Научная статья на тему 'Сущность и особенности экономической категории «Интеграция»'

Сущность и особенности экономической категории «Интеграция» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3669
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / INTEGRATION / INTERNATIONAL TRADE / PRODUCTION EFFICIENCY / ECONOMIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилов М., Абдуллаев М. М.

Интеграционная деятельность в Таджикистане должна осуществляться по наиболее эффективным направлениям, основными из которых являются участие в международных экономических организациях, осуществление многостороннего взаимодействия с другими государствами и, по возможности, либерализация внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and characteristics of the economic integration category

Integration activities in Tajikistan should be made in the most effective ways, most important of which are involved in international economic organizations, the implementation of multilateral cooperation with other states and possible liberalization of foreign trade and attracting foreign investment.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности экономической категории «Интеграция»»

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ИНТЕГРАЦИЯ»

М. ИСМАИЛОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории факультета кибернетики, Худжандский государственный университет им. акад. Б. Гафурова, 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, проезд Б. Мавлонбекова, д. 1;

М.М. АБДУЛЛАЕВ,

ассистент кафедры «Налоги и налогообложение»

факультета «Финансы»,

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 17-микрорайон, д. 1

Интеграционная деятельность в Таджикистане должна осуществляться по наиболее эффективным направлениям, основными из которых являются участие в международных экономических организациях, осуществление многостороннего взаимодействия с другими государствами и, по возможности, либерализация внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций.

Ключевые слова: интеграция; международная торговля; эффективность производства; экономические интересы.

Integration activities in Tajikistan should be made in the most effective ways, most important of which are involved in international economic organizations, the implementation of multilateral cooperation with other states and possible liberalization of foreign trade and attracting foreign investment.

Keywords: integration; international trade; production efficiency; economic interests.

Коды классификатора JEL: G15.

Прежде чем говорить о проблемах международной экономической интеграции Таджикистана, необходимо дать определение понятию «интеграция». Существует большое количество определений понятия «интеграция», в данной статье рассмотрим некоторые из них.

Интеграция (от лат. integer — целый) — означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственнотехнологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных

© М. Исмаилов, М.М. Абдуллаев, 2010

TERRA ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

стран, ведущее к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется прежде всего в постепенном создании «общего рынка» — в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Если первая половина XX в. стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х гг.) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х гг.) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Международное разделение труда — это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.

Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы — на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы, и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок (рис. 1).

Вовлеченность в интеграционные процессы Республики Таджикистан в мировое хозяйство показывают нижеследующие данные: табл. 1 и 2.

Как видно из таблицы 1, начиная с 2002 г. до 2007 г., экспорт и импорт увеличиваются, но уровень импорта превышает над экспортом, но в плане услуг в 2007 г. уровень экспорта превысил над импортом.

Таблица 1

Экспорт и импорт товаров по Республике Таджикистан (млн долл. США)

2002 г 2003 г 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

экс- порт им- порт экс- порт им- порт экс- порт им- порт экс- порт им- порт экс- порт им- порт экс- порт им- порт

736,9 720,5 797,2 880,8 914,9 1 191,3 908,7 1 330,1 1 399,0 1 725,4 1 468,1 2 547,2

Себестоимость единицы I товара

------!------■-------------------*- Количество

о *52 произведенной продукции

Рис. 1. Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие, высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются

Таблица 2

Экспорт и импорт международных услуг за 2007 г. по территориям Республики Таджикистан (тыс. долл. США)

Территория Экспорт Импорт

Всего по Республике Таджикистан 338 849,483 93 275,758

в том числе:

Горно-Багдашанская автономная область — —

Согдийская область 4 022,586 16 434,795

Хатлонская область 980,314 210,762

г. Душанбе 125 263,293 76 359,203

Районы республиканского подчинения 208 583,290 270,998

Как видно из таблицы 2, за 2007 г. экспорт международных услуг по Республике Таджикистан намного превышает импорт, на 245 573,725 тыс. долл. США. Это свидетельствует о том, что Таджикистан может сделать определенный вклад и вступить в международную интеграцию.

