Научная статья на тему 'Влияние глобального финансового кризиса на особенность стратегии развития транснациональных компаний на локальных рынках'

Влияние глобального финансового кризиса на особенность стратегии развития транснациональных компаний на локальных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильяно А. А.

В статье рассматриваются особенности стратегий развития транснациональных корпораций в условиях финансового кризиса, новые инструменты формирования их конкурентных преимуществ на основе взаимодействия с транспортными компаниями в рамках частногосударственного технологического партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гильяно А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобального финансового кризиса на особенность стратегии развития транснациональных компаний на локальных рынках»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ОСОБЕННОСТЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИИ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ

А.А. ГИЛЬЯНО,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра «Международные экономические отношения», Ростовский филиал Российской таможенной академии, 344001, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20

В статье рассматриваются особенности стратегий развития транснациональных корпораций в условиях финансового кризиса, новые инструменты формирования их конкурентных преимуществ на основе взаимодействия с транспортными компаниями в рамках частногосударственного технологического партнерства.

Ключевые слова: транснациональные корпорации; частно-государственное партнерство; технологическое взаимодействие; модернизация; инвестиционные контракты.

Коды классификатора JEL: F23.

Главные особенности современного развития транснациональных корпораций определяются развитием финансовой глобализации и финансовым кризисом, определившим необходимость формирования и развития новых стратегий позиционирования. Конкретные формы и особенности финансовой глобализации определялись до кризиса политикой либерализации и дерегулирования, активно проводившейся западными странами. Переход к новому длительному циклу характеризуется стремительным ростом роли и значения творческого фактора, знаний и информации в формировании и функционировании деятельности транснациональных корпораций.

Сложно оценить вклад этих факторов в хозяйственное развитие и формирование конкурентных преимуществ крупных корпораций. В условиях перехода от одного длительного цикла к другому актуализируется вопрос о механизмах сопряжения обособленных, специализированных, технологически и производственно взаимосвязанных хозяйственных субъектов. Исторически известны четыре таких механизма, которые рассматриваются в теории раздельно, но на практике взаимодействуют в различных сочетаниях.

Во-первых, это единая собственность, при которой централизованно насаждается продуманная взаимоу-вязка отдельных производителей. Чем крупнее корпорация, тем труднее обеспечить на такой основе эффективное взаимодействие. Во-вторых — различные формы сговора предпринимателей, будь то для утверждения своего монопольного положенияе на определенном участке мирового рынка, будь то для объединения сопряженных мощностей, потенциалов и/или рынков сбыта (современные стратегические партнерства). В-третьих, государство своим вмешательством в хозяйственную жизнь создает различные механизмы сопряжения как на микро-, так и на макроуровнях. В-четвертых, — это свободный рынок и конкуренция.

Процесс финансовой глобализации характеризуется многими специфическими чертами, среди которых наиболее значимыми стали следующие:

1. Произошел качественный и количественный сдвиг в пользу финансового сектора (растущие опережаю-

щими темпами объемы трансакций, более высокая норма прибыли, отток в эту сферу человеческих и иных ресурсов, образование новых институтов и т.п.);

2. Установилось определяющее влияние этого сектора на всю систему аллокации ресурсов и координации

(направления потоков инвестиций, принятие решений, структура цен и т.п. во всей экономике определяется ныне во многом конъюнктурой финансового сектора);

3. Приоритетное развитие финансового капитала вызвало волну дерегулирования; финансовые спекуля-

ции стали субститутом государственного воздействия на экономику;

4. Качественно изменились отношения собственности, а вся система общественного воспроизводства при-

обрела многие специфические черты, среди которых резко возросшая зависимость этого процесса от случайных факторов: рисковость, нестабильность экономической системы и т.п.

Результатом этого процесса стало формирование особого типа человеческого поведения, ориентированного на финансовые трансакции как главный способ жизнедеятельности и модель поведения. По мере развития глобализации, стоимостные концепции становятся основными концепциями развития бизнеса, а модель активного финансового поведения становится едва ли не господствующим типом поведения, характерным не только для предпринимателей, но и для потребителей.

Таким образом, в условиях финансовой глобализации произошли качественные изменения в природе капитала. Существенным для понимания нового вида капитала является оценка стратегий транснациональных корпораций и развитие качественно новой технологической базы функционирования.

