативного планирования в разных странах мира. Установлено, что бедным странам директивное планирование дало значительно больше в экономическом развитии, хотя, как показывает опыт, только в долгосрочной перспективе. Сделан вывод о том, что в развитых странах в государственном планировании используется механизм координации действий и соблюдения интересов государства и других субъектов хозяйствования. Индикативное планирование предполагает определение государством наиболее перспективных долгосрочных целей развития с учетом имеющихся ресурсов, обосновывая задачи, методы и инструменты для реализации социально-экономической политики. Использование опыта многих стран в осуществлении планирования, как одной из функций управления, позволит Донецкой Народной Республике осуществлять устойчивое развитие с положительными темпами роста.

Ключевые слова: директивное планирование, индикативное планирование, программирование, бюджетирование, эволюция развития, рыночная экономика.

Kuzmenko L.M. Planning as a process of economic stabilization and development.

The article considers the processes of the directive and indicative planning around the world. It has been observed that directive planning significantly contributed to the economic development of poor countries, yet as experience has shown, it was only a long-term solution. It has been concluded that the state planning of developed nations used the mechanism for coordinating actions and serving the interests of the nation and economic agents. The indicative planning implies that the government chooses the most promising long-term development objectives, taking into account available resources and providing justification of the tasks, methods, and tools for implementing the economic and social policies. Learning from the experience of other countries in planning as a management function would allow the Donetsk People's Republic to pursue sustainable development with positive growth rates.

Keywords: directive planning, indicative planning, budgeting, development evolution.

Рассматривая опыт планирования во многих странах мира, следует обратить внимание на тот факт, что, как система, планирование основывается на универсальных подходах и особенностях национальной специфики. В различных

© Л.М. Кузьменко, 2017

странах и в разные периоды система планирования как таковая претерпевала изменения. Обзор и анализ мирового опыта планирования - директивного и индикативного - позволит выявить его эффективные моменты и использовать некоторые из них в становлении и управлении экономикой Донецкой Народной Республики. В развитых и успешно развивающихся странах система планирования основывается на законодательных процедурах, приоритетах в социально-экономическом развитии, институтах развития, механизмах реализации предлагаемых процедур. В последние годы на все происходящие процессы в экономике оказывают влияние требования рынка, конкурентная борьба и быстро изменяющиеся условия внешней среды.

Как отмечают многие специалисты, директивное планирование сыграло свою положительную роль в развитии экономик многих стран с разной степенью зрелости. Директивное планирование, относящееся к макроэкономическому планированию, в период нынешних изменений следует рассматривать как фундамент индикативного планирования. Диалектика планирования такова, что бедным странам директивное планирование дало значительно больше в экономическом развитии, хотя, как показывает опыт, это только в долгосрочной перспективе и до окончания основного этапа индустриализации.

Наиболее ярким примером директивного планирования была социалистическая экономика СССР. Планирование охватывало практически все сферы народного хозяйства, а планы принимались на уровне Правительства и Госплана СССР, министерств и ведомств. Одним из основных показателей был объем производства, а не объем продаж, который характерен для стран с рыночной эконо-

микой. Здесь уместно отметить, что капиталистические страны пришли к осознанию необходимости планирования на государственном уровне (макроуровень) только в 30-40-х годах прошлого века. Были признаны эффективными элементы макроэкономического планирования.

Экономика всех стран развивается в условиях существования и развития теории и практики. В ХУШ-Х1Х веке - это классическая теория макроэкономического равновесия; начало 20-х годов ХХ века - неоклассическая теория; кризисы 30-х годов родили кейнсианскую теорию, суть которой сводилась к необходимости регулировать экономику государством. Но позже в результате хронической инфляции, охватившей многие страны мира, стала очевидной неэффективность такой формы хозяйствования. Теорию Джонса М. Кейнса сменила теория М. Фридмана, получившая название монетаристской. Согласно такой теории решающим фактором общественного производства являются деньги. Поэтому в развитии экономики на основе теории, предложенной М. Фридманом, важную роль играет политика центральных банков. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой доминирует монетаристская идея регулирования экономики.

Целью статьи является анализ мирового опыта планирования и выявление эффективных моментов планирования в реализации директивных и индикативных планов на разных этапах развития государства. Речь идет о том, как продвинуть известную область знаний вперед, на новую территорию и предприятия, на ней расположенные. Эта область знаний в данном конкретном случае касается планирования.

