Научная статья на тему 'Инструменты и технологии обеспечения конкурентных преимуществ экономических агентов в глобальной экономике'

Инструменты и технологии обеспечения конкурентных преимуществ экономических агентов в глобальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / GLOBAL ECONOMY / FINANCIAL ECONOMY / COMPETITIVE ADVANTAGES / INSTRUMENTS AND METHODS / DEVELOPMENT STRATEGY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова И. А.

В условиях глобальной финансовой конкуренции существует необходимость разработки альтернативных конкурентных стратегий финансовых операторов локальных рынков и инструментов, обеспечивающих реализацию их интеграционных интересов, посредством создания новых форм финансового взаимодействия. Глобальная экономика входит в новую стадию развития, когда правительства стран играют решающую роль в национальной экономике. Для реализации такой стратегии необходимы специальные институты и принципиально новые инструменты вмешательства в рынок, при которых банки, компании и правительство получат возможность системного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments and methods of economic agents competitive advantages maintenance in a global economy

In the conditions of a global financial competition exists a necessity of alternative competitive strategys development for local markets financial operators and the instruments providing realization of their integration interests by means of creation of some new forms of financial interaction. The global economy is included into a new stage of development when countries governments play the main role in a national economy. Realization of such strategy demands formation of some special institutes and essentially new instruments of interference in the market when banks, companies and the government would have an opportunity of a system interaction.

Текст научной работы на тему «Инструменты и технологии обеспечения конкурентных преимуществ экономических агентов в глобальной экономике»

ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

И.А. МИХАЙЛОВА,

аспирант,

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка Народного Ополчения, д. 2

В условиях глобальной финансовой конкуренции существует необходимость разработки альтернативных конкурентных стратегий финансовых операторов локальных рынков и инструментов, обеспечивающих реализацию их интеграционных интересов, посредством создания новых форм финансового взаимодействия. Глобальная экономика входит в новую стадию развития, когда правительства стран играют решающую роль в национальной экономике.

Для реализации такой стратегии необходимы специальные институты и принципиально новые инструменты вмешательства в рынок, при которых банки, компании и правительство получат возможность системного взаимодействия.

Ключевые слова: глобальная экономика; финансовая глобализация; инструменты обеспечения конкурентного преимущества; стратегия развития; модернизация.

In the conditions of a global financial competition exists a necessity of alternative competitive strategy's development for local markets' financial operators and the instruments providing realization of their integration interests by means of creation of some new forms of financial interaction. The global economy is included into a new stage of development when countries' governments play the main role in a national economy. Realization of such strategy demands formation of some special institutes and essentially new instruments of interference in the market when banks, companies and the government would have an opportunity of a system interaction.

Keywords: global economy; financial economy; competitive advantages; instruments and methods; development strategy; modernization.

Коды классификатора JEL: F01, F12.

В эпоху финансовой глобализации проблема реализации и наращивания национальных конкурентных преимуществ значительно усложнилась. Процесс неолиберальной глобализации развивается в ходе взаимодействия трех сил: глобализирующегося капитала, представленного транснациональными корпорациями и мировыми финансовыми центрами; национальных государств; международных экономических организаций.

© И.А. Михайлова, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

В условиях финансовой глобализации произошел переход от конкурентоспособной модели развития к конкурентоустойчивой, как более приоритетной в условиях возвышения фактора труда в экономике знаний. В условиях перенакопления производственных мощностей в мировом хозяйстве конкурентоспособность обеспечивается «невидимой рукой», она больше не нуждается в опеке со стороны финансового капитала. В этой связи М. Мэй определяет, что «больше нет необходимости владеть всеми интегрированными операциями; у глобальных компаний появилась почти полная свобода размещения своих мощностей, они теперь могут почти мгновенно реагировать на запросы потребителей» [3].

Стихийный рыночный механизм, трактуемый экономическими агентами финансовой глобализации как идеальный и совершенный, провозглашался до системного кризиса единственным регулятором экономического развития. Отсюда логически вытекал вывод о необходимости ослабления хозяйственной роли государства.

Страны, рассматривающие США в качестве долгосрочного инвестиционного плацдарма, создали в этой стране дочерние национальные инвестиционные структуры (Barclays и Prudential (Великобритания); Deutsche Bank (Германия); Nomura Holding (Япония); UBS и Credit Suisse Group (Швейцария) и др.) [4]. Указанные институциональные структуры составляют реальную конкуренцию американским инвестиционным банкам.