Неоэкономическая модель глобализации определяет необходимость изучения новых форм глобального капитала и специфики развития транснациональных корпораций в условиях глобализации. Процесс глобализации как продукт эволюции мирового хозяйства необходимо исследовать с позиций генезиса производительных сил и производственных отношений, новой модели развития, экономической взаимозависимости хозяйственных регионов мира, доминирования техногенно-информационных структур, которые характеризуют масштабность качественных социально-экономических изменений, происходящих не столько в отдельных странах, сколько во всем мире.

В научной литературе активно разворачиваются дискуссии по вопросу формирования некоего нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба. Например, Н.Н. Семенова считает, что глобальная экономика отличается высшей формой организованности, превосходящей не только рыночно-конкурентную организацию, не только корпоративно-монопольную, но даже новейшую инновационно-информационную [4, с. 299].

Новая модель развития экономики, прежде всего, является инвестиционно-финансовой экономикой, значимую роль в которой играют информационный фактор и фактор утверждения электронного экономического счета, как возможность привлечения и обработки очень крупных массивов информации, ее оперативного распространения по сети. В посткризисной экономике стратегия крупных корпораций будет направлена на изменение модели управления бизнесом на основе преобразования функциональной стороны менеджмента с инвестиционно© А.А. Гильяно, 2009

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ОСОБЕННОСТЬ.

39

финансового на инновационно-инвестиционный. Современная модель глобализации мирохозяйственных процессов — многоуровневое явление, затрагивающее отдельные предприятия (микроэкономический уровень); товарные, финансовые, валютные рынки и рынок труда регионов внутри федеративных государств (мезоуровень); национальные экономики (макроуровень) и международный, в том числе региональный межстрановый уровень (мегауровень). В условиях рыночных отношений микроуровень составляет структурообразующую основу глобализации в силу того, что отдельные предприятия, фирмы, предприниматели являются определяющими субъектами международных экономических связей.

Ведущая роль в экономических процессах, безусловно, принадлежит транснациональным и многонациональным компаниям, порожденным экспортом капитала и его интернациональным переплетением. Развитие фирм и финансовых организаций, их взаимодействие в глобальной экономике объективно ведут к необходимости их объединения. В то же время компании не стремятся к полному слиянию, а создают новые механизмы взаимодействия, вследствие чего возникает принципиально новый вид интегрированной группы компаний, определяемых как «интегрированные корпоративные структуры» или «связанно-дифференцированные системы».

Множественность факторов глобализации, значительное усложнение условий хозяйствования, невозможность только рыночного саморегулирования в данной ситуации предопределяют особую стабилизирующую роль в этом процессе макроэкономического уровня — национальных экономик.

Выделяя особенности инструментов регулирования глобальной экономики, Ю.М. Осипов делает вывод о том, что механизм поддержания сложившейся экономической иерархии стран в значительной мере связан с ценовыми и финансовыми диспаритетами. Владение деньгами и информацией, их потоками — самый влиятельный фактор в глобальной экономике [3, с. 15].

В.Г. Белолипецкий в своей работе выделяет особенности стратегии транснациональных корпораций на основе «свободного трансграничного перемещения факторов бизнеса и его результатов» [1, с. 61]. Ученый обращает внимание, что поведение предпринимателей в глобальной экономической среде остается подчиненным параметрам эффективности создания добавленной стоимости. Особенность генезиса производительных сил в условиях глобализации проявляется в эволюции товара и эволюции институциональной структуры самого бизнеса. Складываются новые пропорции и расстановка сил между хозяйственными субъектами, экономикой и политикой, производством и финансами, при этом не стихийно: процесс глобализации все больше превращается в институционально оформленный, сознательно направляемый.

Современные условия и ограничения хозяйственной деятельности требуют сочетания всех рассмотренных механизмов сопряжения активности экономических агентов. Однобокая ориентация на рынок и необузданную конкуренцию привела к расшатыванию самого рыночного механизма, к росту его нестабильности. Обострение конкуренции, разнонаправленность развития стран центра и периферии в условиях растущей активности транснациональных компаний изменяют условия ведения бизнеса.

Стратегия выхода крупных корпораций из современного кризиса будет основываться на сложившейся технологической базе, что будет сужать спрос на новое оборудование и сделает более трудным и менее выраженным переход к оживлению и подъему. Все это можно считать такими признаками материальной основы циклического кризиса, которые позволяют оценить его не как рядовой цикл в числе прочих, а как риск, отличающийся глубокими системными напряжениями глобальной экономики.