Развитие научной экономической мысли, опыт макроэкономического пла-

нирования имеют глубокую историю, связанную с особенностями экономической системы. Спустя много лет, исследователи отмечали, что директивное планирование - это «не абсолютное зло и уж точно не метод угнетения населения, а вполне эффективный инструмент мобилизации народного хозяйства для перехода от слаборазвитой традиционной аграрной экономики к индустриализации» [1]. И на такой вид планирования стали смотреть иначе, чем в период командно-административной экономики. Все республики, входящие в состав СССР, использовали именно этот метод планирования, хотя после распада Союза результаты роста экономики у вновь образовавшихся самостоятельных государств были неодинаковы. Это относится и к бывшим странам СЭВ, а именно, активнее развивались более богатые страны.

Но наступал период, когда экономика стран, использующих макроэкономическое планирование, стала «тормозить». Причин этому много, однако наиболее существенные заключаются в слабой ориентации на внешний рынок и неконкурентоспособность производимой продукции. Требовалось реформирование, новая модель экономического управления, которая соответствовала бы четвертому технологическому укладу. Создаются новые субъекты экономики и в таких изменениях должны быть заинтересованы власть, бизнес и общество в целом. Должен быть баланс интересов, который характеризуется уже качественными показателями, и в результате появляется индикативное планирование. Суть этого планирования предполагает определение государством наиболее перспективных долгосрочных целей развития с учетом имеющихся ресурсов, а затем обосновываются задачи, методы и инструменты для реализации государствен-

ной социально-экономической политики. В научной литературе, посвященной вопросам индикативного планирования, однозначного и общепризнанного определения термина «индикативное планирование» нет. Однако суть его сводится к возможности использования механизма государственного регулирования экономики для достижения эффективного социально-экономического развития страны [2, 3, 4]. Следует согласиться с авторами, которые отмечают, что при различных структурных изменениях иногда важнее не форма собственности, а характер связей. Пример тому - страны Юго-Восточной Азии, в которых планы были не препятствием экономическому росту, а важным инструментом роста, хотя в экономике этих стран преобладала частная собственность.

Индикативное планирование является в рыночных условиях важным инструментом регулирования социально-экономического развития, осуществляя координацию действий государства, предприятий и домохозяйств. Такое планирование является способом привлечения различных субъектов рынка к взаимовыгодному сотрудничеству с государством. В современных условиях ни одно государство не обходится без индикативного планирования, используя различные подходы к его реализации. Выступая одновременно институтом государственного регулирования экономики и институтом саморегулирования, такое планирование нивелирует дефект рыночного механизма и прямого вмешательства в экономику. Используя существующие подходы к индикативному планированию, наиболее развитые страны мира в разное время своего исторического и экономического развития на практике доказывали возможность регулирования социально-

экономического развития страны в условиях рынка.

Франция одной из первых из западных стран применила индикативное планирование как метод воздействия государства на экономику, что потребовало формирования плановых органов. Главными стали Генеральный комиссариат планирования и отраслевые комиссии по модернизации. Индикативный план рассматривался как макроэкономическая модель перспективного роста с определенным набором показателей. Этому способствовала проводимая с 1958 г. политика Шарля де Голля. Государство начало осуществлять последовательную и жесткую политику, направленную на развитие всех отраслей промышленности, структурную перестройку, образование корпораций, широкое использование достижений научно-технического прогресса. Кроме того, к этому времени частный сектор стал достаточно крепким и поэтому возникла необходимость вмешательства государства в его деятельность с целью решения многих вопросов с позиций целесообразности государства. В экономической литературе такая политика получила название «дирижизма», когда государство вмешивалось в экономику, занималось активной предпринимательской деятельностью в национализированном секторе экономики. Во французском планировании до 80-х годов прошлого столетия выделяют три этапа, которые так или иначе теснейшим образом были связаны с обязательствами перед союзниками по разным блокам и участием Франции в некоторых войнах (Вьетнам, Алжир). Справедливости ради следует заметить, что именно участие Франции в западноевропейской интеграции положительно сказалось на ее экономическом развитии: объем промышленного производства в течение