На российский финансовый рынок значительное влияние оказала его интеграция в глобальное обращение капиталов, соответственно, последствия мирового финансового кризиса отразились на российских акторах, институтах и инструментах государственного регулирования. В условиях неопределенности и глобальных рисков существует необходимость уделять особое внимание модернизации механизма фондового регулирования, формированию современной законодательной базы о биржах, клиринговой деятельности и центральном депозитарии.

Вместе с тем, современный кризис должен дать определенные преимущества России. Отечественные компании могут получить более широкий внутренний рынок, если смогут обеспечить финансово-инвестиционные ресурсы для расширения производства. Россия должна разнообразить свою промышленную базу, стремится провести переориентацию промышленности с экспорта природных ресурсов на импортоконкуренцию, но это требует не только высоких капитальных затрат, но и новых инструментов управления инвестиционными рисками.

К сожалению, в России внимание экономических агентов и правительства сосредоточено на валютных курсах, финансово-инвестиционный комплекс практически приостановил свою деятельность. Финансовые ресурсы и технологии кредитования, страхования, управления рисками нуждаются в модернизации страны. Финансово-кредитные и страховые институты нуждаются в реформировании. Российским экономическим агентам нужны крупные устойчивые банки с хорошим капиталом, транспарентные страховые компании, располагающие методиками оценки рисков.

У российских финансовых институтов есть преимущества. Они могут кооперироваться, расширять свое присутствие на международном рынке, создавать крупные транснациональные корпорации и банкостраховые группы, увеличивать долю на глобальном финансовом рынке, воспользовавшись ослаблением наиболее сильных конкурентов — банков США.

Например, модернизация банковской системы Испании на основе инновационных финансовых технологий и банкостраховых инструментов обеспечила преимущества формирования новых предприятий инновационного типа. Сегодня испанский Santander владеет тремя банками в Великобритании (Abbey, Alliance & Leicester и Bradford & Bingley) [2]. Но на самом деле проблема России не в банках, а в доверии к ним. Современный глобальный экономический кризис должен дать определенные преимущества отечественным финансовым компаниям, которые могут получить более широкий внутренний рынок.

Глобальная экономика входит в новую стадию развития, когда правительства будут играть решающую роль в национальной экономике. Это масштабное изменение в капиталистическом сознании. Для реализации такой стратегии необходимы специальные институты и принципиально новые инструменты вмешательства в рынок, чтобы банки, компании, правительство работали как система.

Кризис показал, что финансовая глобализация как форма рыночного захвата мировой периферии исчерпала себя, экономические агенты как новые игроки уже не согласны играть роль подчиненных операторов. Новая модель глобальной экономической системы будет строиться вокруг нескольких центров силы, способных предложить конкурентоспособные векторы развития, замешанные на культурной идентичности.

Англосаксонская долговая модель, нацеленная на конвертацию собственных долгов в «рынок прав» на чужие капитальные активы, оказалась несостоятельной. Пространство национальной легитимации доказало свою необходимость для поддержания в рабочем состоянии мировых финансов, торговли и права. Однако альтернативы эпохе финансовой глобализации дефиниции — «многополярный мир», «возврат государства», «национальная конкурентоспособность» — в хозяйственной практике только утверждаются. Формирование экономико-политических объединений — главный инструмент снятия неопределенностей в использовании накопленных сбережений и выстраивания достаточно прочных отношений на длительную перспективу для реализации экономических программ сотрудничества.

Направленность глобальных изменений в системе международного разделения труда определяется стремлением к восстановлению баланса всех звеньев воспроизводственной цепочки, обеспечивающей управление базовыми рисками, сбережениями и инвестициями и поддерживающим их режимом торговли. Формируются центры аккумуляции капиталов, ориентированные на стратегические инвестиции в долгосрочные проекты, которые будут определять конкурентоустойчивую модель развития акторов и формировать центры принятия решений. Для принятия решений и эффективного регулирования в глобальной экономике государство должно располагать значительным финансовым капиталом, выступать на рынке крупным капиталообразованием.

Современная финансовая экономика — это экономика, контролируемая из глобального финансового центра. Региональные институты создают возможность для контроля над деньгами, капиталами, инвестициями, а также для созидания приемлемых для регионов финансовых систем. Успешно регулируемая региональная экономика даже в условиях финансовой глобализации становится самостоятельной экономической системой, т.е. действующей с учетом своих интересов финансовой экономикой, со своими деньгами, финансово-сетевыми технологиями,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

инвестиционными центрами, субъектами проектных решений, чего не может позволить ни одна национальная экономика в условиях финансовой глобализации.