Несмотря на осложнившуюся экономическую ситуацию на мировом финансовом рынке, компания «Сименс» после структурной реорганизации и внедрения программы снижения расходов сохранила финансовую устойчивость. Департамент корпорации «Мобильность», работающий в сфере транспорта, реализует стратегические программы развития корпорации. В условиях кризиса для обеспечения стратегии конкурентоустойчивого развития компания «Сименс» считает целесообразным не сокращать, а расширять дополнительные инвестиции в крупные инфраструктурные проекты. К приоритетным программам компании «Сименс» относится сфера транспорта.

Международное сотрудничество ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с компанией «Сименс» (Siemens AG) развивается на основе инновационных технологий взаимодействия, в процессе которого решают вопросы модернизации сортировочных станций, а также создания совместного предприятия по локализации производства подвижного состава для «технологического пространства 1520. В рамках сотрудничества рассматриваются контракты на основе формирования и развития концессионных соглашений.

Деятельность компании «Сименс» в России началась еще в конце XIX в. и с тех пор активно развивается. Сегодня корпорация участвует в целом ряде проектов: поставка скоростных поездов «Сапсан», строительство и оснащение депо для их последующего сервисного обслуживания. Корпорации «Сименс» и ОАО «РЖД» связывает давнее и плодотворное сотрудничество в области телекоммуникаций, энергоснабжения железных дорог, безопасности транспортной техники и путей сообщения, реконструкции и автоматизации.

В числе совместных проектов последних лет можно выделить создание волоконно-оптической линии связи и систем SDH для российских железных дорог (общей протяженностью 4000 км), поставку цифровых станций связи EWSD, реконструкцию участка контактной сети на Свердловской железной дороге, разработку и внедрение преобразователей для электропоездов и электровозов, а также пассажирских вагонов «Невский экспресс». Компании «Сименс» и ОАО «РЖД» подготовили тендерную документацию на поставку пригородных поездов для Олимпийских игр в Сочи.

На основании утвержденного Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве компании продолжают развивать долгосрочное сотрудничество в области автоматизации и оптимизации сортировочной работы и технического оснащения сортировочных станций ОАО «РЖД». Пилотными проектами, которые дали начало сотрудничеству компаний, стали две сортировочных горки. Первая — на станции Черняховская Калининградской железной дороги, вторая — на Лужской-Сортировочной Октябрьской железной дороги. Для станции Лужская-Сортировочная впервые в России планируется применить подтягивающие устройства на подгорочных путях, что значительно сократит работу на них маневрового локомотива.

Для этих проектов корпорация «Сименс» поставит инновационные гидравлические вагонные замедлители, электронное оборудование, управляющее процессом разгрузки в автоматическом режиме, напольное оборудование железнодорожной автоматики, включая датчики колеса, радары для измерения скоростей, весомеры и т.д. Это оборудование относится к практически необслуживаемой технике. Такой комплекс позволяет осуществлять роспуск составов в автоматическом режиме без участия оператора и при высоком качестве сортировочной работы.

В этом убедились российские специалисты во время посещения сортировочных горок, оборудованных системой «Сименс» MSR32 в Германии и Швейцарии. Несмотря на то, что у корпорации «Сименс» уже есть опыт работы на колее 1520 мм (станции Куовола в Финляндии и Вайдотаи в Литве), ОАО «РЖД» вследствие отличия климатических и технологических условий проводит полевые испытания техники до старта пилотных проектов, чтобы проверить, способны ли они работать в России.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

40

А.А. ГИЛЬЯНО

Климатические условия в России значительно отличаются от европейских, поэтому корпорация «Сименс» проводит тестирование своего оборудования, приборов и всей системы функционирования в комплексе. Для проведения испытаний выбрана станция Шушары Октябрьской железной дороги, на которой планируется комплексная модернизация.

После окончания имитационного моделирования и определения технических требований корпорация «Сименс» получит от ОАО «РЖД» технологические требования к проекту, включающие перечень и объем необходимого оборудования, количество и качество устройств, а также определение сроков их поставки на сортировочные станции. Если первый совместный проект получит одобрение, корпорация «Сименс» планирует продолжать сотрудничество с ОАО «РЖД», и дальнейшую комплексную модернизацию станций. В настоящее время обе корпорации формируют пакет других проектов, связанных с поставками подвижного состава.