Экономические предпосылки интеграции Таджикистана в международную экономику можно сформулировать следующим образом:

• Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости Таджикистана и других интегрирующихся стран.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. В то же время и в тех и в других интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы, до тех пор пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географическая близость Таджикистана и других интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран, ставших инициаторами интеграционного объединения, — интеграционному ядру, подключались другие соседние государства.

• Общность экономических и иных проблем, стоящих перед Таджикистанном в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко

приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.

Эффективная интеграция Таджикистана в мировое экономическое пространство является неотложной задачей развития ее государственности и экономики. Но для того, чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, необходимо осознать и реализовать несколько важных исходных положений. Существует ряд необходимых преобразований для интеграции Таджикистана в мировое хозяйство и развития его внешнеэкономических отношений:

1. Выработка механизма внешнеэкономических связей:

— на макроуровне — общегосударственном;

— на микроуровне предприятий;

— на глобальном и региональном уровнях путем участия в специализированных и многоцелевых экономических международных организациях.

2. Энергетическое самообеспечение является одним из главных условий независимости. Достичь его Таджикистан может, если возьмет курс на модернизацию наличных и сооружение новых экологически чистых угольных электростанций, на развитие собственного энергетического машино- и котлостроения, эффективное использование энергоресурсов, применение энергосберегающих технологий, воспользовавшись отечественными научными и производственными достижениями развитых стран.

3. Так как Таджикистан имеет как природные, исторические, так и техникоэкономические ресурсы, он является носителем огромного экономического потенциала. Но территория Таджикистана слабо изучена в геологическом и гидрогеологическом аспектах. Дальнейшее исследование поможет более продуктивно использовать ресурсные возможности страны.

4. Уровень развития производительных сил является одним из тех техникоэкономических факторов, которые в наибольшей мере способствуют интеграции Таджикистана. Развивая мощность производительных сил, Таджикистан может быть достойным партнером в мировых экономических связях.

5. Одними из важнейших критериев реализации экономических интересов страны являются обеспечение более высокой экономической эффективности отраслей ее национальной экономики, минимизация затрат общественного труда.

Успех интеграции Таджикистана в мировое хозяйство зависит от четкой, взвешенной внешнеэкономической политики, которая подразумевает под собой весь комплекс проблем, связанных с внешней торговлей, инвестиционным и научнотехническим сотрудничеством, обеспечением экономической безопасности. Главная цель государственной внешнеэкономической политики заключается в создании ряда условий для долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей:

1. Национальное экономическое процветание, которое основывается на высоком уровне производительности труда.

2. В отраслях конкурируют фирмы, а не страны.

3. Динамичное обновление ведет к устойчивым конкурентным преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

4. Конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на протяжении десятилетий или более продолжительного срока.

5. Страны добиваются преимуществ благодаря своим расхождениям, а не сходству.

Важным стратегическим шагом на пути к созданию механизма внешнеэкономических связей Таджикистана является заключение договоров и соглашений как с молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и с многими странами Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки.

Также для активного включения в интеграционные процессы Таджикистану необходимо развивать региональное сотрудничество, базирующееся не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и на налаживании производственно-кооперационных и научно-технических связей.

Таким образом, интеграционная деятельность в Таджикистане находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Таджикистана.

В дальнейшем интеграция Таджикистана в мировую экономику требует радикальных рыночных преобразований во всей внутренней хозяйственной системе, которые способствовали бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности страны.

Интеграция Таджикистана должна проходить по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность стране обеспечить достаточный уровень стабильности экономики и благополучия населения. По мнению различных ученых, существуют следующие пути эффективной интеграции, в частности Таджикистана, в мировое хозяйство:

1. Определение специфических сфер сотрудничества со странами других континентов. Данное сотрудничество должно осуществляться на отраслевой основе, и особенно в научно-технической, энергетической, продовольственной и экологической сферах. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Таджикистана к соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам.