Формирование региональных финансово-инвестиционных центров на базе региональных образований и по преимуществу в межрегиональном пространстве позволяет проектировать мощные региональные институты для обеспечения многополюсного взаимодействия в условиях финансовой глобализации, что исключает доминирование какого-либо из мировых центров над всем планетарным миром.

Используя развитые финансовые институты, государство, стимулируя инвестиционную активность экономических агентов, участвует в смешанных проектах, когда инвестирование осуществляется государством совместно с фирмами, банками, инвестиционными компаниями. Проектируя направления использования, объем и структуру ресурсов, государство оказывает влияние на инвестиционную активность компаний, на общую экономическую конъюнктуру, на развитие экономики, обновление ее материально-технического потенциала, структурные изменения.

В условиях глобальной конкуренции за ресурсы государство должно создавать режимы наибольшего благоприятствования для привлечения иностранного капитала, разработке рациональных схем его инвестирования посредством снижения налогов с инвестиционных сумм, финансовых операций или с ожидаемой продукции, создания инфраструктуры для привлекаемых капиталов, выступая финансовым гарантом инвестиций.

Система целевого регулирования инвестиционной активности должна включать инструменты, содействующие концентрации капитала, созданию крупных национальных, региональных и международных корпораций, финансовых групп. Государство, формирующее экономику развития, должно стимулировать консолидацию национального капитала, развитие рынка ценных бумаг, при этом само выходить на этот рынок, осуществляя крупные займы посредством продаж государственных облигаций.

Привлекая денежные средства банков, международных финансовых институтов, частных инвесторов, государство должно эффективно их использовать, направляя на собственные капиталовложения, на льготные инвестиционные кредиты и субсидии. Особенность стратегического управления развитием финансовых институтов основывается на применении финансово-информационной модели регулирования, которая включает «базисные» и «инновационные» инструменты модернизации, содержание которых достаточно противоречиво, поэтому их целесообразно проектировать в разных ракурсах воспроизводственного процесса.

Если базисные преобразования основываются на необходимости установления информационно-сетевого контроля над развитием финансовых институтов, то инновационная стратегия формируется на концепции институциональной перестройки финансовой сферы, развития финансовых инноваций, например, проектирования Международного финансового центра, который смог бы стать серьезным конкурентом зарубежным аналогам.

Российское правительство возлагает большие надежды на Международный финансовый центр, который должен появиться в России в течение ближайших пяти лет. Кабинет министров одобрил концепцию будущего финансового

центра, определив, что цель рубля в условиях посткризисного развития российской экономики — превратиться в резервную валюту. Разработанная стратегия использования рубля в качестве резервной валюты пойдет на пользу экономике Российской Федерации и ее партнерам на территории стран Содружества независимых государств (СНГ), например, в настоящее время экспорт в Белоруссию на 90% обслуживается в рублях, а импорт — на 45% [1]. Если учесть, что уровень и глубина кооперации с республиками бывшего СССР имеют беспрецедентный уровень в мировой экономике, если энергосистемы, доставшиеся от Советского Союза, действуют в единой системе, если транспорт, в том числе железнодорожный, работает по единой системе, то станет понятно, что эта цель реалистична. Задача создания финансового центра в России особенно актуальна в условиях проблемы недостаточного уровня развития финансовой системы, с которой сталкивается Россия.

Создание Международного центра позволит модернизировать отечественную финансовую инфраструктуру, что обеспечит приток в экономику дополнительных ресурсов. Механизм реализации этого инновационного проекта основывается на финансово-информационном капитале и информационно-сетевых технологиях, обеспечивающих простой доступ к операциям. В 2009 г. Правительство России утвердило Стратегию развития финансового рынка, рассчитанную на период до 2020 года.

Существующие сегодня мировые финансовые центры отличаются друг от друга. К примеру, Нью-Йорк является своеобразными воротами на американский рынок капитала. Аналогичную роль играет Токио, открывающий двери на японский капитальный рынок. Совсем другой характер имеет Лондон, где совершаются сложные трансграничные операции в больших объемах. Он не только способствует привлечению капитала в Великобританию, но и обеспечивает заключение сложных сделок между нерезидентами.

В последние годы появился целый ряд центров, стремящихся реализовать преимущества своего положения как оффшорных зон. Через такие центры клиенты могут осуществлять весь спектр финансовых операций. Они же могут иметь узкоспециализированный характер. Например, на Бермудских островах находится мировой центр перестрахования, который по объему операций значительно превосходит Лондон.