1958-1968 гг. увеличился на 60%, производство продукции сельского хозяйства -на 66% [5]. К факторам, которые положительно сказались на развитии государственного планирования Франции, следует отнести те, которые способствовали развитию европейской интеграции. И еще следует указать на то, что для французского индикативного планирования характерен путь, когда гармонизация осуществляется не посредством плана государства, а с помощью плана нации, как пишут исследователи, который имеет индикативную инициативу и представляет путь между рыночной экономикой и централизованным плановым хозяйством. Французское планирование, как считают специалисты, похоже на планирование в крупных транснациональных корпорациях, которое основано на принципах диалога, консенсуса и согласования. Индикативное планирование государства предполагает обоснование целей, постановку задач, определение направлений и методов реализации проводимой социально-экономической политики. После того, как Одиннадцатый план во Франции не был принят (1993 г.), формально национальные планы не принимались, однако институт планирования не умер, а претерпел изменения. Организационно Генеральный комиссариат плана подчинен теперь Премьер-министру [6]. В соответствии с новыми законами изменилась система территориального планирования. Но государство по-прежнему определяет стратегические ориентиры развития. В настоящее время именно такое ведение хозяйства характерно для экономик многих стран. Эволюция французской системы индикативного планирования обусловлена целевыми установками развития экономики, начиная с задач послевоенной модернизации до задач поддержания экономиче-

ского роста и адаптации к изменяющейся мировой конъюнктуре.

С середины 60-х годов ХХ ст. в Германии начало осуществляться планирование в таких формах: среднесрочное финансовое планирование, региональное планирование и государственный индикативный план.

Надо отметить, что многие государства в 60-е годы для координации своей деятельности в области экономической политики и экономического роста использовали планирование, учитывая изменения в промышленности и социальной сфере. Кроме того, приближалась эра научно-технического прогресса, которая влекла за собой изменения не только в науке и технике, но и в структуре рабочей силы. Для США, например, 60-е годы ХХ столетия характеризовались так называемой программой «новых рубежей» с использованием рычагов бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики [7]. И такая политика принесла свои плоды: индекс промышленного производства в 1964 г. на 20% превысил уровень 1961 г.

Следует обратить внимание на тот факт, что в это время в США для обеспечения системы профессиональной подготовки и обучения специалистов, формирования программ для малого бизнеса, развития сельской местности и других направлений в экономике было организовано Управление экономических возможностей. Такой подход может быть рассмотрен как один из вариантов развития народного хозяйства Донецкой Народной Республики. Именно анализ сложившейся ситуации, строгое соблюдение всех правил и положений, формируемых законодательными актами, позволит выявить и реализовать экономические возможности, которые являются базисом для решения задач социального развития.

В развитых странах в государственном планировании просматривается своего рода механизм координации действий и соблюдения интересов государства и других субъектов хозяйствования. Опыт США дает представление развития индикативного планирования на основе бюджетирования, ориентированного на результаты. Суть такого планирования заключается в том, что все разрабатываемые программы единым документом не связаны, они взаимоувязываются между собой в процессе разработки, и плановые документы (программы, прогнозы, отдельные доклады) представляют общие контуры прогноза. Цель такого планирования заключается в правильном принятии решений об инвестициях, расходах на развитие государственных предприятий, а также о государственных расходах в целом для достижения поставленных задач. С 1977 г. административным правительством США внедрена система «зеро-бюджет». Ее внедрение предполагает, во-первых, обязательный пересмотр целесообразности ассигнований на каждую из реализуемых программ и, во-вторых, аналитическую оценку и рассмотрение альтернативных вариантов заявок на необходимые ресурсы. Такая система планирования имеет особенности, что отличает ее от других развитых стран: она не предполагает наличие единой общей программы, которая утверждалась бы правительством; федеральная администрация не разрабатывает инвестиционные планы; в правительстве США нет органов по планированию.