2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве, которое начинает формироваться. При этом необходим переход к рынку и определение отраслей производства, которые будут составлять профиль международной специализации экономики Таджикистана. Стимулирование этих отраслей и производства методами рыночной экономики покажет приоритеты изменения в народном хозяйстве. Решение указанных задач в подобном контексте возможно на принципе общности интересов европейских стран в обеспечении политической стабильности, создании условий для эффективного функционирования общеевропейского экономического пространства, а также решении стоящих перед всеми государствами континента экологических проблем.

3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС, ее отдельными специализированными образованиями, которое все больше и больше будет стимулировать процесс включения экономики Таджикистана в континентальные хозяйственные структуры и взаимосвязи. Нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы именно со странами ЕС Таджикистан

установил наиболее тесные контакты по международному кооперированию производства на уровне основного хозяйственного звена в виде совместных предприятий, других форм экономического взаимодействия.

4. Либерализация внешней торговли, которая способствовала формированию основных инструментов рыночного механизма, установлению связей между внутренними и внешними ценами, включению отечественных товаропроизводителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства.

5. Выработка четкой позиции участия в Международном валютном фонде, Мировом банке реконструкции и развития, Генеральном соглашении по торговле и тарифах, Международной организации труда, Всемирной организации торговли, так как данные организации являются ключевыми в международной финансовой, торговой и социальной регуляции.

6. Привлечение иностранного капитала в уже функционирующие хозяйственные объекты и создание иностранными инвесторами фирм и предприятий на территории нашей страны. Подобные формы экономических отношений содействовали бы вводу в производство современных технологий, предоставили бы импульс прогрессивным сдвигам в хозяйственной структуре Таджикистана, обеспечили бы выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.

Таким образом, выбор направления интеграции Таджикистана будет в основном зависеть от стратегических целей, которые будет преследовать страна на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Таджикистана, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию страны в мировое хозяйство.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основные социально-экономические параметры. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой:

развитие производительных сил <-> международное разделение труда <-> интернационализация производства и капитала <-> экономическая интеграция.

На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора: научно-технический прогресс и транснациональные корпорации.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения указанных ниже этапов в становлении и развитии экономической интеграции (табл. 3):

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Таблица 3

Формы и этапы интеграционных процессов

Тип интеграции Признаки

1 Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам у каждого — своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС

3 Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики выравнивание экономических показателей и т.д.

4 Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах

5 Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: ■ согласованное (совместное) плавание национальных валют; ■ установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; ■ создание единой региональной валюты; ■ формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения

6 Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: ■ общая налоговая система; ■ наличие единых стандартов; ■ единое трудовое законодательство и т.д.

Таджикистан только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Таджикистана будут характерны следующие основные проблемы:

1. Таджикистан еще не определился в полной мере с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей и направлений интегрирования в нее Таджикистана.

2. Очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиции активного конкурентного противостояния на мировом рынке.

3. Существуют некоторые противоречия регионального характера, устранение которых возможно только на долгосрочных договорных началах.

4. Попытки активного общения и диалога с международными экономическими и финансовыми институтами — как гарантами вхождения Таджикистана в мировой рынок и обновления экономики — пока влекут за собой неадекватную реакцию широких кругов общественности.

Считаем, что для преодоления основных проблем на пути интеграции Таджикистана необходимо:

1. Выработать четкую социальную и экономическую политику прихода к рынку, которая основывалась бы на целях и перспективах развития нашего государства.

2. Создать в Таджикистане структуры, которые бы обеспечивали и координировали функционирование внешнеэкономического комплекса, а также всей инфраструктуры внешнеэкономических связей (страхового и информационного обслуживания, судебных и арбитражных органов).

