АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© Бондаренко Н.Ю.*
Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог
В статье рассмотрены некоторые подходы к определению индикативного планирования и его роли в социально-экономическом развития государства. Охарактеризованы основные функции индикативного планирования и инструменты его реализации.
Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по-существу в мире нет. Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации
Без планирования невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или даже противоречащие друг другу [1].
Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как о ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции, в современной же капиталистической экономике функции государства «на порядок» глубже и разнообразнее. Во-первых, государство само является крупнейшим предпринимателем, обеспечивая широкомасштабное производство благ [2]. Во-вторых, оно выступает в роли потребителя: «... Зарубежный опыт подсказывает, что именно в странах с высокоприватизированной экономикой велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок [3]. В-третьих, оно регулирует деятельность частных предприятий с помощью законодательства и администрирования.
Таким образом, противопоставление государства и рынка бессмысленно, и поиск принципиальных ответов на вызовы времени «в рамках парного соотношения «государство-рынок» не отражает реальной ситуации в обществе и непродуктивен ни для науки, ни для практической деятельности. Эти категории вообще вряд ли можно рассматривать как парные» [4].
* Преподаватель кафедры «Экономики и финансов».
С таких методологических позиций и следует, очевидно, рассматривать вопрос о применимости в рыночной экономике планирования, дебатируемый в зарубежной и российской литературе. Серьезные западные авторы подчеркивают, что с рынком несовместимо лишь директивно-централизованное планирование, но никак не индикативное планирование или программирование экономики [5].
В современном развивающемся рыночном хозяйстве различных стран мира, все большую роль начинает играть экономическое программирование или, иными словами, индикативное планирование (ИП), которое представляет собой национальный план страны с макроэкономическим обоснованием показателей экономики и мерами регулирования экономических процессов при неизменности принципа самостоятельности хозяйствующих лиц [6]. Экономическое программирование является индикативным, т.е. рекомендательным, поскольку показатели программ представляют собой не задания, а общие ориентиры для деятельности как государственных, так и негосударственных субъектов управления экономикой.
С определённой долей условности можно выделить некоторые подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его функции и инструменты реализации.
В соответствии с первым подходом, индикативное планирование рассматривается как макропланирование при самостоятельности предприятий.
«Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов» [7].
Второй подход определяет индикативное планирование как процесс ориентирования частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. «... разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и моби-лизирующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах» [8].
В основе следующего подхода к пониманию сущность индикативного планирования лежит определение, в соответствии с которым - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного «игрока» в рыночной системе - государства.
И, наконец, четвертый подход характеризует индикативное планирование как механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.
Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т.е. предполагает согласование деятельности цен-
тра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией ме^ду правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.
Демонстрируя почти полное единодушие в признании необходимости дополнения механизма рыночного регулирования рычагами государственного управления и подчеркивая при этом необязательный характер правительственных программ для частного сектора, экономисты расходятся уже в определении понятия «планирования». Обычно, когда речь идет о «планировании» в условиях капиталистической экономики, принято употреблять термин «индикативное планирование». Однако под общим названием скрывается множество дифференцированных толкований этого явления в теории и практике государственно-монополистического вмешательства в экономический процесс.
Так, по определению одного из основоположников индикативного планирования Я. Тинбергена, «наиболее характерными чертами планирования являются следующие три: план направлен в будущее, т.е. требует его предсказания; он основан на определенных целях, которые должны быть точно установлены для осуществления планового процесса; он предполагает координацию средств экономической политики, используемых для достижения целей» [9].
Таким образом, можно выделить составные элементы индикативного планирования - прогноз, постановка целей, координация необходимых государственных мероприятий.
В соответствии с характеристикой П. Массе, индикативный план, выражая «коллективную волю», является одновременно основой и центральным инструментом стратегии будущего развития, поскольку он, с одной стороны, должен служить ориентиром для всех «принимающих решения, а с другой - обеспечивать координацию их действий» [10].
Резюмируя все вышеизложенное, индикативное планирование можно дефинировать как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развитая и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана [2].
Теоретическое исследование существующих подходов к определению сущности ИП позволило определить функции и инструменты реализации ИП (табл. 1).
Таблица 1
Функции и инструменты реализации ИП
Функции Инструменты реализации
Координирующая - согласование действий, обмен планами между предприятиями и органами государственной власти всех уровней
Информационно-ориентирующая - разработка и реализация планов развития государственного сектора; - разработка бюджета; - разработка прогнозов и установление макроэкономических параметров; - разработка и реализация инвестиционных программ
Мотивационная - предоставление льготных кредитов, гарантий под инвестиции; - заключение инвестиционных соглашений, предусматривающих взаимные обязательства государства и инвесторов в осуществлении крупных инвестиционных проектов
Именно координирующая функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация и мотивирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования. Равноправное взаимодействие государственных и хозяйствующих единиц конституирует индикативное планирование. Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлеченность в плановый процесс предприятий и их объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации.
В условиях противоречивости интересов частного и государственного сектора, порождающих высокий уровень неопределенности принятия решений на перспективу, представляется возможным сгладить эти противоречия и разработать план дальнейшего развития, приемлемый для всех участников.
В самых общих чертах индикативное планирование выступает в качестве совокупности процедур согласования (координации) процессов:
- макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
- мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
- микропланирования, реализуемого в планах предприятий.
Индикативный план - это комплексный документ, отражающий в виде
конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы [11].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что общая задача индикативного планирования состоит в реализации экономической стратегии развития страны, а также целенаправленной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития
страны, региона и города. Оно выступает механизмом реализации стратегии развития на макро-, мезо- и микроуровне.
Список литературы:
1. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / Под ред. В.И. Кушлина. - М.: изд-во РАГС, 2005. - С. 256.
2. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование - механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // РЭЖ. - 1998. - № 6. - С. 44.
3. Лобанова Е., Шелемина И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования // Вопросы экономики. - 1991. - № 7. - С. 96.
4. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 7.
5. Даллаго Б. Есть ли будущее у макропланирования в Восточной Европе? // РЭЖ. - 1992. - № 3.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: уч. пособие. - М., 2002. - С. 186.
7. Иванов. Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист. - 1993. - № 9. - С. 3.
8. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. - 1994. - № 4. - С. 90.
9. Tinbergen J. Central Planning. New Haven and London, 1964. - P. 8.
10. Индикативное планирование в стратегии экономического развития России. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. Выпуск № 8 (13). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 26.
11. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук., проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005. - С. 94.
ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ И ^ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ СПОСОБНОСТИ И НАВЫКИ В КОРПОРАТИВНОМ РОСТЕ
© Кузьмин С.С.*
ООО «Строительные и дорожные машины», г. Москва
Корпоративный рост, результирующая которого проявляется как рост прибыли компании, как правило, рассматривается собственниками и менеджментом в качестве важнейшей цели существования и развития фир-
* Генеральный директор, кандидат технических наук.