Задача по созданию нового института не предполагает появление некой особой экономической зоны, нацеленной на обеспечение привилегий иностранным финансовым институтам. Поэтому московский центр должен концентрироваться, во-первых, на оказании финансовых услуг инвесторам, желающим войти на российский рынок, а также тем, кто желает привлечь именно российский капитал; во-вторых — на повышении качества финансовых услуг клиентам, уже работающим на российском рынке; в-третьих — на привлечении новых инвестиций. В-четвертых, он мог бы стать центром трансграничных операций на пространстве СНГ, а в дальнейшем — и на мировых рынках.

Но для этого необходимо преодолеть ряд уже существующих препятствий. Прежде всего, надо реформировать систему регулирования финансовых рынков. В России она избыточно сегментирована, и каждый регулятор жестко отстаивает свою сферу, из-за чего страдают общие интересы.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Мировой опыт показывает, что необходим либо единый финансовый регулятор, как это сделано в Лондоне и Дубае, либо некий орган, который сглаживал бы противоречия между регуляторами. В настоящий момент под влиянием разворачивающегося глобального кризиса происходит серьезная ревизия стандартов и принципов регулирования как в ведущих западных странах, так и в России. Основой новой системы должна стать полнота регулирования и наличие единых требований ко всем финансовым рынкам. Во-вторых, необходима глубокая реформа законодательства.

Речь должна идти о том, чтобы отечественная национальная система права давала всем участникам делового оборота и финансового рынка такую же степень гибкости применения правовых норм и защиты интересов сторон, которую дает английское или немецкое право. Поэтому надо принципиально изменить работу российского арбитража. Ведь даже российские предприятия предпочитают заключать сделки между собой в рамках английского права с местом решения споров в Лондоне, Нью-Йорке или Стокгольме. Для формирования в России финансового центра международного уровня необходимо резко повысить качество подготовки специалистов.

Нужно качественно улучшить уровень базового экономического образования, а также создать учебные заведения и бизнес-школы, которые готовили бы современных специалистов в сфере самых последних достижений финансовых технологий. Большие перемены должны произойти и в налоговой сфере. Для профессиональных участников рынка важна предсказуемость действий налоговых органов, ясный и понятный порядок налогообложения финансовых услуг. Необходимо добиться, чтобы налоговое законодательство получило однозначное и не противоречивое толкование.

Новые финансовые инструменты и технологии должны быть привлекательными для иностранных инвесторов. Несмотря на то, что открытый рынок капитала в условиях глобализации несет в себе определенные опасности (вероятность несбалансированного оттока либо притока средств, возникновение проблем с банковской ликвидностью, инфляционных рисков и т.д.), формирование финансового центра обеспечит рост привлекательности национальной валюты и банков для развивающихся рынков стран СНГ.

Если крупные российские компании, финансовые операторы из стран ближайшего окружения будут размещать основной объем бумаг на российском рынке, то в течение последующих лет интерес к размещению возникнет также у глобальных игроков финансового рынка [5].

Согласно прогнозу Правительства, к 2020 г. Российский финансовый центр должен быть сформирован и войти в число лидеров глобального финансового рынка. Проектирование финансового мегацентра связано с формированием двух положений стратегического подхода к освоению новой модели экономического развития страны, что может стать ключом к разрешению кажущейся сейчас неразрешимой проблемы всех наших преобразований, которая заключается в необходимости одновременно:

• быстро преодолеть в конкретных экономических условиях отставание страны от ведущих государств мира. Здесь концепция развития должна обеспечивать возможности использования всех факторов и источников развития,

не противоречащих российским национальным интересам, которые созданы в мировой практике;

• не допустить заимствования морально устаревших (устаревающих) концептуальных подходов (неолиберальной концепции развития) и институциональных форм (методологии западного эгоизма), избежать подчинения российской модели развития внешним интересам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, С. Притяжение Москвы / С. Белов // Российская газета (Центральный выпуск). — 2008. — 12 сентября — № 4750.

2. Вьюгин, О. Россия и мировой кризис: Трансформация долга [Электронный ресурс] / О. Вьюгин // Ведомости. — 2009. — 4 марта. № 38 (2308). — Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml72009/03/04/184459]

3. Мэй, М. Трансформирование функции финансов / М. Мэй; пер. с англ. — М., 2005. — С. 12.

4. Салонов, Ю. Убыточный резерв / Ю. Самонов // Эксперт. — 2006. — № 32 (526).

5. Шапран, Н. и др. Раскрытие информации на фондовом рынке — путь к совершенству / Н.Шапран, В. Шапран // Финансовый директор. — 2007. — № 5. — С. 31.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.