3. Активно включаться в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их сбалансированности с другими, существующими в мировом экономическом пространстве.

4. Следует четко определить ориентиры нашего государства в развитии его внутренней экономики, и в поисках его будущего места в мировом хозяйстве.

Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Таджикистана в мировое хозяйство требуются глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе нашей страны.

На сегодняшний день интеграция Таджикистана в мировое хозяйство является необходимым процессом становления и развития экономики страны, гарантом обеспечения благополучия Таджикистана.

В Таджикистане, как в молодом независимом государстве, экономическая интеграция только набирает темпы роста. Для Таджикистана существуют следующие положительные черты активизации интеграционной деятельности:

1. Увеличение доли сотрудничества Таджикистана с экономически развитыми странами в научно-технической и производственной сферах.

2. Значительный рост инвестиционной привлекательности страны вследствие открытости ее экономики для иностранных инвесторов.

3. Ускорение преобразований в экономической системе страны и перехода ее к рыночным отношениям.

Но, наряду с положительными, следует отметить и отрицательные черты интеграционных процессов в Таджикистане:

1.Повышение зависимости экономики страны от мировой политической и экономической ситуации.

2. Возможность снижения конкурентоспособности отечественной продукции вследствие неспособности товаропроизводителей работать по мировым стандартам.

3. Превращение Таджикистана в сырьевой придаток развитых стран при преобладании экспорта не готовых товаров, а сырья и полуфабрикатов для дальнейшего производства. В условиях глобализационных процессов региональное и субрегиональное сотрудничество имеет исключительно важное и непреходящее значение.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Рассуждая о «Содружестве Независимых Государств», его эволюции и перспективах, следует иметь в виду, что в данный термин вкладывают два разных содержания. С одной стороны, СНГ — это регион, охватывающий 12 новых независимых государств из числа 15 бывших союзных республик СССР (без трех стран Балтии, уже вступивших в ЕС и НАТО). Речь идет о сузившейся территории СССР, как известно, занимавшего до своего распада в декабре 1991 г. шестую часть суши. Суммарная территория, на которой расположены страны Содружества, в настоящее время составляет 22,249 тыс. кв. км, и на ней проживают 279 млн человек (5% населения мира).

Здесь сосредоточены 10% мирового промышленного потенциала и 25% базовых видов природных ресурсов. Разведанные запасы полезных ископаемых на территории стран СНГ оцениваются примерно в 40 трлн долл. Существенна роль этих стран в мировой добыче топливно-энергетических ресурсов, особенно газа, нефти и угля. Так, на начало 2005 г. их доля в доказанных мировых запасах «черного золота» составляла 10,2%, а в мировой нефтедобыче — 14,4%; в отношении газа соответствующие показатели — 32,0% и 27,5%, угля — 25% и 7,9%.

Площадь сельхозугодий в рассматриваемом регионе достигает 524 млн га, или 11% мировой территории, но благоприятные условия для агропроизводства имеются лишь на четвертой части этих площадей. Тем не менее доля стран Содружества в мировом производстве зерна, согласно данным Исполкома СНГ, достигает 63%. Транспортная сеть общего пользования региона — свыше 140 тыс. км железнодорожных путей, 1 млн км автомобильных дорог и 95 тыс. км внутренних водных путей.

Хотя региональный ресурсный потенциал региона огромен, государства Содружества по многим причинам являются аутсайдерами международного обмена. Суммарный ВВП стран СНГ составляет (по текущему долларовому курсу) 1,8% мирового объема, их доля в мировом экспорте товаров — 2,9%. В глобальном разделении труда страны СНГ занимают малоконкурентную нишу: они специализируются преимущественно на поставках сырья, топлива, продукции первичных стадий переработки, а также готовых изделий с низкой добавленной стоимостью. В 2006 г. высокотехнологичная продукция занимает в экспорте обрабатывающей промышленности стран Содружества от 2 до 10 %.