Система бюджетирования как форма индикативного планирования получила широкое развитие в странах с рыночной экономикой. Как известно, достаточно внимания уделялось внедрению бюджетирования и на предприятиях Украины в конце ХХ и в начале XXI века. Именно

такую форму планирования использовал завод по производству холодильников «Норд» (г. Донецк). Реализация такого подхода к планированию позволяет сделать вывод о том, что данная его форма успешно применялась и были получены достаточно впечатляющие результаты на предприятиях, которые внедряли новые современные методы управления с целью занять и удержать определенную нишу на международном и отечественном рынках, т.е. ориентир был - на результаты: крупные фирмы развивались, их конкурентоспособность росла. Этому соответствует тезис о том, что роль крупных компаний значительно важнее в развитии роли крупных стран; миру не известны крупные страны, которые разбогатели бы только при наличии мелких фирм в экономике государства. И тогда встает вопрос о поведении бизнеса, участии его в решении общегосударственных задач. В Южной Корее, например, наряду с предоставленными бизнесу льготами правительство в определенный период требовало отчеты о доходах, полученных от экспорта, т.е. бизнес находился «под присмотром» государства. В развивающихся странах, если неэффективно контролируются крупные предприниматели, они превращаются в олигархов. [8, с. 267]. Именно такая ситуация характерна для экономики Украины, в которой национальные интересы и интересы предпринимателей совершенно не совпадают.

Как считают китайские экономисты, в их стране планирование носит индикативный характер, основываясь на сочетании в этом процессе деятельности частного и государственного секторов экономики. Такой процесс начался в 2001-2005 гг., когда стал осуществляться переход к качественным показателям с учетом количественных и увеличился

уровень прозрачности информации при составлении планов. Следует отметить, что благодаря ранее существовавшему социалистическому планированию и программам рационализации удалось повысить конкурентоспособность предприятий, развитие которых соответствовало более прогрессивным технологиям. При этом развитие экономики страны соответствует определенной социально-экономической политике с возможностями воздействия государства на процессы для достижения заданных параметров [9, с. 156]. Известно, что в Китае компании государственного сектора, выпускающие продукцию, относящуюся к средствам производства, работают под надзором бюрократического аппарата планирования. Журналист и преподаватель Кембриджского университета Джо Стадвелл в своей книге «Азиатская модель управления» отмечает, что иностранным специалистам мало известно о китайском главном агентстве промышленного планирования. Китайские чиновники обычно принимают разумные решения, взращивая в госсекторе производителей, которые получают выгоду от связей с государственными научно-исследовательскими институтами. Существующий бюрократический аппарат планирования раньше недооценивался, так как он ассоциировался с прошлым коммунистическим правительством [8, с. 369].

В последние годы в Китае решаются проблемы «оптимального сочетания интересов центра и провинций». Регионы имеют широкие права в формировании своей финансовой базы, а отношения с центром поставлены на нормативную основу, чему способствует индикативное планирование. В государстве решение проблемы плана и рынка поставлено в зависимость от конкретных условий, ба-

ланса между спросом и предложением, учитываются особенности отраслей народного хозяйства.

В Японии планово-прогнозные расчеты основываются на результатах исследований реального состояния экономики. Для этой страны характерны особенности, связанные с окончанием военных действий. Важную роль в становлении экономики страны сыграли США, осуществляя новую политику по стимулированию экономического роста под названием «плана экономической стабилизации». Одним из примеров осуществляемых мер служит так называемый «эквивалентный» фонд, который наполнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, поставляемых ранее в порядке помощи. За так называемый оккупационный период японская экономика смогла создать прочный фундамент для дальнейшего развития. В последующем экономическом развитии используется теория Кейнса, модификация которой обеспечила эффективную индустриализацию страны. За короткий период Япония осуществляет качественный скачок в развитии, широко используя достижения научно-технического прогресса, что привело и к изменениям в государственном регулировании. В этот период развиваются межотраслевые комплексы; технологической основой становится диверсифицированное мелкосерийное производство; растет «индустрия знаний». Явно проступают черты смешанной экономики, характеризующейся централизованной и рыночной системами.

Для индикативного планирования Японии характерен план структурного содержания, означающий прогрессивную структуру экономики с целью завоевания лидирующих позиций на внешних рынках. Как и во Франции, большое значение придается логически и структурировано

увязанным документам, которые наилучшим образом отражают экономическую стратегию развития страны. Это позволяет с учетом избранной модели развития достигать поставленных целей и решать задачи в планируемом периоде. Специалисты утверждают, что план не противоречит развитию рыночных отношений, когда осуществляется руководство государственным сектором и вырабатываются ориентиры для частного сектора. При этом широко используется процедура согласований и консультаций с правительственными структурами и местными органами власти.