Выбранная концепция инвестиционного проекта дороги потребовала от ОАО «РЖД» разработки собственных вагонов нового поколения или привлечения зарубежного партнера, способного в короткий срок поставить такие поезда для России. В конце 2008 г. руководство компании ОАО «РЖД» выбрало второй вариант, был объявлен конкурс на создание 54 пассажирских поездов со сроком службы 40 лет, начиная с даты поставки. Документация была разослана в три крупнейшие транснациональные компании с мировыми именами: «Бомбардир» (Bombardier), «Алстом» (Alstom) и «Сименс» (Siemens).

Президент корпорации «Сименс» в России Д. Меллер сообщил, что компания намерена участвовать в конкурсе с платформой Desiro ML; речь идет о так называемых олимпийских составах, которые эксплуатируются со времени проведения в Мюнхене Олимпийских игр 1972 г. [2, с. 21].

Стремление к сотрудничеству корпорации «Сименс» в области реализации крупных инвестиционных проектов объясняется тем, что в условиях глобального кризиса в Германии идет масштабное сокращение инвестирования государства в проекты концерна. Недавно руководство немецкого холдинга даже пыталось продать подразделение Transportation как не принадлежащее к числу основных видов деятельности компании. Фактически среди крупных проектов у транснациональной корпорации остались только внешние поставки, среди которых ведущее место занимает Россия.

В Европе широко используется семейство пригородных поездов, которые известны под названием «Desiro». Эффективные конструктивные элементы этого поезда достаточно известны и находятся на высоком уровне технического развития. Такого рода подвижные составы могут быть как электрического, так и дизельного привода, которые нередко применяются на маршрутах между малонаселенными пунктами по неэлектрифицированным путям. Корпорация «Сименс» продемонстрировала дизельный вариант этого состава менеджерам ОАО «РЖД», и технологические преимущества конструкции «Desiro», что способствовало началу нового этапа сотрудничества в рамках проекта, направленного на адаптацию дизельного поезда, производимого «Сименс», к эксплуатации в российских условиях.

Второй совместный проект компании «Сименс» и ОАО «РЖД» в сфере подвижного состава касается участия в тендере на поставку пригородных поездов для олимпийского Сочи. Корпорация «Сименс» проявила интерес к развитию направления Москва — Сочи и предложила поезда нового поколения. Транснациональная корпорация планирует также участие в тендере на строительство новой линии городского транспорта «Надземный экспресс» в Санкт-Петербурге, особенность которого заключается в том, что он реализуется на концессионной основе.

Последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в отраслях, которые до этого неизменно находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйстве, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают в частную собственность или во временное долго- и среднесрочное владение и пользование бизнесу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регулирования и контроля их деятельности.

С одной стороны, предприятия этих отраслей, в первую очередь сетевые, монопольные сегменты не могут быть приватизированы по причине их стратегической, общественной и социально-политической значимости. Но, с другой стороны, в условиях кризиса в государственном бюджете нет достаточного объема средств на их модернизацию. Для того чтобы разрешить это противоречие в хозяйственной практике за рубежом используется концепция частно-государственного партнерства (ЧГП, Public-Private Partnership — РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В современном понимании частно-государственное партнерство (ЧГП) — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Например, корпорация «Сименс» планирует заниматься локализацией производства ряда комплектующих. Возможность организации производства комплектующих в России зависит от объемов заказа, потому что транснациональные корпорации всегда заинтересованы в локализации как можно большего количество деталей составов. В случае с «Сапсаном», когда ОАО «РЖД» было заказано 8 поездов, организацию производства в России корпорация «Сименс» посчитала экономически невыгодной. При условии заказа от 20 до 100 единиц подвижного состава корпорация «Сименс» согласилась обсуждать разные степени локализации или размещение разных циклов, а если речь идет о поставках свыше 100 поездов, то их выпуск, по мнению экспертов, выгоднее всего целиком локализовать в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белолипецкий В.Г. Преодоление пространства и времени как атрибут экономической глобализации / Экономическая теория на пороге XXI века. М.: Юрист, 2003.

2. Меллер Д. «Сименс» в России: стратегия корпорации на основе развития инновационно-инвестиционного сотрудничества//РЖД-Партнер, 2009 № 6 (156).

3. Осипов Ю.М. Россия: ни глобальное, ни национальное, а имперское // Философия хозяйства. 2004. № 1.

4. Семенова Н.Н. Глобализация: особенности развития хозяйственных систем/ Экономическая теория в XXI веке. М.: Экономистъ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.