С другой стороны, СНГ — это международная организация, межгосударственная структура со своими уставом, исполкомом, отраслевыми советами, аппаратом служащих, и т.д.

Это значит, что, находясь в одном интеграционном союзе с Таджикистаном, страны — члены данной группировки не могут входить в другие интеграционные союзы и должны четко взаимосогласовывать свою экономическую политику.

Таджикистан может и должен одновременно участвовать в нескольких региональных объединениях на принципах взаимодополнения, не пытаясь отгораживаться от остального мира рамками Содружества, а взаимодействуя и с Европой, и с Азией, и со странами Ближнего и Среднего Востока, в том числе — вместе с другими постсоветскими государствами. Практика российской внешнеэкономической деятельности скорее подтверждает, чем опровергает обоснованность таких взглядов.

Следует признать, что СНГ не смогло сыграть конструктивную роль в предотвращении или хотя бы в смягчении катастрофических результатов распада Союза. Вместе с тем, около 20 лет оказались достаточным сроком, чтобы подвести некото-

рые итоги пройденного Содружеством пути и определить перспективы его дальнейшего развития. Перед СНГ стоит задача в ближайшей перспективе решить проблему устойчивого и поступательного социально-экономического развития. При этом особое внимание обращается на необходимость использования таких форм взаимодействия, которые могли бы привести к углублению интегрированности государств. Речь идет, прежде всего, о развитии производственно-технологических и кооперированных связей, об инвестиционном сотрудничестве, образовании финансово-промышленных групп, а также о создании финансово-страховых объединений.

В области денежного обращения следует решать такие задачи, как увеличение доли национальных валют во внешнеэкономических расчетах между странами Содружества, гармонизация их валютного законодательства, формирование объединенного информационного пространства по финансовым рынкам и т.д. Как известно, современная система мирохозяйственных связей способна быть эффективной лишь тогда, когда формируются взаимовыгодные интеграционные процессы как на региональном, так и на глобальном уровнях. В этом контексте СНГ является частью мирохозяйственных связей и регионального рынка со своими специфическими особенностями и внутренним историческим формированием, рациональным использованием совместного потенциала, который способен превратить Содружество в один из центров устойчивого экономического, социального и научно-технического развития. Многосторонним направлением углубления интеграционных процессов является скорейшее создание единого внутреннего рынка стран Содружества Независимых Государств, что станет материальной базой для формирования законченной интеграционной модели. Важным этапом в формировании единого внутреннего рынка стран СНГ является создание зоны свободной торговли, главной целью которой является развитие торгово-экономического сотрудничества стран СНГ на базе обеспечения свободы движения товаров, услуг и факторов производства.

При формировании зоны свободной торговли главный акцент должен быть сделан на единый порядок регулирования внешней торговли различными экономическими инструментами, тарифными и нетарифными методами. Это, конечно, эффективное средство активизации внешнеэкономической деятельности стран СНГ, но не кардинальный путь решения интеграционных проблем. Опыт Европейского Союза показывает, что торговля способна укрепить интеграционные процессы лишь в том случае, если к ней будут привязаны все элементы экономической политики: инвестиции, финансы, право, организационные структуры управления, методы планирования и др. Скорее всего, зоны свободной торговли следует рассматривать как первый этап практической апробации мер для создания реального экономического союза. Притом, поскольку эта зона может функционировать только при наличии открытых таможенных границ, унификации таможенной политики, законов, стандартов в налоговой политике, функционировании платежного и валютного союза, Межгосударственного банка, ее (эту зону) следует рассматривать как синоним, прообраз таможенного союза и предпосылку формирования реального экономического союза. Кроме того, необходимо иметь в виду, что при акценте на создание зоны свободной торговли во главу угла может выдвинуться вопрос развития интеграции и сотрудничества по классической модели, когда

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

внешнеэкономические связи будут подменены только внешней торговлей, либо примитивными снабженческо-бытовыми поставками. Свободная же торговля на каких-то определенных территориях внутри СНГ сообразна базарной, «челночной» торговле. Поэтому необходимо менять сегодняшнюю модель интеграции и сотрудничества, ориентироваться на стратегические акценты. В качестве такой модели может выступать воспроизводственная, геоэкономическая модель интеграции, объединявшая всю систему элементов геоэкономической политики, сулящая долговременный стратегический эффект для всех национальных экономик.