Для стимулирования развития новых наукоемких отраслей - информационных систем, робототехники, электроники - в Японии используются программно-целевые методы, сочетающие прогнозы научно-технического развития и необходимые меры прямого и косвенного государственного планового регулирования [10]. Целью такого поведения является, прежде всего, обеспечение стратегически важных технологий инвестициями, для чего определяются сферы активного государственного вмешательства. Реализовать такой подход позволяет индикативное планирование, являясь базовым ориентиром для частного сектора. Страна строит новую модель экономического роста, формируя сбалансированность внутреннего и внешнего спроса. Особое внимание уделяется так называемому интеллектуальному креативу, надеясь, что с помощью рекламы товаров и услуг удастся привлечь наиболее талантливые умы из-за рубежа. Следует обратить внимание на тот факт, что одновременно с реализацией модели экономического роста Япония реализует и диверсифицированную модель таких стратегических областей, как энергосбережение и защита окружающей среды, обеспечение

занятости и развитие человеческих ресурсов. Страна многое меняет в своих планах после природной катастрофы 2011 г. Анализ научно-практических подходов к осуществлению планирования позволяет сделать вывод о целесообразности использования опыта Японии в реализации принципа партнерских отношений между государственным и приватным сектором. Государство должно заставить предпринимателя преследовать экономические цели, а не только думать о личной выгоде. Этот момент является особенно важным для ДНР, когда институты государственности в Республике только формируются.

Подобно США в Великобритании в индикативном планировании используют доклады, прогнозы, программы, которые не связаны одним документом, хотя взаимоувязаны в процессе планирования. Великобритания развивается не на основе социального рыночного хозяйства, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития, что отличает ее от европейских стран [11]. Основное в таком подходе - это снижение роли государства в экономике. Отчасти этим объясняется выход Великобритании из ЕС, так как в противном случае ей пришлось бы отойти от принципов либерализма в экономике, прежде всего повысить уровень ее государственного регулирования и увеличить налоги. Бюджетное планирование, ориентированное на результат и используемое в Великобритании, предполагает увязывать распределение бюджетных ресурсов с намечаемыми расходами. Проводимая правительством политика, ориентированная на результат, призвана обеспечивать ответственность и эффективность в деятельности государственных органов.

Следует обратить внимание на публикацию Б.Х. Краснопольского [12] о со-

вершенствовании стратегического планирования в Великобритании - стране с развитыми рыночными отношениями. В самом докладе «Рамки политики национального планирования» «предписаны процедуры разработки планов согласования национальных, региональных и местных интересов социально-экономического развития». В докладе акцент сделан на территориальную составляющую и далее автор отмечает: «Этот документ может выступать в известной мере как образец усиления роли плановых начал в социально-экономическом развитии, свойственный всем развитым и развивающимся странам и отражающий нынешний этап их развития, когда разумное планирование занимает все более значимое место в управлении общественным развитием в новых условиях формирующегося миропорядка» [12, с. 168]. Проект доклада широко обсуждался в научных журналах и на страницах газет, а министр планирования Хон Грег Кларк отмечал следующее: «Планирование предназначено для содействия достижению устойчивого развития. Обеспечение лучшей жизни для себя не означает ухудшение жизни будущих поколений... Развитие означает рост. .Устойчивое развитие связано с положительными темпами роста, делая доступным при этом экономический, экологический и социальный прогресс и для современного, и для будущего поколений. Система планирования помогает это сделать. Устойчивое развитие должно быть ориентиром движения вперед без промедления - должна соблюдаться презумпция в пользу устойчивого развития, которая является основой для каждого плана и каждого решения... Для выполнения своей цели - содействие достижению устойчивого развития - планирование не должно сводиться просто к контролю» [13].

В Великобритании планирование осуществляется «снизу-вверх» с целью приближения политики к местным центрам принятия решений. Такой подход к планированию предполагает три фазы: выявление проблемы и установление намечаемых путей ее решения; согласование со всеми сторонами, заинтересованными в решении проблемы, что означает начало самого процесса планирования и, наконец, формирование пакета документов, направляемых в парламент. Сформированный таким образом проект после согласования с чиновниками и общественностью подлежит реализации. Это напоминает директивное планирование в СССР, при котором применялась процедура итераций, т.е. поэтапное согласование индивидуальных планов снизу. Отличительная особенность состоит в том, что для реализации таких планов использовались административно-командные методы. Надо отметить, что в тех экономических условиях директивное планирование успешно себя реализовало.

