за пределами передела
сущность и особенности формирования
логистических инфрасистем
По мере стремительно набирающих силу процессов международного разделения труда, под воздействием технического прогресса и других факторов, характеризующих современную цивилизацию, значительно возрастают не только масштабы, но и степень связности и взаимообусловленности производительных сил. В результате все большее число хозяйственных и других общественных структур превращается в открытые, а затем и «сквозные» системы, которые в отличие от закрытых систем, характерных для индустриальной эпохи, обнаруживают объективную тенденцию перерастания в более сложные новообразования - инфрасистемы (инфраотрасли).
Винфрасистемах исчезают препятствия, технологически и экономически разделяющие производственную и непроиз-
_ водственную сферы хозяйствования. С одной
_ стороны, это происходит благодаря единству
производственных и инфраструктурных пото-
_ ковых процессов, с другой - возрождению ав-
_ тономности, «делимости», подвижности и гибкости всех элементов и частей подобных сис-
_ тем. Такого рода системные новообразования,
_ которые в результате глобализации приобрета-
_ ют форму интегрированных объединений в
виде корпоративных и ассоциативных рыночных структур, требуют для своего эффективного функционирования и развития современ-Чернова Д.В., ных форм и методов управления на базе имею-
Казарновский А.С. щихся информационных технологий, адекватных сложности и разнообразию подобных
Таблица 1 Сопоставление архитектоники организаций
Процессы Традиционная организация Организация в инфрасистемах
Культура Ориентирована на производство, агрессивные методы сбыта Ориентирована на стратегические факторы успеха, предвидение (гибкость, создание потребностей, диалог)
Система Долгосрочное планирование управления Стратегическое планирование/ стратегическое проблемное управление
Управляющие Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, Предпринимательская инициатива, проконтролировать генерирование нововведений, лидерство
Формы контроля Контроль сложившейся деятельности Стратегическое планирование
Организационная структура Централизация, неизменность в течение продолжительного времени существующей иерархической модели По проектам, матричная, центры прибыли; динамичная
Потребность в ресурсах Ситуационно, в условиях неопределенности Точное прогнозирование
Группировка ресурсов Широкая номенклатура, сегментация рынка Индивидуальное партнерство, логистические методы АБС, EUT-анализа
Выбор поставщика Случайный выбор Ресурсные вложения, партнерство
Способ закупок Независимые закупки на рынке Интеграция
Информация Тенденция спроса и прибыльности Новые проблемы и возможности
Власть Сосредоточена в производстве и маркетинге Сосредоточена в руководстве НИОКР, новых предприятиях
Принятие решений Случайное Детерминированное
Ценовые риски Зависимость от рынка Хеджирование
все протекающие _в инфрасистемах процессы, особенно „поточные, следует
_рассматривать
комплексно, _отказавшись от
_традиционного
_стремления
к улучшению работы локальных
_структурно-
функциональных _подразделений
кие структуры). Однако и в том, и в другом случаях наблюдается открытость однозвенных систем по отношению к внешней среде, даже при сохранении их экономической и юридической самостоятельности.
К многозвенным инфрасистемам относят такие фирмы, которые в той или иной форме (корпоративных или ассоциативных объединений) интегрируют несколько технологически взаимосвязанных (смежных или сопряжен-х) предприятий-производителей конечного дукта. Организационно и экономически оформлены в достаточно обособленные, разобщенные по территориальному признаку структуры (со своей производственной программой, режимами работы и производственными показателями, своим руководством, а во многих случаях и со своими центрами затрат и прибыли). Такого рода инфрасистемы характерны для производственно-хозяйственных комплексов, например, для топливно-энергетического, строительного, агропромышленного, продовольственного.
Естественно, что организация управления внутренней и внешней инфраструктурной деятельностью должна осуществляться с использованием разной методологической базы. Это, прежде всего, относится к многозвенным системам, оформленным в рамках единой собственности, и инфрасистемам, в которых производственные и обслуживающие их непроизводственные структуры сохранили статус экономически и юридически независимых собственников. В последнем случае наиболее актуальной и трудной проблемой управления становится нахождение поля взаимных интересов и возможных компромиссов для всех участников-собственников многозвенной инфраструктуры.