Возможно, не вдаваясь в теоретическую и терминологическую полемику и поиск малоэффективных путей развития интеграции через зоны свободной торговли, следует заняться созданием реального экономического союза со всеми его атрибутами. Иначе слишком много времени и средств будет потеряно на объективно необходимую перестройку создаваемых для зон свободной торговли структур, компонентов, инфраструктуры, законодательства и т.д. под экономический союз. Тем более что сегодня уже само существование политической воли руководителей государств Содружества к формированию экономического союза является свидетельством того, что становление реального союза вполне возможно и он может быть жизнеспособным. Это подтверждает Заявление глав государств-участников СНГ по результатам Киевской встречи 29 января 2003 года. В частности, главы государств объявили безусловным приоритетом СНГ функционирование зоны свободной торговли с постепенной ее трансформацией в общее экономическое пространство. Отсюда, следовательно вытекает, что сейчас первоочередные усилия должны быть направлены на активизацию взаимовыгодного экономического сотрудничества, прежде всего, на практическую реализацию соглашений о создании зон свободной торговли, поэтапно формирование общего экономического пространства. Следует создать условия для беспрепятственного перемещения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, реализации совместных инвестиционных проектов, взаимодействия в освоении и транспортировке энергоресурсов, использования существующих и прокладки новых транспортных коридоров, функционирования единого аграрного рынка. Новое воспроизводство геоэкономической модели интеграции преследует главную цель — формирование единого рынка, единой экономики стран СНГ со всеми компонентами и атрибутами. По существу речь должна идти о регенерации союзной экономики, но на новой рыночной основе. Разработка совместных согласованных прогнозов, проектов, программ социально-экономического развития стран СНГ должна основываться, прежде всего, на учете принципа восстановления, укрепления и развития существовавших прямых горизонтальных связей между их предприятиями. На этом уровне становятся возможными углубление и конкретизация интеграционных процессов, большая координация и активизация торгово-экономического сотрудничества. На сегодняшний день Российская Федерация, Украина, Беларусь, Казахстан как наиболее развитые государства в системе СНГ, призванные сыграть ключевую роль в укреплении экономического союза, ведут слишком пассивную политику в области углубления и развития интеграционных процессов на корпоративном уровне. К примеру, в Таджикистане можно по пальцам пересчитать совместные с ними предприятия. О финансово-промышленных группах не может быть и речи. Следовало бы все в большей степени в своей внешнеэкономической политике опираться на укрепление интеграционных процессов, главным образом, со странами СНГ.

Республика Таджикистан, так же как и Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, должна выступать не только идейным генератором, но и быть главным организатором активизации углубления практического, реального торгово-экономического сотрудничества на постсоветском пространстве во всем многообразии форм его управления. И, наконец, для ускорения углубления интеграционных процессов необходимы политические импульсы и прежде всего политическая воля глав государств Содружества, в частности, в области добровольной передачи некоторых национальных процедур принятия решений наднациональным структурам стран СНГ. Интеграция, сотрудничество провозглашаются в документах, необязательность — существует на практике. Как показывает мировой опыт, без механизма реализации принимаемых решений международная структура обречена на безусловное отмирание. Как показала практика, реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных объективных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности и диверсификации производства, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно высокотехнологичные ее отрасли. Менее же развитые страны производят и экспортируют, в основном, базовые товары и выступают в связи с этим по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, квазиденьги, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели. Одним словом, без рыночного механизма нет экономической интеграции.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мира сего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. Лишь там, где все условия присутствуют, удается продвинуться по пути, проложенному ЕС.