Другая форма индикативного планирования в виде бюджетирования, ориентированного на результат, используется в Нидерландах и Новой Зеландии. В Нидерландах система бюджетирования, ориентированная на результат, предполагает наличие документа со статусом основного политического документа правительства [14]. В документе обозначены цели правительства и способы их достижения, а также бюджетная политика и выделяемые для ее реализации финансовые ресурсы. Опыт Нидерландов интересен тем, что при планировании оценивается вклад организаций, участвующих в этом процессе, с помощью так называемых «схем межведомственной деятельности».

В Новой Зеландии применяют систему контрактов между министерствами

и департаментами. Общие цели экономического развития устанавливает правительство, конкретные цели и задачи с количественными показателями - министерства. Новозеландская модель государственного планирования ориентирована на результат.

Выводы

В большинстве стран планирование постоянно адаптируется к изменяющимся условиям в экономике под влиянием внешних и внутренних факторов. Индикативное планирование, получившее развитие во многих странах мира, доказало свою эффективность в качестве важного механизма государственного регулирования рыночной экономики. В этой связи изучение опыта разных стран и его оценка с точки зрения возможности использования представляет значительный интерес. Индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, прогнозирование, бюджетирование, программирование и другие процедуры на всех уровнях управления. Многие страны добились существенных результатов не только в связи с либерализацией своей экономики, но и в связи с осуществлением макроэкономической стабилизации и созданием рыночной инфраструктуры. Изучение и использование зарубежного опыта обусловлено необходимостью планирования, увязывающего в рамках государственного управления вопросы развития экономики в целом, ее отдельных отраслей и сфер деятельности. В итоге такой подход будет способствовать выбору оптимальной модели управления Республикой. Кроме того, зарубежный опыт может оказать помощь в формировании новой системы согласованных плановых разработок, соответствующих реалиям жизни в специфических ее условиях, когда не-

обходимо соответствовать и рыночным условиям, и новым вызовам времени.

Список использованной литературы

1. Домнин, С. Апология первой ступени [Электронный ресурс] / С. Домнин. - URL: http://expert.ru/ kazakhstan/ 2012/29/apologiya-pervoj -stupeni/.

2. Павлов, Л.П. Индикативное планирование как инструмент управления экономикой / Л.П. Павлов // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 95. - С. 59-65.

3. Глазьев, С.Г. Как совершить рывок [Электронный ресурс] / С.Г. Глазьев. - URL: http: // www. glazev.ru/ econom-polit/350/.

4. Андрушкевич, О.А. Индикативное планирование в экономиках разного типа [Электронный ресурс] / О.А. Андрушкевич. - URL: http:// www.kapital_rus.Ru/articl/199716 / # a1.

5. Особенности экономического развития ведущих европейских стран [Электронный ресурс]. - URL: http:// banauka.ru/4032.html.

6. Конституционное право государств Европы / под ред. Д.А. Кова-чева. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 320 с.

7. История экономики [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gumer.info / bibliotek_Buks / Ekonom/ lstEk/09.php.

8. Стадвелл, Д. Азиатская модель управления: Удачи и провалы самого динамичного региона в мире: пер. с англ./ Джо Стадвелл. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 536 с.

9. Дзинь, Вэнь Ли. Роль государственного регулирования в экономике Китая / Дзинь, Вэнь Ли // Вопросы экономики. - 1997. - №7. - С. 154-162.

10. Хлынов, В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии / В.Хлынов // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 8. - С. 18-25.

11. Особенности макроэкономической модели развития Великобритании [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ekonomi .-web. org.

12. Краснопольский, Б.Х. Пространственно-экономическое планирование: опыт Великобритании (о докладе «Рамки политики национального планирования») / Б.Х. Краснопольский // Пространственная экономика. - 2012. -№ 2. - С. 168-173.

13. National Planning Policy Framework Electronic resonke / Département for Communities and Local Governement. March 2012. Available URL: http: // www.communities.gov.uk / documents / planningfndbuilding/pdf/2116950.pdf.

14. Каримова, Д.А. Мировой опыт планирования и прогнозирования в условиях рынка / Д.А. Каримова // Вестник КазЭУ. - 2011. - № 5. - С. 5-9.

Статья поступила в редакцию 27.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.