Содружество должно основываться на праве. Право дает то, чего не удается добиться силой. В этом отношении есть прекрасный пример: Суд Европейских сообществ. Этот орган имеет широкие полномочия как с точки зрения обеспечения должного соблюдения права Сообщества при толковании и применении учредительных договоров и законодательных актов, принимаемых Советом и Комиссией ЕС, так и в развитии права Сообщества. Положение и эффективность деятельности этого органа разительным образом отличаются от того положения, в котором находится сегодня Экономический суд СНГ. Степень его влияния на темпы и эффективность интеграции в рамках СНГ, мягко говоря, невелика. Не вызывает сомнения,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

что судебный орган в нашем Содружестве, и с самыми широкими полномочиями, должен существовать. Нельзя умолчать и о том, что Экономический суд занимается толкованием соглашений, то есть его решения не имеют обязательного характера. Нужно сделать так, чтобы Экономический суд был бы Судом Содружества в действительности, который бы занимался не только толкованием, но и разрешением споров по определенным жизненно важным направлениям. Решения Суда должны быть обязательны для исполнения органами Содружества, правительствами и субъектами хозяйствования государств-членов СНГ.

Следует также определиться с перспективой развития Суда: останется ли он только Экономическим судом или постепенно будет трансформироваться в суд СНГ. Больше импонирует вторая точка зрения, так как на практике разделить экономические, политические или социальные проблемы зачастую невозможно. Но в любом случае Экономический суд СНГ должен более активно включаться в интеграционные процессы на постсоветском пространстве, либо необходимо решить вопрос о целесообразности его дальнейшего существования [11].

В условиях глобализации мирового хозяйства огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции Таджикистана в мировую экономику. Таджикистан имеет ряд специфических черт, предпосылок и преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: сырьевые ресурсы, квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила, большие масштабы накопленных основных фондов и т.д.

Однако процесс интеграции Таджикистана в мировое хозяйство сдерживают некоторые неразвитые черты таджикской экономики. К данным характеристикам следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; изношенность и моральное устаревания основных фондов; нестабильность и кризисные явления в экономике.

На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1997 г. экономическая реформа в Республике Таджикистан, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Одной из целей реформ ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. Особая роль в этом процессе принадлежит международным экономическим организациям (они обычно подразделяются на межгосударственные и межправительственные и неправительственные организации).

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политикоорганизационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Одним из таких международных экономических институтов является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Таджикистан стал членом ЕБРР в 1992 году. Офис ЕБРР в г. Душанбе был открыт в 1996 г., и в апреле 1999 г. он был преобразован в постоянно действующее представительство ЕБРР. Уставной капитал банка составляет 20 млрд евро, общее количество акций 2 млн, номинальная

стоимость одной акции — 10 тыс. евро. В настоящее время управляющим ЕБРР от Таджикистана является первый заместитель председателя Национального банка Таджикистана Ширинов А.Ш.

ЕБРР помогает более чем 27 странам в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, развитии конкуренции, приватизации и предпринимательства, с учетом конкретных потребностей стран, находящихся на разных этапах перехода к рыночной экономике.

Первым проектом ЕБРР в Таджикистане в 1995 г. стал проект срочного восстановления взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Душанбе. Стоимость проекта равна 5,5 млн долл. США. В сфере агробизнеса ЕБРР профинансировал два проекта: для упаковочной фабрики «Худжанд пекиджинг», общая стоимость которого составила 3,9 млн долл. США, и финансирование завода «Оби зулол» стоимостью 5,2 млн долл. Реализуются также совместные проекты между ЕБРР и рядом коммерческих банков Таджикистана, последние из которых были подписаны в июне 2005 г. между ЕБРР и ОАО «Агроинвестбанк» по двум соглашениям на общую сумму 4 млн долл. и микрозаемным фондом «Имон» на кредит в 1 млн долл.

Поддержка развития микрофинансирования в регионе Таджикистан выглядит следующим образом.

Основные цели ЕБРР при поддержке финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ)

• Развитие малого бизнеса (ускорение роста существующих, поддержка новых).

• Расширение доступа к финансовым ресурсам для начинающих предпринимателей.

• Расширение географического покрытия — продвижение в сельскую местность.

• Самодостаточность — прибыльность и доступность.

• Развитие благоприятной среды.

Способы поддержки развития микрофинансирования

• Программа «Даунскейлинг» (вовлечение банков в микрофинансовую деятельность).

• Открытие микрофинансовых банков.

• Поддержка небанковских финансовых институтов.

• Таджикская программа финансирования сельского хозяйства (ТПФСХ).

• Политический диалог и поддержка сектора.

Организации, сотрудничающие с ЕБРР в регионе Таджикистан

• Банк Эсхата.

• Таджиксодиротбанк.

• Таджпромбанк.

• Агроинвестбанк.

• Первый микрофинансовый банк.

• Имон.

• Микроинвест.

Существенные признаки мирового кризиса коснулись и Республики Таджикистан, но направление, выбранное ЕБРР для своей программы, говорит о том, что можно минимизировать финансовые проблемы, связанные с этими факторами.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Рекомендуемые специфические меры по смягчению влияния мирового кризиса:

♦ организация кредитных линий, субординированных кредитов, револьви-рующих кредитных линий;

♦ организация прямых инвестирований;

♦ организация гарантии для получения кредита в национальной валюте;

♦ организация направленной технической помощи;

♦ организация направления кредитных линий, направленных на улучшение энергосбережения.

Результаты микрофинансирования в Таджикистане выглядят следующим образом:

♦ 4 банка, 1 микрофинансовый банк, 2 небанковские финансовые организации;

♦ средний размер кредита от 500 до 4700 долларов США — финансирование малых клиентов;

♦ большее внимание кредитованию в сельское хозяйство и в сельской местности;

♦ градуация банков в процессе.

Таким образом, прибегая к какому-либо из вышеупомянутых методов борьбы с кризисом, можно минимизировать его влияние на ту или иную сферу деятельности и отдельного сектора экономики страны.

В заключение следует подчеркнуть, что интеграция Таджикистана в международное хозяйство вызовет не только значительные структурные перестройки в экономике страны, но и благоприятно повлияет на мировую экономическую ситуацию в целом и, возможно, спровоцирует позитивные перемены в других государствах. Интеграционная деятельность в Таджикистане должна осуществляться по наиболее эффективным направлениям, основными из которых являются участие в международных экономических организациях, осуществление многостороннего взаимодействия с другими государствами и, по возможности, либерализация внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций. Только направленность таджикского государства на вступление в систему мирового хозяйства на равных правах с другими государствами сможет обеспечить населению Таджикистана надежное социально-экономическое положение в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дахно, И.И. Международная экономика: Учебное пособие / И.И. Дахно. — Киев: МАУП, 2006.

2. Журнал «Экономика Таджикистана».

3. Ликтян, Д.Т. Экономическая интеграция и глобализация. Проблемы современности / Д.Т. Ликтян. — Киев: КНЕУ, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Международная экономическая деятельность Украины: Учебное пособие. — Киев: Центр, 2004.

5. Международный журнал «Бизнес».

6. Храмов, В.О. Внешнеэкономическая политика: Учебное пособие / В.О. Храмов. — Киев: МАУП, 2002.

7. Шумский, Н. Интеграция в Содружестве Независимых Государств: проблемы и перспективы / Н. Шумский // Мировая экономика и международные отношения. — № 11. — М., 1999.

8. http://www.economyka.com

9. http://economics.dailybulletin.ru

10. http://economika.info

11. http://www.cis.minsk.by

12. http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011526/1011526a1.htm

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.